Совет Труда и Обороны

редактировать

The Совет Труда и Обороны (Русский: Совет труда и обороны, Совет Труда и Обороны, латинское сокращение: СТО), впервые созданный как Совет Рабочей и Крестьянской Защиты в ноябре 1918 года, был органом, ответственным за центральное управление экономика и производство военной техники в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике и в ее правопреемнике, Советском Союзе. Во время Гражданской войны в России 1917-1922 годов совет служил чрезвычайным «национальным экономическим кабинетом», издавая чрезвычайные декреты, чтобы поддерживать промышленное производство Красной Армии в условиях экономического коллапса..

Совет, комиссия Совета Народных Комиссаров, включил в свой исполнительный орган таких высокопоставленных большевистских лидеров, как В. И. Ленин, Лев Троцкий и Иосиф Сталин, которые руководили растущим профессиональным аппаратом. После окончания гражданской войны совет был переименован, а его функции экономического планирования и регулирования были расширены, чтобы охватить всю страну. Как первый центральный орган экономического планирования в Советской России, Совет Труда и Обороны служил институциональным предшественником более известного советского органа планирования более поздних лет, Госплана, созданного в августе 1923 года в качестве подкомитета СТО.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Экономическое положение
    • 1.2 Создание
    • 1.3 Новое имя, новая роль
    • 1.4 Связь с Госпланом
  • 2 Периодические издания
  • 3 См. Также
  • 4 Сноски

История

Экономический фон

Русская революция 1917 года завершилась осенью Октябрьской революцией, организованной и осуществленной направление В. Радикальная большевистская фракция И. Ленина Российской социал-демократической рабочей партии. Поскольку страна уже была разрушена и дезорганизована за три жестоких года Первой мировой войны, молодое социалистическое государство изо всех сил старалось выжить гражданскую войну, многонациональную иностранное военное вмешательство и крах экономики, включая широкую депопуляцию крупных городов и начало гиперинфляции.

Революционное правительство столкнулось с двойной задачей экономической организации и распределения материальных ценностей. ресурсов в интересах своей Красной Армии. Новый орган, известный как Высший совет народного хозяйства (латинская аббревиатура от кириллицы: ВСНХ, обычно обозначается как «Весенха»), был создан 15 декабря 1917 года в качестве первого правительственного органа для координации государственное финансово-экономическое производство и распределение в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике (РСФСР). Весенха входил в состав де-факто кабинета РСФСР, Совета Народных Комиссаров, и формально подчинялся этому органу.

Как Весенхинская бюрократия развиваясь, она начала создавать из себя специализированные отделы, субъекты, известные как главки, каждое из которых отвечает за работу определенного сектора экономики. Эти подчиненные организации были известны по описательным слоговым сокращениям, таким как, например, Центротекстиль для центрального управления, отвечающего за текстильное производство, и Главнефть и Главлес для центральных департаментов, отвечающих за нефть и лес соответственно. Эти организации часто соответствовали экономическим синдикатам, созданным до войны и взятым на себя дореволюционным царским правительством в рамках координации экономики для собственных военных усилий. Персонал, нанятый в этих главах, часто был теми же людьми, которые служили в аналогичной должности при старом режиме.

Хотя до июня 1918 года было менее 500 национализированных компаний, к концу В том же месяце обострение гражданской войны и ухудшение экономического положения привели к принятию указа о национализации всех заводов страны. С рынка исчезли всевозможные товары и было продлено нормирование. Не имея возможности получить справедливую стоимость своего излишка зерна от государственной монополии на закупку зерна, крестьяне не выпускали свою продукцию на официальный рынок, в результате чего возник параллельный черный рынок. Государственная продразверстка, предполагающая систематическое применение силы против крестьянства с целью реквизиции хлеба, еще больше усугубила кризис. Эта новая централизованная и принудительная экономика, вызванная экономическим коллапсом и необходимостью гражданской войны, запомнилась экономическим историкам как военный коммунизм.

истеблишмент

Лидер большевиков Алексей Рыков был назначен полномочным представителем Совета рабочих ». и «Крестьянская оборона» летом 1919 года, что помогло укрепить позиции организации как высшего экономического авторитета в Советской России.

В отсутствие жизнеспособной рыночной экономики Советскому государству нужен был механизм для координация производства и распределения для удовлетворения прямых нужд вооруженных сил. 30 ноября 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (исполнительный орган Съезда Советов ) создал специально предназначенное для этого бюрократическое образование, первоначально называвшееся Советом рабочих и служащих. Крестьянская оборона. Перед этим бюро была возложена задача по сбору и распределению ресурсов, необходимых для военных действий.

Совет Рабочей и Крестьянской Защиты изначально задумывался как чрезвычайный орган, предназначенный исключительно для мобилизации ресурсов России для боевые действия гражданской войны. Сам Ленин был назначен председателем, Лев Троцкий сидел наркомом войны Леонид Красин главой чрезвычайной комиссии снабжения, Иосиф Сталин представитель Всероссийского исполнительного комитета.

Организация быстро превратилась в то, что историк Алек Нове назвал «эффективным экономическим кабинетом» страны, с полномочиями издавать юридически обязательные указы. Во время гражданской войны, вплоть до начала 1921 года, Совет защиты рабочих и крестьян существовал как разовая основа, издавая свои указы на основании того, что в стране существует чрезвычайное положение, и в значительной степени не интересовался процессами долгосрочного планирования.. Вместо этого совет сосредоточился на повседневных делах, связанных с военной кампанией не на жизнь, а на смерть.

Как и в случае с параллельной правительственной плановой организацией Весенха и ее главками, Совет рабоче-крестьянской обороны имел ряд специализированных подкомитетов, посвященных конкретным аспектам военной промышленности. Во многих случаях две организации пытались расширить свое влияние и расширить свои интересы в одних и тех же отраслях. Производственная промышленность оставалась в кризисе, поскольку власти перебрасывали рабочую силу и ресурсы из одного критического узкого места в другое, создавая новый дефицит в процессе попытки решить существующие проблемы.

С 1919 г. власть Весенхи начал убывать, когда Народный комиссариат земледелия (Наркомпрод), курировавший хлебозаготовки, и Совет рабоче-крестьянской защиты набирали силу в промышленной сфере. Мобилизация неквалифицированной рабочей силы, в том числе трудовая повинность крестьян, требуемых местными властями для перевозки горючего, продовольствия и военного снаряжения, была передана в ведение Народного комиссариата труда (Наркомтруд). Весенха был низведен до одного из нескольких центральных экономических властей, но ни в коем случае не вышестоящего.

Одним из бенефициаров институциональной атрофии Весенхи был Совет Рабочей и Крестьянской Защиты. Авторитет организации был укреплен летом 1919 года путем назначения высокопоставленного большевика Алексея Рыкова в качестве «чрезвычайного представителя», что еще больше подчеркнуло место организации как первой среди равных на небосклоне планирования.. На время гражданской войны значительная часть продукции советской промышленности будет направлена ​​на нужды Красной Армии, снабжение которой было охарактеризовано как «краеугольный камень нашей экономической политики» одним из ведущих экономических деятелей. Совет Рабочей и Крестьянской Защиты отвечал за все поставки Красной Армии, за исключением сельскохозяйственной продукции, и был основным контролером и пользователем промышленной продукции страны, хотя, возможно, и в ограниченных масштабах.

Новое имя, новая роль

В связи с успешным завершением гражданской войны в марте 1920 г. совету было присвоено новое название - Совет труда и обороны (СТО), Совет труда и обороны. Организация была официально признана имеющей более высокий приоритет, чем ее бюрократический соперник Весенха, в получении распределения ограниченных ресурсов. Вместо того, чтобы ограничиваться промышленным производством и распределением ресурсов, необходимых для Красной Армии в военное время, STO применила более широкий подход к планированию, чем в его более ранней версии.

Новое название и функция СТО были утверждены в декабре 1920 г. 8-м Всероссийским съездом Советов, официальным законодательным органом Советской России. СТО было признано комиссией Совета Народных Комиссаров (Совнаркома), во главе которой стояли сами ведущие наркомы, представитель российских профсоюзов и начальник Центрального статистического управления. СТО было поручено разработать единый экономический план для Советской России, направить работу отдельных Наркоматов на выполнение этого плана и, при необходимости, издать исключения из плана, среди других функций. Таким образом, «впервые в РСФСР появился генеральный плановый орган с четко определенными функциями», историк Э. Х. Карр заметил.

Во время рыночной Новой экономической политики (НЭП), которая следовала за военной экономикой военного коммунизма, СТО возникла как аппарат административного контроля, координация создания «специальных союзов» фирм в данной отрасли промышленности на основе самофинансирования (khozraschët) и разрешение на то же самое отделение отдельных фирм от централизованных трестов.

Усилия были предприняты. сделано в мае 1922 года, чтобы сделать СТО регулирующим органом национальной торговли, когда Совнарком создал новую комиссию при СТО с полномочиями издавать экономические указы. Эта комиссия, которой была предоставлена ​​полная свобода интерпретировать и изменять существующие торговые правила и предлагать новые законы для ратификации Совнаркомом, однако, похоже, не проявляла каких-либо существенных усилий, и рыночные силы оставались главными при НЭПе. 101>

Несмотря на реальные ограничения полномочий централизованного планирования в преимущественно рыночной экономике, STO возникла как то, что историк Морис Добб охарактеризовал как «высший исполнительный орган в экономической сфере, исполняющий роль Генерального штаба экономики, которую Весенха планировал, но не смог выполнить в более ранний период ».

Связь с Госпланом

Государственный комитет по планированию (Государственный комитет по планированию, обычно называемый «Госплан»), впоследствии ставший всемогущим на советском экономическом небосклоне, был создан как постоянно действующий консультативный подкомитет СТО, которому было поручено проводить детальные экономические исследования и давать экспертные рекомендации принимающим решениям. ing STO.

В течение периода НЭП бюрократия экономического планирования разрасталась, и лица, принимающие решения экономических трестов, иногда были вынуждены иметь дело не менее чем с четырьмя ведомствами - Высшим советом народного хозяйства (Весенха), Народным Наркомфин, Госплан, СТО. Система была неэффективной и иногда вынуждала руководителей фирм ставить противоречивые цели, вынуждая фирмы создавать пачки документов, чтобы удовлетворить бюрократических надзирателей. В случае принципиальных разногласий между ведомствами решение СТО было решающим в конце 1920-х гг.

Периодические издания

У Совета Труда и Обороны была ежедневная газета «Экономическая жизнь». (Экономическая жизнь). Газета была учреждена в ноябре 1918 года как орган Весенхи и стала официальным голосом СТО, вступившим в силу с выпуском 2 августа 1921 года. С января 1935 года газета стала официальным органом Народного комиссариата финансов и др. учреждения. Публикация продолжалась до 1937 года.

См. Также

Сноски

Последняя правка сделана 2021-05-16 14:02:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте