Альтернативные названия | Майкоп, Майкоп |
---|---|
География | Евразийская степь |
Период | Бронзовый век |
Даты | c. 3700 г. до н.э. - 3000 г. до н.э. |
С последующим | Ямная культура |
Часть серии о |
Черкесы Адыгэхэр |
---|
Черкесская диаспора |
Черкесские племена |
Выживать Разрушен или почти не существует |
Религия |
Языки и диалекты |
|
История |
Древний Средневековый Современный
Современный Ключевые сражения |
Культура |
|
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Языки
|
Филология |
Происхождение
|
Археология Понтийская степь Кавказ Восточная Азия Восточная Европа Северная Европа Понтийская степь Северная / Восточная степь Европа
Южная Азия Степь Европа Кавказ Индия |
Народы и общества Индоарийцы Иранцы Восточная Азия Европа Восточная Азия Европа Индоарийский Иранский |
Религия и мифология
Индоарийский Иранский Другие Европа
|
Индоевропейские исследования
|
|
Культура Майкопская ( русский : майкоп, [mai.kɔp], научная транслитерация: Майкоп,), c. 3700 г. до н.э. - 3000 г. до н.э., была крупной археологической культурой бронзового века в регионе Западного Кавказа.
Он простирается по территории от Таманского полуострова у Керченского пролива до современной границы Дагестана и на юг до реки Кура. Культура получила свое название от царского захоронения - кургана Майкоп в долине реки Кубань.
Согласно генетическим исследованиям древней ДНК, опубликованным в 2018 году, население Майкопа пришло с юга, из Имерети, и произошло от земледельцев эпохи энеолита, известных как Дарквети-Мешоко, которые первыми колонизировали северную часть Кавказа. Таким образом, Майкоп является «идеальным археологическим кандидатом для основателей северо-западной кавказской языковой семьи ».
На юге Майкопская культура граничила примерно с тогдашней куро-араксской культурой (3500–2200 гг. До н.э.), которая простирается до Армянского нагорья и, по-видимому, повлияла на него. К северу находится ямная культура, в том числе новотиторовская культура (3300–2700), которые частично совпадают по территориальной протяженности. Это современно с поздним периодом уруков в Месопотамии.
Река Кубань судоходна на большей части своей длины и обеспечивает легкий водный переход через Азовское море на территорию ямной культуры, вдоль систем рек Дон и Донец. Таким образом, Майкопская культура была удобна для использования торговых возможностей с центральной Украиной.
Новые данные выявили сходство артефактов майкопской культуры с найденными недавно при раскопках древнего города Телль-Хазне на севере Сирии, строительство которого датируется 4000 годом до нашей эры.
Радиоуглеродные даты для различных памятников майкопской культуры - от 3950 - 3650 - 3610 - 2980 до н.э.
После открытия лейла-тепинской культуры в 1980-х годах были отмечены некоторые связи с майкопской культурой.
Культура Лейла-Тепе представляет собой археологический интерес эпохи энеолита. Его население было распространено на южных склонах Центрального Кавказа (современный Азербайджан, Агдамский район) с 4350 по 4000 гг. До н.э. Подобные амфорные захоронения на Южном Кавказе встречаются в западно-грузинской культуре погребения кувшин.
Культура также была связана с памятниками периода северного Убайд, в частности, с поселениями в регионе Восточной Анатолии. Поселение типично западноазиатского типа, жилища плотно прилегают друг к другу и сложены из сырцовых кирпичей с выходами дыма.
Было высказано предположение, что Лейла-Тепе были основоположниками Майкопской культуры. Экспедиция Российской академии наук в Сирию выявила сходство артефактов Майкопа и Лейла-Тепе с артефактами, обнаруженными недавно при раскопках древнего города Тель-Хазне I, относящихся к IV тысячелетию до нашей эры.
В 2010 году сообщалось о почти 200 памятниках бронзового века, простирающихся более чем на 60 миль от реки Кубань до Нальчика, на высоте от 4620 футов до 7920 футов. Все они «явно построены по одному и тому же архитектурному плану с овальным двором в центре и соединены дорогами».
Практика погребения в Майкопе была типично индоевропейской, как правило, в яме, иногда выложенной камнем, на вершине кургана (или кургана ). Каменные пирамиды из камней заменяют курганы в более поздних погребениях.
Курган Майкопа был чрезвычайно богат золотыми и серебряными артефактами; необычно для того времени.
В начале 20 века исследователи установили наличие местного майкопского звериного стиля в найденных артефактах. Этот стиль считался прообразом звериных стилей более поздних археологических культур: звериный стиль Майкопа более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского звериных стилей.
К Майкопской культуре относятся петроглифы, которые еще предстоит расшифровать.
Майкопцы вели оседлый образ жизни, и лошади составляли очень небольшой процент их поголовья, которое в основном состояло из свиней и крупного рогатого скота.
Археологи обнаружили уникальную форму бронзовой псины, которая состоит из бронзового стержня с витой петлей посередине, которая проходит через узлы и соединяется с уздечкой, ремнем недоуздка и повязкой на голову. Насечки и выпуклости по краям начесок, по-видимому, предназначались для крепления носовой и подгубной лямок.
Некоторые из самых ранних колесных повозок в мире найдены в районе Майкопской культуры. Два цельных деревянных колеса из кургана Новокорсунская на Кубани датируются второй половиной четвертого тысячелетия.
Строительство искусственных террасных комплексов в горах свидетельствует об их оседлости, высокой плотности населения и высоком уровне сельскохозяйственных и технических навыков. Террасы были построены примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры. и все последующие культуры использовали их в сельскохозяйственных целях. Подавляющее большинство керамических изделий, найденных на террасах, относится к Майкопскому периоду, остальные - к скифскому и аланскому периоду. Террасы Майкопа - одни из самых древних в мире, но малоизучены. Долговечность террас (более 5000 лет) позволяет считать их строителей непревзойденными инженерами и мастерами.
Недавние открытия археолога Алексея Резепкина включают (по его мнению):
Основываясь на Ванге (2018), Дэвид В. Энтони (2019) отмечает, что «население Майкопа произошло от земледельцев эпохи энеолита, [которые] пришли с юга, вероятно, из Западной Грузии и Абхазии... [ культура Дарквети-Мешоко ], и являются идеальным кандидатом-археологом для основателей северо-западной кавказской языковой семьи ». Он также отмечает, что люди из Майкопа бронзового века, протестированные Ван (2018), не могли внести свой вклад в генофонд Ямной, поскольку Ямная является археологической культурой, которая, скорее всего, связана с распространением индоевропейских языков.
Ее погребальные практики напоминают погребальные практики, описанные в Курганской гипотезе о Марии Гимбутаса, были расценены некоторыми как индоевропейское вторжение из степи понтийских-Каспийской в Кавказ. Однако, по словам Дж. П. Мэллори,
... свидетельства существования курганов обнаруживаются именно в регионах, которые позже демонстрируют присутствие неиндоевропейских популяций.
Эта культура описывалась, по крайней мере, как «курганизированная» местная культура с сильными этническими и языковыми связями с потомками протоиндоевропейцев. Он был связан с нижне-Михайловской группой и культурой Кеми Оба, а в более отдаленном смысле - с культурами шаровидной амфоры и шнуровой керамики, хотя бы в экономическом смысле. Тем не менее, по словам Мэллори,
Следует подчеркнуть, что такая теория является в высшей степени спекулятивной и противоречивой, хотя есть признание, что эта культура может быть продуктом как минимум двух традиций: местной степной традиции, охваченной новосвободненской культурой, и иностранных элементов с юга Кавказа, которые могут быть нанесены на карту за счет импорта в обоих регионах.
По словам Марии Ивановой, Майкоп берет свое начало на Иранском нагорье:
Могилы и поселения V тысячелетия до нашей эры на Северном Кавказе свидетельствуют о материальной культуре, связанной с современными археологическими комплексами северного и западного Причерноморья. Однако на смену, как кажется, внезапно, примерно в середине 4-го тысячелетия до нашей эры, пришла «высокая культура», происхождение которой до сих пор остается неясным. Эта археологическая культура, названная в честь великого Майкопского кургана, показала инновации во всех областях, которые не имеют местных архетипов и которые не могут быть отнесены к традиции балканско-анатолийского медного века. Излюбленная теория российских исследователей - миграция с юга, происходящая из сиро-анатолийской области, которая часто упоминается в связи с так называемой «урукской экспансией». Однако возникли серьезные сомнения относительно связи Майкопа с Сиро-Анатолийским регионом. Посторонние объекты на Северном Кавказе не обнаруживают связи с верховьями Евфрата и Тигра или с поймами Месопотамии, а, скорее, имеют связь с Иранским плато и Южной Центральной Азией. Недавние раскопки в юго-западном регионе Каспийского моря открывают новый взгляд на взаимодействие между «Востоком» и континентальной Европой. С одной стороны, постепенно становится очевидным, что уже в начале 4-го тысячелетия до нашей эры возникла гигантская область взаимодействия, которая простиралась далеко за пределы Месопотамии; с другой стороны, эти находки относят традиционное значение, придаваемое Месопотамии, потому что инновации, происходящие из Ирана и Центральной Азии, очевидно, распространились по всему Сиро-Анатолийскому региону независимо от этого.
Совсем недавно в Союкбулаке в Азербайджане были обнаружены очень древние курганы. Эти курганы датируются началом 4-го тысячелетия до нашей эры и относятся к культуре Лейлатепе. По мнению исследователей этих курганов, между курганами Союгбулак и Майкопскими курганами есть несколько существенных параллелей:
«Открытие Союгбулака в 2004 году и последующие раскопки явились убедительным доказательством того, что практика захоронения курганов была широко распространена на Южном Кавказе в период позднего энеолита [...] Племена лейлатепской культуры мигрировали на север в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. и сыграл важную роль в подъеме майкопской культуры Северного Кавказа ».