Майтхили | |
---|---|
मैथिली, 𑒧𑒻𑒟𑒱𑒪𑒲 | |
Майтхили в традиционной тирхутской и недавней письменности деванагари | |
Произношение | [ˈMəi̯tʰɪli] |
Родной для | Индия и Непал |
Область | Митхила |
Этническая принадлежность | Майтхил |
Носитель языка | 33,9 миллиона (2000) |
Языковая семья | Индоевропейский |
Диалекты | |
Система письма | Тирхута ( Митхилакшар ) (Бывший) Кайтхи (стиль Майтхили) (Бывший) Деванагари (Текущий) |
Официальный статус | |
Официальный язык в | Индия (8-й список Конституции Индии)
|
Регулируется | |
Коды языков | |
ISO 639-2 | mai |
ISO 639-3 | mai |
Glottolog | mait1250 |
Майтхили-говорящий регион Индии и Непала |
Майтхили ( / м aɪ т ɪ л я / ; майтхили [ˈMəi̯tʰɪli] ) - индоарийский язык, родом из Индийского субконтинента, в основном на нем говорят в Индии и Непале. В Индии, говорится в штатах в Бихаре и Джаркханд и является одним из 22 признанных индийских языков. В Непале на нем говорят в восточном тераи, и он является вторым по распространенности языком Непала. Тирхута раньше был основным сценарием написанного майтхили. Реже он также был написан на местном варианте Кайтхи. Сегодня это написанописьмом Деванагари.
В 2003 году Майтхили был включен в восьмой Перечне в Конституции Индии в качестве признанного индийского языка, что позволяет использовать его в образовательных, правительственных и других официальных контекстах в Индии.
Язык майтхили включен в качестве дополнительной работы в экзамен UPSC. В марте 2018 года, Майтхили получили второй официальный статус языка в индийском штате в Джаркханде.
В Индии, Майтхили говорят в основном в Бихаре и Джаркханд в районах Дарбханга, Сахарса, Самастипур, Madhubani, Muzaffarpur, Sitamarhi, Begusarai, Мунгер, Кхагария, Purnia, Катихар, Kishanganj, Sheohar, Bhagalpur, Madhepura, Araria, Supaul, Вайшали, Ранчи, Бокаро, Джамшедпур, Дханбад и Деогхар, а также другие районы округа Сантал Паргана. Дарбханга, Мадхубани и Сахарса являются культурными и языковыми центрами.
В Непале на майтхили говорят в основном в районах Внешнего Тераи, включая районы Сарлахи, Махоттари, Дхануса, Сунсари, Сираха, Моранг и Саптари. Джанакпур - важный лингвистический центр Майтхили.
В 19 веке ученые-лингвисты считали майтхили диалектом языков бихари и сгруппировали его с другими языками, на которых говорят в Бихаре. Хернле сравнил его с гаудианскими языками и признал, что он имеет больше общего с бенгальскими языками, чем с хинди. Грирсон распознал его как отдельный язык и опубликовал первую грамматику в 1881 году.
Чаттерджи объединил Майтхили с Магадхи Пракрит.
Диалекты майтхили сильно различаются. Стандартная форма майтхили является Sotipura или Центральной Майтхиль или Madhubani диалекта, который в основном говорят в Дарбханге, Мадхубаните и Сахарс в штате Бихаре, Индия.
Название Майтхили происходит от слова Митхила, древнего царства, правителем которого был царь Джанака (см. Рамаяна ). Майтхили также является одним из имен Ситы, жены царя Рамы и дочери царя Джанаки. Ученые в Митхиле использовали санскрит в своей литературной работе, а майтхили был языком простых людей ( абахатта ).
Начало языка и литературы майтхили восходит к « чарьяпадам », форме буддийских мистических стихов, составленных в период 700-1300 гг. Эти пады были написаны в Сандхья-бхасе несколькими сиддхами, которые принадлежали к буддизму Ваджраяны и были разбросаны по территории Ассама, Бенгалии, Бихара и Одиши. Некоторые сидды были из региона Митхила, такие как Канхапа, Сархапа и т. Д. Выдающиеся ученые, такие как Рахул Санкритьянан, Субхадра Джха и Джаякант Мишра, предоставили доказательства и доказали, что язык Чарьяпады - это древний майтхили или прото-майтхили. Помимо чарьяпад, здесь были богатые традиции народной культуры, народные песни, которые были популярны среди простых людей региона Митхила.
После падения правления Палы, исчезновение буддизма, установление королей Карнаты и покровительство Майтхили при Харисимхадеве (1226–1324) из династии Карнаты относятся к 14 веку (около 1327 г. н.э.). Джйотиришвар Тхакур (1280–1340) написал уникальное произведение Варнаратнакара в прозе майтхили. Варна ратнакаре является самым ранним из известных прозаический текст, написанный Джйошеришвар Тхакур в Mithilaksar скрипте, и это первая работа прозы не только в майтхили, но в любом современном индийском языке.
В 1324 году Гьясуддин Туглук, император Дели, вторгся в Митхилу, победил Харисимхадева, доверил Митхилу своему семейному священнику Камешвару Джха, майтхильскому брамину из династии Оинвар. Но беспокойная эпоха не породила никакой литературы на Майтхили до Видьяпати Тхакура (1360–1450), который был эпохальным поэтом под покровительством короля Шивы Сингха и его королевы Лакхимы Деви. Он написал более 1000 бессмертных песен в Майтхили на тему любви к Радхе и Кришне и семейной жизни Шивы и Парвати, а также на тему страданий рабочих-мигрантов из Моранга и их семей; кроме того, он написал ряд договоров на санскрите. Его любовные песни распространились повсюду в мгновение ока и очаровали святых, поэтов и молодежь. Чайтанья Махапрабху увидел в этих песнях божественный свет любви, и вскоре эти песни стали темой бенгальской секты вайшнавов. Рабиндранат Тагор из любопытства подражал этим песням под псевдонимом Бханусимха. Видьяпати оказал влияние на религиозную литературу Асамы, Бенгалии, Уткалы и породил новый язык браджабули.
Самое раннее упоминание о майтхили или тирхутии содержится в предисловии Амадуцци к « Alphabetum Brammhanicum» Белигатти, опубликованному в 1771 году. Он содержит список индийских языков, среди которых есть «турутиана». Эссе Колбрука о языках санскрита и пракрита, написанное в 1801 году, было первым, в котором майтхили был описан как отдельный диалект.
Многие религиозные песни были написаны святыми-вайшнавами, в том числе в середине 17 века Видьяпати и Говиндада. Мапати Упадхьяя написал драму под названием « Париджатахарана» на майтхили. Профессиональные коллективы, в основном из далитов классов, известных как Kirtanias, певцы бхаджанов или религиозных песен, начали выполнять эту драму в общественных собраниях и при дворах знати. Лочана (ок. 1575 - ок. 1660) написал Рагатарангни, важный трактат по науке о музыке, описывающий раги, талы и тексты, распространенные в Митхиле.
Во время правления династии Малла Майтхили распространился по всему Непалу с 16 по 17 век. В течение этого периода было выпущено не менее семидесяти драм майтхили. В драме Сиддхинараянадева « Харишчандранритьям » (1620–1657) некоторые персонажи говорят на чистом разговоре майтхили, а другие говорят на бенгали, санскрите или пракрите.
После кончины Махешвара Сингха, правителя Дарбханга Радж, в 1860 году, Радж был принят британским правительством в качестве регента. Дарбханга Радж вернулся к своему преемнику, Махараджу Лакшмишвару Сингху, в 1898 году. Радж Заминдари имел равнодушный подход к Майтхили. Использование языка майтхили было возрождено благодаря личным усилиям М.М. Парамешвара Мишры, Чанда Джха, Мунши Рагхунандана Даса и других.
Публикация « Майтхил Хита Садхана» (1905 г.), « Митхила Мода» (1906 г.) и « Митхила Михир» (1908 г.) еще больше воодушевила писателей. Первая общественная организация, Майтхил Махасабха, была основана в 1910 году для развития Митхилы и Майтхили. Он заблокировал свое членство для людей, не принадлежащих к кастам Майтхил Брахманов и Карна Каястха. Майтхил Махасабха выступал за официальное признание майтхили региональным языком. Калькуттский университет признал Майтхили в 1917 году, и другие университеты последовали его примеру.
Бабу Бхола Лал Дас написал Грамматику Майтхили ( Майтхили Вьякаран). Он редактировал книгу « Гадьякусуманджали» и редактировал журнал « Майтхили». В 1965 году Майтхили был официально принят Академией Сахитья, организацией, занимающейся продвижением индийской литературы.
В 2002 году майтхили был признан в VIII списке Конституции Индии одним из основных языков Индии; В настоящее время майтхили является одним из двадцати двух языков Индии, включенных в списки.
Издание книг майтхили на языке митхилакшар было начато Ачарьей Рамлочан Сараном.
Губной | Стоматологический / Альвеолярный | Ретрофлекс | Небный | Velar | Glottal | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Stop / Affricate | безмолвный | p ⟨प⟩ | т ⟨त⟩ | ʈ ⟨ट⟩ | tɕ ⟨च⟩ | k ⟨क⟩ | |
с придыханием | pʰ ⟨फ⟩ | tʰ ⟨थ⟩ | ʈʰ ⟨ठ⟩ | tɕʰ ⟨छ⟩ | kʰ ⟨ख⟩ | ||
озвучен | б ⟨ब⟩ | d ⟨द⟩ | ɖ ⟨ड⟩ | dʑ ⟨ज⟩ | ɡ ⟨ग⟩ | ||
озвученный придыхатель | bʱ ⟨भ⟩ | dʱ ⟨ध⟩ | ɖʱ ⟨ढ⟩ | dʑʱ ⟨झ⟩ | ɡʱ ⟨घ⟩ | ||
Fricative | безмолвный | ( ɸ ~ f ⟨फ़⟩) | s ⟨स⟩ | ( ʂ ⟨ष⟩) | ( ɕ ⟨श⟩) | ( х ⟨ख़⟩) | ( ч ⟨ः⟩) * |
озвучен | ( г ) | ( ʑ ⟨झ़⟩) | ( ɦ ⟨ह⟩) | ||||
Носовой | м ⟨म⟩ | п ⟨न⟩ | ɳ ⟨ण⟩ | ( ɲ ⟨ञ⟩) | ŋ ⟨ङ⟩ | ||
Лоскутные и трель согласные | ɾ ~ г ⟨र⟩ | ( ɽ ⟨ड़⟩) | |||||
Боковой | л ⟨ल⟩ | ||||||
Приблизительный | ( ʋ ~ ш ⟨व⟩) | ( j ⟨य⟩) |
В майтхили четыре неслоговых гласных: i̯, u̯, e̯, o̯, которые в деванагари записываются как य़, व़, य़ॆ, व़ॊ. В большинстве случаев они написаны без нукты.
Передний | Центральная | Назад | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
короткая | длинный | короткая | длинный | короткая | длинный | |
Закрывать | इ ɪ | ई я ː | उ ʊ | ऊ u ː | ||
Середина | ऎ е | ए eː | अ ə ~ ɐ | अऽ əː | ऒ о | ओ oː |
Открытым | ऍ æ ~ ɛ | ॴ ̈ | आ äː | अ ɔ | ||
Дифтонги | ꣾ əe̯ | ॵ əo̯ | ||||
ऐ аːɪ̯ | औ аːʊ̯ |
अय़ (ꣾ) / əi̯ / ~ / ɛː / - अय़सनऺ (ꣾ सनऺ) / əi̯sənᵊ / ~ / ɛːsɐnᵊ / 'как это' अव़ (ॵ) / əu̯ / ~ / ɔː / - चव़मुुखऺ (चॏमुखऺ) / tɕəu̯mʊkʰᵊ / ~ / tɕɔːmʊkʰᵊ / 'четырехликий' अयॆ / əe̯ / - अयॆलाः / əe̯la: h / 'пришел' अवॊ (अऒ) / əo̯ / - अवॊताः / əo̯ta: h / 'придет' ऐ / a: i̯ / - ऐ / a: i̯ / 'сегодня' औ / a: u̯ / - औ / a: u̯ / 'иди, пожалуйста' आयॆ (आऎ) / a: e̯ / - आयॆलऺ / a: e̯l / 'пришел' आवॊ (आऒ) / a: o̯ / - आवॊबऺ / a: o̯bᵊ / 'придет' यु (इउ) / iu̯ / - घ्यु / ghiu̯ / ' ghee ' यॆ (इऎ) / ie̯ / - यॆः / ie̯h / 'только это' यॊ (इऒ) / io̯ / - कह्यो / kəhio̯ / 'любой день' वि (उइ) / ui̯ / - द्वि / dui̯ / 'два' वॆ (उऎ) / ue̯ / - वॆ: / ue̯h / 'только это'
Своеобразный тип фонетического изменения в последнее время имеет место в майтхили посредством эпентезы, т. Е. Обратной перестановки конечных i и u во всевозможных словах. Таким образом:
Стандартный разговорный - Общее произношение
अछि / əchi / - अइछऺ / əich / 'есть'
रवि / rəbi / - रइबऺ / rəib / 'Воскресенье'
मधु / mdhu / - मउधऺ / məudh / 'мед'
बालु / ba: lu / - बाउलऺ / ba: ul / 'песок'
Существительные склоняются в нескольких падежах. Грамматики считают лишь некоторые из них чистым перегибом.
Название дела | Послелоги | Примеры | английский перевод | Сингулярное перегибание | Множественное словоизменение * | |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный ( कर्ता карта) | नेन खैतऺ छॏ. | Мальчик ест. | ∅ (Присущий гласный) | - (अ) नऺ, - (अ) निऺ (ə) nᵊ, (ə) nɪ̆ | ||
Винительный ( कर्म карма) | Определенный объект (без определителей) | के ke | ऊ नेनाके खिलैैतꣿ। | Он будет кормить мальчика. | Постпозиция использована ← | |
Неопределенный Объект | बियाहकऺ बादऺ ऊ पालऺतꣿ नेना । | Он / она вырастили мальчика после замужества | ∅ | |||
Инструментальная ( करण карана) | सँ sɔ | नेनासँ गिरलऺ रहꣿ. | Его упал мальчик. | -एँ ẽː ** | - (अ) न्हिऺ (ə) nʰɪ̆ | |
Дательный ( सम्प्रदान sampradāna) | कॅ, लॅ, लेलऺ kæ læ, leːlᵊ | नेनाकॅ खाना खिलौ। | Накормите мальчика едой. | - (अ) ल (ə) lə | Используемый постпозиционный ответ ← | |
Эргативный (सापेक्ष) ‡ | न, नॆ nə, ne | नेनेँ पेड़ दॆखलऺकꣿ। | Мальчик увидел дерево. | -Ẽː | Нет форм | |
Аблатив ( अपादान apādāna) | सॆ se | पेड़ऺसॆ फलऺ गिरलॏ। | Фрукт упал с дерева. | - (अ) तः (ə) təh - (अ) हु * | ||
Родительный падеж ( सम्बन्ध самбандха) | करऺ kərᵊ | नेनाकऺ खॆॆलॏनऽ छॏ। | Игрушка мальчика. | - (अ) कऺ (ə) kᵊ - (अ) रऺ (ə) rᵊ | -केरऺ, -आँँकऺ keːrᵊ, ãːkə̆ᵊ | |
Местный ( अधिकरण адхикарана) | मेँ mẽː (инессивный), पर्, पॅ pər, pæ (супрессивный) | छतऺपर् रखऺने छꣿ। | Он находится на террасе. | -ए eː ** - (अ) हि * | -आँ ãː | |
Постпозиционный (परसर्गीय parasargīya) § | अगऺलऽ महीना मेँ हॊय़तꣿ। | Произойдет это в следующем месяце. | ∅ (В र, ड़, ढ़, ल, न, ब основы -आ аː) | - (अ) नऺ, - (अ) निऺ (ə) nᵊ, (ə) nɪ̆ (ə) nᵊ, (ə) nɪ̆ | ||
Звательный ( सम्बोधन самбодхана) | रॏ नेनऽ ! औ। | О мальчик! Прийти. | ∅ |
Название дела | Постпозиция | |
---|---|---|
Аллатив | दक dəkə | |
Терминатив | तकऺ, लऻ təkᵊ, laː | |
Абессивный | बिनु bɪnʊ | |
Наречия | जकऻँ, सोँ dʑəkãː, sõː | |
Родительный падеж прилагательных | Мужской объект | क , र kɔ, rɔ |
Женский объект | कि, रि kɪ, rɪ | |
Нейтральный объект | कऽ, रऽ kəː, rəː |
Некоторые послелоги также добавляются к родительному падежу.
Название дела | Сингулярное перегибание | Множественное словоизменение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Женский род | Мужское начало | Кастрированный | Женский род | Мужское начало | Кастрированный | |
Именительный | -Ɪ | -अ ɔ | -अऽ əː | -इनऺ ɪnᵊ | -अनऺ, -अनिऺ ənᵊ, ənɪ̆ | -अनऺ, -अनिऺ ənᵊ, ənɪ̆ |
Винительный (Неопределенный) | -ई iː | -अऽ əː | -ई iː | -अऽ əː | ||
Инструментальная | Постпозиция использована | -Ẽː | Постпозиция использована | -अन्हिऺ ənʰɪ̆ | ||
Дательный | Постпозиция использована | |||||
-इल ɪlə | -अल ələ | Нет форм | ||||
Эргативный | -Ɪẽː | -Ẽː | ||||
Аблатив | -इतः ɪtəh | -अतः ətəh | ||||
Родительный падеж | -इकऺ ɪkᵊ, इर॑ ɪrᵊ | -अकऺ əkᵊ, -अरऺ ərᵊ | -ईंकऺ ĩːkᵊ | -आँँकऺ ãːkᵊ | ||
Местный | Постпозиция использована | -ए eː | Постпозиция использована | -आँ ãː | ||
Звательный | -Ɪ / ई iː | -अऽ əː | -इनऺ ɪnᵊ | -अनऺ, -अनिऺ ənᵊ, ənɪ̆ |
Разница между прилагательными и существительными в языке майтхили очень мала. Однако в майтхили есть обозначенные прилагательные.
Мужское начало | Женский род | Кастрированный | |
---|---|---|---|
Определенный | -क kɔ | -कि / किऺ kɪ / kɪ̆ | कऽ kəː |
Неопределенный | -अ ɔ | -इ / इऺ ɪ / ɪ̆ | ॳ / अऽ ᵊ / əː |
Местоимения в майтхили склоняются аналогично именным именам. Однако в большинстве местоимений генетический падеж имеет другую форму. Низшие формы винительный падеж и послелогический падеж. Перифрастическое множественное число используется для образования множественного числа.
Человек | Честь первой степени | Honorofic | Высокий Honorofic | |
---|---|---|---|---|
Первое лицо | हमऺ ɦəmᵊ अपऺना ɐpᵊnaː (Включительно) | |||
हमऺरा ɦəmᵊraː अपऺना ɐpᵊnaː (Включительно) | ||||
Второе лицо | तोँहऺ tõːɦᵊ | अहाँ ɐɦãː | अपऺने ɐpᵊneː | |
तोँहऺरा tõːɦᵊraː | ||||
Третий человек | Приблизительный | ई iː | ए eː | |
ऎकऺरा ekᵊraː | हिनऺका ɦɪnᵊkaː | |||
ए eː (средний) | ||||
ऎहि, ऍ, अथि eɦɪ, æ, ɐtʰɪ (средний) | ||||
Непосредственный | ऊ, वा uː, ʋaː | ओ oː | ||
ऒकऺरा okᵊraː | हुनऺका ɦʊnᵊkaː | |||
ऒ o (средний) | ||||
ऒहि, ॵ oɦɪ, əʊ (средний) |
Майтхили традиционно писали собственным письмом, известным как Митхилакшар или Тирхута. Этот сценарий похож на бенгали-ассамский сценарий. Письмо деванагари чаще всего используется с 20 века.
Tirhuta (Mithilakshar) и Кайтхи сценарии и в настоящее время включены в Unicode.
Календарю майтхили или Тирхута Панчанг следует община майтхили в Индии и Непале. Это один из многих индуистских календарей, основанных на Викраме Самвате. Это сидерический солнечный календарь, в котором год начинается в первый день месяца Байсак, то есть Меш Санкранти. Этот день приходится на 13/14 апреля по грузинскому календарю. Похела Байшах в Бангладеш и Западной Бенгалии, Рангали Биху в Ассаме, Путханду в Тамил Наду и Вайшакхи в Пенджабе отмечаются в один и тот же день. Эти фестивали знаменуют начало нового года в своих регионах.
Нет. | Имя | Майтхили (Тирхута) | Майтхили (Деванагари) | санскрит | Дни (традиционный индуистский сидерический солнечный календарь) |
---|---|---|---|---|---|
1 | Байсах | 𑒥𑒻𑒮𑒰𑒐 | बैसाख | वैशाख | 30/31 |
2 | Джет | 𑒖𑒹𑒚 | जेठ | ज्येष्ठ | 31/32 |
3 | Асад | 𑒁𑒮𑒰𑒜𑓃 | असाढ़ | आषाढ | 31/32 |
4 | Саон | 𑒧𑒰𑒍𑒢 | साओन | श्रावण | 31/32 |
5 | Бхадо | 𑒦𑒰𑒠𑒼 | भादो | भाद्रपद, भाद्र, प्रोष्ठपद | 31/32 |
6 | Асин | 𑒂𑒮𑒱𑒢 | आसिन | आश्विन | 31/30 |
7 | Катик | 𑒏𑒰𑒞𑒱𑒏 | कातिक | कार्तिक | 29/30 |
8 | Агахан | 𑒁𑒑𑒯𑒢 | अगहन | अग्रहायण, मार्गशीर्ष | 29/30 |
9 | Poos | 𑒣𑒳𑒮 | पूस | पौष | 29/30 |
10 | Magh | 𑒧𑒰𑒒 | माघ | माघ | 29/30 |
11 | Phagun | 𑒤𑒰𑒑𑒳𑒢 | फागुन | फाल्गुन | 29/30 |
12 | Chait | 𑒔𑒻𑒞𑒱 | चैति | चैत्र | 30/31 |