A колесница - это разновидность повозки, которую ведет возничий, обычно использующий лошадей для обеспечения быстрого движения. Колесницы использовались армиями как транспорт или мобильные платформы для стрельбы из лука, для охоты или гонок, а также как удобный быстрый способ передвижения для многих древних людей.
Слово «колесница» происходит от латинского термина carrus, заимствованного из галльского. Боевая колесница или колесница, используемая на военных парадах, называлась автомобилем. В Древнем Риме и некоторых других древних средиземноморских цивилизациях для бига требовалось две лошади, трига три и квадрига четыре.
Колесница представляла собой быстрое, легкое, открытое, двух- колесное транспортное средство, запряженное двумя или более лошадьми, сцепленными бок о бок, и была немногим больше пола с поясом. высокая защита спереди и по бокам. Первоначально он использовался для древних войн в Бронзовом и Железном веках; но после того, как ее военные возможности были вытеснены кавалерией, поскольку лошади постепенно становились крупнее, колесница использовалась для путешествий, в процессиях, для игр, и в скачках.
Важнейшим изобретением, позволившим конструировать легкие, запряженные лошадьми колесницы, было спицы колесо. Самые ранние колесницы со спицами относятся к ок. 2000 г. до н.э. Многие известные конфликты велись с использованием колесниц, например, Битва при Кадеше. Колесницы утратили свое военное значение к I веку нашей эры, но продолжали оставаться популярными для гонок и военных церемоний.
Необходимым предшественником изобретения колесницы является одомашнивание животных, в частности лошадей - важный шаг в развитии цивилизации. Несмотря на большое влияние одомашнивания лошадей на транспорт и коммуникации, отследить его происхождение было непросто. Доказательства подтверждают, что лошади были одомашнены в евразийских степях, а исследования показывают, что ботайская культура в наши дни Казахстан была первой, около 3500 г. до н.э.
Происхождение колесниц и их использование в войне неясно. Однако лингвистические данные свидетельствуют о том, что их изобретателями были индоевропейские люди из Евразии.
Распространение колесниц со спицами было тесно связано с индоевропейскими миграциями из Понтийских степей. Самые ранние известные колесницы были найдены в захоронениях синташтинской культуры, и эта культура считается сильным кандидатом на происхождение технологии, которая распространилась по Старому Свету и сыграла важную роль. роль в древней войне. Эти самоназначенные арийские люди мигрировали на юг в Южную Азию, положив начало ведическому периоду около 1750 г. до н.э. Вскоре после появления свидетельств о колесницах в Малой Азии в 1700 г. до н.э. Он проник в Египет около 1650 г. до н.э. во время вторжения гиксосов в Египет и установления четырнадцатой династии. В 1659 г. до н.э. индоевропейские хетты разграбили Вавилон, что продемонстрировало превосходство колесниц в древности.
Изобретение колесо, используемое в транспорте, скорее всего, имело место в Месопотамии или евразийских степях в современной России. Свидетельства колесных транспортных средств появляются с середины 4 тысячелетия до н.э. почти одновременно на Северном Кавказе (Майкопская культура ) и в Центральной Европе. Эти самые ранние изображенные повозки могли быть воловьими повозками.
. Самые старые известные колесницы были найдены в погребениях синташтинской культуры в современной России. В Старокорсунском кургане на Кубани России находится повозочная могила (или колесничное захоронение ) майкопской культуры (в которой тоже были лошади). Два цельных деревянных колеса из этого кургана датируются второй половиной четвертого тысячелетия. Вскоре после этого количество таких захоронений в этом регионе Северного Кавказа увеличилось.
Как Дэвид У. Энтони пишет в своей книге Лошадь, колесо и язык, в Восточной Европе самое раннее хорошо датированное изображение колесной повозки (двухосной и четырехколесной повозки) находится на горшке Броночице (ок. 3500 г. до н.э.). Это глиняный горшок, раскопанный в поселении воронкообраз в Свентокшиском воеводстве в Польше. Самая старая надежно датированная настоящая колесно-осевая комбинация в Восточной Европе - это Люблянское болотное колесо (ок. 3150 г. до н.э.).
Кочевые племена понтийских степей, такие как скифы такие как Hamaxobii, во время своих миграций путешествовали в повозках, телегах и колесницах.
Водитель автобуса 2000 г. до н.э. в Даймабаде, Цивилизация долины Инда.
Бронзовая колесница с Господом Кришной и Арджуной во время войны на Курукшетре.
Деталь колесницы в храме Айраватешвара, построенном Раджараджей Чолой II из Империи Чола в 12 веке нашей эры.
Каменная колесница в Хампи, построенная во времена Империи Виджаянагара.
В Ригведе Индра описывается как волевой, вооруженный молнией, едущий на колеснице:
Пусть сильные Небеса сделают тебя сильнее Сильный воск: Сильный, ибо тебя несут две твои сильные Заливые Лошади. Итак, светлые щеки, с могучей колесницей, могучие, поддержи нас, волевые, вооруженные громом, в битве. - Ригведа, Книга 5, Гимн XXXVI: Гриффит
Среди ригведических божеств, особенно ведический Бог Солнца Сурья едет на колеснице с одним спицом, управляемой его возничий Аруса. Ушас (рассвет) едет в колеснице, а также Агни в своей функции посланника между богами и людьми.
Среди петроглифов в песчанике хребта Виндхья есть изображения колесниц. Два изображения колесниц найдены в Морхана Пахар Мирзапур районе. На одном изображены бига и голова водителя. На втором изображена квадрига с шестиконечными колесами и возница, стоящий в большом ящике для колесницы. На эту колесницу нападают. Одна фигура, вооруженная щитом и булавой, стоит на пути колесницы; другая фигура, вооруженная луком и стрелами, угрожает правому флангу. Было высказано предположение (предположение), что рисунки записывают историю, скорее всего, относящуюся к первым векам до нашей эры, из какого-то центра в районе Ганга - Ямуна равнины в эту территорию. еще неолитических охотничьих племен. Очень реалистичные колесницы, вырезанные в Санчи ступах, датируются примерно I веком.
Колесницы бронзового века, датируемые примерно 2000–1800 гг. До н.э., были обнаружены в захоронениях в Санаули, Уттар-Прадеш, в июне 2018 года в ходе раскопок, проведенных С.К. Манджул из Археологической службы Индии.. Но возраст еще не подтвержден, он может быть подтвержден углеродным датированием. колесницы, обнаруженные в захоронениях Санаули
Скифские колесницы, называемые ратамусала, были представлены царем Магадхи, Аджаташатру около 475 г. до н.э. Он использовал эти колесницы против Личчавов. У косой боевой колесницы были острые серповидные лезвия или лезвия, закрепленные на каждом конце оси оси. Лезвия, использовавшиеся в качестве оружия, тянулись на метр горизонтально по бокам колесницы. В Государственном археологическом музее AP, Хайдарабад, Телангана.
выставлена колесница. Некоторые ученые утверждают, что колесница, скорее всего, была произведена древний Ближний Восток в начале 2-го тысячелетия до нашей эры. Археолог Йост Кроувель пишет, что «Колесницы не были внезапным изобретением, а возникли на основе более ранних транспортных средств, которые были установлены на дисковых или поперечных колесах. Это развитие лучше всего прослеживается на Ближнем Востоке, где колесницы со спицами и гужевыми колесами. впервые засвидетельствованы в начале второго тысячелетия до нашей эры... "и были проиллюстрированы на сирийской цилиндрической печати, датированной 18 или 17 веком до нашей эры.
Согласно Кристофу Баумеру, самые ранние открытия колес в Месопотамии относятся к первой половине третьего тысячелетия до нашей эры - более чем на полтысячелетия позже, чем первые находки на Кубани. В то же время в Месопотамии были обнаружены некоторые интересные ранние пиктограммы саней, покоящихся на деревянных роликах или колесах. Они датируются примерно тем же временем, что и первые открытия колес в Европе, и могут указывать на знание колеса.
Самые ранние полностью развитые колесницы с колесами со спицами происходят из захоронений колесниц в Андроновские памятники (Могила) Синташтинско-Петровской протоиндоиранской культуры в современной России и Казахстане примерно с 2000 г. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Эта культура, по крайней мере, частично происходит от более ранней культуры ямны. Он строил сильно укрепленные поселения, занимался бронзовой металлургией в промышленных масштабах и практиковал сложные погребальные ритуалы, напоминающие индуистские ритуалы, известные из Ригведы и Авеста.
В течение следующих нескольких столетий андроновская культура распространилась по степям от Урала до Тянь-Шаня, что, вероятно, соответствует времени раннего Индоиранские культуры.
Колесницы занимают видное место в индоиранской мифологии. Колесницы также являются важной частью индуистской и персидской мифологии, причем большинство богов в их пантеоне изображается верхом на них. санскритское слово для колесницы - rátha- (m. ), которое родственно с авестийским raθa- (также m.), И по происхождению является обоснованием прилагательного Протоиндоевропейский * rot-h₂-ó- означает «имеющий колеса», с характерным смещением акцента, обнаруженным в индо-иранских субстантивациях. Это прилагательное, в свою очередь, образовано от собирательного существительного * rot-eh₂- «колеса», продолженного латинским rota, которое принадлежит существительному * rót-o-, означающему «колесо» (от * ret- «бегать»), то есть также встречается в германском, кельтском и балтийском языках (древневерхненемецкий rad n., древнеирландский roth m., литовский rãtas m.).
Самое раннее изображение транспортных средств в контексте войны находится на штандарте Ура в южной Месопотамии, ок. 2500 г. до н.э. Это более правильное название повозки или телеги, они были двухосными и тянулись волами или гибридом осла и самки онагра <471.>, по имени Кунга в городе Нагар, который славился их разведением. Гибриды использовались армиями эблаитов, ранних шумеров, аккадских и Ур III. Хотя иногда с копейщиком и возничим (возничим), такие тяжелые повозки на твердых деревянных колесах и покрытые шкурами, могли быть частью обоза (например, во время королевских похоронных шествий), а не боевыми машинами сами по себе.
У шумеров была более легкая двухколесная повозка с четырьмя ослами и твердыми колесами. Колесо со спицами не появлялось в Месопотамии до середины 2000-х гг. До н.э.
Область, в которой колесницы со спицами были найдены в Синташтинско-Петровской протоиндоиранской культуреКолесницы часто упоминаются в иврите Танах и греческом Ветхом Завете соответственно, особенно пророками, как орудия войны или как символы силы или славы. Впервые упомянутые в рассказе Иосифа (Бытие 50: 9), «железные колесницы» упоминаются также в Иисусе Навине (17: 16,18) и Судей (1: 19,4: 3,13) как оружие хананеев и израильтян. 1 Царств 13: 5 упоминает колесницы филистимлян, которых иногда отождествляют с народами моря или ранними греками.
Примеры из Библия для изучения иудаизма из Танаха (еврейская Библия) включает:
Примеры из версии короля Якова из христианской Библии включают:
Маленькие домашние лошади, возможно, присутствовали в северном Негеве до 3000 г. до н.э. Изреель (город) был идентифицирован как база колесницы царя Ахава. И украшенный линчеватель колесницы Сисары был идентифицирован на месте, идентифицированном как его крепость Харошет Хаггойим.
Колесница и лошадь широко использовались в Египет захватчиками гиксосов, начиная с XVI века до н.э., хотя открытия, объявленные в 2013 году, потенциально указывают на то, что первые колесницы использовались еще в Древнем царстве Египта (около 2686–2181). До н.э.). В остатках египетского и ассирийского искусства есть многочисленные изображения колесниц с богатым орнаментом. Колесницы египтян и ассирийцев, у которых лук был Основное оружие нападения, было богато снабжено колчанами, полными стрел. Египтяне изобрели седло ярма для своих колесничных коней примерно в 1500 г. до н. э. цыгане использовали колесницы как мобильные платформы для стрельбы из лука; У колесниц всегда было двое мужчин: возница управляла колесницей поводьями, а главный лучник нацеливал свой лук и стрелы на любые цели в пределах досягаемости. Лучше всего сохранившиеся образцы египетских колесниц - это четыре образца из гробницы Тутанхамона. Колесницы могут перевозить две и более лошади.
Древнейшим свидетельством войны колесниц на древнем Ближнем Востоке является древнехеттский Текст Анитты (18 век до н.э.), в котором упоминается 40 упряжек лошадей (в оригинальном клинописи написание: 40 ṢÍ-IM-TI ANŠE.KUR.RA) во время осады из Салативара. Поскольку в тексте упоминаются команды, а не колесницы, существование колесниц в 18 веке до н.э. сомнительно. Первое достоверное упоминание о колесницах в Хеттской империи относится к концу 17 века до нашей эры (Хаттусили I ). Хеттский текст о дрессировке лошадей приписывается Киккули Митанни (15 век до н.э.).
Хетты были известными возничими. Они разработали новую конструкцию колесницы с более легкими колесами, с четырьмя спицами, а не с восемью, и которая вмещала трех, а не двух воинов. Он мог вместить трех воинов, потому что колесо было помещено в середине колесницы, а не сзади, как в египетских колесницах. Обычно колесницей управлял один хеттский воин, а второй обычно был главным стрелком; Третий воин мог владеть копьем или мечом, когда атаковал врагов, или держал большой щит, чтобы защитить себя и других от вражеских стрел.
Благополучие хеттов во многом зависело от их контроля над торговыми путями и природными ресурсами, особенно металлами. Когда хетты захватили власть в Месопотамии, между соседними ассирийцами, хурритами и египтянами вспыхнула напряженность. При Суппилулиума I хетты завоевали Кадеш и, в конечном итоге, всю Сирию. Битва при Кадеше в 1274 г. до н.э., вероятно, была самой крупной битвой на колесницах из когда-либо происходивших, в ней участвовало более 5000 колесниц.
Персы наследовали Элам в середине 1-го тысячелетия. Возможно, они первыми запрягли четырех лошадей в свои колесницы. Они также использовали косые колесницы. Кир Младший использовал эти колесницы в большом количестве в битве при Кунаксе.
Геродот упоминает, что древний ливиец и древнеиндийский (Саттагидия, Гандхара и Хиндуш ) сатрапии поставляли конницу и колесницы армии Ксеркса Великого.. Однако к этому времени конница была намного более эффективной и маневренной, чем колесница, и поражение Дария III в битве при Гавгамеле (331 г. до н.э.), где армия Александра просто открыла свои ряды, пропустив колесницы и напала на них сзади, ознаменовала конец эры колесничных войн (за исключением Селевкидов и понтийских держав, Индии, Китая и кельтских народов).
A мозаика из Гробницы Каста в Амфиполе, изображающая похищение Персефоны Плутоном, 4 век до нашей эры.
богиня Ника верхом на двухконной колеснице, из апулий патера (поднос), Magna Graecia, 4-я век до нашей эры.
Шествие колесниц на позднегеометрической амфоре из Афин (ок. 720–700 до н. Э.).
Последние греки первого тысячелетия до нашей эры имели (все еще не очень эффективную) кавалерию (действительно, это было утверждал, что эти ранние конные воины, возможно, привели к развитию более поздних, хорошо вооруженных пеших солдат, известных как гоплиты), а каменистая местность материковой части Греции не подходила для колесных транспортных средств. Следовательно, в исторической Греции колесница никогда не использовалась в войне. Тем не менее колесница сохранила высокий статус, и воспоминания о ее эпохе были переданы в эпической поэзии. Линейное письмо B на табличках из микенских дворцов записано большое количество колесниц, иногда с конкретными деталями относительно того, сколько колесниц было собрано или нет (т.е. хранится в модульной форме). Позже автомобили использовались в играх и шествиях, особенно для гонок на Олимпийских и Панафинейских играх и других государственных праздниках в Древней Греции, на ипподромах и в соревнованиях. называется агонами. Они также использовались в церемониальных функциях, например, когда паранимф, или друг жениха, ехал с ним на колеснице, чтобы отвезти невесту домой.
Геродот (Истории, 5. 9) Сообщения о том, что колесницы широко использовались в Понтийских - Каспийских степях Сигиннскими.
греческими колесницами, были запряжены двумя лошадьми, прикрепленными к центральному шесту. Если были добавлены две дополнительные лошади, они были прикреплены с каждой стороны от основной пары с помощью одного стержня или следа, прикрепленного к передней части или носу колесницы, как можно увидеть на двух призовых вазах в Британский музей из Панафинейских игр в Афинах, Греция, в котором водитель сидит, опираясь ногами на доску, свисающую впереди, рядом с ногами лошади. Сама biga состоит из сиденья, опирающегося на ось, с поручнями с каждой стороны для защиты водителя от колес. У греческих колесниц, похоже, не было никаких других приспособлений для лошадей, что затрудняло бы поворот.
Корпус или корзина колесницы покоилась непосредственно на оси (называемой балкой), соединяющей два колеса. подвески не было, что делало этот вид транспорта неудобным. Спереди и по бокам корзины находился полукруглый щиток высотой около 3 футов (1 м), обеспечивающий некоторую защиту от вражеских атак. Сзади корзина была открытой, что облегчало ее установку и снятие. Сиденья не было, и, как правило, места хватало только для водителя и одного пассажира.
Поводья в основном были такими же, как и в XIX веке, были сделаны из кожи и украшены заклепками из слоновой кости или металла. Поводья пропускались через кольца, прикрепленные к ремням или ярму воротника, ибыли достаточно быстро, чтобы их можно было обвязать вокруг талии возничего для защиты.
Колеса и корзина колесницы обычно были деревянными, местами укрепленными бронзой или железом. Колеса имели от четырех до восьми спиц и покрышки из бронзы или железа. Из-за широко расставленных спиц обод колеса колесницы удерживался в напряжении на сравнительно больших пролетах. Несмотря на то, что это обеспечивало небольшую амортизацию, это также требовало снятия колес, когда колесница не использовалась, чтобы предотвратить деформацию от продолжающейся нагрузки. У многих других народов того времени были колесницы, похожие на греческие, но главные отличия заключались в установках.
Согласно греческой мифологии, колесница была изобретена Эрихтонием Афинским, чтобы скрыть свои ступни, которые были ступнями дракона.
Наиболее примечательный вид колесницы в греческой мифологии происходит, когда Фаэтон, сын Гелиоса, пытаясь управлять колесницей солнца, сумел поджечь землю. Эта история привела к архаичному пониманию фаэтона как человека, который управляет колесницей или каретой, особенно с безрассудной или опасной скоростью. Платон в Аллегории колесниц изобразил колесницу, запряженную двумя лошадьми, одна хорошо ведет себя, другая беспокойная, представляя противоположные импульсы назад натуры; Задача возничего, олицетворяющего разум, заключалась в том, чтобы не дать лошадям идти разными путями и направить их к просветлению.
греческое слово, обозначающее колесницу, ἅρμα, харма, также используется в наших дни для обозначения танка, правильно называемого άρμα μάχης, árma mákhēs, буквально «боевая колесница. ".
солнечная колесница Трундхольма датируется примерно 1400 г. до н.э. (см. скандинавский бронзовый век ). Лошадь, тянущая солнечный диск, бежит на четырех колесах, а само Солнце на двух. «Колесница» состоит из солнечного диска, оси и колес, и неясно, изображается ли Солнце как колесница или как пассажир, тем не менее, присутствуют модели конной повозки на двух спицах в Северной Европе в.
Помимо колесницы Трюндхольма, существует множество петроглифы из скандинавского бронзового века, изображающие колесницы. 1 Петроглиф, нарисованный на каменной плите в двойном захоронении ок. 1000 г. до н.э., изображает бигу с двумя четырехспицевыми колесами.
Использование составного лука в войне на колесницах не по дтверждено в Северной Европе.
Кельты были известны своим языком и современные английские слова, такие как car, carriage и carry, в конечном итоге произошли от родного бриттского языка (Современный валлийский : Cerbyd). Само слово колесница происходит от норманнского французского charriote и имеет кельтский корень (галльский : каррос). Около 20 железных захоронений колесниц были раскопаны в Великобритании примерно между 500 и 100 годами до нашей эры. Практически все они были найдены в Восточном Йоркшире - стала исключением находка в 2001 году в Ньюбридже, в 10 км к западу от Эдинбурга.
. Кельтская колесница, которая могла иметь назывался karbantos на галльском (ср. Латинское carpentum), был biga размером примерно 2 м (6 футов 6 ⁄ 4 дюйма) в ширину и 4 м (13 футов 1 ⁄ 2 дюйма) в длину.
Британские колесницы были открыты впереди. Юлий Цезарь представляет собой единственный значительный отчет очевидца британской войны на колесницах:
Их способ сражения с колесницами таков: во-первых, они разъезжают во всех направлениях, бросают оружие и обычно разбивают ряды солдат. враг с ужасом своих лошадей и шумом колес; и когда они проработают себя между войсками коня, прыгайте с колесниц и вступайте в бой пешком. Тем временем возничие отступают на расстояние от битвы и так встают с численностью врага. Таким образом, они демонстрируют в бою скорость коня [вместе с] стойкостью пехоты; Они привыкли, контролировать своих лошадей на полной скорости, управлять ими, мгновенно поворачивать их, бегать по шесту и стоять на коромысле., и оттуда они снова с величайшей быстротой направляются к своим колесницам.
Колесницы играют важную роль в ирландской мифологии, окружая героя Ку Чулина.
Скульптура Томаса Торникрофта из Будика и дочери еери в колеснице обращаются к своим войскам перед битвой.
Процессия колесниц и воинов на Vix krater (ок. 510), сосуде архаической греческой работы, найденном в галльском захоронении.
Современная реконструкция гуситской военной повозки.
Колесницы также известили в церемониальных целях. Согласно Тациту (Анналы 14.35), Будике, царице иценов и ряда других племен, поднявших грозное восстание против Оккупационных римских войск обратились к своим войскам с колесницы в 61 году нашей эры:
Последнее упоминание об использовании колесниц в битвах, по-видимому, относится к битве при Монсе Граупиусе, где-то в современной Шотландии, в 84 году нашей эры. Из Тацита (1.35–36) «Равнина между ними звучала шумом и быстрым движением колесниц и кавалерии». «Временем вражеская конница бежала, а колесницы участвовали в сражении с пехотой».
Спустя века колесница стала широко известна как «военная повозка ». «Военная повозка» была средневековой разработкой, используемой для атаки на повстанческие или вражеские силы на полях сражений. В фургоне были прорези для лучников, чтобы стрелять по вражеским целям, при поддержке пехоты, использующей пики и цепы, позже для изобретения стрелкового оружия; боковые стенки использовались для защиты от лучников, арбалетчиков, раннего применения пороха и пушечного огня.
Это было особенно полезно во время гуситских войн, ок. 1420 г., гуситы заставляют восстать в Богемии. Группы из них могли формировать оборонительные сооружения, но они также использовались в качестве опорных пунктов для гуситских формирователей или в качестве огневойи при движении в клешни. Это раннее использование пороха и новаторская тактика помогли большей части крестьянской пехоты отражать атаки более крупных сил Священной Римской Империи конных рыцарей.
Единственная неповрежденная этрусская колесница датируется ок. 530 г. до н.э. и был обнаружен как часть захоронения колесниц в Монтелеоне ди Сполето. В настоящее время находится в коллекции Метрополитен-музей, он украшен бронзовыми пластинами, украшенными подробными барельефными сценами, обычно интерпретируемыми как эпизоды из жизни Ахилла.
В Урарту (860–590 до н. Э.) Колесница использовалась как знати, так и военными. В Эребуни (Ереван ) царь Урарту Аргишти изображен едущим на колеснице, которую тащат две лошади. У колесницы два колеса, и каждое колесо имеет около восьми спиц. Этот тип колесницы использовался около 800 г. до н.э.
В Римской империи колесницы использовались не для войны, а для гонок на колесницах, особенно в цирках, или для триумфальных шествий, когда они могли быть запряжены целыми десятью лошадьми или даже собаками, тиграми или страусами. Всего было четыре отряда или фракции возничих, различающихся по цвету костюмов: красные, синие, зеленые и белые команды. Главным центром гонок на колесницах был Большой цирк, расположенный в долине между Палатином и Авентинским холмами в Риме. След вмещал 12 колесниц, и две стороны пути были разделены возвышением, называемым позвоночником. Гонки на колесницах продолжали пользоваться большой популярностью в византийские времена, на ипподроме Константинополя, даже после того, как Олимпийские игры были расформированы, до их упадка после Ника бунты в 6 веке. Стартовые ворота были известны как Карцерес.
Древнеримская повозка или колесница, запряженная четырьмя лошадьми в ряд вместе с тянущими ее лошадьми, называлась квадрига, от латинского quadriugi (команда из четырех человек). Иногда этот термин означал четырех лошадей без колесницы или только колесницу. Колесница из трех лошадей, или команда из трех лошадей, тянущая ее, была трига от триуги (команды из трех человек). Колесница с двумя лошадьми, или команда с двумя лошадьми, тянущая ее, была biga, от biugi.
Бронзовый китайский возничий из периода Воюющих царств (403–221 гг. До н.э.).
Могущественный землевладелец в колеснице (Восточная Хань, 25–220 гг. Н.э., уезд Аньпин, Хэбэй).
Самое раннее археологическое свидетельство существования колесниц в Китае, место захоронения колесниц, обнаруженное в 1933 году в Хугане, Аньян в провинции Хэнань, относится к правлению короля У Дина. конца династии Шан (ок. 1250 г. до н.э.). Надписи на костях оракула предполагают, что западные враги Шан использовали ограниченное количество колесниц в битвах, но сами Шан использовали их только в качестве мобильных командирских машин и в королевских охотах.
Династия Шан, члены королевской семьи были похоронены с полным домом и слугами, включая колесницу, лошадей и возничий. Шангскую колесницу часто запрягали две лошади, но в захоронениях иногда встречаются варианты с четырьмя лошадьми.
Жак Герне утверждает, что династия Чжоу, покорившая Шан ок. 1046 г. до н.э., использовал колесницу больше, чем Шан, и «изобрел новый вид сбруи с четырьмя лошадьми в ряд». Экипаж состоял из лучника, водителя, а иногда и третьего воина, вооруженного копьем или кинжалом-топором. В период с VIII по V век до н.э. использование колесниц в Китае достигло своего пика. Хотя колесниц появлялось все больше, пехота часто побеждала колесниц в битвах.
Массовые войны на колесницах стали практически устаревшими после Периода Воюющих Государств (476–221 гг. До н.э.). Основными причинами были более широкое использование арбалета, использование длинных алебард до 18 футов в длину и пики до 22 футов в длину, а также принятие стандартных кавалерийских подразделений и адаптация конной стрельбы из лука. из кочевой кавалерии, которые были более эффективны. Колесницы продолжали служить в качестве командных пунктов для офицеров во время династии Цинь (221–206 гг. До н.э.) и династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), а также использовались бронированные колесницы во время династии Хань против сюнну Конфедерации в ханьско-сюннуской войне (133 г. до н.э. по 89 г. н.э.), в частности в битве при Мобэй (119 до н.э.).
До династии Хань могущество китайских государств и династий часто измерялось количеством колесниц, которые, как известно, у них были. Страна тысячи колесниц считается средней страной, а страна десяти тысяч колесниц считается огромной и могущественной страной.
Популярная легенда, которая существует по крайней мере с тех пор, как 1937 год прослеживает происхождение 4 футов 8 ⁄ 2 в стандартной железнодорожной колее до римских времен, предполагая, что это было основано на расстоянии между колеями дорог с колеями, отмеченными колесами колесниц. датируется Римской империей. Этому способствует тот факт, что в остальном своеобразное расстояние составляет почти ровно 5 римских футов, но нет никаких доказательств того, что прошло полтора тысячелетия между уходом римлян из Британии и установлением шкалы на Санкт-Октон. и Дарлингтон, железная дорога в 1825 году.