Общая численность населения | |
---|---|
Точная численность населения неизвестна из-за сильной ассимиляции и отсутствия переписей по этническому признаку. Вторая по величине группа кавказского происхождения в стране. | |
Регионы со значительным населением | |
Тегеран, Провинция Гилян, Провинция Мазандаран, Рашт, Провинция Восточный Азербайджан, Провинция Фарс, Исфахан, Аспас | |
Языки | |
В основном Персидский, а также как черкес в небольших количествах | |
Религия | |
мусульмане |
50 000 черкесов из России в Иране (восточно-черкесский и западно-черкесский : Адыгэхэр Къажэрей, адыгэксер Kŭazhéreĭ; перс : چرکس های ایران) - этническое меньшинство в Иране. Черкесы в Иране несколько отличаются от других черкесов в диаспоре тем, что большинство из них происходят из эпохи Сефевидов и Каджаров, хотя некоторые из них мигрировали в качестве мухаджиров в конце XIX века. тоже. Черкесы в Иране были очень влиятельными в течение последних нескольких столетий. Подавляющее большинство из них ассимилировалось с персидским языком, и немногие из них больше не говорят на их родных черкесских языках. Когда-то составлявшее очень большое меньшинство в Иране, в настоящее время из-за значительной ассимиляции с течением времени и отсутствия переписей на основе этнической принадлежности оценки населения значительно различаются. Они, после грузин, являются крупнейшей кавказской группой в стране.
В персидском языке слово Черкес (چرکس) иногда применяется к кавказским народам, живущим за пределами Дербента в Дагестане, который был самым северным главный город Ирана до его уступки России в первой половине XIX века после Гулистанского договора.
У черкесов в Иране долгая история. В определенной степени они играли ту же роль, что и их братья, жившие в соседней Османской Турции ; многие были привозными, депортированными, рабами, но также составляли многие из известных благородных семей в империи, в то время как многие другие были правителями, военачальниками, солдатами, ремесленниками, крестьянами, в то время как они также составляли многие из жены царей и женщины в гареме. При различных королях Сефевидов и династии Каджаров многие черкесы в конечном итоге оказались в Иране.
Первое черкесское присутствие в Иране восходит к началу эпохи Сефевидов, во время которой шейх Джунайд совершал набеги на различные регионы Черкесии и уносил пленников обратно. Со времен царя (шаха ) Тахмаспа I (годы правления 1524-1576) черкесы начали играть важную роль в иранском обществе и начали проявляться как большая этническая группа в последовательных империях, базирующихся в Иране.
Чтобы создать противовес племенным, этническим и привилегированным интересам, которые Кызылбаш дал, что сделало систему несбалансированной, Тахмасп I уже делал первые шаги по созданию нового слоя в иранском обществе. Короли до Тахмаспа и он сам часто оказывались неспособными эффективно управлять из-за чрезвычайно сильного влияния Кызылбашей, которое проявлялось во всех сферах империи. Кызылбаши составляли основу Сафавийа с самых первых дней, и они также всегда обеспечивали значительную армию, на которую Сефевиды полагались в течение длительного периода времени. Чтобы сломать эту систему, требовался противовес, и новый слой общества был средством, с помощью которого это могло быть достигнуто. Этот новый слой общества был назван «третьей силой», поскольку они были новым этническим классом, или «силой», наряду с турками и персами. Этот новый слой, инициированный Тахмаспом I, будет состоять из многих сотен тысяч христиан и язычников кавказцев, в основном черкесов и грузин по этническому происхождению, депортированных, привозимых, рабов и мигрантов. Этот новый слой общества должен был быть в конечном итоге полностью завершен и реализован королем Аббасом I (годы правления 1588-1629). Из этого нового слоя также была создана новая военная сила; сила, которая будет напрямую оспаривать гегемонию кызылбашей повсюду в империи, сместить их со всех их позиций, тем самым прочно закрепив власть королей над королевством. Эти голамы, или «военные рабы», были частью этого недавно созданного слоя общества. Система рабов голам, хотя и была инициирована Тахмаспом I, была усовершенствована и полностью внедрена королем Аббасом I, и ее рядовые составлены из огромного количества этнических черкесов, грузин, армян и других народов Кавказа, например Лезгины. В конце концов, это большое количество черкесов и других кавказцев, верных только шаху, заменили кызылбашей и соперничали с ними через систему за политическую гегемонию и господство и должны были победить, хотя иногда они также соперничали друг с другом.
Черкесы составляли значительную часть этих элитных армий (так называемых голамов) и поэтому играли ключевую роль. Эта элитная армия [рабовладельческого строя] была похожа на янычар соседней Османской Турции по своему построению и построению. Те, кто находился в армиях, получили после высшего образования, обращения в ислам и воспитания в мусульманских семьях лучшую военную подготовку и снаряжение и были самой сильной силой и классом империи. Другие большие количества черкесов, как и грузины, были задействованы и задействованы во всех других возможных аспектах и положениях, которые предлагали империи, таких как гарем, гражданская администрация, военная администрация, крестьянство и ремесла, среди прочего, в то время как другие большие группы первоначально были заселены в различных регионах материкового Ирана, включая Гилан, Мазандаран и Фарс.
Согласно Томасу Герберту, живший в Сефевидском Иране в первой половине 17 века, Аспас был населен примерно 40 000 переселенцев христиан черкесами и грузинами. Ко времени правления царя Сулеймана I (годы правления 1666–1694 гг.) Только в столице сефевидов Исфахане проживало около 20 000 черкесов, дагестанцев и грузин.
Многие шахы, князья и принцессы произошли от знатных черкесских родов. Многие из дворян Сефевидов при дворе были черкесами. Фактически, Сефевиды, их сильно смешанная родословная включает несколько черкесских линий. Король Аббас II (годы правления 1642–1666) и шах Сулейман I (годы правления 1666–1694) - лишь некоторые из представителей высшей знати, рожденных черкесскими матерями.
После массового изгнания коренных черкесов с Северо-Западного Кавказа в 1864 году в основном в сторону Османской империи, некоторые также бежали в соседний Каджарский Иран, граничащей с Османской империей и царской Россией. В Иране правительство проводило политику ассимиляции, начав постепенное поглощение кавказских беженцев населением. Некоторые из этих депортированных после 1864 года достигли различных высоких должностей, например, в Персидской казачьей бригаде, где каждый член армии был либо черкесом, либо представителем любого другого типа этноса с Кавказа.
Несмотря на сильную ассимиляцию на протяжении веков, черкесские поселения просуществовали до 20 века. Однако черкесские языки когда-то также широко использовались многочисленным черкесским меньшинством, и значительное количество черкесов в Иране больше не говорит на этом языке. После грузин черкесы - вторая по численности группа в Иране, происходящая от Кавказа, и насчитывает значительное количество.
Известные иранцы частичного или полного черкесского происхождения включают: