Индоарийские | |
---|---|
Индийские | |
Географические. распространение | Южная Азия |
Лингвистическая классификация | индоевропейский
|
протоязычный | прото-индоарийский |
ISO 639-2 / 5 | inc |
Linguasphere | 59 = (phylozone) |
Glottolog | index1321 |
Современные данные о географическом распределении основных индоарийских языковых групп. Романи, Домари, Холоси и Ломаврен находятся за пределами области действия карты. дардский северо-западный северный западный центральный восточный южный |
индоарийские или индийские языки, являются основной языковой семьей Южной Азии. Они составляют ветвь индоиранских языков, а сами являются ветвью индоевропейской языковой семьи. В начале 21 века на индоарийских языках говорят более 800 миллионов человек, в основном в Индии, Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланка. Кроме того, в Северо-Западной Европе, Западной Азии, Северной Америке есть большие иммигранты и экспатрианты, говорящие на индоарийском языке., Юго-Восточная Африка и Австралия. Существует более 200 известных индоарийских языков.
Современные индоарийские языки произошли от древнеиндоарийских языков, таких как ранний санскрит через среднеиндоарийские языки (или Пракрит ). Самыми большими по носителям L1 являются хинди - урду (около 329 миллионов), бенгали (242 миллиона), Пенджаби (около 120 миллионов), маратхи, (112 миллионов), гуджарати (60 миллионов), раджастхани (58 миллионов), Бходжпури (51 миллион), Одиа (35 миллионов), Майтхили (около 34 миллионов), Синдхи (25 миллионов), непальский (16 миллионов), ассамский (15 миллионов), чхаттисгархи (18 миллионов) и другие языки, с оценкой 2005 г., общее число носителей языка составляет почти 900 миллионов..
Считается, что индоарийская семья в целом представляет собой диалектный континуум, где языки часто переходят к соседним разновидностям. Из-за этого разделение на языки и диалекты во многих случаях несколько произвольно. Классификация индоарийских языков спорна, многие переходные области относятся к разным ветвям в зависимости от классификации.
Приведенная ниже классификация следует за Masica (1991) и Kausen (2006).
Процент индоарийцев, говорящих на родном языке:
хиндустани (включая хинди и урду ) (25,4%) бенгали ( 20,7%) пенджаби (9,4%) маратхи (5,6%) гуджарати (3,8%) бходжпури (3,1%) Майтхили (2,6%) Одиа (2,5%) Синдхи (1,9%) Другие (25%)299>Дардские языки (также дарду или писака) - это группа индоарийских языков, на которых в основном говорят на северо-западных окраинах Индийского субконтинента. Дардич был впервые сформулирован Джорджем Абрахамом Грирсоном в его Лингвистическом обзоре Индии ; однако эта классификация была тщательно изучена и подвергнута сомнению в недавних исследованиях. Считается, что дардские языки являются переходными по отношению к пенджаби и пахари; и известны своими относительно консервативными чертами в контексте протоиндоарийцев.
Северная Индоарийские языки, также известные как пахари («холмистые») языки, распространены в гималайских регионах субконтинента. Считается, что они являются переходными с языками дардийский, пенджаби, бихари и хинди, среди прочих. Официальный язык Непала, непальский, является языком пахари; Непальский также входит в список языков Индии.
Северо-запад На индоарийских языках говорят во всех северо-западных регионах Индийского субконтинента. На пенджаби говорят преимущественно в регионе Пенджаб, и он является официальным языком Пенджаба ; помимо того, что это самый распространенный язык в Пакистане. На юге говорят: синдхи и его варианты; преимущественно в провинции Синд. В конечном итоге считается, что северо-западные языки произошли от шаурасени пракрит.
западные индоарийские языки, на которых говорят в центральной и западные области в Индии, такие как Мадхья-Прадеш и Раджастхан, в дополнение к прилегающим регионам в Пакистане. Гуджарати - официальный язык Гуджарата, на нем говорят более 50 миллионов человек. В Европе на различных языках рома говорит народ рома, странствующее сообщество, исторически мигрировавшее из Индии. Считается, что западные индоарийские языки разошлись со своими северо-западными аналогами, хотя у них есть общий предшественник в Шаурасени Пракрит.
В Индии языки хинди распространены в основном в регионах хинди и Гангские равнины, включая Дели и прилегающие районы; где они часто являются переходными с соседними лекциями. Многие из этих языков, включая брадж и авадхи, имеют богатые литературные и поэтические традиции. Урду, персидское производное от хариболи, является официальным языком Пакистана и также имеет сильные исторические связи с Индией, где ему также был присвоен официальный статус. Хинди, стандартизированный санскритский регистр хариболи, является официальным языком правительства Индии. Вместе с урду это третий по распространенности язык в мире.
Восточные индоарийские языки распространены по всему восточному субконтиненту, включая Odisha и Бихар ; наряду с другими регионами, окружающими северо-западный гималайский коридор. Бенгали является седьмым по распространенности языком в мире и имеет сильные литературные традиции; национальные гимны, Индии и Бангладеш написаны на бенгали. Ассамский и Одиа - официальные языки Ассама и Одиша соответственно. Восточные индоарийские языки в конечном итоге произошли от Магадхи Пракрит.
Языки маратхи-конкани в конечном итоге произошли от Махараштри Пракрит ; тогда как островные индоарийские языки произошли от элу пракрит и обладают несколькими характеристиками, которые заметно отличают их от большинства их материковых индоарийских аналогов.
Следующие языки связаны друг с другом, но являются иначе не классифицируется внутри индоарийцев:
Протоиндоарийский, или иногда протоиндийский, это реконструированный протоязык индоарийских языков. Он предназначен для реконструкции языка доведических индоариев. Протоиндоарийский язык должен быть предшественником древнеиндоарийского (1500–300 гг. До н.э.), который прямо засвидетельствован как ведический и митанни-арийский. Однако, несмотря на большую архаичность Вед, другие индоарийские языки сохраняют небольшое количество архаических черт, утраченных в Ведах.
Даты указывают лишь приблизительные временные рамки.
Самые ранние свидетельства существования группы взяты из ведического санскрита, который используется в древних сохранившихся текстах Индийского субконтинента, основополагающий канон индуистского синтеза, известный как Веды. индоарийский суперстрат в Митанни имеет такой же возраст, что и язык Ригведы, но единственное свидетельство этого - несколько собственных имен и специализированных заимствований
<58.>В то время как древнеиндоарийский язык является самой ранней стадией индоарийской ветви, от которой произошли все известные языки более поздних стадий средний + новый индоарийский, некоторые задокументированные среднеиндоарийские варианты не могут быть полностью получены из задокументированной формы древнеиндоарийского (т.е. санскрита), но выдают черты, которые должны восходить к другим недокументированным вариантам / диалектам древнеиндоарийского.из ведического санскрита, «санскрит » (буквально «составленный», «усовершенствованный» или «разработанный») развившийся как престижный язык культуры, науки и религии, а также двора, театра и т. д. Санскрит поздних ведических текстов сопоставим с классическим санскритом, но в значительной степени взаимно непонятно с ведическим санскритом.
Надписи митанни показывают некоторые Все индоарийские характеристики наряду с древнеиндоарийскими, например, сапта в древнеиндоарийском превращаются в сатту (pt превращается в среднеиндоарийскую). Согласно С.С. Мисре, этот язык может быть похож на буддистско-гибридный санскрит, который может быть не смешанным языком, а ранним средним индоарийским языком, появившимся задолго до пракрита.
Вне области изучения науки Санскрит, местные диалекты (Пракрит ) продолжали развиваться. Самыми древними засвидетельствованными пракритами являются буддийские и джайнские канонические языки пали и ардхамагадхи пракрит соответственно. К средневековью пракриты распространились на различные среднеиндоарийские языки. Апабхрамша - это общепринятый термин, обозначающий переходные диалекты, соединяющие поздний среднеиндоарийский с ранним современным индоарийским, охватывающий примерно с 6 по 13 века. Некоторые из этих диалектов имели значительную литературную продукцию; Шравакачара Девасены (датированная 930-ми годами) в настоящее время считается первой книгой на хинди.
Следующая важная веха произошла с мусульманскими завоеваниями Индийского субконтинента в XIII – XVI веках. В период расцвета турко-монголов империи Великих Моголов, персидский стал очень влиятельным языком престижа исламских судов из-за принятия иностранного языка Моголами. императоры. Однако вскоре персидский язык был вытеснен хиндустани. Этот индоарийский язык представляет собой комбинацию персидского, арабского и тюркского языков в своем лексиконе с грамматикой местных диалектов.
Двумя крупнейшими языками, образовавшимися из апабхрамши, были бенгали и хиндустани ; другие включают ассамский, синдхи, гуджарати, одия, маратхи и пенджаби.
В Центральной зоне, где говорят на хинди, долгое время престижным диалектом был Брадж Бхаша, но в 19 веке он был заменен на дехлави на основе хиндустани. Хиндустани находился под сильным влиянием персидского, с этим, а затем и санскритским влиянием, которое привело к появлению современного стандартного хинди и современного стандартного урду как регистров языка хиндустани. Такое положение дел продолжалось до разделения Британской Индийской Империи в 1947 году, когда хинди стал официальным языком в Индии, а урду стал официальным языком в Пакистане. Несмотря на различный сценарий, основная грамматика остается идентичной, разница скорее социолингвистическая, чем чисто лингвистическая. Сегодня он широко понимается / на нем говорят как на втором или третьем языке в Южной Азии и как на одном из наиболее широко известных языков в мире по количеству говорящих.
Некоторые теонимы, имена собственные и другая терминология митаннийцев демонстрируют индоарийскую суперстратность, предполагающую, что индоарийская элита навязалась хурритам в ходе индоарийской экспансии. В соглашении между хеттами и митанни, божества Митра, Варуна, Индра и ашвины (Насатья ). Текст Киккули о дрессировке лошадей включает такие технические термины, как аика (ср. Санскритский эка, «один»), тера (три, «три»), панза (панча, «пять»), сатта (сапта)., семь), на (нава, «девять»), вартана (вартана, «поворот», круг в скачках). Числительное aika "один" имеет особое значение, потому что оно помещает суперстрат в непосредственной близости от индоарийского языка в отличие от индоиранского языка в целом или раннего иранского языка (в котором есть айва)
В другом тексте есть babru ( бабхру, «коричневый»), парита (палита, «серый») и пинкара (пингала, «красный»). Их главным праздником было празднование солнцестояния (вишува), которое было распространено в большинстве культур древнего мира. Воинов митанни называли марья, что также означает «воин» на санскрите ; обратите внимание на mišta-nnu (= miẓḍha, ≈ санскрит mīḍha) «плата (за поимку беглеца)» (M. Mayrhofer, Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen, Heidelberg, 1986–2000; Vol. II: 358).
Санскритские интерпретации королевских имен Митанни передают Арташумара (арташшумара) как tasmara, «который думает о ta » (Mayrhofer II 780), Biridashva (biridašṷa, biriiašṷa) как Приташва, «чья лошадь дорога» (Mayrhofer II 182), Priyamazda (priiamazda) как Priyamedha, «чья мудрость дорога» (Mayrhofer II 189, II378), Citrarata как Citraratha, «чья колесница сияет» (Mayrhofer I 553), Indaruda / Эндарута в роли Индроты «помогал Индра » (Mayrhofer I 134), Шативаза (šattiṷaza) как Sātivāja «выигрывал гоночную цену» (Mayrhofer II 540, 696), Шубандху как Subandhu «имел хороших родственников» (a имя в Палестине, Mayrhofer II 209, 735), Tushratta (tṷišeratta, tušratta и т. д.) как * tṷaiašaratha, Vedic Tvastar, «чья колесница неистовая» (Mayrhofer, Etym. Wb., I 686, I 736).
домари - это индоарийский язык, на котором говорят старшие народы домари, разбросанные по Ближнему Востоку. Сообщается, что на этом языке говорят на севере до Азербайджана и на юге до центрального Судана. Основываясь на систематичности звуковых изменений, лингвисты пришли к выводу, что этнонимы домари и романи произошли от индоарийского слова ḍom.
Ломаврен почти вымерший смешанный язык, на котором говорят народы ломов, возникший в результате языкового контакта между языком, связанным с романи и домари и армянский язык.
Цыганский язык обычно входит в число западных индоарийских языков. Варианты рома, на которых в основном говорят по всей Европе, отличаются своей относительно консервативной природой; сохранение маркеров согласия среднеиндоарийского лица настоящего времени, наряду с согласными окончаниями для номинального падежа. Действительно, эти особенности больше не проявляются в большинстве других современных центральноиндоарийских языков. Более того, цыганский язык имеет новаторский образец прошедшего времени, который соответствует дардским языкам, таким как кашмири и шина. Считается, что это еще одно свидетельство того, что прото-цыганские спикеры изначально проживали в центральных регионах субконтинента, а затем мигрировали в северо-западные регионы. Однако нет никаких известных исторических источников, касающихся развития цыганского языка именно в Индии.
Исследования, проведенные учеными XIX века Поттом (1845 г.) и Миклошичем (1882–1888 гг.), Показали, что цыганский язык наиболее точно определяется как новый индоарийский язык (NIA), в отличие от среднеиндоарийского языка. Арийский (МВД); установление того, что прото-цыганские спикеры не могли покинуть Индию значительно раньше 1000 г. н.э.
Основным аргументом в пользу миграции во время или после переходного периода к NIA является потеря старой системы номинального падежа в сочетании с его сведение к системе двустороннего именительного падежа и наклонного падежа. Второстепенный аргумент касается системы гендерной дифференциации из-за того, что у цыган только два пола (мужской и женский). Средние индоарийские языки (называемые MIA) обычно используют три рода (мужской, женский и средний), и некоторые современные индоарийские языки сохраняют этот аспект сегодня.
Предполагается, что потеря среднего пола не происходила до перехода к NIA. В ходе этого процесса большинство существительных среднего рода стали мужского рода, а некоторые - женского рода. Например, средний род अग्नि (agni) на пракрите трансформировался в женский род आग (āg) на хинди и «jag» на романи. Параллели в грамматической гендерной эволюции между цыганами и другими языками NIA также приводились как указание на то, что предшественник цыган оставался на Индийском субконтиненте до более позднего периода, возможно, вплоть до X века.
Нормативная система новых индоарийских остановок состоит из пяти точек артикуляции : губной, стоматологической, «ретрофлексной », небной и велярной, что аналогично Санскрит. Позиция «ретрофлексия» может включать ретрофлексию или скручивание языка, чтобы установить контакт с нижней стороной кончика, или просто втягивание. Точка соприкосновения может быть альвеолярной или постальвеолярной, и отличительная особенность может возникать больше из-за формы, чем из положения языка. Нёбные упоры имеют аффрицированное высвобождение и традиционно включают особую позицию языка (лезвие соприкасается с твердым небом). Широко транскрибируемый как [tʃ], Masica (1991 : 94) утверждает, что [cʃ] является более точным переводом.
Отойдя от нормативной системы, некоторые языки и диалекты имеют альвеолярные аффрикаты [ts] вместо небных, хотя некоторые из них сохраняют [tʃ] в определенных положениях: перед гласными передних рядов (особенно. / i /), до / j / или когда удвоился. Альвеолярная часть как дополнительная точка артикуляции встречается в маратхи и конкани, где смешение диалектов и другие факторы нарушают вышеупомянутое дополнение для создания минимальной среды, в некоторых диалектах западного пахари из-за внутренних разработок (* t̪ɾ, t̪>/ tʃ /), и в Кашмир. Добавление к нему ретрофлексного аффриката в некоторых дардских языках максимизирует количество стоп-позиций до семи (за исключением заимствованных / q /), в то время как уменьшение количества включает * ts>/ s /, что произошло в ассамском, читтагонском, сингальском (хотя были и другие источники вторичного / ts /) и южном мевари..
Дальнейшее сокращение количества стоп-артикуляций наблюдается у ассамцев и цыган, которые утратили характерный дентальный / ретрофлексный контраст, и у читтагонских, которые могут потерять свои губные и велярные сочленения из-за спирантизация во многих положениях (>[f, x]).
Остановить серию | Язык (и) |
---|---|
/p /, / t̪ /, / ʈ /, / tʃ /, / k / | Хинди, пенджаби, догри, синдхи, гуджарати, сингальский, одия, стандартный бенгали, диалекты раджастхани (кроме Ламани, Северо-Западный Марвари, С. Мевари) |
/p /, / t̪ /, / ʈ /, / tɕ /, / k / | санскрит, майтхили, магахи, бходжпури |
/p /, / t̪ /, / ʈ /, / ts /, / k / | Непальский, диалекты Раджастани (Ламани и Северо-Западный Марвари), Кагани Северной Лаханды, Кумауни, многие диалекты Западного Пахари (кроме Чамба Мандеали, Джаунсари, или Сирмаури) |
/p /, / t̪ /, / ʈ /, / ts /, / tʃ /, / k / | маратхи, конкани, некоторые диалекты В. Пахари (бхадравахи, бхалези, падари, симла, сатледж, возможно, кулу), кашмирский |
/p /, / t̪ /, / ʈ /, / ц /, / tʃ /, / tʂ /, / k / | Шина, Башкарик, Гаварбати, Пхалура, Калаша, Ховар, Шумашти, Каньявали, Пашай |
/p /, / t̪ /, / ʈ /, / k / | С. Мевари Раджастхани |
/p /, / t̪ /, / t /, / ts /, / tɕ /, / k / | E. и N. диалекты бенгальского (Дакка, Мименсинг, Раджшахи) |
/p /, / t /, / k / | Ассамский |
/p /, / t /, / tʃ /, / k / | Romani |
/t̪ /, / ʈ /, / k / (с / i / и / u /) | Силхети |
/t̪ /, / t / | Читтагонский |
Санскрит был отмечен как имеющий пять носовых остановок артикуляций, соответствующих его устным остановкам, и среди современных языков и диалектов Догри, Каччи, Калаша, Рудхари, Шина, Саурасттри и Синдхи были проанализированы как имеющие полный набор фонематических носовых звуков / m / / n / / ɳ / / ɲ / / ŋ /, причем последние два, как правило, являются результатом потери стопа от гоморганического назального + стопового кластера ([ɲj ]>[ɲ] и [ŋɡ]>[ŋ]), хотя есть и другие источники.
Ниже приведены системы согласных основных и репрезентативных новых индоарийских языков., в основном следующие за Masica (1991 : 106–107), хотя здесь они находятся в IPA. Круглые скобки указывают на те согласные, которые встречаются только в заимствованных словах: квадратные скобки указывают на те, у которых «очень низкая функциональная нагрузка». Расположение примерно географическое.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
В контексте Южной Азии выбор между наименованиями «язык» и «диалект» - сложный вопрос, и любое различие, проводимое с использованием этих терминов, затушевывается их двусмысленность. В одном общем разговорном смысле язык - это «развитый» диалект: тот, который стандартизирован, имеет письменную традицию и пользуется социальным престижем. Поскольку есть степени развития, граница между языком и диалектом, определенная таким образом, не является четкой, и есть большая золотая середина, где назначение оспаривается. Эти термины имеют второе значение, в котором различие проводится на основе языкового сходства. Несмотря на кажущееся «правильное» лингвистическое понимание терминов, оно все же проблематично: методы, которые были предложены для количественной оценки различий (например, основанные на взаимной понятности ), серьезно не применялись на практике; и любые отношения, установленные в этих рамках, являются относительными.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: индоарийским языкам |