Тлепш

редактировать

Тлепш (Адыгей Лъэпш ) - мифологическая фигура, которая появляется (как кузнец, а также могущественный лидер) в некоторых циклах Нартские саги Кавказа, в которых его осетинский аналог - кузнец Курдалэгон. Имя Тлепша заимствовано из индоевропейских языков в черкесский, родственно древнегреческому χάλυψ (khálups), заимствованному в латинскому как chalybs - 'железо '- Таким образом, Тлепш является воплощением металла, с которым он работает.

Описание

Тлепш, как кузнец полубожественных нартов, является фигурой, сопоставимой с (среди другие) Гефест в греческой мифологии, вулканец в римской мифологии и Вейланд и Сыновья Ивальди в германской мифологии. Во многих циклах он изображается близким к Сатанайе.

(Коларуссо 2002) обнаруживает замечательные сходства между Тлепшем и скандинавским божеством Одином, которое раскрывается в сказке «Тлепш и Леди Дерево». "(номер 17 в его антологии нартских саг), в котором рассказывается, как Тлепш, подстрекаемый Сатанайей, отправляется на поиски знания, а не только встречает разумную, женскую ось мунди, вспоминающую мировое дерево Иггдрасиль, но на самом деле порождает от нее ребенка - Млечный Путь.

Дальнейшая параллель со сказкой из германской мифологии очевидна в рассказе Коларуссо 21 «Золотой погреб Тлепша» в одном из эпизодов. приписывается историческому королю Гунтраму из Бургундии (записано в «Тевтонской мифологии» Гримма), блуждающей душе заснувшего героя, проявившейся в виде маленького ползучего существа, которому помогали слуга героя находит сокровище, прежде чем снова вернуться в свое тело, чтобы оживить его, таким образом пробуждая его ото сна. Герой считает, что прошел долгое путешествие, пересекая железный мост, чтобы добраться до пещеры с сокровищами, тогда как на самом деле его крошечное «существо-душа» проделало небольшое расстояние, пересекая и снова пересекая его - в германской версии. плоскость меча, лежащая над небольшим ручьем, и у черкесов короткий кусок железа, положенный на бочку с водой или закалочную ванну - чтобы добраться до маленькой дыры или вернуться обратно. щель.

Этот мотив из народных сказок, изображающий внешнюю душу, принимающую форму маленького ползущего животного (муха / личинка / червь / змея), подтверждает восприятие Коларуссо сходства между Тлепшем и Одином по сравнению с эпизодом из рассказ о краже Одином меда поэзии, в котором бог принимает форму змеи, чтобы проползти через узкое отверстие, чтобы добраться до камеры в сердце горы Hnitbjörg, где хранится драгоценный ликер. К этой серии параллелей можно также добавить мотив моста-меча (сравните Мост Чинват и Ас-Сират ), ведущего в водную опору потусторонний мир царство Goirre (ошибка писца для 'Voirre' - 'стакан') в Кретьен де Труа 'Ланселот, рыцарь телеги, ранний Роман о короле Артуре уходит корнями в кельтскую мифологию.

Две другие сказки о Тлепше, включенные в антологию Коларуссо, имеют более прямую связь с мастерством кузнечного искусства вождя нартов, поскольку в одном из них он вылепил первый серп 35>, а в другом - острый как бритва меч.

. Примечательно, что в «Как они сделали Тлепша, сделавшего первый серп», Тлепш на самом деле не изобретает / не конструирует рассматриваемый инструмент. Однако он знает, с каким сверхъестественным существом женского пола другим нартам нужно проконсультироваться, чтобы узнать, как его сконструировать, а именно со старой женой бога урожая Т'хагалиг (сравните Кайлих, жатва и богиня владычества гойдельоговорящих кельтов). В другом отрывке жена Т'хагалиг не знает, как сконструировать серп, но знает, что это леди Исп, мать нартского героя Патараз (осетин Батрадз / Батраз), которая будет в состоянии сделать это - что действительно так. Леди Исп, умная, похожая на лягушку маленькую водяную эльфийку (ср. Царевна-лягушка ), нечаянно показывает, что «как хвост петуха, ты должен его согнуть, как детеныш змеи. зуб, ты должен его заточить... »и, используя это описание, Тлепш может выковать чудесный новый инструмент, придавая ему лезвие, которое никогда не тускнеет, как бы часто его ни использовали.

В сказке «Как Нарт Тлепш убил бородатого Ямину мечом-мстителем» Тлепш стал слишком стар, чтобы владеть оружием, но вместо этого демонстрирует свои грозные магические навыки, создавая то, что по сути является смертельным самозванцем. -Коробка, содержащая «меч, который мог двигаться своим ходом». «Бородатая Ямина» в названии - олицетворение болезни холеры, убившей сына Тлепша. Когда в сумерках, по указанию посланника Тлепша, Ямина берет таинственный закрытый сундук, который он был отправлен в качестве подарка в отдельную комнату в своем доме, и открывает его, «меч, который лежал на дне, поднялся сам по себе, прорезал Бородатого Ямина и убил его ».

Несмотря на краткость этой чернокожей маленькой сказки, тем не менее, ей удается пролить дополнительный свет на шаманские полномочия Тлепша, а именно его владение огнем и металлом (в ковке меч), ​​его способность противостоять демонам болезней и его врожденная прото-театральность (существо-шаман для его или ее донаучного общества, техник, врач и артист в одном лице). 2>

Любопытный самоходный (и, казалось бы, разумный) меч, выкованный Тлепшем, чтобы отомстить ему, к тому же напоминает подобное оружие, фигурирующее в кельтской мифологии и романах о короле Артуре, в которых он используется - например, самодвижущийся меч, присутствующий в мотиве Артура в «Опасной постели», использованный, например, в раннем романе Le Chevalier à l'épée (см. также Magic sword ).

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-11 04:47:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте