Тукхум - это термин и система, введенная в 1920-е и 1930-е годы, в первую очередь советским чеченским писателем Магомедом Мамакаевым в 1934 году. Эта система не применима к чеченской нации и социальной структуре чеченских кланов.
Мамакаев предположил, что чеченский тукхум был своего рода военно-экономическим союзом между определенными группами тейпов, не по кровному родству, а созданным для определенных целей, таких как военные союзы и для экономической торговли; что тукхум занимал определенную территорию, на которой проживали члены тукхума. Он также заявил, что каждый тукхум говорит на разных диалектах одного и того же вайнахского языка.
Термин иностранного происхождения, и некоторые предполагают, что он происходит от старого персидского слова «таухма», которое означало род или племя. Тукхум - это термин, который северокавказцы часто используют для обозначения племени или семьи, и встречается у дагестанских народов, таких как аварцы, табасаранцы, кумыки и лезгины. Этот термин используется для описания разных клановых структур для разных этнических групп и не означает одно и то же от одной этнической группы к другой.
Чеченцам он был представлен Мамакаевым в 1934 году и с тех пор используется в чеченских исторических исследованиях. Кавказский ученый Харадзе в 1968 году отмечает, что Мамакаев лежит в основе чеченского использования тукхума, чтобы сделать социальную структуру чеченцев более сложной и интересной, несмотря на то, что значение слова «тукхум» в чеченском языке непонятно. Знаменитый историк XIX века Башир Далгат, который широко изучал чеченский и ингушский народы, отмечал, что термин «тукхум» был совершенно чужд большинству чеченцев, поскольку он использовался только некоторыми обществами в низинах. По его словам, большинство чеченцев ссылались только на свой тейп (особенно в высокогорье) и никогда не знали и не использовали термин «тукхум».
Некоторые чеченские историки и лингвисты, такие как А. Тесаев и Н. Н. Албаков, подвергли критике термин «тукхум» и его применение Мамакаевым. Албаков особенно считает термин деструктивным для чеченского народа:
Многочисленные исследования, проведенные нами в области этнологии, истории, фольклора, системологии, не оставляют сомнений в том, что термин «тукхум» не только был и не является частью чеченского этноса, но и прямо противоречит системному устройству чеченского народа.. Понятие «тукхум» вносит деструктивный хаос в упорядоченность чеченских этнических систем, удаляя десятки чеченских тейпов (кланов) из структурной организации чеченского народа.
- Албаков Н.Н. «Антисоциальный характер термина« тукхум »в этнической системе нохчи (чеченцы)»По словам Мамакаева, было 9 тукхумов:
Однако это подвергалось резкой критике, поскольку некоторые из упомянутых тукхумов на самом деле были не чем иным, как большими тейпами с несколькими «гар» (подкланами). Такие тейпы, как Мелхи и Терлой, например, традиционно составляют 2 тейпа, состоящих из нескольких гар. Эти тейпы обладают всеми характеристиками чеченского тейпа. Мамакаев неправильно записал эти большие тейпы как «тукхум», а их гар - как тейпы под этим тукхумом, хотя они никогда не были тейпами, а были просто ветвями этого конкретного тейпа.