A - это объяснение события или ситуации, вызывающих заговор зловещих и могущественных групп, часто политический по мотивам, тогда как другие объяснения более вероятны. Термин имеет негативный оттенок, подразумевая, что апелляция к заговору основана на предубеждениях или недостаточных доказательствах.
Теории заговора сопротивляются фальсификации и подкрепляются круговой аргументацией : как доказательства против заговора, так и их отсутствие интерпретируются как доказательства его истинности, в результате чего заговор становится вопросом веры, а не чем-то, что может быть доказано или опровергнуто. Исследования показывают, что идеи заговора - вера в теории заговора - могут быть психологически вредными или патологическими и что они коррелируют с психологической проекцией, паранойей и макиавеллизмом.. Психологи связывают обнаружение заговора там, где его нет, с ментальным феноменом, называемым восприятием иллюзорного паттерна.
Теории заговора, которые когда-то ограничивались маргинальной аудиторией, стали обычным явлением в средствах массовой информации, став культурой. явление конца 20-го - начала 21-го веков.
Оксфордский словарь английского языка определяет s теория заговора как «теория о том, что событие или явление происходит в результате сговора между заинтересованными сторонами; спец. убеждение, что какое-то тайное, но влиятельное агентство (обычно политическое по мотивам и деспотическое по намерениям) несет ответственность за необъяснимое событие ". В качестве самого раннего примера использования приводится статья 1909 года в The American Historical Review, хотя также появилось в печати еще в апреле 1870 года. Слово «заговор» происходит от латинского con- («вместе, вместе») и spirare («дышать»).
Роберт Бласкевич комментирует эти примеры Этот термин использовался еще в девятнадцатом веке и утверждает, что его использование всегда было уничижительным. Согласно исследованию Эндрю Маккензи-МакХарга, напротив, в девятнадцатом веке термин теория заговора просто «предполагает правдоподобный постулат заговора». и «на данном этапе не имел никаких коннотаций, ни негативных, ни позитивных», хотя иногда постулат с таким названием подвергался критике. Лэнс де Хейвен-Смит предположил, что этот термин вошел в обиход в Соединенных Штатах после 1964 года. который Комиссия Уоррена поделилась своими выводами, а The New York Times в этом году выпустила пять статей, использующих этот термин.
Теория заговора - это не просто заговор. Баркун пишет, что заговоры - это «реальные тайные заговоры, спланированные и / или осуществленные двумя или более лицами». С другой стороны, теория заговора - это «интеллектуальная конструкция», согласно Баркуну: «шаблон, навязанный миру, чтобы придать событиям видимость порядка». Предполагая, что событиями манипулировала «какая-то небольшая и скрытая группа», теория заговора может быть локальной или международной, фокусироваться на отдельных событиях или охватывать несколько инцидентов и целые страны, регионы и периоды истории. Теоретики заговора считают себя имеющими привилегированный доступ к социально преследуемым знаниям или стигматизирующим образом мышления, отделяющим их от масс, которые верят официальной версии.
Теория заговора может принимать любой вопрос как предмет, но одни предметы вызывают больший интерес, чем другие. Излюбленные темы включают известные смерти и убийства, морально сомнительные действия правительства, подавленные технологии и терроризм «под ложным флагом ». Среди самых давних и наиболее широко признанных теорий заговора - идеи, касающиеся убийства Джона Ф. Кеннеди, высадки Аполлона на Луну в 1969 году и террористических атак 11 сентября, а также многочисленные теории, касающиеся предполагаемых заговоров с целью мирового господства различных группы, как реальные, так и воображаемые.
Ученые утверждают, что теории заговора, когда-то ограниченные маргинальной аудиторией, стали обычным явлением в средствах массовой информации, способствуя развитию заговора как Культурный феномен в США конца 20 - начала 21 века. Общая предрасположенность верить в теории заговора пересекается с партийными и идеологическими линиями. Заговорщическое мышление коррелирует с антиправительственной ориентацией и низким чувством политической эффективности, при этом сторонники заговора воспринимают правительственную угрозу правам человека и демонстрируют глубокий скептицизм в отношении того, за кого голосуют, действительно имеет значение.
По мнению антропологов Тодда Сандерса и Гарри Г. Уэст, сегодня широкий круг американцев доверяет по крайней мере некоторым теориям заговора. Например, исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 10% американцев считают, что теория заговора с химическими следами «полностью верна», а 20-30% считают ее «отчасти верной». Это помещает «эквивалент 120 миллионов американцев в лагерь« настоящие химические трассы »». Поэтому вера в теории заговора стала темой интереса для социологов, психологов и экспертов по фольклору.
Теории заговора широко представлены в Сети в виде блогов и YouTube видео, а также в социальных сетях. Увеличил ли Интернет распространение теорий заговора или нет, остается открытым вопросом для исследования. Наличие и представление теорий заговора в результатах поисковой системы было отслежено и изучено, показав значительные различия по разным темам и общее отсутствие авторитетных высококачественных ссылок в результатах.
Одной из теорий заговора, которая распространялась во время пребывания у власти бывшего президента США Барака Обамы, была теория о том, что он родился в Кении, а не на Гавайях, где он родился. Бывший губернатор Арканзаса и политический противник Обамы, Майк Хакаби попал в заголовки газет в 2011 году, когда он, среди других членов руководства республиканцев, продолжал сомневаться в статусе гражданина Обамы.
Джесси Уокер (2013) выделил пять видов теорий заговора:
Майкл Баркун выделил три классификации теории заговора:
Мюррей Ротбард выступает в пользу модели, которая противопоставляет «глубокий» от теорий заговора к «поверхностным». Согласно Ротбарду, «поверхностный» теоретик наблюдает за событием и спрашивает Cui bono ? («Кто выигрывает?»), Делая вывод, что предполагаемый бенефициар несет ответственность за скрытое влияние на события. С другой стороны, сторонник «глубокой» теории заговора начинает с догадки, а затем ищет доказательства. Ротбард описывает эту последнюю деятельность как вопрос подтверждения определенными фактами своей первоначальной паранойи.
Вера в теории заговора обычно основывается не на доказательствах, а на вере. Ноам Хомский противопоставляет теорию заговора институциональному анализу, который фокусируется в основном на публичном, долгосрочном поведении публично известных институтов, как зафиксировано, например, в научных документах или основные СМИ репортажи. Теория заговора, наоборот, предполагает существование секретных коалиций отдельных лиц и спекулирует на их предполагаемой деятельности. Вера в теории заговора связана с предвзятостью в рассуждениях, например, ошибка конъюнкции.
в Королевском колледже Лондона описывает теорию заговора как «форму популярного знания или интерпретации». Использование слова «знание» здесь предлагает способы, с помощью которых теория заговора может рассматриваться в связи с законными способами познания. Связь между законным и незаконным знанием, утверждает Бирчалл, ближе, чем утверждают обычные отклонения теории заговора.
Теории с участием нескольких заговорщиков, которые оказались верными, такие как Уотергейтский скандал, обычно называются «журналистскими расследованиями» или «историческим анализом», а не теорией заговора. Напротив, термин «теория заговора Уотергейта» используется для обозначения множества гипотез, согласно которым лица, обвиненные в заговоре, на самом деле были жертвами более глубокого заговора.
Историк Ричард Хофштадтер обратился к роли паранойи и заговора в США. history в его эссе 1964 года «Параноидальный стиль в американской политике ». В классике Бернарда Бейлина Идеологические истоки американской революции (1967) отмечается, что подобное явление можно было обнаружить в Северной Америке во время, предшествовавшее американской революции. Конспирацизм навешивает ярлыки на отношение людей, а также к типам теорий заговора, которые являются более глобальными и историческими по своей пропорции.
Термин «заговорщиков» был популяризирован академиком Фрэнком П. Минцем в 1980-х годах. Согласно Минцу, заговорщики обозначают «веру в примат заговоров в ходе истории»:
Конспирацизм служит нуждам различных политических и социальных групп в Америке и других странах. Он идентифицирует элиты, обвиняет их в экономических и социальных катастрофах и предполагает, что все станет лучше, когда народные действия могут сместить их с позиций власти. Таким образом, теории заговора не являются типичными для определенной эпохи или идеологии.
Джастин Фокс из Time журнал утверждает, что трейдеры с Уолл-стрит относятся к группе людей, наиболее склонных к заговорам, и приписывает это к реальности некоторых заговоров на финансовых рынках и способности теорий заговора обеспечивать необходимую ориентацию в повседневных движениях рынка.
Мэтью Грей отметил этот заговор теории - преобладающая черта арабской культуры и политики. Варианты включают заговоры с участием колониализма, сионизма, сверхдержав, нефти и войны с терроризмом, которую можно назвать войной против ислама. Например, Протоколы сионских мудрецов, печально известный обман документ, претендующий на то, чтобы быть еврейским планом мирового господства, широко читается и продвигается в мусульманском мире. Роджер Коэн предположил, что популярность теорий заговора в арабском мире является «последним прибежищем бессильных». Аль-Мумин Саид отметил опасность таких теорий, поскольку они «удерживают нас не только от истины, но и от столкновения с нашими недостатками и проблемами».
и другие отметили что, хотя теоретиков заговора часто можно отбросить как маргинальное меньшинство, некоторые данные свидетельствуют о том, что широкий круг США придерживается веры в теории заговора. Уэст также сравнивает эти теории с гипернационализмом и религиозным фундаментализмом.
Теолог и философ Джон Шелтон Лоуренс приписывают непреходящую популярность теорий заговора в США холоду. Война, маккартизм и контркультура отказ от власти. Они заявляют, что как среди левых, так и среди правых сохраняется готовность использовать реальные события, такие как советские сюжеты, несоответствия в отчете Уоррена и 11 сентября атаки, чтобы поддержать существование непроверенных и продолжающихся крупномасштабных заговоров.
Скандал с Уотергейтом также был использован для придания легитимности другим теориям заговора, с Ричардом Никсоном сам комментирует, что это служило «чернильным пятном », которое приглашало других заполнить лежащий в основе узор.
Историк приводит три причины, по которым американцы склонны верить в теории заговора правительства :
Широко распространенная вера в теории заговора стала темой интереса для социологов, психологов и знатоков фольклора. по крайней мере с 1960-х годов, когда возник ряд теорий заговора относительно убийства президента США Джона Ф. Кеннеди. Социолог Тюркай Салим Нефес подчеркивает политическую природу теорий заговора. Он предполагает, что одной из наиболее важных характеристик этих отчетов является их попытка раскрыть «реальные, но скрытые» властные отношения в социальных группах.
Исследования показывают на психологическом уровне конспирологические идеи - вера в теории заговора - может быть вредной или патологической, и она сильно коррелирует с психологической проекцией, а также с паранойей, которая предсказывается степенью Макиавеллизм. Склонность верить в теории заговора прочно связана с психическим расстройством шизотипии. Теории заговора, когда-то ограниченные маргинальной аудиторией, стали обычным явлением в средствах массовой информации, появившись как культурный феномен конца 20-го и начала 21-го веков.
Некоторые исследования показали, что это «аналитическое мышление» помогает уменьшить веру в теории заговора, отчасти потому, что оно подчеркивает рациональное и критическое познание. Некоторые ученые-психологи утверждают, что объяснения, связанные с теориями заговора, могут быть и часто «внутренне согласуются» с твердыми убеждениями, которые ранее существовали до события, которое вызвало заговор.
Политолог Майкл Баркун, обсуждая использование «теории заговора» в современной американской культуре, считает, что этот термин используется для обозначения веры Это объясняет событие как результат секретного заговора исключительно могущественных и хитрых заговорщиков с целью достижения злонамеренного конца. Согласно Баркуну, заговор привлекает троих:
Этот третий пункт подтверждается исследованиями Роланда Имхоффа, профессора социальной психологии в Университете Йоханнеса Гутенберга. Майнц. Исследование предполагает, что чем меньше меньшинство, верящее в определенную теорию, тем более привлекательно для сторонников теории заговора.
Гуманистические психологи утверждают, что даже если предполагаемая клика, стоящая за предполагаемым заговором, почти всегда воспринимается как враждебная, существует часто остается элементом уверенности для теоретиков. Это потому, что утешительно представить, что трудности в человеческих делах создаются людьми и остаются под их контролем. Если клика может быть замешана, может появиться надежда сломать ее власть или присоединиться к ней. Вера в силу клики - это имплицитное утверждение человеческого достоинства - бессознательное утверждение, что человек несет ответственность за свою судьбу.
Люди формулируют теории заговора, чтобы объяснить, например, властные отношения в социальных группах и воспринимается существование злых сил. Предполагаемые психологические истоки теории заговора включают проекцию; личная потребность объяснить «важное событие [имеющее] существенную причину»; и продукт различных видов и стадий расстройства мышления, такого как параноидальная предрасположенность, по степени тяжести до диагностируемых психических заболеваний. Некоторые люди предпочитают социально-политические объяснения небезопасности столкнуться с случайными, непредсказуемыми или иным образом необъяснимыми событиями.
Согласно Берле и Лайонсу, «заговор - это особая нарративная форма козла отпущения, которая обрамляет демонизирует врагов как часть обширного коварного заговора против общего блага, в то же время оценивая козла отпущения как героя, бившего тревогу ".
Некоторые психологи считают, что поиск смысла - это распространен в заговоре. После осознания предвзятость подтверждения и избегание когнитивного диссонанса могут укрепить убеждение. В контексте, когда теория заговора внедрилась в социальную группу, общественное подкрепление также может сыграть свою роль.
Исследование возможных мотивов принятия иррациональных теорий заговора связывает эти убеждения на бедствие, возникшее в результате произошедшего события, такого как события 11 сентября. Кроме того, исследование, проведенное Манчестерским столичным университетом, предполагает, что «бредовые представления» являются наиболее вероятным условием, которое указывает на повышенную веру в теории заговора. Исследования также показывают, что усиление привязанности к этим иррациональным убеждениям приводит к снижению желания участвовать в общественной жизни. Вера в теории заговора коррелирует с тревожными расстройствами, паранойей и авторитарными верованиями.
утверждает профессор Квассим Кассам что сторонники теории заговора придерживаются своих убеждений из-за недостатков в их мышлении, а точнее, из-за своего интеллектуального характера. Он цитирует философа Линду Тринкаус Загзебски и ее книгу «Добродетели разума» в описании интеллектуальных добродетелей (таких как смирение, осторожность и осторожность) и интеллектуальных пороков (таких как легковерие, беспечность и ограниченность взглядов). В то время как интеллектуальные добродетели помогают в проведении тщательного исследования, интеллектуальные пороки «препятствуют эффективному и ответственному исследованию», а это означает, что те, кто склонен верить в теории заговора, обладают определенными пороками, но не обладают необходимыми добродетелями.>Некоторые историки утверждают, что в заговоре есть элемент психологической проекции. Эта проекция, согласно аргументу, проявляется в форме приписывания заговорщикам нежелательных характеристик личности. Историк Ричард Хофштадтер заявил, что:
Этот враг во многих отношениях кажется проекцией самого себя; ему приписываются как идеальные, так и неприемлемые аспекты личности. Фундаментальный парадокс параноидального стиля - подражание врагу. Враг, например, может быть космополитическим интеллектуалом, но параноик превзойдет его в образовательном аппарате, даже в педантичности.... Ку-клукс-клан подражал католицизму до такой степени, что облачался в священнические облачения, развивал тщательно продуманный ритуал и столь же продуманную иерархию. Общество Джона Бёрча подражает коммунистическим ячейкам и квазисекретным операциям с помощью «передовых» групп и проповедует безжалостное преследование идеологической войны в духе тех, которые оно находит у коммунистического врага. Представители различных фундаменталистских антикоммунистических "крестовых походов" открыто выражают свое восхищение самоотверженностью, дисциплиной и стратегической изобретательностью, которые вызывает коммунистическое дело.
Хофштадтер также отметил, что "сексуальная свобода" - это порок, который часто приписывают целью заговорщиков. группа, отмечая, что «очень часто фантазии истинно верующих обнаруживают сильные садомазохистские выходы, ярко выраженные, например, в восторге антимасонов жестокостью масонских наказаний».
Помимо психологических факторов, таких как заговорщические идеи, социологические факторы также помогают понять, кто верит в какие теории заговора. Такие теории, как правило, получают больше поддержки среди проигравших на выборах в обществе, например, а акцент на теориях заговора со стороны элит и лидеров имеет тенденцию укреплять веру среди последователей, которые имеют более высокий уровень конспирологического мышления.
Кристофер Хитченс описал заговор теория как «выхлопные газы демократии»: неизбежный результат большого количества информации, циркулирующей среди большого числа людей.
Теории заговора могут быть эмоционально удовлетворительными, возлагая вину на группу, к которой теоретик не принадлежит, и таким образом освобождают теоретика от моральной или политической ответственности в обществе. Точно так же Роджер Коэн, писавший для The New York Times, сказал, что «плененные умы;... прибегают к теории заговора, потому что это последнее прибежище для бессильных. Если вы не можете измените свою жизнь, должно быть, что миром правит какая-то более великая сила ».
Историк-социолог Хольгер Хервиг обнаружил, изучая немецкие объяснения причин Первой мировой войны,« Те события, которые наиболее важны, труднее всего понять, потому что они привлекают наибольшее внимание создателей мифов и шарлатанов ".
Французский социолог Бруно Латур предполагает, что широко распространенные Популярность теорий заговора в массовой культуре может быть отчасти обусловлена повсеместным присутствием марксистской вдохновленной критической теории и аналогичных идей в академических кругах с 1970-х гг.
Латур отмечает, что около 90% современной социальной критики в академических кругах демонстрируют один из двух подходов, которые он называет «факт positio». n и позиция феи ».
Латур заключает, что каждый из этих двух подходов в академических кругах привел к поляризованной, неэффективной атмосфере, подчеркнутой (в обоих подходах) своей едкостью. «Теперь вы понимаете, почему так хорошо быть критическим умом?» - спрашивает Латур: какую бы позицию вы ни занимали, «Ты всегда прав!»
Латур отмечает, что такая социальная критика была присвоена теми, кого он называет сторонниками теории заговора, включая отрицателей изменения климата и движение за правду об 11 сентября : «Может быть, я слишком серьезно отношусь к теориям заговора, но меня беспокоит обнаруживать в этих безумных смесях коленного недоверия, скрупулезных требований доказательств и бесплатного использование мощных объяснений из социального неверленда, многих орудий социальной критики ».
, журналист Washington Post и критик анти -военные движения как левых, так и правых, придумали термин «паранойя слияния» для обозначения политического сближения левых и правых активистов вокруг антивоенных вопросов и гражданских свобод, которые, по его словам, были мотивированы общей верой в заговор или общими антиправительственными взглядами.
Баркун принял этот термин для обозначения того, как Синтез параноидальных теорий заговора, которые когда-то ограничивались американской маргинальной аудиторией, дал им массовую привлекательность и позволил им стать обычным явлением в средствах массовой информации, тем самым открыв беспрецедентный период людей, активно готовящихся к апокалипсису. или милленаристские сценарии в Соединенных Штатах в конце 20-го и начале 21-го веков. Баркун отмечает возникновение конфликтов «одинокий волк» с правоохранительными органами, выступающими в качестве доверенных лиц для угрозы установленным политическим силам.
Физик Дэвид Роберт Граймс оценил Время, необходимое для раскрытия заговора, зависит от количества причастных к нему людей. В его расчетах использовались данные из программы наблюдения PRISM, эксперимента по сифилису в Таскиги и судебно-медицинской экспертизы ФБР. Граймс подсчитал, что:
В его книге Открытое общество и его враги философ Карл Поппер использовал термин «теория заговора общества» для обозначения концепции социальных явлений, которые он считал несовершенными, а именно таких социальных явлений, как «война, безработица, бедность, дефицит.... [являются] результатом прямого замысла некоторых влиятельных лиц и групп ». Поппер утверждал, что тоталитаризм был основан на «теориях заговора», основанных на воображаемых сюжетах, движимых параноидальными сценариями, основанными на трайбализме, шовинизме или расизм. Поппер признал, что настоящие заговоры действительно существуют, но отметил, как редко заговорщики могли достичь своей цели.
Историк Брюс Камингс аналогичным образом отвергает представление о том, что история контролируется заговорами, заявляя, что там, где возникали настоящие заговоры, они обычно мало влияли на историю и имели непредвиденные последствия для заговорщиков. Камингс заключает, что историей «движут широкие силы и крупные структуры человеческих коллективов».
В статье 2009 года ученые-правоведы Касс Санстейн и Адриан Вермел рассмотрел ряд возможных ответов правительства на теории заговора, включая цензуру и налогообложение. Они пришли к выводу, что властям следует вступить в противоречие и диалог, который они назвали «когнитивным проникновением».
Алекс Джонс сослался на многочисленные теории заговора, чтобы убедить своих сторонников поддержать Рона Пола сверх Митт Ромни и Дональд Трамп вместо Хиллари Клинтон.
Информационные заметки
Цитаты
Дополнительная литература
Wikiquote has quotations related to: Conspiracy theory |
Look up conspiracy theory in Wiktionary, the free dictionary. |
Wikimedia Commons has media related to Conspiracy theories. |