Иранский национализм

редактировать

Иранский национализм относится к национализму среди жителей Ирана и лиц, национальность которых является иранской. Иранский национализм состоит из политических и социальных движений и настроений, вызванных любовью к иранской культуре, иранским языкам и историей, а также чувством гордости за Иран и Иранский народ. В то время как национальное сознание в Иране можно проследить на протяжении веков, национализм был преобладающим фактором, определяющим иранские отношения в основном с 20 века.

Во время династии Пехлеви (1925–1979) иранский национализм пережил возрождение из-за поддержки патриотических настроений правительством Пехлеви. После иранской революции в Исламской Республике Иран произошло возрождение национализма после студенческих протестов в Иране, июль 1999 г. и исламской Самодержавная политика республики за сорок лет ее существования.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Шуубийя
    • 1.3 Иранское интермеццо
    • 1.4 Иранско-шиитская идентичность при Сефевидах
    • 1.5 Эра Каджаров - начало современного национализма
    • 1.6 Современный национализм
  • 2 Националистические партии Ирана
  • 3 Сноски
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники

История

Истоки

Идея Ирана как религиозная, культурная и этническая реальность восходит к концу 6 века до нашей эры. Как политическая идея, она впервые появилась в двадцатых годах третьего века нашей эры как существенная черта сасанидской пропаганды.

Иран третьего века был потрясен конфликтом между универсализмом. и национализм, наиболее ярко проявившийся в религиозной и культурной сфере. Исход этого конфликта хорошо известен: традиционалистские и националистические импульсы взяли верх, и манихейский универсализм уступил место национализму зороастрийцев волхвов. Иранская идентичность, которая до этого момента в основном состояла из культурного и религиозного характера, приобрела определенную политическую ценность, поместив Персию и персов в центр Шран-Шара, другими словами, в центр. государства, основанного на двойной силе престола и алтаря и поддерживаемого антикварной и архаизирующей идеологией. Эта идеология становилась все более и более акцентированной в период Сасанидов, достигнув своего апогея во время длительного правления Хосрова I (531-79 гг. Н. Э.). Конечно, экономические и социальные факторы благоприятствовали победе более сильных классов в обществе, основанном в основном на сельской экономике, а именно аристократических землевладельцев, воинов и магического духовенства.

Шу'убийя

Иранская идентичность оказалась под угрозой после падения империи Сасанидов и завоевания Ирана арабскими мусульманами. Термин Шуубийя относится к ответу Персидские мусульмане к растущей арабизации ислама в IX и X веках на территории нынешнего Ирана. В первую очередь это было связано с сохранением персидской культуры и защитой персидской идентичности. Некоторые из известных иранских фигур шу'уби: Башар ибн Бурд, Зеяд э Аджам и. Многие считают Фирдоуси поэтом Шу'уби.

иранское интермеццо

Термин иранское интермеццо представляет период в истории Ближнего Востока, когда произошел рост различных коренных иранцев Мусульманские династии на Иранском нагорье. Этот термин примечателен, поскольку он был промежутком между упадком Аббасидского арабского правления и власти и возможным появлением турок-сельджуков в XI веке. Возрождение Ирана заключалось в поддержке Ирана на иранской территории и, что наиболее важно, в возрождении иранского национального духа и культуры в исламской форме.

Иранско-шиитская идентичность при Сефевидах

Иран восстановил свое политическое единство и получил новую отчетливую религиозную идентичность при Сефевидах. Шииты стали официальной государственной религией и отныне сыграли важную роль в восстановлении новой этнорелигиозной идентичности иранского народа. Более того, подъем империи Сефевидов совпал с подъемом соседней Османской империи в Западной Азии и Северной Африке (и, что наиболее важно, на протяжении веков геополитического, а также идеологического соперника Ирана), Империя Великих Моголов в Индии и Узбекская империя в Средней Азии, все придерживались суннитского ислама. Формирование этих политических образований помогло создать отчетливую ирано-шиитскую политическую идентичность среди этих государств. Это также помогло расширить гегемонию персидского языка в большей части исламского мира. Персидская литература, помимо Ирана и его территорий, простирающихся от Северного Кавказа до Персидского залива, была произведена от Анатолии до Средней Азии и Индийского субконтинента

Каджар. Эра - начало современного национализма

Иран в 19 веке

Современное иранское национальное движение началось в конце 19 века. Иранский национализм возник как реакция на европейский колониализм 19 века в регионе, который привел к потере владений Каджара на Кавказе. В течение 19 века, через русско-персидскую войну (1804-1813) и русско-персидскую войну (1826-1828) и их исход Гюлистанский и Туркменчайский мир 1813 и 1828 годов соответственно, Иран был вынужден безвозвратно уступить участки своей территории на Северном и Южном Кавказе включая то, что сейчас является Грузией, Дагестаном, Азербайджаном и Арменией до Императорской России. Эти территории на протяжении веков были частью концепции Ирана до их утраты.

Первоначальные цели этих националистов, например, Прекращение феодальной системы землевладения, правительственной лености и коррупции, а также массовое распределение иранских ресурсов среди иностранцев также очень понравились модернизаторам.

Одним из основных и наиболее известных предшественников иранского национализма эпохи Каджаров был Мирза Фатали Ахундов, родился на недавно захваченных территориях на Кавказе в семье помещиков, происходящих из Иранского Азербайджана.

Современный национализм

Мохаммад Мосаддык

Современный национализм в Иране восходит к 1906 году. когда почти бескровная конституционная революция создала первый в Иране парламент. Реза Шах помог сформировать иранский национализм, наполнив его отчетливо светской идеологией и уменьшив влияние ислама на Иран. Интегрируя европейскую правовую политику взамен исламских судов, Шах убедил в эффективности государственной бюрократии и продвинул сильное чувство иранского национализма. Вдобавок Реза-шах стремился изменить названия различных городов в честь доисламских персидских царей и мифологических героев, а также продолжить ослабление власти мулл, стремясь модернизировать Иран. Таким образом, династия Пехлеви безвозвратно встала на путь внедрения в страну светского национализма, пути, который в конечном итоге привел к конфликту с клерикальным классом страны. Иранский национализм был решающей силой в движении 1951 года за национализацию нефтяных богатств Ирана.

Цель Mosadeqq по национализации иранской нефти вступила в силу в 1951 году. Предоставив Ирану полную власть и контроль над своими основными ресурсами, AIOC и другие европейские программы участвовали в международном бойкоте, который в конечном итоге вызвал сдерживание в экономике Ирана. После свержения Мосадека при помощи США Реза Шах восстановил контроль и использовал возросшие цены на газ для расширения модернизации в Иране.

иранский националистический дискурс часто фокусируется на доисламской истории Ирана. В 20 веке на различные аспекты этого романтического национализма ссылались как монархия Пехлеви, которая использовала такие названия, как Арьямехр «Свет арийцев», и некоторыми руководителями последовавшей за ней Исламской Республики.

Националистические партии Ирана

Активные партии
Исторические партии

Сноски

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-24 06:24:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте