Географический диапазон | Шаньдун | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Период | поздний неолит начало бронзовый век | ||||||
Даты | ок. 1900 - ок. 1500 г. до н.э. | ||||||
предшествовала | культура луншань | ||||||
, за которой следует | культура эрлиган | ||||||
китайское название | |||||||
упрощенный китайский | 岳石 文化 | ||||||
| |||||||
Юешская культура (китайский : 岳石文 化) была археологической культурой в Шаньдун регионе восточного Китая, датируемая с 1900 по 1500 год до нашей эры.. Он охватывает период от позднего неолита до начала бронзового века. В районе Шаньдун он следовал за периодом культуры Луншань (ок. 2600–1900 гг. До н.э.), а позже был заменен культурой Эрлиган (отождествляемой с исторической династией Шан ).
памятников культуры юеши были обнаружены в Шаньдуне, восточной провинции Хэнань и северной провинции Цзянсу. Он назван в честь памятника типа в деревне Донгюеши (Восточный Юеши) в Пинду, Шаньдун. В Шаньдуне было обнаружено более 340 памятников юеши, но это все еще значительный упадок по сравнению с предыдущей шаньдунской культурой луншань.
Юеши был современником культуры эрлитоу и раннего эрлиганского культура, оба расположены к западу от нее. Горы Тай-И (泰 沂 山脉 ) в центральном Шаньдуне являются центральной областью Юеши, но по мере расширения государства Эрлиган (обычно отождествляемого с ранней династией Шан ), Юеши отклонился и отступил на полуостров Шаньдун на востоке.
В районе Шаньдун Даксинчжуан в Цзинань и Цяньчжанда в Тэнчжоу были первыми региональные центры, основанные эрлиганской культурой. Правящие элиты, по-видимому, состояли из народов Эрлиганга, которые в конечном итоге стали доминировать в этом районе в культурном плане. В районе Даксинчжуан ранние гончарные традиции Шан и Юеши сосуществовали в одних и тех же археологических контекстах, что позволяет предположить, что эти две культуры жили бок о бок.
Место Панмяо (潘 庙) в Шанцю в восточной части провинции Хэнань присутствует компонент культуры юеши, относящийся к периоду раннего бронзового века (около 1900–1450 гг. До н.э.). До этого в этой области существовала оккупация периода Луншань.
Культура юеши пережила относительный спад культурного развития. Группы поселений были распущены, и высокоразвитая гончарная технология культуры Шаньдун Луншань была утрачена. Сосуды типа «юэши» дин-доу также присутствовали в культуре Луншань, но многие другие типы сосудов этих культур отличаются. Бронзовые находки юеши в основном состоят из небольших переносных предметов. Бронзовые сосуды не обнаружены. Таким образом, ухудшение качества керамики юеши не может быть объяснено более широким использованием бронзы.
культуру юеши можно сравнить с современной культурой нижнего сяцзядя в Ляонине, Ляодун. На полуострове и в Жунъян, провинция Хэнань.
В начале 11 века до н.э. надписи на костях оракула относятся к кампаниям покойный Шан король Ди И против Рэнфанг (人 方), группы, занимающей территорию южного Шаньдуна и северного Цзянсу. Ученые часто отождествляют Жэньфан с Дунъи («восточные варвары»), упомянутым в более поздних документах династии Чжоу, и поэтому многие китайские археологи применяют историческое название «Дунъи» к археологической культуре юеши. Другие ученые, такие как Фан Хуэй, считают эту идентификацию проблематичной из-за высокой частоты миграции доисторических популяций региона.