Юэчжи

редактировать
Юэчжи
Юэчжи migrations.svg Миграции юэчжи через Среднюю Азию, примерно с 176 г. до н.э. до 30 г. н.э.
Общая численность населения
Примерно от 100 000 до 200 000 конных лучников, согласно главе 123 Шидзи. В главе 96А Ханьшу говорится: 100 000 семей, 400 000 человек, из которых 100 000 могут носить оружие.
Регионы со значительным населением
Западный Китай (ранее 2 век до н.э.)
Средняя Азия (2 век до н.э. - 1 век нашей эры)
Северная Индия (1 век нашей эры - 4 век нашей эры)
Языки
Бактриан (в Бактрии в I веке нашей эры)
Религия
Буддизм. Индуизм. Шаманизм. Зороастризм. Манихейство. Кушанские божества

Юэчжи (Китайцы : 月氏; пиньинь : Юэчжи; Уэйд-Джайлз : Юэ-чжи, ) были древними людьми впервые описан в китайских историях как кочевые скотоводы, живущие в засушливых пастбищах на западе входил в состав современной китайской провинции Ганьсу, в течение 1-го тысячелетия до нашей эры. После крупных поражений от сунну в 176 г. до н.э. юэчжи разделились на две группы, мигрирующие в разных направлениях: Великие юэчжи (Да Юэчжи 大月氏) и Малые юэчжи. (Xiǎo Yuèzhī 小 月氏).

Великие юэчжи мигрировали на северо-запад в Илийскую долину (на современных границах Китая и Казахстана), где, как сообщается, они вытеснили элементы саков. Они были изгнаны из Илийской долины усунами и мигрировали на юг в Согдию, а поселились в Бактрии. Следовательно, Великие юэчжи часто отождествлялись с народом, упоминаемыми в классических европейских источниках как вторгшиеся в Греко-Бактрийское царство, как и Тохариой (греч. Τοχάριοι; санскрит тухара) и Asii (или Asioi). В I веке до нашей эры одно из пяти основных племен юэчжи в Бактрии, кушаны (кит. : 貴霜; пиньинь : Гуйшуан), начало относить к другим племенам и соседним народам. Последующая Кушанская империя, на пике своего развития в III веке нашей эры, простиралась от Турфана в Таримской котловине на севере до Паталипутры на Гангской равнине в Индии на юге. Кушаны сыграли роль в развитии торговли на Шелковом пути и внедрение буддизма в Китай.

Малые юэчжи мигрировали на юг, к краю Тибетского нагорья. Сообщается, что некоторые из них поселились среди Цинхае в Цинхае и участвовали в Восстании Лянчжоу (184–221 гг. Н.э.). Другие, как, основали говорят город-государство из Кумуна (ныне известный как Кумул и Хами ) в восточном Тариме. Четвертая группа Малых Юэчжи могла стать частью народа Цзе из Шаньси, которые основали государство Позднее Чжао 4-го века нашей эры (хотя это остается спорно).

Многие ученые считают, что юэчжи были индоевропейским народом. Хотя некоторые ученые связывают их с артефактами вымерших культурных территорий Тарима, такими как мумии Тарима и тексты, записывающие тохарские языки, доказательства любые такие связи являются косвенными.

До. 221 г. до н.э.Юэчжи сильны возле Дуньхуана, около западного конца коридора Хэси, и контролируют торговлю нефритом из бассейна Тарима. Где-то на западе находятся Усунь, а дальше на восток, около плато Ордос, находятся сюнну или их предшественники..
215 г. до н.э.сюнну побеждены династия Цинь Китай и отступление в Монголию.
207 г. до н.э.Сюнну начать кампанию набегов на Юэчжи.
Около. 176 г. до н.э.Сюнну нанесли крупное поражение юэчжи.
173 г. до н. Э.Юэчжи победили усуней.
. 165 г. до н. Э.Большинство юэчжи начинают мигрировать на запад, в долину Или ; эта фракция позже известна как «Великие юэчжи». Большая часть другой фракции, известной как «Малые юэчжи», поселяется на Тибетском плато и в бассейне Тарима.
132 г. до н.э.Усунь атакует Великих Юэчжи, вынуждая их к югу от долина Или.
132–130 до н. э.Великие юэчжи мигрируют на запад, затем на юг и обосновываются на северо-западе Бактрия.
128 г. до н.э.китайский посланник по имени Чжан Цянь достигает Великого Юэчжи.
Около. 30 г. н.э.Одно из пяти племен, составляющих Великие племена Юэчжи, Кушана становится доминирующим и составляет основу Кушанской империи.

Содержание

  • 1 Самые ранние упоминания в китайских текстах
  • 2 Рассказ о Чжан Цянь
    • 2.1 Юэчжи и Сюнну
    • 2.2 Исход Великого Юэчжи
    • 2.3 Визит Чжан Цяня
  • 3 Поздние китайские рассказы
  • 4 Кушана
    • 4.1 Бактрия
      • 4.1.1 Ковры Ноин-Ула
    • 4.2 В Гиндукуше
    • 4.3 Кушанская империя
  • 5 Более поздние ссылки на Малые Юэчжи
  • 6 Предлагаемые ссылки в другие группы
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитируемые работы
  • 9 Внешние ссылки

Самые ранние упоминания в китайских текстах

Около 210 г. до н.э. юэчжи проживали к северо-западу от Циньского Китая.

В трех доханьских текстах упоминаются народы, которые, по-видимому, являются юэчжи, хотя под немного другими именами.

  • Философский трактат Гуаньцзы (73, 78, 80 и 81) регистрирует скотоводов-кочевников, известных как ючжи 禺 氏 (древнекитайские : * ŋʷjo-kje) или Niúzhī 牛氏 (OC : * ŋʷjə-kje), которые поставляли нефрит китайцам. (В настоящее время считается, что Гуаньцзы была составлена ​​примерно в 26 г. до н.э. на основе более старых текстов, в том числе некоторые из эпохи государства Ци 11–3 вв. До н. Самые известные ученые больше не приписывают его авторство Гуань Чжун, чиновник ци в VII веке до эры.) Вывоз нефрита из Таримской котловины, по крайней мере, с конца II тысячелетия до эры, хорошо документирован археологически. Например, фрагменты нефрита, найденные в гробнице Фу Хао (ок. 1200 г. до н.э.), прошлое из области Хотан на южной окраине Таримской котловины. Согласно Гуаньцзы, ючжи / нючжи, в отличие от соседних сюнну, не вступали в конфликт с соседними китайскими государствами.
  • Эпический роман Повесть о царе Му, сыне Небеса (начало 4 века до н. Э.) Также упоминают равнину Ючжи 禺 知 (OC: * ŋʷjo-kje) к северо-западу от земель Чжоу.
  • Глава 59 И Чжоу Шу (вероятно датируемый 4–1 веками до нашей эры) относится к народу ючжи 禺 氏 (OC: * ŋʷjo-kje), живущему к северо-западу от владений Чжоу и предлагающему лошадей в качестве дани. Позднее дополнение содержит имя Yuèdī 月 氐 (OC: * ŋʷjat-tij), которое может быть неправильным написанием имени Yuèzhī 月氏 (OC: * ŋʷjat-kje), обнаружено в более поздних текстах.

В I веке до нашей эры., Сыма Цянь - широко известный как основатель китайской историографии - внутри, как династия Цинь (221–206 гг. До н.э.) покупала нефрит и высоко ценила армию лошади из народа, которого Сыма Цянь называл Учжи 烏氏 (OC: * ʔa-kje), во главе с человеком по имени Ло. Учжи обменивали эти товары на китайский шелк, который затем продавали другим соседям. Вероятно, это упоминание о юэчжи как об опоре в торговле на Шелковом пути, который в III веке нашей эры начал связывать китайские государства с Центральной Азией, в конечном итоге, с Ближним Востоком, Средиземноморьем и другими странами. Европа.

Рассказ о Чжан Цянь

Самый ранний подробный отчет о Юэчжи находится в главе 123 Записок Великого Историка Сыма Цяня, описывающий миссию Чжан Цянь в конце 2 века до нашей эры. По сути, тот же текст появляется в главе 61 Книги Хань, хотя Сыма Цянь иногда добавлял слова и фразы, чтобы прояснить смысл.

Оба текста используют имя Yuèzhī ī (OC: * ŋʷjat-kje), состоящий из символов, означающих «луна» и «клан» соответственно. В печати появилось несколько различных латинизации этого китайскоязычного имени. Иранолог Х. У. Бейли предпочел Уэ-Ши. Другое современное китайское произношение этого - Ròuzhī, основанное на тезисе о том, что символ в имени является ошибкой переписчика для ; однако Тьерри считает этот тезис «совершенно неверным».

Юэчжи и сюнну

Рассказ начинается с юэчжи, заселяющих луга к северо-западу от Китая в начале 2 века до нашей эры:

Великие юэчжи были кочевой ордой. Они передвигались вслед за своим скотом и придерживались тех же обычаев, что и хунну. Статистический указатель. В прошлом они жили в районе между Дуньхуаном и Цилианом.

Книга Хань, 61

Область между горами Цилиан и Дуньхуан находится в западной части современной китайской провинции Ганьсу, но археологические находки юэчжи в этой области пока не обнаружены. Некоторые утверждали, что «Дуньхуан» должен быть Дуньхун, горой в Тянь-Шане, и что Цилиан следует интерпретировать как название Тянь-Шаня. Таким образом, они разместили исконную родину юэчжи на 1000 км дальше на северо-запад в лугах к северу от Тянь-Шаня (в северной части современного Синьцзяна ). Другие авторы предполагают, что территория, определенная Сыма Цяном, была просто ядром империи, охватывающая западную часть Монгольской равнины, верховья Хуанхэ, Таримский бассейн и, возможно, большая часть Центральной Азии, включая Горный Алтай, место пазырыкских захоронений на плато Укок.

К концу III века хунну монарх Туман даже отправил своего старшего сына Модули в заложники у юэчжи. Юэчжи часто нападали на своего соседа Усуня, чтобы захватить рабов и пастбища. Первоначально Усунь жил вместе с юэчжи в районе между Дуньхуаном и горой Цилиан. Юэчжи напали на усунов, убили их монарха Нандоуми и захватили его территорию. Кунмо, сын Нандуми, бежал к хунну и был воспитан монархом хунну.

Мужчины в иранской одежде на одном из вышитых ковров Сюнну могильника Ноин-Ула. Им предложили стать юэчжи. 1 век до н.э. - 1 век нашей эры.

Постепенно сюнну окрепли, и началась война с юэчжи. Согласно китайским отчетам, было как минимум четыре войны. Первая война разразилась во время правления хуннского монарха Тумана (умершего в 209 г. до н.э.), который внезапно напал на юэчжи. Юэчжи хотели убить Модули сына хуннского короля Тумана, которого держал в заложниках, но Модули у них хорошую лошадь и сумел бежать в свою страну. Впечатление он убил своего отца и стал правителем хунну. Похоже, что хунну не победили юэчжи в этой первой войне. Вторая война произошла на 7-м году эры Модули (203 г. до н.э.). После этой войны большая часть территории, использовавшаяся принадлежавшей юэчжи, была захвачена сюнну, и гегемония юэчжи пошатнулась. Третья война, вероятно, произошла в 176 г. до н.э. (или незадолго до этого), и юэчжи потерпели сокрушительное поражение.

Незадолго до 176 г. до н.э., во главе с одним из вождей племен Модули, сюнну вторглись на территорию Юэчжи в регионе Ганьсу и одержали сокрушительную победу. Моду хвастался в письме (174 г. до н.э.) к ханьскому императору, что благодаря «превосходству своих воинов и силе своих лошадей, ему удалось истребить юэчжи, убить или заставить подчиниться каждое число племени.. «Сын Модули Лаошан Чанью (правил 174–166 гг. До н.э.) продемонстрировал убил царя юэчжи и, в соответствии с кочевыми традициями,« сделал чашу для питья из его череп. " (Шиджи 123.)

Тем не менее, примерно в 173 г. до н.э., Wusun, по-видимому, были побеждены Yuezhi, которые убили короля Wusun (кунми китайский : 昆 彌 или kunmo китайский : 昆莫), известный как Нандоуми ( китайский : 難 兜 靡).

Исход Великих Юэчжи

Средняя Азия в I веке до н.э.

После их поражения от хунну юэчжи разделились на две группы. Малые или Малые Юэчжи (Сяо Юэчжи) перебрались в «южные горы», которые, как полагают, были Горами Цилиан на краю Тибетского плато, чтобы жить с Цян.

Так называемые Великие (или Великие) Юэчжи (Да Юэчжи, 大月氏) начали мигрировать на северо-запад примерно в 165 г. до н.э., сначала поселившись в долине Или, непосредственно к северу от Тянь-Шань горы, где они победили Саи (саки): «Юэчжи напали на царя Саи, который продвинулся на значительное расстояние к югу, а затем юэчжи заняли его земли »(Книга Хань 61 4Б). Это было «первое исторически зарегистрированное движение народов, происходящих из высокогорных плато Азии».

В 132 г. до н.э. усун, в союзе с хунну и из мести за более ранний конфликт, снова удалось вытеснить юэчжи из Илийской долины, заставив их двинуться на юго-запад. Юэчжи прошли через соседнюю городскую цивилизацию ДаюаньФергане ) и поселились на северном берегу Окса, в районе северного Бактрия, или Трансоксиана (совр. Таджикистан и Узбекистан ).

Посещение Чжан Цяня

Более поздняя фреска (ок. 618–712 гг. Н.э.) из пещер Могао, изображающая китайскую миссию Чжан Цянь в Юэчжи в 126 г. до н.э.

Юэчжи использовали в Трансоксиане китайская миссия под руководством Чжан Цянь в 126 г. до н.э., которая стремилась к наступательному союзу с Юэчжи против сюнну.. Чжан Цянь, который провел год в Трансоксиане и Бактрии, написал подробный отчет в Шиджи, который дает глубокое понимание ситуации в Средней Азии того времени. Просьба о союзе была отклонена сыном убитого царя Юэчжи, который предпочел сохранить мир в Трансоксиане, а не искать мести.

Чжан Цянь также сообщил:

Великие юэчжи живут в 2000 или 3000 ли [832–1247 километров] к западу от Дайюань, к северу от Гуй [Оксус ] река. Они ограничены на юге Даксией [Бактрией ], на западе - Аньси [Париейф ], а на севере Канджу [за серединой Яксарт / Сырдарья]. Это нация кочевников, перемещающиеся с места на место со своими стадами, и их обычаи подобны обычаям хунну. У них около 100 000 или 200 000 воинов-лучников.

— Шиджи, 123

В анализе физических типов и культур Средней Азии Чжан Цянь сообщает:

Государство от Дайюань на западе до Аньси (Парфия), говорят на разных языках, их обычаи в целом схожи, а их языки взаимно понятны. У мужчин глубоко посаженные глаза, густые бороды и усы. Они искусны в торговле и готовы торговаться за долю цента. Женщины пользуются большим уважением, и мужчины принимают решения по совету своих женщин.

— Шиджи, 123 Водораздел реки Оксус (современная Амударья)

Чжан Цянь также описал остатки Греко-Бактрийское царство на другой стороне реки Оксус (китайский Гуй) как ряд автономных городов-государств под сюзеренитетом Юэчжи:

Даксия занимает более чем в 2000 ли к юго-западу от Даюань, к югу от реки Гуй. Его люди обрабатывают землю и имеют города и дома. Их обычаи подобны обычаям Да-Юаня. У него нет великого правителя, а только несколько мелких вождей, управляющих различными городами. Люди не умеют обращаться с оружием и боятся сражений, но умны в торговле. После, как Великие Юэчжи двинулись на запад и напали на земли, вся страна попала под их власть. Население страны велико, около 1 000 000 и более человек. Столица называется городом Ланши, и здесь есть рынок, где продаются и покупаются всевозможные товары.

— Шиджи, 123

Более поздние китайские отчеты

Следующее упоминание о юэчжи в китайских источниках - найдено в начале 96А Книги Хань (завершено в 111 г. н.э.), относящейся к началу 1 века до нашей эры. В это время описывается, что юэчжи населяют всю Бактрию, организованные в пять основных племен или сихоу (гл.: 翖 侯, «Союзный принц»). Эти племена были известны китайцам как:

В Книге Поздней Хань (V век н.э.) также упоминается визит послов Юэчжи в китайская столица во 2 г. до н.э., который давал устные учения по буддийским сутрам ученику, предполагая, что некоторые юэчжи уже придержали буддийской вере в 1 веке до нашей эры (Балдев Кумар 1973).

Глава 88 Книги Позднего Хань опирается на отчет Бан Юна, основанный на кампаниях его отца Бан Чао в конце 1 века нашей эры. В нем сообщается, что одно из пяти племен юэчжи, Гуйшуан, сумело взять под свой контроль племенную конфедерацию:

Более чем сто лет спустя сихо Гуйшуана по имени Цюцзю Цюэ (Ch: 丘 就 卻, Куджула Кадфисес) атаковал и истребил четырех других сихоу. Он стал королем королевства под названием Гуйшуан (Кушан). Он вторгся в Аньси (Парфия ) и взял регион Гаофу (гл: 高 附, Кабул ). Он также победил все королевства Пуда (гл: 濮 達) и Джибин (гл: 罽 賓, Капиша - Гандхара ). Цюцзю Цюэ (Куджула Кадфисес) было больше восьмидесяти лет, когда он умер. Его сын, Ян Гаожен (гл: 閻高珍) (Вима Такто ), стал королем вместо него. Он вернулся и победил Тяньчжу (Северо-Западная Индия) и назначил генерала надзирать за ним и руководить им. Тогда юэчжи стали очень богатыми. Все королевства называют [своего царя] царем Гуйшуан (Кушан), но хань называют их по их первоначальному имени Да Юэчжи.

— Книга позднейших ханьцев, пер. Джон Хилл

Более поздняя китайская аннотация в книге Чжан Шоуцзе Шиджи (цитируется Чжэнь 萬 震 в Нанчжужи 南 州 志 [«Странные вещи из Южного региона»], ныне утерянный текст 3-го века из царство У ) в городах кушанов как живущих в той же самой области к северу от Индии, в греко-римского стиля и обладающих сложными ремеслами. Цитаты сомнительны, поскольку Ван Чжэнь, вероятно, никогда не посещал королевство Юэчжи по Шелковому пути, хотя он мог получить свою информацию из торговых портов на южном побережье. Китайские источники продолжали использовать имя юэчжи и редко использовали кушан (или гуйшуан) в качестве общего термина:

Великие юэчжи расположены примерно в семи тысячах ли [2910 км] к северу от Индии. Их земля находится на большой высоте; климат сухой; регион удаленный. Король государства называет себя «сыном неба». В этой стране так много верховых лошадей, что их часто бывает несколько сотен тысяч. Планировка городов и дворцы очень похожи на те, что были в Дацине [Римской империи]. Кожа людей там красновато-белая. Люди искусны в стрельбе из конного лука. Местные продукты, раритеты, сокровища, одежда и обивка очень хороши, и даже Индия не может сравниться с этим.

— Ван Чжэнь (3 век н.э.)

Кушана

Юэчжи в Бактрии, на коврах Ноин-Улы Юэчжи-дворянин над огненным алтарем, Ноин-Ула. Юэчжи-всадник в доспехах Ноин-Ула. Юэчжи (слева) сражается с согдийцем за щитом (справа), Ноин-Ула.

Считается, что среднеазиатские народы, называвшие себя кушаны, которые были среди завоевателей Греко-Бактрийского царства во 2 веке до нашей эры, произошли как династический клан или племя юэчжи. Поселенная ими территория Бактрии стала известна как Тохаристан. Поскольку некоторые жители Бактрии стали известны как Тухара (санскрит) или Тохарой ​​(Τοχάριοι; греч.), Эти имена позже стали ассоциироваться с юэчжи.

Кушана говорила на бактрийском, восточноиранском языке.

на бактрии

В III веке до нашей эры Бактрия была завоевана греками в <293 г.>Александра Македонского ис тех пор заселена эллинистической цивилизацией Селевкидов.

Образовавшееся Греко-Бактрийское царство просуществовало до II века до нашей эры. Этот район подвергся давлению со стороны различных кочевых народов, и греческий город Александрия на Оксе, по-видимому, был сожжен дотла примерно в 145 г. до н.э. Последний греко-бактрийский царь Гелиокл I отступил и перенес свою столицу в долину Кабула. Примерно в 140–130 годах до нашей эры греко-бактрийское государство было захвачено кочевниками и распалось. Греческий географ Страбон упоминает это событие в своем отчете о центральноазиатских племенах, которые он назвал «скифами ":

. Все или большая часть из них - кочевники. Самыми известными племенами являются те, кто лишили греков Бактрианы : азии, пасиани, тохари и сакараули, пришедшие из страны по другой стороне Яксарта [Сырдарьи], напротив саков и Согдиани.

Страбон, Ранняя юэчжийская чеканка Юэчжийская анонимная копия монеты греко-бактрийского царя Гелиокла анонимного юэчжи монеты греко -Бактрийский царь Гелиокла, с оригинальной лошадью на реверсе Правитель Юэчжи Арсилес. Конец I века до н.э. Правитель Юэчжи Сападбиз. Конец I века до н.э.

Римский историк Помпей Трог, писавший в I веке до н.э., приписывал разрушение греко-бактрийского государства Сакараукам и азиатским «королям Тохари». И Помпей, и римский историк J Устин (2 век эры) записывает, что парфянский царь Артабан II был смертельно ранен в войне против тохаров в 124 г. до н.э. Было высказано предположение о нескольких отношениях между этими племенами и теми, что указываются в китайских источниках.

После того, как они поселились в Бактрии, юэчжи стали эллинизированными до некоторой степени - о чем свидетельствует их принятие греческого алфавита и некоторыми оставшимися монетами, отчеканенными в стиле греко-бактрийских царей, с текстом на греческом языке.

ковры Ноин-Улы

По словам Сергея Яценко, ковры с яркими вышитыми сценами, обнаруженные в Ноин-Ула, были изготовлены юэчжами в Бактрии, а были получены хунну. через коммерческий обмен или дань, поскольку юэчжи могли притоками сюнну долгое время после своего поражения. Вышитые ковры были одним из самых ценных ценных бумаг роскоши для хунну. Считается, что фигуры, изображенные на коврах, отражают одежду и обычаи юевхи, жившие в Бактрии в I веке до н.э. - I века нашей эры.

В Гиндукуше

Гиндукушем (Паропамисады ) правил западный индо-греческий царь до правления Гермея (правил ок. 90 г. до н. Э. - 70 г. до н.э.). После этой даты в этом районе не было известно ни одного индо-греческого короля. Согласно Бопеараччи, никаких следов следов индо-скифской оккупации (ни монет основных индо-скифских правителей, таких как Мауэс или Азес I ) были обнаружены в Паропамизаде и западном Гандхаре. Гиндукуш мог быть отнесен к юэчжи, над которым к тому времени почти два столетия доминировала Греко-Бактрия.

Как они сделали в Бактрии с их копированием греко-бактрийской монеты, юэчжи скопировали чеканку Гермея в огромных масштабах, примерно до 40 лет нашей эры., когда узор вписывается в чеканку кушанского царя Куджулы Кадфисес. Такие монеты самые содержат ранние известные имена Юэчжи ябгу (второстепенный королевский титул, аналогичный принцу), а именно Сападбиз и или Эджесил, которые примерно в 20 г. до н. э.

Кушанская империя

Первый самопровозглашенный кушанский правитель Герайос (1–30 гг. Н.э.) в греко-бактрийском стиле. Аверс: Бюст Герайоса с греческой королевской повязкой на голове.. Rev: Конный царь, коронованный венком греческой богини победы Ники. Греческая легенда: TVPANNOVOTOΣ HΛOV - ΣΛNΛB - KOÞÞANOY «Тиран Герайос, Санав (что означает неизвестный), из кушанов»

После этого они расширили свой контроль над северо-западной частью Индийского субконтинента, основав Кушан. Империя, правившая региононом несколько столетий. Несмотря на смену названия, большинство китайских авторов продолжали называть Кушаны юэчжи.

Кушаны расширились на восток в I веке нашей эры. Первый кушанский император, Куджула Кадфис, на своих монетах якобы ассоциировал себя с царем Хермеем.

Кушаны интегрировали буддизм в пантеон многих божеств и стали великобритании пропагандистами буддизма Махаяны, и их взаимодействие с греческой цивилизацией помогло гандхарской культуре и греко-буддизму процветать.

В течение I и II веков Кушанская империя расширилась в военном отношении на север и заняла части Таримского бассейна, поставив их в центр прибыльной торговли Центральной Азии Римская империя. Кушаны сотрудничали с китайцами в военном отношении против их общих методов. Это включало кампанию с китайским генералом Бан Чао против согдийцев в 84 г. н.э., когда последние пытались поддержать восстание царя Кашгара. Примерно в 85 г. н.э. кушаны также помогли китайцам в нападении на Турфан, к востоку от Таримской котловины.

Возможный царь юэчжи и его помощники, Гандхара каменная палитра, 1 век н.э.

После военной поддержки, оказанной ханьцу, кушанский император попросил брачный союз с Хань принцесса и послала подарки китайскому двору в ожидании, что это произойдет. После отказа ханьского двора 70-тысячная кушанская армия двинулась на Бан Чао в 86 году нашей эры. Армия была явно истощена к тому времени, когда достигла своей цели и потерпела поражение от китайских войск. Кушаны отступили и позже платили дань уважения китайскому императору Хань Хэ (89–106).

Примерно в 120 году нашей эры кушанские войска установили на троне Кашгара Ченпана - принца, который был послан ими в заложники и стал фаворитом кушанского императора. расширяют свою власть и влияние в Таримской котловине. Там они представили письменность брахми, индийский пракрит язык для управления и греко-буддийское искусство, которое превратилось в сериндское искусство.

буддизм. искусство c. 300 г. н.э., изображающий (слева направо) кушанского буддиста-мирянина Майтрейю, Будду, Авалокитешвару и кушанского буддийского монаха.

Следуя этой территории Во время экспансии кушаны принесли буддизм в северную и северо-восточную Азию, как через миссионерских усилий, так и путем перевода буддийских писаний на китайский язык. Среди главных кушанских миссионеров и переводчиков были Локакшема (родился ок. 147 г. н.э.) и Дхармаракша (ок. 233 - ок. 311), оба из которых были влиятельными переводчиками Махаяны. сутры на китайский язык. Они поехали в Китай и основали центр переводов, тем самым оказавшись в буддизма по Шелковому пути.

В Хрониках Трех Королевств (глава 3) было записано, что в 229 г. н.э. «Царь Да Юэчжи [Кушаны], Бодиао 調 (Васудева I ), послал своего посланника, чтобы вручить дань, и Его Величество (Император Цао Руи ) даровал ему титул Короля Интим Да Юэчжи с Вэй (Ch: 親 魏 大月氏 王, Qīn Wèi Dà Yuèzhī Wáng) ».

Вскоре после этого военная мощь Кушан пошла на убыль. Соперник Сасанидской империи Персии распространил свои владения на Бактрию во время правления Ардашира I около 230 г. н.э. Сасаниды также оккупировали соседнюю Согдию к 260 году нашей эры и превратили ее в сатрапию.

. В течение 3-го и 4-го веков Кушанская империя была разделена и завоевана сасанидами, племена гефталитов с севера и империи Гупта и Яудхея из Индии.

Более поздние ссылки на Малый Юэчжи

Всадника Юэчжи на чеканке Герайоса.

Сяо Юэчжи, возможно, использовались как общие термины для различных европеоидных меньшинств, оставшихся в Северном Китае (после миграции Большого Юэчжи). Этот термин используется для обозначения народов в таких разных местах, как Тибет, Цинхай, Шаньси и бассейн Тарима.

Некоторые из Малых Юэчжи поселились среди Цян из Хуанчжун, Цинхай, согласно археологу Софии-Катрин Псаррас. Юэчжи и Цян входили в группу верных варваров из Хуанчжуна, подняв мятеж против династии Хань во время восстания Лянчжоу (184–221 гг. Н. Э.).

Элементы Считается, что младшие юэчжи были частью народа цзе, который происходил из уезда Юшэ в Шаньси. Другие теории более прочно связывают цзе с хунну, канджу или тохароязычными народами Тарима. Во главе с императором Ши Лэ Цзе основал государство Позднее Чжао (319–351) и были убиты королем Ран Мином из Ран Вэй, во время войны Вэй-Цзе.

В Тибете Малые Юэчжи составляли Гар или мГар - название клана, связанное с кузнецами. Гар стали влиятельными в период Тибетской империи - до конца 7 века, когда 2000 из них были убиты тибетским императором Триду Сонгцан.

Китайский монах по имени Гао Джухуэй, который путешествовал по Таримской котловине в 10 веке, описал Чжунъюнь (仲 雲; Wade – Giles Tchong-yun) как потомков Малых Юэчжи. Это был город-государство Кумуна (также Чимуда или Кунуда), к югу от Лоп-Нура в восточном Тариме. (После последующего поселения уйгурских говорящих людей в этом районе, Cumuḍa стал известен как Čungul, Xungul и Kumul. Под последующим влиянием ханьских китайцев он стал известен как Hami.)

Какова бы ни была их судьба, Сяо Юэчжи перестали идентифицироваться по этому имени и, похоже, были отнесены к другим этническим группам, включая тибетцев, уйгуров и Хан.

Предлагаемые ссылки на другие группы

Гобелен Сампула В полный рост Деталь Вероятный солдат Юэчжи в красной куртке и штанах на гобелене Сампула. Вышито в эллинистическом стиле с мотивом кентавра, I век нашей эры, Сампул, Урумчи Региональный музей Синьцзян.

Связь между юэчжи и другими народами Центральной Азии не понятно. Основываясь на заявленном сходстве имен, разные ученые связали их с несколькими группами, но ни одна из этих идентификаций не получила широкого признания.

Мэллори и Майр предполагают, что юэчжи и усунь были среди кочевых народов, по крайней мере, некоторые из них. кто говорил на иранских языках, который переселился в северный Синьцзян из среднеазиатских степей во 2-м тысячелетии до нашей эры.

Такие ученые, как Эдвин Пуллибланк, Йозеф Маркварт, и предположим, что имя - народ Центральной Азии, упомянутое Птолемеем в Географии (150 г. н.э.) - также может быть попыткой передать Юэчжи.

Теория, разработанная У., получила лишь ограниченную научную поддержку. Б. Хеннинг, который предположил, что юэчжи произошли от гути (или гутианцев) и связанного с ним, но малоизвестного племени, известного как тукри, которые были коренными жителями Горы Загрос (современный Иран и Ирак), середина 3-го тысячелетия до нашей эры. В дополнение к фонологическому сходству между этими именами и * ŋʷjat-kje и Tukhāra, Хеннинг указал, что Гути могли мигрировать из Загрос в Ганьсу к тому времени, когда вошли юэчжи. исторические записи в Китае в 1-м тысячелетии до нашей эры. Однако единственное вещественное свидетельство, представленное Хеннингом, а именно аналогичная керамическая посуда, обычно считается далеко не окончательным.

Предлагаемые связи с Аорси, Асии, геты, готы, гуши, джат, массагеты и другие группы также не получили большой поддержки.

Когда в северной части Таримского бассейна были обнаружены рукописи VI - VIII веков нашей эры, написанные на двух до сих пор неизвестных языках, лингвист начала XX века Фридрих В.К. Мюллер предположил, что авторы Tókharoi и назвал недавно открытые языки «тохарским ». Это стало общим названием как для языков манускриптов Тарима, так и для людей, которые их создали. Большинство историков сейчас отвергают отождествление тохаров Тарима с тохарами Бактрии, которые, как известно, не говорили ни на одном другом языке, кроме бактрийского. Другие ученые предполагают, что кушаны, возможно, раньше говорили на тохарском языке, прежде чем по прибытии в Бактрию перешли на бактрийский, что является примером вторжения или колонизации элиты , принявшей местный язык. Однако, хотя тохарский язык содержит некоторые заимствования из бактрийского языка, в бактрийском языке нет следов тохарского языка.

Другой возможный эндоним юэчжи был выдвинут Х. У. Бейли, который утверждал, что в 9-м и 10-м веках Хотан Сака иранских текстов иранских текстов, как Гара. Согласно Бэйли, Ту Гара («Великий Гара») были Великими Юэчжи. Это согласуется с древнегреческим Τόχαροι Tokharoi (латинизированный тохари) в отношении фракции кушанов, завоевавших Бактрию, а также с тибетским именем Гар (или мГар), для членов Малых Юэчжи, поселившихся в Тибетской Империи.

См. также

Список литературы

Цитированные работы

Внешние ссылки

Wikisource текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Юэ-чи.
Последняя правка сделана 2021-06-22 04:48:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте