![]() | Поищите интеллигенция в Wiktionary, бесплатном словарь. |
интеллигенция () (латынь : интеллигенция, польский : inteligencja, русский : интеллигенция, тр. интиэллигенция, IPA: ) является классом статуса образованные люди участвуют в сложной умственной работе, которая критикует, направляет и руководит формированием культуры и политики своего общества. Как статусный класс, интеллигенция включает художников, учителей и ученых, писателей и литературных hommes de lettres. Отдельные представители интеллигенции известны как интеллектуалы.
Статусный класс интеллигенции возник в конце 18 века, в контролируемой Россией Польше, во время эпохи разделов (1772–95). В XIX веке польский интеллектуал Бронислав Трентовский ввел термин «интеллектуалы» для обозначения и описания образованного и профессионально активного социального слоя патриотической буржуазии, которые могли бы быть культурными лидерами. Польши, то при авторитарном режиме русского царского самодержавия, с конца 18 века до начала 20 века.
В России до Большевистская революция (1917 г.), термин интеллигенция описывал статусный класс образованных людей, культурный капитал (образование, образование, просвещение ) позволял им брать на себя практическое политическое лидерство. На практике статус и социальная функция интеллигенции варьировались в зависимости от общества. В Восточной Европе интеллектуалы были лишены политического влияния и доступа к эффективным рычагам экономического развития; интеллигенция находилась на функциональной периферии своего общества. Напротив, в Западной Европе, особенно в Германии и Великобритании, Bildungsbürgertum (культурная буржуазия) и представители британских профессий определили роли общественных интеллектуалов в своих обществах.
в Европе Интеллигенция существовала как статусный класс (социальный слой) еще до того, как термин «интеллигенция» появился в 19 веке. Как люди, чьи профессии помещали их (физически, экономически и социально) за пределы традиционных мест и функций монархических социальных классов города и деревни (королевской семьи, аристократии, буржуазии) того времени, интеллигенция была городским социальным классом.. В своих статусных классовых функциях интеллектуалы участвовали в культурном развитии городов, распространении печатных знаний (книги, тексты, газеты) и экономическом развитии арендного жилья (многоквартирный дом ) для учитель, журналист и государственный служащий.
В своей работе 2008 года «Восстание интеллигенции, 1750–1831» Мацей Яновский определил интеллигенцию как интеллектуальных слуг современного государства в той степени, в которой их политика государственной службы уменьшала социальную отсталость и политические репрессии в разделенной Польше.
Польский философ Кароль Либельт ввел термин inteligencja в своей публикации O miłości ojczyzny (О любви к Отечеству) в 1844 году. В Польский язык, популярное понимание слова inteligencja близко к определению Либельта, который рассматривал статусный класс inteligencja как хорошо образованных людей общества, которые обязуются обеспечивать моральное лидерство в качестве ученых, учителей, юристов, инженеров. и другие.; интеллигенция «проводник по причине их высшего просвещения».
В 1860-х годах писатель Петр Боборыкин популяризировал термин «интеллигенция» в царской России ; он утверждал, что положил начало концепции интеллигенции как социального слоя. Русское слово «интеллигенция» происходит от немецкого слова «Intelligenz» (интеллект) и определяет и описывает социальный слой людей, занятых интеллектуальными занятиями; кроме того, Боборыкин также расширил определение интеллигенции (производителей культуры и идеологии), включив в него художников (производителей высокой культуры ).
). В 2006 году доктор Виталий Тепикин определил характеристики группы, составляющей интеллигенцию, следующим образом:
В 1844 году в Польше термин «интеллигенция», обозначающий интеллектуалов общества, впервые был использован философом Каролем Либельтом, который он описал как статусный класс людей, характеризующихся интеллектом и польским национализмом ; качествами ума, характера и духа, которые сделали их естественными лидерами современной польской нации. Что интеллигенция осознавала свою социальный статус и их обязанности перед обществом: просвещение молодежи с националистической целью восстановления Республики Польша; сохранение польского языка; и любовь к Отечеству.
Тем не менее, писатели Станислав Бжозовский и Тадеуш Бой-Желенский критиковал идеологическое и мессианское представление Либельта о Польской республике, потому что оно проистекает из социального традиционализма и реакционного консерватизма, которые пронизывают культуру Польше и так препятствуют социально-экономическому прогрессу. Consequ После имперских прусских, австрийских, шведских и русских разделов Польши установление царской культурной гегемонии заставило многие политические и культурные элиты участвовать в Великой эмиграции. (1831–70).
После вторжения в Польшу (1 сентября 1939 г.) нацистской Германии и Советского Союза в оккупированной Польше каждая сторона приступила к устранению любого возможного лидера сопротивления. В своей части оккупированной Польши нацисты начали Вторую мировую войну (1939–45) с истребления польской интеллигенции посредством военных операций Специальной книги обвинения - Польша, немецкая AB-Aktion в Польше, Intelligenzaktion и Intelligenzaktion Pommern. В своей части оккупированной Польши Советский Союз продолжил истребление польской интеллигенции с помощью таких операций, как Катынская резня (1940), во время которой университетские профессора, врачи, юристы, инженеры, учителя, писатели и были убиты журналисты.
Русская интеллигенция также представляла собой смесь мессианизма и интеллектуального элитизма, который философ Исайя Берлин описал следующее: «Это явление само по себе с его историческими и буквально революционными последствиями является, я полагаю, крупнейшим, единственным вкладом России в социальные изменения в мире. Понятие интеллигенции не должно изменяться. путаны с понятием интеллектуалов. Его члены считали себя объединенными чем-то большим, чем просто интерес к идеям; они считали себя посвященным орденом, почти светским духовенством, посвященным распространению особого отношения к жизни. e. "
Идея прогресса, зародившаяся в Западной Европе в эпоху Просвещения в 18 веке, стала главной заботой интеллигенции со стороны середина 19 века; таким образом, прогрессивные социальные движения, такие как народники, в основном состояли из интеллигенции. Русский философ Сергей Булгаков сказал, что русская интеллигенция была порождением Петра, что они были «окном в Европу, через которое к нам проникает западный воздух, живительный и токсичный. то же время." Более того, Булгаков также сказал, что литературный критик вестернизации, Виссарион Белинский был духовным отцом русской интеллигенции.
В 1860 году в России было 20 000 профессионалов. и 85 000 к 1900 году. Первоначально состоявшая из образованных дворян, после 1861 года в интеллигенции преобладали разночинцы (бесклассовые люди). В 1833 году 78,9% учащихся средних школ были детьми дворян и бюрократов, а к 1885 г. они составляли 49,1%. такие студенты. Доля простолюдинов увеличилась с 19,0 до 43,8%, а оставшийся процент составляли дети священников. Боясь образованного пролетариата, царь Николай I ограничил количество студентов университетов до 3000 в год, но к 1894 году их было 25000. Аналогичным образом количество периодических изданий увеличилось с 15 в 1855 году до 140 периодических изданий. в 1885 г. «Третьим элементом» были профессионалы, нанятые земством. К 1900 году их было 47 000, большинство из них были либеральными радикалами.
Хотя царь Петр Великий представил в России Идею прогресса, к 19 веку цари не признавали «прогресс» законной целью государства, до такой степени, что Николай II сказал: «Какое отталкивающее мне кажется это слово» и пожелал, чтобы оно было удалено из русского языка.
В России большевики не считал статусный класс интеллигенции настоящим социальным классом, как это определено в марксистской философии. В то время большевики использовали русское слово прослойка (прослойка) для обозначения и определения интеллигенции как разделительного слоя без присущего ей классового характера.
Создавая постмонархическую Россию, Ленин категорически критиковал классовый характер интеллигенции, одобряя рост «интеллектуальных сил рабочих и крестьян», которые свергнут «буржуазию и их пособников»., интеллигенты, лакеи капитала, считающие себя мозгом нации. На самом деле это не мозг, а навоз ». (На деле это не мозг, а говно)
Русская революция 1917 года разделила интеллигенцию и социальные классы царской России. Часть русских эмигрировала, политические реакционеры присоединились к правому Белому движению для контрреволюции, некоторые стали большевиками, а некоторые остались в России и участвовали в политической системе СССР. Реорганизуя российское общество, большевики честными и грязными средствами избавились от классовых врагов путем депортации на философских кораблях, принудительных работ в гулаге и казнь без надлежащего судебного разбирательства. Оставшиеся в большевистской России (СССР) представители интеллигенции царской эпохи были пролетаризированы. Хотя большевики признавали управленческое значение интеллигенции для будущего Советской России, буржуазное происхождение этого слоя давало повод для недоверия к их идеологической приверженности марксистской философии.
В позднем Советском Союзе термин «интеллигенция» приобрел формальное определение как работников умственной и культурной сферы. Были подкатегории «научно-техническая интеллигенция» (научно-техническая интеллигенция) и «творческая интеллигенция» (творческая интеллигенция).
В период с 1917 по 1941 год число выпускников инженерных специальностей резко увеличилось: с 15 000 до более 250 000.
В постсоветский период В этот период представители бывшей советской интеллигенции демонстрировали разное отношение к коммунистическому режиму. В то время как старшее поколение интеллигенции пыталось представить себя жертвами, молодое поколение, которому было за 30, когда распался Советский Союз, не отводило так много места для репрессивного опыта в своих рассказах о себе. После распада Советского Союза популярность и влияние интеллигенции значительно упали. Поэтому для постсоветской интеллигенции типично испытывать ностальгию по последним годам Советского Союза (перестройка ), которые они часто считают золотым веком интеллигенции.
Владимир Путин высказал свое мнение о социальном долге интеллигенции в современной России.
Мы все должны осознавать тот факт, что когда наступают революционные, а не эволюционные изменения, все может стать еще хуже. Об этом должна знать интеллигенция. И именно интеллигенция должна помнить об этом и не допускать радикальных шагов и революций в обществе. С нас этого достаточно. Мы видели столько революций и войн. Нам нужны десятилетия спокойного и гармоничного развития.
Слово «интеллигенция», происходящее из польской культурной концепции, вошло в языки Европы; в английском употреблении "интеллигенция" определяет класс интеллектуального статуса в странах Центральной Европы (например, Польша) и Восточной Европы (например, Россия) в 19 и 20 веках. Более узкий термин «интеллектуалы», согласно Пьеру Бурдье, может применяться к тем представителям интеллигенции, которые не только работают, используя свой интеллект, но и создают культурное богатство. Появление элитных классов интеллектуалов или хорошо образованных людей наблюдалось и в других европейских странах (например, интеллектуалы во Франции и Гебильдете в Германии).
В современном использовании обозначения и коннотации термина «интеллигенция» включают интеллектуалы и управленческий средний класс, чьи профессиональные и социальные функции заключаются в создании, распространении и применении знаний в обществе.
Социолог Макс Вебер определил интеллигенцию как главную социальную категорию (статусный класс), которая существенно отличается по своим социальным функциям, политическим атрибутам и национальным интересам от других социальных категорий общества. В своей книге «Экономика и общество: очерк интерпретирующей социологии» Вебер использовал термин «интеллигенция» в хронологических и географических системах отсчета, например, «эта христианская озабоченность формулировкой догм была в античности, на которую особенно повлияли отличительный характер «интеллигенции», которая была продуктом греческого образования ».
В 20-м веке социологи вывели термин« массовая интеллигенция »из термина« интеллигенция статусного класса »для описания популяции образованных взрослых с дискреционным доходом, которые преследуют интеллектуальные интересы посредством книжных клубов и культурных ассоциаций и т. д. Этот социологический термин получил широкое распространение писатель Мелвин Брэгг, который сказал, что массовая интеллигенция концептуально объясняет популярность книжных клубов и литературных фестивалей, которые в противном случае представляли бы ограниченный интеллектуальный интерес для большинства людей из среднего и рабочего класса.
В книге Campus Power Struggle (1970) социолог Ричард Флэкс обратился к концепции массовой интеллигенции:
То, чего [Карл] Маркс не мог предвидеть... состоял в том, что антибуржуазные интеллектуалы его времени были первыми представителями того, что в наше время стало массовой интеллигенцией, группой, обладающей многими культурными и политическими характеристиками [социального] класса в смысле Маркса. Под интеллигенцией я подразумеваю тех [людей], которые профессионально занимаются производством, распространением, интерпретацией, критикой и внедрением культурных ценностей.