Тохары

редактировать
Индоевропейская этническая группа
Тохары
QizilDonors.jpg «Тохарские дарители», фреска VI века нашей эры из Кизила Пещеры
Регионы со значительным населением
Таримская котловина в 1-м тысячелетии нашей эры. (современный Синьцзян, Китай )
Языки
Тохарские языки
Религия
буддизм и другие
Родственные этнические группы
индоиранцы, афанасьевцы, BMAC культура

тохарцы, или тохарцев (US : или ;UK : ), были индоевропейским народом, населявшим средневековые города-государства-оазисы на северной окраине Таримской котловины (современный Синьцзян, Китай ) в древние времена.

тохарские языки, ветвь индоевропейской семьи, известны по рукописям VI-VIII веков нашей эры. Название «тохарцы» дали им современные ученые, которые отождествили их носителей с народом, населявшим Бактрию со 2 века до н.э. и известного в древнегреческих источниках как тохары (латинское тохари). Это определение обычно считается ошибочным, но название «тохарский» остается наиболее распространенным термином для языков и их носителей.

Сельскохозяйственные сообщества впервые появились в оазисах северного Тарима примерно в 2000 году до нашей эры. (Самые ранние мумии Тарима, которые, возможно, не связаны с тохарами, датируются ок. 1800 г. до н.э.) Некоторые ученые связывают эти общины с афанасьевской культурой, обнаруженной ранее (ок. 3500–2500 до н.э.) в Сибири, к северу от Таримской или Среднеазиатской BMAC культуры.

Ко II веку до н.э. эти поселения превратились в города-государства, в тени которых жили кочевые народы на севере и Китайские империи на востоке. Эти города, крупнейшим из которых был Куча, также служили промежуточными станциями на ответвлении Шелкового пути, проходящего вдоль северного края пустыни Такла-Макан.

С 8-го века нашей эры уйгуры - носители тюркского языка из королевства Кочо - поселились в регионе. Народы Таримских городов-государств смешались с уйгурами, чей древний уйгурский язык распространился по региону. Считается, что тохарские языки вымерли в IX веке.

Содержание
  • 1 Имена
  • 2 Языки
  • 3 Поселение в бассейне Тарима
  • 4 Религия
  • 5 Оазисные государства
    • 5.1 Империя Сунну и Хань
    • 5.2 Расцвет оазиса заявляет
    • 5.3 Завоевание Тан и последствия
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Процитированные работы
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Имена

Примерно в начале 20 века археологи обнаружили ряд рукописей из оазисов в бассейне реки Тарим, написанных на двух тесно связанных, но ранее неизвестных индоевропейских языках. Другой текст, найденный в том же районе, буддийская работа на древнетюркском, содержала колофон, в котором говорилось, что текст был переведен с санскрита на язык токсри, который Фридрих В.К. Мюллер предположил, был одним из недавно открытых языков.

Мюллер назвал языки «тохарским » (нем. Tocharisch), связав этот toxrï с этнонимом Tókharoi (Древнегреческий : Τόχαροι, Птолемей VI, 11, 6, 2 век н.э.) применен Страбоном к одному из скифских племен которые захватили Греко-Бактрийское царство (современный Афганистан - Пакистан ) во второй половине II века до нашей эры. Сам этот термин произошел от индоиранского языка (ср. древнеперсидский tuxāri-, хотанский ttahvāra и санскритский tukhāra), источника термина «Тохаристан», обычно относящегося к 1-му тысячелетию. Бактрия, а также провинция Тахар в Афганистане. Современные ученые часто отождествляют тохароев с юэчжи китайских исторических источников, которые основали Кушанскую империю. Теперь известно, что эти люди говорили на бактрийском, восточно-иранском языке, который сильно отличается от тохарских языков, и идентификация Мюллера теперь занимает меньшинство среди ученых. Тем не менее, «тохарский» остается стандартным термином для языков рукописей Таримского бассейна и для людей, которые их создали.

Имя Куча на тохарском языке Б было Куси с прилагательной формой kuśiññe. Слово может быть образовано от протоиндоевропейского * keuk «сияющий, белый». Слово akeññe на тохарском языке B могло относиться к людям Агни, и его происхождение означало «пограничники, участники марша». В одном из тохарских текстов А есть арши-кантва как название своего собственного языка, так что арши могло означать «агнеанский», хотя возможно и «монах».

Языки
Фрагмент рукописи на тохарском B

Тохарские языки известны из примерно 7600 документов, датируемых примерно 400–1200 гг. нашей эры, найденных в 30 местах на северо-востоке Таримской области. Рукописи написаны на двух разных, но тесно связанных, индоевропейских языках, традиционно известных как тохарский A и тохарский B.

тохарский язык A (агнеский или восточно-тохарский) был обнаружен в северо-восточные оазисы, известные тохарцам как rśi, позднее Агни (т.е. китайский Янки; современный Карасар) и Турпан (включая Хочо или Кочо; известный по-китайски как Гаочан). Подробно изучено около 500 рукописей, в основном из буддийских монастырей. Многие авторы считают, что это означает, что тохарский язык А стал чисто литературным и литургическим языком к моменту написания рукописей, но может оказаться, что сохранившиеся документы не репрезентативны.

тохарский язык B (кучеанский или западно-тохарский) был найдены на всех тохарских стоянках А, а также на нескольких стоянках дальше на запад, включая Кучи (позже Куча). Похоже, что в то время он все еще использовался в повседневной жизни. Подробно изучено более 3200 рукописей.

Языки имели значительные различия в фонологии, морфологии и лексике, что делало их взаимно непонятными. Тохарский язык A показывает нововведения в гласных и именных наклонениях, тогда как тохарский язык B имеет изменения в согласных и глагольных наклонениях. Многие различия в лексике между языками связаны с буддийскими концепциями, которые могут свидетельствовать о том, что они были связаны с разными буддийскими традициями.

Различия указывают на то, что они расходились от общего предка между 500 и 1000 годами до появления самых ранних документов, то есть где-то в 1 тысячелетии до н. э. Общий индоевропейский словарь, сохранившийся в тохарском языке, включает слова, обозначающие пастбище, крупный рогатый скот, овец, свиней, собак, лошадей, текстиль, сельское хозяйство, пшеницу, золото, серебро и колесные повозки.

Пракрит документы 3-го века Кроран, Андир и Ния на юго-восточной окраине Таримской котловины содержат около 100 заимствованных слов и 1000 имен собственных, которые не могут быть отнесены к индийским или иранским источникам <249.>Томас Берроу предположил, что они происходят из разновидности тохарского языка, получившего название тохарского С или крорянского, на котором, возможно, говорила по крайней мере часть местного населения. Теория Берроу широко признана, но доказательства скудны и неубедительны, и некоторые ученые предпочитают альтернативные объяснения.

Заселение бассейна Тарима
Спутниковый снимок бассейна Тарима зимой

Пустыня Такламакан имеет примерно овальную форму, около 1000 км в длину и 400 км в ширину, окруженная с трех сторон высокими горами. Основная часть пустыни - песчаная, окруженная полосой гравийной пустыни. Пустыня совершенно бесплодна, но в конце весны тающие снега в окружающих горах питают потоки, которые были изменены деятельностью человека, чтобы создать оазисы с мягким микроклиматом и поддерживающими интенсивное сельское хозяйство. На северном краю впадины эти оазисы встречаются в небольших долинах перед гравием. На южной окраине они встречаются в конусах выноса на краю песчаной зоны. Изолированные аллювиальные веерные оазисы встречаются также в гравийных пустынях Турфанской впадины к востоку от Такламакана. Примерно с 2000 г. до н.э. эти оазисы поддерживали оседлые сельскохозяйственные сообщества бронзового века, постоянно совершенствовавшиеся.

Археологические культуры к северу и западу от бассейна Тарима

Необходимая ирригационная технология была впервые разработана в 3-м тысячелетии до нашей эры в Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (BMAC) к западу от Памирских гор, но неясно, как он достиг Тарима. Основные сельскохозяйственные культуры, пшеница и ячмень, также происходили с запада. J. П. Мэллори и Виктор Х. Мэйр утверждают, что Тарим был сначала заселен тохарскими носителями афанасьевской культуры на севере, которые занимали северные и восточные окраины бассейн. Афанасьевская культура (ок. 3500–2500 до н.э.) демонстрирует культурные и генетические связи с индоевропейскими культурами степей Центральной Азии, но предшествует специфически индоиранской связанной андроновской культуре (ок. 2000–900 гг. До н.э.) достаточно, чтобы объяснить изоляцию тохарских языков от индоиранских лингвистических новшеств, таких как сатемизация.

Одна из мумий Тарима

Древнейшая Таримских мумий, тела, сохранившиеся в условиях пустыни, датируются 2000 годом до нашей эры и были найдены на восточной окраине Таримской котловины. Они кажутся европеоидными типами со светлыми волосами. Генетическое исследование останков самого старого слоя кладбища Сяохэ показало, что материнские линии были смесью восточно-западных евразийских типов, тогда как все отцовские линии Были западноевразийского типа. Неизвестно, связаны ли они с фресками, написанными на тохарских памятниках более двух тысячелетий спустя, на которых также изображены светлые глаза и цвет волос.

Позже группы скотоводов-кочевников двинулись из степи в пастбища к северу и северо-востоку от Тарима. Они были предками народов, позже известных китайским авторам как усун и юэчжи. По крайней мере, некоторые из них говорили на иранских языках, но меньшинство ученых предполагает, что юэчжи были носителями тохарского языка.

В течение 1-го тысячелетия до нашей эры появилась новая волна иммигрантов, Саки, говорящие на иранских языках, прибыли с запада и поселились вдоль южного края Тарима. Считается, что они являются источником иранских заимствований в тохарских языках, особенно связанных с торговлей и войной.

Религия

Большинство тохарских надписей взяты из буддийских монастырских текстов, что предполагает что тохары в основном приняли эту религию. Добуддийские верования в значительной степени неизвестны, но некоторые китайские богини подобны богиням предполагаемой прото-индо-европейской богини солнца и богини зари, подразумевая влияние от них через торговые пути на тохарских территориях и, следовательно, их поклонение там. В тохарском языке B есть существительное swāñco, производное от имени протоиндоевропейской богини солнца, а в тохарском языке A есть koṃ, заимствованное слово, этимологически связанное с тюркской богиней солнца Пистолет Ана. Кроме того, они могли также поклоняться лунному божеству (мен- ) и земному (кеṃ- ).

состояния оазиса
главные государства оазиса древний Таримский бассейн

Первое упоминание о государствах-оазисах встречается в китайских историях. Книга Хань перечисляет 36 государств в Таримском бассейне за последние два столетия до нашей эры. Эти оазисы служили путевыми станциями на торговые пути, составляющие часть Шелкового пути, проходящего вдоль северной и южной окраин пустыни Такла-Макан. Самыми крупными были Куча с населением 81 000 жителей и Агни (Яньки или Карашар) с 32000. Китайские истории не содержат свидетельств этнических изменений в этих городах между тем временем и периодом тохарских рукописей из этих мест. Эти небольшие городские сообщества, расположенные на северной окраине Тарима, были омрачены кочевниками. народы на севере и Китайские империи на востоке. Они соглашались подчиняться отношениям с более крупными державами, когда требовалось, и действовали независимо, когда могли.

Сюнну и империя Хань

В 177 г. до н.э. сюнну изгнали Юэчжи из западного Ганьсу, в результате чего большинство из них бежать на запад, в Илийскую долину, а затем в Бактрию. Затем хунну захватили Таримские государства, которые стали важной частью их империи. Китайская династия Хань была полна решимости ослабить своих врагов сюнну, лишив их этой области. Это было достигнуто в серии кампаний, начавшихся в 108 г. до н.э. и завершившихся установлением протектората западных регионов в 60 г. до н.э. под руководством Чжэн Цзи. Правительство Хань использовало ряд тактик, в том числе заговоры с целью убийства местных правителей, прямые нападения на несколько государств (например, Куча в 65 г. до н.э.), чтобы запугать остальных, и резню всего населения Лунтая ( 80 км восточнее Кучи), когда они сопротивлялись. Хань периодически контролировал государства Тарима до их окончательного отступления в 150 году нашей эры.

Расцвет оазисных государств

Деревянная табличка с описанием участка земли Куча, 6-7 века

Куча, самый большой Городов-оазисов управлялся семьей Бай, иногда автономно, а иногда как вассалы внешних сил. Правительство включало около 30 названных должностей ниже короля, причем все титулы, кроме самых высоких, располагались парами слева и справа. В других государствах были подобные структуры, но в меньшем масштабе. Книга Цзинь говорит о городе:

У них есть город, обнесенный стеной, и пригороды. Стены тройные. Внутри находятся буддийские храмы и тысячи ступ. Люди занимаются земледелием и земледелием. Мужчины и женщины стригут волосы и носят их на шее. Дворец принца величественен и величественен, сверкает, как обитель богов.

— Книга Цзинь, Глава 97

Жители выращивают красное просо, пшеницу, рис, бобовые, коноплю, виноград и гранаты, выращенные лошади, крупный рогатый скот, овцы и верблюды. Они также добывали широкий спектр металлов и минералов в окружающих горах. Ремесленные изделия включали изделия из кожи, тонкий войлок и ковры.

Кушанская империя расширилась до Тарима во II веке, принося буддизм, кушанское искусство, санскрит как литургический язык и пракрит как административный язык (в южных штатах Тарима). Вместе с этими индийскими языками появились письменности, включая сценарий брахми (позже адаптированный для написания тохарского) и харошти сценарий.

Тохарские фигуры доноров из пещер Кизил около Кучи, III - VIII века

С III века Куча стал центром буддийских исследований. Буддийские тексты были переведены на китайский язык кучейскими монахами, самым известным из которых был Кумараджива (344–412 / 5). Захваченный Люй Гуаном из Позже Ляном во время нападения на Куча в 384 году, Кумараджива выучил китайский язык за годы своего плена в Ганьсу. В 401 году он был доставлен в Позднее Цинь столицу Чанъань, где он оставался главой бюро переводов до своей смерти в 413 году.

Кызылские пещеры лежат в 65 км к западу от Кучи и содержат более 236 буддийских храмов. Их фрески датируются III - VIII веками. Многие из этих фресок были удалены Альбертом фон Ле Кок и другими европейскими археологами в начале 20 века и сейчас хранятся в европейских музеях, но другие остаются на своих первоначальных местах.

An все более засушливый климат в IV и V веках привел к тому, что несколько южных городов, в том числе Ния и Кроран, были заброшены, что привело к смещению торговли с южного маршрута на северный. Конфедерации кочевых племен также начали борьбу за господство. Северные оазисные государства были завоеваны Жураном в конце V века, оставив местных лидеров на своих местах. На смену жужанам в середине VI века пришли турки, которые затем разделились на западные и восточные каганаты. Семья Бай продолжала править Кучей как вассалы западных турок. Самые старые из сохранившихся текстов на тохарском языке относятся к этому периоду и касаются широкого спектра административных, религиозных и повседневных тем. Они также включают проездные билеты, небольшие листы тополя древесины, указывающие размер разрешенных караванов для чиновников на следующей станции вдоль дороги.

Завоевание Тан и последствия

Кампания императора Тайцзуна против оазисных государств

В VII веке император Тайцзун из Тан Китая, преодолев восточных тюрков, послал армии на запад, чтобы атаковать западных турок и государства-оазисы. Первым оазисом, который упал, был Турфан, который был захвачен в 630 году и присоединен к Китаю.

Рядом с западом находился город Агни, который был притоком Танга. с 632 г. Встревоженный близлежащими китайскими войсками, Агни перестал посылать дань Китаю и заключил союз с западными турками. Им помогал Куча, который тоже перестал присылать дань. Тан захватил Агни в 644 году, разбив силы помощи западных турок, и заставил короля возобновить дань. Когда этот король был свергнут родственником в 648 году, Тан послал армию под командованием тюркского генерала Асина Шеэра, чтобы установить послушного члена местной королевской семьи. Асина Шеэр продолжал захватывать Куча и сделал его штаб-квартирой Танского генерального протектората по умиротворению Запада. Силы Кучеан отбили город и убили генерала-защитника Го Сяоке, но снова пал на Асина Шеэр, который казнил 11000 жителей в отместку за убийство Го. Тохарские города так и не оправились от завоевания Тан.

Тан уступил бассейн Тарима Тибетской империи в 670 году, но вернул его в 692 году и продолжал править там до тех пор, пока не был вновь захвачен. тибетцами в 792 году. Правящая семья Бай Куча последний раз упоминается в китайских источниках в 787 году. В китайских источниках IX и X веков мало упоминается об этом регионе.

Уйгурские князья, Безеклик фреска

Уйгурский каганат взял под свой контроль северный Тарим в 803 году. После того, как их столица в Монголии была разграблена енисейскими киргизами в 840 году, они основали новое государство, Королевство Кочо со столицей в Гаочан (близ Турфана) в 866 году. За столетия контактов и смешанных браков культуры и население правителей-скотоводов и их подданных-земледельцев слились воедино. Уйгуры отказались от своей государственной религии манихейства в пользу буддизма и переняли земледельческий образ жизни и многие обычаи жителей оазисов. Тохарский язык постепенно исчез, поскольку городское население перешло на древний уйгурский язык.

См. Также
Примечания
Ссылки

Цитированные работы

Дополнительная литература

Примечание: недавние открытия сделали некоторые из классической книги Рене Груссе «Империя степей: история Центральной Азии», опубликованной в 1939 году, которая, тем не менее, по-прежнему дает обширную основу для оценки более современных подробных исследований.

  • Baldi, Philip. 1983. Введение в индоевропейские языки. Carbondale, Southern Illinois University Press.
  • Barber, Elizabeth Wayland. 1999. Мумии Урумчи. Лондон. Pan Books.
  • Beekes, Robert. 1995. Сравнительная индоевропейская лингвистика: введение. Филадельфия. Джон Бенджаминс.
  • Хемфилл, Брайан Э. и Дж. П. Мэллори. 2004. "Инва на лошадях. деры из русско-казахской степи или земледельческие колонисты из Западной Средней Азии? Краниометрическое исследование поселения Синьцзяна бронзового века »в American Journal of Physical Anthropology vol. 125 pp 199ff.
  • Lane, George S. 1966.« On the Interrelations of the Tocharian Dialects »in Ancient Ind- Европейские диалекты, редакторы Хенрик Бирнбаум и Яан Пухвел. Беркли, Калифорнийский университет Press.
  • Нин, Чао, Чуан-Чао Ван, Шичжу Гао, Й. Ян и Иньцю Цуй ». Древние геномы раскрывают родословную, связанную с Ямной, и потенциальный источник индоевропейских носителей в Тянь-Шань железного века ». В: Current Biology 29 (2019): 2526-2532.e4. https://doi.org/10.1016/ j.cub.2019.06.044
  • Вальтер, Марико Намба 1998 «Тохарский буддизм в Куче: буддизм индоевропейских спикеров в Китайском Туркестане до 10 века н.э.» Китайско-платонические документы 85.
  • Сюй, Вэнкан 1995 «Открытие синьцзянских мумий и исследования происхождения тохарцев» Журнал индоевропейских исследований, том 23, номер 3 и 4, осень / зима 1995, стр. 357–369.
  • Сюй, Венкан 1996 «Тохарии и буддизм» В: Исследования религий Центральной и Восточной Азии 9, стр. 1–17. [1]
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с тохарцами.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: тохарцами
Искать тохарский в Wiktionary, бесплатный словарь.
Последняя правка сделана 2021-06-11 05:06:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте