Анатолийские языки

редактировать
исчезнувшая ветвь индоевропейских языков
Анатолийские
Этническая принадлежностьАнатолийцы
Географическое. распространениеранее в Анатолии
Лингвистическая классификация индоевропейский
  • анатолийский
протоязычныйпротоанатолийский
Подразделения
глоттологи анат1257

анатолийские языки являются вымершими ветвями индоевропейских языков на которых говорили в Анатолии, части современной Турции. Самый известный анатолийский язык - хеттский, который считается самым ранним засвидетельствованным индоевропейским языком.

Неоткрытые до конца 19 и 20 веков, они считаются самой ранней группой языков, ответвленной от индоевропейской семьи. После открытия наличие гортанных согласных ḫ и ḫḫ в хеттском и лувийском языках поддержало теорию гортани из протоиндоевропейской лингвистики. В то время как аттестация хеттов заканчивается после бронзового века, иероглифические лувийские дожили до завоевания неохеттских царств Ассирией, а алфавитные анатолийские языки подтверждаются фрагментарно. до начала первого тысячелетия нашей эры, в конечном итоге уступив эллинизации Анатолии.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Классификация
  • 3 Характеристики
    • 3.1 Фонология
    • 3.2 Глаголы
    • 3.3 Пол
    • 3.4 Случай
    • 3.5 Синтаксис
  • 4 языка
    • 4.1 Хетт
    • 4.2 Палайский
    • 4.3 Лувикская ветвь
      • 4.3.1 Лувийский
      • 4.3.2 Ликийский
      • 4.3.3 Милианский
      • 4.3.4 Карийский
      • 4.3.5 Сидетский
      • 4.3.6 Писидийский
    • 4.4 Лидийский
    • 4.5 Другие возможные языки
  • 5 Вымирание
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Происхождение

Анатолийская ветвь обычно считается самой ранней, отделившейся от протоиндоевропейского языка, от стадии, называемой индо-хеттской или «Архаический ПИРОГ»; обычно предполагается дата в середине 4-го тысячелетия до нашей эры. Согласно гипотезе кургана, есть две возможности того, как ранние анатолийские люди могли попасть в Анатолию: с севера через Кавказ и с запада через Балканы., последний из которых более вероятен Мэллори (1989), Штайнером (1990) и Энтони (2007). Статистическое исследование Квентина Аткинсона и других с использованием байесовского вывода и глоттохронологических маркеров свидетельствует в пользу индоевропейского происхождения в Анатолии, хотя достоверность и точность метода являются предметом споров.

Классификация

Мельхерт (2012) предложил следующую классификацию:

Особенности

Фонология

Фонология анатолийских языков сохраняет различия, утерянные в родственных ему ветвях индоевропейской. Известно, что анатолийские языки сохраняют гортани PIE в таких словах, как хеттский āran- (ср. греческий ὄρνῑς, литовский erẽlis, древнескандинавский rn, PIE * h₃éron- ) и ликийский 𐊜𐊒𐊄𐊀 χuga (ср. латинское avus, старопрусское awis, примитивное ирландское ᚐᚃᚔ (avi), PIE * héwh₂s ). Три спинных ряда согласных PIE также остались отличными в протоанатолийском и имеют разные рефлексы в языках Luwic, например Luwian, где * kʷ>ku-, * k>k- и * ḱ>z-. Трехстороннее различие в прото-индоевропейских остановках (то есть * p, * b, * bʰ ) свернулось в fortis-lenis различие на протоанатолийском языке, обычно записываемое как / p / vs. / b /. В хеттской и лувийской клинописи остановки lenis были записаны как одинарные глухие согласные, в то время как остановки fortis были записаны как удвоенные глухие, что указывает на близнецовое произношение. К первому тысячелетию согласные lenis, по-видимому, были спирантизированы в лидийском, ликийском и карийском языках.

Протоанатолийский гортанный согласный * H с узором с остановками в фортиции и снисхождении и появляется клинописью как двояковыпуклый -ḫḫ- или простой -. Рефлексы * H в хеттском интерпретируются как фрикативные глоточные, а в лувийском - как увулярные фрикативы, основанные на заимствованиях в угаритском и египетском языках, а также как эффекты окраски гласных. Гортани были потеряны в лидийском языке, но стали ликийскими 𐊐 (χ) и карийскими 𐊼 (k), оба произносились [k], а также labiovelars - ликийский 𐊌 (q), карийский 𐊴 (q) - когда лабиализированный. Предложения по их реализации на протоанатолийском языке включают фрикативные глотки, увулярные фрикативы или увулярные упоры.

глаголы

Несмотря на свою древность, анатолийская морфология значительно проще, чем другие ранние индоевропейские -Европейские (IE) языки. Вербальная система различает только два времени (настоящее-будущее и претерит), два голоса (активный и медиопассивный ) и два настроения (изъявительное и повелительное ), не хватает сослагательного наклонения и оптативного наклонений, обнаруженных в других старых языках IE, таких как тохарский, санскрит и древнегреческий. Анатолийские глаголы также обычно делятся на два спряжения: спряжение mi и спряжение ḫi, названное в честь их первого лица единственного числа в хеттском указательном суффиксе. В то время как конъюгация mi имеет явные родственные связи за пределами Анатолии, конъюгация ḫi отличается и, по-видимому, происходит от удвоенной или интенсивной формы в PIE.

Пол

Анатолийский пол система основана на двух классах: одушевленных и неодушевленных (также называемых обычными и средними). Протоанатолийцы почти наверняка не унаследовали отдельный класс женского согласия от PIE. Двухгендерная система была описана как слияние мужского и женского родов после фонетического слияния a-основы PIE с o-основой. Однако открытие группы унаследованных существительных с суффиксом * -eh 2в ликийском и, следовательно, протоанатолийском языке вызвало сомнения в существовании женского рода в PIE. Женский род, обычно обозначаемый -ā в неанатолийских индоевропейских языках, может быть связан с деривационным суффиксом * -h2, засвидетельствованным для абстрактных существительных и коллективов в анатолийском. Дополнительный суффикс * -ih 2 редко встречается в анатолийском, но вполне продуктивен как женский маркер в тохарском. Это говорит о том, что анатолийская гендерная система является оригинальной для IE, в то время как женский-мужской-средний классификация тохарских + базовых языков IE, возможно, возникла после разделения по полу внутри класса актуальных существительных, чтобы предоставить больше точное отслеживание ссылок для мужчин и женщин.

Случай

Протоанатолийский падеж сохранил систему именного падежа протоиндоевропейского, включая звательный, именительный, винительный, инструментальный, дательный, родительный падежи, и локативный падеж, а также новый дополнительный алательный падеж. Существительные различают единственное и множественное число, а также собирательное множественное число для неодушевленных в древнехеттском и остаточные двойственные формы для естественных пар. Анатолийская ветвь также имеет сплит-эргативную систему, основанную на роде, с неодушевленными существительными, отмеченными в эргативном падеже, когда подлежащее переходного глагола. Это может быть ареальное влияние соседних не-IE эргативных языков, таких как хурритский.

Синтаксис

Основной порядок слов в анатолийском языке - субъект-объект-глагол кроме ликийского, где глаголы обычно предшествуют объектам. Начальные части предложения - яркая особенность анатолийского синтаксиса; в данном предложении связующее или первое слово с ударением обычно содержит цепочку клитиков в позиции Вакернагеля. Энклитические местоимения, маркеры дискурса, союзы и локальные или модальные частицы появляются в строго упорядоченных местах. Актуализируются слова, стоящие перед цепочкой частиц.

Языки

В приведенном ниже списке анатолийские языки представлены в относительно плоском порядке, после краткого изложения анатолийского генеалогического древа от Роберта Бикеса (2010). Эта модель распознает только одну четкую подгруппу - языки Luwic. Однако модификации и обновления порядка ветвления продолжаются. Вторая версия противопоставляет хеттов западноанатолийским и делит последний узел на лидийскую, палайскую и лувийскую группы (вместо лувиков).

Хетты

Хеттская империя в ее наибольшей степени под Суппилулиума I (c.1350–1322 гг. До н.э.) и Мурсили II (c.1321–1295 гг. До н.э.)

Хеттский (нешили) был языком Хеттской империи, датируемой приблизительно 1650–1200 гг. До н.э., который в то время правил почти всей Анатолией. Самыми ранними источниками хеттов являются тексты 19 века до нашей эры Кюлтепе, аккадский язык записи о карум канеш, или «порту Канеса», ассирийском анклаве торговцев в городе канеш (Кюлтепе). В этом сборнике записаны хеттские имена и слова, заимствованные на аккадском языке у хеттов. Хеттское название города было Неша, от которого произошел хеттский эндоним языка Нешили. Тот факт, что анклав был ассирийским, а не хеттским, и что название города стало названием языка, предполагает, что хетты уже имели влияние, возможно, господство в центральной Анатолии.

Хеттские тексты - это примерно 30 000 фрагментов глиняных табличек, из которых изучены лишь некоторые, из записей королевского города Хаттуша, расположенного на хребте недалеко от того места, где сейчас находится Богазкале, Турция (ранее называвшееся Богазкале). Записи показывают постепенное усиление власти носителей анатолийского языка над коренными хаттианцами, пока, наконец, царство не стало анатолийской привилегией. С тех пор о хаттианах мало что слышно, но хетты сохранили это имя. Записи включают ритуалы, медицинские сочинения, письма, законы и другие публичные документы, позволяющие получить глубокое знание многих аспектов цивилизации.

Большинство записей датировано 13 веком до нашей эры (поздний бронзовый век). Они написаны клинописью письмом, в значительной степени заимствованным из месопотамской системы письма. Письмо - это слоговое письмо. Этот факт в сочетании с частым использованием аккадских и шумерских слов, а также логограмм или знаков, представляющих целые слова, для представления лексических единиц, часто вносит значительную неопределенность в форму оригинал. Однако присутствуют также фонетические слоговые знаки, представляющие слоги в форме V, CV, VC, CVC, где V - это «гласный», а C - «согласный».

Хеттский язык делится на старый, средний и Новый (или Нео-). Даты несколько изменчивы. Они основаны на примерном совпадении исторических периодов и вариантов письменности: Древнее царство и Старый сценарий, Срединное царство и Средний сценарий, Новое царство и Новый сценарий. Фортсон приводит даты, которые относятся к временам правления соответствующих царей: 1570–1450 гг. До н.э., 1450–1380 гг. До н.э. и 1350–1200 гг. До н.э. соответственно. Это не глоттохронологический. Вся клинопись хеттов закончилась в 1200 г. до н.э. с разрушением Хаттусов и концом империи.

Палайский

Палайский, на котором говорят в северо-центральной анатолийской области Пала. (позже Пафлагония ), вымерший примерно в 13 веке до н.э., известен только из фрагментов цитируемых молитв в древнехеттских текстах. Он был погашен заменой культуры, если не населения, в результате вторжения каскасов, которое хетты не смогли предотвратить.

ветвь Luwic

Термин Luwic был предложен Крейгом Мелхертом как узел ветви, включающей несколько языков, которые кажутся более близкими, чем другие анатолийские языки. Это не неологизм, поскольку в начале 20 века н.э. лувич использовался для обозначения анатолийской языковой группы в целом или языков, идентифицированных как лувийские в хеттских текстах. Название происходит от хеттского 𒇻𒌑𒄿𒇷 luwili. Более раннее использование Luvic вышло из употребления в пользу Luvian. Между тем, большинство языков, которые сейчас называются лувийскими или лувскими, не были известны до конца 20 века нашей эры. В будущем могут быть обнаружены еще более отрывочные свидетельства.

Luvian и Luvic имеют другие значения в английском, поэтому в настоящее время предпочтение отдается Luwian и Luwic. До того, как термин Luwic был предложен для Luwian и его ближайших родственников, ученые использовали термин Luwian Languages ​​в значении «Luwic Languages». Например, лувийская ветвь Сильвии Лураги начинается с корневого языка, который она называет «лувийской группой», что логически заменяет общий лувийский или прото-лувийский. По ее словам, три его потомка - это милийский, прото-лувийский и ликийский, а прото-лувийские ответвления - клинопись и иероглифический лувийский.

лувийский

регион, где во 2-м тысячелетии до н.э. говорили на лувийском языке

Лувийский язык засвидетельствован в двух разных письмах, клинописи и анатолийских иероглифах, более чем тысячелетие. В то время как более ранние исследования имели тенденцию рассматривать эти два корпуса как отдельные лингвистические единицы, в настоящее время существует тенденция отделять подлинные диалектные различия в лувийском от орфографических различий. Соответственно, сейчас часто говорят о лувийском киццуватна (засвидетельствовано в клинописи), лувийском империи (клинопись и иероглифическая передача) и лувийском / позднем лувийском железном веке (иероглифическая передача), а также о нескольких других лувийских диалектах, которые менее засвидетельствованы..

Клинописный корпус (Клувийский Мельхерт) записан в глоссах и коротких отрывках в хеттских текстах, в основном из Богазкале. Примерно 200 фрагментов таблеток из примерно 30 000 содержат фрагменты кувийского. Большинство табличек отражают средний и новый сценарий, хотя некоторые фрагменты старого сценария также были засвидетельствованы. Бенджамин Фортсон предполагает, что «лувиан использовался в ритуалах, принятых хеттами». Большая часть табличек, содержащих лувийские отрывки, отражает ритуалы, исходящие от Киццуватны. С другой стороны, многие лувийские глоссы (иностранные слова) в хеттских текстах, по-видимому, отражают другой диалект, а именно лувийскую империю. На хеттском языке соответствующих табличек иногда появляются интерференционные признаки, что позволяет предположить, что они были записаны носителями языка лувийцы.

Иероглифический корпус (HLuwian Мелхерта) записан в анатолийских иероглифах, отражающих Лувийскую Империю и ее потомок Лювианский Железный век. Некоторые хлювийские тексты были найдены в Богазкале, поэтому раньше считалось, что это был «иероглифический хетт». Контексты, в которых были обнаружены CLuwian и HLuwian, существенно различаются. Анник Пейн утверждает: «За исключением диграфических печатей, эти два письма никогда не использовались вместе».

Тексты HLuwian можно найти на глине, ракушках, черепках, керамике, металле, поверхностях естественных горных пород, строительном камне и скульптурах., в основном резные львы. Изображения выполнены в рельефе или контррельефе, который можно вырезать или нарисовать. Также есть пломбы и пломбы. Печать - это контррельефный оттиск иероглифических знаков, вырезанных или отлитых на печати. Полученная подпись может быть проштампована или накатана на мягкий материал, например, сургуч. Система письма HLuwian содержит около 500 знаков, 225 из которых являются логограммами, а остальные чисто функциональные детерминанты и силлабограммы, представляющие слоги формы V, CV, или редко CVCV.

Хлювийские тексты появляются уже в 14 веке до нашей эры в названиях и названиях печатей и печатей Хаттуса. Более длинные тексты впервые появляются в 13 веке до нашей эры. Пэйн называет HLuwian бронзового века Empire Luwian. Все хетты и кувийцы прекратили свое существование в 1200 году до нашей эры как часть краха позднего бронзового века, но концепция «падения» Хеттской империи должна быть смягчена в отношении юга, где цивилизация ряда сиро-хеттских государств продолжалось непрерывно, используя HLuwian, который Пейн называет Luwian железного века и датируется 1000–700 г. до н.э. Предположительно, этим автономным главам «неохеттов» больше не нужно было отчитываться перед Хаттусой. Хлювианские тайники происходят из десяти городов-государств в северной Сирии и южной Анатолии: Киликии, Чарчамеш, Телль Ахмар, Марас, Малатья, Коммаген, Амук, Алеппо, Хама и Табал.

ликийский

анатолийский языки, засвидетельствованные в середине 1-го тысячелетия до н. э.

Ликийский (называемый «ликийским А», когда Милиан был «ликийским В») использовался в классической Ликии в юго-западной Анатолии. Об этом свидетельствуют 172 надписи, в основном на камне, около 150 надгробных памятников и 32 публичных документа. Система письма - ликийский алфавит, который ликийцы модифицировали из греческого алфавита. В дополнение к надписям 200 или более монет проштампованы с ликийскими именами. Некоторые из текстов двуязычны на ликийском и греческом, а один, трехъязычный, написан на ликийском, греческом и арамейском языках. Самый длинный текст, стела Ксанфа, насчитывающий около 250 строк, первоначально считался двуязычным на греческом и ликийском языках; однако отождествление стиха на другом, тесно связанном языке, «ликийском B», обозначенном теперь как Milyan, делает эту стелу трехъязычной. Самые ранние из монет датируются периодом до 500 г. до н.э.; однако система письма должна иметь необходимое время для ее разработки и внедрения.

Имя Ликии появляется в Гомере, но более исторически, в хеттских и египетских документах среди «народов моря », как Лукка, живущих в Лукка приземляется. Ни один ликийский текст не сохранился со времен позднего бронзового века, но названия предлагают основу для постулирования его дальнейшего существования.

Ликиия была полностью эллинизирована к концу 4 века до н.э., после чего Ликии больше не было. Стивен Колвин даже назвал этот и другие плохо засвидетельствованные лувийские языки «поздним лувийским», хотя они, вероятно, не начали поздно. Аналогичным образом Иво Хайнал называет их - используя эквивалентный немецкий термин - Юнглувиш.

Милян

Милян ранее считался разновидностью ликийцев, как «ликийский Б», но теперь он классифицируется как отдельный язык.

Карии

На Карии Карии говорили на Карии. Об этом отрывочно свидетельствуют граффити карийских наемников и других членов этнического анклава в Мемфисе, Египет (и других местах Египта), личные имена в греческих записях, двадцать надписей из Кария (включая четыре двуязычных надписей ), отдельные надписи в других частях Эгейского мира и слова, названные древними авторами карийскими. Первые надписи появились в 7 веке до нашей эры.

Сидетский

Надписи на сидетском языке, экспонаты Музея Сиде, Турция

На сидетском языке говорили в городе Сиде. Он известен из легенд о монетах и ​​двуязычных надписей, датируемых V – II веками до нашей эры.

Писидийский

На писидском языке говорили в Писидии. Известный примерно по тридцати коротким надписям с первого по второй век нашей эры, он, по-видимому, тесно связан с ликийскими и сидетскими.

Лидийский

Лидийский язык использовался в Лидии. Внутри анатолийской группы лидийский язык занимает уникальное и проблематичное положение из-за, во-первых, очень ограниченных доказательств и понимания языка и, во-вторых, ряда особенностей, не общих ни с одним другим анатолийским языком. Лидийский язык засвидетельствован в граффити и легендах о монетах с конца 8-го или начала 7-го века до нашей эры до 3-го века до нашей эры, но хорошо сохранившиеся надписи значительной длины в настоящее время ограничены 5-4 веками до нашей эры., в период персидского господства. Сегодняшние лидийские тексты насчитывают чуть более сотни, но в основном они фрагментарны.

Другие возможные языки

Было высказано предположение, что существовали другие языки этой семьи, не оставившие никаких записей, включая догреческие языки Ликаонии и Исаурия не подтверждена в эпоху алфавита. В этих регионах только хетты, хурриты и лувийцы засвидетельствованы в бронзовом веке. Языки региона, такие как мизийский и фригийский, являются индоевропейскими, но не анатолийскими, и считается, что они вошли в Анатолию с Балканского полуострова позже, чем анатолийские языки.

Вымирание

Анатолия была сильно эллинизирована после завоеваний Александра Македонского, и в дальнейшем на местных языках перестали говорить столетий, что сделало анатолийский язык первой вымершей отраслью индоевропейского языка с подтвержденными данными. Единственная другая хорошо известная ветвь, не имеющая живых потомков, - это тохарский, свидетельство которого прекращается в 8 веке нашей эры.

В то время как писидийские надписи датируются вторым веком нашей эры, плохо засвидетельствованный исаврийский язык, который, вероятно, был поздним лувикским диалектом, появляется быть последним из анатолийских языков, которые вымерли. Эпиграфические свидетельства, в том числе надгробные надписи, датируемые еще V веком, были обнаружены археологами.

Личные имена с анатолийской этимологией известны с эллинистической и римской эпох и, возможно, пережили языки, из которых они произошли. Примеры включают киликийский Ταρκυνδβερρας Тарку-ндберрас «помощь Тарунца », исаврийский Ουαξαμοας Уаксамоас <* Waksa-muwa «сила благословения (?)» И Ликаонский Πιγραμος Пиграмос «великолепный, могучий» (ср. карийский 𐊷𐊹𐊼𐊥𐊪𐊸 Пикрмш, лювианский pīhramma/i-).

Несколько древних Предполагается, что греческие слова являются анатолийскими заимствованиями, например:

  • Apóllōn (дорический: Apéllōn, кипрский: Apeílōn), от * Apeljōn, как в Hittite Appaliunaš;
  • чашка Депа; горшок, сосуд », микенское ди-па, от иероглифического лувийского ti-pa-s« небо; чаша, чаша '(ср. хеттский nēpis' небо; чаша ');
  • eléphās' слоновая кость ', от хеттского laḫpa (сама из Месопотамии; ср. финикийский lp, египетский Ȝbw);
  • темно-синяя глазурь кианоса; эмаль », из хеттской куваннан - медной руды; азурит '(окончательно от сумерийского kù-an) ;
  • kýmbachos' шлем ', от хеттского kupaḫi' головной убор ';
  • kýmbalon' цимбал ', от хеттского ḫuḫupal' деревянный ударный инструмент ';
  • mólybdos' свинец ', микенское mo-ri-wo-do, от * morkʷ-io-' темный ', как в лидийском mariwda (ś) -k 'темные';
  • óbryza 'сосуд для аффинажа золота', от хеттского ḫuprušḫi 'сосуд';
  • tolýpē 'клубок', от хеттского taluppa 'комок' / 'комок' (или клинопись лувийца талуппа / i).

Несколько слов в армянском языке также были предложены как возможные заимствования из хеттов или лувийцев, например, Арм. զուռնա zuṙna (сравните Luwian zurni "рог").

См. также

  • значок Азиатский портал

Примечания

Ссылки

  • Фортсон, Бенджамин В. (2010). Индоевропейский язык и культура: Введение. Учебники Блэквелла по лингвистике (2-е изд.). Чичестер, Великобритания; Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell. 19. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кин, Энтони Г. (1998) [1992]. Династическая Ликия: политическая история ликийцев и их отношения с иностранными державами, c. 545 –362 г. до н.э. Мнемозина: bibliotheca classica Batavia. Supplementum. Leiden; Boston; Köln: Brill. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Luraghi, Silvia (1998) [1993], "The Anatolian Языки », Рамат, Анна Джакалоне; Рамат, Паоло (ред.), Индоевропейские языки, Описание языковой семьи Рутледж, Лондон; Нью-Йорк: Рутледж CS1 maint: ref = harv (ссылка ). Первоначально опубликовано как Le Lingue Indoeuropee.
  • Mallory, JP (1989). В поисках индоевропейцев. Лондон: Thames and Hudson Ltd. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мелхерт, Х. Крейг (2012). «Положение анатолийцев» (PDF). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мелхерт, Х. Крейг (2016). "Luwian" (PDF). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Patri, Sylvain (2007). L 'синтаксис выравнивания на языках инд. o-européennes d'Anatolie. Studien zu den Bogazkoy-Texten 49. Висбаден: Отто Харрасовиц. ISBN 978-3-447-05612-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Рикен, Элизабет (2017), «Диалектология of Anatolian », в Fritz, Mathias; Joseph, Brian; Klein, Jared (eds.), Сравнительная индоевропейская лингвистика, Handbooks of Linguistics and Communication Science, Berlin; New York: de Gruyter Mouton, pp. 298–308 CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев. Лондон: Thames and Hudson Ltd. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Payne, Annick (2010). Иероглифический лувийский язык: введение с оригинальными текстами. SILO: Subsidia et Instrumenta Linguarum Orientis (2-е исправленное издание). Висбаден: Harrassowitz. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Штайнер, Г. (1990). «Пересмотр иммиграции первых индоевропейцев в Анатолию». Журнал индоевропейских исследований. 18 : 185– 214. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Якубович, Илья (2011), «Лувиан и лувийцы», в Стедмане, Шэрон Р.; МакМахон, Грегори (e ds.), Оксфордский справочник по древней Анатолии, Оксфорд: Oxford University Press, стр. 534–547 CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 22:36:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте