Сага о нартах

редактировать

Саги нартов (абхазы : Нарҭаа ражәабжьқәа; нартаа рагуабƶкуа; адыгейский : Нартхымэ акъыбарыхэ; нартхымэ акъыбарыхэ; нартхыме акыбарыхе; карачаево-балкарский <68авхла; нарта таурухла; 130>Осетин : Нарты кадджытæ; Нарты кадджытæ; Нарты кадджытæ) - это серия сказок, происходящих из Северного Кавказа. Они составляют большую часть основной мифологии племен в этом районе, включая абазин, абхаз, черкес, осетин, карачаевский - балкарский и в некоторой степени чеченский - ингушский фольклор.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Персонажи
  • 3 Исследование и значение
  • 4 Связи с другой мифологией
  • 5 Различия между нартскими легендами
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Источники
    • 7.2 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Термин нарт происходит от осетинского нарту, что означает plurale tantum нар. Происхождение корня нар имеет иранское происхождение, от протоиранского нар для «герой, человек», происходящее от протоиндо- Европейский * h₂nḗr. В чеченском слово нарт означает «гигант».

Персонажи

Среди персонажей, которые заметно фигурируют в сагах, являются:

Исследование и значение

Первое письменное изложение материала принадлежит кабардинскому автору, писавшему на русском языке 1835–1843, опубликовано посмертно в 1861 году. Немецкий перевод, сделанный Адольфом Берге был опубликован в 1866 году (Berge 1866). Рассказы существуют в форме прозы и эпических песен.

Общеизвестно, что все корпуса нартов имеют древнеиранское ядро, унаследованное от скифов, сарматов и аланов ( Аланы - предки осетин ). Однако они также содержат многочисленные местные северокавказские наслоения великой древности, которые иногда отражают еще более архаичное прошлое.

Основанные, особенно на осетинских версиях, саги издавна ценились как окно в мир древнего мира. иранско-говорящие культуры древности. Например, филолог Жорж Дюмезиль использовал осетинское разделение нартов на три клана, чтобы подтвердить свою трехфункциональную гипотезу о том, что протоиндоевропейцы аналогично делились на три касты - воинов, священников и простолюдинов.

Версии Северо-Западный Кавказ (Черкес, Абхазский - Абасинский и Убыхский ) являются также очень ценны, потому что они содержат более архаичные наслоения и сохраняют «все странные детали, составляющие обломки более ранних традиций и верований», в отличие от осетинских, которые были «переработаны, чтобы сформировать плавное повествование».

Связь с другой мифологией

Некоторые мотивы нартских саг совпадают с греческой мифологией. История Прометея прикованного к горе Казбек или Эльбрусу, в частности, похожа на элемент в нартских сагах. Некоторые считают, что эти общие мотивы указывают на более раннюю близость кавказских народов к древним грекам, что также показано в мифе о Золотом руне, в котором Колхида принято считать частью современной Грузии.

В книге «От Скифии до Камелота» авторы К. Скотт Литтлтон и Линда А. Малькор предполагают, что многие аспекты легенд о короле Артуре происходят из нартовских саг. Предлагаемый вектор передачи - это аланы, некоторые из которых мигрировали в северную Францию ​​ примерно в то время, когда формировались легенды о короле Артуре. Как и ожидалось, эти параллели наиболее очевидны в осетинских версиях, по мнению исследователя Иоанна Коларуссо. Подробнее см. Историческая основа гипотезы короля Артура - сарматская гипотеза (в подразделе Луций Арториус Кастус).

Различия между нартскими легендами

Между различными версиями нартских легенд есть некоторые различия. Например, в осетинских версиях племя нартов изображается как состоящее из трех различных кланов, которые иногда соперничают друг с другом: храбрых Æxsærtægkatæ (которым принадлежат самые выдающиеся нарты), богатых Boræt и мудрых Alægat; В черкесских версиях такого разделения нет. Абхазские версии уникальны тем, что описывают нартов как единую нуклеарную семью, состоящую из ста сыновей Сатаная. Тем не менее, все эти версии описывают нартов как единую связную группу (в основном) «хороших» героев.

Некоторые легенды о нахах (чеченских - ингушских ) включают группу под названием нарт-орхустхой, в которую входят самые выдающиеся нарты, известные из другие версии (например, Seska-Solsa соответствует Sosruko / Soslan, Khamtsha-Patarish соответствует Batraz / Batradz и т. д.). В отличие от осетинской и абхазской версий, в нахских легендах нарты изображаются воинственными бандитами, сражающимися с местными добрыми героями, такими как Колой-Кант и Кинда-Шоа (где Кинда-Шоа соответствует Савей / Шавей). 99>См. Также

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

СМИ, относящиеся к нартским сагам на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-31 09:51:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте