Культурная революция в Советском Союзе

редактировать

Культурная революция была действия, осуществленные в Советской России и Советском Союзе, направленные на радикальную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Цель заключалась в формировании нового типа культуры в рамках построения социалистического общества, включая увеличение доли людей из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гордин в мае 1917 года и был введен в советский политический язык Владимиром Лениным в 1923 году. статья «О сотрудничестве »: «Культурная революция - это... целая революция, целая полоса культурного развития всей массы народа».

Культурная революция В Советском Союзе как целенаправленная программа трансформации национальной культуры на практике часто застопорилась и массово реализовывалась только в течение первых пятилеток. В результате в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне правильное, а потому часто оспариваемое соотношение культурной революции в Советском Союзе только с периодом 1928–1931 гг. Культурная революция 1930-х годов рассматривалась как часть серьезной трансформации общества и национальной экономики, наряду с индустриализацией и коллективизацией. Также в ходе культурной революции организация научной деятельности в Советском Союзе претерпела существенную перестройку и реорганизацию.

Содержание
  • 1 Культурная революция в первые годы Советской власти
  • 2 Результаты культурной революция в Советском Союзе
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Культурная революция в первые годы Советской власти

Культурная революция как изменение идеологии общества началось вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 г. вышел Указ об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были исключены предметы, связанные с религиозным образованием: теология, древнегреческий и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения советских граждан.

Для реализации программы в первые месяцы Советской власти сеть органов власти Создано партийно-государственное управление культурной жизни общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП (б) ), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Национализированы учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; свобода прессы была отменена. В области идеологии была широко развита атеистическая пропаганда, религия стала преследоваться, в церквях были организованы клубы, склады, производственные помещения, введена строгая цензура.

Большинство масс были необразованными и неграмотными: например, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что только 41,7% населения старше 8 лет могли читать на Советская Россия. Культурная революция заключалась прежде всего в борьбе с неграмотностью, которая была необходима для последующего научно-технического развития. Культурная работа сознательно ограничивалась элементарными формами, потому что, по мнению некоторых исследователей, советскому режиму нужна была исполнительская культура, а не творческая. Однако уровень ликвидации неграмотности по ряду причин был неудовлетворительным. Всеобщее начальное образование в Советском Союзе было де-факто введено в 1930 году. Массовая неграмотность была ликвидирована после Второй мировой войны..

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких национальностей (Крайний Север, Дагестан, киргизы, башкирские, бурятские и др.). Для подготовки рабочей молодежи к поступлению в вузы была развита широкая сеть рабочих факультетов, куда впервые был открыт путь молодежи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. Для обучения новой интеллектуальной элиты были созданы Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия и Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров были созданы комиссии по улучшению жизни ученых и изданы соответствующие указы.

Одновременно принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических оппонентов: например, больше на Философском пароходе из страны было изгнано более 200 видных представителей российской науки и культуры. С конца 1920-х гг. Буржуазных специалистов «вытесняли»: «Академический процесс », «Шахтинский процесс », «Индустриальный партийный процесс » и др.. С 1929 года начали действовать «шарашки » - специальные технические бюро заключенных, организованные органами внутренних дел для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.

В 20-е годы шли дискуссии. в советских общественных и партийных организациях о методах и направлении культурной революции. Например, летом 1923 г. кампанию по обсуждению «вопросов жизни» инициировал Лев Троцкий, выступивший в печати с серией статей, опубликованных в одноименной брошюре (вышло три выпуска).

Идеологическая гегемония в проведении культурной революции всегда оставалась за партией. Комсомол сыграл важную роль в выполнении задач партии в проведении культурной революции.

Итоги культурной революции в Советском Союзе

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4% населения (по переписи 1939 г.), создание разветвленной системы средних школ и значительное развитие науки и искусства. В то же время формировалась официальная культура, основанная на марксистской -классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовой культуре и просвещении, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и образования. новой «советской интеллигенции » из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средства большевиков идеологизация порвала с традициями многовекового историко-культурного наследия.

С другой стороны, ряд авторов оспаривают эту позицию и приходят к выводу, что традиционные ценности и Мировоззрение русской интеллигенции, мелкой буржуазии и крестьянства лишь незначительно изменилось в ходе культурной революции, и большевистский проект создания нового типа личности, то есть «нового человека», следует признать во многом провальным.

.

См. Также
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:08:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте