Самарская культура

редактировать
Самарская культура
Samara culture.jpg
ГеографияСреднее Поволжье
ПериодЭнеолит
Даты5-е тысячелетие до нашей эры
, предшествовавшее?
, за которым следуетхвалынская культура

самарская культура - археологический термин для энеолитической культуры, расцветавшей на рубеже XIX и XX веков. V тысячелетие до н.э., расположенный в Самарской излучине в районе верхнего Волги (современная Россия). Считается, что самарская культура связана с современными или последующими доисторическими культурами Понтийско-Прикаспийской степи, такими как Хвалынская и Ямная (или Ямная) культуры.. Протоиндоевропейская родина часто связана с одной или несколькими из этих культур.

Содержание

  • 1 Археологический памятник
  • 2 Артефакты
    • 2.1 Керамика
    • 2.2 Жертвенные предметы
    • 2.3 Могилы
  • 3 Генетика
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Археологические раскопки

Самарская культура была энеолитической культурой начала V тысячелетия до н.э. в Самарской излучине средняя Волга, на северной окраине степной зоны. Он был обнаружен при археологических раскопках в 1973 году у села Съезжее в России. Родственные стоянки - Варфоломиевка на Волге (5500 г. до н.э.), являвшаяся частью северокаспийской культуры, и Микольское на Днепре. Более поздние этапы развития самарской культуры совпадают с предшествующей ей культурой в этом регионе, ранней хвалынской культурой (4700–3800 гг. До н.э.), в то время как археологические находки кажутся связанными с днепровско-донецкой культурой. II культура (5200 / 5000–4400 / 4200 гг. До н.э.).

В долине реки Самары также есть памятники последующих культур, которые описательно называются «самарскими культурами» или «культурами Самарской долины». Некоторые из этих мест в настоящее время находятся на раскопках. Однако собственное название «самарская культура» зарезервировано для раннего энеолита региона.

Артефакты

Керамика

Керамика состоит в основном из кубков яйцевидной формы с ярко выраженными краями. Они не могли стоять на плоской поверхности, предполагая, что использовался какой-то способ поддержки или переноски, возможно, плетеные корзины или стропы, для которых ободья были бы полезной точкой опоры. Перевозчик перекидывал горшки через плечо или на животное. Украшение состоит из круговых мотивов: линий, полос, зигзагов или волнистых линий, надрезанных, проткнутых или вдавленных гребнем. Эти закономерности лучше всего понять, если смотреть сверху. Тогда они кажутся солнечными мотивами, а горлышко горшка - солнцем. Более поздние разработки этой темы показывают, что на самом деле изображено солнце.

Жертвенные предметы

Для данной культуры характерны останки жертвоприношений животных, которые встречаются на большинстве мест. Бесспорных свидетельств верховой езды нет, но были захоронения лошадей, самые ранние в Старом Свете. Обычно голову и копыта крупного рогатого скота, овец и лошадей кладут в неглубокие чаши над могилой человека, задушенной охрой. Некоторые видели начало жертвоприношения коня в этих останках, но это толкование не было более определенно подтверждено. Мы знаем, что индоевропейцы приносили в жертву как животных, так и людей, как и многие другие культуры.

Могилы

Найденные могилы представляют собой неглубокие ямы для отдельных людей, но в них могут быть помещены два или три человека.

Мужчина, похороненный на Лебяжинке примерно 7000 лет назад и часто упоминаемый учеными археогенетикой как «самарский охотник-собиратель» (он же I0124; SVP44; M340431), похоже, нес редкая гаплогруппа Y-ДНК R1b1 * (R-L278 *).

Некоторые могилы покрыты камнем пирамидой или низкий земляной холм, самый первый предшественник кургана. Более поздний, полностью развитый курган был холмом, на котором умерший вождь мог подняться к богу неба, но сомнительно, имели ли эти ранние курганы такое значение.

Могильные приношения включали украшения с изображением лошадей. Могилы также были завалены останками лошадей; пока нельзя окончательно определить, были ли эти лошади одомашнены и ездили верхом или нет, но они определенно использовались в качестве мясных животных. Наиболее спорными являются костяные бляшки лошадей или двойные головы быков, которые были протыканы.

В могилах есть хорошо сделанные кинжалы из кремня и кости, помещенные в руку или голову умершего, один в могиле маленького мальчика. Оружие в могилах детей стало обычным явлением позже. Другое оружие - костяные наконечники копий и кремневые наконечники стрел.

В могилах найдены другие резные костяные фигурки и подвески.

Генетика

Исследование, опубликованное в ноябре 2015 года в Nature, включало анализ мужчины-охотника-собирателя из Лебянжинки, Самарской области, который жил ок. 5650-5540 гг. До н. Э. Было обнаружено, что он несет гаплогруппу R1b1a1a и U5a1d.

. Примечания

На Викискладе есть материалы, связанные с самарской культурой.

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-06 09:08:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте