Приватизация в России

редактировать
Россияне протестуют против экономической депрессии, вызванной реформами, с надписью: «Рыжий должен сидеть в тюрьме! », 1998.

Приватизация в России описывает серию пост- советских реформ, которые привели к крупномасштабной приватизации Российская государственная ассоциация ts, особенно в промышленном, энергетическом и финансовом секторах. Большая часть приватизации произошла в начале и середине 1990-х годов при Борисе Ельцине, который вступил в президентство после распада Советского Союза.

Частная собственность на предприятия и собственность по существу оставался незаконным на протяжении всей советской эпохи, когда советский коммунизм подчеркивал национальный контроль над всеми средствами производства, кроме человеческого труда. В Советском Союзе количество государственных предприятий оценивалось в 45 000.

В последние годы Советского Союза Михаил Горбачев ослабил ограничения на частную собственность и провела первоначальные рыночные реформы. Приватизация переместила Россию от советской плановой экономики к рыночной экономике и привела к резкому увеличению уровня экономического неравенства и падению ВВП и промышленного производства.

Приватизация способствовала передаче значительных богатств относительно небольшой группе бизнес-олигархов и новых россиян, особенно природного газа и нефть руководители. Этот экономический переход был описан как катастрофа (сочетание катастрофы и термина перестройка ) и как «самый катастрофический экономический крах мирного времени индустриальной страны в истории».

Некоторые «стратегические» активы, в том числе большая часть российской оборонной промышленности, не были приватизированы в 1990-е годы. Массовая приватизация этой эпохи остается весьма спорным вопросом в российском обществе, и многие россияне призывают к пересмотру или отмене реформы.

Содержание
  • 1 Приватизация во времена Советского Союза
  • 2 ваучеров приватизации (1992-1994)
    • 2.1 Нефтяной сектор
  • 3 Ссуды под акции (1995–1996)
  • 4 Первое десятилетие 2000-х
  • 5 2010-е
    • 5.1 План приватизации на 2011-2015 годы
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Приватизация во время Советского Союза

В конце 1980-х годов в рамках перестройки движение за реформацию, законодательство, отстаиваемое Михаилом Горбачевым - который пообещал построить «смешанную социалистическую экономику» - фактически передал часть прав контроля над предприятиями от государства служащим и менеджменту. В 1987 году, несмотря на сопротивление некоторых из своих союзников, Горбачеву удалось принять «закон о государственном предприятии» через Верховный Совет Советского Союза, который предоставил трудовым коллективам большую роль в управлении предприятиями. В 1988 году Закон о кооперативах узаконил «социалистические кооперативы», которые функционально действовали как частные компании, и им было разрешено напрямую вести дела с иностранными компаниями, а также снизилось использование централизованного планирования. Позже в том же году частным советским фермерам было разрешено арендовать землю у государства, покупать оборудование и нанимать рабочих, что стало значительным шагом в сторону от обязательного коллективного хозяйства после десятилетий господства государственных сельскохозяйственных предприятий. Новые правила рассматривались как попытка разделить совхозы на более мелкие единицы и решить острую проблему нехватки продовольствия в Советском Союзе.

Закон также позволил этим предприятиям самостоятельно выйти из ассоциаций, что привело к процессу так называемой спонтанной приватизации, в ходе которой контроль над некоторыми промышленными активами был приобретен их менеджерами. Однако это составляло лишь несколько тысяч предприятий, небольшую часть советской промышленности.

. В сентябре 1990 года советский парламент предоставил Горбачеву чрезвычайные полномочия по приватизации, в том числе право преобразовать государственные предприятия в акционерные общества. компании с акциями, размещенными на фондовых биржах.

Одной из крупнейших приватизационных мероприятий в советское время было преобразование Министерства топлива и энергетики в акционерное общество, известное как Роснефтегаз в сентябре 1991 года.

За несколько месяцев до распада Советского Союза в декабре 1991 года будущий президент Борис Ельцин начал собирать команду экономических реформаторов во главе с Егором Гайдаром, тогда еще молодым экономистом-реформатором, в том числе Анатолием Чубайсом. Группа реформаторов изначально рассматривала шведскую социал-демократию как модель для России, но вместо этого Гайдар решил изучить Венгрию в качестве образца и находился под влиянием Польши. использует шоковую терапию. И Гайдар, и Чубайс были убеждены, что, несмотря на уникальную некапиталистическую экономическую историю России, рыночная экономика может успешно закрепиться в стране. После попытки государственного переворота в августе 1991 г. экономическая ситуация в стране резко ухудшилась, возникла острая нехватка продовольствия. В октябре Ельцин выступил с речью, в которой заявил, что контроль над ценами будет отменен 1 января 1992 года в связи с рекомендацией Гайдара не указывать конкретную дату освобождения цен.

Чековая приватизация (1992–1994 гг.)
Ваучер приватизации 1992 г.

Приватизация имела гораздо больший размах в начале 1990-х годов, когда правительство России сознательно поставило цель продать свои активы Русская публика. После распада Советского Союза новое правительство было вынуждено управлять огромным и неэффективным сектором государственных предприятий, унаследованным от советской экономики. Приватизация была проведена Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации при Чубайсе с основной целью превратить бывшие государственные предприятия в коммерческие предприятия, не зависящие от государства. субсидии на их выживание. Для быстрого распределения собственности и завоевания народной поддержки реформаторы решили в основном полагаться на механизм бесплатной ваучерной приватизации, который ранее был реализован в Чехословакии. Российское правительство считало, что открытая продажа государственных активов, в отличие от ваучерной программы, скорее всего, привела бы к дальнейшей концентрации собственности среди русской мафии и номенклатуры, чего они старались избежать. Тем не менее, вопреки ожиданиям правительства, инсайдерам удалось получить контроль над большей частью активов, которые долгие годы оставались в значительной степени зависимыми от государственной поддержки. С 1992 по 1994 год право собственности на 15 000 фирм было передано из-под государственного контроля через ваучерную программу.

Таким образом, хотя некоторые из первоначальных целей не были полностью достигнуты к концу ваучерной программы, значительная часть активы действительно очень быстро перешли в частную собственность и работали, чтобы создать некую основу для рыночной конкуренции. Ваучерная приватизация проводилась в период с 1992 по 1994 год, в ней участвовало около 98 процентов населения. Ваучеры, каждая из которых соответствовала доле в национальном богатстве, распределялись поровну среди населения, включая несовершеннолетних. Их можно было обменять на акции приватизируемых предприятий. Поскольку большинство людей не были хорошо осведомлены о характере программы или были очень бедны, они поспешили продать свои ваучеры за деньги, будучи неподготовленными или не желающими инвестировать. Большинство ваучеров - и, следовательно, большая часть акций - были приобретены руководством предприятий. Хотя первоначальное российское законодательство о приватизации получило широкую поддержку населения, поскольку оно обещало распределить национальное богатство среди населения и рядовых работников приватизированных предприятий, в конечном итоге общественность почувствовала себя обманутой.

Нефтяной сектор

Приватизация Регулирование нефтяного сектора регулировалось указом президента №1403, утвержденным 17 ноября 1992 года. Вертикально интегрированные компании были созданы путем объединения ряда нефтедобывающих предприятий и нефтеперерабатывающих заводов в открытые акционерные общества. Начиная с 1994 года многие бывшие государственные нефтяные компании были приватизированы. Эта приватизация была частичной, поскольку федеральное правительство получило право собственности в нескольких компаниях, а также сохранило полный контроль над транспортировкой нефти на прибыльные мировые рынки.

Ссуды за акции (1995–1996)
Ельцин накануне президентских выборов 1996 г.

В 1995 г., столкнувшись с серьезным финансовым дефицитом и отчаянно нуждаясь в средствах для президентских выборов 1996 г., правительство Бориса Ельцина принял схему «займы в обмен на акции», предложенную банкиром Владимиром Потаниным и одобренную Анатолием Чубайсом, тогдашним заместителем премьер-министра, в соответствии с которой некоторые из крупнейших государственных промышленных активов (включая государственные акции Норильский никель, ЮКОС, Лукойл, Сибнефть, Сургутнефтегаз, Новолипецк Сталь и Мечел ) сдавались в аренду на аукционах за деньги, ссуженные коммерческими банками государству. Аукционы были сфальсифицированы, в них отсутствовала конкуренция, они в основном контролировались привилегированными инсайдерами с политическими связями или использовались в интересах самих коммерческих банков. Поскольку ни ссуды, ни арендованные предприятия не возвращались вовремя, это фактически превратилось в форму продажи или приватизации государственных активов по очень низким ценам.

Первое десятилетие 2000-х годов

С 2004 по 2006 год правительство взяло под контроль официально приватизированные компании в определенных «стратегических» секторах. нефть, авиация, энергетическое оборудование, машиностроение и финансы. Например, государственное предприятие по производству оборонного оборудования «Рособоронэкспорт» взяло под свой контроль «АвтоВАЗ», основного производителя российских автомобилей. В июне 2006 года он получил 60% -ный контроль над ВСМПО-Ависма, компанией, на долю которой приходится две трети мирового производства титана. В 2007 году Объединенная авиастроительная корпорация, компания, на 51% контролируемая государством, объединила все российские компании, производящие самолеты.

2010-е годы

В декабре 2010 года Президент России Дмитрий Медведев приказал правительствам регионов принять решение о приватизации непрофильных активов к июлю 2011 года. Аркадий Дворкович, тогдашний главный экономический помощник Кремля, сказал, что доходы от региональной приватизации могут составить до несколько миллиардов рублей в 2011 году, и региональные власти должны уделять приоритетное внимание продаже коммунальных предприятий, финансовых институтов, производственных и транспортных активов и средств массовой информации.

В мае 2012 года, став премьер-министром, Медведев заявил, что Россия должна выполнить свои программа приватизации вне зависимости от волатильности рынка.

После заседания Всемирного экономического форума в октябре 2012 года Медведев сказал: «Для нашей страны жизненно важно продолжить курс на приватизацию». Он подчеркнул, что заверил участников сессии Всемирного экономического форума, что «не хочет видеть экономику полностью контролируемой государством».

В октябре 2017 года Министр экономического развития России Максим Орешкин сказал Reuters, что «фискальных причин для приватизации почти не осталось» после улучшения экономики из-за роста цен на нефть.

План приватизации на 2011-2015 годы

В октябре 2010 года правительство России одобрило план приватизации широкого диапазона государственного имущества от энергетики до сельского хозяйства и от банковского дела до транспорта.

См. Также
Примечания
Литература
Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:06:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте