Географический диапазон | Европа |
---|---|
Период | Европа бронзового века |
Даты | ок. 2300 - ок. 1680 г. до н.э. |
Типовое поселение | Снетице |
, предшествовавшее | культуре кубков |
, за которым последовала | культура курганов |
Снетицкая культура (чешское произношение:, чешский Únětická kultura, немецкий Aunjetitzer Kultur, польский Kultura unietycka ) - это археологическая культура в начале центральноевропейского бронзового века, датируемого примерно 2300–1800 гг. До н.э. Одноименное место этой культуры, деревня Снетице, находится в центральной Чехии, к северо-западу от Праги. Сегодня жнетицкая культура известна примерно из 1400 памятников в Чешской Республике и Словакии, 550 памятников в Польше, а в Германии - примерно из 500 памятников и месторасположения отдельных находок. Снетицкая культура известна также из северо-восточной Австрии (в ассоциации с так называемой Böheimkirchen группой) и из западной Украины.
Снетицкая культура зародилась на территории современной Богемии. В классической фазе можно выделить десять локальных подгрупп:
Снетицкая культура была открыта чешским хирургом и археологом-любителем (1845–1923), который в 1879 году обнаружил кладбище с более чем 50 захоронениями на холме с видом на деревню Снетице. Примерно в то же время в Менине А. Ржехак раскопал первый Снетицкий могильник в Южной Моравии. После этих первых открытий и до 1930-х годов было обнаружено еще много памятников, в первую очередь кладбищ, в том числе Немчице-над-Ганой (1926), памятники в окрестностях Праги, Полепы (1926–1927) и (1927)..
В Германии Снетицкий курган в Лойбингене уже был раскопан Ф. Клопфляйшем в 1877 году; однако он неправильно датировал памятник Гальштатом в железном веке. В последующие годы основной кластер Снетицких памятников в Центральной Германии был идентифицирован в Баальберге, Хельмсдорф, Нинштедт, Кёрнер, Лойбинген, Хальберштадт, Вернигероде, Бланкенбург и Кведлинбург. В то же время группы Адлерберга и Штраубинга были определены в 1918 году Шумахером.
В Польше первым археологом, связанным с открытием и идентификацией Снетицкой культуры, был Ганс Сегер (1864–1943). Сегер не только обнаружил несколько стоянок Снетице и руководил первыми раскопками в таких местах, как Пшецлавице, но также связал материалы Богемского европейского бронзового века (EBA) с аналогичными комплексами в Нижней Силезии.. В Великой Польше первые раскопки на королевском Снетицком некрополе Ленки Мале были предприняты Юзефом Костжевским в 1931 году, но крупные археологические открытия на этом месте были сделаны только лет спустя, в 1953 и 1955 годах. В 1935 году Костшевский опубликовал первые данные и находки другой культуры бронзового века, родившейся одновременно с Снетицкой ВБА, из Западной Польши. В 1960 году (1911–1989) начались раскопки в Щепанковице около Вроцлава на юго-западе Польши, где была обнаружена новая группа курганов. В 1969 году она опубликовала новую монографию о Снетицкой культуре, в которой каталогизировала, проанализировала и описала сообщества, происходящие из 373 известных Снетицких памятников EBA в Польше.
Первая унифицированная хронологическая система (относительная хронология), основанная на типологии керамических и металлических артефактов для Снетицкой культуры в Богемии была введена Муха в 1963 году. Эта хронологическая система, состоящая из шести подэтапов, считалась действительной для богемских групп Снетицкой культуры, а затем была адаптирована в Польша и Германия.
В последнее время Снетицкая культура была названа общеевропейским культурным феноменом, влияние которого охватывало большие территории из-за интенсивного обмена, включая Снетицкую керамику и бронзовые артефакты, найденные от Ирландии до Скандинавии, итальянских Полуостров и Балканы. Таким образом, он является кандидатом в позднюю общину, соединяющую континуум уже разбросанных северо-западных индоевропейских языков, предков курсив, кельтский и германский, и, возможно, балто-славянский, где часто обменивались словами и разделяли общую лексику и некоторые региональные изоглоссы.
Культура соответствует бронзовым A1 и A2 в хронологическая схема Пауля Рейнеке :
Период | Reinecke 1924 | Moucha 1963 | Pleinerová 1967 | Bartelheim 1989 | Абсолютная датировка | |
---|---|---|---|---|---|---|
Поздний энеолит | (A0) | 1. Прото-Снетице | Иа Иб | Древние Снетице | 1 | 2300–2000 гг. До н.э. |
2. Старый Снетице | ||||||
3. Средние nětice | II | 2 | ||||
4. Доклассические Снетице | ||||||
древний бронзовый век | A1 | 5. Классический Снетице | III | Младший Снетице | 3 | 2000-1800 гг. До н.э. |
A2 | 6. Постклассические Снетице | 1800–1700 гг. До н.э. | ||||
средний бронзовый век | B2 | культура курганов (запад), тшцинецкая культура (восток) |
Культура отличается характерными металлическими предметами, в том числе слитками торцами, плоские топоры, плоские треугольные кинжалы, браслеты со спиральными концами, булавки с дисками и лопатками и завитые кольца, которые распространены на обширной территории Центральной Европы и за ее пределами.
Слитки находятся в кладах, которые могут содержать более шестисот штук. Распространены и клады для топоров: клад (Саксония) содержал 293 топора с фланцами. Таким образом, топоры тоже могли служить слитками. Примерно после 2000 г. до н.э. эта традиция накопления угасает и возобновляется только в период урнфилд. Эти клады ранее интерпретировались как форма хранения странствующих основателей бронзы или как сокровища, спрятанные из-за действий врага. Эта вторая интерпретация вероятна, поскольку даже сегодня оружие хранится под землей, чтобы скрыть его от врага, а топоры были основным оружием в то время. Клады, содержащие в основном ювелирные изделия, типичны для адлербергской группы.
Археологические данные свидетельствуют о том, что металлургическая промышленность Снетице, хотя и была активной и новаторской, занималась производством оружия и украшений в основном в качестве символов статуса для высокопоставленных лиц, а не для широкого использования в домашних условиях или для оснащения крупных боевых сил, разработок что подождет до более поздних периодов европейской истории. Но в Хофхейме / Таунусе, Германия, были захоронены мужчины, которые умерли от выстрела из стрелы, каменный наконечник стрелы все еще находился в его руке.
Знаменитый Небесный Диск из Небры связан с центральногерманскими группами Снетицкой культуры.
С технической точки зрения Снетицкие могилы можно разделить на две категории: плоские могилы и курганы. В Снетицкой культуре практиковалось погребение скелетов, но иногда кремация также практиковалась..
Типичное Снетицкое кладбище располагалось недалеко от поселения, обычно на холме или склоне и поблизости от ручей или река. Расстояние между кладбищем и соседним поселением очень редко превышает 1 километр (0,62 мили). Кладбища обычно были пространственно организованы с симметричными рядами или аллеями. Захоронения Снетицкой культуры ориентированы по звездам и относительному положению Солнца на горизонте в течение года, что может указывать на довольно продвинутые доисторические астрономические наблюдения.
Типичные Снетицкие захоронения плоская могила представляла собой прямоугольную или овальную яму (1,0–1,9 метра (3 фута 3 дюйма - 6 футов 3 дюйма) в длину, 0,6–1,2 метра (2 фута 0 дюймов - 3 фута 11 дюймов) в ширину и 0,30–1,5 метра (1 фут). 0–4 фута 11 дюймов) глубиной). В зависимости от формы дна и глубины могилы можно разделить на четыре подтипа: прямоугольные, вогнутые, трапециевидные или песочные.
Одна из самых выдающихся характеристик - положение тела в могильной яме. Умерших всегда хоронили с севера на юг, головой на юг и обращенной на восток. Обычно тело клали в могилу в слегка сжатом положении. Исключения из этого правила случаются нечасто.. В классической фазе (примерно 1850–1750 гг. До н.э.) Снетицкий погребальный обряд демонстрирует сильное единообразие, независимо от пола или возраста умершего. Мужчин и женщин хоронили в одном положении с севера на юг. Погребальный инвентарь состоял из керамических сосудов (обычно 1–5), бронзовых предметов (украшения и личные вещи, кольца, заколки, булавки и т. Д.), Костных артефактов (амулеты и инструменты, включая иглы), иногда кремневых орудий (захоронение Например, лучник из Новой Веси Вроцлавской был похоронен с цветными кремневыми наконечниками стрел). Тело, захороненное в могиле, могло быть защищено циновками из растительных материалов или гробом, но в большинстве случаев не было дополнительного покрытия трупа. Хорошо известный пример погребения плетеных гробов происходит из Брущево укрепленного поселения, расположенного неподалеку Познани в Великой Польше. Примерно в 20% погребений обнаружены каменные оправы. Возведение полной или частичной каменной кладки (несколько камней в углах могилы) кажется довольно распространенной практикой, наблюдаемой на всех этапах ЕВА в Центральной Европе. Деревянные гробы были обнаружены в нескольких местах, например, в Нижней Силезии. Гробовые захоронения жнетицкой культуры можно разделить на два типа по конструкции: гробы на носилках и гробы на каноэ. Гробы были изготовлены из цельного бруса дерева. Самый яркий пример богатого кладбища, на котором было много подобных погребений, находится в Пшецлавицах около Вроцлава. Захоронения гробов появляются в Центральной Европе в неолите и хорошо известны из культур колокольчиков и шнуровой посуды в Моравии.
На сегодняшний день более пятидесяти снетицких курганов найдено в Центральная Европа ; большинство памятников опубликовано в археологической литературе, но только около 60% из этого числа были раскопаны в соответствии с современными стандартами. Некоторые гробницы, найденные в начале 19 века, например, многие гробницы в Костян уезде, Польша, были неправильно идентифицированы и были ограблены или иным образом уничтожены. Наибольшее скопление Снетицких курганов, также известных в археологической литературе как «княжеские могилы», можно найти:
Размеры гробниц варьируются, самым большим из них является памятник костянской группы Снетицкой культуры - курган № 4 в Ленках. Мале (50 метров (160 футов) в диаметре и 5-6 метров (16-20 футов) в высоту сегодня). В классической фазе типичная «княжеская могила» была примерно 25 метров (80 футов) в диаметре и 5 метров (20 футов) в высоту.
Снетицкая культура имела торговые связи с британской культурой Уэссекса. Металлургические мастера Снетице использовали в основном чистую медь; сплавы меди с мышьяком, сурьмой и оловом для производства бронзы стали обычным явлением только в последующие периоды. Кладбище Зинген является исключением; в нем было несколько кинжалов с высоким содержанием олова (до 9%). Возможно, они были произведены в Бретани, где было найдено несколько богатых захоронений того периода. Также широко продавалось корнуоллское олово. золотая лунула ирландского дизайна была найдена на юге, до Буцбаха в Гессене (Германия). Янтарь также продавался, но, возможно, использовались небольшие ископаемые месторождения, а также балтийский янтарь.
Наиболее типичные жилые постройки Снетицкого периода известны в Чехии. Дома построены из дерева, с двускатной крышей, прямоугольной формы с входом с западной стороны. Крыши были построены из соломы и других подобных растительных материалов, обеспечивающих теплоизоляцию и защиту от дождя. Поскольку соломенная крыша была легче, для ее поддержки требовалось меньше древесины. Солома также является универсальным материалом, когда дело доходит до покрытия неровных конструкций крыши, и является естественной водонепроницаемой. Стены были построены в технике плетень и мазок. Стены, в том числе внутри зданий, вероятно, были сделаны из плетеной решетки из деревянных полос; наружные стены позже были покрыты композитным строительным материалом - смесью глины, песка, навоза животных и соломы. Один из домов, обнаруженных в [cs ] в Чешской Республике, имел длину 24 метра (79 футов) и ширину примерно 6,5 метра (21 фут) [1].
Одной из наиболее характерных черт поселений являются ямы-склады Снетицкого типа. Они располагались под домами, были глубокими и просторными, с цилиндрической или слегка конической горловиной, арочными стенами и относительно плоским дном. Эти ямы часто служили житницами.
Подавляющее большинство поселений состояло из нескольких домов, собранных в общинном пространстве деревни или поселка. Были обнаружены и более крупные укрепленные деревни с валами и деревянными укреплениями, например, в Брущево в Великой Польше и Радловице в Силезии <26.>. Эти более крупные деревни играли роль местных политических центров, возможно, также рыночных площадей, облегчая поток товаров и материалов.
Важные населенные пункты включают Врабле и Нитриански Градок в Словакии и Лойбинген в Германии.
Многочисленные «загадочные таблички» (также известные как Brotlaibidole на немецком языке), сделанные из глины (а иногда и камня), были найдены в Центральной Европе и на севере Италии, начиная с раннего и среднего бронзового века, в том числе на участках, связанных с культурой Унетице. Таблички помечены последовательностями геометрических фигур, таких как круги, линии, точки, кресты и т. Д.
Назначение табличек неясно, и значение надрезов еще не расшифровано. Преобладает теория, что они служили цели в торговле на большие расстояния, возможно, металлами.
Недавно был запущен международный проект по изучению табличек с участием различных итальянских и зарубежных университетов. В сотрудничестве с кафедрой оптоэлектроники Университета Брешии артефакты изучаются инновационным способом с использованием трехмерного сканирования и техники измерения, которая позволяет проводить морфологический сравнительный анализ между таблицами, обнаруженными даже на большом расстоянии друг от друга. В 2010 году при сотрудничестве тридцати пяти музеев была организована первая крупная выставка загадочных табличек из Археологического музея верхней Мантуи в Кавриане. На выставке было выставлено сто примеров загадочных табличек.
Глиняная табличка из Мангольдинга в Германии, Музей Регенсбурга
Фрагмент глиняной таблички из Италии, Музей Рамботти
Глиняная табличка из Италии, Музей Ладена
Сегодня Снетицкая культура считается частью более широкого общеевропейского культурного феномена, постепенно возникающего между второй половиной III тысячелетия и началом II века. По словам Покутты, «Роль Снетицкой культуры в формировании бронзового века Европы невозможно переоценить. Возникновение и существование этого оригинального, обширного и динамичного населения является одним из самые интересные моменты европейской предыстории ». Влияние этой культуры охватывало гораздо большие территории, в основном за счет интенсивного обмена. Таким образом, нетицкая керамика и бронзовые предметы найдены в Британии, Ирландии, Скандинавии и Италии, а также на Балканах.
Сильное влияние Снетицких металлургических центров и традиций гончарного производства можно увидеть в других группах EBA, например, в Адлерберг, Штраубинг, Зинген, Неккар -Рисы и группы в Германии, а также в Австрии. Группа Нитра, населяющая южную Словакию, не только хронологически предшествует Снетицкой культуре, но и имеет тесные культурные связи с ней. В более поздние времена некоторые элементы традиций Снетицкого гончарного дела можно найти и в тшцинецкой культуре.
В ходе генетического исследования, опубликованного в Nature в марте 2015 года, были изучены останки 8 человек из Унетис, захороненных на территории современной Германии c. 2200–1800 гг. До н. Э. Было определено, что 3 экстрагированных образца Y-ДНК принадлежат к гаплогруппе I2a2, I2c2 и I2, тогда как 8 образцов <Было установлено, что 66>извлеченных мтДНК принадлежат к гаплогруппе I3a (2 образца), U5a1, W3a1, U5b2a1b, H4a1a1, H3 и V. Было обнаружено, что обследованные особи Unetice очень близки к народам ямной культуры, культуры колокольчиков и культуры шнуровой керамики. Их количество степных предков сравнимо с таковым у некоторых современных европейцев.
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в июне 2015 года, были изучены останки 7 человек из племени Унетице, захороненных на территории современной Польши. и Чехия из гр. 2300–1800 гг. До н. Э. Было установлено, что 7 извлеченных образцов мтДНК принадлежат к гаплогруппе U4, U2e1f1, H6a1b, U5a1b1, K1a4a1, T2b <26.>и K1b1a. Еще один самец из поздней культуры шнуровой керамики или ранней культуры Унетиц в Ленки Мале, Польша ок. 2300–2000 гг. До н.э. оказался носителем отцовской гаплогруппы R1b1a и материнской гаплогруппы T2e. Было обнаружено, что народы культуры шнуровой керамики, культуры колокольчиков, культуры Юнетице и скандинавского бронзового века были генетически очень похожи друг на друга и проявляли значительную генетическую близость с культурой Ямной. 115>
На Викискладе есть материалы, связанные с культурой Unetice. |