Правительство Советского Союза

редактировать

Правительство Советского Союза (Русский : Прави́тельство СССР, тр Правительство СССР, МПА: ), формально Всесоюзное Правительство Союз Советских Социалистических Республик, обычно сокращенно Советское Правительство, был исполнительным и административным органом государства в бывшем Советском Союзе. За время своего существования он имел три разных названия; Совет народных комиссаров (1923–1946), Совет министров (1946–1991) и Кабинет министров (1991).

Правительство возглавлял председатель, которого сторонние наблюдатели чаще всего называли «премьер ». Председатель был назначен Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и избран делегатами на первом пленарном заседании вновь избранного Верховный Совет Советского Союза. В некоторых правительствах, например, было более 100 правительственных министров, которые выполняли функции первых заместителей премьер-министра, заместителей премьер-министра, министров правительства или глав государственных комитетов / комиссий ; они были выбраны премьер-министром и утверждены Верховным Советом. Правительство Советского Союза осуществляло свои исполнительные полномочия в соответствии с конституцией Советского Союза и законодательством, принятым Верховным Советом. Руководил им Владимир Ленин, а руководил Валентин Павлов. Назначение Ивана Силаева, которого обычно считали последним советским главой правительства, Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР) было нарушением Советская конституция.

В соответствии с Договором о создании СССР 1922 года Российская СФСР, Украинская Социалистическая Советская Республика, Белорусская Социалистическая Советская Республика и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика учредила Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор установил правительство, которое позже было узаконено принятием первой советской конституции в 1924 году. Конституция 1924 года возложила на правительство ответственность перед Конгрессом Советов Советского Союза. В 1936 году государственная система была реформирована с принятием новой конституции. Он упразднил Съезд Советов и учредил на его месте Верховный Совет Советского Союза. На 1-м пленуме II Верховного Совета в 1946 году правительство было переименовано в Совет министров. Незначительные изменения были внесены с принятием конституции 1977 года. 19-я Всесоюзная конференция КПСС проголосовала за внесение изменений в конституцию. Он позволил провести выборы с несколькими кандидатами, учредил Съезд народных депутатов и ослабил контроль партии над Верховным Советом. Позже, 20 марта 1991 г., Верховный Совет по предложению Михаила Горбачева внес поправки в конституцию, установив полупрезидентскую систему, по сути являющуюся сплавом американской и Французский стиль правления. Совет министров был упразднен и заменен Кабинетом министров, подчинявшимся Президенту Советского Союза. Возглавлял Кабинет Министров премьер-министр Советского Союза. Правительство было вынуждено уйти в отставку после попытки государственного переворота 1991 года, в которой участвовал премьер-министр Валентин Павлов. Вместо него Советское государство установило то, что предполагалось быть временным комитетом во главе с Силаевым для выполнения основных государственных функций до назначения нового кабинета министров. 26 декабря 1991 года Верховный Совет распустил Советский Союз, и, следовательно, правительство Советского Союза прекратило свою работу.

Эта статья в основном касается правительственной структуры, которая была создана в 1923 году и просуществовала до 1991 года, когда Совет министров был упразднен и заменен Кабинетом министров. Для получения дополнительной информации о недолговечном административном устройстве 1991 г. см. Раздел «Президентство и Кабинет министров (1990–1991)» этой статьи.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Революционные начала и председательство Молотова (1922–1941)
    • 2.2 Высокий сталинизм (1941–1953)
    • 2.3 Постсталинская эпоха (1953–1953) 1985)
    • 2.4 Президентство и Кабинет Министров (1990–1991)
    • 2.5 Распад правительства (1991)
  • 3 Обязанности, функции и ответственность
    • 3.1 Отношения партии и правительства
  • 4 Лидерство
    • 4.1 Председатель
    • 4.2 Заместители председателя
    • 4.3 Управляющий делами
    • 4.4 Президиум
  • 5 Организация
    • 5.1 Комитеты
    • 5.2 Министерства
    • 5.3 Публикации
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Название Совет Народных Комиссаров было выбрано, чтобы отличить Советское правительство от его буржуазных коллег, особенно его царского предшественника Совет министров. Однако ученый Дерек Уотсон заявляет, что «термин« комиссар »считался взаимозаменяемым с« министром », и нет никаких сомнений в том, что большевистские лидеры имели в виду« министр »». Иосиф Сталин в своей речи перед II Верховный Совет в марте 1946 года выступал за изменение названия правительства с Совета Народных Комиссаров на Совет Министров, потому что «Комиссар отражает период революционного разрыва и так далее. Но это время прошло. Наша социальная система пришла. и теперь стал плотью и кровью. Пора переходить от звания «народный комиссар» к званию «министр» ». Ученый Йорам Горлицкий пишет, что« Несмотря на возврат к буржуазным прецедентам, принятие новой номенклатуры сигнализировал о том, что советский порядок вступил в новую фазу постреволюционной консолидации ».

История

Революционные начала и председательство Молотова (1922–1941)

Правительственный значок 1930 года.

Договор о Кр. В период становления Советского Союза были учреждены Съезд Советов Советского Союза и Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). В нем говорилось, что правительство, названное Советом Народных Комиссаров, должно было быть исполнительным органом ЦИК. Эта правительственная структура была скопирована с той, которая была создана в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике (РСФСР), а правительство было построено по образцу Совета Народных Комиссаров РСФСР. Правительство РСФСР во главе с Владимиром Лениным управляло Советским Союзом до 6 июля 1923 года, когда ЦИК учредил Совет Народных Комиссаров Советского Союза. Ленин был назначен его председателем вместе с пятью заместителями председателя и десятью наркомами (министрами). 17 июля 1923 г. Всесоюзный Совет Народных Комиссаров уведомил центральные исполнительные комитеты союзных республик и их республиканские правительства о том, что приступил к выполнению возложенных на него задач.

Первоначальная идея заключалась в том, чтобы Совет Народных Комиссаров подчинялся непосредственно (и подчинялся) ЦИК, но рабочие отношения этих двух органов никогда не были четко определены подробно. В конце концов, полномочия Совета Народных Комиссаров превысили полномочия ЦИК. Однако в конституции 1924 г. Совет Народных Комиссаров определен как «исполнительный и административный орган» ЦИК. Законодательная способность была ограничена полномочиями, предоставленными ей ЦИК, и Уставом Совета народных комиссаров. Законодательное доминирование Совета Народных Комиссаров продолжалось, несмотря на то, что конституция 1924 года настаивала на его отношениях с ЦИК. Михаил Калинин из ЦИК и председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета отметил в 1928 г. требовалось провести различие между Президиумом ЦИК, который он считал «органом законодательства», и административной ролью Совета Народных Комиссаров.

В конституции 1924 г. проводилось различие между Всесоюзной и единые (с 1936 г. - республиканские) наркоматы. Наркоматы юстиции, внутренних дел, социальной защиты, образования, сельского хозяйства и здравоохранения оставались министерствами республиканского уровня. Между тем комиссариаты иностранных дел, торговли и промышленности, транспорта, военного и морского дела, финансов, внешней торговли, труда, почты и телеграфа, снабжения и внутренних дел получили статус всесоюзных. Эта система сначала создавала проблемы, поскольку ни конституция, ни какой-либо правовой документ не определяли отношения между общесоюзными министерствами, их органами в республиках и отдельными объединенными республиканскими министерствами. Однако эта система сохранялась с небольшими изменениями до распада Советского Союза в 1991 году.

Конституция 1936 года определяла Совет Народных Комиссаров как советское правительство и наделяла его полномочиями. роль «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Конституция лишила Совет народных комиссаров полномочий законодательной инициативы, а вместо этого ограничила его изданием «указов и постановлений на основе и во исполнение действующих законов». Только Верховный Совет Советского Союза (а это Президиум ), заменив Всесоюзный съезд Советов, мог изменять законы.

Высокий сталинизм (1941–1953)

Состав, показанный в 1946 году.

Сталинский захват власти в 1930-е годы ослабил формальные институты управления как в партии, так и в правительстве. Ученый Т.Х. Ригби пишет, что «все институты постепенно растворились в кислоте деспотизма », и что с 1946 года до смерти Сталина в 1953 году «были сделаны лишь самые минимальные жесты, чтобы обратить вспять атрофию формальных органов. авторитет как в партии, так и в государстве ". Британский академик Леонард Шапиро утверждал, что «сталинский стиль правления характеризовался тем, что правление через обычный аппарат (партия, правительственный аппарат) все больше уступало место правлению личных агентов и агентств, каждое из которых действовало отдельно и часто в конфликте со Сталиным, находящимся под полным контролем ". Правительство, которое на тот момент было наиболее формализованным советским государственным институтом, развило неопатримониальные черты из-за привычки Сталина управлять через «строгую личную лояльность своих соратников».

Сталин был избран. к председательству в правительстве 6 мая 1941 года. Правительство продолжало нормально функционировать до Второй мировой войны (известной как Великая Отечественная война в России), когда оно было подчинено Государственный комитет обороны (ГКО), сформированный 30 июня 1941 года для управления Советским Союзом во время войны. Иосиф Сталин одновременно до 1946 года занимал пост главы ГДК и председателя Советского правительства. 15 марта В 1946 году 1-е пленарное заседание Верховного Совета 2-го созыва преобразовало Совет Народных Комиссаров в Совет министров. Соответственно, наркоматы были переименованы в министерства, а наркомы - в министров. 25 февраля 1947 года в Конституцию Советского Союза были внесены соответствующие изменения.

Бюро правительства было создано в 1944 году. После войны бюро было разделено на две части. Эти бюро были объединены 20 марта 1946 года, в результате чего было восстановлено Бюро правительства. Политбюро партии приняло 8 февраля 1947 года резолюцию «Об организации Совета министров», в которой стремились разъяснить роль Совета министров, его внутренние операции и его отношения с партией. В нем говорилось, что политбюро партии имеет право принимать решения по всем политическим вопросам, включая такие темы, как правительственные назначения и оборона, внешняя политика и внутренняя безопасность. Далее он определял правительство исключительно как институт управления экономикой. Неэкономические министерства, такие как Министерство государственной безопасности, отчитывались перед Политбюро.

Кроме того, постановлением от 8 февраля было создано восемь отраслевых бюро; Бюро сельского хозяйства, Бюро металлургии и химии, Бюро машиностроения, Бюро топливных и электрических станций, Бюро пищевой промышленности, Бюро транспорта и связи, Бюро легкой промышленности и Бюро культуры и здравоохранения. Это решение изменило методы работы правительства. Новое постановление делегировало полномочия бюро, а не заместителям председателя правительства и высокопоставленным министрам. Каждое отраслевое бюро возглавлял заместитель председателя правительства, но принятие решений было делегировано этим коллегиальным органам, принимающим решения. В конечном итоге эти изменения привели к значительному усилению законодательной активности правительства.

Сталин, который не присутствовал на заседаниях Бюро с 1944 года, назначил исполняющих обязанности председателей правительства. Сначала был назначен Молотов, но он редко мог выполнять свои обязанности, поскольку одновременно был министром иностранных дел и часто уезжал по делам. 29 марта 1948 г. Политбюро постановило создать ротационное председательство во главе с Лаврентием Берия, Николаем Вознесенским и Георгием Маленковым. В отсутствие формального руководителя самые спорные вопросы решались на заседаниях Бюро. 1 сентября 1949 года власть была еще более рассредоточена. Бюро изменило свое название на Президиум Совета Министров, а председателями стали Берия, Маленков, Николай Булганин, Лазарь Каганович и Максим Сабуров. Такой режим работы продлился до смерти Сталина в 1953 году.

Постсталинская эпоха (1953–1985)

Алексей Косыгин был председателем Советского правительства дольше всех, занимая этот пост с 1964 по его смерть в 1980 году.

В постсталинскую эпоху в правительственном аппарате произошли некоторые изменения, особенно во время руководства Никиты Хрущева. Сначала новое руководство стремилось решать проблемы в рамках существующей бюрократической структуры, однако к 1954 году правительство инициировало реформы, в соответствии с которыми принятие экономических решений делегировалось республиканским правительствам. Примерно в это же время Хрущев предложил упразднить промышленное и строительное министерства и распределить их обязанности и ответственность между республиканскими правительствами и региональными бюрократами. Конечная цель заключалась в уменьшении размера Всесоюзного правительства и ускорении экономического роста. Аналогичная идея была предложена Президиуму КПСС в январе 1957 года. Предложение было направлено на переключение функций Всесоюзного правительства с активного руководства оперативным управлением промышленностью наактивное формирование отраслевой политики. Оперативное управление должно было быть децентрализовано республиканским правительствам и местным властям.

Президиум КПСС принял предложение Хрущева. К июлю 1957 года функции управления строительным и промышленным министерствами были переданы 105 вновь созданным Советам народного хозяйства. На республиканские плановые комитеты возложили больше ответственности, а на Госплан возложили ответственность за компании, которые не могли быть децентрализованы республиканскими правительствами. Советские СМИ начали пропагандировать идею развития сложной региональной экономики и сравнения их со старой министерской системой. Считалось, что Советы народного хозяйства увеличат межотраслевую кооперацию и специализацию. Однако реформы не смогли излечить недостатки советской экономики, а фактически выявили недостатки и в других областях. В ответ правительство Хрущева инициировало реформы, которые отменили меры децентрализации и стремились восстановить централизацию контроля над распределением ресурсов.

За смещением Хрущева последовала реформа его реформ государственного аппарата. Первый шаг был сделан в начале 1965 года, когда Алексея Косыгина Первое Правительство, когда Всесоюзное министерство сельского хозяйства было передано ведение сельского хозяйства (которое оно потеряло в одна из ранних реформ Хрущева). К октябрю того же года Совет министров упразднил отраслевые государственные комитеты и региональные советы экономики и восстановил систему министров промышленности, существовавшую до 1957. Из 33 вновь назначенных министров строительства и промышленности, назначенных в 1965 году, двенадцать были министрами. в 1957 году или ранее, десять человек уже работали и к этому времени дослужились до должности заместителя министра. Затем в 1966 году были созданы Всесоюзное министерство просвещения и Всесоюзное министерство охраны общественного порядка. В 1967 году было создано четыре общесоюзных строительных министерства. и пятый в 1972 году. Кроме того, в 1970 году правительство восстановило Всесоюзное министерство юстиции. В период с 1965 по 1975 год было создано 28 промышленных министерств. Из них семь были общесоюзными министерствами, а остальные семнадцать - республиканскими. Кроме того, правительство Косыгина стремилось реформировать экономику за счет усиления автономии предприятий, в то же время сохраняя сильную централизованную власть. Советская экономическая реформа 1979 года также была направлена ​​на дерегулирование экономики, чтобы предоставить государственным предприятиям больше автономии, а государственным предприятиям дать больше возможностей для обсуждения своих производственных целей с соответствующими министерствами.

Брежнев. В Эре также была принята конституция 1977 года. Он впервые определил обязанности и состав Президиума правительства. Конституция определяет Президиум как постоянный правительственный орган, ответственный за установление и обеспечение хорошего экономического руководства и выполнение административных функций. В нем говорилось, что председатель правительства вместе с первыми заместителями председателя, заместителями председателя и главами республиканских правительств входили в состав Президиума.

Президентство и Кабинет Министров (1990–1991)

Горбачев на первом заседании. Пленарное заседание I Съезда народных депутатов в 1989 году.

Горбачев критически отзывался об идее советского президентства до октября 1989 года. Он утверждал, что президентство может привести к восстановлению культа личности. и единоличное руководство. Однако Горбачев встречал жесткое сопротивление бюрократов и антиреформистских элементов его реформистской политике. Создание офиса президента Советского Союза рассматривалось как важный инструмент усиления контроля Горбачева над государственным аппаратом. Горбачев предложил на 3-м пленарном заседании Верховного Совета XXI в феврале 1990 г. учредить Канцелярию Президента Советского Союза. Верховный Совет принял предложение, и в марте была созвана внеочередная сессия Съезда народных депутатов для внесения поправок в конституцию. В документе, принятом Съездом народных депутатов, говорилось, что президент должен быть избран на общенациональных выборах, но Горбачев утверждал, что страна не готова к раскольническим выборам. Таким образом, Съезд народных депутатов провел голосование, в котором 1329 проголосовали за избрание Горбачева президентом Советского Союза, а 916 проголосовали против него.

Как президент Советского Союза Горбачев мог назначать и увольнять министров правительства. Однако его беспокоила неспособность контролировать всесоюзные министерства. 24 сентября 1990 года Горбачев сумел добиться от Верховного Совета наделения его временными неограниченными полномочиями по принятию указов по экономике, правопорядку и назначению государственных служащих до 31 марта 1992 года.

Последняя правка сделана 2021-05-22 03:18:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте