Пракрит | |
---|---|
Географический. распространение | Индийский субконтинент |
Лингвистическая классификация | Индоевропейский
|
ISO 639-2 / 5 | пра |
Glottolog | Нет. midd1350 (средний индоарийский) |
|
Пракриты (; Ранний Брахми Санскрит : 𑀧𑁆𑀭𑀸𑀓𑀾𑀢, prākta; Деванагари Санскрит : प्राकृत, prākṛta; Шаурасени : pāuda; Джайн Пракрит : pāua; Каннада : pāgada) - это группа народных среднеиндоарийских языков, используемых в Индии примерно с 3 века до н.э. до 8 века нашей эры. Термин пракрит обычно применяется к среднему периоду среднеиндоарийских языков, за исключением более ранних надписей и более поздних пали. Пракриты использовались одновременно с престижным классическим санскритом высших социальных слоев. Prākṛta буквально означает «естественный», в отличие от saṃskṛta, что буквально означает «сконструированный» или «усовершенствованный».
Согласно Пракрита Пракаше, древней грамматике пракрита, «пракритам - это пракрити (источник), и язык, породивший санскритам, и поэтому называется пракритам». Такое же определение дает грамматик Пракрита Ачарья Хемачандра в своей грамматике Пракрита. Словарь Монье Монье-Вильямса (1819–1899), однако, интерпретирует это слово в противоположном смысле: «наиболее частые значения термина пракрита, от которого происходит слово« пракрит », - это «исходный, естественный, нормальный», и этот термин происходит от пракрити, «создание или размещение перед или вначале исходной или естественной формы или состояния чего-либо, исходной или первичной субстанции». В лингвистических терминах это используется в отличие от saṃskṛta, "усовершенствованный".
Современные ученые использовали термин «пракрит» для обозначения двух концепций:
Некоторые современные ученые включают lude all среднеиндоарийские языки под рубрикой «пракриты», в то время как другие подчеркивают независимое развитие этих языков, часто отделенных от истории санскрита широким разделением каста, религия и география.
В самом широком определении термин «пракрит» используется для описания любого среднеиндоарийского языка, который каким-либо образом отличается от санскрита. Американский ученый Эндрю Оллетт отмечает, что это неудовлетворительное определение делает «пракрит» прикрывающим термином для языков, которые на самом деле не назывались пракритом в древней Индии, например:
По мнению некоторых ученых, таких как немецкие индологи Ричард Пишель и Оскар фон Хинюбер, термин «Пракрит» относится к меньшему количеству языков, которые использовались исключительно в литературе:
Согласно санскритологу А. К. Вулнер, Ардхамагадхи (или просто Магадхи ) пракрит, который широко использовался для написания священных писаний джайнизма, часто считается окончательная форма Пракрита, в то время как другие считаются ее вариантами. Грамматики пракрита сначала дадут полную грамматику Ардхамагадхи, а затем определят другие грамматики, связанные с ней. По этой причине курсы, обучающие Пракриту, часто рассматриваются как обучающие Ардхамагадхи.
Средневековые грамматики, такие как Маркандейя (конец 16 века), описывают высоко систематизированную грамматику Пракрита, но сохранившуюся Пракрит тексты не придерживаются этой грамматики. Например, согласно Вишванатхе (14 век), в санскритской драме персонажи должны говорить Махараштри Пракрит в стихах и Шаурасени Пракрит в прозе. Но санскритский драматург 10 века Раджашекхара этого правила не придерживается. Маркандейа, а также более поздние ученые, такие как Стен Коноу, находят недостатки в пракритических частях писаний Раджашекхары, но неясно, существовало ли правило, провозглашенное Вишванатхой, во времена Раджашекхары. Сам Раджашекхара представляет пракрит как единый язык или единый вид языка, наряду с санскритом, апабхрамшей и пайшачи.
немецкий индолог Теодор Блох (1894) отвергает средневековых грамматиков пракрита как ненадежных, утверждая, что они не подходят для описывать язык текстов, составленных за столетия до них. Другие ученые, такие как Стен Конов, Ричард Пишель и Альфред Хиллебрандт, не согласны с Блохом. Возможно, грамматики стремились кодифицировать только язык самых ранних классиков литературы пракрита, таких как Гаха Саттасай. Другое объяснение состоит в том, что сохранившиеся рукописи Пракрита содержат ошибки переписчиков. Большинство сохранившихся рукописей Пракрита были созданы с использованием различных региональных шрифтов в течение 1300-1800 гг. Похоже, что писцы, сделавшие эти копии с более ранних рукописей, плохо владели языком оригинала текстов, так как некоторые из сохранившихся текстов Пракрита содержат неточности или непонятны.
Пракрита Пракаша, a книга, приписываемая Вараручи, обобщает различные языки пракрита
Литература пракрита создавалась на обширных территориях Южной Азии, начиная с Кашмира в на север до Тамилнада на юге и от Синда на западе до Бенгалии на востоке. За пределами Индии этот язык был также известен в Камбодже и на Яве.
Пракрит часто ошибочно считается языком (или языками), на котором говорят простые люди, потому что он отличается от санскрита, который является преобладающим язык древнеиндийской литературы. Некоторые современные ученые, такие как Джордж Абрахам Грирсон и Ричард Пишель, утверждают, что литературный пракрит не представляет собой фактические языки, на которых говорили простые люди древней Индии. Эта теория подтверждается рыночной сценой в «Кувалая-мала» Уддйотаны (779 г. н.э.), в которой рассказчик говорит несколько слов на 18 разных языках: некоторые из этих языков звучат так же, как и языки, на которых говорят в современной Индии; но ни один из них не похож на язык, который Уддётана идентифицирует как «Пракрит» и использует для повествования по всему тексту.
Литературный Пракрит был одним из основных языков классической индийской культуры. В Кавья-дарша Дандина (ок. 700) упоминаются четыре вида литературных языков: санскрит, пракрит, апабхрамша и смешанные. бходжа Сарасвати-Кантабхарана (11 век) перечисляет пракрит среди немногих языков, пригодных для составления литературных произведений. Тухфат аль-хинд Мирзы Хана (1676 г.) называет Пракрит среди трех языков. литературных языков, родных для Индии, двумя другими являются санскрит и местные языки. Он описывает Пракрит как смесь санскрита и местных языков и добавляет, что Пракрит «в основном использовался для прославления королей, министров и вождей».
В течение длительного периода первого тысячелетия литературный пракрит был предпочтительный язык для художественных романов в Индии. Его использование в качестве языка систематических знаний было ограничено из-за преобладания санскрита в этой области, но, тем не менее, тексты пракрита существуют по таким темам, как грамматика, лексикография, метрики, алхимия, медицина, гадание и геммология. Кроме того, джайны использовали пракрит для религиозной литературы, включая комментарии к джайнской канонической литературе, рассказы о джайнских деятелях, моральные рассказы, гимны и разъяснения джайнской доктрины. Пракрит также является языком некоторых шайвских тантр и вайшнавских гимнов.
Помимо того, что это основной язык нескольких текстов, Пракрит также является языком низшего класса. мужчины и большинство женщин в санскритских пьесах. Американский ученый Эндрю Оллетт прослеживает происхождение санскрита кавья из стихотворений пракрита.
Некоторые из текстов, которые идентифицируют свой язык как пракрит, включают:
Некоторые европейские ученые XIX-XX веков, такие как Герман Якоби и Эрнст Лейман, провел различие между джайнской и не-джайнской литературой по пракриту. Якоби использовал термин «джайн-пракрит» (или «джайн Махараштри», как он его называл) для обозначения языка относительно поздней и относительно более санскритской повествовательной литературы, в отличие от более ранней придворной поэзии Пракрита. Более поздние ученые использовали термин «джайн-пракрит» для любого разнообразия пракрита, используемого джайнскими авторами, включая тот, который использовался в ранних текстах, таких как Тарангавати и Васудева-хинди («Странствия Васудевы»). Однако произведения, написанные джайнскими авторами, не обязательно принадлежат исключительно джайнской истории и не показывают каких-либо специфических литературных особенностей, вытекающих из их веры в джайнизм. Следовательно, разделение литературы пракрита на джайнские и не-джайнские категории больше не считается разумным.
Языки, которые в наше время были названы «пракритами», включают следующие :
Не все из этих языков на самом деле назывались "пракритами" в древний период.
Драматические пракриты были разработаны специально для использования в драмах и другой литературе. Всякий раз, когда диалог был написан на пракрите, читателю также будет предоставлен санскритский перевод. Ни один из этих пракритов не стал нарицательным, но некоторые из них стали использоваться как таковые, когда санскрит потерял популярность.
Фраза «драматические пракриты» часто относится к трем наиболее известным из них: шаурасени, Магадхи Пракрит и Махараштри Пракрит. Однако было множество других, менее часто используемых пракритов, которые также попадают в эту категорию. К ним относятся Прачья, Бахлики, Дакшинатья, Шакари, Чандали, Шабари, Абхири, Драмили и Одри. Существовала строгая структура использования этих различных пракритов в драмах. Каждый из персонажей говорил на своей пракрите в зависимости от их роли и происхождения; например, драмили был языком «лесных жителей», на Саурасени говорили «героиня и ее подруги», а на аванти говорили «мошенники и мошенники».
Языки пракрита имели более низкий социальный статус, чем санскрит в древней Индии. В санскритских сценических пьесах, таких как Калидаса Шакунтала, мужские персонажи высокого класса обычно говорят на санскрите, в то время как мужские персонажи низкого класса и большинство женщин персонажи обычно говорят на пракрите.
Тухфат аль-хинд Мирзы Хана (1676 г.) характеризует пракрит как язык «низшего из низших», утверждая, что этот язык был известен как патал-бани («язык подполья»). ") или Наг-бани (" Язык змей ").
Хотя пракриты изначально рассматривались как« низшие »формы языка, то влияние, которое они оказали на санскрит, позволяло им легче использовать его. простые люди, а также обратное влияние санскрита на пракритов, придало пракритам все более высокий культурный статус.
Среди современных ученых литературе на пракрите уделялось меньше внимания, чем санскриту. Немногие современные тексты Пракрита сохранились в наше время, и еще меньше было опубликовано или привлекло внимание критиков. Пракрит не был определен правительством Индии как классический язык, хотя самые ранние тексты Пракрита старше, чем литература на большинстве языков, обозначенных как таковые. Одна из причин такого пренебрежения Пракритом заключается в том, что он не связан с региональной, национальной, этнической или религиозной принадлежностью.
В 1955 году правительство Бихара основан в Вайшали, Исследовательском институте пракрита джайнологии и ахимсы с целью содействия исследовательской работе по пракриту.
Национальный институт изучения пракрита и исследований расположен в Шраванабелагола, Карнатака, Индия.
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Пракрит. |