Батраз

редактировать
Батраз
Информация во вселенной
ПолМужской
НациональностьОсетинский бог-герой

Батраз, Батрад или Патараз (осетин : Батырадз) - центральный персонаж известных северокавказских мифов. как нартские саги. Нарты были центральными фигурами фольклора народов Северного Кавказа.

Содержание
  • 1 Миф
    • 1.1 Меч Батраза
    • 1.2 Осетинский аспект
  • 2 Этимология
  • 3 Сравнительная мифология
  • 4 В массовой культуре
  • 5 Список литературы
    • 5.1 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Миф

Батраз (Батрадз, или Батраз) в осетинских нартских сагах - сын Хами (т) с (Хамыца). Хамис был женат на морской нимфе или водяном духе, в осетинском варианте на дочери (именуемой иногда Бисенон из рода Бисента) осетинского морского бога Донбеттыр, а по-черкесски версии лягушачьей леди Исп. Во время собрания нартов (см. ru: Ныхас ) нарт (см. ru: Сырдон ) высмеял жену Хамиса, которая приняла форму лягушки, которую он вложил в свою карман. В результате жена Хамиса ушла, но перед тем, как уйти, она выдохнула (плюнула?) Эмбрион своего сына на спину мужа, создав нечто вроде маточной кисты, из которой позже родился Батраз, раскаленный.

Родившись из-за спины отца, все еще горит, Сирдон бросает Батраза в море, где он живет в детстве. Батраз обрел свои силы, посетив бога-кузнеца Курдалэгон (Курдалазону) - кузнец нагревает Батраза до белого каления, а затем, используя щипцы, бросает его в море. С этого момента и начинаются великие подвиги Батраза - он живет в небе и может вызывать молнии, чтобы помочь нартам. В одном варианте Батраз требует от нартов огромное количество древесного угля, затем с помощью двух дюжин мехов уголь нагревается, и Батраз нагревается до белого каления, затем он прыгает в море, а затем убивает множество нартов. В одном из вариантов этого мифического мотива Батраз становится настолько горячим - чтобы отомстить за смерть своего отца от рук некоторых других нартов - что он проникает, сжигая, через последовательные этажи башни в котел, помещенный под ним Сирдоном, а затем продолжает убивать виновных нартов в отместку.

Среди его подвигов - отомстить «кривому великану» в отместку за насилие над молодыми людьми нартов; а также на Сайнаг-Алдар («хозяин черной горы», см. ru: Сайнаг-Алдар ), убийца его отца Хамык.

Батраз также появляется в сказках, в которых нарты соревнуются за приз, хвастаясь - часто он побеждает в играх хвастовства.

В конечном итоге к его смерти ведет месть за отца - у его отца был волшебный зуб, чем когда его показали, позволили ему спать с любой женщиной из нартов - его (неправильное) использование этого привело к тому, что Ксамик был убит в засаде другими нартами, которые стремились отомстить за это. Однако Батраз мстит и начинает жестоко убивать и преследовать других нартов, а затем начинает обвинять небесных духов в смерти своего отца. В конце концов, бог должен вмешаться и убить Батраза.

Меч Батраза

Одним из аспектов аспекта Батраза является его изображение железа. Часто рассказывают, что его физическое присутствие используется как оружие, например, он пробивает стены крепости. Рассказы, в которых его горячее «я» погружается в воду, были восприняты как ссылка на закалку стали, чтобы сделать ее более твердой.

В других аспектах его мифа это его меч создает молния, возникающая, когда ею размахивают, чтобы рассеять злых духов. По одной из версий легенды Батраз мог умереть только тогда, когда его меч был брошен в Черное море.

Осетинский аспект

Большинство историй Батраза было собрано в Осетии.

Согласно легенде, три главных святилища (святыни) Осетии - Реком (Реком), Таранджелоз (Таранджелос) и Мыкалгабырта (Микалгабирта) - образовались из трех слез, заплаканных Богом после смерти Батраза.

Дополнительно В некоторых местных фольклорах осетины связывали имя Батраза с грозами. Однако после христианизации, как бог бури он борется с христианскими фигурами св. Вацилла »(см. ru: Уацилла ).

Этимология

Русский лингвист и историк Николай Трубецкой предположил, что имя Батраз было заимствовано в осетинский через кабардинский источник, поскольку фонология для исконно осетинского названия невозможна. Трубецкий предположил, что название было заимствовано кабардинцами у более раннего, неосетинского иранского народа, когда-то проживавшего в этом регионе, и реконструирует Древнеиранская форма как * Pitari-za, что означает «рожденный отцом» (отсылка к легенде о рождении Баттаза, в которой он родился от горба на спине своего отца Ксамыка).

Сравнительная мифология

Как «бог», который борется с другими богами, Батраз играет такую ​​же роль, как армянин Артавазд (сын Арташеса) и грузин Амирани. также был идентифицирован как соответствующий Прометею в греческом мифе.

Дюмезил также видит параллели между необычным рождением Батраза и индийским божеством Индрой.

. Возможный предшественник Короля Артура.

В популярной культуре
Ссылки

Источники

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 14:49:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте