Нахские народы

редактировать
Этническая группа Чеченцы на свадьбе, около 1870–1886 гг.

Вайнахские народы ( Русский: Вайнахи, очевидно происходящее от чеченского вайн нах, ингушского вей нах «наш народ»; также чечено-ингушский ) являются носителями Вайнахские языки. В основном это этнические чеченцы, ингуши и кисты народы Северного Кавказа, включая близкородственные второстепенные или исторические группы.

Термин нахские народы (Нахские народы ) был введен в советский период для обозначения более широкой языковой семьи нахских языков., связывающий чечено-ингушскую группу с народом летучих мышей, этническим меньшинством на северо-востоке Грузии.

Содержание

  • 1 История государственности
  • 2 Социальная структура
    • 2.1 Политическая структура
    • 2.2 Тейпы иностранного происхождения
  • 3 Башенная архитектура
  • 4 Традиционная экономика
    • 4.1 Сельскохозяйственные постройки
    • 4.2 Транспортные средства
    • 4.3 Ковроткачество
  • 5 Легенды и мифология
    • 5.1 Легенда озера Кузан-Ам
    • 5.2 Легенда озера Галаин-Ам
    • 5.3 Космология и творчество
  • 6 Религия
  • 7 Генетика
  • 8 Гипотезы происхождения
  • 9 Список нахских народов
    • 9.1 Современное
    • 9.2 Историческое
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

История государственности

Ингушанка в традиционном костюме, 1881
9-11 вв.
Объединение кланов под названием Дурдзуки (ум. урдзуки) упоминается персидским писателем Ибн аль-Факих и аль-Баладзори в IX-X веках, где говорится о «строительстве Хосроэс Ануширваном (VI) в 12 воротах Дурзукии и каменные укрепления.
1239
Разрушение Алании столицы Магаса (оба названия известны исключительно из Муслим Арабов ) и аланской конфедерации северных кавказских горцев, народов и племен ханом Батыя (вождем монголов и внуком Чингисхан ). «Магас был разрушен в начале 1239 года ордами хана Батыя. Исторически Магас располагался примерно на том же месте, на котором сейчас строится новая столица Ингушетии». - Д.В. Заяц
XII – XV вв.
Государство Симсир было союзом вайнахов тейпов. Они начали национальную освободительную борьбу от Золотой Орды. После монгольского нашествия ислам начал свое распространение в этом регионе. Распространение ислама, по-видимому, началось в это время в низменной части вайнахских государств, что связано с появлением арабского языка и арабской письменности. Об этом свидетельствуют и надписи на памятниках этого времени, сохранившиеся в некоторых вайнахских селениях.
XIII – XIV вв.
Войны за независимость против татаро-монгольских орд и армии Тамерлана.
17 век - настоящее
непрекращающаяся борьба за независимость Чечни; Ингуши остаются менее открытыми мятежниками, но по-прежнему имеют особо проблемный конфликт с осетинами ; Бацби и кистинцы считаются грузинами и являются частью Грузии (проживают в основном в районе Тушети)
1829–1859
Кавказский имамат
1919–1920
Северо-Кавказский эмират
1921- 1924
Горная Автономная Советская Социалистическая Республика Советской России

Социальная структура

Некрополь в Итум-Кале (Чечня ) и башня Цой-Пхеда, защищающая мир мертвых

Традиционно нахские народы были известны как общество с высокоразвитой и сложной клановой системой. В котором люди объединяются в семейные группы, называемые «ца» - дом. Несколько ца являются частью ветви «гар» или дороги «нех», группа ца в свою очередь называется тейпом. Тейп - единица племенной организации вайнахов. Тейпс имеет свой совет старейшин и объединяет людей, представляющих политические, экономические и военные аспекты. Тейпс оставил все дела демократически избранным представителям домов, то есть «ца». Количество участников Тейпан-Хелли зависит от количества домов.

Большинство тейпов создавали союзы под названием Тукхум. Тукхум - военно-экономический или военно-политический союз тейпов. Тухумы управлялись Советом представителей тейпов, именуемым «Тейпан-Хелли». Совет старейшин тейпов выбирает одного или нескольких человек для представления своего тейпа в Тукхум-Хелли (Совет Тукхума). Новый тейп принимался в тухумах в зависимости от его географического положения и в зависимости от согласованности старейшин Тукхумского совета. Присоединение к тухуму зависело от желания самого тейпа. Никто не мог заставить тейп присоединиться к тукхуму.

Для решения вопросов национального масштаба работал через Mexk-Khel, Народный Совет. Представители Совета избирались каждым Советом Тукхума и имели огромное влияние на судьбы народа. Они могли начать войну или запретить и помешать любому тухуму или тейпу начать войну. Ведь он запрещал акхиям воевать против кабардинских царей в 14 веке. Орстхойс Тухум был забанен за неповиновение, когда они собирались полностью уничтожить север- Дагестан вайнахские кланы Аухов. За неповиновение приказу Мехк-Хель мог собрать армию со всех концов Чечни и Ингушетии. Мекск-Хель мог собираться в разных местах в разное время. Он собирался в районе Терлой-Мохк и в районе Галанчоге Экхи-Мокса. В Галаинчоге до сих пор стоит гигантский Мекск-Хелиский камень, вокруг которого решали вопросы члены Мекск-Хели.

Все вайнахские советы также несли ответственность и уважали закон и порядок. Если проблема не будет решена в совете тейпа, она может перейти в совет Тукхума и далее даже в Мехк-Хель. Это называлось «Mexkidaqqar», что означает «сделать государственным делом» и «доставить в Мекски». Название Mexk-Khel происходит от нахского слова Moxk, государство. На вершине социальной структуры стоит нация, которая в большинстве нахских языков обозначается чем-то вроде «хам»

Политическая структура

Шарой Тукхум столица Шарой

Многие наблюдатели, включая таких русских, как Лев Толстой, были очень впечатлены демократичным характером коренных чеченских правительств до российского завоевания. По словам западного ичкерофила Тони Вуда, вайнахский народ, в частности чеченцы (поскольку ингуши и бацби попадали под иностранное господство гораздо чаще, и в результате коренная система и демократические ценности менее глубоко укоренившиеся), можно охарактеризовать как одну из немногих наций в мире с местной системой, очень похожей на демократию (часто упоминаются шотландцы, албанцы и баски ; примечательно, что все трое, как и вайнахские народы, являются горными народами с клановой социальной организацией и сильной привязанностью к концепции свободы). В 19 веке пара черкесских племен свергла свою традиционную аристократию и основала демократическое, эгалитарное общество с некоторыми заимствованиями из нахской системы. Конечно, это наступление, которое, возможно, со временем распространилось на все черкесские племена, было остановлено их политическим положением, которое было уничтожено русским завоеванием, судьба, которую позже разделила и весь остальной Кавказ.

Примечательно, что чеченская и ингушская системы, а также система, позже принятая от них некоторыми восточными черкесскими племенами, напоминает типичную западную демократическую республику. Он имеет центральное правительство с законодательным органом (Мекск-Кел), органом, похожим на исполнительную власть (Совет Тухума), а также судебную ветвь (другие советы). Адат и другие органы служат конституцией. Были избраны члены всех трех главных национальных советов страны, что привело к коренной демократии нахских народов.

В период Советского Союза, а также в Режим Рамзана Кадырова, система Тейп-Совета подверглась резкой критике со стороны правительства России и их марионеточных правительств, установленных в Чечне и Ингушетии, которые рассматривали ее как дестабилизирующую силу и препятствие для поддержания порядка. Они сказали, что такая система является иллюстрацией анархической природы кавказского этоса.

Демократический и эгалитарный характер и ценности свободы и равенства чеченского общества были названы факторами, способствовавшими их сопротивлению российскому правлению. (Кроме того, как отмечает Вуд, не было никакой элиты, которую могли бы поддержать царские власти.)

Тейпы иностранного происхождения

Согласно нахскому этосу и моральным кодексам, таким как адат, гостеприимство считается чрезвычайно важным. важный. Важнее только свобода (высшая ценность) и равенство.

Акцент на гостеприимстве произвел исторический эффект в системе тейп. Несколько раз пришедшие на территорию иностранные группы были полностью интегрированы в систему тейп и разработали свой собственный тейп. Ярким примером являются этнические немцы, которые жили среди чеченцев после того, как обе группы были депортированы в ссылку в Казахстан и Сибирь : даже за столь короткий период в 13 лет немцы решили присоединиться система тейп. Новый «немецкий» тейп был основан М. Вайзертом, родственники которого до сих пор жили в основном в Германии.

Было также несколько периодов, когда евреи, живущие в Чечне, основывали свой собственный тейп (teip Dzugtoi), который существует до сих пор. Членство в нем значительно сократилось из-за бегства людей из Чечни во время войн 21 века. Тейпы также образовывали, иногда временно, русские (тейпы Орси, Арсой), поляки или украинцы. Эти тейпы часто в конечном итоге рассматриваются как неотъемлемые части нации, несмотря на их иностранное происхождение.

Башенная архитектура

Чеченская военная башня у поселка Чанта. военная башня ДИОРА

Характерной особенностью вайнахской архитектуры средневековья, редко встречающейся за пределами Чечни и Ингушетии, была вайнахская башня. Это была своего рода многоэтажная конструкция, которая использовалась для жилья или защиты (или того и другого). Архитектура и методы строительства нахских башен достигли своего апогея в XV – XVII веках.

Жилые башни были двух-трехэтажными, поддерживались центральной колонной из каменных блоков, и увенчались плоской сланцевой кровлей. По характеру эти башни сравнивают с доисторическими горными поселениями, датируемыми 8000 годом до нашей эры.

Военные («боевые») башни были высотой 25 и более метров, четыре из пяти этажей и квадратное основание шириной примерно шесть метров. На второй этаж можно было подняться по лестнице. Защитники вели огонь по противнику через бойницы. На вершине башни имелся машикуль - нависающие балконы без пола. Эти башни обычно увенчивались ступенчатой ​​крышей пирамидальной формы, увенчанной заостренным замковым камнем.

Здания, совмещающие в себе функции жилых и военных башен, были по размеру промежуточными между двумя типами, и имели как бойницы, так и машикулы. Раньше нахские башни скупо украшались религиозными или символическими петрографами, такими как солнечные знаки или изображения рук автора, животных и т. Д.

Традиционное хозяйство

Сельскохозяйственные сооружения

Отсутствие достаточного количества пашни в горных районах вынудило вайнахов максимально эффективно использовать территорию своего проживания насколько возможно. Выровняли крутые склоны, устроили террасы, пригодные для земледелия. На бесплодных скалистых склонах скал, непригодных для земледелия, вайнахи вырубают фундаменты террас. На телегах, запряженных ослами и волами, привезли чернозем низменности и засыпали им искусственные террасы. Для максимального урожая была организована вся ирригационная система, которая состояла из небольших искусственных каналов, соединенных с горными реками, эти каналы назывались Таатол, они также строили небольшие каменные каналы под названием Эпала и совсем небольшие деревянные желоба Апарри. Некоторые ученые, в частности И. Дьяконов и С. Старостин предположил, что Эпала и Апарри могут соответствовать урартскому названию оросительного канала «пили» и хурритскому «пили / а». Некоторые ирригационные сооружения были построены также на низинах, но они были менее сложными.

Автотранспортные средства

Кареты и экипажи, изготовленные вайнахскими мастерами, высоко ценились в регионе и за его пределами. Продукция вайнахских мастеров принесла могущество не только кавказским народам, но и такой избыточной мощью устоявшаяся промышленность России. Чтобы поддержать неконкурентоспособных отечественных производителей, Россия обложила вайнахских производителей крупными пошлинами. На это жалуются терские казаки в своих письмах к правительству России, несмотря на то, что они являются естественными врагами дерева. В 1722 году русская армия закупила 616 машин за 1308 рублей, в то время как годовая зарплата губернатора трех деревень составляла всего 50 рублей.

нахский традиционный праздничный ковер, Истанга

Ковроткачество

С давних времен чеченцы производят тонкие войлочные ковры под названием Истанг. Чеченские коврики отличаются своеобразным рисунком и высоким качеством. Якоб Рейнеггс, побывавший в этом регионе в XVIII веке, заметил, что чеченские и ингушские женщины искусно изготавливают ковры и бахрому. Орнаменные вайнахские ковры делились между собой на разные группы в зависимости от узоров;

  • Ковер с цветным орнаментом (чеченец : Хорза истанг)
  • Ковер с бахромой (чеченец : Хинджа йолу истанг)
  • Коврик простой, без каких-либо украшений и орнаментов.
  • Толстые коврики (Чечен : Кууз)
  • Дорогой настенный ковер (Чечен : Пальс)

Легенды и мифология

Лишь несколько фрагментов вайнахской мифологии сохранились до наших дней. Эти фрагменты состоят из имен божеств, олицетворяющих элементы анимистических идей, саги нартов, космогонической традиции, остатков животноводства и земледелия, тотемических верований и народного календаря.

Величайшие образцы искусства Мифология нахов - это легенды о Пхармате, озере Галанчоге, эпической войне гномов Пхагалбери (наездников-зайцев) против нартов, озере Кезаной и мифах о том, как появились солнце, луна и звезды.

Нахский миф о легендарном Пхармате, закованном на гору Казбек богом Селой за то, что он украл у него небесный огонь, показывает некоторые параллели с греческим мифом Прометеем и грузинским амирами. Легендарную войну гномов Пхалбери (заячьих всадников) против нартов можно сравнить с греческой «войной журавлей и пигмеев» Саид-Магомеда Хасиева. Миф о Золотом руне, кажется, связан с 11-летней календарной традицией нахов. В таком мифе баранью шкуру поместили в дубовую раму «Джаар» на 11 лет, и из нее получилось золотое руно, названное «Дашо Эртал».

Легенда озера Кузан-Ам

озеро Кузан-Ам

Эта легенда имеет явные параллели с библейским Содомом и Гоморрой и исламским Лотом. История рассказывает, что на том месте, где сейчас находится озеро, когда-то было очень богатое поселение. Несмотря на свое богатство, жители этого города были очень жадными. Однажды Бог Дела послал своих представителей под видом нищих, чтобы испытать людей. Они просили всех жителей накормить их, но жители города в ответ ругали их и выгнали. Лишь одна бедная семья в деревне делилась с ними едой.

Легенда гласит, что одна бедная семья оставила себе жженый хлеб и подарила гостям кусок белого хлеба. Выйдя из дома, гости рассказали семье, что по прошествии некоторого времени вода будет собираться в лужах за входной дверью, и когда это произойдет, им следует собрать самое необходимое, выйти из дома и отправиться в горы. Поскольку бедные семьи не ослушались и сделали все так, как им велели гости.

Они рассказали богатым о надвигающейся катастрофе и попросили следовать за ними. Но их жадность не позволяла им оставить свои сокровища. В тот вечер семья наблюдала страшную катастрофу, они видели, как вода покрыла их дом вместе с теми, кто остался. В память о страшных событиях вайнахи назвали озеро, озеро печали и жестокости, Кезаное озеро.

Озеро Галайн-Ам

Легенда об озере Галаин-Ам

Легенда рассказывает об инциденте, который произошел, когда две женщины решили постирать одежду в чистейшей воде озера рядом с их поселением, которое было обитель вайнахской дочери верховного божества Делы Тушоли. В продолжении рассказа оскорбленная богиня наказывает обидчиков, превращая их в камни, все-таки богиня не смогла остаться в искаженном озере. Она превратилась в мифического быка и начала разрушать поселения, расположенные на склоне холма. Катастрофа продолжалась до тех пор, пока бык не был приручен в поселке, расположенном в местечке Эми в районе Галаин-Чаж. В Галаин-Чаже прирученному животному нашли применение, с его помощью вспахивали поля. Но, к сожалению, к весне следующего года на полях, вспаханных священным животным, начали выпадать дожди. Вода залила поля и превратила их в озеро, а Тушоли снова повернулась лицом и обосновалась в новом чистом жилище.

Космология и сотворение

В древней нахской космологии Вселенная была создана верховным богом Делой. Земля, созданная за три года, была в три раза больше неба и поддерживалась гигантскими мегафонами. Царство вайнахских богов было над облаками. Ишар-Дила был правителем подземного мира Дили-Малхи. Дили-Малхи была больше, чем мир людей; на его создание ушло семь лет. Нахс считал, что, когда солнце садится на западе, оно уходит в преисподнюю и наоборот. Дили-Малхи не была злым царством мертвых или нежити. Он был почти похож на верхний мир с некоторыми улучшениями в его социальных структурах. В жизни за жизнью не было суждений. Дела-Малх был богом солнца, играющим центральную роль в религиозных праздниках. 25 декабря в Нахсе праздновали Праздник Солнца в честь дня рождения Бога Солнца.

Названия звезд и созвездий также были связаны с мифами:

Религия

Церковь Тхаба-Ерды в Ингушетии.

В Средневековье вайнахское общество ощущало сильную византийскую влияние, которое привело к принятию восточного православия в некоторых частях страны (особенно на гористом юге). Однако христианство просуществовало недолго. После разорения страны Тамерланом, христианство было подорвано (из-за временной потери контактов между Грузией и нахскими христианами), и постепенно чеченцы и ингуши вернулись в свои исконные, языческие верования (летучие мыши постоянно обращались в христианство). Ислам начал распространяться на землях нахских народов с 16-17 веков.

Вайнахи преимущественно мусульмане из шафиитской школы мысли суннитского ислама. Большинство чеченцев (около 1,5 миллиона) и ингушей (500000 человек) являются мусульманами из шафиитской школы. кисты (около 7100 человек) в основном сунниты мусульмане с грузинским православным меньшинством, когда летучие мыши прим. 3000 человек христиане (грузинские православные)

По обряду большинство чеченцев кадири, при этом значительное накшбанди меньшинство. Есть также крошечное салафитское меньшинство (суннитская секта). Две основные группы (салафизм - это скорее современное введение в регион и все еще считается полностью иностранным) часто по-разному реагировали на события (например, власти Кадири изначально поддерживали большевиков после обещания предоставить свободу чеченцы из России; накшбандисты более скептически относились к искренности большевиков).

Однако, как и в случае с другими кавказскими группами, такими как грузины, абхазы и черкесы, ислам не уничтожил вычеркнуть все следы родной религии. Многие чеченцы и ингуши даже называют Бога мусульманской религии (обычно «Аллах» от арабского) «Делой», который является главным богом первоначального нахского пантеона (аналогично тому, как грузины называют христианского Бога Гхмерти, их изначальный главный бог). Нахское толкование шариата часто больше похоже на адат, чем на шариат, который практикуется в других мусульманских странах, хотя некоторые отмечают, что это может фактически быть ближе к первоначальному замыслу в некоторых отношениях. Существует распространенная поговорка, что «Мухаммад, возможно, был арабом, но Аллах точно чеченец», подчеркивая такое отношение к ограничительному исламу на Ближнем Востоке, которое часто представляется на Западе как отражение поведения и культуры всех мусульман. Несмотря на синкретизм, большинство нахских народов часто считается либо «мусульманским народом» (в случае ингушей, кистинцев и чеченцев), либо «православным народом» (бацби). Тем не менее, поклонение первоначальному пантеону, за исключением Делы, по большей части не имеет современной преемственности и было заменено исламом, несмотря на некоторый синкретизм (то есть постоянное строительство мечетей возле ручьев, где были храмы, почитание адата и т. Д.).

Среди чеченцев существует значительная напряженность в отношении религии. Это в значительной степени проявляется в конфликте между панисламистским / ваххабитским / салафитским вероисповеданием, которое клянется «очистить ислам от нечистоты и синкретизма» (т.е. де-чеченизировать ислам в Чечне, чтобы привести его в большее соответствие с глобальным исламом), и теми, кто рассматривать туземную форму как высшую или иным образом как национальный обычай, который необходимо защищать. Среди правительств-претендентов на землю Ичкерия как западная изгнанная Чеченская Республика Ичкерия, так и установленный Россией режим Кадырова в значительной степени враждебны ваххабизму / салафизму, в то время как реакция Имарата Кавказ значительно более позитивна, хотя временами все еще довольно неудобна. к нему (см., например, некоторые высказывания Докки Умарова ). Правительство Кадырова, тем временем, выступает против ваххабизма на словах, но по-прежнему правит Чечней с довольно жесткой интерпретацией законов шариата, включая запрет на публичное присутствие женщин с непокрытой головой, обязательное изучение Корана в школах (с той интерпретацией, которую поддерживает правительство.), смертная казнь за подозрение в гомосексуализме и так далее. Между тем, находящаяся в изгнании Чеченская Республика Ичкерия последовательно заявляла, что коренное толкование является национальной чертой (которую необходимо сохранить) и что Ичкерия должна быть светским национальным государством, и хотя ислам, безусловно, может иногда быть частью чеченской идентичности., это, конечно, не требование и не более важный, чем любой другой аспект.

Такое отношение было в основном последовательным (за исключением 1998 года, когда Масхадов на короткое время позволил появиться шариатским судам из-за интенсивного давления со стороны его оппонентов, включая Шамиля Басаева и Салмана Радуева, в попытке найти единство путем компромисса). Это отмечается многими наблюдателями, чеченскими, российскими (например, Валерий Тишков) и западными (такими как Пол Б. Хенце, хотя его жена на самом деле абхазка, а также Тони Вуд и Анатолий Ливен), что часто, как видно на В таких странах, как Турция и Албания, националистические образы - в частности, волк, животное, рассматриваемое как символ чеченского народа - придают гораздо большее значение, чем религия.

Схема социальной организации вайнахов.

Склепы или склепы остались от языческого периода в истории вайнахов, до того, как они приняли ислам в 16 веке (частично весь регион, ислам распространился только в 17 веке). Их строили либо немного углубляясь в землю, либо наполовину под землей и на поверхности. Последние формировали целые «города мертвых» на окраинах деревень и напоминали со стороны святилища с фиктивными сводами, построенными из перекрывающих друг друга камней. Покойников помещали на специальные полки в склепах, в одежде, украшениях и оружии.

По общеисламским ритуалам были установлены захоронения с дальнейшим проникновением ислама в горные районы Чечни и Ингушетии. На могилах стали возводить каменные стелы, чурты, на которых были написаны молитвы и эпитафии, а более зажиточные горцы почитались мавзолеями после смерти. Хороший тому пример - мавзолей Борга-Каш, построенный в самом начале 15 века для ногайского князя.

Руины древнего вайнахского городища и земледельческие террасы позади.

Генетика

Исследование Олега Балановского и ряда других генетиков в 2011 году показало, что Y- ДНК гаплогруппа J 2a4b * (субклад J2, расположенный в основном на Ближнем Востоке, Кавказе и в Средиземноморье) была тесно связана с нахскими народами. На J2a4b * приходится большая часть Y-хромосом ингушских и чеченских мужчин, причем у ингушей процент намного выше, 87,4%, чем у чеченцев, у которых 51–58% в зависимости от региона (самый низкий - в Малгобеке., самый высокий в Дагестане и Ачхой-Мартане ). В своей статье Балановский и др. предположили, что различия между братскими кавказскими популяциями могли возникнуть из-за генетического дрейфа, который имел бы больший эффект у ингушей, чем у чеченцев, из-за их меньшей численности (другая возможная причина различия - большее поглощение иностранных народов чеченским населением, что отражает более старую теорию о том, что ингуши более «архаичны», чем другие кавказские народы). Чеченцы и ингуши имеют самые высокие частоты J2a4b *, о которых когда-либо сообщалось (другие относительно высокие частоты, от 10 до 20 процентов, обнаруживаются в Средиземноморье и Грузии).

Гипотезы происхождения

Вайнахы упоминались под разными именами, включая дурдзуки в средневековой арабской, грузинской и армянской этнографии.

Исторические лингвисты, в том числе Джоанна Николс, связали родовые нахские языки и их дальних родственников с неолитической миграцией из Плодородный полумесяц.

Другая точка зрения, не обязательно противоречащая предыдущей, предполагает переселение нахов на их нынешнее место на Северном Кавказе в классическую эпоху, после краха Урарту.

Игорь Дьяконов и Сергей Старостин предположили, что нах имеет дальнее родство с хурро-урартскими языками, которые они включили как ветвь Северо-Кавказской языковой семьи (которые были названы алародскими языками Дьяконова). Некоторые исследования утверждают, что связь вероятна. Однако другие ученые сомневаются в том, что языковые семьи связаны между собой, или полагают, что, хотя связь возможна, доказательства далеко не окончательные. Существуют различные интерпретации нахско-урартских отношений: еще одно, которого придерживается Кассиан (2011), заключается в том, что общий словарь урартов и нахов вместо этого отражает историю интенсивных заимствований из урартского языка в нахский.

Согласно Джаймухе, мифологический Гаргареи, группа, мигрировавшая из Восточной Малой Азии на Северный Кавказ, упомянутая греческим писателем Страбоном, связаны с нахским корнем gergara, что означает «родня» в прото-нахском языке. Однако теория Джаймухи маловероятна, поскольку Страбон и другие древнегреческие писатели считали гаргарейцев греками. Теория Джаймухи также ссылается на ряд топонимов, например, имя Дурдзукс, используемое для вайнахов в грузинских хрониках, как полагают, происходит из Дурдзукки, бывшего поселения на озере Урмия, а также различных других топонимов с элементами, включая булочку («убежище») и -k (h) i, суффикс гидронима. Однако чеченское «булочка» изначально происходит от армянского слова buyn (բույն ), означающего «гнездо» или «логово», от протоиндоевропейского * bʰeuH-no-, от * bʰeuH- («быть; расти»). Родственные слова включают санскрит भुवन (бхувана, «мир»), албанский булочка («хижина пастуха») и среднеперсидский بن булочка («низ»). Вдобавок, согласно урартологу Полу Зимански, хурро-урартский-кхи - это множественное / племенное обозначение, а не гидроним, что делает теорию Джаймухи неверной.

Некоторые из этих топонимов также относятся к этнониму эров, гипоэтического нахского народа, изобретенного Джаймухой, который, по его словам, населял небольшой регион примерно в северной части того, что сейчас является Республикой Армения. где расположены многие из этих интересных мест.

Список нахских народов

Современный

историческими

Ниже приводится список исторических или доисторических народов, которые были предложены как говорящие на нахских языках.

Софена

По мнению грузинских ученых И.А. Джавашвили и Георгий Меликишвили. Урартуское государство Супани было оккупировано древним нахским племенем цов, государство которого в древнегрузинской историографии называется Цобена. Софена входила в состав царства Урарту в VIII – VII веках до нашей эры. После объединения региона со своим королевством в начале 8 века до н. Э. Царь Урарту Аргиштис I переселил многих его жителей в свой недавно построенный город Эребуни. Однако теория Джавашвили и Меликишвили не получила широкого распространения.

гаргареи

Джаймука утверждал, что вайнахи происходят от гаргарей, мифологического племени, которое упоминается в Geographica из Страбона (1 век До н.э. и в Naturalis Historia из Плиний Старший (I век н.э.). Страбон писал, что «... амазонки живут недалеко от Гаргарея, на северной стороне предгорья Кавказских гор ». Гай Плиний Секунд также локализует Гаргарей как живущих к северу от Кавказа, но называет их Гегарами. Некоторые ученые (П.К. Услар, К. (Миллер, Н.Ф. Яковлев, Е.И. Крупнов, Л.А. Ельницкий, И.М. Дьяконов, В.Н. Гемракели) поддержали предложение о том, что гаргарей является более ранней формой вайнахского этнонима. является одним из многих нахских корневых слов - гергара, что фактически означает «родня» в прото-нахском языке. Если это так, то это сделало бы Гаргарей практически эквивалентным грузинскому термину Дзурдзук (имеющему отношение к озеру Дурдукка на Южном Кавказе. asus, откуда они, как полагают, мигрировали, как отмечает Страбон, до того, как смешались с местным населением), который они применили к нахам, которые мигрировали на север через горы, чтобы поселиться в современной Чечне и Ингушетии.

Несмотря на утверждения Джаймухи, Страбон предполагает, что гаргареи были эолийскими греками, и находит их родину Гаргара в Троаде, на крайнем западе современного Турция.

Цанары и Цанария

Цанары были народом восточно-центральной Северной Грузии, жившим в районе современного Хеви. Цанария была их государством, и оно отличалось решающей ролью, которую оно и его народ сыграли в отражении арабского вторжения в Грузию. Многие историки (включая Владимира Минорского и Амджада Джаймуху) считают их язык нахским, исходя из географических названий, географического положения и других подобных свидетельств. Однако есть возражения против теории, что их язык был нахским. Другие утверждают, что говорили на сарматском языке, например, на осетинском. Цанары тоже со временем были ассимилированы в составе грузинского государства.

G (h) lig (h) vs

G (h) lig (h) vs были загадочным народом на Северном Кавказе, которого некоторые грузинские историки считали нахским народом. Они могут быть предками ингушей, но грузины постоянно используют термин «кисть» для ингушей. Это вызвало большую путаницу, поскольку нахов в Грузии, говорящих на чеченском языке, грузины также называют кистями.

Двалы и Двалети

Двалы были историческим народом, жившим в современной Южной Осетии и некоторых близлежащих регионах, а также в южных частях Северной Осетии (к югу и западу от Глигва, к югу и востоку от Малха). Они интегрировались в грузинское царство и выпустили ряд прекрасных грузинских каллиграфов и историков. Они также произвели православного святого: святителя Николая Двалетского. Многие историки считают язык двалов нахским, хотя существует другой лагерь, который отстаивает его статус как близкого родственника осетинского. Другая теория утверждает, что двалы были карвельского (грузинского) происхождения. Различные свидетельства, приведенные в поддержку нахской теории (разные ученые используют разные аргументы), включают наличие нахских топонимов на территории бывшего двала, рассматриваемое как свидетельство нахско-сванских контактов, что, вероятно, указывало бы на нахский характер двалов или людей. там до них и присутствие иностранного клана двалов среди чеченцев. Двалы были ассимилированы грузинами и осетинами. Считается, что двалы не вымерли полностью до 18 века, что сделало двалов последним нахским народом, который, как известно, исчез.

Малхи

Малхи были нахским народом, который считался самым западным нахским народом и заключил союз с греческим Боспорским царством.

Дурдзуки и Дурдзукети
Дурдзукия 1060. Обратите внимание, что эта карта не включает Симсир, государство под управлением Дурдзуков, сформировавшееся в конце 11 века (на этой карте это часть Алании, поскольку это было до того, как это было самостоятельное государство), в Центральной и Северной Чечне, на реках Сунжа и Терек и вокруг них.

Дурдзук - это название, исторически использовавшееся грузинами для чеченцев. Дурдзуки построили множество королевств, в частности Дурдзукети; и они были известны своей исключительно яростной преданностью свободе и своей способностью противостоять захватчикам, от арабов до скифов, тюркских народов и монгольских захватчиков. Судя по всему, они также использовались в качестве наемников различными сторонами. У них была письменность с использованием грузинского письма (однако, неизвестно, говорили ли они на этом языке), но большая часть этих писаний была утеряна, и сохранились лишь несколько фрагментов. После Второго монгольского вторжения в Дурдзукети в 14 веке и разрушения, вызванного двумя вторжениями (включая, как отмечает Амджад Джаймуха, разрушение их памяти о своем прошлом), они радикально изменили свою культуру. Их стали называть Ичкери (по-тюркски «народ свободы»), а их землю - Ичкерией. Именно тогда (как Ичкери) система тейп была формализована в ее хорошо известной современной форме. Термин Ичкери также использовался для обозначения ингушей (по большей части), пока ингуши не откололись. Имя Ичкери является родственником названий, которые использовались для слов «чеченец» и «Чечня» на многих языках того времени, включая Мичики (Лак) и Мицджеги. Только после русского завоевания в 19 веке название «чеченец» стало международно признанным названием народа Чечни.

Исадики - древний нахский народ Северного Кавказа, земледельцы. Вероятно, их уничтожили скифские захватчики. Остаток их мог быть поглощен вайнахами, поскольку их имя теперь можно увидеть в чеченском тейпе Садой.

Хамекиты - еще один древний нахский народ Северного Кавказа, земледельцы. Вероятно, они были уничтожены скифскими захватчиками. Остаток их мог быть поглощен вайнахами, так как их имя теперь может быть отражено в ингушском тейпе Хамки. "

Арштины

До XIX века Арштины были вайнахами тукхумами проживая между ингушами и чеченцами, имея неясное родство с обеими группами, вдоль среднего течения реки Сунжи и ее притоков. Арштины были в основном известны как карабулаки, которых они называли по-русски по своему кумыкскому имени. Они также называли себя " Балой ». Их по-разному считали независимым народом, подгруппой чеченцев или подгруппой ингушей (что еще более усложнялось тем фактом, что многие в XIX веке, включая многих самих ингушей, считали ингушей подгруппой Считается, что их язык был похож на чеченский и ингушский (мало чем отличается от сегодняшнего галанчожского диалекта, на котором говорят Мялхи тухум).

Арштины в конечном итоге были уничтожены российским империализмом. В конце 1850-х годов пришел конец Востока крачка и сопротивление Центрального Кавказа царскому правлению; а в 1865 г. произошла депортация черкесов. Хотя русские в основном преследовали черкесов для изгнания или убийства, Арштины также были жертвами. В мае – июле 1865 года, согласно официальным документам, исчезло 1366 семей Арштиных и осталось только 75. Эти 75 семей присоединились (или воссоединились) с чеченским народом как Эрстхой тухум.

См. Также

Литература

  • Джаймуха, А., Чеченцы: Справочник, Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2005.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиа, связанные с нахскими народами.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:42:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте