Зосим (историк)

редактировать

Зосим ( греческий : Ζώσιμος [Озосимос] ; эт.490–510 гг.) Был греческим историком, жившим в Константинополе во время правления восточно- римского императора Анастасия I (491–518). По словам Фотия, он был приходом и занимал должность «адвоката» императорской казны. Зосим был также известен тем, что осуждалотказ Константина от традиционной политеистической религии.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Historia Nova
  • 2 издания
  • 3 ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Historia Nova

« Historia Nova» Зосима (Ἱστορία Νέα, «Новая история») написана на греческом языке в шести книгах. В период с 238 по 270 год он, по-видимому, использует Дексиппа ; за период с 270 по 404 год - Евнапий ; а после 407 г. - Олимпиодор. Его зависимость от источников становится очевидной из-за изменения тона и стиля между евнапийским и олимпиодорским разделами, а также из-за разрыва, оставшегося между ними. В евнапийском разделе, например, он пессимистично и критически относится к Стилихону ; в разделе Олимпиодора он предлагает точные цифры и транслитерации с латыни и отдает предпочтение Стилихону.

Первая книга кратко описывает историю первых римских императоров от Августа до Диоклетиана (305 г.); второй, третий и четвертый более полно относятся к периоду от воцарения Констанция Хлора и Галерия до смерти Феодосия I ; пятый и шестой охватывают период между 395 и 410 годами, когда был свергнут Приск Аттал ; для этого периода он является наиболее важным сохранившимся нецерковным источником. Работа, которая прерывается летом 410 г. в начале шестой книги, считается, что она была написана в 498–518 гг.

Стиль характеризует Фотий как лаконичный, ясный и чистый. Целью историка было объяснить упадок Римской империи с языческой точки зрения. Зосим - единственный нехристианский источник большей части того, что он сообщает.

В отличие от Полибия, который рассказывал о подъеме Римской империи, Зосим задокументировал события и причины, приведшие к ее упадку. Хотя упадок Римской империи был основной темой Зосима, он также обсуждал события, связанные с персидской и греческой историей, возможно, подражая Полибию. Ясно, что у Фотия и Евагрия не было больше работ Зосима, чем то, что сохранилось сегодня. Однако вполне вероятно, что либо часть работы была потеряна, либо, что более вероятно, Зосим не дожил до ее завершения; поскольку он не охватывает все области, которые, по словам самого Зосима, он намеревался обсудить. Маловероятно предположение, что монахам и другим священнослужителям удалось подавить ту часть работы, в которой злые влияния их тела должны были быть особенно затронуты. Если бы работа оставалась незавершенной, это обстоятельство могло бы объяснить некоторую небрежность стиля, которая кое-где очевидна. Однако на первый взгляд может показаться затруднение заявление Фотия о том, что произведение в том виде, в каком он его видел, показалось ему вторым изданием. Но, похоже, Фотий заблуждался. В рукописях она называется Historia Nova (в каком смысле не совсем понятно). Возможно, это ввело Фотия в заблуждение. Сам он отмечает, что не видел первого издания.

Зосим был язычником и никоим образом не щадил ошибок и преступлений христианских императоров. Вследствие этого его авторитет подвергался яростным нападкам со стороны нескольких христианских писателей и иногда защищался просто потому, что его история имела тенденцию дискредитировать многих ведущих деятелей христианской партии. Этот вопрос не затрагивает, как иногда предполагалось, авторитет историков, за которыми следовал Зосим, ​​поскольку он не во всех случаях придерживался их суждений относительно событий и персонажей. Например, хотя Зосим следовал за Евнапием в период с 270 по 404 годы, он полностью отличался от Евнапия в своем рассказе о Стилихоне и Серене. Из современных писателей Цезарь Бароний, Лелио Бишола, Каспар фон Барт, Иоганн Даниэль Риттер, Ричард Бентли и GEM de Ste. Круа заняли унизительную позицию. Бентли особенно презрительно отзывается о Зосиме. С другой стороны, его исторический авторитет поддерживали Лейнклавиус, Г. Б. фон Ширах, Ю. Матт. Schrockh и Reitemeier.

Редакции

История Зосима была впервые напечатана в латинском переводе Леунклавиуса, сопровождаемого защитой историка (Базель, 1576, л. Первые две книги на греческом языке с переводом Левклавия были напечатаны Г. Стефаном в его издании Иродиана (Париж, 1581 г.). Первым полным изданием греческого текста Зосима было издание Ф. Зильбурга ( Scriptores Hist. Rom. Min., Vol. Iii., Frankfurt, 1590). Более поздние издания опубликованы в Оксфорде (1679 г.), в Цейтце и Йене под редакцией Целлариуса с его собственными и другими примечаниями (1679, 1713, 1729 гг.). Следующее издание принадлежит Рейтемайеру, который, хотя и не обращался к новым рукописям, хорошо использовал критические замечания Гейне и других ученых (Лейпциг, 1784). Беккер произвел надежное издание в 1837 году в Бонне. Есть немецкий перевод Сейболда и Хейлера, а также английский и французский переводы. (Schöll, Gesch. D. Griech. Lit. Vol. Iii, p. 232; Fabric. Bibl. Graec. Vol. Viii. P. 62.)

Единственная хорошая рукопись в Ватиканской библиотеке (MS Vat. Gr. 156) была недоступна для ученых до середины XIX века, хотя в ней отсутствуют заключение первой книги и начало второй. Людвиг Мендельсон (Лейпциг, 1887 г.) редактировал первый достоверный текст. Современное стандартное издание - F. Paschoud Zosime: Histoire Nouvelle (Париж, 1971), которое имеет французский перевод, введение и комментарии. Более позднее издание на английском языке, « Зосим: Новая история», перевод с комментариями Рональда Т. Ридли, было опубликовано в 1982 году Австралийской ассоциацией византийских исследований.

использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-13 07:56:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте