Жужаньский каганат. | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
330 г. н.э. –555 нашей эры | |||||||||||||
Журанский каганат в Центральной Азии | |||||||||||||
Статус | Каганат | ||||||||||||
Столица | Город Мумо, Река Орхон, Монголия | ||||||||||||
Общие языки | Журан. Монгол. Китайский | ||||||||||||
Религия | Тенгризм. Шаманизм. Буддизм | ||||||||||||
Каган | |||||||||||||
• 330 г. н.э. | Юцзюлуй Мугулу | ||||||||||||
• 555 г. н.э. | Юцзюлу Дэншузи | ||||||||||||
Законодательное собрание | Курултай | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Основано | 330 г. н.э. | ||||||||||||
• Ликвидировано | 555 г. н.э. | ||||||||||||
Площадь | |||||||||||||
405 | 2 800 000 км ( 1,100,000 кв. Миль) | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Китая. Казахстан. Монголия. Россия |
Журан | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Китайский | 柔然 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Руру или Руанруан | |||||||||||||||
Китайский | 蠕蠕 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Руру | |||||||||||||||
Китайский | 茹 茹 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Руируи | |||||||||||||||
Китайский | 芮 芮 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Руру или Руруан | |||||||||||||||
Китайский | 蝚蠕 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Тантан | |||||||||||||||
Китайский | 檀 檀 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
каганат Журан (Китайский : 柔然; пиньинь : Руран) была племенной конфедерацией, а затем государством, основанным людьми прото-монгольского донху происхождения. Высшие правители жужаней известны тем, что первыми использовали титул «хаган », позаимствовав этот популярный титул из Сяньбэй. Каганат Журан просуществовал с конца 4-го века до середины 6-го века, когда он был разбит восстанием Гёктюрк, которое впоследствии привело к возвышению турок в мировой истории.
Их каганат был свергнут, некоторые остатки журанов, возможно, стали татарами, в то время как другие мигрировали на запад и стали паннонскими аварами (известными под такими именами, как вархониты или псевдоавары), которые поселились в Паннонии (с центром в современной Венгрии) в 6 веке. Тем не менее, эта ссылка Rouran-авары остается спорной теорией. Авар преследовали в Византийскую империю гёктюрки, которые называли аваров рабом или вассалом и просили византийцев изгнать их. Вместо этого другие теории связывают происхождение паннонских аваров с такими народами, как уар.
Róurán 柔然 - это классическое китайское транскрипция эндонима конфедерации;蠕蠕 Ruǎnruǎn ~ Rúrú (Weishu ), однако, использовался в источниках Tuoba-Xianbei, таких как приказы, данные императором Тайу из Северной Вэй. Это означало что-то вроде «извивающегося червя» и использовалось в уничижительном смысле. Другие транскрипции: 蝚 蠕 Róurú ~ Róuruǎn (Jinshu );茹茹 Руру (Бэйкишу, Чжоушу, Суйшу );芮芮 Ruìruì (Nanqishu, Liangshu, Songshu ), 大 檀 Dàtán и 檀 檀 Тантан (Сонгшу ).
Монгольский китаевед Сюэ Баатар предлагает Нирун Нирун как современный монгольский термин для Журан, поскольку Нирун внешне напоминает реконструированные китайские формы, начинающиеся с * ń- или * ŋ-. Рашид-ад-Дин Хамадани записал Ниру'ун и Дюрлюкин как два подразделения монголов.
Клясторный реконструировал этноним, лежащий в основе китайской транскрипции 柔然 Róurán ( LHC : * ńu-ńan; EMC : * ɲuw-ɲian>LMC: * riw-rian) как * nönör и сравнивает его с монгольским нөкүр nökür » друг, товарищ, товарищ »(Khalkha нөхөр nöhör). Согласно Кляшторному, * nönör означает «степная волна», «вольный бродячий отряд в степи,« сподвижники »первых вождей жужанцев». В раннем монгольском обществе некюр был кем-то, кто покинул свой клан или племя, чтобы присягнуть на верность харизматическому военачальнику и служить ему; если это происхождение было правильным, Róurán 柔然 изначально был не этнонимом, а социальным термином, обозначающим происхождение основателя династии или основной круг сподвижников, которые помогли ему построить свое государство.
Однако Голден определяет филологические проблемы: этноним должен был быть * nöŋör, чтобы быть родственным nökür, и возможная ассимиляция - / k / - в - / n / - в китайской транскрипции требует дальнейших лингвистических доказательств. Даже если 柔然 каким-то образом передал nökür, это, скорее, обозначало статус журанов как субъектов Туоба. Прежде чем быть использованным в качестве этнонима, Журан изначально был псевдонимом вождя Челухуэй (车 鹿 会), что, возможно, обозначало его статус «как Вэй обслуживающий».
Первичные китайскоязычные источники Суншу и Ляншу связали роуранцев с более ранними сюнну (неизвестной этнолингвистической принадлежности), в то время как Вэйшу проследил происхождение жужаней до дунху, в целом согласились быть протомонголами. Сюй предположил, что «основная часть жужаней была хуннуского происхождения», а потомки жужаней, а именно Да Шивэй (он же татары), помимо монгольского сяньбэя, содержали тюркские элементы. Несмотря на это, язык сунну до сих пор неизвестен, и китайские историки обычно приписывают происхождение сунну различным кочевым группам, однако такие приписывания не обязательно указывают на точное происхождение субъектов: например, родословная сунну приписывалась тюркоязычным гёктюркам и Тиле, а также парамонголоязычные Кумо Си и Китаней.
Квок Кин Пун дополнительно предполагает, что жужанцы произошли именно от Дунху. Линия Сяньбэй, т.е. от Сяньбэя, которые остались в восточной Евразийской степи после того, как большая часть Сяньбэй мигрировала на юг и обосновалась в Северном Китае. Генетические исследования останков жужанцев показали, что Дунху-Сянбэй вносит отцовский генетический вклад в журанцев.
Основатель каганата Журан Юджиулу Шелунь происходил от рабов Сяньбэй, женщин которых обычно брали в жены или наложницы. Сам эндоним Rouran был искажен Xianbei в экзонимы Ruru или Ruanruan, что означает что-то вроде "извивающихся червей". После того, как сяньбэй мигрировал на юг и обосновался на китайских землях в конце 3-го века нашей эры, жужань сделали себе имя свирепых воинов. Однако они оставались политически раздробленными до 402 г., когда Шелунь получил поддержку всех вождей жужан и объединил жужанцев под одним знаменем. Сразу после объединения жужанцы вступили в постоянный конфликт с Северным Вэй, начав с наступления Вэй, изгнавшего жужаней из региона Ордос. Журани расширились на запад и победили соседний народ тиле и расширили свою территорию до Шелкового пути, даже вассализировав эфталитов, которые оставались таковыми до начала 5-го века. век. Гепталиты мигрировали на юго-восток из-за давления со стороны жужаней и вытеснили юэчжи в Бактрию, вынудив их мигрировать дальше на юг. Несмотря на конфликт между эфталитами и жужанами, эфталиты многое позаимствовали у своих восточных владык, в частности титул «хан », который впервые был использован журанами в качестве титула для своих правителей.
В 424 году жужанцы вторглись в Северный Вэй, но были отбиты.
В 429 году Северный Вэй начал крупное наступление на Жужаней и убил большое количество людей.
Китайцы - пехотинцы, а мы всадники. Что может сделать стадо жеребят и телок против тигров или стаи волков? Что касается жужаней, то они летом пасутся на севере; Осенью они идут на юг, а зимой совершают набеги на наши границы. Нам остается только атаковать их летом на пастбищах. В то время их лошади бесполезны: жеребцы заняты кобылками, а кобылы - своими жеребятами. Если мы только натолкнемся на них там и отключим их от пастбищ и воды, в течение нескольких дней они будут либо схвачены, либо уничтожены.
— Император Даоу из Северной ВэйВ 434 году жужанцы заключили брачный союз с Северный Вэй.
В 443 году Северный Вэй напал на Жужань.
В 449 году Жужань потерпели поражение от Северного Вэя.
В 456 году Северный Вэй напал на Жужань.
В 458 году Северный Вэй напал на Жужан.
В 460 году Жужанцы поработили племя Асина, проживавшее вокруг современного Турфана, и переселились их в Горном Алтае. Жужанцы также вытеснили предыдущую династию Гаочан и назначили Кан Бочжоу своим королем.
Каганат Журан устроил одну из своих принцесс, Каган Юджиулу Анагуи. дочь принцессы Руру, выйти замуж за ханьского правителя Гао Хуаня из Восточной Вэй.
Журань и эфталиты поссорились, и у них возникли проблемы. Конфедерация поощрялась китайскими агентами.
В 508 году Тиле победили жужанцев в битве.
В 516 году жужанцы победили Тиле.
В 551 году Бумин из Асина Гектюрков подавил восстание Тиле в пользу жужан и попросил принцессу жужан для своей службы. Жужанцы отказались, и Бумин в ответ объявил независимость. Бумин вступил в брачный союз с Западным Вэй, государством-преемником Северного Вэй, и напал на Жужан в 552 году, убив Юцзюлуй Анагуи. Бумин объявил себя Иллиг-каганом Тюркского каганата после завоевания Отукена ; Вскоре после этого Бумин умер, и его сын Иссик Каган сменил его. Иссик продолжал нападать на Жужан, но умер год спустя в 553 году.
В 555 году турки вторглись и заняли Жужань и Юджиулуй Дэншузи повели 3000 солдат, отступивших в Западный Вэй. Позже он был доставлен туркам императором Гун со своими солдатами под давлением Мукан Кагана. В том же году Мукан уничтожил жужан.
Согласно Сюй (2005), некоторые остатки жужанцев бежали на северо-запад Большого Хингана. горный хребет и переименовали себя в 大 檀 Dàtán (MC : * da-dan) или 檀 檀 Tántán (MC: * dan-dan) после Tantan, личного имени исторический жужанский каган. Тантан постепенно входил в состав племенного комплекса Шивэй, а позже превратился в Великий Да Шивэй (大 室韋) в Суйшу. Кляшторный, апуд Голден (2013), реконструировал 大 檀 / 檀 檀 как * татар / дадар, "людей, которые, заключает [Кляшторный], помогали Датану в 420-х годах в его внутренней борьбе и которые позже были отмечены как отуз-татары (" Тридцать татар »), которые были среди скорбящих на похоронах Бумина Кагана (см. Надписи Кюль Тегина, E4 и Бильге Кагана, E5)».
Некоторые ученые утверждают, что Затем Журан бежал на запад через степи и стал аварами, хотя многие другие ученые оспаривают это утверждение. Однако маловероятно, что Журан мигрировал в Европу с достаточной силой, чтобы обосноваться там из-за отчаянного сопротивления, военных катастроф и массовых убийств. Остальные жужанцы бежали в Китай, были поглощены пограничниками и навсегда исчезли как целое. Последний хаган бежал ко двору Западного Вэя, но по требованию Гектюрков Западный Вэй казнил его и сопровождавших его дворян.
Жужанский каганат, ок. 500 Северный Вэй и Туюхунь, ок. 500Li et al. 2018 исследовал останки мужчины жужаня, захороненного на стоянке Хермен Тал в Монголии. Он оказался носителем отцовской гаплогруппы C2b1a1b и материнской гаплогруппы D4b1a2a1. Гаплогруппа C2b1a1b также была обнаружена среди сяньбэй.
. Несколько генетических исследований показали, что ранняя паннонская аварская элита имела большое количество восточноазиатских предков, и некоторые предположили, что это доказывает связь между паннонскими аварами и жужанами. Однако Савельев и Чон 2020 отмечает, что генетических данных о самих журанах все еще мало, и поэтому их генетическая связь с паннонскими аварами остается неубедительной.
Полученная точка зрения состоит в том, что взаимоотношения языков остаются загадкой и что они могут быть изолированными. Александр Вовин (2004, 2010) считает, что руань-руанский язык вымершим не- Алтайский язык, который не имеет отношения к какому-либо современному языку (т. Е. языковой изолят ) и, следовательно, не связан с монгольским. Вовин (2004) отмечает, что древнетюркский заимствовал некоторые слова из неизвестного неалтайского языка, который, возможно, был руан-руан. В 2018 году Вовин изменил свое мнение после того, как в результате анализа надписей Брахми Бугут и Хуис Толгой были обнаружены новые доказательства, и он предполагает, что руанруанский язык на самом деле был Монгольский язык, близкий, но не идентичный среднему монгольскому.
Руранцы были первыми людьми, которые использовали титулы каган и хан для своих императоров, заменив чанью из сюнну, которых Груссе и другие считают тюркскими.
Личное имя | Царственное имя | Правление | Имена эпох |
---|---|---|---|
Юджиулуй Шелунь | Киудоуфа Каган (丘 豆 伐 可汗) | 402–410 | |
Юджиулуй Хулу | Айкугай Каган (藹 苦 蓋 可汗) | 410– 414 | |
Юджиулуй Булужен | 414 | ||
Юджиулуй Датан | Моуханхешенггай Каган (牟 汗 紇 升 蓋 可汗) | 414–429 | |
Юцзюлуй Вути | Чилийский каган (敕 連 可汗) | 429–444 | |
Юджиулуй Тухэчжэнь | Чу Каган (處 可汗) | 444–464 | |
Юджиулуй Ючэн | Шоулуобужэн Каган (受 羅 部 真 可汗) | 464–485 | Юнкан (永 康) |
Юцзюлуй Доулунь | Фуминдун Каган (伏 名 敦 可汗) | 485–492 | Тайпин (太平) |
Юджиулуй Нагай | Хоукифудайкэчже Каган (侯 其 伏 代 庫 者 可汗) | 492–506 | Тайан (太 安) |
Юджиулуй Футу | Туохан Каган (佗 汗 可汗) | 506–508 | Доставка (始 平) |
Юджиулу Чоуну | Дулуофубадуфа Каган (豆 羅 伏 跋 豆 伐 可汗) | 508–520 | Цзяньчан (建昌) |
Юджиулю Анагуи | Чилиантубингдуфа Каган (敕 連 頭 兵 豆 伐 可汗) | 520–521 | |
Юджиулу Полуомен | Миукешеджу Каган (彌 偶 可 社 句 可汗) | 521–524 | |
Юджиулуй Анагуи | Чилиантубингдуфа Каган (敕 連 頭 兵 豆 伐 可汗) | 522–552 |
Генеалогическое древо каганов жужанцев | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|