Пхармат

редактировать
Пхармат, несущий огонь человечеству, ведомый Богиней Села Сата

Пхармат (Чеченец : Пхьармат, Пẋармат, Творец нации, языка или земли) - легендарный герой вайнахов людей, принесший человечеству огонь и прикованный цепью к горе Казбек. Это позволяло им ковать металл, готовить и освещать свои дома. В результате люди объединились и стали нацией. Пхармат является вайнахским эквивалентом греческого героя Прометея и грузинского мифологического героя Амирани и других.

Содержание
  • 1 Сказка
  • 2 Вспомогательные персонажи
    • 2.1 Турпал
    • 2.2 Богиня Сата
    • 2.3 Брат Пхармат
  • 3 Гора Башлам
  • 4 Эквивалента Пхармата в других традициях и их значение
    • 4.1 Сравнения
      • 4.1.1 Природа бога, которому противостоит герой
      • 4.1.2 Природа Пхармата / героя
      • 4.1.3 Подарки, данные человеку и значение
      • 4.1.4 Персонажи Пхарматов Наказание (или отсутствие)
      • 4.1.5 Люди, спасенные персонажем Пхармат
    • 4.2 Актуальность дискуссии о родине индоевропейской языковой семьи
  • 5 Пхармат в массовой культуре
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
Сказание
Прометей, несущий огонь. Автор Ян Коссирс

Пхармат был полубогом, или нартом, который любил и жалел свой народ, потому что у них не было огня. Огонь хранил жестокий бог Села в своем царстве, чтобы показать нартам свою силу и мощь и подавить их. Села, бог звезд, грома и молний, ​​водил свою огненную колесницу по небу и пересекал Небо, издавая ужасный шум. Из лука он стрелял молниями по земле.

Из-за того, что у них не было огня, нарты ели сырую пищу и холодное молоко, а сельского хозяйства не имели. Долгое время нарты вели жалкую жизнь. Села знала это и была рада видеть их такими несчастными, как и все остальные боги, кроме жены Селы Саты. Сата заботилась о нартах, но боялась мужа.

Однажды появился храбрый герой Пхармат. Пхармат знал о пожаре в аду (чеченец : Жуьжг1ати, Джуэйгхати) на вершине горы Башлам, считающейся вулканом. Однажды он решил ее украсть. Он выковал без тепла для своего путешествия пальто, меч и щит из бронзы. Он сел на своего коня Турпала и отправился в путь.

Сата приняла облик птицы и приземлилась на вершине горы. Она обратилась к Пхармату человеческим голосом: «О могущественный нарт, ты не случайно достиг вершины Башлама. Ты пришел за Огнем». Пхармат ответил: «Людям нужно тепло, свет. Я только вернусь на Землю, чтобы вернуть Огонь!». Увидев, насколько сильны были нарт и его лошадь, Сата пообещал помочь ему в его поисках Огня. Она посоветовала ему, как получить немного, и предупредила его о возможной опасности и о жестокости Селы.

Пхармат также получил помощь от своего старшего брата, которому Пхармат сообщил о своих поисках. Он подарил своему дорогому младшему брату вагон, похожее на тростник растение с мягкой сердцевиной и куском угля. Уголь был очень сильно притянут к огню, и он горел, и искры просверлили вагон, в конечном итоге просверлив восемь отверстий разной длины. В конце концов, тележку превратили в гирлянду, по которой можно было воспроизводить музыку, ранее неизвестную нартам. В конце концов его передали нартам.

Пхармат перепрыгнул через ад и схватил горящий кусок дерева. Села была возмущена тем, что нарт действовал против его воли и пытался поймать его. Поскольку он не смог добраться до него, он развязал свой моток, в котором хранил ночь. Пхармат быстро заблудился в темноте, но Сата пришла на помощь, направив его в форме птицы. Села увидела, что Пхармат убегает, и развязал два мотка, в которых хранил бурю и ужасный холод. Пхармат преодолел эти трудности и пробился к великой пещере, в которой все нарты были собраны вместе для защиты от холода, бури и тьмы. Он дал им огонь и сказал: «Вот вам Огонь! Размножайтесь и станьте великим племенем. Согревайтесь; освещайте свои дома, пещеры, башни; готовьте, готовьте пищу отныне. Радуйтесь!»

После этого Села послал своего слугу циклопа Уджу наказать неверного Пхармата. Уджа приковал Пхармата к вершине горы Башлам бронзовыми цепями. Каждое утро в Пхармат приезжает сокол Ида. Согласно воле Селы, он сидит на коленях Пхармата и рвет его печень своим клювом.

Персонажи-помощники

Турпал

Турпал был легендарным конем, способным убегать. молнии, которые всегда бродили на свободе, паслись среди семи гор и пили морскую воду. Пхармат хотел, чтобы Турпал стал его конем. Даже молнии Селы не позволили Пхармату поймать Турпала, что заставило его развязать мотки. Еще одним чудом чудес Турпала было перепрыгивание через пылающий ад на пике Башлама, когда Пхармат загорелся. Турпал означает Герой на нахских языках и используется как мужское имя.

Гора Башлам

Богиня Сата

брат Пхармат

Гора Башлам

Башлам известен большей части мира как гора Казбек. Ныне замерзшая гора Башлам - это место, на вершине которого был поставлен пылающий ад Селы. Башлам - спящий стратовулкан и одна из главных гор Кавказа, расположенная в Грузии. Последнее извержение Башлама произошло примерно в 750 году до нашей эры. События, происходящие в легенде, могут быть воспоминаниями о хаосе, царившем в те дни. Башлам - нахское название горы Казбек, переводится как Огненная гора. Башлам всегда был священным местом для нахов и домом для Акхи и Нарт-Орштой Тукхумов.

Эквиваленты Пхармата в других традициях и их значение

Пхармат обычно определяется как вайнахский эквивалент аналогичные фигуры в различных других традициях (греческой, армянской, черкесской, абхазской, грузинской, осетинской, римской и т. д.).

Сравнения

Между различными версиями так называемого «Прометея» есть заметные различия.

Природа бога противостоит герою

Во всех версиях фигура «Прометей» сражается с могущественным богом, который отрицает огонь человечества. Однако другие характеристики этого бога различаются:

Греческая версия - Прометей и Зевс В греческой версии бог Прометей, которому противостоит, фактически является главным главой патриархального пантеона, Зевсом, которого почти всегда рассматривают в положительный свет, как любящий Всеотец, как мудрый правитель всего и т. д. Сказание о Прометее - один из немногих случаев, когда к нему относятся отрицательно. Зевс охраняет огонь, чтобы подавить человечество, потому что он знает, что как только у человечества есть огонь, оно может создавать оружие и прогрессировать, что в конечном итоге приводит к способности свергнуть его правление. В некоторых версиях он также рассуждает о том, что человечество лучше в невежестве и отсталости, без огня, который часто символизируется его разрушительной природой, контрастирующей с его использованием в промышленности.

Греческая версия - Кронос и Уран В другой греческой сказке, Уран, дед Зевса изначально был правителем вселенной. Он правил железным кулаком и испытывал параноидальный страх быть свергнутым, что привело его к угнетению собственных детей, Титанов первого поколения (6 мужчин, включая Кроноса, самого младшего, и 6 женщин). В этом рассказе не было кражи огня, а скорее, свержение Урана Кроносом (Урана Сатурном в очень похожей латинской версии) принесло человечеству знания о сельском хозяйстве. Для греков и других индоевропейцев земледелие не требовало огня, поэтому рассказы о том, как человечество приобрело их, являются отдельными.

Вайнахская версия По большей части вайнахская версия очень похожа на греческую версию Прометея. Однако, скорее, чем глава пантеона, как Зевс, Села - главный бог, но он не глава пантеона (которым был бы Дела). Как и Зевс, Села владеет громом и молнией и использует молнию как оружие. Однако он имеет некоторые общие черты с греческим Ураном : он бог звезд и неба. Личность Селы также похожа на Урана.

Природа Пхармата / героя

Персонаж Пхармата - это по-разному бог, полубог или смертный.

Дары, данные человеку и значение

Вайнахская версия Человечество достигло и огня, и земледелия в результате конфликта между Пхарматом и Селой. Из этого дела человечество также обретает свой первый инструмент - камыш, а вместе с ним и музыку, которая в вайнахской культуре считается очень важной и обладает мистическими свойствами. Помимо огня, сельского хозяйства, камышовой трубы и музыки, также объясняется происхождение угля (полученного Пхарматом в вагоне) и то, как его добывает человек.

Греческая версия Человечеству дается только огонь, с помощью которого оно может создавать инструменты. Это демонстрирует важность кузницы в индоевропейской культуре.

Наказание (или отсутствие) персонажа Пхармат

Люди, спасенные персонажем Пхармат

Актуальность дискуссии о родине индоевропейской языковой семьи

Все местные религиозные традиции с фигурой, эквивалентной пхармату, практиковались народами Кавказа и некоторыми индоевропейскими народами (которые иногда проживали на Кавказе, как в случае с Армяне и осетины, но часто этого не делали, как в случае с греками, латинянами, кельтами и т. Д.). Это, по-видимому, подтверждает тот факт, что первоначальная родина индоевропейских народов лежала непосредственно на севере Кавказа, касаясь как Черного, так и Каспийского морей и, возможно, простираясь на север вдоль Волги на некоторый отрезок, а также на некоторый запад. в Украину. Эта гипотеза в настоящее время является наиболее широко принятой, а не гипотезы о том, что индоевропейские языки возникли на анатолийских равнинах, на Армянском нагорье, в Индии, на Балканах или на исконных славянских родинах, или что они были спрахбунд. Сравнение различных версий историй также подтверждает, что у коренных индоевропейцев, вероятно, был более интенсивный культурный обмен с Северным Кавказом, чем с Южным Кавказом - формы, наиболее близкие к индоевропейским версиям сказки, на самом деле являются Черкесская версия и Вайнахская версия. Черкесское и абхазское имя героя - Патараз, что показывает очень заметное сходство с греческим именем Прометей, которое похоже на большинство других индоевропейских версий; Сравнивая эти два, можно также отметить сходство Пхармата. Возможно, что Патараз, Прометей, Пхармат и, возможно, другие - все корни одного и того же первоначального имени.

Пхармат в массовой культуре
  • Пхармат в цепях поэтическая драма, основанная на легенде Пхармат, написанная Сергеем Стратановским 2001.
См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:17:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте