Экономика Советского Союза

редактировать
Экономика Советского Союза
ДнепрогЭС 1947.JPG ДнепроГЭС гидроэлектростанция, один из символов советской экономической мощи, завершился в 1932 г.
ВалютаСоветский рубль (SUR)
Финансовый год 1 января - 31 декабря (календарный год )
Торговые организацииComecon, ESCAP и другие
Статистика
ВВП 0,82 триллиона долларов в 1977 году. (номинальный; 2-й). 1,21 доллара трлн в 1980 году. ( номинальный; 2-й). 1,57 триллиона долларов в 1982 году. (номинальный; второй). 2,2 триллиона долларов в 1985 году. (номинальный; 2-й). 2, 66 триллиона долларов в 1989 году. (номинальный; 2-й)
Рейтинг по ВВП2-й (оценка 1989 г.)
ВВП на душу населения5 800 долл. США в 1982 г.. (номинал). 9 211 долл. США в 1991 г.. (ВНП; 28-е место)
ВВП по секторамСельское хозяйство: (1 -2%). Промышленность: (-2,4%). (оценка 1991 г.)
Инфляция (ИПЦ )3% (89-е место) (1991 г.)
Коэффициент Джини 0,290 (оценка 1980 г.). 0,275 (оценка 1989 г.)
Рабочая сила152 0,3 миллиона (3-е место). (оценка 1989 г.)
Рабочая сила по роду занятий80% в промышленности и других несельскохозяйственных секторов; 20% в сельском хозяйстве (оценка 1989 г.)
Безработица1-2%
Основные отраслиНефть, сталь, автотранспорт, авиакосмическая промышленность, телекоммуникации, химическая промышленность, тяжелая промышленность, электроника, пищевая промышленность, пиломатериалы, горнодобывающая промышленность и оборона (1989 г.)
Внешний
Экспорт110,7 млрд долларов (9-е). (оценка 1989 г.)
Экспортные товарыНефть и нефтепродукты, природный газ, металлы, древесина, сельскохозяйственная продукция и широкий спектр промышленных товаров. (оценка 1989 г.)
Основные партнеры по экспортуВосточный блок 49%, Европейское сообщество 14%, Куба 5%, США, Афганистан. (оценка 1988 г.)
Импорт114, 7 млрд долларов (10-е место). (оценка 1989 г.)
Импортные товарыЗерно и другая сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, изделия из стали (в том числе трубы большого диаметра), товары народного потребления
Основной импорт p artnersВосточный блок 54%, Европейское сообщество 11%, Куба, Китай, США. (оценка за 1988 год)
Валовой внешний долг 55 млрд долларов (11-е место). (оценка 1989 г.). 27,3 млрд долларов. (оценка 1988 г.)
Государственные финансы
Доходы422 млрд долларов (5-е место). (Оценка 1990 г.)
Расходы510 миллиардов долларов оценка (1989 г.). 53 миллиона долларов (2-е место; капитальные затраты ) (оценка 1991 г.)
Экономическая помощь147,6 млрд (1954–1988)
. Все значения, если не указаны данные, выражены в экономрах США.

экономика Советского Союза была основана на государственной собственности на средства производства, коллективном хозяйстве и промышленное производство. Высокоцентрализованное экономическое планирование советского типа управлялось административно-административной системой. Советская экономика характеризовалась государственным контролем над инвестициями, зависимостью от природных ресурсов, дефицитом, государственной собственностью на промышленные активы, макроэкономической стабильностью, незначительной безработицей и высокой стабильностью работы.

1928 года, курс экономики Советского Союза руководствовался серией пятилеток. К 1950-м годам Советский Союз быстро превратился из преимущественно аграрного в крупную индустриальную державу. Его преобразующая способность означала, что коммунизм неизменно привлекает интеллектуалов безопасных стран Азии. Впечатляющие темпы роста в течение первых трех пятилеток (1928–1940), особенно при этом, этот период почти совпадает с Великой депрессией. В этот период в Советском Союзе наблюдался быстрый промышленный рост, в то время как другие регионы страдали от кризиса. Белый дом Совет национальной безопасности Соединенных Штатов описал продолжающийся рост как «доказанную способность быстро вывести отсталые страны через кризис модернизации и индустриализации», а обнищавшая база, на которой стремились построить пятилетние планы, означала, что к началу операции «Барбаросса» в 1941 году страна все еще была бедной.

Сильная сторона советской экономики были огромные запасы нефти и газа, которые стали намного более ценными по мере роста экспорта после резкого роста мировых цен на нефть в 1970-х годах. Как отмечает Даниэль Ергин, советская экономика в последние десятилетия своего существования «сильно зависела от огромных природных ресурсов, в частности нефти и газа». Мировые цены на нефть упали в 1986 году, оказав сильное давление на экономику. После того, как Михаил Горбачев пришел к власти в 1985 году, он начал процесс экономической либерализации демонтажа общественной экономики и продвижения к смешанная экономика. При своем распаде в конце 1991 года Советский Союз породил Российскую Федерацию с растущей кучей внешнего долга в 66 миллиардов долларов и всего лишь с ограниченными миллиардами долларов чистого золота и иностранной валюты. валютные резервы.

Сложные требования современной экономики несколько сдерживали центральных плановиков. Коррупция и манипуляции с данными стали обычным явлением среди бюрократии, сообщая о выполненных задачах и квотах, что усугубило кризис. С сталинской эпохи до начала брежневской эпохи советская экономика росла намного медленнее, чем Япония, и немного быстрее, чем Соединенные Штаты. Уровень ВВП в 1950 году (в миллиардах долларов 1990 года) составлял 510 (100%) в Советском Союзе, 161 (100%) в Японии и 1456 (100%) в Японии. К 1965 году соответствующие составляющие 1011 (198%), 587 (365%) и 2607 (179%). Советский Союз оставался второй по величине экономикой как по номинальной стоимости, так и по паритету покупательной способности на большей части холодной войны 1990 до года, когда экономика Японии превысила 3 ​​триллиона долларов по номинальной стоимости.

Относительно небольшой потребительский сектор Советского Союза составляющий чуть менее 60% ВВП страны в 1990 году, в то время как промышленный и сельскохозяйственный секторы обеспечитьли 22% и 20% соответственно в 1991 году. Сельское хозяйство было преобладающим занятием в Советском Союзе раньше. массовая индустриализация при Иосифе Сталине. Сектор услуг имел невысокое значение в Советском Союзе, большая часть рабочей силы была занята в промышленном секторе. Численность рабочей силы составила 152,3 миллиона человек. Основные промышленные товары, включая нефть, сталь, автомобили, аэрокосмическую промышленность, телекоммуникации, химикаты, электронику, пищевую промышленность, лес, горнодобывающую промышленность и оборонную промышленность. Хотя его ВВП превысил 1 триллион долларов в 1970-х и 2 триллиона долларов в 1980-х, эффекты централизованного планирования постепенно искажались из-за быстрого роста второй экономики в Советском Союзе.

Содержание

  • 1 Планирование
    • 1.1 Составление пятилетних планов
      • 1.1.1 Временные рамки
      • 1.1.2 Основные положения плана
      • 1.1.3 Госплан
  • 2 Сельское хозяйство
  • 3 Зарубежные торговля и валюта
  • 4 Формы собственности
    • 4.1 Индивидуальная собственность
    • 4.2 Коллективная собственность
  • 5 История
    • 5.1 Раннее развитие
    • 5.2 Новая экономическая политика (1921–1929)
    • 5.3 Сталинизм
    • 5.4 1930– 1970
    • 5.5 1970–1990
  • 6 Сравнение с другими странами
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитированные работы
  • 9 Дополнительная литература
    • 9.1 Русский
  • 10 Внешние ссылки

Планирование

Советская экономика, основанная на системе государственной собственности, управлялась через Госплан (Госплан), Госбанк (Госбанк) и Госснаб (Госкомиссия по r Поставка материалов и оборудования). Начиная с 1928 года, экономика управлялась серией пятилетних планов с небольшой попыткой семилетнего планирования. Для каждого предприятия министерства планирования (также известных как «держатели фондов» или фондодержатели) определили сочетание экономических затрат (например, рабочих сил и ресурсов), график, все оптовые цены и почти все розничные цены. Процесс планирования основан на материальных остатках - баланс экономических затрат с плановыми показателями выпуска на период планирования. С 1930 до конца 1950-х годов диапазон математики, используемой для помощи в принятии экономических решений, был ограничен по идеологическим причинам. В целом планы были излишне оптимистичными и сопровождались фальсификациями.

Промышленность долгое время была сконцентрирована после 1928 года на производстве капитальных товаров через металлургия, машиностроение и химическая промышленность. В советской терминологии товары назывались капиталом. Этот акцент был основан на осознанной очень быстрой индустриализации и модернизации Советского Союза. После смерти Иосифа Сталина в 1953 году, потребительские товары (товары группы В) получили несколько большее внимание благодаря усилиям Маленкова. Однако, когда Никита Хрущев укрепил свою власть, уволив Георгия Маленкова, одним из обвинений в адрес Маленкова было то, что он допустил «теоретически некорректную и политически вредную оппозицию темпам развития тяжелой промышленности. в пользу темпов развития легкой и пищевой промышленности ». С 1955 года приоритетом снова был отдан капитальным благам, что было выражено в решениях 20-го съезда Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в 1956 году.

Экономист Наум Ясный говорит, что, хотя многие официальные статистические данные были правильно представлены:

Дело в том, что наиболее важные официальные экономические показатели развития - показателей дохода, промышленного производства, реальных доходов наемных производителей и крестьян, производительность труда и производственные затраты в промышленности - имеют в течение длительного времени.... ничего общего с реальностью.

Большая часть информации в советской экономике текла сверху вниз. Существовало несколько механизмов, позволяющих производителям и потребителям вносить вклад и информацию, которые могли помочь в составлении экономических планов (как подробно описано), но политический климат был таков, что мало кто когда-либо высказывал негативные отзывы или критиковал план и, следовательно, У советских планировщиков было очень мало надежных объявлений, которые могли бы использовать для успеха своих планов. Это означало экономическое планирование часто используется на основе ошибочной или устаревшей системы особенно в секторе с большим потребителем. В результате некоторых товаров, как правило, производились недостаточно, что приводило к дефициту, в то время как другие товары производились перепроизводством и накапливались на складе. Менеджеры низшего звена часто не сообщают о таких проблемах своему начальству, вместо этого полагаясь на поддержку друг друга. Некоторые фабрики разработали систему бартера и либо обменивали, либо делили сырье и детали без ведома властей и вне рамок экономического плана.

Тяжелая промышленность всегда была в центре внимания советской экономики даже в последние годы ее существования. Тот факт, что планировщики привлекли к нему особое внимание, в промышленном производстве было легко планировать даже без малейшей обратной связи. Советский Союз одной из ведущих индустриальных держав мира. Промышленное производство в Советском Союзе было непропорционально высоким по с западными странами. К 60-м годам потребление калорий на человека в Советском Союзе было на уровне, аналогичном США. Однако производство товаров народного потребления было непропорционально низко. Специалисты по планированию приложили усилия для определения пожеланий домашних потребителей, что привело к острой нехватке многих потребительских товаров. Всякий раз, когда эти потребительские товары появлялись на рынке, обычно выстраивались в длинные очереди (очереди), чтобы купить их. черный рынок развивался для таких товаров, как сигареты, которые пользовались особым спросом, но постоянно не производились. Люди создают уникальные социальные «сети услуг» между людьми, имеющими доступ к востребованным товарам (например, в определенных магазинах или на фабриках).

Составление пятилетних планов

Под под пристальным наблюдением Иосифа Сталина сложная система мер планирования развивалась с момента начала первого пятилетнего плана в 1928 году. До конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда экономическая система поддерживались советским лидером Михаил Горбачев внес значительные изменения в традиционную систему (см. перестройка ), распределение ресурсов направлялось аппаратом планирования, а не посредством взаимодействия рыночных сил.

Временные рамки

От сталинской эпохи до конца 1980-х пятилетний план объединял краткосрочное планирование в более длительные временные рамки. В нем обозначены основные пути экономического развития страны и указаны пути достижения экономикой целей Коммунистической партии Советского Союза. Хотя пятилетний план был принят в качестве закона, он содержал серию руководящих принципов, а не набор прямых приказов.

Периоды пятилеток совпадают с периодами съездов съезда КПСС. На каждом съезде КПСС партийное руководство выдвигало задачи на ближайшую пятилетку.

Основные принципы планирования

ЦК КПСС и, в частности, его Политбюро установили основные направления планирования. Политбюро определило общее направление экономики через контрольные цифры (предварительные плановые задания), крупные инвестиционные проекты (создание мощностей) и общую экономическую политику. Эти инструкции были представлены в виде отчета ЦК на съезд КПСС для утверждения. После утверждения Конгрессе список приоритетов пятилетнего плана обработан Советом Министров, который составлял правительство Советского Союза. Совет министров состоял из министерства промышленности, председателей различных государственных комитетов и председателей ведомств со статусом министра. Этот комитет стоит на вершине государственного экономического управления, включая аппарат государственного планирования, промышленные министерства, тресты (промежуточный уровень между министерствами и предприятиями) и, наконец, государственные предприятия. Совет министров разработал целевые показатели плана Политбюро и направил их в Госплан, который собрал данные по выполнению плана.

Госплан

Сочетание общих целей, поставленных Советом министров, предоставленных на нижних административных уровнях в состоянии текущего состояния экономики Госплан методом проб и разработал ряд предварительных плановых показателей.. Среди более чем два двадцати государственных комитетов Госплан планл планового правительства и важного органа в управлении экономикой. Задача планировщиков состояла в том, чтобы сбалансировать ресурсы и требования, чтобы обеспечить необходимые исходные данные для запланированного результата. Сам по себе плановый аппарат представляет собой обширную структуру, состоящую из советов, правительственных чиновников, специалистов и так далее, поручено проводить и контролировать экономическую политику.

Государственное плановое агентство было разделено на собственные производственные отделы, такие как угольное, металлургическое и машиностроительное. В нем также есть сводные отделы, такие как финансы, занимающиеся вопросами, выходящими за функциональные границы. За исключением краткого эксперимента с региональным планированием во времена Хрущева в 1950-х годах, советское планирование планирования на отраслевой основе, а не на региональной основе. Департаменты государственного планового агентства помогли агентству таблетки полный набор плановых заданий вместе с требованиями к вводимым ресурсам, в процессе переговоров между министерствами и их начальством. Ключевую роль в советской организационной играли экономического министерства. Когда цели плана были установлены Госпланом, министерства экономики составляли проекты планов в пределах своей юрисдикции и распространенные данные плановых данных среди подчиненных предприятий. Данные планирования отправлялись по иерархии планирования для более детальной проработки. Министерство получило контрольные цели, которые затем были разбиты по отраслям внутри министерства, а затем по более низким подразделениям, в конечном итоге до тех пор, пока каждое предприятие не получило свои собственные контрольные цифры (производственные цели).

Предприятиям было предложено развиваться в заключительный период государственного планирования в конце 1980-х - начале 1990-х (хотя такое участие в основном ограничивалось штамповкой заранее подготовленных заявлений во время огромных заранее подготовленных встреч). Затем проекты планов предприятий снова отправлялись на рассмотрение министерствам планирования. Этот процесс повлек за собой интенсивные переговоры, в ходе которых все стороны добивались целевых уровней и показателей затрат, которые наилучшим образом соответствовали их интересам.

После этого переговорного процесса Госплан получил пересмотренные оценки и повторно агрегировал их по своему усмотрению. Переработанный план затем был направлен на утверждение в Совет министров, Политбюро партии и Секретариат ЦК. Совет Министров представил план Верховному Совету Советского Союза, а Центральный Комитет представил план партийному съезду для утверждения штампом. К этому времени процесс был завершен, и план стал законом.

После рассмотрения, пересмотра и утверждения пятилетнего плана последовал еще один нисходящий поток информации, на этот раз с измененными и окончательными планами, содержащими конкретные цели для каждого сектора экономики. Внедрение началось с этого момента, и в значительной степени ответственность за него несли менеджеры предприятий.

Национальный государственный бюджет был подготовлен Министерством финансов Советского Союза путем переговоров с его общесоюзными местными организациями. Если государственный бюджет принимался Советским Союзом, он принимался.

Сельское хозяйство

Советский пропагандистский плакат, выпущенный в Узбекистане, 1933 г., «Укрепляйте трудовую дисциплину в колхозах».

Сельское хозяйство было организовано в систему колхозов (колхозы ) и совхозов (совхозов ). Советский Союз, организованный в больших масштабах и высокомеханизированный, был одним из ведущих мировых производителей зерновых, хотя неурожаи (как в 1972 и 1975 годах) вызвали необходимость импорта и замедлили рост экономики. В пятилетнем плане на 1976–1980 годы ресурсы были направлены на сельское хозяйство, и в 1978 году был зафиксирован рекордный урожай, за которым последовало еще одно падение общего производства в 1979 и 1980 годах до уровней, достигнутых в 1975 году. Хлопок, сахарная свекла, картофель и лен также были основными культурами. Однако советское сельское хозяйство было неэффективным.

Внешняя торговля и валюта

В степени Самодостаточный Союз мало торговал по с его экономической мощью. Однако с некоммунистическими странами увеличилась в 1970-х годах, поскольку стремилось компенсировать пробелы во внутреннем производстве за счет импорта.

В целом, топливо, металлы и древесина экспортировались. Машины, товары народного потребления и иногда зерно ввозились. В 1980-х годах торговля со странами-членами Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) составляла около суммы торговли страны.

Советская валюта (рубль) была неконвертируемой после 1932 года (когда торговля золотым, конвертируемыми червонцами, введенная золотым в годы Новой экономической политики, было приостановлено) до конца 1980 г. -х гг. Было невозможно (как для граждан, так и для государственных предприятий) свободно покупать или продавать иностранную валюту, даже несмотря на то, что «обменный курс» установлен и регулярно публикуется. До конца 1980-х покупка или продажа иностранной валюты на черном рынке считалась серьезным преступлением. Лица, получающие зарплату из-за границы (например, писатели, книги которые издавались за границей), обычно были тратить свои валюту в сети государственных магазинов Березка («Березка»), где продавалась только иностранная валюта. После того, как была разрешена свободная конвертация валюты, обменный курс упал по с официальными значениями почти в 10 раз.

В целом банковская система была высоко централизованной и полностью контролировалась одной государственной Госбанк, ответственный за выполнение хозяйственных планов правительства. Советские банки предоставляющие краткосрочные кредиты государственным предприятиям.

Формы собственности

В Советском Союзе существовало две основные формы собственности: индивидуальная собственность и коллективная собственность. Они сильно различались по своему содержанию и правовому статусу. Согласно коммунистической теории, капитал (средства производства ) не должен находиться в индивидуальной собственности, за некоторыми незначительными исключениями. В частности, после окончания короткого периода новой экономической политики и после завершения коллективизации вся промышленная собственность и практически вся земля были коллективными.

<проезжаемся в полной мере. В частности, в колхозах и совхозах существовала практика чередования индивидуальных фермерских участков с коллективными. Это приводило к ситуации, когда люди улучшали, бережно обрабатывали и возделывали свои участки, адаптируя их к мелкому земледелию, и через 5–7 лет эти участки меняли на колхозные, как правило, с истощенной почвой из-за интенсивное крупное земледелие. Чрезвычайно мало сохранившихся индивидуальных усадеб (хуторс ; хутор), расположенные в убывании территории в Прибалтике, Украине, Сибирь и казацкие земли.

Индивидуальная собственность

Чтобы далее различать «капиталистический» и «социалистический» тип собственности, были признаны две различные формы индивидуальной собственности: частная собственность (частная собственность, частная собственность) и личная собственность. (личная собственность, личная собственность). Первый включает (средства производства), а второй капитал все остальное, что находится в собственности человека.

Коллективная собственность

Существовало несколько форм коллективной собственности, наиболее значительными из государственных, колхозная собственность и кооперативная собственность. Наиболее распространенными формами кооперативной собственности были жилищные кооперативы (жилищные кооперативы) в городских районах, потребительские кооперации (потребительская кооперация, потребкооперация) и сельские потребительские общества (сельские потребительские общества, сельпо).

История

Раннее развитие

И Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, и позже Советский Союз были странами в процессе индустриализации. Это происходило медленно и с низкой начальной точкой. Из-за Первой мировой войны (1914–1918), русской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны в России (1917–1922) промышленное производство оставалось только к 1926 году удалось восстановить уровень 1913 года. К этому времени около 18% населения проживало в несельских регионах, хотя только около 7,5% были заняты в несельскохозяйственном секторе. Остальная часть застряла в низкой продуктивности сельском хозяйстве.

рассматривает Советский Союз примерно 1930-х годов как в некотором роде типичную развивающуюся страну с низкими капиталовложениями и большей частью населения. житель села. Отчасти причина низких ставок инвестиций в невозможность получить капитал из-за границы. Это, в свою очередь, явилось результатом отказа от долгов Российской Империи со стороны большевиков в 1918 году, а также мировых финансовых проблем. Следовательно, любой экономический рост должен финансироваться за внутренние сбережений.

Экономические проблемы в сельском хозяйстве усугублялись природными условиями, такими как долгие холодные зимы по всей стране, засухи на юге и кислые почвы в север. Использование полезных ископаемых, например, на месторождениях нефти в Закавказье, и это, среди прочего, с небольшим, но растущим производственной базы, по словам Дайкера. помогли Советскому Союзу избежать проблем с платежным балансом.

Новая экономическая политика (1921–1929)

Одна из нескольких фотографий, две основных экономических политики Советского Союза вместе, Владимир Ленин (слева), создавший НЭП, и Иосиф Сталин (справа), создаваемый командную экономику

К началу 1921 года большевикам стало очевидно, что принудительная реквизиция привела к низкому сельскохозяйственному производству и повсеместному сопротивлению. В результате Ленин и Политбюро приняли вариант альтернативный подход. Так называемая новая экономическая политика (НЭП) была одобрена на 10-м съезде Коммунистической партии России (большевиков).

Все, кроме «командных высот», по выражению Ленина, экономика будет приватизирована. В число командных высот входили, в частности, внешняя торговля, тяжелая промышленность, связь и транспорт. На практике это ограничивало частный сектор ремесленным и сельскохозяйственным производством / торговлей. НЭП встретил сильное сопротивление в партии большевиков. Ленину приходилось преступать скептиков-коммунистов, что «государственный капитализм » был необходим в достижении коммунизма, в то время как он сам питал подозрения, что частные предприниматели могут злоупотреблять политикой (««НЭПмены »).

Как романист Андрей Платонов, среди прочих, отмечал, улучшения не заставили себя ждать. Продовольственные карточки и очереди, ставшие отличительными чертами военного коммунизма, исчезли. Однако из-за затяжной войны, низкие урожаев и нескольких стихийных бедствий советская экономика все еще находилась в затруднительном положении, особенно ее сельскохозяйственный сектор. В 1921 г. повсеместный голод разразился в Волго-Уральском регионе. Советское правительство изменило свой прежний курс помощи международной помощи из-за границы, а также учредило специальный комитет под председательством видных коммунистов и некоммунистов. Несмотря на это, от голода умерло около пяти миллионов человек.

Сталинизм

Начиная с 1928 года, в пятилетних планах сразу же началось строительство базы тяжелой промышленности в слаборазвитой экономике, не дожидаясь нескольких лет. для накопления капитала за счет развития легкой промышленности и без опоры на внешнее финансирование. Новая экономическая политика была быстро отвергнута и заменена сталинизмом. Страна стала индустриализоваться невиданными ранее темпами, опередив Германию по темпам индустриализации в XIX веке и ию в начале XX века.

После того, как восстановление экономики после разрушения, вызванного Гражданской войной в России, было завершено, и после того, как первоначальные планы дальнейшей индустриализации были выполнены, взрывной рост замедлился до периода брежневской стагнации в 1970-1980-х годах.

Во главе с помощью ГАЗ копии Ford Model A в 1929 году, индустриализация расширила медицинские услуги, улучшило рабочую силу производительность. Были проведены кампании против тифа, холеры и малярии ; количество врачей увеличивалось настолько быстро, насколько позволяли возможности и подготовка; показатели качества и детской смертности неуклонно снижались.

1930–1970 гг.

Государственный знак качества Советского Союза, введенный в 1967 году, использовался для подтверждения соответствия товаров стандартов качества и повышения эффективности производства

Как взвешенные темпы роста, экономическое планирование работало очень хорошо в начале и середине 1930-х годов, мобилизации во время Второй мировой войны и в течение первых двух десятилетий послевоенной эпохи. Советский Союз стал ведущим в мире индикаторов нефти, угля, железной руды и цемента ; марганец, золото, природный газ и другие полезные ископаемые также имели большое значение. Информация о советском голоде 1932–1933 годов подавлялась советскими властями до перестройки.

По некоторым оценкам, в 1933 году реальные заработки рабочих упали более чем на 11,4% от уровня 1926 года., хотя это требует корректировки в связи с устранением безработицы и льгот на работе (например, недорогой еды). Общие и политические заключенные в трудовых лагерях вынуждены выполнять неоплачиваемую работу, а коммунисты и комсомольцев «часто мобилизовали» для различных строительных проектов. Немецкое вторжение во время Второй мировой войны нанесло сокрушительный удар по экономике Советского Союза: с 1940 по 1942 год советский ВВП упал на 34%. Промышленное производство не восстанавливалось до уровня 1940 года почти десять лет.

В 1961 г. Был выпущен новый деноминированный советский рубль. Он сохранял валютный паритет с фунтом стерлингов до распада Советского Союза в 1991 году. После прихода к власти нового руководства во главе с Леонидом Брежневым были предприняты попытки оживить экономику через экономическая реформа. Начиная с 1965 года, предприятия и предприятия должны быть вынуждены выполнять приказы государственной администрации. К 1970 году советская экономика достигла своего апогея и оценивалась примерно в 60 процентов от размера Соединенных Штатов с точки зрения расчетных товаров (таких как сталь и уголь). В 1989 году официальный ВВП Советского Союза составлял 2 500 миллиардов долларов США, в то время как ВВП Соединенных Штатов - 4862 миллиарда долларов, а доход на душу населения составлял 8 700 и 19 800 долларов соответственно.

1970–1990

Стоимость всех произведенных в 1972 году потребительских товаров в розничных ценах составила около 118 миллиардов рублей (530 миллиардов долларов). Эра застоя в середине 1970-х годов была вызвана шоком Никсона и усугубилась войной в Афганистане в 1979 году и привела к периоду экономического застоя. в период с 1979 по 1985 год. Наращивание советской военной мощи за счет внутреннего развития удерживало ВВП Советского Союза на одном уровне в первой половине 1980-х годов. Советская плановая экономика не была структурирована, чтобы адекватно отвечать требованиям сложной современной экономики, которую она помогала формировать. Огромное количество произведенных товаров часто не соответствовало потребностям или вкусам потребителей.

Объем решений, стоящих перед плановиками в Москве, стал огромным. Громоздкие процедуры бюрократического администрирования исключали возможность свободного общения и гибкого реагирования, необходимых на уровне предприятия для решения проблем отчуждения работников, инноваций, клиентов и поставщиков. В течение 1975–1985 годов коррупция и манипуляции с данными стали обычной практикой среди бюрократии, чтобы сообщать о выполненных задачах и квотах, тем самым укрепляя кризис. В то же время влияние централизованного планирования постепенно искажалось из-за быстрого роста второй экономики в Советском Союзе.

Рост национального дохода СССР в 1928–1987 гг. В% по оценкам официального статистического агентства Советского Союза, ЦРУ и пересмотренные оценки Григория Ханина

В то время как после 1965 года все модернизированные экономики быстро переходили к компьютеризации, Советский Союз все больше и больше отставал. Решение Москвы скопировать IBM 360 1965 года оказалось решающей ошибкой, поскольку оно заперло ученых в устаревшую систему, которую они не могли улучшить. У них были огромные трудности с надежным и большим производством необходимых чипов, с программированием работоспособных и эффективных программ, с координацией совершенно отдельных операций и с поддержкой пользователей компьютеров.

Одной из самых сильных сторон советской экономики была его огромные запасы нефти и газа; мировые цены на нефть выросли в четыре раза в 1973–1974 годах и снова выросли в 1979–1981 годах, в результате чего энергетический сектор стал главным двигателем советской экономики и использовался для покрытия многочисленных слабых мест. В какой-то момент советский премьер Алексей Косыгин сказал главе нефтегазодобывающей отрасли, что «с хлебом дела обстоят плохо. Дайте мне 3 миллиона тонн [нефти] сверх плана».

В 2007 году экономист и бывший премьер-министр Егор Гайдар писал о том, как оглянуться на эти три десятилетия:

Твердая валюта от экспорта нефти остановила нарастающий Продовольственный кризис, увеличила импорт оборудования и товаров народного потребления, обеспечили финансовую базу для гонки вооружений и достижений ядерных паритета с Соединенными Штатами и позволили реализовать такие рискованные внешнеполитические действия, как война в Афганистане.

Возникло осознание растущего использования экосистемы в КГБ, который с его обширной сетью информаторов в каждом регионе и учреждении держал руку на пульсе нации. Юрий Андропов, директор КГБ, в 1970-х годах создал в КГБ секретный отдел, посвященный экономическому анализу, и, сменив Брежнева в 1982 году, сильно забил тревогу советскому руководству. Однако лекарство Андропова в виде повышения дисциплины оказалось неэффективным. Только когда ставленник Андропова Горбачев пришел к власти, была предпринята решительная, но в итоге безуспешная атака на экономический кризис.

Стоимость всех потребительских товаров, произведенных в 1990 году в розничных ценах, составила около 459 миллиардов рублей (2,1 доллара США). триллион). По оценкам ЦРУ, к 1989 году размер советской экономики был примерно вдвое меньше, чем в США.

Сектор (распределение советской рабочей силы)19401965197019791984
Первичное (сельское и лесное хозяйство)54%31%25%21%20%
Вторичное (включая строительство, транспорт и связь)28%44%46%48%47%
Высшее образование (включая торговлю, финансы, здравоохранение, образование, науку и администрацию)18%25%29%31%33%
Итого100%100%100%100%100%

Сравнение с другими странами

ВВП на душу населения (1990 Int $ ) сравнение территории СССР, США и западной Европы с 1820 по 1990 год
СССРСШАЗападная ЕвропаСССР как% от СШАСССР как% от западного Европы
18206891,2571,2325556
18709432,4451974394 8
19131,4885,3013,4732843
19502,8349,5614,5943062
19736,05816,689115343653
19906,87123,21415,9883043
Эволюция ВНП по сравнению с европейскими державами. (в миллионах 1960 г.)
Страна18901900191319251938
Россия / Советский Союз21,18032,00052,42032,60075,964
Германия26,45435,80049,76045,00277,178
Соединенное Королевство29,44136,27344,07443,70056,102
Франция19,75823,50027 40136 26239 284
Сравнение экономик Советского Союза и Соединенных Штатов (1989) по данным 1990 года CIA World Factbook данны х
Советский СоюзСША
ВВП (ВНП) (1989; миллионов долларов)2,659,5005,233,300
Население (июль 1990 г.)290,938,469250,410,000
ВВП на душу населения (ВНП) ($)9 21121 082
Рабочая сила (1989)152 300 000125 557 000

См. также

Ссылки

Цитированные работы

  • {{цитируйте лекцию | последний = Скиннер | первый = Барбра | year = 2019

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:17:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте