Ликбез

редактировать
Советская кампания по искоренению безграмотности - Женщина, научись читать и писать! - О, мама! Если бы вы были грамотны, вы могли бы мне помочь! Плакат Елизаветы Кругликовой, пропагандирующий женскую грамотность. 1923.

Ликбез (Русский : ликбе́з, Русское произношение: ; от русского аббревиатуры «lik видация без грамотности ", ликвидация безграмотности, [lʲɪkvʲɪˈdatsɨjə bʲɪzˈɡramətnəsʲtʲɪ], что означает" ликвидация неграмотности ") была кампанией по искоренению неграмотности в Советской России и Советском Союзе. в 1920-1930-е гг. Этот термин также использовался для различных школ и курсов, созданных во время кампании. В настоящее время этот термин иногда используется в русском языке как сленг для ответов на общие вопросы.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Большевистская кампания по распространению грамотности
  • 3 История
    • 3.1 Раннее распространение
    • 3,2 1920-1930
    • 3,3 1930-1936
  • 4 Плакаты, пропагандирующие грамотность
  • 5 Женщины и пропаганда грамотности
  • 6 Результаты
  • 7 Кампания для лиц, не говорящих по-русски
  • 8 Источники

Общие сведения

В 1897 году общий уровень грамотности в Российской империи составлял примерно 24%, при этом уровень грамотности в сельской местности составлял 19,7%. Для населения было мало школ, особенно в сельской местности. До начала ХХ века в земских школах еще не существовало конкретных учебных планов и руководств. В 1891 году школы грамотности перешли под церковное управление и сохранили в основном религиозную программу, в которой упор делался на преподавание старого церковнославянского языка. Крестьянство в значительной степени самоучилось и в последний период царского правления часто полагалось на школы, которыми руководили политические диссиденты. Столкнувшись с растущим противодействием населения, царь Александр II объявил указ о повышении платы за обучение в школах, что предотвратило дальнейшую социальную мобильность крепостных, которым было разрешено свободное передвижение. Во время правления царя Николая II (1894–1917) либералы настаивали на всеобщей системе образования, которая, по прогнозам ученых, могла бы расшириться, если бы не Первая мировая война.

Большевистская кампания по обучению грамоте

Население научилось читать и писать. Чебоксары, 1930-е гг. Население научилось читать и писать. Шоркасы (КАССР ), 1930-е.

Когда партия большевиков пришла к власти в 1917 году, они столкнулись с распадающейся империей, печально известной своей отсталостью и плохой системой образования. В 1917 г. на оставшихся царских территориях примерно 37,9% мужского населения старше семи лет были грамотными и только 12,5% женского населения. Взгляды Ленина на грамотность основывались на ее экономических и политических преимуществах. «Без грамотности, - заявил он, - не может быть политики, могут быть только слухи, сплетни и предубеждения». Кампания Ликбеза началась 26 декабря 1919 года, когда Владимир Ленин подписал Указ правительства Советского Союза «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». ("О ликвидацииграмотности среди населения РСФСР"). Согласно этому указу, все люди от 8 до 50 лет должны были овладеть грамотой на родном языке. Было организовано 40 000 точек ликвидации (ликпункты), которые служили центрами обучения и повышения грамотности.

Борьба за время и финансирование во время последовавшей Гражданской войны в России 1917-1923 гг., Наркомпрос, Министерство образования СССР, быстро сформировало ЧК Ликбез (аббревиатура от «Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности»), которая должна была отвечать за подготовку учителей грамотности, а также за организацию и распространение грамотности. кампания. От крестьян до профсоюзов, конкретные квоты процента грамотности были установлены для различных слоев советского общества. Например, кампания профсоюзов была направлена ​​на 100% -ную грамотность своих рабочих к 1923 году. Большевики также считали, что с помощью литературных кампаний они могут легко продвигать партийную идеологию и формировать мировоззрение населения. Женщины, учитывая их низкий уровень грамотности, рассматривались как имеющие самый высокий потенциал для того, чтобы стать «модернизаторами» советского общества. Воспитанием крестьянок большевики надеялись сломить патриархальное господство в сельском обществе. Ленин писал в статье Освобождение женщин, что неграмотность женщины ухудшит «боевой дух» членов партии мужского пола и помешает женам схватить идеалы своих мужей. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике кампания по повышению грамотности женщин в основном проводилась членами Клуба Али Байрамова, женской организации, основанной азербайджанскими женщинами-большевиками в Баку в 1920 году.

Чтобы еще больше охватить крестьянскую общину, большевики построили читальные залы в деревнях по всей стране. Выступая в роли центра пропаганды, а не библиотеки, грамотный крестьянин будет действовать как «красный читатель» и вести обсуждения текстов, отправленных директивой партии, с членами местного сообщества. Чаще всего посещение было обязательным, поскольку читальные залы оказались одним из самых успешных инструментов пропаганды партии, где проводились кампании, и местные жители узнавали о событиях во внешнем мире.

Однако к 1923 г. Было ясно, что у кампании были свои недостатки. Во-первых, Наркомпросу было трудно бороться за финансирование от Политбюро. Бюджет Наркомпроса на обучение грамоте снизился с 2,8% в 1924-1945 годах до 1,6% в 1927-1918 годах. Ликбезские литературные школы не создавались на местах по приказу партийной элиты - вместо этого они в значительной степени полагались на массовый спрос. Наркомпросу также было трудно найти образованных учителей, действительно желающих жить в изолированных условиях села.

Во многих случаях ученики-крестьяне и пролетариаты враждебно встречали своих воспитателей и учителей грамотности из-за их «мелкобуржуазного» происхождения. Чтобы решить эту проблему, местные органы власти установили систему поощрений для рабочих, посещающих занятия, предоставляя им особые привилегии. В некоторых крайних случаях, во время голода 1922 года, многие районы требовали от неграмотного мужского и женского населения посещать школу грамотности, чтобы заработать свои продовольственные баллы. Опасаясь, что они не обращаются к населению и вызывают у публики безумие чтения, на которое они надеялись, Политбюро решило в значительной степени финансировать и продвигать клубы и общества, такие как общество «Долой неграмотность».

История

Раннее распространение

Сцена в школе эпохи Ликбеза, взывающая к помощи Бога.

Пропаганда грамотности вошла в популярную советскую культуру с правительственной политикой ликбеза, уходящей корнями в большевистский толчок к массовой грамотности, непосредственно последовавший за Приход большевиков к власти. После большевистской революции 1917 года Анатолий Луначерский Советский Народный комиссариат просвещения предпринял сознательные усилия по внедрению политической пропаганды в советские школы, особенно трудовые школы, которые были созданы в 1918 году. статут декрета о единой трудовой школе. Эти пропагандистские брошюры, требуемые тексты и плакаты художественно воплощали основные ценности советского стремления к грамотности как в сельской, так и в городской среде, а именно концепцию, которую поддерживает Ленин, что «без грамотности не может быть политики, могут быть только слухи, сплетни и предубеждения ». Эта концепция, советская оценка грамотности, позже нашла отражение в таких работах, как Троцкий 1924 Литература и революция, в которой Троцкий описывает литературу и чтение как движущие силы в создании новый коммунист.

В первые годы кампании Ликбеза государство в обязательном порядке зачислило миллионы неграмотных советских жителей из города и деревни в школы грамотности, потребовав от этих граждан придерживаться ленинской идеологии про -грамотность. В этот период комсомольцам и пионерским отрядам было поручено распространять пропаганду грамотности в форме брошюр и молвы деревенских неграмотных. Первоначальные усилия по пропаганде грамотности включали создание мест в деревнях, в частности, которые способствовали бы распространению грамотности в сельской местности. Например, в начале 1920-х годов большевики построили «Красные комнаты», читальные залы в деревнях по всей России, чтобы они служили агитационными центрами, через которые тексты, отправленные партией, распространялись среди местных жителей. сообщества. В частности, в сфере образования детей прививка неграмотности была представлена ​​государством как средство, с помощью которого дети могли наиболее полно развить желаемые качества, такие как любопытство и терпение. Для детей в ранней кампании Ликбеза по распространению грамотности наиболее широко использовались книги Библия, Книга Священного чтения, Детский мир и Родное слово. Константин Д. Ушинский. Бог и божественная воля были обычным мотивом пропаганды грамотности на протяжении всей кампании Ликбеза, но особенно присутствовали в ее фазе до 1920 года.

1920-1930 гг.

реклама Варвары Степановой 1924 г. для «Ночи книг»

В начале 1920-х гг. Большевистское правительство сделало акцент на местных инициативах и снизило акцент на централизованном государственном контроле до параллели Ленинская Новая экономическая политика, введенная в действие в 1921 году. Именно в этой атмосфере Комиссариат просвещения Советского правительства к весне 1923 года самым активным образом развернул свою методическую кампанию по повышению грамотности. Кампания по повышению грамотности Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФР) продолжалась до 10-й годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1927 года.

С 1923-1927 годов советская пропаганда грамотности стала особенно популярной. органы ЧК ликбез среди профсоюзов России. В кампаниях пропаганды грамотности внутри профсоюзов партийная линия, содержащаяся в брошюрах и других пропагандистских материалах, была сосредоточена на «истинной грамотности» как идеальном уровне грамотности для рабочих, и это обязательство потребовало бы дополнительных 6-8 месяцев регистрации в профсоюзах. Профсоюзные школы грамотности после того, как рабочий изначально достиг «полуграмотности». В середине 1920-х комиссии ЧК ликбез обычно запрашивали и публиковали отчеты профсоюзов об уровне грамотности в качестве средства распространения конкурентного стремления к грамотности между городами и заводами. В этих отчетах неграмотность изображалась как «слабый противник», с которым нужно в короткие сроки побороться путем чтения государственной литературы в библиотеках и «красных комнатах» или красных углах. Российский транспортный союз с его образовательной администрацией ежегодно расходует 40-50 миллионов рублей и в основном отвечал за распространение инициатив по распространению грамотности, распространение брошюр, направленных на повышение грамотности, а также распространение книг и материалов для чтения в школах, спонсируемых Союзом..

На протяжении 1920-х годов распространение грамотности в советском транспортном секторе через строительство союзных школ имело символическое значение для государства как средство пропаганды само по себе. Пропагандируя грамотность транспортников, в частности, подразделения комсомола и чекистовского ликбеза надеялись добиться символических побед, свидетельствующих об общем успехе кампании Ликбеза. Даже в начале кампании «Ликбез» в транспортном секторе уже отмечался относительно низкий уровень неграмотности среди рабочих из-за умения читать, необходимого для управления видами транспорта. Таким образом, достижение высокой грамотности среди этого населения было относительно простой целью и продемонстрировало бы успех кампании Ликбеза в широко распространенной и заметной отрасли.

Подготовленные государством предписывающие материалы 1920-х годов, касающиеся тяжелого положения домашней прислуги, имели особый упор на грамотность, вытекающую из членства в Союзе. Эти рассказы, частушки, стихи, карикатуры и пьесы распространялись через брошюры, журналы и стенгазеты и обычно представляли собой рассказы о молодых, одиноких, неграмотных женщинах из деревни. В этой пропаганде удача женщин начала меняться, когда забитые женщины познакомились с местными советскими чиновниками. В сюжетных линиях большинства этих работ главные герои, которые обычно покидали свои сельские дома после сексуального насилия, пережили неудачи после встречи с советскими чиновниками в своих новых городских домах. Эти чиновники спасли бы женщин от издевательств, которым они подвергались как плохо оплачиваемую и неуважаемую домашнюю прислугу, поощряя женщин вступать в профсоюз. На этом этапе истории женщины получат не только защиту Союза, но и образование в результате членства в Союзе и доступа к школам Союза и материалам для чтения. В конце концов, героиня рассказа, домашняя прислуга, станет полностью грамотной и станет активной в своем местном рабочем комитете (месткоме). Часто женщины в этих работах пропаганды грамотности изображались как использующие свою новую грамотность и последующее усиление позиций в союзном обществе, чтобы сами стать советскими делегатами и помочь вторым поколениям забитых женщин, обучая их читать и писать. В этих пропагандистских сказках из грязи в богатство грамотность была средством, с помощью которого женщины могли поднять свой статус рабочих в профсоюзах и советском обществе.

Пропагандистский плакат 1925 года: «Если не будешь читать книги, скоро забудешь, как читать и писать»

В 1924 году 90% домашних работников из деревень были неграмотными и упоминались в советской литературе. и пропаганда как «третий фронт», часть населения, которую необходимо поднять с помощью грамотности. Акцент на распространении стремления к грамотности среди профсоюзов посредством брошюр, строительства школ и распространения одобренной государством литературы в значительной степени сошел на нет к 1925 году, когда Чека ликбез осознал, что не может достичь своих высоких литературных целей к 1933 году, дате Крайний срок Наркомпроса для обязательного среднего образования на всей территории Советского Союза. После 1925 года в советских профсоюзах постепенно вводилась большая гибкость в структуре классов грамотности и посещаемости.

В середине 1920-х годов плакаты стали «квинтэссенцией пропаганды» в Ликбезе. На протяжении 1920-х годов, хотя пропаганда грамотности все еще принимала свои ранние формы, она все чаще содержалась в пропагандистских плакатах.

1930-1936

As Сталин консолидировал свою власть в конце 1920-х годов, советская пропаганда в значительной степени сместила акцент на стремительную индустриализацию и централизованный государственный контроль над экономикой. К 1930-м годам распространение пропаганды грамотности по всему Советскому Союзу замедлилось. Органы по продвижению грамотности, создание которых Ликбез стимулировал по всему Советскому Союзу, остались на месте, но продвижение пропаганды грамотности не происходило с таким рвением, как в предыдущее десятилетие. Действительно, на протяжении 1930-х годов пропаганда все больше сосредотачивалась на прославлении Советского государства, в частности его лидера Иосифа Сталина.

Плакаты в поддержку грамотности

пропагандистский плакат 1925 года: «Крестьянка, укрепляйте единство рабочих и крестьян ».

Пропагандистские плакаты в поддержку грамотности были дешевым способом для Государственного издательства в Ленинграде и других советских государственных органов достучаться до широкой аудитории. Более того, плакаты могли понять даже неграмотные граждане. Пропагандистские плакаты были важным оружием большевиков во время Гражданской войны 1918-1921 гг., Но они остались в употреблении даже после окончания войны. После Гражданской войны и введения Лениным политики нэпа пропагандистские плакаты все чаще стали изображать перековку советской повседневной жизни или быт.

пропагандистские плакаты 1920-х годов, посвященные необходимости строительства нового мир и образ жизни после разрушений Гражданской войны. Хотя большевики имели опыт использования печатных СМИ для распространения идей, они понимали, что печатные СМИ не могут наложить отпечаток советской идеологии на СССР в целом, поскольку большинство советских неграмотны и не понимали даже основных советских текстов, таких как тексты Маркса или Ленина.

. Из-за преобладания религии в массовой русской дореволюционной культуре советские граждане привыкли смотреть на религиозные иконы и изучение изображений и символики, которые они видели. Подобно тому, как Православная Церковь делала с иконами, Советское государство использовало пропагандистские плакаты, чтобы «представить символы в простой и легко узнаваемой форме даже для малограмотных крестьян». Пропагандистские плакаты, пропагандирующие грамотность, продавали коммунистическую идеологию населению, в частности, изображая преимущества грамотности для отдельных людей. В первые годы существования Советского Союза, особенно в начале-середине 1920-х годов, пропагандистские плакаты использовались для распространения грамотности и в то же время для ознакомления масс с марксистско-ленинской мыслью.

Женщины и пропаганда грамотности.

Женщины стали главным мотивом советской пропаганды грамотности. В пропаганде грамотности приверженность большевиков к грамотности женщин использовалась, чтобы подчеркнуть приверженность партии делу улучшения положения женщин в советском обществе. Женотдел, женская секция Русской Советской партии, была особой силой в распространении пропаганды в пользу грамотности. брошюры и плакаты по повышению грамотности в разгар кампании Ликбеза.

Использование женщин в качестве главных героев было ключевым элементом пропагандистской литературы эпохи Ликбеза. Сюжетная линия о женщинах, улучшающих свое положение в советском обществе через грамотность, впервые была представлена ​​в широко распространенных рассказах домашних работников о превращении из грязи в богатство в начале 1920-х годов. Например, по случаю пятилетия российского указа о грамотности (декабрь 1924 г.) Госнаряд Иваново-Вознесенска (губерния) опубликовал брошюру, в которой увязывается отставание женщин от достижения полного равенства своим мужьям с женским невежеством и неграмотностью. Достигнув грамотности, главная героиня брошюры Рябнкова может обрести самостоятельность и вырваться из тисков властного мужа, чтобы стать активным членом советского общества.

Более того, изображения женщин стали центральным элементом советских пропагандистских плакатов в поддержку грамотности во время кампании Ликбеза. На этих плакатах было показано, как женщины раздают книги, учат детей читать и в целом придерживаются советских идеалов образования и грамотности. До 1920 года изображение женщин на политических плакатах было в основном аллегорическим. Лишь в 1920 году советские художники создали женскую копию часто используемых образов мужчин-рабочих или кузнецов, которые получили широкое распространение в пропаганде после Гражданской войны. После 1920 года образы женщин на пропагандистских плакатах стали меняться на работницу, новую советскую женщину. Хотя некоторые аллегорические изображения женщин существовали в пропагандистских плакатах и ​​искусстве до начала 1920-х годов, новые изображения женщин, найденные на плакатах эпохи Ликбеза, были женщинами в простом платье, «трудолюбивыми работницами и крестьянками, строящими социализм вместе со своими коллегами-мужчинами. " На протяжении всей кампании Ликбеза построение социализма, в котором женщины изображались как принимающие участие, было распространением грамотности. Хотя во время нэпа нэпа репрезентация женщины-работницы уменьшилась в своем преобладании в политической пропаганде, изображение женщин и книг оставалось опорой пропаганды эпохи Ликбеза в поддержку грамотности на протяжении 1920-х и 1930-х годов.

Женщины, учитывая их низкий уровень грамотности, рассматривались государством как имеющие наибольший потенциал для того, чтобы стать «модернизаторами» советского общества. Отчеты об успехах в образовании и грамотности женщин, самой большой демографической группы в неграмотном сегменте советского общества, использовались в качестве пропаганды в отчетах Советского государства как символы государственной власти для улучшения положения даже самых уязвимых и нуждающихся.

Результаты

С Октябрьской революцией 1917 г. изменились и правительственные стандарты в отношении того, что считалось «грамотным». Хотя все военнослужащие царского периода, имеющие право на призыв на военную службу, должны были быть функционально грамотными, большинство мужчин, которые могли просто читать алфавит и свое собственное имя, считались полностью грамотными. Хотя переписчикам давались довольно строгие предписания относительно того, что считалось полностью грамотным и даже полуграмотным, в отдаленных провинциях и частях Средней Азии стандарты были несколько слабее, чем в местах, более близких к Москве.. Кампания не имела успеха, на который изначально рассчитывали большевики, в основном потому, что ей не хватало учителей-добровольцев, финансирования и организации. Кампания ликбеза была наиболее эффективной для людей в возрасте от 9 до 35 лет. Большевики считали, что для всех, кто старше 35 лет, они совершенно недоступны.

Однако в 1926 году только 51% населения старше 10 лет достиг грамотности. Уровень грамотности среди мужчин составлял 66,5, а среди женщин - 37,2. К 1939 году, однако, грамотность мужчин составляла 90,8%, а грамотность женщин возросла до 72,5%. По данным, грамотных было 89,7% (РСФСР, 9–49 лет). В 1950-е годы Советский Союз стал страной почти 100% грамотности.

Есть предположение, что если бы крестьянская традиция самообразования могла продолжиться, крестьянство могло бы достичь уровень образования, достигнутый к середине 1930-х годов, независимо от усилий правительства.

Кампания за нерусскоязычных

В нерусскоязычных регионах советского населения Наркомпрос продвигал политика коренизации (буквально «пустить корни») внутри отдельных автономных областей и республик в той мере, в какой преподавание русского языка считалось контрреволюционным преступлением. Для отдельных национальностей Иерархия ABCD, система, которая ранжировала 120 языков Советского Союза в соответствии с их общедоступной значимостью, наметила конкретный план достижения грамотности каждой национальности. В 1924 году учебники печатались только на 25 языках Советского Союза. Однако к 1934 году они были напечатаны на 104 языках.

Ссылки

Источники

  • Брукс, Джеффри (1985). Когда Россия научилась читать: грамотность и популярная литература, 1861–1917 гг.. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  • Кларк, Чарльз Э. (2000). Искоренение инаковости: кампания за распространение грамотности в России эпохи НЭПа. Крэнбери, штат Нью-Джерси: Associated University Press.
  • Фицпатрик, Шейла (1970). Комиссариат Просвещения. Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
  • Фоли, Керри. «Грамотность и образование в раннем Советском Союзе». Russia.by. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года. Дата обращения 8 мая 2011 года.
  • Гренобль, Ленор (2003). Языковая политика в Советском Союзе. Бостон: Kluwer Academic Publishers.
  • Кенез, Питер (1985). Рождение пропагандистского государства: советские методы массовой мобилизации, 1917–1929 гг.. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-30636-2.
  • Нар, Нина (1957). «Кампания против неграмотности и полуграмотности на Украине, Закавказье и Северном Кавказе, 1922–1941». В Kline, Джордж Луи (ред.). Советское образование. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
  • Ручек, Джозеф Слейбей (1971). Проблема научного образования. США: Философская библиотека. ISBN 978-0-8369-2070-3.
  • Троцкий, Леон (1980). История русской революции. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Pathfinder Press.
Последняя правка сделана 2021-05-27 09:30:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте