Экономическая история Российской Федерации

редактировать

После распада Советского Союза в 1991 году и распада подконтрольной экономики России, новая Российская Федерация была создана при Борисе Ельцине в 1991 году. В Российской Федерации было проведено множество экономических реформ, включая приватизацию и либерализацию рынка и торговли, из-за краха коммунизм. Хотя экономика намного более стабильная по сравнению с началом 1990-х годов, инфляция все еще остается проблемой для России.

Содержание
  • 1 Историческая справка
  • 2 Переход к рыночной экономике
    • 2.1 Денежно-кредитная и фискальная политика
    • 2.2 Инфляция
    • 2.3 Приватизация
  • 3 1991–1992
    • 3.1 Непредвиденные результаты реформы
  • 4 1993
  • 5 1994
  • 6 1995
  • 7 1996
  • 8 1997–1998
  • 9 1999
  • 10 2000–2007
  • 11 2008–2009 Великая рецессия
  • 12 2010–2014
  • 13 Финансовый кризис в России (2014–2017)
  • 14 См.
  • 15 Источники
  • 16 Внешние ссылки
Историческая справка

Около 69 лет экономика России и остальной части Советского Союза функционировала на основе централизованного планирования экономики, с государственным практически контролем над всеми средствами производства и над инвестициями, производством и потреблением решений по всей экономике. Экономическая политика проводилась в соответствии с директивами Коммунистической партии, которая контролировала все аспекты экономической деятельности. После краха коммунизма в начале 1990-х годов Россия столкнулась с трудностями при переходе от централизованной плановой экономики к рыночной экономике.

Большая часть структуры советской экономики, которая действовала до 1987 года, возникла под руководством из Иосифа Сталина, с незначительными изменениями, внесенными в период с 1953 по 1987 год. Пятилетний план и годовой план были главными механизмами, которые Советское правительство использовало для преобразования экономической политики в программе. В соответствии с этой политикой Государственный плановый комитет (Государственный плановый комитет - Госплан ) сформулировал общегосударственные целевые показатели производства на установленные периоды планирования. Органы регионального развития уточнили эти целевые показатели промышленных предприятий и совхозы (совхозы; син., совхоз ) и колхозы (колхозы; син., колхоз ), каждый из которых имеет свой конкретный план выпуска продукции. Централизованное планирование основывалось на предположении, что если ваше предложение выполнило или перевыполнило свой план, то спрос и предложение сбалансировались.

Роль правительства заключалась в большой выполнения планов. Ответственность за производство текла сверху вниз. На национальном уровне около семидесяти государственного министерства и государственного комитета, каждый из которых отвечает за производственный сектор или подсектор, осуществляют надзор за экономической производственной деятельностью подразделений, находящихся в сфере их ответственности. Региональные министерские органы подчиняются министерствам национального уровня и контролируют экономические единицы в своих географических районах. В планы включены целевые показатели выпуска сырья и промежуточных товаров, а также конечных товаров и услуг. Теоретически, но не на практике, система централизованного планирования обеспечения баланса между сектором экономики. При централизованном планировании государства выполняло функции распределения, цены которые работают в рыночной системе. В советской экономике цены были только механизмом учета. Правительство устанавливало цены на все товары и услуги на роль продукта в других неэкономических критериях. Эта система ценообразования вызвала аномалии. Например, цена хлеба, традиционный продукт питания россиян, была ниже стоимости пшеницы, из которой его производили. В некоторых случаях кормили свой скот хлебом, а не зерном, потому что хлеб стоил дешевле. В другом примере арендная плата за квартиры была очень низкой для достижения социальной справедливости, однако жилья было мало. Советская промышленность получала сырье, такое как нефть, природный газ и уголь, по ценам ниже мировых, что нарушло отходы.

Система централизованного планирования позволяет советским лидерам быстро мобилизовать ресурсы во время кризиса, такого как нацистское вторжение, и реиндустриализировать страну в послевоенный период. Быстрое развитие оборонной и промышленной базы после войны Советскому Союзу стать сверхдержавой.

Попытки и неудачи реформаторов в эпоху перестройки (перестройки) в режиме Михаила Горбачева (1985–91) свидетельствовали о сложности поставленной задачи..

Переход к рыночной экономике

После 1991 года под руководством Бориса Ельцина страна сделала значительный поворот в сторону развития рыночной экономики, внедрив основные принципы, такие как рынок -определяемые цены. Две фундаментальные и взаимозависимые цели - макроэкономическая стабилизация и реструктуризация экономики - переход от централизованного планирования к рыночной экономике. Первый проведение налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, способствующей экономическому росту в условиях стабильных цен и обменных курсов. Последнее требованиеало создания коммерческих и коммерческих структур - банков, частной собственности и коммерческих кодексов - которые позволяют экономике работать эффективно. Открытие внутренних рынков для внешней торговли и инвестиций, таким образом, связав экономику с остальным миром, было важным подспорьем в достижении этих целей. Режим Горбачева не достигнуть этих фундаментальных целей. Во время распада Советского Союза правительство Ельцина в Российской республике приступило к решению проблем макроэкономической стабилизации и экономической реструктуризации. К середине 1996 года результаты были неоднозначными.

После распада Советского Союза в 1991 году Россия пыталась развивать рыночную экономику и обеспечения последовательного экономического роста. В октябре 1991 года Ельцинил, что Россия продолжит радикальную рыночную реформу по принципу «шоковой терапии », как рекомендовано США и МВФ. Гиперинфляция возникла в результате отмена советского контроля над ценами и снова после финансового кризиса 1998 г.. Взяв на себя роль постоянного юридического лица Советского Союза, Россия взяла на себя ответственность за погашение временных долгов СССР, хотя ее население составляло половину населения СССР во время его существования. распад.

Российский ВВП сократился примерно на 40% в период с 1991 по 1998 год, несмотря на хорошо образованное население и ее разнообразную, хотя и все более и более ветхую, промышленную базу. Однако такая цифра может вводить в заблуждение, поскольку большая часть ВВП Советского Союза приходилась на военные расходы и производство товаров, на которые был небольшой спрос. Прекращение большей части этих расточительных средств обеспечивает ложное впечатление о более масштабном, чем реальное сокращение.

Важнейшие элементы, такие как приватизация государственных предприятий и обширные иностранные инвестиции, были поспешно внедрены в первую очередь. несколько лет постсоветского периода. Но другие фундаментальные элементы экономической инфраструктуры, такие как коммерческий банкинг и авторитетные всеобъемлющие коммерческие законы, отсутствовали или действовали лишь частично в 1996 году. Хотя к середине 1990-х годов произошло возвращение к централизованному планированию советских времен. казалось маловероятным, конфигурация постпереходной экономики оставалась непредсказуемой.

Денежно-кредитная и фискальная

В январе 1992 года правительство ограничило создание денег и политики, одновременно сняв ценовой контроль. Однако, начиная с февраля, Центробанк во главе с Виктором Геращенко ослабил контроль над денежной массой. Во втором и третьем кварталах 1992 года денежная масса росла особенно резкими темпами - 34% и 30% соответственно. К концу 1992 года денежная масса в России увеличилась в восемнадцать раз. Это привело к высокой инфляции и напрямую ограничению курса рубля.

Уличный блошиный рынок в Ростове-на-Дону, 1992

На резкое увеличение денежной массы повлияли крупные валютные депозиты, накопленные государственными предприятиями и физическими лицами, и за счет обесценивания рубля. Предприятия использовали эти депозиты для выплаты заработной платы и других расходов после того, как правительство ужесточило ограничение на денежную эмиссию. Коммерческие банки монетизировали долги предприятий, открывая счета в иностранных банках и пользуясь привилегированным доступом к счетам в Центральном банке.

Инфляция

В 1992 году, в первый год экономических реформ, розничные цены в России выросли на 2 520%. Основное повышение цен на ценах за этот месяц в 1992 году. К 1993 г. годовая ставка снизилась до 240%. В 1994 году уровень инфляции повысился до 224%.

тенденции годовых темпов инфляции скрывают колебания в месячных темпах. Например, в 1994 году правительству удалось снизить месячные ставки с 21% с января до 4% в августе, но ставки снова выросли до 16,4% к декабрю и 18% к январю 1995 года. Нестабильность денежно-кредитной политики в России вызвала колебания.. После сокращения финансовых потоков в начале 1994 года правительство ослабило свои ограничения на спрос на кредиты со стороны сельского хозяйства, промышленности Крайнего Севера и некоторых предприятий. В 1995 году этой модели удалось избежать более успешно, сохранив жесткую денежно-кредитную политику, принятую в начале года. Таким образом, ежемесячный уровень инфляции в последнем квартале года практически стабильно держался ниже 5%. За первую половину 1996 года уровень инфляции составил 16,5%. Однако эта политика отметили, что сдерживанию инфляции в степени способствовала невыплата заработной платы работникам на государственном предприятии, политика, которая удерживает цены на низком уровне за счет снижения спроса.

Важным признаком макроэкономической нестабильности в России были сильные колебания. по курсу рубля. С июля 1992 года, когда впервые на законных основаниях можно было обменять рубль на доллары США, по октябрь 1995 года обменный курс рубля к доллару снизился со 144 рублей за 1 доллар США до примерно 5000 рублей за 1 доллар США. До июля 1992 г. курс рубля был искусственно установлен на сильно завышенном уровне. Но быстрые изменения номинальной ставки (ставки, не учитывающую инфляцию) отражали общую макроэкономическую нестабильность. Самым резким примером таких колебаний был «Черный вторник» (1994 г.), когда стоимость рубля снизилась на 27%.

В июле 1995 г. Центральный банк объявил о своем намерении удерживать курс рубля в диапазоне от 4300 до 4900 за доллар. 1 доллар США до октября 1995 года, но позже был продлен период до июня 1996 года. Объявление отразило усиление налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики и наращивание резервов, с помощью которого правительство могло защитить рубль. К концу октября 1995 г. рубль стабилизировался и фактически укрепился с поправкой на инфляцию. В течение первой половины 1996 года он оставался стабильным. В мае 1996 года введен «скользящий коридор», позволяющий постепенно обесценивать рубль до конца 1996 года, начиная с 5000-5600 за 1 доллар заканчивая 5500-6100..

Еще одним признаком стабилизации валюты стало объявление о том, что с июня 1996 года рубль станет полностью конвертируемым на основе текущих операций. Это означало, что конвертировать граждане России и иностранцы в другие торговые операции.

Приватизация

В советское время все предприятия принадлежали государству и должны находиться в равной собственности среди всех граждан. Приватизация передала большую часть этого богатства в руки немногих, сделав их невероятно богатыми. Были выпущены акции государственных предприятий, и эти новые публичные компании были быстро переданы номенклатуры или известным криминальным авторитетам. Например, при советской власти директор завода часто становился владельцем того же предприятия. В тот же период насильственные преступные группы часто захватывают наши предприятия, расчищая себе путь убийствами или вымогательством. Коррупция государственных чиновников стала нормой повседневной жизни. Под прикрытием правительства были совершены вопиющие финансовые манипуляции, обогатившие узкую группу лиц, занимающих ключевые посты в бизнесе и правительстве мафии. Многие вывели миллиарды наличных денег и активов за границу в результате огромного бегства капитала.

. Крупнейшие предприятия были приватизированы президентом Борисом Ельциным в пользу инсайдеров за гораздо меньшую сумму, чем они того стоили. Многие россияне считают этих печально известных «олигархов » ворах. Благодаря своему огромному богатству олигархи обладали значительным политическим регионом.

1991–1992

Попытки правительства взять себя на кредитную экспансию также оказались эфемерными в первые годы переходного периода. С конца 1991 по 1992 год внутренний кредит увеличился примерно в девять раз. Кредитная экспансия была частично вызвана накоплением межпредприятий просроченной задолженности и последующим финансированием этой просроченной задолженности ЦБ. Правительство ограничило финансирование государственных предприятий после того, как оно сняло контроль над ценами за январь 1992 года, но предприятие столкнулось с нехваткой денежных средств, потому что оно отказалось от контроля цен, привела к сокращению спроса на их продукцию. Вместо того, чтобы сокращать производство, большинство фирм предпочитают наращивать запасы. Чтобы поддерживать непрерывное производство в этих условиях, полагайтесь на ссуды от других предприятий. К середине 1992 года, когда сумма невыплаченных долларов межпредприятий достигла 3,2 триллиона рублей (около 20 миллиардов США), правительство заморозило межпредприятие. Вскоре после этого правительство предоставило 181 миллиард рублей (около 1,1 миллиарда долларов США) в виде кредитов предприятиям, которые имели еще задолженность.

Правительство также не смогло ограничить свои собственные расходы в этом периоде, частично под текущим постсоветским Верховный Совет России, который использует финансирование в советском стиле привилегированных функций. К концу 1992 г. дефицит бюджета России составлял 20% ВВП, что превышало 5%, прогнозируемые экономической программой и предусмотренные условия Международного валютного фонда (МВФ). для международного финансирования. Этот бюджетный дефицит финансировался в основном за счет увеличения денежной массы. Эта денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика была фактором, наряду с либерализацией цен, и в 1992 г. уровень инфляции превысил 2000%.

В конце 1992 г. ухудшение экономических условий и острый конфликт с парламентом вынудили Ельцина уволить неолиберал сторонник реформ Егор Гайдар на посту премьер-министра. Преемником Гайдара стал Виктор Черномырдин, бывший глава Государственной газовой компании (Газпром ), которого считали менее благоприятным для неолиберальной реформы.

Непредвиденные результаты реформы.

.

1993

Черномырдин сформировал новое правительство Борисом Федоровым, экономическим реформатором, в качестве заместителя премьер-министра и министра финансов. Федоров считал макроэкономическую стабилизацию первоочередной государственной экономической политики. В январе 1993 года Федоровил объявленной антикризисной программой по сдерживанию инфляции с помощью жесткой денежно-кредитной и фискальной политики. Согласно программе, правительство будет контролировать денежную и кредитную эмиссию, требуя повышения бюджета по кредитам выпуска государственных облигаций, частичного финансирования дефицита бюджета и начала закрытия неэффективных государственных предприятий. Бюджетный дефицит необходимо было взять под контроль ограничения роста заработной платы на государственных предприятиях, безопасных показателей бюджетного дефицита и более эффективной системы социальной защиты для безработных и пенсионеров.

Печатание денег и внутренняя кредитная экспансия несколько замедлились в 1993 году. В ходе публичной конфронтации с парламентом Ельцин выиграл референдум по своей политике экономических реформ, что, возможно, дало реформаторам некоторое политическое влияние для сокращения государственных расходов. В мае 1993 года Министерство финансов и Центральный банк согласовали макроэкономические меры, такие как сокращение субсидий и увеличение доходов, для стабилизации экономики. Центральный банк должен был поднять учетную ставку ссуды, чтобы отразить инфляцию. Основываясь на первых положительных результатах этой политики, МВФ продлил первый платеж в размере 1,5 млрд долларов США в пользу России из специального Фонда системных преобразований (STF) в июле следующего года.

Антикризисная программа Федорова и согласие правительства с Центральным Банк возымел действие. В первые три квартала 1993 г. Центральный банк поддерживал рост денежной массы на уровне 19% в месяц. Это также существенно замедлило рост кредитов в этот период. Годовой уровень инфляции в 1993 году составлял около 1000%, что является резким улучшением по сравнению с 1992 годом, но все же остается очень высоким. Однако показатели улучшения были преувеличены, поскольку государственные расходы были отложены с последнего квартала 1993 года на первый квартал 1994 года. Задолженность государственных предприятий, например, выросла в 1993 году примерно до 15 триллионов рублей (около 13 миллиардов долларов США, по обменному курсу середины 1993 г.).

1994

В июне 1994 г. Черномырдин представил ряд умеренных реформ, рассчитанных на то, чтобы учесть более консервативные элементы правительства и парламента, успокаивая реформаторов и Западные кредиторы. Премьер-министр пообещал продолжить реструктуризацию экономики и проводить фискальную и денежно-кредитную политику, способствующую макроэкономической стабилизации. Но стабилизация была подорвана Центральным банком, который выдавал предприятиям кредиты по субсидированным ставкам, а также сильным давлением со стороны промышленных и сельскохозяйственных лобби, стремящихся получить дополнительные кредиты.

К октябрю 1994 года инфляция, которая была снижена за счет ужесточения налогово-бюджетной политики. и денежно-кредитная политика в начале 1994 года снова начала стремительно взлетать до опасного уровня. 11 октября, в день, который стал известен как «Черный вторник», курс рубля на межбанковских биржах упал на 27%. Хотя эксперты выдвинули ряд теорий, объясняющих это падение, включая существование заговора, ослабление кредитного и денежно-кредитного контроля явно явилось значительной причиной снижения доверия к российской экономике и ее валюте.

В конце 1994 года Ельцин подтвердил свою приверженность макроэкономической стабилизации, уволив Виктора Геращенко, главу Центрального банка, и назначив его заменой. Хотя реформаторы в российском правительстве и МВФ, а также другие западные сторонники встретили назначение со скептицизмом, Парамонова смогла провести жесткую денежно-кредитную политику, которая положила конец дешевым кредитам и ограничила процентные ставки (хотя денежная масса в 1995 году колебалась). Кроме того, парламент принял ограничения на использование денежно-кредитной политики для финансирования государственного долга, и Министерство финансов начало выпускать государственные облигации по рыночным ставкам для финансирования дефицита.

Согласно официальным российским данным, в 1994 г. национальный валовой внутренний продукт (ВВП) составлял 604 триллиона рублей (около 207 миллиардов долларов США по обменному курсу 1994 года), или около 4%ВВП Соединенных Штатов за этот год. Но эта цифра недооценивает размер российской экономики. С поправкой на формулу паритета покупательной способности с учетом более низкой стоимости жизни в России, российский ВВП в 1994 году составил около 678 миллиардов долларов США, что составляет примерно 10% экономики Соединенных Штатов. В 1994 году скорректированный ВВП России составляет 4 573 доллара США на душу населения, что примерно 19% от ВВП США.

1995

На большей части 1995 года правительство сохраняло приверженность жестким финансовым ограничениям, и бюджетный дефицит оставался в параметрах параметров. В 1995 году усилилось давление, направленное на увеличение государственных расходов за счет сокращения задолженности по заработной плате, которая становилась хронической проблемой на государственном предприятии, и на улучшение все более изношенной системы социальной защиты. Фактически, в 1995 и 1996 годах неуплата многих таких обязательств (а также заработной платы дополнительных государственных служащих) был основным фактором, сдерживающим дефицит бюджета России на умеренном уровне. Условия изменились ко второй половине 1995 года. Депутаты Государственной Думы (с 1994 года, нижняя палата Федерального Собрания, российская парламентская партия) столкнулись с выборами в декабре, а у Ельцина были смутные перспективы в его 1996 году. заявка на переизбрание президента. Таким образом, политические условия заставили и депутатов Госдумы, и президента дать обещания об увеличении расходов.

Кроме того, в конце 1995 года Ельцин уволил Анатолия Чубайса, одного из последних оставшихся сторонников экономических реформ. высшая должность в правительстве в качестве заместителя премьер-министра, отвечающего за экономическую политику. Вместо Чубайса Ельцин назвал Владимира Каданникова, бывшего директора автомобильного завода, чьи взгляды были антиреформенными. Этот шаг вызвал обеспокоенность в России и на Западе по поводу приверженности Ельцина экономическим реформам. Еще одной жертвой политической атмосферы стала председатель РЦБ Парамонова, назначение которой было предоставлено разногласий между Государством Думой и правительством. В ноябре 1995 года Ельцин был вынужден заменить ее Сергеем Дубининым, протеже Черномырдина, который продолжал политику жестких денег, которую установила Парамонова.

1996

По состоянию на середину 1996 года и спустя полгода после начала постсоветской экономической реформы в России эксперты сочли результаты многообещающими, но неоднозначными. Российская экономика пережила долгую мучительную депрессию. Официальная российская экономическая статистика показывает, что с 1990 г. по конец 1995 г. ВВП России снизился примерно на 50%, что намного больше, чем падение, которое США испытали во время Великой депрессии. МВФ: [1] <72 (Однако альтернативные оценки западных неолиберальных аналитиков, выступающих за перегулирование, описывают менее серьезный спад, во внимание смещение в сторону повышения экономических данных советской эпохи и смещение в сторону уменьшения постсоветских данных.>) Большая часть спада производства произошла в военно-промышленном комплексе и других отраслях тяжелой промышленности, которые больше всего выиграли от приоритетов советских плановиков, но имеют гораздо менее устойчивый спрос на свободном рынке.

Другие крупные отрасли, такие как сельское хозяйство, энергетика и легкая промышленность, также пострадали от перехода. Чтобы эти секторы могли функционировать в рыночной системе, неэффективные предприятия закрылись, привело к увеличению масштабов производства и потребления. Аналитики ожидали, что ВВП России начинает расти в 1996 году, но данные за первые шесть месяцев показывают продолжающееся снижение, некоторые российские эксперты предсказывают фазу экономического кризиса во второй половине года.

Боль от реструктуризации несколько уменьшилась с появлением нового частного сектора. Западные эксперты считают, что российские данные преувеличивают масштабы экономического коллапса России, поскольку не отражают значительную часть деятельности частного сектора страны. Российский сектор услуг, розничные продажи, играет все более роль в экономике, составляющая почти половину ВВП в 1995 году. Деятельность сектора услуг не была должным образом измерена. Данные о искажении из-за занижения или отсутствия о производстве, что нарушается российским налоговым законодательством. По данным западных аналитиков, к концу 1995 г. более половины ВВП и более 60% рабочей силы приходилось на частный сектор.

Важной, но нетрадиционной услугой в российской экономике является «челночная торговля» - транспортировка и продажа потребительских товаров индивидуальными предпринимателями, из которых по оценкам, в 1996 году было задействовано от 5 до 10 миллионов человек. Торговцы покупают товары за рубежом. в таких странах, как Китай, Турция и Объединенные Арабские Эмираты, а также в городах России, а затем их на внутренний рынок продают наиболее высок. По оценке экономики Евгения Ясина, в 1995 году таким образом в Россию было ввезено товаров на сумму около 11 миллиардов долларов. Честные торговцы играют жизненно важную роль в поддержании уровня потребительских товаров на обычном рынке. Однако отечественная промышленность, такая как текстильная, страдает от этого вливания конкурирующих товаров, движение не контролируется, не облагается налогами и часто контролируется мафией.

Географическое распределение богатства России было искажено по крайней мере так же сильно, как это было в советские времена. К середине 1990-х годов экономическая власть концентрировалась в Москве даже быстрее, чем федеральное правительство теряло политическую власть в остальной части страны. В Москве экономическая олигархия, состоящая из политиков, бизнесменов, силовых структур и городских агентств, контролируемая огромную долю финансовых активов России под властью энергичного и популярного мэра Москвы Юрия Лужкова. К сожалению, организованная преступность также сыграла большую роль в росте города. В отличие от слабых полицейских сил, количество вымогательств в Москве, заказных операций, откатов и взятых счетов - все это используется с экономической инфраструктурой - остается одним из самых высоких в России. Большинство предприятий не могут функционировать, не заплатив за некоторую форму мафии, неофициально называемую крышей (русское название крыши).

Лужков, закрытый тесные связи со всеми законными центрами власти в городе, курировал строительство спортивных стадионов, торговых центров, памятников истории и богато украшенного Храма Христа Спасителя. В 1994 году Ельцин передал Лужкову полный контроль над всей государственной собственностью в Москве. В первой половине 1996 года приватизирован государственный сектор из расчета 1 миллиард долларов США в год, что было быстрее, чем весь процесс приватизации в стране за тот же период. Под руководством Лужкова городское правительство также приобрело крупные доли в самых разных компаниях - от банковского дела, отелей и строительства до пекарен и салонов красоты. Такое владение планировщикам Лужкова эффективно манипулирует ресурсами и практически без конкуренции. Между тем Москва также стала центром иностранных инвестиций в Россию, зачастую в ущерб другим регионам. Например, сеть ресторанов быстрого питания McDonald's, начавшая свою деятельность в Москве в 1990 году, сразу же достигла успеха, но расширилась только в Москве. Концентрация банковского сектора России в Москве дала городу огромное преимущество в борьбе за иностранную коммерческую деятельность.

В середине 1996 года национальное правительство, похоже, достигло степени макроэкономической стабильности. Однако долгосрочная стабильность зависит от возможностей лиц, определяющих политику, противостоять инфляционному давлению, вызванному требованиями о государственных субсидиях и льготных кредитах для обанкротившихся предприятий и других интересов. (Чубайс подсчитал, что обещания по расходам, данные во время предвыборной кампании Ельцина, 250 США на одного избирателя, что, если они были потрачены, примерно удвоило бы дефицит государственного бюджета; большая часть обещаний Ельцина, похоже, была забыта вскоре после его переизбрания.) структура российского экономического производства изменилась, что больше походила на модель развитой экономики, чем на рыночную советскую централизованного планирования. В связи со снижением спроса на товары оборонной промышленности, производство в целом перешло от тяжелой промышленности к производству потребительских товаров. Однако в середине 1990-х годов низкое качество отечественных потребительских товаров продолжало ограничивать прибыль предприятий и, следовательно, их способность модернизировать производственные операции. По другой стороне «порочного круга» использование устаревшей производственной системы гарантирует, что качество продукции останется низким и неконкурентоспособным.

Большинство цен было оставлено на усмотрение рынка, хотя местные региональные власти контролируют цены на некоторые основные продукты. Цены на энергоносители продолжают оставаться под контролем, правительство сдвигает эти цены вверх, чтобы сократить разрыв с ценами мирового рынка.

правительственное отчете за 1996 год количественная оценка так называемой «теневой экономики», которая не дает налогов или государственной статистики, составляет около 51% экономики и 40% ее денежного оборота.

1997–1998

К концу 1997 года Россия достигла определенного прогресса. Инфляция была взята под контроль, рубль был стабилизирован, а в рамках масштабной программы приватизации тысячи предприятий переданы в частную собственность. Были также приняты некоторые важные законы, ориентированные на рынок, в том числе коммерческий кодекс, регулирующий деловые отношения, и учреждение арбитражного суда для разрешения экономических споров.

Но в 1998 году возникли трудности с проведением налоговых реформ, направленным на увеличение государственного дохода и зависимостью от краткосрочного финансирования бюджета к серьезному финансовому кризису 1998 г. который способствовал резкому снижению доходов России от экспорта нефти и привел к исходу иностранных инвесторов. Правительство допустило резкое падение курса рубля, прекратило выплаты по рублевым ГКО на 40 миллиардов долларов - краткосрочным казначейским облигациям, широко владеют иностранными инвесторами.

1999

В 1999 году объем производства увеличился только второй раз с 1991 года, по официальным оценкам, на 6,4%, восстановив падение на 4,6% по сравнению с 1998 годом. Это было достигнуто, несмотря на увеличение нагрузки в должности президента Бориса Ельцина.. Большую помощь оказало во второй половине 1999 года, в результате чего положительное сальдо экспорта выросло до 29 миллиардов долларов.

С другой стороны, инфляция выросла в среднем до 85% в 1998 году по сравнению со средним показателем в 11% в 1997 году и ожидаемым средним показателем в 36% в 1999 году. Обычные люди появляются, что их заработная плата упала примерно на 30%. и их пенсии на 45%. Правительство Владимира Путина уделяет первоочередное внимание пополнению низких доходов за счет погашения задолженности по заработной плате и пенсиям.

2000–2007 гг.
ВВП России по паритету покупательной способности (ППС) в 1991-2019 гг. (в международных долларах, без поправки на инфляцию)

Рост валового внутреннего продукта России составил 6,4% в 1999 г., 10% в 2000 г., 5,1% в 2001 г., 4,7% в 2002 г., 7,3% в 2003 г., 7,2% в 2004 г., 6,4% в 2005 г., 8,2% в 2006 г. и 8,5% в 2007 г., причем сектор также демонстрирует высокие показатели роста.

Новое строительство в ММДЦ

http://www.gks.ru

При президентстве Владимира Путина экономика России имела номинал Валовой внутренний продукт (ВВП) удвоится, поднявшись с 22-го на 11-е место в мире по величине. Экономика получила реальный прирост в среднем на 7% в год (2000: 10%, 2001: 5,1%, 2002: 4,7%, 2003: 7,3%, 2004: 7,2%, 2005: 6,4%, 2006 г. : 8,2%, 2007 год: 8,5%, 2008 год: 5,6%), что делает ее шестой по величине экономикой мира по ВВП (ППС). В 2007 году ВВП России превысил ВВП 1990 года, что означает, что она преодолела разрушительные последствия советской эпохи, финансового кризиса 1998 года и предшествовавшей ему рецессии 1990-х годов. В расчете на душу населения ВВП России в 2008 году составил 11 339 долларов США на человека, что сделало россиян 57-м местом среди самых богатых как по покупательной способности, так и по номиналу.

За восемь лет правления Путина промышленность выросла на 75%, инвестиции увеличились на 125%, а также увеличилось сельскохозяйственное производство и строительство. Реальные доходы увеличились более чем вдвое, а средняя зарплата увеличилась в восемь раз - с 80 до 640 долларов. Объем потребительского кредита с 2000 по 2006 год увеличился в 45 раз, и за тот же период средний класс вырос с 8 миллионов до 55 миллионов, увеличившись в 7 раз. Число людей, живущих за чертой бедности, также уменьшилось с 30% в 2000 году до 14% в 2008 году.

Инфляция, однако, оставалась проблемой, поскольку правительство не смогло сдержать рост цен. С 1999 по 2007 год инфляция удерживалась на уровне прогнозируемого потолка только дважды, а в 2007 году инфляция превысила уровень 2006 года, продолжив тенденцию к росту в начале 2008 года. 72>, лидеры восьми стран подписали заявление, в котором согласились изучить возможность списания части старого советского долга России, чтобы использовать сбережения для сохранения материалов в России, которые могут быть использованы террористами. Согласно предложенной сделке 10 миллиардов долларов будут поступать из Соединенных Штатов и 10 миллиардов долларов из других стран «большой восьмерки» в течение 10 лет.

В 2003 году долг вырос до 19 миллиардов долларов из-за увеличения платежа Министерства финансов и еврооблигаций. Однако 1 миллиард долларов из этой суммы был предоплачен, а часть долга частного сектора, возможно, уже выкуплена. Россия продолжала изучать возможности обмена / обмена долга.

1 января 2004 г. Стабилизационный фонд Российской Федерации был учрежден Правительством России в составе федерального бюджета для его балансирования, если цена на нефть падает. Сейчас Стабилизационный фонд РФ модернизируется. Стабилизационный фонд был разделен на две части 1 февраля 2008 года. Первая часть - это резервный фонд, равный 10 процентам ВВП (10% ВВП сейчас составляет около 200 миллиардов долларов США), и инвестируется в аналогично Стабфонду. Вторая часть превращена в. Фонд международного процветания вкладывать в более рискованные инструменты, в том числе в акции иностранных компаний. Шыхкин Максим. "Стабилизационный фонд будет преобразован в национальное процветание". Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года. Проверено 2 августа 2007 г.

Несмотря на рост, российская экономика оставалась ориентированной на сырьевые товары. Платежи топливно-энергетического комплекса в видеенных пошлин, налоговый составили почти половину таможенного бюджета. Подавляющую часть экспорта России. Экспорт в целом составляющий лишь 8,7% ВВП в 2007 году по сравнению с 20% в 2000 году.

Также наблюдался растущий разрыв. между богатыми и бедными в России. Между 2000 и 2007 годами доходы богатых выросли примерно в 14 до 17 раз больше, чем доходы бедных. Коэффициент дифференциации доходов показывает, что 10% богатых в России живут лучше, чем 10% бедных, среди которых в основном пенсионеры и неквалифицированные рабочие в депрессивных регионах. (См.: Коэффициент Джини )

В России наблюдается бум капитальных вложений с начала 2007 года. Капитальные вложения проявился рекордный рост в июне, увеличившись на 27, 2% по по сравнению с июнем прошлого года в реальном выражении (с поправкой на изменение цен) до 579,8 млрд рублей, при этом лидирует строительная отрасль. Статистика превосходит как консервативные прогнозы Минэкономразвития, так и менее консервативные независимые анализы. за этот период в 2005 году составляет всего 11 процентов. % по сравнению с прошлым годом.

По состоянию на 2007 г. реальный ВВП увеличился на самый высокий процент с момента падения Советский Союз на уровне 8,1%, рубль остается стабильным, инфляция была умеренной, а инвестиции снова В 2007 году Всемирный банк заявил, что российская экономика достигла «беспрецедентной макроэкономической стабильности». Россия добивается прогресса в выполнении своих внешних долговых обязательств. В течение 2000–01 гг. Россия не только выполнила обслуживание внешнего долга, но и выполнила крупные авансовые выплаты основной суммы кредита МВФ, но также создала резервы Центрального счета банка за счет государственного бюджета, торговли и профицит текущего счета банка. Бюджет правительства России на 2002 финансовый год предполагает выплату срочных платежей по официальному долгу на сумму около 14 миллиардов долларов. Большое положительное сальдо текущего счета привело к быстрому укреплению рубля за последние несколько лет. Это означает, что Россия вернула большую часть преимуществ в условиях торговли, которая получила, когда курс рубля упал на 60% во время долгового кризиса. Нефть и газ доминируют в российском экспорте, поэтому Россия по-прежнему сильно зависит от цен на энергоносители. Ставки по кредитам и депозитам, сдерживают рост банковской системы и составляют капитал и безопасные средства.

К концу первого десятилетия 21 века ЕЦБ сообщил, что страна подхватила новый штамм голландской болезни.

Великая рецессия 2008–2009 гг.

Продажи оружия выросли до такой степени, что Россия заняла второе место (с объемом продаж оружия в США 0,6) в мире по продажам оружия, ИТ-индустрия зафиксировала рекордный год роста, сосредоточившись на таких высококлассных нишах, как разработка алгоритма и микроэлектроника, оставляя меньшую часть работы Индии и Китаю. Россия была третьим по величине местом в мире для аутсорсинга программного обеспечения после Индии и Китая. Отрасль космических запусков стал второй по величине в мире после европейской Ariane 5, и компании, работающие с атомными электростанциями, набирали силу, продавая заводы в Китае и Индии, и подписали совместное предприятие с Toshiba для разработки крайних электростанций. Гражданская авиакосмическая промышленность Sukhoi Superjet, а также разработчик MS 21, чтобы составить конкуренцию Boeing и Airbus.

Великая рецессия в России был кризисом в 2008–2009 гг. российские финансовые рынки, а также экономические спад, которые усугубился политическими опасениями после войны с Грузией и резким падением цен на нефть марки Urals Heavy , которая потеряла более 70% своей стоимости с момента рекордного пика в 147 долларов США 4 июля 2008 года, а затем умеренно восстановилась в 2009 году. Согласно Среднего банка, основные макроэкономические макроэкономические показатели России сделали его лучше подготовленным, чем многие страны с развивающейся экономикой, борьба с кризисом, но его основные структурные недостатки и высокая зависимость от цены на один товар сделали его влияние более выраженным, чем это могло бы быть в силе.

В конце 2008 г., когда начался кризис, российские рынки резко упали, и более $ 1 трлн. Это снизило стоимость российских акций, хотя в 2009 году российские акции восстановились и стали лучшими в мире: Индекс ММВБ вырос в цене более чем в два раза и восстановил половину своих потерь в 2008 году.

В сентябре 2009 года правительство России объявило о планах продажи государственных энергетических и транспортных холдингов, чтобы помочь покрыть дефицит бюджета и помочь улучшить стареющую инфраструктуру страны. Государство выделило около 5 500 предприятий для продажи и производителей акций компаний, которые уже торгуются на бирже, включая Роснефть, крупнейшего нефти в стране.

С июля 2008 г. по январь 2009 г. валютные резервы России (FXR) упали на 210 миллиардов долларов с пикового значения до 386 миллиардов долларов, поскольку центральный банк принял процедуру контроля девальвации для борьбы с резкой девальвацией рубль. С начала августа по январь 2009 года рубль ослаб по отношению к доллару на 35%. По мере стабилизации цен на резервы снова начали стабильно расти в течение 2009 года, достигнув годового максимума в 452 млрд к концу года.

Российская экономика вышла из рецессии в третьем квартале 2009 года после двух кварталов рекордного отрицательного роста. ВВП сократился на 7,9% за весь 2009 г., что немного меньше прогноза министерства экономики в размере 8,5%.

2010–2014 гг.

В марте 2010 г. в отчете Всемирного банка было ниже, чем ожидалось в начале кризиса. По данным Всемирного банка, отчасти это связано с масштабными антикризисными мерами, принятыми правительством.

В первом квартале 2010 года темпы роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%), Россия заняла 2 место среди «большой восьмерки», уступив только Японии.

По итогам 2010 г. номинальный ВВП вырос на 4,0%, в 2011 г. - на 4,3%, а в 2012 г. на 3,4%. В 2012 году более 12,5% населения находилось за чертой бедности в России. Средняя чистая прибыль на душу населения составила по данным Росстата 22691 рубль в месяц.

Финансовый кризис в России (2014–2017 гг.)

2014-2017 гг. финансовый кризис в Россия является результатом обвала российского рубля во второй половине 2014 года. Снижение доверия к российской экономике вызвало инвесторам свои российские активы, вызвало опасения по финансовому кризису в России. Недоверие к российской экономике проистекает как минимум из двух основных источников. Первый - это падение цены на нефть в 2014 году. Сырая нефть, основная экспортная России, подешевела почти на 50% за период с начала года. высокий в июне 2014 г. и 16 декабря 2014 г. Второй - результат международных экономических санкций, введенных в отношении после аннексии Крыма и военного вмешательства России в Украину.

Кризис затронул российскую экономику, как потребителей, так и компании, и региональные финансовые рынки, а также амбиции Путина в отношении Евразийского экономического сообщества. В частности, на российском фондовом наблюдалось сильное падение: с начала декабря по 16 декабря 2014 года Индекс РТС упал на 30%.

См.
Список литературы
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:08:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте