Черкесы в Сирии

редактировать
Черкесы в Сирии. Сирием ис адыгэхэр
Общее население
40 000–100 000 (до Гражданская война оценки)
регионы со значительным населением
провинция Кунейтра, Дамаск, Алеппо область (особенно Ханасир ), меньшие общины в районах Хомс и Хама
Языки
В основном арабский и адыге. Меньшие числа также говорят на Абхазы
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
черкесы

черкесы в Сирии (черкесы : Сирием ис адыгэхэр) относятся к черкесская диаспора поселилась в Сирии (тогда часть Османской империи ) в 19 веке. Они переехали в Сирию после вынужденного переселения в Османскую империю в результате российского вторжения в начале 1860-х годов. По большинству оценок до гражданской войны, численность черкесского населения составляла около 100 000 человек. Это преимущественно мусульмане-сунниты. Хотя они стали все более ассимилированной частью сирийского общества, они сохранили свою самобытность, сохранив свой адыгский язык (в дополнение к арабскому ), свое племенное наследие и некоторые из своих традиционные обычаи. Черкесское население Сирии сократилось с началом гражданской войны, которая продолжается в Сирии с 2011 года.

Многие из этнических черкесов Сирии покинули страну и репатриировались или находятся в процессе репатриации к титульным черкесам. части Европейской России, в частности Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, а также частично признанные Республика Абхазия.

В 2018 году профессор Джон Шуп сказал, что черкесы в Сирии составляют около 1% от общей численности населения страны, что делает их шестой по величине этнической группой в стране.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Изгнание и переселение
    • 1.2 После обретения независимости
    • 1.3 Гражданская война
  • 2 Культура
  • 3 Население
    • 3.1 Географическое распределение
    • 3.2 Известные люди
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
История

Изгнание и переселение

Падение Дамаска союзникам, конец июня 1941 года. Мы входим в город с полководцами Свободной Франции, генералом Жоржем Катру и генералом Полем Луи Ле Жантилом. Их сопровождают французские гвардейцы Черкес (черкесская кавалерия).

Черкесы начали насильственную миграцию со своей родины в регионе Северо-Западного Кавказа в Османскую империю после русско-черкесской войны в 1864 году. Первоначально они поселились в частях Анатолии и Балкан, но начали эмигрировать в сирийские провинции империи (Левант ) в больших количествах (около 70 000) после поражения Османской империи в Балканской войне 1877–78 гг. Эта группа черкесов была переселена в основном османскими властями в рамках усилий по уравновешиванию растущего недовольства местного населения в Сирии, вдали от столицы Стамбул, более лояльными подданными империи. Многие черкесы впоследствии сконцентрировали свои резиденции в регионах Голанских высот и Трансиордании, которые в то время входили в состав провинции Дамаск. Примерно в это же время, в конце 1870-х, приток черкесов, путешествующих через Дамаск, привел к созданию ряда деревень к северу от Хомса и вдоль границ Сирийской пустыни, а также в окрестностях самого города Дамаск, а именно Мардж аль-Султан и ад-Думайр. В конце концов черкесы покинули последний город.

Почти все черкесские деревни, основанные в Османской Сирии, были расположены на известных фронтах конфликта, в основном с участием друзов и Бедуинские племена, включая 'Анниза и аль-Фадл. Поскольку черкесы в военном отношении смогли противостоять хувва («неофициальный налог на защиту»), который требовали от местного крестьянства различные бедуинские племена, что происходило в ущерб сбору государственных налогов, им удалось заключить соглашения для взаимной выгоды двух фракций.. Тем не менее столкновения между черкесами из регионов Голан и Гута (сельский Дамаск) и бедуинами все еще периодически происходили. Наиболее жестокие локальные конфликты, в которых участвовали черкесы в то время, были с часто мятежными друзами, которые доминировали в районе горы Хермон на севере Голанских высот и в районе Джебель-эль-Друз на восток. Историки утверждают, что османы поощряли черкесские поселения в этом конкретном регионе, чтобы они служили просултанатским буфером между двумя районами, населенными друзами. Вдобавок черкесы обычно предпочитали жить на Голанах по сравнению с городскими кварталами, потому что местность напоминала кавказские исконные земли с лесистыми горами, проливными дождями и снегами.

В первое десятилетие 20-го века османская империя Правительство способствовало волне переселения черкесов на север реки Евфрат. В основном они покинули Кавказ по собственному желанию, опасаясь насильственного обращения в Русскую Православную Церковь со стороны царских войск. Группа кабардинцев первоначально обосновалась в Ракке, основав свое новое поселение непосредственно к западу от города, в котором господствовали арабы. Средства из провинциальной казны и местных пожертвований позволили каждой семье иммигрантов владеть участком земли, двухкомнатным домом, конюшней, двумя волами и пятью мешками с зерном. Талустан Анзор, лидер этой кабардинской фракции, приобрел престиж в районе Ракка как известный посредник в спорах. Вместе с Манбидж и Ханассер, двумя другими городами в долине Евфрата, кабардинские поселения должны были служить стратегическим кольцом вокруг Ракки, где могла быть жандармерия.

В черкесских повествованиях тех лет редко встречаются негативные слова в адрес местного арабского населения, приветствующего черкесских иммигрантов. Из-за своей мусульманской религии, которая была доминирующей религией в Сирии, и их прибытия в этот регион задолго до борьбы за независимость от османов, а затем французов, черкесы сыграли роль в основании современное государство Сирия и сразу стали полноправными гражданами. Однако из-за интеграции ряда черкесских кавалерийских подразделений во французскую армию Леванта и, в частности, из-за их роли в подавлении друзов султана паши аль-Атраша во время Великого сирийского восстания (1925–27) отношения с арабским большинством в первые годы республики несколько обострились. Меньшинство черкесов на Голанских высотах ходатайствовало о автономии от Дамаска во время французского мандата.

После обретения независимости

Статуя Сатаная в черкесской деревне из Бир Аджам в Голанских высотах в Сирии

После обретения Сирией независимости от французского контроля в 1946 году воинские части, в которых преобладали черкесы, были расформированы. Во время арабо-израильской войны 1948 года некоторые из них были поспешно собраны в составе сирийской армии и переданы под командование Джавада Анзора. Около 200 солдат этого отряда, в том числе Анзор, были убиты во время войны. После поражения Сирии в 1967 Шестидневной войне черкесское население в основном бежало из региона Голанских высот, который был оккупирован израильской армией. Большинство перебралось в города Дамаск и Алеппо, а многие позже переехали в США (особенно Патерсон, Нью-Джерси, Нью-Йорк и Округ Ориндж, Калифорния ), Канада, Германия, Австрия и Нидерланды. Некоторые черкесы вернулись в деревни к востоку от линии прекращения огня с оккупированными Израилем Голанскими высотами, а именно в Бир-Аджам и Барика после войны 1973 года Судного дня.

Гражданской войны

черкесы в целом сохраняли нейтралитет во время продолжающейся сирийской гражданской войны между правительством и антиправительственными повстанцами, которая началась в марте 2011 года. Однако значительная часть черкесов служит в аппарате безопасности, включая военные, а некоторые либо дезертировали, либо присоединились к повстанцам. По сообщениям, в ходе конфликта погибло не менее 35 черкесов, и между повстанцами и сирийской армией произошли столкновения как в Беэр-Аджаме, так и в Барике, а также в Мардж-Султане недалеко от Дамаска, все три были черкесскими деревнями. По словам журналиста Фахима Тастакина, написавшего в турецкой газете «Радикал», по состоянию на ноябрь 2012 года 250 черкесов бежали в Турцию, а 5 000 «хотят приехать». Агентство Анадолу сообщило в конце января 2013 года, что количество сирийских черкесов, ищущих убежища в Турции, составило 700. Большинство проживают с членами семьи, а не в лагерях, в которых размещаются сирийские беженцы. Еще один распространенный пункт назначения - Иордания, к югу от Сирии, где у некоторых черкесских семей есть родственники. Многие черкесы активно добиваются репатриации в различных республиках Кавказа и областях России. Около 400 человек переселились в Кабардино-Балкарию, 220 - в Адыгею и 40 - в Карачаево-Черкесию. Тастикин пишет, что в общей сложности в Россию уехало 1200 человек.

Культура

В прошлом черкесская община Сирии говорила в основном на адыгейском, а сегодня многие до сих пор говорят между собой на адыгейском, хотя все учите арабский в школе, так как это официальный язык государства. Также изучается английский язык. В отличие от других неарабских суннитских мусульманских меньшинств в Сирии, таких как туркмены, черкесы сохранили свою самобытность, хотя в последнее время они стали все более ассимилироваться. Во время свадеб и праздников некоторые члены общины носят традиционную одежду и занимаются народными песнями и танцами.

Черкесы, как правило, состоятельны, многие из них работают на государственных должностях, на государственной службе и в армии. В сельской местности черкесы организованы по племенной системе. В этих районах общины в основном занимаются сельским хозяйством, особенно выращиванием зерна, и выращивают домашний скот, включая лошадей, крупный рогатый скот, коз и овец. Многие также занимаются традиционной работой кузнецов, золотых и серебряных дел мастеров, плотников и каменщиков.

Население

Согласно статистике, предоставленной Кавказским фондом, в 1990 году численность черкесского населения составляла 28 500 человек, увеличившись примерно до 40 000 в 2000 году. Однако Библиотека Конгресса оценила это число в 100 000 в 1987 году. Другие более свежие источники также оценили численность населения в 100 000 человек, хотя конкретные годы для цифр не приводятся. По данным журнала Turkish Weekly, численность черкесского населения достигает 130 000 человек. С началом гражданской войны в Сирии и массовой волны сирийских беженцев, многие этнические черкесы также покинули страну, многие из них репатриировались на свои исконные земли в Кавказском регионе России. В 2018 году профессор Джон Шуп сказал, что черкесское население составляет около 1% от общей численности населения страны.

Географическое распределение

До войны 1967 года около половины черкесского населения жило в Провинция Кунейтра, населяющая 11 деревень и главный город Кунейтра. Последний, в котором проживало значительное черкесское население, был обезлюден во время войны и, хотя и находится под контролем Сирии, не был переселен. Среди деревень, где преобладали черкесы, были Джавзия, Хишния, Айн Зиван, Салмания, Мумсия, Мансура, Фахам, Мудария, Рамтания, Барика и Бир-Аджам. Были повторно заселены только последние два, большая часть остальных расположена в оккупированной Израилем части территории. Перемещенные черкесы продолжают требовать свои земли и дома на Голанских высотах.

Многие черкесы перебрались в Дамаск после того, как были перемещены с Голан во время войны 1967 года. Большинство из них поселились в районе Рукн ад-Дин города, где они составляют большинство жителей. Основным черкесским населенным пунктом в окрестностях Дамаска является деревня Мардж аль-Султан в 15 км к востоку от города. Но все черкесы были вынуждены покинуть это село во время гражданской войны в Сирии, так как оно было полностью разрушено в 2016 году. Остальные переселились на Кавказ после распада Советского Союза.

Еще одним крупным центром является город Алеппо. в соседний город Ханасир, из которого эмигрировали многие черкесы Алеппо. В Манбидже, к северо-востоку от Алеппо, также проживает значительная черкесская община. В 1970 г. численность черкесов в Ханасире и Манбидже составляла 2500 и 1500 человек соответственно. Ханасир был восстановлен черкесскими иммигрантами из Манбиджа на рубеже 20-го века.

Черкесы также проживают в семи деревнях в мухафазе Хомс и двух в мухафазе Хама помимо самого города Хомс. Эти деревни в основном расположены к северу или востоку от Хомса по краю Сирийской пустыни и вдоль восточного берега реки Оронт. Это Дейр Фул, Айн аль-Нисер, Абу Хамама, Мурайдж аль-Дурр, Асила, Анзат, Телль Амри, Телль Синан, Скажи Ади и Телилу. Последняя деревня расположена к западу от Хомса, около Хоула.

Известные люди

Известные сирийские граждане полного или частичного черкесского происхождения включают:

См. также
Ссылки
Библиография
Последняя правка сделана 2021-05-15 08:20:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте