Молодая нуристанская девочка в приюте в Кабуле, Афганистан (январь 2002 г.) | |
Всего населения | |
---|---|
c. 125 000–300 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нуристан, Кунар, Афганистан Читрал, Пакистан | |
Языки | |
Нуристанские языки, пушту, выступающие в качестве лингва-франка и широко понимаемые как второй язык | |
Религия | |
Ислам Суннитский ислам (большинство) и шиитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Kalash, Pashayis |
Нуристанцы, также известный как Kafiristanis, являются этническая группа родом из провинции Нуристан на северо - востоке Афганистана, чьи языки составляют Nuristani ветвь индо-иранских языков. Небольшое сообщество нуристанцы также поселились в соседнем Chitral районе Пахтунхва провинции Пакистана.
В середине 1890-х годов, после установления линии Дюрана, когда Афганистан достиг соглашения о различных приграничных районах с Британской империей на определенный период времени, эмир Абдур Рахман Хан провел военную кампанию в Кафиристане и после своего завоевания принудительно обратил в христианство кафиры в ислам; регион с тех пор известен как Нуристан, «Страна Света». До обращения в христианство нуристанцы исповедовали одну из форм древнего индуизма. Немусульманские религиозные обряды сохранились в Нуристане до некоторой степени как народные обычаи. В своей родной сельской местности они часто являются фермерами, скотоводами и молочниками.
Район Нуристан был знаменитым местом военных действий, которые привели к гибели многих коренных нуристанцев. Нуристан также принял множество поселенцев из близлежащих регионов Афганистана из-за приграничных пустующих мест.
Известный лингвист Ричард Стрэнд, специалист по языкам Гиндукуша, заметил следующее о доисламской нуристанской религии:
«До своего обращения в ислам нуристанисты практиковали форму древнего индуизма, пронизанную наслоениями местного происхождения».
Они признали ряд человекоподобных божеств, которые жили в невидимом Мире Божеств (Камвири д'э лу; ср. Санскрит дэва лок'а).
Определенные божества почитались только в одном сообществе или племени, но одно почиталось повсеместно как создатель: индуистский бог Яма Раджа называл имро в Камвири. Существует творец бог, появляются под разными названиями, как господин преисподней и неба: Яма Rajan или Māra ( «смерть», Nuristani), или Dezau (ḍezáw), чье название происходит от индоевропейского * dheig» h ie «создавать» (Kati Nuristani dez «создавать», CDIAL 14621); Дезаухе также называют персидским термином Ходайи. Есть ряд других божеств, полубогов и духов. Таким образом, пантеон калашей является одним из немногих ныне живущих представителей индоевропейской религии.
Они верили во многих божеств, имена которых напоминали имена иранских и старых ведических источников. Было верховное божество по имени Мара или Имра, а также множество меньших богов и богинь, известных на местном уровне как Манди или Мони, Ушум или Шомде, Гиш или Гивиш, Багишт, Индр, Зузум, Дисани, Кшумаи или Киме и т. Д.
У каждой деревни и клана было свое божество-хранитель: шаманы давали советы тем, кто обращался за помощью, а священники совершали религиозные службы. Культ был сосредоточен на принесении в жертву животных, в основном коз.
Территория, простирающаяся от современного Нуристана до Кашмира, была известна как «Перистан», обширная территория, где проживает множество нуристанских культур и индоевропейских языков, которые в течение длительного периода становились исламизированными. Раньше он был окружен буддийскими государствами и обществами, которые временно распространили грамотность и государственное правление в регионе. Согласно сообщениям китайских паломников Фа-сянь и Сун Юнь, путешествие в этот регион было опасным. Упадок буддизма привел к сильной изоляции региона. Исламизация близлежащего Бадахшана началась в 8 веке, а Перистан был полностью окружен мусульманскими государствами в 16 веке. В калаши нижайшего Читрала являются последними выжившими наследниками области.
Этот регион был назван «Кафиристан», потому что, хотя окружающее население было обращено в ислам, люди в этом регионе сохранили свою традиционную религию и, таким образом, были известны мусульманам как «кафиры». Арабское слово «куфр» означает неверие, а родственное ему слово «кафир» означает того, кто не верит в ислам. Таким образом, «кафир» здесь используется для обозначения того, что они не мусульмане; поэтому провинция была известна как Кафиристан. Большинство из них были обращены в ислам во время правления Абдур Рахман-хана около 1895 года. Провинция теперь известна как Нуристан, а жители - как нуристанцы. Однако среди сельского населения сохранились многие старые обычаи и верования, такие как производство вина время от времени.
В 4 веке до нашей эры Александр Македонский столкнулся с ними и, наконец, победил их после того, как они оказали упорное и продолжительное сопротивление, назвав их культурно и религиозно отличными от других народов региона.
Нуристанцы раньше классифицировались как «сиах-пош» ( одетые в черное) и «цфат-пош» ( одетые в белое) / лалл-пош ( одетые в красное одеяние). Тимур сражался с Сиа-Пошем и был унижен им. Бабур посоветовал не связываться с ними. Мимо них прошел Чингисхан.
В 1014 году на них напал Махмуд из Газни :
В конце концов, завершился еще один крестовый поход против идолопоклонства; и Махмуд повел седьмой против Нардаина, тогдашней границы Индии, или восточной части Гиндукуша; разделяя, как говорит Фиришта, страны Индостан и Туркестан и примечательно своими прекрасными плодами. Страна, в которую вошла армия Газни, по-видимому, была такой же, как та, что сейчас называется Кафирстан, где жители были и остаются идолопоклонниками и называются Сиах-Пош, или облаченные в черные одежды мусульмане более поздних времен. В Нардаине был храм, разрушенный армией Газни; и принес оттуда камень, покрытый некоторыми надписями, которые, по мнению индусов, были очень древними.
Первое упоминание о сиах-пошах кафиров встречается во время вторжения Тимура в Афганистан в 1398 году нашей эры. Автобиография Тимура (Тузак-и-Тимури) убедительно свидетельствует о том, что он сражался как с Катирами, так и с камскими частями Сиах-Пош (одетых в черное) кафиров гор Гиндукуш. Тимур вторгся в Афганистан в марте 1398 года. На основании местных жалоб на жестокое обращение и вымогательства, поданных мусульманами против кафиров, Тимур лично напал на каторов из группы Сиах-Пош, расположенной к северо-востоку от Кабула на востоке Афганистана. Каторы покинули свой форт Наджил и укрылись на вершине холма. Тимур сровнял крепость с землей, сжег их дома и окружил холм, на котором каторцы собирались укрыться. Считается, что реликвия исторического форта все еще существует немного севернее Наджила в виде сооружения, известного как Тимур Хисар (Форт Тимура). После тяжелой битвы некоторые из каторов были побеждены и были немедленно казнены, в то время как другие сопротивлялись тяжелым испытаниям в течение трех дней. Тимур предложил им смерть или ислам. Они выбрали последнее, но вскоре отреклись и ночью напали на полк мусульманских солдат. Последний, находясь на страже, сопротивлялся, убил многочисленных каторов, взял в плен 150 и затем казнил их. На следующий день Тимур приказал своим войскам наступать со всех четырех сторон, чтобы убить всех мужчин, поработить женщин и детей и разграбить или разорить все их имущество. В своей автобиографии под названием Тузак-и-Тимури Тимур с гордостью хвастается башнями из черепов каторов, которые он построил на горе в благоприятный месяц Рамазан 800 г. хиджры (1300 г. н.э.).
Опять же, согласно автобиографии Тимура ( Тузак-и-Тимури), военная дивизия из десяти тысяч мусульманских солдат была послана против Сиах-Пош (Кам) кафиров под командованием генерала Аглан-хана, чтобы либо убить этих неверных, либо обратить их в свою веру. в ислам. Тузак-и-Тимури откровенно признает, что полк был сильно разбит небольшим количеством сиах-пошских кафиров. Мусульманским силам пришлось бежать с поля боя, оставив своих лошадей и доспехи. Другой отряд должен был быть отправлен под командованием Мухаммеда Азада, который храбро сражался, вернул лошадей и доспехи, потерянные генералом Агланом, и вернулся домой, оставив Сиах-Пош в покое.
Примечательно, что Тимур не хвастается никакими убийствами или заключением в тюрьму сиах-пошов, как он хвастается катирами и многочисленными другими общинами собственно Индии. Кроме того, он не дает дальнейших подробностей своего конфликта с Сиах-Пошами в своем Тузак-и-Тимури после этой встречи, что ясно показывает, что исход битвы с Сиах-Пошами был очень дорогим и позорным для Тимура.
Другие ссылки на этих кафиров сделаны в пятнадцатом, а затем в шестнадцатом веке в период Великих Моголов.
В 1839 году кафиры направили делегацию к сэру Уильяму Макнахтену в Джелалабад, утверждая, что они связаны со светлокожими британскими войсками, вторгшимися в страну.
Во время завоевания Афганистаном Кафиристана небольшое количество Ком и Кати кафиров бежало на восток в Читрал (современный Пакистан), где им разрешили поселиться Мехтар. Там они практиковали свою веру еще несколько десятилетий, прежде чем, наконец, тоже приняли ислам. Последний известный необращенный кафир поселился в деревне Читрали, известной как Урцун. Этого кафира звали Чанлу, и он обратился в 1938 году, через несколько месяцев после интервью о космологии Кати.
В Читрале нуристанцы известны либо как башгалы (поскольку большинство мигрировало из долины Нуристана, называемой Башгал на языке читрали- ховар ), либо как шейхан (общий термин для недавних обращений в ислам). Точная численность нуристанцев в Читрале неизвестна, но, по оценкам членов общины, их численность составляет не менее 12 000 человек. Все они говорят на языке камката-вари, также известном в местном масштабе как шейхани.
До 1895 года кафиры Гиндукуша были разделены на две группы: сиах-пош (одетые в черное) и сафедские (одетые в белое) кафиры, также известные как лал-пош (одетые в красное), так называемые, потому что цвета одежд, которые они носили. Но британский исследователь Джордж Скотт Робертсон, посетивший Кафиристан и изучавший кафиров около двух лет (1889–1891), усовершенствовал старую классификацию, признав, что сафедские кафиры на самом деле были членами нескольких отдельных кланов, а именно, вайгули, пресунгули. или Вирон, и Ашкуны. Последние три группы кафиров раньше назывались спед-пош-кафирами.
Термин сиах-шикарные кафиры использовался для обозначения доминирующей группы гиндукушских кафиров, населяющих долину Башгал. Сиах-шикарных кафиров иногда путают с народом калаша из соседнего района Читрал в Пакистане.
Племя Сиах-пош было разделено на сиах-пош- катиров или камтоз, сиах -пош-муманов или мадугалов, сиах-пош-каштоз или каштан, сиах- пош - гурдеш или истрат и сиах-пош-камов или камозе. Сиах-шикарные катиры были далее разделены на катиров, которые занимали двенадцать деревень в нижней части страны Башгул (Кам), Кти или Катавар, которые жили в двух деревнях в долине Кти, Кулам и Рамгули, самых многочисленных группа, проживающая в двадцати четырех деревнях в долине Рамгул, в самой западной части Кафиристана на границе с Афганистаном.
Считалось, что все сиахские группы кафиров имеют общее происхождение. У всех была общая одежда и обычаи, и все они говорили на близких диалектах Кати. Николас Баррингтон и др. сообщили, что вайгулицы и пресунгулицы называют всех сиахских кафиров катирами.
В то время как камтозы долины нижнего Башгула были самыми многочисленными, ками долины верхнего Башгула были самыми непокорными, жестокими и устрашающими за свою военную доблесть.
Генерал Исса Нуристани был заместителем командира после короля во время советского вторжения в Афганистан. Перед убийством генерал Исса призвал нуристанский народ к « джихаду » против Советской армии. Под предводительством племени комсов нуристанцы были первыми гражданами Афганистана, которые подняли восстание против коммунистического переворота в 1978 году. Они сыграли важную роль в завоевании некоторых провинций, включая Кунар, Нангархар, Бадахшан и Паншир. После этого Нуристан оставался ареной самых кровавых партизанских боев с советскими войсками с 1979 по 1989 год. После вывода советских войск в 1989 году Мавлавы Гулам Рабани был объявлен губернатором провинции Кунар. Нуристанцы вдохновляли других на борьбу и способствовали падению афганского коммунистического режима в 1992 году.
В исследовании 2012 года Y-хромосом пяти образцов Нуристана было обнаружено, что три принадлежат к гаплогруппе R1a и по одной - к R2a и J2a.
Большинство нуристанцев из семьи Ката и ветви Джанадери. Однако есть и другие нуристанские племена, некоторые из ката джанадери живут в Ожоре (ныне Каримабад ), Гоборе, Бубурате, Аюн, Брозе и Мастудже. В Каримабаде (Джувара) есть очень популярная скала, связанная с этим племенем, которая называется ката бонт (Ката - это название племени; бонт означает «камень» на языке читрали ).
У нуристанцев нет официальной племенной структуры, как у пуштунов, однако они обозначают себя по названиям местных регионов, из которых они родом. Всего таких обозначений 35: пять из долин север-юг и 30 из долины восток-запад.
Некоторые из этих племен включают: