Черкесы в Иордании

редактировать
Черкесы в Иордании
Адыгэхэр
Черкесская гвардия.jpg Черкесская гвардия Иордании, которой поручено торжественно охранять иорданского короля
Итого население
100,000 - 170,000
Языки
черкесский, иорданский арабский
Религия
Ислам

Черкесы в Иордании - иорданцы черкесского происхождение. Черкесские беженцы прибыли в Иорданию в конце 19 века, спасаясь от геноцида черкесов в 1850-х годах, а затем от русско-турецкой войны (1877–1878). Они поселились в Иордании, затем в составе Османской Сирии, в Аммане и Джераше и его окрестностях. Считается, что черкесы основали современный Амман, так как город ранее был заброшен.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Исход
    • 1.2 Поселение в Трансиордании
    • 1.3 Пост-иорданская независимость
  • 2 Культура и идентичность
  • 3 Известные люди
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Дополнительная литература
История

Исход

Черкесы начали проникать в Османская империя в массовом порядке во время экспансии царской Российской империи на их кавказскую родину в течение 1850-х годов. Соглашение 1860 года между османами и русскими предусматривало иммиграцию 40 000–50 000 черкесов на территорию Османской империи. Однако от 800 000 до 1 200 000 черкесов-мусульман вошли и поселились в Османской империи, из которых около 175 000 были переселены правительством на преимущественно христианские балканские территории империи в 1864 году. Балканский кризис 1876 года, которая привела к русско-турецкой войне 1877–1878 годов, отчасти объясняется убийствами болгарских христиан черкесскими поселенцами. Во время последующей русской оккупации Болгарии и Восточной Румелии черкесы были изгнаны с Балкан, что было оформлено Берлинским договором в 1878 году. кризис на Балканах, новые волны черкесов и чеченцев с Кавказа и туркмен из Средней Азии бежали от России и становились беженцами в восточной Анатолии.

Поселение в Трансиордании

С уменьшением территории Османской империи и появлением десятков тысяч беженцев в городах Анатолии, Фракии и Македонии, имперское правительство решило переселить беженцев в периферийные районы страны. провинции Леванта. Политика создания черкесских земледельческих общин в зерновых регионах сирийского вилайета была частично мотивирована потерей Империей своего ключевого сельскохозяйственного региона - Балкан. Это также было вызвано османскими усилиями по централизации контроля над Империей, которые включали попытки оседлать кочевых бедуинов сирийской степи и установить контроль над практически автономными друзами, алавитами и Марониты сообщества прибрежных горных хребтов; поселения черкесов вместе с другими общинами мигрантов, такими как курды, ассирийцы и армяне, были стратегически расположены, чтобы служить буфером между диссидентскими общинами. В 1878 году 50 000 черкесов были перевезены морем на побережье Леванта из Константинополя, Салоник и Каваллы. Оттуда около 25000 человек были отправлены в южные части сирийского вилайета, в основном в Балка (часть современной Иордании), Голанские высоты и области вокруг Тверии. Их транспортировка и поселение находились под наблюдением правителя Дамаска. Четыре пиастра с налогоплательщика взимались для финансирования иммиграционных комитетов, занимавшихся расселением черкесов и других. Первоначально черкесы были размещены в школах и мечетях до своего переселения. Многочисленные мигранты умерли в пути от болезней и плохих условий.

Черкесское поселение Вади-Сир, изображение 1900 г., было основано в 1880 г.

Османские власти выделили земли для Черкесские поселенцы недалеко от обычных источников воды и зерновых полей. Между 1878 и 1884 годами на территории современной Иордании были основаны три черкесских деревни: Амман (1878) и Вади-Сир (1880) в Балке и Джераш в Джабал-Аджлуне, а также было основано туркменское село под названием аль-Руман (1884 г.). Амман был заброшен в XIV веке, и поселение там черкесов ознаменовало основание современного города. Первая группа черкесов принадлежала к диалектной группе шапсуг, позже к ним присоединились черкесы, принадлежащие к группам кабардинская и абзахская. Во время второй большой волны миграции в 1901–1906 годах, в которую также входило множество чеченских беженцев с Кавказа, были основаны пять смешанных черкесских и чеченских поселений: Наур (1901), Зарка ( 1902), Russeifa (1905), Swaylih (1905) и Sukhna (1906), все они расположены в окрестностях Аммана. Новые переселенцы также поселились в деревнях, основанных во время первой миграционной волны. Амман пережил сокращение количества поселенцев с 500 до 150 за первые три месяца после его основания из-за суровых условий. Те, кто остались, первоначально жили в пещерах и среди руин римской эпохи и были сильно подвержены тифу, малярии и тифу. Амман был относительно изолирован от других черкесских общин, ближайшим из которых была Кунейтра примерно в 100 километрах (62 мили) к северо-западу. К 1893 году количество вновь прибывших увеличилось примерно до 1000 человек.

Земли, на которых селились черкесы, традиционно служили зимними лагерями для бедуинских племен, лишенных дела. Бедуины и горожане Солта рассматривали черкесов как бенефициаров и агентов правительства благодаря полученным ими земельным грантам и освобождению от налогов на десятилетний период, а также служению, которое многие принимали с Османская жандармерия. Черкесы отказались платить кхувва (плату за защиту), запрошенную бедуинами, которая влекла за собой передачу племенам части урожая в обмен на их «защиту». Взаимная неприязнь между черкесами и их кочевыми и оседлыми арабскими соседями привела к столкновениям. Несмотря на превосходство бедуинских вооружений и мобильность, черкесы сохранили свои позиции и боялись бедуинов и соляных горожан, которые обвинили их в ряде убийств.

Черкесский охранник эмира Абдулла, основатель Иорданского королевства, 1940

Черкесы в Балке оказались неотъемлемой частью расширения государственного контроля в исторически автономном юго-восточном Леванте. Для правительства черкесские поселенцы выполняли двойную роль: периодическое ополчение, используемое против местных восстаний, и ключевой фактор в интеграции местной экономики посредством сельскохозяйственного производства, транспортировки зерна, строительства и защиты Хиджазской железной дороги И обслуживание в местных административных органах. По мере того, как их число увеличивалось, черкесы стали крупной местной державой, и с бедуинами был заключен ряд пактов, в том числе союз взаимной защиты с Бани Сахр в конце 1890-х годов. Этот союз сыграл важную роль во вмешательстве Бани Сахр в конфликт 1906–1910 годов между черкесами и племенной конфедерацией Балкавия. Черкесские, чеченские и туркменские поселения укрепили новый оседлый порядок, имевший место в Балке, который также включал жителей Солта, Карак и бедуинов, основавших свои собственные сельскохозяйственные поселения и села-спутники. Две новые дороги, соединяющие Джераш и Амман, были построены через Аль-Руман и Суэйлих соответственно для размещения телег, запряженных волами, поселенцев, в то время как второстепенные дороги были построены, соединяющие Амман с его соседними черкесскими и чеченскими деревнями. Приблизительно во время Первой мировой войны в Трансиордании проживало от 5000 до 6000 черкесов.

Пост-иорданская независимость

Поскольку после обретения Иорданией независимости в Аммане наблюдается экспоненциальный рост и урбанизация, доля черкесов в населении города в настоящее время сохраняется. около 5%. Большинство черкесов в Иордании составляли часть городского среднего класса страны. Они в основном работают в правительственной бюрократии и вооруженных силах и имеют значительное представительство в парламенте и исполнительной власти Иордании.

Культура и идентичность

Черкесские поселенцы в основном говорили на адыгейских диалектах. из кабардинцев, шапсугов, абзахов и бжедуг, но были также абхазцы и дагестанцы говорящих на языке. Исторически черкесы идентифицировали себя как «адыги», в то время как термин «черкесы» исторически использовался посторонними, такими как турки, арабы, русские и европейцы. Сегодня общины диаспоры, включая иорданских черкесов, используют оба термина как синонимы. Культурная идентичность группы в Иордании в основном определяется их представлениями о себе как о перемещенных лицах, поселенцах и мусульманах. Начиная с 1950-х годов, черкесские этнические ассоциации и молодежные клубы начали проводить выступления на тему изгнания и эмиграции с Кавказа и переселения в Иорданию, что часто вызывало эмоциональную реакцию у черкесской публики. В конце концов, выступления стали проводиться перед смешанными черкесскими и арабскими зрителями на крупных национальных культурных мероприятиях, включая ежегодный Джерашский фестиваль искусств. В представлениях обычно не упоминаются ранние конфликты с коренными арабами, а основное внимание уделяется испытаниям массового исхода, первым урожаям и строительству первых черкесских домов в Иордании. Пропагандируемая самооценка - это смелое сообщество стойких мужчин и женщин, которые долгое время терпели страдания.

Перед Черкесской благотворительной ассоциацией в Аммане, 1958.

В 1932 году была основана старейшая благотворительная организация Иордании, Черкесская благотворительная ассоциация. создан для оказания помощи бедным и предоставления стипендий черкесам для обучения в университетах Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея. Клуб Аль-Ахли, основанный в 1944 году, способствовал вовлечению черкесов в спортивные, социальные и культурные мероприятия в Иордании и других странах, а создание Фольклорного комитета в 1993 году помогло популяризировать черкесские традиционные песни и танцы. Сегодня примерно 17% черкесской общины в Иордании говорят на адыгейском.

Политическое представительство:

черкесы вместе с чеченцами получают 3 места в иорданском парламенте.. Однако черкесы также производят непропорционально большое количество министров, что некоторые иорданцы считают неофициальной квотой.

Известные люди
  • Мохидин Иззат Квандур - писатель, интеллектуал, продюсер и режиссер, музыкант
  • Амджад М. Джаймуха - один из самых влиятельных черкесских писателей и публицисты. Его книги: Черкесы: Справочник (RoutledgeCurzon: Лондон и Нью-Йорк, 2001), Чеченцы: Справочник (Рутледж: Лондон и Нью-Йорк, 2005), Черкесская культура и фольклор (Беннет и Блум: Лондон, 2010), Parlons tcherkesse: dialecte kabarde (L'Harmattan: Paris, 2009).
См. Также
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-15 08:20:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте