Госплан

редактировать

Госплан СССР. (Госплан)
Государственный комитет по планированию. Государственный комитет по планированию
Пальто герб Советского Союза 1.svg
Сталинская архитектура (19780328909).jpg . Штаб Советского Госплана в Москве. (позднее здание Государственной Думы РФ)
Государственный комитет обзор
Образован22 февраля 1921 (1921-02-22)
Предыдущее Государственный комитет
  • Госплан РСФСР
Распущен1 апреля 1991 г.
ЮрисдикцияПравительство Советского Союза
ШтабЗдание Государственной Думы, Москва, РСФСР. 55 ° 45'27 ″ N 37 ° 36′55 ″ E / 55,75750 ° N 37,61528 ° E / 55,75750; 37.61528
Родительский отделСовет Министров
Детский Государственный комитет
  • Центральное статистическое управление

Госплан, широко известный как Госплан (русский : Госпла́н, произносится ), был агентством, ответственным за центральное экономическое планирование в Советском Союзе. Союз. Основанная в 1921 году и просуществовавшая до распада Советского Союза в 1991 году, Госплан имел своей главной задачей создание и осуществление серии пятилетних планов, регулирующих экономика СССР.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Экономический фон
    • 1.2 Создание
    • 1.3 Возникновение
    • 1.4 Пятилетка
  • 2 Метод материальных балансов
  • 3 Директора Госплана
  • 4 См. Также
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
История

Экономический фон

Время Октябрьской революции и Гражданская война в России, последовавшая за этим, были периодом фактического экономического коллапса. Производство и распределение необходимых товаров подверглось серьезным испытаниям, поскольку фабрики были закрыты, а крупные города, такие как Петроград, были обезлюдены, а городские жители вернулись в сельскую местность, чтобы претендовать на место в рамках передела земли и во избежание безработицы, нехватка еды и топлива, ставшая повсеместной. К 1919 году возникла гиперинфляция, которая еще больше подтолкнула борющуюся экономическую систему Советской России к полному краху.

Специальная система вошла в историю как военный коммунизм. Советское правительство Совет рабочих и крестьянской защиты устремилось от экономического узкого места к экономическому в безумной попытке поддержать то, что осталось от российской промышленности, от имени Красной Армии, запертой в замке. борьба не на жизнь, а на смерть с антибольшевистским Белым движением, поддерживаемая иностранным военным вмешательством Великобритании, Франции, Японии, Соединенные Штаты Америки и другие страны. В деревне реквизиция продовольствия, часто поддерживаемая грубой силой, происходила под номинальной эгидой Наркомата земледелия.

. Среди такого хаоса простая идея долгосрочной экономической Планирование оставалось утопической мечтой в первые годы существования Советской России. Только когда Гражданская война привела к успешному завершению большевиков в 1920 году, серьезное внимание было уделено вопросу систематического планирования советской экономики. В марте 1920 г. Совету Рабочей и Крестьянской Защиты было присвоено новое название - Совет Труда и Обороны (СТО) - и появилась более широкая плановая миссия.

СТО было создано как комиссия Совет Народных Комиссаров (Совнарком), который будут возглавлять сами руководящие наркомы, представитель российских профсоюзов и начальник Центрального статистического управления. СТО было поручено разработать единый экономический план для Советской России и направить работу отдельных наркомов на выполнение этого плана, так что «впервые в РСФСР появился общий плановый орган с четко определенными функциями», как сказал историк Э. Х. Карр заметил.

Государственный комитет по планированию, широко известный как «Госплан», был создан как постоянный консультативный подкомитет СТО, которому было поручено проводить подробные экономические расследования и предоставлять экспертов. рекомендации для СТО, принимающего решения.

Учреждение

Глеб Кржижановский, первый руководитель Госплана, как он изображен на советской почтовой марке 1972 года.

Госплан был официально учрежден постановлением Совнаркома от 22 февраля. Февраль 1921 года. По иронии судьбы, указ был принят в тот же день, что и статья советского лидера В. И. Ленин был опубликован в Правде с критикой сторонников «единого хозяйственного плана» за их «треп» и «скучный педантизм» и утверждением, что план ГОЭЛРО для общегосударственного электрификация была «одной серьезной работой по вопросу о едином хозяйственном плане». Однако другие члены Совнаркома были настроены более оптимистично, и Ленин потерпел поражение при создании еще одной плановой организации - Госплана. В качестве компромиссной меры, объединяющей миссию двух плановых структур, руководитель Глеб Кржижановский был назначен главой Госплана.

Первоначально Госплан выполнял консультативную функцию, а весь его штат состоял всего из 34 человек. люди во время его запуска в апреле 1921 года. Они были отобраны на основе академического опыта в специализированных областях промышленности; только 7 были членами Коммунистической партии России (большевиков). В связи с продолжающимся поворотом к рыночной системе производства как части Новой экономической политики (НЭП), на начальном этапе институциональной жизни Госплана существовали вполне реальные ограничения возможной степени централизованного планирования.

Госплан быстро стал ведущим бюрократическим сторонником централизованного планирования и увеличения инвестиций в тяжелую промышленность, а Лев Троцкий стал одним из ведущих политических покровителей агентства. В июне 1922 года новое постановление расширило сферу действия Госплана, и ему было поручено составлять как «долгосрочные», так и «ближайшие» планы производства. С Госпланом следовало проконсультироваться относительно предлагаемых экономических и финансовых декретов, представленных в Совет Народных Комиссаров различными народными комиссариатами экономики. Возникло административное соперничество между Госпланом и Народным комиссариатом финансов (Наркомфин), который выступал за валютную стабилизацию и расширение экономики в целом за счет регулируемого рынка.

Госплан. не имел силы принуждения в этот ранний период, но был вынужден работать через Совнарком, СТО или Народные комиссариаты, чтобы его предложения были реализованы указом. Экономические расчеты и политические предложения агентства оставались в значительной степени абстрактными в течение первой половины 1920-х годов, при этом желания Госплана и реальная политика в значительной степени разобщались.

Появление

Напряжение между Наркомфином и Госпланом сохранялось на протяжении всего периода НЭПа Наркомфин выступал за увеличение экспорта зерна как средство укрепления валюты путем уравновешивания импорта и экспорта, одновременно поддерживая крестьянское благосостояние, в то время как Госплан выступил в качестве главного защитника дешевой еды и планомерного развития промышленности.

В 1925 году Госплан начал составлять годовые хозяйственные планы, известные как «контрольные числа» (контрольные цифры).

Его работа координировалась с Народным комиссариатом финансов, Верховным Советом народного хозяйства (ВСНХ), а затем с Государственным банком (Госбанком) и Государственный комитет снабжения (Госснаб).

Пятилетний план

С введением пятилетних планов в 1928 году Госплан стал отвечать за их создание и контроль. в соответствии с целями, заявленными Общероссийской коммунистической партией (б).

В 1930 году Статистическое управление было объединено с Госпланом, а 3 февраля 1931 года Госплан был повторно подчинен Совнаркому.

. 1955 г. Госплан был разделен на две комиссии: Государственную комиссию Совета Министров СССР по перспективному планированию и Экономическую комиссию Совета Министров СССР по текущему планированию. Им, соответственно, было поручено прогнозирующее и немедленное планирование. Работа последнего основывалась на пятилетних планах Госплана, при этом Госплан планировал на 10–15 лет вперед.

Госплан располагался в здании, которое сейчас занимает Государственная Дума, в Москве.

Метод материальных балансов

Введение первой пятилетки в 1928 году привело к пересмотр роли Госплана и ВСНХ, высшей государственной организации по управлению экономикой в ​​настоящее время. Это пересмотр ролей потребовалось, потому что само ВСНХ также отвечало за планирование через Комиссию по промышленному планированию (Промплан). Пересмотр ролей также требовался, поскольку введение первого пятилетнего плана означало, что роль Госплана больше не заключалась в прогнозировании и составлении «контрольных цифр», поскольку теперь планы превратились в приказы к действию.

Для того, чтобы обеспечить успех плана, необходимо было убедиться, что вводимые ресурсы одной части экономики совпадают с результатами другой части экономики. Госплан добился этого с помощью методики под названием «материальные балансы ». Для планового периода (подробно на один год и менее подробно на пятилетний план) Госплан составил баланс в единицах материальных единиц (т.е. деньги не использовались как часть бухгалтерского процесса).

Первым шагом в этом процессе было оценить, сколько стали, цемента, шерстяной ткани и т. Д. Будет доступно в следующем году. Этот расчет был основан на следующей формуле: производство минус экспорт плюс импорт плюс или минус изменение запасов.

Сама по себе система планирования была довольно простой. Госплан рассчитал сумму ресурсов и мощностей страны, установил приоритеты для их использования и передал целевые показатели объемов производства и распределения поставок различным министерствам экономики, а через них - каждой отрасли и предприятию во всей экономике. Безусловно, у системы были свои ограничения, включая отсутствие значимой информации о ценах и затратах и ​​сложность распространения планирования на все специальные товары и предприятия в современной экономике. Более серьезные трудности связаны с установками и приоритетами, заложенными в сталинскую систему планирования. «С самого начала, - пишут советские экономисты Николай Шмелев и Владимир Попов, - административная система отличалась экономическим романтизмом, глубокой экономической безграмотностью и невероятным преувеличением реального влияния« административного фактора »на экономические процессы и мотивации общественности ".

— Роберт В. Дэниелс

Вторым шагом было выявление несоответствий между уровнями выпуска одного материала, который использовался в качестве входа в другой части экономики, то есть где были различия между спросом и предложением в пределах экономия. Если было выявлено несоответствие между спросом и предложением, то для годового плана планы использования конкретного входящего материала могли быть сокращены или, в качестве альтернативы, были предприняты усилия для увеличения предложения. Для пятилетнего плана несоответствие между спросом и предложением можно смягчить, изменив долгосрочные планы по увеличению производственных мощностей.

Уровень заработной платы и пенсий был повышен, а квалифицированный и физический труд стал превосходить по вознаграждению значительную часть умственного и профессионального труда. Итальянский историк экономики Рита Ди Лео обнаружила «сжатие дифференциалов» и предвзятость так называемой «производительной» работы (т. Е. Обеспечения измеримой физической продукции) по сравнению с «непродуктивной» работой (услуги, торговля и т. Д.). «Такая политика заработной платы ставит под сомнение модернизацию общества, его эффективность, конкурентоспособность».

— Роберт В. Дэниелс

Используя этот метод, любые изменения в плане по устранению несоответствий между входами и выходами приведут к сотням, даже тысячам изменений материальных балансов. Это означало, что без помощи информационных технологий Госплан мог заниматься экономикой только в очень общих чертах.

Идеологическая предвзятость привела к нереалистичным планам, которые невозможно было реализовать. Принуждение к их исполнению в любом случае привело к повсеместной фальсификации статистики на всех уровнях отчетности. Фальсифицированная обратная связь о реализации плана в дальнейшем привела к тому, что Госплан подготовил планы, еще более оторванные от реальности:

Вторая экономика захватила значительную часть ВВП. Не только частные лица, но и государственные предприятия занимались этой практикой, часто по необходимости, когда внелегальное влияние или незаконные операции казались единственным способом выполнить требования плана. Утверждениям о выполнении плана, которые были переданы по иерархической лестнице, стало так же невозможно поверить, как и целям следующего плана.

— Роберт В. Дэниелс
Директора Госплана
ИмяДатыСлужба (и) премьер-министром
Начало работыЗавершение работы
Госплан
Глеб Кржижановский (1 срок)13 августа 1921 года11 декабря 1923 годаВладимир Ленин
Александр Цурюпа 11 декабря 1923 года18 ноября 1925 г.Владимир Ленин, Алексей Рыков
Глеб Кржижановский (2 срок)18 ноября 1925 г.10 ноября 1930 годаАлексей Рыков
Валериан Куйбышев 10 ноября 1930 года25 апреля 1934 годаВячеслав Молотов
Валерий Межлаук (1 семестр)25 апреля 1934 года25 февраля 1937 годаВячеслав Молотов
25 февраля 1937 года17 октября 1937 годаВячеслав Молотов
Валерий Межлаук (2 срок)17 октября 1937 г.1 декабря 1937 г.Вячеслав Молотов
Николай Вознесенский (1 семестр)19 января 1938 г.10 марта 1941Вячеслав Молотов
Максим Сабуров (1-й срок)10 марта 1941 г.8 декабря 1942 г.Иосиф Сталин
Николай Вознесенский (2-й срок)8 декабря 1942 г.9 января 1948 годаИосиф Сталин
Госплан
Николай Вознесенский9 января 1948 года5 марта 1949 годаИосиф Сталин
Максим Сабуров (2-й срок)5 марта 1949 г.5 марта 1953 г.Иосиф Сталин
5 марта 1953 г.29 июня 1953 г.Георгий Маленков
Максим Сабуров (3 срок)29 июня 1953 года25 мая 1955 годаГеоргий Маленков
Государственная экономическая комиссия по перспективному планированию
Николай Байбаков (1 семестр)25 мая 1955 года3 мая 1957 годаНиколай Булганин
Иосиф Кузьмин 3 мая 1957 года10 Май 1957 г.Николай Булганин
ГЭКОПЛ
Максим Сабуров 25 мая 1955 г.25 декабря 1956 г.Николай Булганин
Михаил Первухин 25 Декабрь 195610 мая 1957Николай Булганин
Государство Комитет по планированию
Иосиф Кузьмин 10 мая 1957 года20 марта 1959 годаНиколай Булганин, Никита Хрущев
Алексей Косыгин 20 марта 1959 года4 мая 1960 г.Никита Хрущев
Владимир Новиков 4 мая 1960 г.17 июля 1962 г.Никита Хрущев
17 июля 1962 г.24 ноября 1962Никита Хрущев
Петр Ломако 24 ноября 19622 октября 1965 годаНикита Хрущев, Алексей Косыгин
Николай Байбаков (2-й срок)2 октября 1965 г.14 октября 1985 г.Алексей Косыгин, Николай Тихонов, Николай Рыжков
Николай Талызин 14 октября 1985 года5 февраля 1988 годаНиколай Рыжков
Юрий Маслюков 5 февраля 1988 года1 апреля 1991 годаНиколай Рыжков, Валентин Павлов
См. Также
Литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:46:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте