Чеченцы

редактировать
Европейская этническая группа
Чеченцы. Нохчий. Нохчий
Общая численность населения
2 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
Россия 1,431,360
Чечня 1,206,551
Дагестан 93,658
Ингушетия 18,765
Московская область 14,524
Ставропольский край 11,980
Ростовская область 11,449
Волгоградская область 9,649
Астраханская область 7,229
Тюменская область 6,889
EU. Франция. Австрия. Бельгия. Германия. Швеция. Польша. Дания 130,000 (2009)
Турция 100,000
Казахстан 32,894
Иордания 16,000
Ирак 11000
Грузия 10100 (включая кистинцев )
Сирия 6000-35000
Египет 5000
Украина 2877
Объединенные Арабские Эмираты 2,000–3,000
Финляндия 636
США 250–1,000. Данные за 2001–2013 гг.;. см. Также Чеченская диаспора.
Языки
Чеченский. См. Язык sec ция
Религия
Ислам (Шафиит и Ханафи Мусульмане-сунниты )
Родственные этнические группы
Нахские народы ( ингуши, кистинцы, летучие мыши ), черкесы, северо-восточные кавказцы, северные Кавказские народы

чеченцы (; чеченцы : нохчий, noxçiy, старочеченцы: нахчой, naxçoy), исторически известные также как кисти и дурдзуки, являются северо-кавказской этнической группой из нахов, происходящих из региона Северного Кавказа, в основном в Восточной Европе, расположенных между Черным и Каспийским Моря. Они называют себя Нохчий (произносится [но̞xtʃʼiː]; единственное число - Нохчи, Нахчуо или Нахче). Чеченцы и ингуши вместе известны как вайнахы (что означает наш народ по-чеченски) с 1930-х годов и были известны как нахчинские приоры. Большинство чеченцев сегодня проживает в Чеченской Республике, субъекте Российской Федерации. Чеченцы преимущественно мусульмане.

Изолированная местность Кавказских гор и стратегическая ценность, которую посторонние придавали территориям, заселенным чеченцами, во многом способствовали формированию чеченского сообщества духа и помог сформировать его отчаянно независимый национальный характер. Чеченское общество традиционно было эгалитарным и организовано вокруг множества автономных местных кланов, называемых тейпами.

Содержание

  • 1 Этимология
    • 1.1 Чеченское
    • 1.2 Нахчий / Нохчий
  • 2 География и диаспора
  • 3 История
    • 3.1 Происхождение
    • 3.2 Античность
    • 3.3 Средневековье
    • 3.4 Ранний современный период
    • 3.5 Девятнадцатый и двадцатый века
  • 4 Язык
  • 5 Генетика
  • 6 Культура
  • 7 Религия
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Чеченский

Согласно популярным По традиции, русский термин "чеченец" происходит от слова "Центральная Чечня ", где было несколько важных деревень и городов, названных в честь слова чеченское. К этим местам относятся Чечан, Нана-Чеча (Мать Чечня) и Йокх Чечен (Великая Чечена). Название «Чеченское» встречается в русских источниках конца 16 века как «Чачана», что упоминается как земля, принадлежащая чеченскому князю Шиху Мурзе. Этимология имеет нахское происхождение и происходит от слова «Че» (внутри), дополненного суффиксом «ча / чан», что можно перевести как «внутренняя территория». Села и города, названные чеченскими, всегда находились на территории «Чечан-Аре» (чеченские равнины / равнины), расположенных в сегодняшней Центральной Чечне.

Нахчий / Нохчий

Хотя «чеченцы» (чеченцы) Термин, используемый чеченцами для обозначения определенного географического района, нахский народ исторически всегда называл себя «нахчий» (высокогорные диалекты) или «нохчий» (низменные диалекты). Самое древнее упоминание о «Нахчее» произошло в 1310 году грузинским патриархом Кириллом Донаури, который упоминает «народ Нахче» среди тушетин, авар и многих других. Северо-Кавказские народы. Термин «Нахчий» также был связан с народом Нахчаматян (упоминается в VII веке) и Нахчыван (древний армянский город) многими советскими и современными историками, но две последние гипотезы подвергаются большой критике. Однако в чеченских рукописях на арабском языке начала 1820-х годов упоминается некий «Нахчуван» (близкий к современности Кагизман, Турция ) как родину всего Нахчия. Этимология термина «Нахчий» считается «нах» (народ) и «чуо» (территория).

География и диаспора

Терлой-Мохк, село Ошни. 1906

Чеченцы в основном жители Чечни. Значительное количество чеченцев проживает и в других регионах России, особенно в Аух (часть современного Дагестана ), Ингушетии и Москва.

[ru ], Чечня село Шарой

За пределами России странами со значительной диаспорой являются Казахстан, Турция, Азербайджан и арабские государства (особенно Иордания и Ирак): жители Ирака и Иордании в основном являются потомками семьи, которые были вынуждены покинуть Чечню во время Кавказской войны, которая привела к аннексии Чечни Российской Империей около 1850 года, в то время как семьи в Казахстане произошли от этнической чистки всего населения осуществлено Иосифом Сталиным и Лаврентием Берия в 1944 году. Десятки тысяч чеченских беженцев поселились в Европейском Союзе и других странах в качестве результат недавних чеченских войн, особенно в результате волны эмиграции на Запад после 2002 года.

История

Происхождение

Чеченцы - нахский народ, и обсуждение их происхождения переплетается с обсуждением загадочного происхождения нахских народов в целом. Единственными тремя сохранившимися нахскими народами являются чеченцы, ингуши и летучие мыши, но некоторые ученые считают их остатками того, что когда-то было большой семьей народов.

Нахские языки являются подгруппой Северо-Восточного Кавказа и как таковые связаны с нахо-дагестанской семьей, включая языки аварцев, даргинцев., лезгины, лакцы и т. Д. Однако эта связь не является близкой: нахо-дагестанская семья имеет сопоставимую или большую временную глубину, чем индо -Европейский, что означает, что чеченцы только лингвистически связаны с аварами или даргинцами, как французы относятся к русским или иранцы.

нахские народы, такие как чеченцы, считаются потомками коренные поселенцы Кавказа (Северного и / или Южного) или предположительно нахоязычные этнические меньшинства в северо-восточных регионах древнего государства Урарту (чьи люди также говорили на языке, который, возможно, был связан с Нахских языков). Эти две теории не являются несовместимыми, и существует множество свидетельств, которые, кажется, связывают обе эти две вместе (либо двойным происхождением, либо теорией «возвращения», согласно которой нахские народы первоначально жили на Кавказе, а затем вернулись).

Согласно мнению кавказского фольклориста Амджада Джаймухи, «несомненно, что нахи составляли важную составляющую хуррито-урартских племен в Закавказье и играли роль в развитие их влиятельных культур ».

Амджад Джаймуха отмечает в своей книге« Чеченцы »:« Некоторые авторитеты считают, что нахский народ был порождением хурритов и урартов, строителей великолепных цивилизаций Ближнего Востока., оказавшее глубокое влияние на другие культуры региона ». По некоторым современным данным, чеченцы генетически и лингвистически считаются потомками хурритов и урартов. Также среди дальних родственников чеченцев ученые обнаружили ныне вымерших минойцев и этрусков.

Античность

В частности, чеченцы произошли от дурдзуков, группы хорошо известен в грузинских летописях (в армянской версии Dourts). Согласно Мровели, эти нахчматинцы были потомками мифического прародителя Таргамоса, который вместе со своими сыновьями перебрался на Северный Кавказ. Его старшему и знатнейшему сыну Кавкасосу был доверен Центральный Кавказ, а один из потомков Кавкасоса, Дурдзук, упоминается в летописях как «самый выдающийся из потомков Кавкасов». Среди чеченских тейпов тейп Зурзакой, созвучный этнониму Дзурдзук, проживающий в Итум-Калеском районе Чечни. Дурдзуки и нахчматеи были остатками урартов.

Грузинский историк Г.А. Меликишвили утверждал, что, хотя есть свидетельства поселения нахов в районах Южного Кавказа, это не исключает возможности того, что они также жили на Северном Кавказе. До нашествия киммерийцев и скифов нахи населяли Центральный Кавказ и степные земли вплоть до Волги на северо-востоке и Каспийского моря на востоке.

Было отмечено, что во многих точках Урарту фактически простирался через Кахетию на Северный Кавказ. Джаймуха отмечает в своей книге: «Царство Урарту, состоявшее из нескольких небольших государств, процветало в IX и VII веках до н.э. и распространилось на Северный Кавказ на пике своего могущества».

Могущественное государство Дурдзукети известно с 4 века до нашей эры. В армянских хрониках упоминается, что дурдзуки победили скифов и стали значительной державой в регионе в первом тысячелетии.

Другие группы, связанные Амджадом Джаймухой, прослеживают имя Дурдзук в древний город к северу от озера Урмия, недалеко от Нахичевани (некоторые считают Нахичевань топонимом нахов).

К другим группам, которых приписывают предкам чеченцев и ингушей, относятся кисты (в грузинских хрониках), гаргарияне (от нахского корня гергара; сообщает Страбон Чтобы «вернулись» с Южного Кавказа на Северный Кавказ, спасаясь от войн на юге) и нахчматинцев (армянские хроники).

Вайнахи на Востоке были близки к Грузии, в то время как Западное царство Малх смотрело на новое греческое царство Босфор на берегу Черного моря (хотя, возможно, оно также имело отношения с Грузией). Адермалх, король государства Малх, женился на дочери боспорского царя в 480 г. до н. Э. Малхи - один из чеченских тукхумов.

Чеченцы - одни из них. нахские народы, с древнейших времен проживавшие в высокогорьях Северо-Кавказского региона. Археологические свидетельства исторической преемственности датируются 3000 годом до нашей эры. а также свидетельства, указывающие на переселение их предков из Плодородного Полумесяца c. 10 000–8 000 до н.э.

Северный Кавказ с незапамятных времен подвергался бесчисленным захватчикам. На протяжении всей документированной истории и предполагаемой предыстории чеченцы никогда не инициировали сражений, кроме как в целях самообороны, яростно сражаясь за сохранение своей независимости.

Средневековый

чеченский воин в кольчуге

В Средневековье, в низинах Чечни господствовали хазары, а затем аланы. Местная культура также подверглась грузинскому влиянию, и некоторые чеченцы обратились в восточно-православное христианство. С появлением в VII веке ислам постепенно распространился среди чеченцев, хотя собственная языческая религия чеченцев была сильна до XIX века. Общество было организовано по феодальному принципу. Чечня была опустошена монгольскими нашествиями 13 века и Тамерланом в 14 веке. Вайнахы выделяются тем, что являются одним из немногих народов, успешно сопротивляющихся монголам и защищающихся от их вторжений; не один раз, а дважды, хотя это им дорого обошлось, поскольку их государство было полностью разрушено. Эти события сыграли ключевую роль в формировании чеченской государственности и их военно-ориентированного и кланового общества.

Ранний современный период

Чеченский воин

Кавказ был основным соперником для двух соседних соперников. империи: Османская и Персидская империи (Сефевиды, Афшариды, Каджары ). Начиная с 1555 и окончательно с 1639 до первой половины XIX века, Кавказ был разделен этими двумя державами, причем османы преобладали в западных Грузия, в то время как Персия держала большую часть Кавказа, а именно Восточную Грузию, Южный Дагестан, Азербайджан и Армению. Однако чеченцы никогда не подпадали под власть ни одной из империй. По мере того, как Россия медленно расширялась на юг еще в 16 веке, столкновения между чеченцами и русскими участились, и она превратилась в три империи, конкурирующие за регион. В эти неспокойные времена чеченцы были организованы в полунезависимые кланы, которые были верны Mexk-Kela (Национальному совету). Мехк-Кела отвечал за назначение Мехк-Да (Правителя нации). Некоторые из них появились в период позднего средневековья, такие как Алдаман Геза, Тинавин-Виса, Зок-К'ант и другие. Администрация и военные экспедиции под командованием Алдамана Гезы в течение 1650-1670-х годов привели к тому, что Чечня в значительной степени осталась нетронутой крупнейшими империями того времени. Были заключены союзы с местными лордами против вторжения персов, и велись сражения, чтобы остановить влияние России. Когда Россия начала усиливать свое политическое влияние на Кавказе и Каспийском море за счет Сефевидской Персии, Петр I начал русско-персидская война (1722-1723), в ходе которой России удалось на несколько лет захватить значительную часть кавказских территорий. Примечательная в чеченской истории именно эта русско-персидская война ознаменовала первое военное столкновение между Имперской Россией и вайнахами. Шейх Мансур возглавил крупное чеченское движение сопротивления в конце 18 века.

Могила чеченского воина XIX века

В конце XVIII и XIX веках Россия начала полномасштабное завоевание Северного Кавказа в Кавказской войне. Большую часть кампании возглавлял генерал Ермолов, который особенно не любил чеченцев, называя их «смелым и опасным народом». Возмущенный чеченскими рейдами, Ермолов прибег к жесткой политике «выжженной земли » и депортации; он также основал в 1818 г. форт Грозный (ныне столица Чечни). Чеченское сопротивление русскому правлению достигло своего пика под руководством дагестанского лидера имама Шамиля. Окончательно чеченцы потерпели поражение в 1861 году после десятилетий кровопролитной войны, в ходе которой они потеряли большую часть своего населения. Впоследствии большое количество беженцев также эмигрировали или были насильственно депортированы в Османскую империю.

Девятнадцатый и двадцатый века

Чеченская семья из 1920 года

С тех пор здесь жили различные чеченские восстания против русской / советской власти в 1865-66, 1877, во время Гражданской войны в России и Второй мировой войны, а также ненасильственного сопротивления русификации и коллективизационные и антирелигиозные кампании Советского Союза. В 1944 году советский лидер Иосиф Сталин приказал всем чеченцам вместе с несколькими другими народами Кавказа массово депортировать в казах и Киргизские ССР; и их республика и нация были упразднены. По крайней мере четверть - а возможно, половина - всего чеченского населения погибла в процессе, и был нанесен серьезный удар по их культуре и историческим данным. Хотя «реабилитирован » в 1956 году и им разрешили вернуться в следующем году, выжившие потеряли экономические ресурсы и гражданские права и, как при советском, так и при постсоветском правительстве, они стали объектами как официальной, так и неофициальной дискриминации. и дискриминационный публичный дискурс. Попытки Чечни восстановить независимость в 1990-х годах после распада Советского Союза привели к первой и второй войне с новым российским государством, начавшейся в 1994.

Язык

Чечено-советская газета Серло (свет), написанная чеченским латинским шрифтом во время Коренизации.

Основной язык чеченского народа - чеченский. Чеченский язык принадлежит к семейству нахских языков (северо-кавказских языков ). Литературный чеченский язык основан на центральном низменном диалекте. Другие родственные языки включают ингушский, на котором говорят в соседней Ингушетии, и бацби, язык людей в прилегающей части Грузия. В разные периоды своей истории чеченцы использовали грузинский, арабский и латинский алфавиты; по состоянию на 2008 год официальная письменность - русский кириллица.

Большинство чеченцев, живущих на своей родине, легко понимают ингуши. Эти два языка не являются взаимно понятными, но чеченцам легко научиться понимать ингушский язык, и наоборот, со временем, послушав его некоторое время.

В 1989 году 73,4% говорили по-русски. эта цифра снизилась из-за войн по множеству причин (включая отсутствие надлежащего образования, отказ изучать язык и массовое расселение чеченской диаспоры из-за войны). Чеченцы в диаспоре часто говорят на языке страны, в которой живут (английский, французский, немецкий, арабский, польский, грузинский, турецкий и т. Д.).

Генетика

Чеченские ветераны Великой Отечественной войны

Генетические тесты, проведенные на чеченцах, выявили корни в основном на Кавказе, а также незначительные связи и влияния с Ближнего Востока и Европы. Как и в случае со многими другими кавказскими народами, чеченцы широко связаны с европейскими популяциями по Y-ДНК (отцовская сторона) из всех европейских регионов, но в узком смысле ближе к западным европейцам с точки зрения митохондриальная ДНК (материнская сторона).

Исследование мтДНК в 2004 году показало, что чеченцы отличаются разнообразием митохондриального генома, с 18 различными гаплогруппами из 23 образцов. Это коррелирует со всеми другими северокавказскими народами, такими как ингуши, авары и черкесы, у которых митохондриальная ДНК очень разнообразна. На этот раз они сгруппировались ближе к европейскому населению, чем к ближневосточному, но были ближе к западноевропейскому населению (баски и британцы), чем к восточноевропейскому населению (русские и другие славяне, а также эстонцы ), несмотря на то, что жили на Востоке. На самом деле они группировались примерно так же близко к баскам, чем к ингушам (чеченцы также группируются ближе ко многим другим народам, чем ингуши, например, абазины ), но чеченцы были ближе к Ингуши, чем любое другое население, дисбаланс, вероятно, во многом связан с уникальностью ингушей по митохондриальной ДНК среди протестированных. Однако группы FTDNA показывают, что митохондриальная ДНК на Северном Кавказе в целом очень разнообразна: у чеченцев 12 мтДНК гаплогрупп из 108 образцов, а у ингушей 9 из 15 образцов.

Самый последний исследование чеченцев, проведенное Балановским и соавт. в 2011 г. было произведено обследование 330 чеченцев из трех населенных пунктов (один в Малгобек, один в Ачхой-Мартан и один в двух пунктах в Дагестане) и обнаружены следующие частоты: A слабое большинство чеченцев принадлежит к гаплогруппе J2 (56,7%), которая связана с европеоидами и фертильным полумесяцем, с пиками 87,4% в Ингушетии. и 72% в муниципалитете Казбеги Грузии. На Северном Кавказе наибольшая частота встречается у нахов (чеченцев (56,7%) и ингушей (88,8%)). Другие заметные ценности были обнаружены у северокавказских тюркских народов (кумыков (25%) и балкарцев (24%)). Примечательно, что J2 внезапно рушится при въезде на территорию ненахских народов Северо-Восточного Кавказа, упав до очень низких значений у дагестанских народов. Подавляющая часть чеченского J2 принадлежит субкладу J2a4b * (J2-M67), из которых самые высокие частоты на сегодняшний день обнаруживаются среди нахских народов: чеченцы составляли 55,2% по данным исследования Балановского, а ингуши - 87,4%. Другие известные гаплогруппы, которые постоянно появлялись на высоких частотах, включали J1 (20,9%), L (7,0%), G2 (5,5%), R1a (3,9%), Q-M242 (3%) и R1b-M269 (1,8%, но намного выше в самой Чечне, чем у дагестанских или ингушских чеченцев). В целом, тесты неизменно показывают, что чеченцы наиболее тесно связаны с ингушами, черкесами и другими северокавказцами, иногда проявляя родство с другими народами в некоторых тестах. Исследование Балановского показало, что ингуши - самые близкие родственники чеченцев.

Чеченцы черные, каштановые, рыжие или светлые волосы (с преобладанием темных волос), а глаза могут быть карими, голубыми или зелеными., при этом кожа обычно светлая. Георгий Анчабадзе отмечает, что физические черты чеченцев, в том числе рост выше среднего, типичны для «кавказского типа», который демонстрируют многие другие народы Кавказа.

Культура

Истанг, разновидность тканого чеченского ковра

До принятия ислама чеченцы исповедовали уникальное сочетание религиозных традиций и верований. Они участвовали в многочисленных обрядах и ритуалах, многие из которых относились к земледелию; Сюда входили обряды дождя, празднование, которое происходило в первый день пахоты, а также День громовержца Селы и День богини Тушоли. Помимо редких письменных свидетельств средневековья, чеченцы традиционно помнят историю через иллеш - сборник эпических поэм и рассказов.

Образец чеченской башенной архитектуры, руины средневекового городища Никарой.

Чеченцы привыкли к демократическим укладам, их социальная структура прочно основана на равенстве, плюрализме и уважении к индивидуальности. Чеченское общество построено вокруг тукхумов (союзов кланов ) и около 130 тейпов, или кланов. Тейпы основаны больше на земле и одностороннем происхождении, чем на крови (поскольку экзогамия широко распространена и поощряется), и они связаны вместе, чтобы сформировать чеченскую нацию. Далее тейпы подразделяются на гар (ветви), а гарс - на некие (отчества семейства). Чеченский социальный кодекс называется нохчала (где Нохчуо означает «чеченец») и может быть переведен как «чеченский характер». Чеченский кодекс чести подразумевает моральное и этическое поведение, щедрость и желание защищать честь женщин. Традиционная чеченская поговорка гласит, что члены чеченского общества, как и его тейпы, (в идеале) «свободны и равны, как волки».

Сегодня у чеченцев сильное чувство нации, которое поддерживается старым кланом. сеть и нохчалла - обязанность клану, тухуму и т. д. Это часто сочетается со старыми ценностями, преобразованными в современный смысл. Они мифически произошли от эпического героя Турпало-Нохчуо («чеченский герой»). Существует сильная тема представления нации с ее национальным животным, волком. Из-за своей сильной зависимости от земли, ферм и лесов (и, действительно, национального равенства с волком) чеченцы испытывают сильную привязанность к природе. По мнению чеченского философа, уничтожение муравейника или охота на кавказских коз во время брачного периода считались крайне греховными. Примечательно, что движение за независимость Чечни «Барт» (единство) эпохи гласности фактически возникло как простая экологическая организация в столице республики Грозном.

A пандар, традиционный чеченский музыкальный инструмент

Чеченская культура придает большое значение концепции свободы. Это самоутверждается несколькими способами. Подавляющее большинство национальных героев боролись за независимость (или иначе, как легендарный Зелимхан, ограбленные российскими угнетателями, чтобы накормить чеченских детей в Робин Гуде. как мода). Распространенное на чеченском языке приветствие «марша ойлла» дословно переводится как «войди на свободу». Слово свободы также включает в себя понятия мира и процветания.

Чеченцев иногда называют «кавказскими французами» по ряду причин (примечательно, что черкесы являются «кавказскими англичанами», а грузины - «итальянцами Кавказа»). Кавказ"). Это сравнение может относиться либо к политическим / историческим чертам, либо к характеристикам личности. Подобно французам, свергнувшим свою многовековую монархию во время Французской революции, чеченцы совершили аналогичную революцию столетием или двумя ранее, и, как и французы, они несли отличия ( на какое-то время) быть единственным эгалитарным обществом на территории, полной монархических государств. Как и французы, чеченцы предпочитали быстрые, революционные (и часто насильственные) методы реализации желаемых ими изменений - в отличие от черкесов (называемых «кавказскими англичанами» как по своим политическим, так и личностным характеристикам), которые предпочитали более постепенные методы.. Чеченцев также называли «французами» первые русские военные и французский антрополог Эрнест Шантр, отмечавший их «веселый и остроумный» характер.

Религия

Чеченец молится во время Грозненская битва. Пламя на заднем плане возникло из-за попадания шрапнели в газопровод. (Январь 1995 г.) Архитектура чеченской мечети

Чечня преимущественно мусульманская. Чеченцы в подавляющем большинстве являются приверженцами шафии мазхаба суннитского ислама, республика приняла ислам между 16 и 19 веками. Большинство населения следует либо шафиитским, либо ханафитским школам права, фикху. Шафиитская школа юриспруденции имеет давнюю традицию у чеченцев и поэтому остается наиболее распространенной. Некоторые придерживаются мистической суфийской традиции мюридизма, а около половины чеченцев принадлежат к суфийским братствам, или тарикату. На Северном Кавказе распространились два суфийских тарика: Накшбандия и Кадирия (Накшбандия особенно сильна в Дагестане и восточной Чечне, тогда как у Кадирии больше всего приверженцев в остальная часть Чечни и Ингушетии).

Стереотип о том, что средний чеченец является мусульманином-фундаменталистом, неверен и вводит в заблуждение. Однако к концу 2000-х годов в Чечне обозначились две новые тенденции. В радикализованном остатке вооруженного чеченского сепаратистского движения доминируют салафиты (широко известные в России как ваххабиты и присутствующие в Чечне в небольшом количестве с 1990-х годов), которые в основном отказываются от национализма в пользу панисламизма и слияния с несколькими другими региональными исламскими мятежниками с образованием Кавказского эмирата. В то же время Чечня, находящаяся под поддерживаемым Москвой авторитарным правлением Рамзана Кадырова, подверглась собственной противоречивой контр-кампании исламизации республики, при этом местные власти активно продвигали и применяли их собственная версия так называемого «традиционного ислама», включая введение элементов шариата, заменившего российские официальные законы.

См. также

Литература

Источники

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с чеченским народом на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-14 09:06:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте