Поправки 2020 г. к Конституции России - 2020 amendments to the Constitution of Russia

редактировать

Поправки 2020 г., предложенные в январе 2020 г., являются вторыми существенными поправки к Конституции России 1993 года. Для внесения этих поправок президент России Владимир Путин провел всенародное голосование. Они были одобрены 1 июля 2020 года в результате всенародного голосования. Поправки имели широкие последствия, в том числе продлили ограничения на срок полномочий президента, позволили президенту увольнять федеральных судей и фактически запретили однополые браки.

После подписания Путиным 3 июля 2020 года указа об официальном внесении поправок в Конституцию России они вступили в силу 4 июля 2020 года.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Предыстория
  • 3 Предлагаемые поправки
  • 4 Закон
  • 5 Критика
  • 6 Зарубежный анализ
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
История

С момента ратификации Конституции в 1993 г. было предложено только три поправки. В 2008 году в целях продления срока полномочий президента и Государственной Думы, а также навязывания годового отчета премьер-министра депутатам Думы были изменены четыре статьи. В начале 2014 года было ратифицировано еще восемь поправок и одна была отменена, в результате чего упразднен Высший арбитражный суд и изменилось назначение прокуроров. Летом 2014 года были изменены еще две статьи, чтобы позволить Президенту выбирать до 10% (17 членов) Совета Федерации.

Президент Владимир Путин сделал новый предложение во время его ежегодного послания к Федеральному собранию 15 января 2020 года.

В соответствии со статьями 136 и 108 поправки к положениям глав 3–8, требуют того же утверждения, что и федеральный конституционный закон, то есть две трети сверхквалифицированного большинства голосов в Государственной Думе, нижняя палата и три четверти сверхквалифицированное большинство голосует в Совете Федерации, верхней палате и вступает в силу после принятия ими региональных законодательных собраний не менее две трети из 85 субъектов федерации.

Президент официально внес законопроект в Государственную Думу 20 января. 11 марта 2020 года Государственная Дума, в которой преобладают проправительственные партии, без возражений быстро одобрила предложение в третьем чтении. К 13 марта 2020 года законодательные собрания всех 85 субъектов Федерации одобрили поправки в Конституцию. 16 марта Конституционный Суд России одобрил поправки.

История вопроса

Согласно пункту 3 статьи 81 Конституции России одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Это означает, что Владимир Путин, который был избран президентом в 2012 и переизбран в 2018, не смог участвовать в президентских выборах 2024 года без дополнительных шагов.. В 2018 году Путин заявил, что не собирается занимать пост президента более двух сроков подряд, и отрицал возможность своего участия в выборах 2030 года

Поправки в Конституцию России решили так называемую " Проблема 2024 года », которая была связана с окончанием президентских полномочий Путина в 2024 году.

Согласно опросу общественного мнения Gallup International, проведенному в декабре 2017 года, если бы Путин не был в избирательном бюллетене, 46% не знали бы, за кого проголосовать, и 19% сделали бы бюллетень недействительным. Валерий Федоров сказал, что население России не задумывается об этой проблеме, а участники фокус-группы, собранные Левада-центром, выделили два основных сценария ее решения: сохранение президентских полномочий Владимиром Путиным и назначение преемник. Валерий Зорькин в 2018 году предложил изменить конституцию, чтобы Путин мог остаться в своем кабинете. Путин заявил, что не собирается менять Конституцию в интервью Мегин Келли в марте 2018 года. Сергей Марков сказал, что неоднократные заявления Путина о том, что отмены сроков полномочий не будет привела обсуждение возможных сценариев развития событий на 2024 г. к тупику. В результате, несмотря на ранее обещанные, ограничения, которые не позволяли Путину оставаться президентом Российской Федерации, изменились.

По мнению политолога Кирилла Рогова, конституционная конструкция российской государственности остается неясной из-за неудачного опыта «Тандем» и отсутствие институтов распределенной власти. Помимо очевидного конфликта между политическим режимом Путина и официальной государственной системой, проблема заключается также в невозможности Путина гарантировать безопасность себе и своей семье, если он полностью покинет свой пост и конституция, которая гарантирует это в качестве окончательной определенности.

Предлагаемые поправки

В 2020 году 41 статья была переписана и добавлены еще пять. За исключением 1-й, 2-й и 9-й глав, которые могут быть изменены только путем созыва Учредительного собрания и разработки новой Конституции, было изменено около 60% статей. По сути, после 1 июля вместо «ельцинской» конституции будет «Путинская», что означает существенное изменение политической системы, существующей более двадцати пяти лет. Основные поправки касаются того, как распределяется власть между ветвями власти: уход от суперпрезидентской системы, которая была создана в 1993 году, и одновременное создание новой, основанной на принципе сдержек и противовесов.

В целом предлагаются следующие поправки:

  • Убрать пункт «подряд» из статьи, регулирующей максимальное количество президентских сроков, не считая предыдущих президентских сроков до вступления поправки в силу.
  • Отменить количество президентских сроков, отбытых действующим президентом (Владимир Путин) или бывшим президентом (Дмитрий Медведев), чтобы позволить любому из них отбыть свой первый срок в случае избрания на пост президента в 2024 году.
  • Российская Конституция должна иметь приоритет над международной закон;
  • Государственная Дума (нижняя палата Парламента) должна иметь право одобрить кандидатуру Премьер-министра (в настоящее время она дает согласие только на его назначение) Государственная Дума будет все чтобы иметь возможность утверждать кандидатов в заместители премьер-министров и федеральных министров, президент не сможет отказать в их назначении, но в некоторых случаях сможет отстранить их от должности;
  • Лица, занимающие "важные должности" должности по обеспечению безопасности страны »(Президент, министры, судьи, главы регионов) не должны иметь иностранного гражданства или вида на жительство в других странах ни во время своей работы в должности, ни, в случае президента, ни при каких обстоятельствах. время до;
  • Кандидат в президенты должен прожить в России не менее 25 лет (в настоящее время 10 лет) и, возможно, никогда в своей жизни не имел иностранного гражданства или вида на жительство (без возможности отказа от иностранного гражданства, чтобы получить право быть президентом);
  • Совет Федерации (верхняя палата парламента) сможет предложить президенту уволить федеральных судей; в некоторых случаях Совет Федерации по предложению Президента будет иметь право снимать судей Конституционного и Верховного судов ;
  • отдельных министров, которые руководители правоохранительных органов назначаются Президентом по согласованию с Советом Федерации;
  • Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума;
  • Регулярная индексация пенсий;
  • Укрепление статуса и роли Государственного совета (в настоящее время это только консультативный орган и не предусмотрен Конституцией);
  • Наделение Конституционного суда правом проверять конституционность законов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации по запросу Президента, до их подписания Президентом;
  • Определение брака как отношения между один мужчина и одна женщина.

Помимо инициатив по перераспределению власти, первый проект включал пару социальных и экономических омически направленные поправки. В частности, Путин предложил требовать, чтобы минимальная заработная плата была выше черты бедности и гарантировала ежегодное увеличение пенсионных выплат. Поправки из этого блока были разработаны специальной группой, состоящей из депутатов, ученых и представителей общественности. В результате их работы Конституция была дополнена статьями, навязывающими определенное отношение правительства к таким вещам, как здравоохранение, наука, культура, волонтерство и молодежь. Кроме того, поправки содержат несколько нововведений, например, в отношении русского языка как «языкового государстваобразующего народа», защиты «исторической правды» и упоминания веры в Бога в отношении наследия. Большинство этих поправок не воплощают новые концепции, а скорее дублируют нормы, которые уже содержатся в федеральных законах.

Постановление

Поправки были поставлены на общенациональное голосование, первоначально назначенное на апрель 2020 года, но позже отложено из-за пандемии COVID-19. Они перенесены на 1 июля (досрочное голосование разрешено с 25 июня).

Процедура голосования была определена еще в процессе разработки. До этого понятия «всенародное голосование» не существовало. Утвержденная процедура заметно отличается от обычного голосования или референдума: всего месяц подготовки вместо 90-100 дней; наблюдатели могут быть только от Общественных палат, которые формируются федеральными или региональными органами власти; «Информирование общественности» о содержании поправок вместо агитации; отсутствие минимальной явки избирателей; возможность онлайн-голосования.

При подсчете 98% бюллетеней и 78% голосов за против 22% поправки легко прошли.

Критика

Поправки были восприняты как захват власти президентом Владимиром Путиным, чтобы позволить ему потенциально занимать пост президента до 2036 года. Согласно предыдущей версии конституции, Путин должен был уйти в отставку в 2024 году.

Основные споры вокруг всей договоренности были вызваны изменением процедуры внесения поправок в саму Конституцию (которые изложены в главе 9). Была введена новая трехступенчатая процедура. После одобрения федеральным и региональным парламентами была принята только третья статья, описывающая порядок вступления изменений в силу. После того, как Конституционный суд утвердил документ, была принята вторая статья, которая регулировала общенациональную процедуру голосования. Первая статья, включающая все поправки, может быть принята только после одобрения большинством голосов.

Содержательная критика была направлена ​​на поправки, которые противоречат первой и второй главам Конституция. В частности, о верховенстве Конституции над решениями межгосударственной власти, о праве президента подавать в отставку судей, включая местную власть в единую «систему государственной власти» и о религии. Однако после тщательного изучения этих претензий, а также претензий относительно дисконтирования предыдущих президентских сроков до вступления поправки в силу, Конституционный суд не нашел ничего противоречащего.

Анализ зарубежных источников

The New York Times писал, что предложенный запрет на однополые браки был «попыткой поднять явку на конституционный референдум, который мог бы удержать его у власти, но пока не вызвал у россиян особого энтузиазма».

The Guardian написал что «[этот] шаг, объявленный Путиным в январе, изначально рассматривался как способ удержать власть после 2024 года, когда в сложившейся ситуации он больше не сможет занимать пост президента из-за ограничений по срокам». The Guardian далее отметила, что «прямая поддержка Путиным поправок делает вероятность того, что они будут приняты. В четвертый президентский срок он принял все более консервативный поворот».

Уилл Партлетт написал, что поправки «следуют недавняя «популистская» тенденция к государственному строительству, основанная на конституционном централизме, антиинституционализме и протекционизме ».

См. также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-07-18 12:54:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте