Огузские тюрки

редактировать
Бывший термин для группы западных тюркских народов
Огузские турки
Регионы со значительным населением
До 11 век : Туркестан.

С 11 век : Анатолия ·Закавказье ·Большой Хорасан ·Кипр ·Месопотамия ·Балканы ·Северная Африка

Исторический: Едисан ·Крым
Языки
Огузские языки
Религия
Преимущественно Ислам. (Сунниты ·Алеви ·Бекташи ·Шииты-двунадесятники ).

Меньшинство: Безбожие ·Христианство ·Иудаизм.

Историческое: Шаманизм ·Тенгризм
Родственные этнические группы
другие Тюркские народы
Старый Свет в 600 г. н.э.

огузы, огузы или тюрки-гузы (древнетюркские : 𐰆𐰍𐰔, романизированный: Oγuz, среднетюркский : ٱغُز, романизированный: Oγuz, османский тюркский : اوغوز, романизированный: Oġuz) были западными тюркскими народами, которые говорили огузская ветвь тюркской языковой семьи. В VIII веке они образовали племенную конфедерацию, условно названную Государство Огуз Ябгу в Центральной Азии. Имя Огуз - общетюркское слово, обозначающее «племя». Византийские источники называют огузов узами (Οὐ̑ζοι, узой). К X веку исламские источники называли их мусульманами туркменами, в отличие от шаманистов или буддистов. К XII веку этот термин стал использоваться византийцами, и огузы в подавляющем большинстве были мусульманами. Термин «огузы» постепенно вытеснялся самими турками туркменами и туркменами, (османскими тюрками : تركمن, романизировано: Türkmen или Türkmân) с середины 900-х годов, процесс, который завершился к началу 1200-х годов.

Конфедерация огузов мигрировала на запад из Джети-су область после конфликта с карлукскими союзниками уйгуров. Сегодня часть жителей Турции, Азербайджана и Туркменистана являются потомками огузских тюрков и их язык принадлежит к группе огузов. из семейства тюркских языков. Кара-ханид ученый Махмуд ал-Кашгари писал, что из всех тюркских языков огузский был самым простым. Он также заметил, что огузы так долго были отделены от восточных турок, что язык восточных тюрков на востоке можно было четко отличить от языка огузов и кипчакского дальше на запад.

В IX веке огузы из аральских степей изгнали беченов из региона Эмбы и реки Урал на запад. В X веке они населяли степь рек Сари-су, Тургай и Эмба к северу от озера Балхаш современного Казахстан. Клан этого народа, сельджуки, принял ислам и в XI веке вошел в Персию, где основал Великую империю сельджуков. Точно так же в XI веке тенгрианец род огузов, именуемый в русских летописях узесами или торками, сверг печенегское господство в русской степи. Преследуемые другим тюркским народом, кипчаками, эти огузы проникли до нижнего Дуная, пересекли его и вторглись на Балканы, где были поражены вспышкой чумы, вызвавшей оставшиеся в живых либо бежать, либо присоединиться к Византийским имперским силам в качестве наемников (1065).

Государство Огуз Ябгу в Туркестане, 750–1055

Огузы по всей видимости, были родственниками печенегов, некоторые из которых были чисто выбриты, а у других была небольшая бородка бородка. Согласно книге Аттила и орды кочевников, «Подобно кимакам они установили множество резных деревянных погребальных статуй, окруженных простыми каменными балбальными монолитами». Авторы книги далее отмечают, что «те узи или торки, которые поселились вдоль русской границы, постепенно были славянизированы, хотя они также играли ведущую роль в качестве кавалерии в русских армиях 1100-х и начале 1200-х годов, где они были известны как Черные шляпы... Воины-огузы служили почти во всех исламских армиях Ближнего Востока с 1000-х годов, в Византии с 800-х и даже в Испании и Марокко ». В более поздние века они адаптировали и применили свои собственные традиции и институты к интересам исламского мира и стали строителями империй с конструктивным чувством государственного управления.

С лингвистической точки зрения огузы принадлежат к общетюркской говорящей группе, для которой характерны звуковые соответствия, такие как общетюркский / -š / по сравнению с огурическим / -l / и общетюркский / -z / vs. Огурийский /-r/. В рамках общетюркской группы огузские языки разделяют эти нововведения: потеря прото-тюркских гортанных в суффиксе анлаут, потеря / ɣ / за исключением / а /, / g / становится либо / j /, либо потерянным, озвучивает / t / to / d / и / k / to / g /, а * / ð / становится /j/.

Кроме сельджуков, династии хорезмийцев, Кара Коюнлу, Ак Коюнлу, османов и афшаридов также считаются потомками огузско-туркменских племен Бегдили, Йива, Баяндур, Кайи и Афшар соответственно. 189>

Османская династия, которая постепенно захватила Анатолию после падения сельджуков к концу 13 века, возглавляла армию, также преимущественно огузов. Османы оказались выше других местных огузских турецких государств. Ахмед Бицан Языджиоглу в начале 15 века проследил генеологию Османа до огузов. Каган, мифические предки западных тюрков, через своего старшего внука своего старшего сына, таким образом предоставив османским султанам первенство среди турецких монархов.

Глава мужчины-сельджукской королевской фигуры, 12-13 века, из Ирана.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Социальные единицы
  • 3 Родина в Трансоксиане
  • 4 Поэзия и литература
  • 5 Огузы и Йоруки
  • 6 Список династий Огузов
  • 7 Традиционная племенная организация
    • 7.1 Бозоки (Серые Стрелы)
    • 7.2 Узоки (Три Стрелы)
  • 8 Список огузских этносов
    • 8.1 Другие огузы субэтнические группы и племена
      • 8.1.1 Анатолия и Кавказ
      • 8.1.2 Балканы
      • 8.1.3 Центральная Азия
      • 8.1.4 Иран и Большой Хорасан
      • 8.1.5 Арабский мир
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Истоки

Первородная родина т. Огуз находился к востоку от Горного Алтая в Средней Азии, который с доисторических времен был владением тюркских народов.

В течение II века до нашей эры, согласно древним китайским источникам, степная племенная конфедерация, известная как сюнну и их союзники, Усунь (вероятно, индоевропейский народ ) победил соседних индоевропейскоязычных юэчжи и изгнал их из западного Китая в Среднюю Азию. Различные научные теории связывают хунну с тюркскими народами и / или гуннами. Бичурин утверждал, что первым употреблением слова Огуз, по-видимому, был титул Огуз Каган, биография которого имеет сходство с биографией, записанной ханьским китайцем, лидера сюнну Моду Шаньюй (или Мау-Тун), который основал Империю хунну. Однако рассказы Огуз-хана были фактически собраны в Сборнике хроник Ильханидом ученым Рашид-ад-Дином в начале 14 века.

Сыма Цянь записал имя Wūjiē 烏 揭 (LHC : * ʔɔ-gɨat) или Hūjiē 呼 揭 (LHC : * xɔ-gɨat), народа, враждебного сунгу и живущего непосредственно к западу от них, в районе реки Иртыш, около озера Зайсан. Голден предполагает, что это могут быть китайские версии * Ogur ~ * Oguz, пока остается неопределенность. Согласно одной теории, Hūjiē - это просто еще одна транслитерация Yuezhi и может относиться к тюркским уйгурам ; однако это противоречиво и имеет мало приверженцев.

Бюст Деде Коркут - центральный персонаж эпоса IX века - в Баку.

Византийский император Константин VII Порфирогенетос упоминал узи и мазари (венгры ) как соседей печенегов.

. Ряд последующих племенных конфедераций носили название огузов, часто прикреплен к цифре, обозначающей количество включенных объединенных племен. Сюда входят ссылки на Секиз-Огуз («восемь огузов») и Токуз-Огуз («девять огузов»). Племена Секиз-Огуз и Токуз-Огуз изначально занимали разные территории в окрестностях Горного Алтая. Однако трансоксанские турки-огузы, которые основали государство огуз ябгу, не были той же племенной конфедерацией, что токуз огузов, от которых произошли основатели уйгурского государства. Каганат.

Во время основания Гёктюркского каганата - региона, простирающегося с востока Каспийского моря на восток Аральского моря и граничащего с Пустыня Каракум на юге и аналогичная современному Казахстану - Огузы, в указанном выше смысле, оставались в северо-восточных районах Алтая, вдоль реки Тула и около (в современной северной Монголии ).

Ко времени орхонских надписей (8 век н.э.) «огуз» применялся в целом ко всем жителям Гёктюркского каганата. каганат, община огузов постепенно расширялась, включая другие племена. Ибн ал-Асир, араб историк, утверждал, что турки-огузы были заселены в основном в Трансоксиане, быть между Каспийским и Аральским морями, в период халифа аль-Махди (после 775 г.). К 780 г. восточные части Сырдарьи находились под властью тюрков-карлуков, а к западу от них находились огузы. Трансоксиана, их главная родина, в последующие века стала называться «Огузской степью».

В период Аббасидов халифа Аль-Мамуна (813–833) имя Огуз начинает появляться в произведениях исламских писателей. Книга Деде Коркут, исторический эпос об огузах, содержит исторические отголоски IX и X веков, но, вероятно, был написан несколькими веками позже.

Социальные единицы

Туркмены женщина у входа в юрту в Туркестане ; Цветная фотография 1911 года. Автор Прокудин-Горский Традиционная туркменская одежда, Дурсунбей, провинция Балыкесир

милитаризм, которым были очень известны огузы уходил корнями в многовековой кочевой образ жизни. В целом они были пастушеским обществом, которое обладало определенными военными преимуществами, которых не было у оседлых обществ, особенно мобильностью. Союзы по браку и родству, а также системы «социальной дистанции», основанные на семейных отношениях, были связующими тканями их общества.

В огузских традициях «общество было просто результатом роста отдельных семей». Но такое общество также росло за счет союзов и расширения различных групп, обычно через браки. Приют огузов представлял собой шатровое жилище, возведенное на деревянных шестах и ​​покрытое кожей, войлоком или тканями ручной работы, которое называется юртой.

Их кухня включала яхни (тушеное мясо), шашлыки, суп Toyga (что означает «свадебный суп»), Kımız (традиционный турецкий напиток, приготовленный из ферментированного конского молока), Pekmez (сироп, приготовленный вареного виноградного сока) и хельва из пшеничного крахмала или рисовой муки, тутмак (суп с лапшой), юфка (лепешка), катмер (слоеное тесто), чорек (булочки в форме кольца), хлеб, взбитые сливки, сыр, молоко и айран (разбавленный йогуртовый напиток), а также вино.

Социальный порядок поддерживался подчеркиванием «правильности в поведении, а также ритуалах и церемониях». Церемонии собирали разрозненных членов общества, чтобы отпраздновать рождение, половое созревание, брак и смерть. Такие церемонии сводили к минимуму социальные опасности, а также приспосабливали людей друг к другу в контролируемых эмоциональных условиях.

Патрилинейно мужчины и их семьи рассматривались как группа, обладающая правами на определенную территорию, и их отделяли от соседей по территориальному признаку. Браки часто заключались между территориальными группами так, чтобы соседние группы могли стать родственными, но это был единственный организационный принцип, который расширял территориальное единство. Каждая община турок-огузов рассматривалась как часть более крупного общества, состоящего как из дальних, так и из близких родственников. Это означало «племенную преданность». В обществе огузов обычно не уделялось внимания богатству и материалистическим объектам, и большинство из них оставалось пастухами, а после поселения они были активны в сельском хозяйстве.

Статус в семье зависел от возраста, пола, кровных родств или возможности вступить в брак. Как мужчины, так и женщины были активны в обществе, но мужчины были основой лидерства и организации. Согласно Книге Деде Коркут, которая демонстрирует культуру турок-огузов, женщины были «опытными наездниками, лучниками и спортсменами». Старейшины уважались как хранители «светской и духовной мудрости».

Родина в Трансоксиане

Физическая карта Центральной Азии от Кавказа на северо-западе до Монголии на северо-востоке.

В 700-х годах турки-огузы основали новый дом и владения для находятся в районе между Каспийским и Аральским морями, регион, который часто называют Трансоксиана, западная часть Туркестана. Они двинулись на запад от гор Алтая, пройдя через сибирские степи и поселились в этом регионе, а также проникли в южную Россию и Волгу со своих баз в западный Китай. В XI веке турки-огузы приняли арабский алфавит, заменив древнетюркский алфавит.

. В его аккредитованной работе под названием Диван Лугхат ат-Тюрк Махмуд Кашгарский, тюркский ученый XI века описал горы Карачук, которые расположены к востоку от Аральского моря, как исконную родину огузов. Горы Карачук теперь известны как горы Тенгри Таг (Тянь-Шань по-китайски), и они примыкают к Сырдарье.

Отступ от Карачукских гор до Каспийского моря (Трансоксиана) назывался «Огузскими степными землями», откуда тюрки-огузы установили торговые, религиозные и культурные связи с правившим на юге арабским халифатом Аббасидов. Примерно в то же время они впервые обратились в ислам и отказались от своей системы убеждений тенгрианства. Арабские историки упоминали, что турками-огузами в их владениях в Трансоксиане правили несколько королей и вождей.

Именно в этой области они позже основали Империю Сельджуков, и именно из этой области они распространились на запад в Западную Азию и Восточную Европу во время тюркских миграций с 9 по 12 века. Основателями Османской империи были также турки-огузы.

.

Поэзия и литература

Копия Книги Деде Коркута в Дрездене, Германия.

Огузская турецкая литература включает знаменитую Книгу Деде Коркут, который был литературным произведением ЮНЕСКО 2000 года, а также Огузнаме, Батталнаме, Датское название, Кёроглу эпосы, входящие в литературную историю азербайджанцев, турок Турции и туркмен. Современная и классическая литература Азербайджана, Турции и Туркменистана также считается огузской литературой, поскольку она была произведена их потомками.

Книга Деде Коркута представляет собой бесценное собрание эпосов и рассказов, свидетельствующих о языке, образе жизни, религиях, традициях и социальных нормах тюрков-огузов в Азербайджане. Турция, Иран (Западный Азербайджан, Голестан) и часть Средней Азии, включая Туркменистан.

Огузы и Йоруки

Йорук лагерь в Таврских горах, 19 век пастух Йорук в Таврских горах.

Йоруки являются этнической группой огузов, некоторые из которых все еще ведут полукочевой образ жизни, в основном населяя горы Анатолии и частично Балканский полуостров. Их название происходит от глагола от языка чагатай, yörü- «yörümek» (ходить), но западнотюркского yürü- (yürümek в инфинитиве), что означает «ходить», со словом Yörük или Yürük. обозначение «ходящих, ходящих».

Йоруки и по сей день выступают как отдельный сегмент населения Македонии и Фракии, где они поселились еще в 14 век. В то время как сегодня йорюки становятся все более оседлыми, многие из них по-прежнему ведут кочевой образ жизни, разводя коз и овец в Таврских горах и в дальнейших восточных частях средиземноморских регионов (в южной Анатолии ), в Пинд (Эпир, Греция ), в Шарских горах (Северная Македония ), Пирин и Родопы (Болгария ) и Добруджа. Более ранние ответвления йорюков, кайларов или кайыларских турок были среди первых турецких колонистов в Европе (Кайлар или Кайлар - турецкое название греческого города Птолемаида, который взял свое текущее название в 1928 г.), ранее населявшие части греческих регионов Фессалия и Македония. Поселенных ёруков можно было найти до 1923 года, особенно вблизи и в городе Козани.

Список огузских династий

Традиционная племенная организация

Великая Империя Сельджуков в 1092 г., на смерть Малик Шаха I

Махмуд аль-Кашгари перечислил 22 племени огузов в Диван Лугат аль-Тюрк. Кашгари далее писал, что у огузов изначально было 24 племени, но два халаджа племени отделились от конфедерации и поэтому не учитывались.

Позже Чаруклуг из списка Кашгари будет исключен. Рашид-ад-Дин и Абу аль-Гази Бахадур добавили еще троих: Кизик, Каркин и Япарли в список в Джами 'ат-таварикх ( Compendium of Chronicles) и Shajare-i Türk (Генеалогия тюрков) соответственно. Согласно Сельчукнаме, Огуз Каган имел 6 детей (Сан - Гюн, Луна - Ай, Звезда - Йылдыз, Небо - Гёк, Гора - Тах, Море - Дингиз) и все шесть станут сами ханами, каждое из которых будет руководить четырьмя племенами.

Бозоки (Серые Стрелы)

Гюн Хан
Ай Хан
Йылдыз Хан

Усокс (Три стрелы)

Гек Хан
Таğ Хан
Дингиз Хан
>Чапарлы
Название племениСреднетюркский Турецкий язык. (Турция)Азербайджанский язык. (Азербайджан)Туркменский язык. (Туркменистан)ЗначениеОнгон Тамга
Кайы (племя) Кайыг (قَيِغْ )КайыКайыГайысильныйкречет. (сунгур)Kayi.svg
Баят (племя) Баят (بَياتْ )БаятБаядБайятбогатыйевразийский филин. (пуху)Bayat.svg
Alkabölük (اَلْقابُلُكْ )AlkaevliAlkaevliAgöýliбелый домобыкновенная пустельга. (küyenek)Akevli.svg
Карабёлюк (قَرَبُلُكْ )КараевлиКараевлиГараёйличерный корпуспустельга. (küyenek sarı)Karaevli.svg
Язгыр (رْ )ЯзырЯзырКазырспредМерлин. (турумтай)Yazir.svg
Дёгер Тюгер (تُوكَرْ ) / (رْ )ДёгерДёгрТюверсобиратель?. (küçügen)Doger.svg
Додурга Тутырка (تُوتِرْقا )ДодургаДодургаДодургадеревенский гейнер?. (kızıl karcığay)Dodurga.svg
YaparlıYaparlıприятно пахнущий?
Афшар (племя) Афшар (اَفْشارْ )Авшар, АфшарАфшарОвшарпослушный, подвижныйорел Бонелли. (cura laçın)Авсар.svg
КызыкКызыкГызыкзапрещеноСеверный Ястреб-тетеревятник. (çakır)
Бедили Бегтили (بَكْتِلى )БедилиБегдилиБегдилиуважаемыйБольшая хохлатая поганка. (бахри)Begdili.svg
Каркин, КаргинКаркинГаркынчерная кожаСеверный тетеревятник. (çakır)
Баяндур Байундур (بايُنْدُرْ )БайындырБаяндурБайындырбогатая землясапсан. (laçın)Bayundur.svg
Печ eneg Beçenek (بَجَنَكْ )PeçenekPeçeneqBeçeneтот, кто делаетевразийскую сороку. (ala toğunak)Pecenek.svg
Чоудур Чувальдар (جُوَلْدَرْ )ЧавулдурЧавулдурЦоудурзнаменитый?. (buğdayınık) (племя) epni (جَبْني ​​)epnipniepniтот, кто нападает на врагаптица Хума. (хумай)Cepni.svg
Салур (племя) Салгур (سَلْغُرْ )СалурСалурСалирмечникБеркут. (bürgüt)Salur.svg
Эйрумс Эймур (اَيْمُرْ )ЭймурЭймурЭймирв хорошем состоянииЕвразийское хобби. (isperi)Eymur.svg
Улаюнтлуğ (племя) Улаюндлуğ (اُوﻻيُنْدْلُغْ )УлаюнтлуğАлаюнтлукАлауö>на коне-пегуКрасноногий сокол. (yağalbay)Alayuntlu.svg
Üregir (اُرَكِرْ ). Юрегир (يُرَكِرْ )Yüreğir, УрегирЮргирУрегирпоисковик?. бикуYuregir.svg
Игдир (اِكْدِرْ )ИгдирИгдырИгдырбыть хорошимястреб-тетеревятник. (karcıay)Igdir.svg
Bügdüz (ب>دُزْ )BüğdüzBügdüzBügdüzскромныйбалобан. (itelgi)Bugduz.svg
Йыва Ива (اِڤـا ). Йива (يِڤـا )ЙываЙываИвавысокопоставленныйсеверный ястреб-тетеревятник. (туйгун)Yiva.svg
Кыник (племя) Кыник (نِقْ )КыныкКыныкГыныксвятойСеверный тетеревятник. (cura karcığay)Kinik.svg

Список огузов

Другие огузские субэтнические группы и племена

Анатолия и Кавказ

Анатолия
Кавказ asus
Кипр

Балканы

Средняя Азия

Иран и Большой Хорасан

Арабский мир

См. Также

Литература

Источники

  • Груссе Р., Империя степей, 1991, Rutgers University Press
  • Николь, Д., Аттила и гунны, 1990, Osprey Publishing
  • Льюис, Г., Книга Деде Коркут, «Введение», 1974, Penguin Книги
  • Минахан, Джеймс Б. Одна Европа, Многие нации: Исторический словарь европейских национальных групп. Greenwood Press, 2000. стр. 692
  • Айдын, Мехмет. Баят-Баят boyu ve Oğuzların tarihi. Хатибоглу Яйневи, 1984. веб-страница

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с турками-огузами.
Последняя правка сделана 2021-06-01 08:47:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте