Шаманизм

редактировать

Практика поиска измененных состояний сознания для взаимодействия с духовным миром

Шаманизм - это религиозная практика, которая включает практикующий, шаман, который, как полагают, взаимодействует с духовным миром через измененные состояния сознания, такие как транс. Обычно цель этого состоит в том, чтобы направить этих духов или духовную энергию в физический мир для исцеления или какой-либо другой цели.

Верования и практики, которые были классифицированы как «шаманские», привлекли интерес ученых из разных стран. широкий спектр дисциплин, включая антропологов, археологов, историков, религиоведов, философов и психологов. Были выпущены сотни книг и научных статей по этой теме, а рецензируемый академический журнал посвящен изучению шаманизма. В 20 веке многие жители Запада, участвовавшие в контркультурных движениях, создали современные магико-религиозные практики под влиянием их идей коренных религий со всего мира, создав то, что было названо неошаманизмом или неошаманским движением. Это повлияло на развитие многих неоязычных практик, а также столкнулось с негативной реакцией и обвинениями в культурном присвоении, эксплуатации и искажении, когда сторонние наблюдатели пытались представить культуры, к которым они не относятся. принадлежат.

Содержание

  • 1 Терминология
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Определения
  • 2 История
  • 3 Инициирование и обучение
  • 4 Роли
  • 5 Экологический аспект
  • 6 Экономика
  • 7 Убеждения
    • 7.1 Концепции души и духа
  • 8 Практика
    • 8.1 Entheogens
    • 8.2 Музыка и песни
    • 8.3 Другие практики
    • 8.4 Предметы, используемые в духовной практике
  • 9 Академические исследования
    • 9.1 Когнитивные и эволюционные подходы
    • 9.2 Экологические подходы и теория систем
    • 9.3 Историческое происхождение
    • 9.4 Семиотический и герменевтический подходы
  • 10 Упадок, возрождение и движения, сохраняющие традиции
  • 11 Региональные различия
  • 12 Критика термина
  • 13 См. Также
  • 14 Ссылки
    • 14.1 Цитирование
    • 14.2 Источники
  • 15 Дальнейшие r eading
  • 16 Внешние ссылки

Терминология

Этимология

Самое раннее известное изображение сибирского шамана голландцем Николаем Витсеном, 17 век. Витсен называл его «жрецом дьявола» и рисовал когтистые лапы для предполагаемых демонических качеств.

Слово шаманизм, вероятно, происходит от маньчжурско-тунгусского слова шаман, что означает «тот, кто знает». Слово шаман, возможно, также произошло от эвенкийского слова šamán, скорее всего, от юго-западного диалекта, на котором говорят эвенки-сим. Впоследствии тунгусский термин был принят русскими, общавшимися с коренными народами Сибири. Находится в воспоминаниях ссыльного русского церковника Аввакума.

Слово было принесено в Западную Европу в конце 17 века голландским путешественником Николаем Витсеном, который сообщил о своем пребывании и путешествиях среди тунгусов и самодийцев коренных народов Сибири в своей книге Noord en Oost Tataryen (1692). Адам Бранд, купец из Любека, опубликовал в 1698 г. свой отчет о российском посольстве в Китае; в переводе его книги, опубликованной в том же году, англоязычным людям было представлено слово шаман.

Этимология эвенкийского слова иногда связана с тунгусским корнем ša- «знать». Это было подвергнуто сомнению на лингвистических основаниях: «Возможность не может быть полностью отвергнута, но она также не должна приниматься без оговорок, поскольку предполагаемое деривационное отношение фонологически нерегулярно (особенно обратите внимание на количество гласных)». Другие ученые утверждают, что это слово происходит непосредственно из маньчжурского языка, и как таковое было бы единственным широко используемым английским словом, заимствованным из этого языка.

Однако Мирча Элиаде отметил, что санскритское слово шрамана, обозначающее странствующего монаха или святого персонажа, распространилось на многие языки Центральной Азии вместе с буддизмом и могло быть окончательное происхождение тунгусского слова. Это предложение подвергалось тщательной критике с 1917 года. Этнолингвист Юха Джанхунен рассматривает его как «анахронизм» и «невозможность», которая является не более чем «надуманной этимологией».

Антрополог и археолог Сильвия Томаскова утверждала, что к середине 1600-х годов многие европейцы применили арабский термин шайтан (что означает «дьявол») к нехристианским обычаям и верованиям коренных народов за Уральскими горами. Она предполагает, что шаман, возможно, ввел различные тунгусские диалекты как искажение этого термина, а затем его рассказали христианским миссионерам, исследователям, солдатам и колониальным администраторам, с которыми люди общались на протяжении веков.

Шаманку иногда называют шаманкой, это не настоящий тунгусский термин, а просто шаман плюс русский суффикс -ка (для существительных женского рода ).

Определения

Шаман, вероятно, Хакас, Российская Империя, 1908

Среди антропологов нет единого согласованного определения слова «шаманизм». Английский историк Рональд Хаттон заметил, что к началу 21 века существовало четыре разных определения этого термина, которые, по-видимому, использовались. Первый из них использует этот термин для обозначения «любого, кто контактирует с духовным миром, находясь в измененном состоянии сознания». Второе определение ограничивает термин тем, что он относится к тем, кто контактирует с духовным миром, находясь в измененном состоянии сознания по воле других. Третье определение пытается отличить шаманов от других магико-религиозных специалистов, которые, как считается, контактируют с духами, таких как «медиумы », «знахари », «духовные целители» или «пророки»., "утверждая, что шаманы применяют какую-то определенную технику, не используемую другими. Проблема в том, что ученые, отстаивающие третью точку зрения, не смогли договориться о том, какой должна быть методика определения. Четвертое определение, данное Хаттоном, использует термин «шаманизм» для обозначения коренных религий Сибири и соседних частей Азии. По данным Центра шаманских исследований Голомта, монгольской организации шаманов, эвенкийское слово шаман было бы более точно перевести как «священник».

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, шаман (, или ) считается тем, кто имеет доступ к, и влияние в мире доброжелательных и злобных духов, которые обычно входят в состояние транса во время ритуала и практикуют гадание и исцеление. Слово «шаман», вероятно, происходит от тунгусского эвенкийского языка Северной Азии. По словам этнолингвиста Юха Джанхунена, «это слово засвидетельствовано во всех тунгусских идиомах», таких как негидаль, ламут, Удэхэ / орочи, нанай, илча орок, маньчжурский и ульча, и " Кажется, ничто не противоречит предположению о том, что значение «шаман» также происходит от прототунгусского «и может иметь корни, уходящие в прошлое, по крайней мере, на два тысячелетия. Термин был введен на запад после русских войск завоевания шаманского Казанского ханства в 1552 году.

Термин «шаманизм» был первым западными антропологами как сторонними наблюдателями древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусов - и самодийские говорящие народы. Изучив религиозные традиции по всему миру, некоторые западные антропологи начали использовать этот термин в очень широком смысле. Этот термин использовался для описания несвязанных магико-религиозных практик, обнаруженных в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралазии и даже в совершенно несвязанных частях Америки, поскольку они считали эти практики похожими на одну еще один. Хотя этот термин был неправильно применен представителями культуры ко многим духовным практикам коренных народов, слова «шаман» и «шаманизм» неточно описывают разнообразие и сложность местной духовности. У каждой нации и племени свой образ жизни, и они используют термины на своих языках.

Мирча Элиаде пишет: «Первое определение этого сложного явления и, возможно, наименее опасного, будет: шаманизм =» техника религиозного экстаза '. " Шаманизм предполагает, что шаманы являются посредниками или посланниками между человеческим миром и мирами духов. Говорят, что шаманы лечат недуги и недуги, поправляя душу. Считается, что облегчение травм, затрагивающих душу или дух, восстанавливает физическое тело человека до баланса и целостности. Шаманы также заявляют, что входят в сверхъестественные миры или измерения, чтобы найти решения проблем, с которыми сталкивается сообщество. Шаманы заявляют, что они посещают другие миры или измерения, чтобы нести руководство заблудшим душам и облегчить болезни человеческой души, вызванные чужеродными элементами. Шаманы действуют в основном в духовном мире, который, как они считают, в свою очередь влияет на мир людей. Считается, что восстановление баланса приводит к устранению недуга.

История

Шаманизм - это система религиозной практики. Исторически это часто связано с коренными и племенными обществами и включает в себя веру в то, что шаманы, связанные с потусторонним миром, обладают силой исцелять больных., общаться с духами и сопровождать души мертвых в загробную жизнь. Это идеология, которая раньше широко применялась в Европе, Азии, Тибете, Северной и Южной Америке и Африке. Он был основан на вере в сверхъестественные явления, такие как мир богов, демонов и духов предков.

Несмотря на структурные последствия колониализма и империализма, которые ограничили способность коренных народов практиковать традиционные духовные практики, многие общины остаются переживает возрождение через самоопределение и восстановление динамических традиций. Другим группам удалось избежать некоторых из этих структурных препятствий в силу своей изоляции, например, кочевой тувинец (численность этого племени, по оценкам, составляет 3000 человек). Тыва - одно из самых изолированных племен в России, где искусство шаманизма сохранилось до наших дней из-за своего изолированного существования, что позволяет ему быть свободным от влияний других основных религий.

Инициация и обучение

Шаманы часто утверждают, что их призвали через сны или знаки. Однако некоторые говорят, что их способности передаются по наследству. В традиционных обществах шаманская подготовка различается по продолжительности, но обычно занимает годы.

Тернер и его коллеги упоминают феномен, называемый «шаманский кризис инициации», обряд для будущих шаманов, обычно связанный с физическим заболеванием или психологическим кризисом. Значительную роль инициирующих болезней в призвании шамана можно найти в подробной истории болезни Чуоннасуана, который был последним мастером шамана среди тунгусских народов в Северо-Восточном Китае.

274>раненый целитель - это архетип шаманского испытания и путешествия. Этот процесс важен для молодых шаманов. Они переносят болезнь, которая ставит их на грань смерти. Говорят, что это происходит по двум причинам:

  • Шаман переходит в подземный мир. Это происходит для того, чтобы шаман мог погрузиться в глубины, чтобы вернуть жизненно важную информацию для больных и племени.
  • Шаман должен заболеть, чтобы понять болезнь. Когда шаманы преодолевают свою болезнь, они верят, что у них будет лекарство, которое исцелит всех страдающих.

Роли

Южно-Молукканский шаман в ритуале экзорцизма с участием детей, Буру, Индонезия (1920) A шаман из народа итнег на Филиппинах возобновляет подношение духу (анито ) щита воина (каласаг ) (1922)

Хотя важность духовных ролей во многих культурах нельзя не заметить, степень, в которой такие роли сопоставимы (и даже классифицируются одним термином), под вопросом. Фактически, ученые утверждали, что такие универсалистские классификации рисуют коренные общества как примитивные, но при этом демонстрируют цивилизованность западных обществ. При этом шаманы были концептуализированы как те, кто способен получать знания и силу для исцеления в духовном мире или измерении. У большинства шаманов есть сны или видения, которые передают определенные сообщения. Шаманы могут утверждать, что имеют или приобрели многих духовных наставников, которые, по их мнению, направляют и направляют их в их путешествиях по духовному миру. Считается, что эти духовные наставники всегда присутствуют внутри шамана, хотя другие, как говорят, сталкиваются с ними только тогда, когда шаман находится в трансе. Духовный наставник заряжает шаманов энергией, позволяя им войти в духовное измерение. Шаманы заявляют, что исцеляют в сообществах и в духовном измерении, возвращая потерянные части человеческой души, откуда бы они ни ушли. Шаманы также утверждают, что очищают лишние негативные энергии, которые, как говорят, сбивают с толку или загрязняют душу. Шаманы действуют как посредники в своих культурах. Шаманы заявляют, что общаются с духами от имени сообщества, в том числе с духами умерших. Шаманы верят, что могут общаться как с живыми, так и с мертвыми, чтобы облегчить беспокойство, нерешенные проблемы и доставлять подарки духам.

Среди селькупов морская утка - духовное животное. Утки летают в воздухе и ныряют в воду, поэтому считается, что они принадлежат как к верхнему, так и к нижнему миру. У других сибирских народов эти характеристики относятся к водоплавающим птицам в целом. Верхний мир - это загробная жизнь, в первую очередь связанная с умершими людьми, и считается, что к нему получают доступ души, путешествующие через портал в небе. Нижний мир или «мир внизу» - это загробная жизнь, в первую очередь связанная с животными, и считается, что к нему может попасть душа, путешествующая через портал в земле. В шаманских культурах многие животные считаются духовными животными.

Шаманы выполняют множество функций в зависимости от их соответствующих культур; исцеление, жертвоприношение, сохранение традиций рассказыванием историй и песен, гадание и действие психопомп («проводник душ»). Один шаман может выполнять несколько из этих функций.

В функции шамана может входить либо ведение душ умерших в их истинное жилище (которые могут направляться либо по одной, либо по отдельности). группа в зависимости от культуры), и лечение недугов. Болезни могут быть либо чисто физическими недугами, такими как болезнь, которую, как утверждается, можно вылечить, подарив, льстив, угрожая или борясь с духом болезни (иногда пробуя все это, последовательно), и которые могут быть завершены показом якобы извлеченный знак духа-болезни (отображение этого, даже если оно «мошенническое», должно произвести впечатление на дух-болезнь, что он был или находится в процессе поражения, чтобы он отступил и держался подальше от пациента тела), или психические (включая психосоматические) недуги, такие как постоянный ужас, который, как полагают, можно вылечить аналогичными методами. На большинстве языков термин, отличный от того, который был переведен как «шаман», обычно применяется к религиозному официальному лицу, ведущему жертвенные обряды («священник»), или к рассказчику («мудрец») традиционных знаний; Однако в случае с толкователем предзнаменований или снов может быть больше совпадений в функциях (с функцией шамана).

Есть разные типы шаманов, которые выполняют более специализированные функции. Например, среди народа нани особый вид шамана действует как психопомп. Другие специализированные шаманы могут различаться по типу духов или царствам духовного мира, с которыми шаман чаще всего взаимодействует. Эти роли различаются у ненцев, энцев и селькупов шаманов.

Помощник орокенов шамана ( называемый джардаланин, или «второй дух») знает многое о связанных с ним верованиях. Он или она сопровождает ритуалы и интерпретирует поведение шамана. Несмотря на эти функции, джардаланин не шаман. Для этого помощника по интерпретации было бы нежелательно впадать в транс.

Экологический аспект

Среди людей тукано существует сложная система ресурсов окружающей среды управление и для предотвращения истощения ресурсов из-за чрезмерной охоты. Эта система концептуализирована мифологически и символически из-за веры в то, что нарушение ограничений на охоту может вызвать болезнь. Как основной учитель племенной символики, шаман может играть ведущую роль в этом экологическом управлении, активно ограничивая охоту и рыболовство. Шаман может «выпускать» диких животных или их души из их скрытых жилищ. Народ пиароа имеет экологические проблемы, связанные с шаманизмом. У инуитов шаманы приносят души дичи из отдаленных мест или путешествуют души, чтобы попросить добычу у мифологических существ, таких как Морская женщина.

Экономика

Путь шаманов получать средства к существованию и принимать участие в повседневной жизни варьируется в зависимости от культуры. Во многих группах инуитов они предоставляют услуги сообществу и получают «причитающуюся плату», и полагают, что плата выплачивается духам помощи. В аккаунте говорится, что подарки и выплаты, которые получает шаман, даются его партнерским духом. Поскольку он обязывает шамана использовать свой дар и регулярно работать в этом качестве, дух награждает его полученными им благами. Эти товары, однако, являются лишь «приветственным дополнением». Их недостаточно для штатного шамана. Шаманы живут, как и любой другой член группы, как охотники или домохозяйки. Из-за популярности туризма аяхуаски в Южной Америке, в районах, часто посещаемых туристами, есть практикующие, которые зарабатывают на жизнь ведущими церемониями.

Убеждения

Есть много вариантов шаманизма во всем мире, но некоторые общие верования разделяются всеми формами шаманизма. Общие верования, определенные Элиаде (1972), следующие:

  • Духи существуют, и они играют важную роль как в жизни отдельных людей, так и в человеческом обществе
  • Шаман может общаться с миром духов.
  • Духи могут быть доброжелательными или злонамеренными
  • Шаман может лечить болезни, вызванные злыми духами
  • Шаман может использовать трансы для возбуждения визионерского экстаза и пройдите квесты видений
  • Дух шамана может покинуть тело и войти в сверхъестественный мир в поисках ответов
  • Шаман вызывает образы животных как духовных наставников, знамения и несущие сообщения
  • Шаман может выполнять другие разнообразные формы гадания, предсказания, бросать кости или руны, а иногда и предсказания будущих событий

Как отмечает Алиса Кехо, концептуализация шаманов Элиаде порождает универсалистский образ коренных культур, который увековечивает представления о мертвых (или умирающих) индейцах. ian, а также благородный дикарь.

Шаманизм основан на предпосылке, что видимый мир наполнен невидимыми силами или духами, которые влияют на жизнь живых. Хотя причины болезней лежат в духовной сфере, вдохновленные злыми духами, для исцеления используются как духовные, так и физические методы. Обычно шаман «входит в тело» пациента, чтобы противостоять духовной немощи и лечить, изгоняя заразного духа.

Многие шаманы обладают экспертными знаниями о лекарственных растениях, произрастающих в их местности, и часто назначают лечение травами. Во многих местах шаманы учатся непосредственно у растений, используя их эффекты и лечебные свойства, после получения разрешения от духов-покровителей. В бассейне Амазонки в Перу шаманы и курандерос используют лечебные песни icaros, чтобы вызывать духов. Прежде чем вызвать духа, он должен научить шамана своей песне. Использование тотемных предметов, таких как камни с особыми способностями и оживляющий дух, является обычным явлением.

Такие обычаи, по-видимому, очень древние. Платон писал в своем Федре, что «первые пророчества были словами дуба», и что те, кто жил в то время, сочли достаточно полезным «послушать дуба или дуба». камень, лишь бы он говорил правду ».

Вера в колдовство и колдовство, известная в Латинской Америке как brujería, существует во многих обществах. Другие общества утверждают, что все шаманы обладают силой как лечить, так и убивать. Те, кто обладает шаманскими знаниями, обычно пользуются большой властью и авторитетом в обществе, но их также можно подозрительно или со страхом рассматривать как потенциально вредных для других.

Занимаясь своей работой, шаман подвергается значительному личному риску, так как шаманские растительные материалы могут быть токсичными или смертельными при неправильном использовании. Заклинания обычно используются для защиты от этих опасностей, а использование более опасных растений часто очень ритуализировано.

Концепции души и духа

Душа
Эта концепция в целом может объяснить больше, казалось бы, несвязанных явлений в шаманизме:
Исцеление
Эта концепция может быть тесно основана на концепциях души в вере система людей, обслуживаемых шаманом. Это может быть предполагаемое возвращение потерянной души больного человека. См. Также концепцию дуализма душ.
Нехватка добытой дичи
Эту проблему можно решить, «освободив» души животных из их скрытых жилищ. Кроме того, многие табу могут предписывать поведение людей по отношению к дичи, чтобы души животных не чувствовали гнева или обиды, или чтобы довольная душа уже убитой жертвы могла сказать другую, еще живую
Бесплодие женщин
Считается, что эту проблему можно вылечить, получив душу ожидаемого ребенка
Духов
Духи - это невидимые сущности, которые видят только шаманы. Их считают людьми, которые могут принимать тело человека или животного. Некоторые животные в их физических формах также считаются духами, например, орел, змея, ягуар и крыса. Верования, связанные с духами, могут объяснить множество различных явлений. Например, важность рассказывания историй или деятельности певца можно лучше понять, если изучить всю систему убеждений. Человек, который может запоминать длинные текстыили песни и играть на музыкальном инструменте, может считаться выгодоприобретателем контакта с духами (например, ханты люди).

Практика

Как правило, шаманы пересекают ось мира и входят в «духовный мир», осуществляя переход сознания, вход в экстатический, самогипнотически или с помощью энтеогены или ритуальные представления. Применяемые методы разнообразны и часто используются вместе.

Энтеогенс

текст Цветущий Сан-Педро, энтеогенный кактус, который использовался более 3000 лет. Сегодня подавляющее большинство извлеченного мескалина происходит из столбчатых кактусов, не уязвимых пейота.

Энтеоген («порождающий божественное внутри») - это психоактивное вещество, используемое в ный, шаманский или духовный контекст. Энтеогены использовались в ритуальном контексте на протяжении тысяч лет; их религиозное значение установлено в антропологических и современных свидетельствах. Примеры энтеогенов включают: пейот, псилоцибин и грибы Amanita muscaria (мухомор), неотвержденный табак, каннабис, аяхуаска, Salvia divinorum, ибога и мексиканская ипомея.

Некоторые шаманы соблюдают диетические или обычные ограничения, характерные для их традиций. Эти ограничения больше, чем просто культурные. Например, диета, которая принимает участие в церемонии аяхуаски, включает продукты, богатые триптофаном (биосинтетическим предшественником серотонина ), а также включает продукты, богатые тирамином, который может вызвать гипертонический криз при приеме внутрь с MAOI, которые используются в отварах аяхуаски, а также воздержание от алкоголя или секса.

Энтеогены имеют значительную историю коммодификации, особенно в сфере духовного туризма. Например, такие страны, как Бразилия и Перу, столкнулись с наплывом туристов с начала психоделической эры, начавшейся в конце 1960-х годов, положив начало, что было названо «туризмом аяхуаски».

Музыка и песни

Как и сам шаманизм, музыка и связанные с ним песни в разных культурах разнообразны. В некоторых случаях песни, относящиеся к шаманизму, предназначены для имитации естественных звуков, посредством звукоподражания.

Мимесис звука в различных культурах может выполнять другие функции, не обязательно связанные с шаманизмом: практические цели, такие как как заманивающая дичь на охоте; или развлечения (горловое пение инуитов ).

Другие практики

Предметы, используемые в духовной практике

Шаманы могут использовать различные материалы в духовной практике в разных культурах.

Голдес священник-шаман в своих регалиях
  • Барабаны - барабан используется шаманами нескольких Сибири. Удары в барабан позволяют шаману достичь измененного состояния сознания или отправиться в путешествие между физическим и духовным мирами. из шкуры животного, натянутой на изогнутый деревянный обруч, с ручкой поперек обруча.

Академическое исследование

Саамы Ноайди со своим барабаном

Когнитивный и эволюционный подходы

Среди ученых-когнитивистов и эволюционистов сущес твуют две основные концепции f или объяснение шаманизма. Первая, предложенная антропологом Майклом Винкельманом, известна как «нейротеологическая теория». Согласно Винкельману, шаманизм надежно развивается в человеческих обществах, потому что он дает ценные преимущества практикующим, их группе и клиентам. В частности, как правило, что состояния транса, вызванные танцами, галлюциногенами и другими триггерами, имеют «интегративный» эффект на познание, позволяя общаться между психическими системами, специализирующимися на теории разума, социальном интеллекте и естественном интеллекте. история. Благодаря когнитивной интеграции шаман может лучше предсказывать передвижения животных, разрешать групповые конфликты, планировать транспортировку и другие полезные услуги.

Нейротеологическая теория контрастирует с «побочной» или «субъективной» моделью шаманизма, разработанной антропологом из Гарварда Манвиром Сингхом. Согласно Сингху, шаманизм - это культурная технология, которая адаптируется (или взламывает) наши психологические предубеждения, чтобы убедить нас, что специалист может влиять на важные, но неконтролируемые результаты. Ссылаясь на работу по психологии магии и суеверий, Сингх утверждает, что люди ищут способы повлиять на неопределенные события, такие как исцеление от болезней, контроль дождя или привлечение животных. По мере того, как свои специалисты контролируют эти результаты, они стимулируют эволюцию психологически мощной магии, создавая традиции, адаптированные к когнитивным предубеждениям людей. Шаманизм, утверждает Сингх, является кульминацией этого культурного эволюционного процесса - психологически привлекательным методом контроля неопределенности. Например, некоторые шаманские методы используют нашу интуицию о человечности: используют используемые транс и драматические посвящения, чтобы, казалось бы, стать сущностями, отличными от обычных людей, такими образом, явно способными взаимодействовать с невидимыми силами, которые, как считается, контролируют важные. результаты. Влиятельные ученые-когнитивисты и антропологи, такие как Паскаль Бойер и Николас Хамфри, одобрили подход Сингха, хотя другие исследователи критиковали его игнорирование преимущества индивидуального и группового уровня

<222.>Дэвид Льюис-Уильямс объясняет происхождение шаманской практики и некоторые ее точные формы через аспекты человеческого сознания, проявленные как в пещерном искусстве, так и в экспериментах с ЛСД.

Экологические подходы и теория систем

Херардо Райхель: Долматов связывает эти концепции с использованием способов современной науки (теория систем, экология, новые подходы в антропологии и археологии) трактует причинность менее линейным образом. Он также предлагает современную науку и местных преданий.

Историческое происхождение

Шаманские обычаи могут возникнуть еще в палеолите, предшествовавшим всем организованным религиям и, конечно же, еще в неолите период. Самый ранний известный бесспорный захоронение шамана (и расширением самого раннего бесспорного доказательства шаманов и шаманские практики) восходит к раннему Верхнепалеолитическая эпохи (с. 30 000 ВР) в том, что в настоящее время Чешская Республика.

Санскритолог и сравнительный мифолог Майкл Витцель предполагает, что вся мифология мира, а также концепции и практики шаманов могут быть прослежены до перемещения двух доисторических популяций: "Гондванский тип ( около 65 000 лет назад) и тип «Лавразийский » (около 40 000 лет назад).

В ноябре 2008 года исследователи из Еврейского университета Иерусалима объявил об открытии в Израиле <66 Пожилая женщина легла на бок, расставив ноги и согнув внутрь в коленях. На голову, таз и руки положили десять больших камней. было 50 целых панцирей черепах, человеческая нога и некоторые части тел животных, такие как коровий хвост и крылья орла. "Остальные останки животных произошли от кабана, леопарда и двух куниц." Похоже, что женщина… воспринималась как находящаяся в близких отношениях с этим животны ми духами », - отметили исследователи. Могила была одной из по крайней мере 28 могил на этом месте, расположенной в пещере в нижней Галилее и принадлежащей натуфийской культуре, но, как утверждается, не похожа ни на одну из других могил эпохи эпипалеолита. Натуфийцы или в период палеолита.

Семиотический и герменевтический подходы

Обсуждаемая этимология слова «шаман» - «тот, кто знает», подразумевая, среди прочего, что шаман - это эксперт в хранении множества кодов общества, и чтобы быть эффективными, шаманы должны поддерживать в своем уме всеобъемлющий взгляд, который дает им уверенность в знании. Согласно этой точке зрения, шаман использует (и аудитория понимает) несколько кодов, выражая значения разными способами: вербально, музыкально, художественно и в танце. Значения могут проявляться в таких предметах, как амулеты. Если шаман хорошо знает культуру своего сообщества и действует соответствующим образом, его аудитория будет знать используемые символы и значения и, следовательно, доверять шаману.

Существуют также семиотические теоретические подходы. к шаманизму и примерам «взаимно противоположных символов» в академических исследованиях сибирских преданий, отличающих «белого» шамана, который днем ​​связывается с небесными духами для добрых целей, от «черного» шамана, контактирующего со злыми духами для плохих целей ночью. (Серии таких противоположных символов относятся к мировоззрению, стоящему за ними. Аналогично тому, как грамматика упорядочивает слова для выражения значений и передачи мира, это также формирует когнитивную карту). Шаманские предания уходят корнями в фольклор общины, который обеспечивает «мифологическую ментальную карту». Юха Пентикяйнен использует понятие «грамматика разума».

Армин Гирц придумал и представил герменевтика, или «этногерменевтика», толкование. Хоппал расширил этот термин, включив в него не только интерпретацию устных и письменных текстов, но также и «визуальные тексты (включая движения, жесты и более сложные ритуалы и церемонии, выполняемые, например, шаманами)». Выявление анимистических воззрений в шаманизме, а также их актуальность для современного мира, где экологические проблемы подтвердили парадигмы баланса и защиты.

Упадок, возрождение и движения, сохраняющие традиции

Считается, что шаманизм приходит в упадок во всем мире, возможно, из-за других организованных религиозных влияний, таких как христианство, которые хотят, чтобы люди, практикующие шаманизм, обратились в свою собственную систему и доктрину. Другая причина - западные взгляды на шаманизм как на примитивный, суеверный, отсталый и устаревший. Китобои, которые часто взаимодействуют с инуитскими племенами, являются одним из источников этого упадка в этом регионе.

Шаман-врач из Кызыла, 2005. Предпринимаются попытки сохранить и возродить тувинский шаманизм : бывшие настоящие шаманы снова начали практиковать, а молодые ученики обучаются организованным образом.

Во многих областях бывшие шаманы перестали выполнять функции в сообществе, к которому они привыкли, поскольку они чувствовали себя осмеянными их собственным сообществом, или считали свое прошлое устаревшим и не хотели говорить о нем этнографам.

Более того, помимо личного общения бывших шаманов, фольклорные тексты могут прямо рассказывать о процессе разрушения. Например, в эпическом тексте бурятского рассказывается о чудесных деяниях древнего «первого шамана» Кара-Гюргана: он мог даже посоревноваться с Богом, создать жизнь, украсть душу больного у Бога без его согласия.. В последующем тексте говорится, что шаманы прежних времен были сильнее, обладали такими способностями, как всевластие, предсказание судьбы даже на десятилетия в будущем, двигаясь со скоростью пули.

В наиболее пострадавших районах шаманские практики перестали существовать., где умирают настоящие шаманы и их личный опыт умирает вместе с ними. Потеря воспоминаний не всегда уменьшается из-за того, что шаман не всегда является единственным человеком в сообществе, который знает верования и мотивы, связанные с местным шаманством. Хотя шаману часто верят и доверяют ему именно потому, что он или она «приспосабливаются» к верованиям сообщества, некоторые части знаний связаны с его личными впечатлениями шамана или корни его или ее семейной жизни, поэтому они теряются с его или ее смертью. Другие люди сообщества помнят, связанные с ними верования и обычаи (или язык вообще) состарились или умерли, были под угрозой (часто с частичным или полным языков сдвигом ). Многие фольклорные воспоминания, песни и тексты были забыты - что может угрожать даже таким народам, которые смогли сохранить свою изоляцию до середины 20-го века, как нганасан.

Некоторые районы могли обеспечить длительное сопротивление из-за их удаленности.

  • Варианты шаманизма инуитов когда-то были широко распространенным (и очень разнообразным) явлением, но сегодня редко практикуются, а также уже находятся в упадке среди многих групп, даже в то время как первые этнологические проводились Исследования, например, среди полярных инуитов в конце 19 века, как считалось, могли путешествовать по небу и под водой, и другие прежние шаманские способности были утрачены за это время, такие как чревовещание и ловкость. руки.
  • Изолированное расположение народа нганасан живым шаманизму быть явым явлением среди них даже в начале 20 века, последние заметные церемонии шаманских шаманов были записаны на пленку в 1970-х годах.

После демонстрации общей упадка даже в самых отдаленных районах в качестве ответной меры следует предпринять меры по возрождению или сохранению традиций. Помимо сбора воспоминаний, предпринимаются также усилия по сохранению и даже возрождению традиций, проводимые подлинными бывшими шаманами (например, среди народа саха и тувинцев). Однако, по словам Ричарда Л. Аллена, исследователя и политического аналитика Нации чероки, они переполнены мошенническими шаманами ("людьми пластической медицины"). «Можно предположить, что любой, кто называет себя чероки« шаманом, духовным целителем или трубочистом », эквивалент современному медицинскому шоу и продавцу змеиного масла». Одним из индикаторов пластического шамана может быть тот, кто обсуждает «духовность американцев», но не упоминает какое-либо конкретное индейское племя.

Помимо усилий по сохранению традиций, существуют также неошаманистические движения, эти может отличаться от многих шаманских практик и верований нескольких пунктах. По общему признанию, некоторые традиционные системы верований действительно имеют экологические соображения (например, многие инуиты), и среди народа тукано шаман действительно играет роль в защите ресурсов.

Сегодня шамзм выживает в основном среди национальных народов. Шаманские практики продолжаются и сегодня в тундрах, джунглях, пустынях и других районах и даже в городах, поселках, пригородах и трущобах по всему миру. Это особенно верно для Африки и Южной Америки, где широко распространен «метис шаманизм».

Региональные различия

Карта шаманизма во всем мире

Критика термина

Таблица, в которой представлены фигуры различных культур, исполняющие роли посредников, часто называемые «шаманами» "в литературе.

Антрополог Алиса Кехо критикует термин «шаман» в книге «Шаманы и религия: антропологические исследования в области критического мышления». 66>. Это включает критику Нью Эйдж и современный западных форм форм шаманизма, которые, по словам Кехо, искажают или размывают местные обычаи, что этот термин усиливает расистские идеи, как благородный дикарь.>

Кехо очень критически относится к работе Мирчи Элиаде о шаманизме, как об изобретении, синтезированном из различных источников, не подтвержденном более прямыми исследованиями. игры на барабанах, транса, пения, энтеогенов и галлюциногенов, духовного общения и исцеления) как определяющих для шаманизма - плохая практика. Такие цитаты игнорируют тот факт, что эти практики играют за пределами того, что они играют роль даже в не шаманских культурах (например, роль пения в иудео-христианских и исламских шаманизмов) Их выражение уникально для каждой культуры, которая их использует. Такой практики нельзя легко, точно или с пользой обобщить в глобальную религию шаманизма. Из-за этого Кехо также крайне критически относится к гипотезе о том, что шаманизм - это древняя, неизменная и сохранившаяся религия периода палеолита.

Этот термин подвергался критике за его колониальные корни и как инструмент для увековечения современного лингвистического колониализма. Западные используют используют термин «шаманизм» для обозначения различных культурных и практик по всему миру и сильно различаются в разных культурах народов народов. Писатель отмечен наградами ученый из Нации Дрифтпайл в Канаде Билли-Рэй Белкорт утверждает, что использование языка с помощью упрощения такой разнообразной культуры, как шаманизм, распространено в сообществе из многих комплексных компонентов, призванные скрыть всю сложность и социальное обеспечение уязвимых, коренных народы подверглись со стороны поселенцев. Белкорт утверждает, что язык используется для обозначения «простоты» в использовании инструментами для принижения культуры народов, поскольку он рассматривает результаты общины использования исключительно как простоты истории, охваченной насилием, что оставляет коренные общины способными только к простоте и простоте. простота.

Антрополог также обсуждает, уместен ли термин «шаманизм». Он отмечает, что для многих читателей «-изм» подразумевает определенную догму, такую ​​как буддизм или иудаизм. Он рекомендует использовать термин «шаманство» или «шаманство» (термин, используемый в древнерусских и немецких этнографических отчетах в начале 20 века), чтобы подчеркнуть разнообразие и особенности обсуждаемых культур. Он считает, что это делает больший акцент на местных вариациях и подчеркивает, что это не религия священных догм, а практическая связь с повседневной жизнью. Следуя схожим мыслям, он также высказывает предположение о смене современной парадигмы. Пирс Витебский также упоминает, что, несмотря на поразительное сходство, в шаманизме нет единства. Различные разрозненные шаманские практики и верования повсюду сосуществуют с другими верованиями. Нет никаких записей о чистых шаманских обществах (хотя их существование не невозможно). Норвежский социальный антрополог Хакан Ридвинг также аргументировал отказ от терминов «шаман» и «шаманизм» как «научных иллюзий».

Дулам Бумохир подтвердил вышеупомянутую критику «шаманизма» как западной конструкции, созданной для В сравнительных целях и в обширной статье документально зафиксирована роль самих монголов, в частности «партнерство ученых и шаманов в реконструкции шаманизма» в пост-1990 / посткоммунистической Монголии. Этот процесс также был задокументирован швейцарским антропологом Джудит Хангартнер в ее знаменательном исследовании шаманов Дархад в Монголии. Историк Карена Коллмар-Поленц утверждает, что социальное конструирование и овеществление шаманизма как религиозного «другого» на самом деле началось с писаний 18-го века тибетских буддийских монахов в Монголии и позже «вероятно повлияло на формирование европейского дискурса о шаманизме» <49.>

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Искать шаманизм в Викисловаре, бесплатный словарь.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с шаманизмом.
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:13:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте