Язык бишнуприя-манипури

редактировать
На индоарийском языке говорят в Индии и Бангладеш

Бишнуприя Манипури
বিষ্ণুপ্রিয়া মণিপুরী
Язык Бишнуприя Манипури в Бишнуприи Manipuri.svg
РегионВ основном Северо-Восток Индия и Бангладеш
Этническая принадлежностьБишнуприя Манипури
Носители языка120 000 (2001–2003) Перепись в Индии 2001 г.
Языковая семья индоевропейская
Система письма Шрифт Bangla
Коды языков
ISO 639-3 bpy
Glottolog bish1244

Манипури Бишнуприя или Бишнуприя Манипури (BPM) (বিষ্ণুপ্রিয়া মণিপুরী) - это индоарийский язык, на котором говорят в частях индийских штатов из Манипур, Ассам, Трипура и др., А также в т. он Отделение Силхет из Бангладеш, Бирма и других стран. В качестве системы письма используется бенгальский шрифт..

Содержание

  • 1 История и развитие
  • 2 Источник и происхождение
  • 3 Диалекты
  • 4 Словарь
  • 5 Элементы мэйтей в бишнуприя манипури
  • 6 Связь с ассамским языком
  • 7 Письмо
  • 8 Носители
    • 8.1 Распространение
    • 8.2 Статистика
  • 9 Литература
    • 9.1 Древняя литература
    • 9.2 Современная литература
  • 10 Примечания и ссылки
  • 11 См. Также
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

История и развитие

Бишнуприя Манипури используется в некоторых частях Ассама и Трипура в Индии, в регионе Силхет в Бангладеш и в нескольких других странах. Он отличается от многих индоарийских языков, таких как бенгальский, ория и т. Д. Язык возник и развился в Манипуре и изначально был ограничен окрестностями Озеро Локтак и похоже на ассамский язык. Другие авторитетные источники, такие как «Отчет о долине Манипура», «Описательная этнология Бенгалии» и «Лингвистическое обследование Индии» Джорджа Абрахама Грирсона упоминают, что этот язык существовал в Манипуре до XIX века. Грирсон называет этот язык «бишнупурия манипури», в то время как некоторые другие писатели называют его просто «бишнуприя».

Язык медленно начал терять свои позиции в Манипуре по сравнению с подавляющим большинством Meiteis и медленно сталкивается с его распадом в Качаре и Бангладеш по сравнению с подавляющим большинством говорящих на бенгали. На этом языке до сих пор говорят в Джирибаме (район Манипура), Качар (район Ассама) и в некоторых районах Бангладеш и Трипура.

Источник и происхождение

Язык известен своим носителям как Имар Тхар (ইমার ঠার), что означает «Язык моей Матери». Они называют себя и свой язык манипури и используют термин бишнуприя, чтобы отличить их от других этнических групп Манипура. Термин бишнуприя, вероятнее всего, происходит от Бишнупур вместе с суффиксом -iya, означающим «люди Бишнупура».

Ортодоксальные бишнуприи считают, что язык был перенесен в Бишнуприя Манипури некоторыми иммигрантами. из Дварака и Хастинапура сразу после войны Махабхараты. Далее говорится, что этими иммигрантами руководил Бабхрувахана, сын Читрангада и Арджуна, третий Пандав. Некоторые ученые и историки пришли в поддержку Махабхараты происхождения Бишнуприя Манипури на основании наблюдений за морфологией, словарями и фонологией языка бишнуприя манипури. Они считают, что BPM находится под сильным влиянием санскрита и Махарастри, а также Саурасени Пракритов. К.П. Синха, который провел значительное исследование бишнуприя манипури, не согласен с этой теорией и считает, что этот язык возник благодаря Магадхи Пракрите. Из его наблюдений установлено, что язык сохранил доминирующие характеристики магадхи. Согласно Синха, местоимения и окончания склонения и спряжения кажутся такими же или близкими к таковым в Майтхили, Ория, Бенгали. Эти формы ория, бенгали, со своей стороны, произошли от Магадхи Апабхрамса, происходящего от Магадхи Пракрита.

Однако язык Бишнуприя Манипури определенно не является одним из тибето-бирманских языков, но ближе к индоарийской группе языков с заметным влиянием мейтей как грамматически, так и фонетически. На другом этапе развития языка на него оказали влияние языки саурасени, махараштри и магадхи, а также тибето-бирманские языки. Таким образом, это, вероятно, произошло из санскрита, Саурасени -Махараштри Пракрит и Магадхи Пракрита. Связь Саурасени-Махарастри можно проследить, наблюдая за некоторыми характеристиками местоимений. Элемент Магадхи также примечателен, поскольку язык сохраняет многие характеристики Магадхи. Далее можно отметить, что Бишнуприя Манипури сохраняет большую часть старого (с 15 по 17 век н.э.) звукового словаря мейтей, поскольку большинство носителей языка покинули Манипур в первой половине 19 века.

Диалекты

Бишнуприя Манипури имеет два диалекта, а именно раджар ганг («деревня царя») и мадай ганг («деревня королевы»). В отличие от диалектов других племен, эти диалекты бишнуприя не ограничиваются отдельными географическими областями. В Манипуре, однако, эти два диалекта были ограничены четко определенными территориями. С точки зрения фонетики Madai Gang больше похож на ассамский и Meitei, тогда как Rajar Gang больше похож на бенгальский. В лексике Madai Gang больше зависит от Meitei и Assamese, а Rajar Gang больше похож на бенгали. Морфологические различия между двумя диалектами незначительны.

Словарь

Как и в других индийских языках, основной словарь бишнуприя манипури состоит из слов тадбхава (т. Е. Слов, унаследованных со временем от более старых индийских языков, включая санскрит, включая многие исторические изменения в грамматике и произношение), хотя тысячи слов татсама (т. е. слов, заимствованных непосредственно из санскрита с небольшими фонетическими или грамматическими изменениями) значительно увеличивают словарный запас. Кроме того, многие другие слова были заимствованы из языков, на которых говорят в регионе, либо из местных, либо из колониальных языков, включая мейтей, английский и персидско-арабский.

  • Унаследованные / исконно индийские слова (тадбхава): 10 000 (из них 2 000 встречаются только в Бишнуприя Манипури и не были унаследованы другими индийскими языками)
  • Слова, заимствованные из санскрита (татсама) : 10,000
  • Слова, заимствованные из санскрита, частично измененные (ardhatatsama): 1,500
  • Слова, заимствованные из Meitei: 3,500
  • Слова, заимствованные из других коренных неиндийских языков ( desi): 1500
  • слов, заимствованных из персидско-арабского языка: 2000
  • слов, заимствованных из английского: 700
  • Смешанных слов: 1000
  • слов неясного происхождения : 1300

Элементы мэйтей в Бишнуприя Манипури

Бишнуприя Манипури сохраняет старые восемнадцать звуков Мэйтей. Из них было три гласных, таких как ɑ, i и u, тринадцать согласных, таких как p, t, k, pʰ, tʰ, kʰ, c͡ʃ, m, n, ŋ, l, ʃ, h и две полугласные., например, w и j. На более поздней стадии к Мэйтей добавляются еще девять звуков, но Бишнуприя их не касается, потому что Бишнуприи покинули Манипур в первой половине XIX века. Вот почему Бишнуприя Манипури сохраняет старые звуки Meitei, тогда как в самом Meitei звуковая система претерпела различные изменения. Наиболее характерным влиянием языка майтей на бишнуприя манипури является образование слов, начинающихся с гласного сунг ঙ 'aung', например ঙা, ঙৌবা, ঙারল.

Связь с ассамским языком

Хотя между ассамским языком и BPM есть много различий, доктор Сунити Кумар Чаттерджи, признанный бенгальский фонетик, назвал язык BPM одним из диалект бенгали, тогда как д-р Махесвер Неог и д-р Баниканта Какти утверждали, что это диалект коренного ассамского языка. Их предположения позже вызвали противоречие о происхождении языка бишнуприя манипури. Но эти предположения были подтверждены научными исследованиями и наблюдениями за морфологией, лексикой и фонологией BPM.

Письмо

Ортодоксальные бишнуприи заявляют, что у них есть собственный сценарий, то есть сценарий деванагари, который использовался для письма на языке бишнуприя в первые годы его существования..

Однако с введением современного образования в британский период через бенгальский язык писатели бишнуприя-манипури начали использовать бенгальско-ассамское письмо. В этом алфавите есть согласные буквы с зависимыми гласными знаками (матры), а также независимые гласные буквы. Также используются знаки препинания и цифры. Бишнуприя Манипури пишется слева направо и сверху вниз так же, как и в английском языке. Некоторые согласные могут сочетаться друг с другом, чтобы образовать орфографические группы (названные конъюнктами ).

  • Знаки гласных : া ি ী ু ূ ৃ ে ৈ ো ৌ
  • Другие диакритические знаки : ৼ ং ঃ ঁ
  • Независимые гласные : অ আ ই ঈ উ ঊ এ ঐ ও ঔ
  • Согласные : ক খ গ ঘ ঙ ঝ ঞ ট ঠ ড ঢ ত থ দ ধ ন প ফ ব ম র ল ষ স হ ঢ়
  • Числа : ০ ১ ২ ৩ ৪ ৫ ৬ ৭ ৮ ৯

Спикеры

Распространение

В Манипур язык все еще используется в Джирибаме подразделение. Большое количество народа бишнуприя манипури поселились в Ассаме много веков назад, особенно в долине Барак. Эти люди считаются одной из основных групп людей в районах Качар и Каримгандж долины Барак. В Трипуре населенные пункты Бишнуприя-Манипури могут быть разделены на подобласть Дхарманагара, подобласть Кайласахара, подобласть Камалпура и подобласть Западной Трипуры. В Мегхалая, Аруначал-Прадеш и Мизорам проживает разбросанная популяция бишнуприя-манипури.

За пределами Индии в Бангладеш проживает самое большое население бишнуприя-манипури. Основные населенные пункты - Силхет, Мулбивазар, Хабигандж и район Сунамгандж. Согласно записям, значительное количество бишнуприйцев-манипури проживало в местных городах, таких как Мименсингх, Рангамати в Читтагонгском горном районе, а также в Тезгаоне, Манипури-пара в Дакке, столице Бангладеш.

В Бирме районы Бишнуприя-Манипури, вероятно, Мандалай, Амарпура и т. Д. В случае Соединенных Штатов Америки, Канады, Германии, Ближнего Востока и Австрии существуют значительные здесь поселились бишнуприи Манипури.

Статистика

Литература

Древняя литература

Хороший фонд народных литератур Бишнуприя Манипури, которые более древние по происхождению, до сих пор передаются через устную традицию. Древняя литература Бишнуприя Манипури представлена ​​народными сказками, народными песнями, народными песнями. - стихи, рифмы и пословицы. Вызывающая дождь песня под названием Boron-dahanir Ela (বরন ডাহানির এলা, 1450–1600 AD) и песня о супружеской жизни Мадаи и Соралела, известная как Madai Soralel Ela (মাদই সরারেলর এলা, 1500 –1600 [3] ) иногда считаются наиболее важными. Песни архаичны и изобилуют словами тибето-бирманского происхождения. Эти две песни очень важны для изучения культурной и лингвистической истории Бишнуприя Манипури. Кроме того, есть песни, которые поют женщины, работающие в поле. Пословицы составляют еще одну важную часть народной литературы БПМ.

Современная литература

Бишнуприя Манипури основали высшую литературную организацию общины Нихил Бишнуприя Манипури Сахитья Паришад (1955), Бишнуприя Манипури Сахитья Сабха, Бишнуприя Манипури Сахитья Манипури, Театр Поури и многие другие организации для поощрения литературной деятельности среди людей. Серьезная литературная культура языка БПМ началась во 2-й четверти 20 века. Фактически, история литературы манипури началась в 1925 году с литературного журнала «Джагаран» (জাগরন), редактором которого был Фалгуни Сингха, социальный работник Бишнуприя; в этом журнале публиковались статьи как в Бишнуприи, так и в Мейтей. Манипури из долины Сурма сформировали свою первую официальную ассоциацию, Общество манипури долины Сурма (позднее названное Ассоциацией манипури долины Сурма) в 1934 году. В ее состав входили мейтейцы, бишнуприи и пангал (мусульмане манипури). С 1933 г. ряд журналов, например Манипури (1933), Мехали (1938) и Кшатряджьоти (1944) способствовали развитию национализма, а также литературной и культурной деятельности. Отдельного упоминания заслуживает ветвь современной поэтической литературы БПМ, а именно вайшнав, основанная на философии вайшнавов.

Примечания и ссылки

См. Также

  • флаг Индийский портал
  • значок Языковой портал
Бишнуприя, издание из Википедии, бесплатной энциклопедии

Дополнительная литература

  1. Васататвар Рупреха / доктор К.П. Синха, Силчар, 1977
  2. Манипури джатисотта биторко: экти ниропеккхо паатха / Сингх Кум, Силхет, 2001
  3. Г. К. Гхош / Племена и их культура в Манипуре и Нагаланде, 1982
  4. Радж Мохан Нат / История ассамской культуры, 2-е изд., 1978
  5. Сэр Г.А. Грирсон / Лингвистическое исследование Индии, том -5, 1903
  6. Др. К. П. Синха / Этимологический словарь бишнуприя манипури, 1982
  7. Др. М. Кирти Сингх / Религиозные события в Манипуре в 18 и 19 веках, Импхал, 1980
  8. Сингха, Джагат Мохан и Сингха, Бирендра / Бишнуприя Манипури и их язык, Силчар, 1976

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:41:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте