Русский каганат

редактировать
Русский каганат
c. 830 - ок. 899
Общие языки Древневосточнославянский, древнескандинавский, древнебулгарский ( кабарский )
Религия Славянская религия, скандинавская религия
Историческая эпоха Раннее средневековье
• Учредил ок. 830
• Отменено ок. 882–899
•  Цитата объединяет источники из статьи Дэвида Херлихи «Средневековая демография» в « Словаре средневековья» (см. Библиографию этой статьи) и из книги Джозии К. Рассела «Население Европы» в книге Карло М. Чиполлы, изд., The Fontana. Экономическая история Европы, Vol. I: Средневековье (Глазго: Коллинз / Фонтана, 1972), 25–71
Преемник
Киевская Русь

Русь каганат, а также Русский каганат ( Русский : Русский каганат, латинизируется : Русский каганат), это название применяется некоторыми современными историками в гипотетическую форму правления постулировало существовало во время плохо документирован периода в истории Восточной Европы, примерно конец 8-го века и начало-середина 9-го века нашей эры.

Было высказано предположение, что Русский каганат был государством или кластером городов-государств, созданным народом по имени Русь (во всех современных источниках характеризуемым как норвежцы ) где-то на территории современной европейской России в качестве хронологического предшественника династии Рюриковичей и Киевской Руси. Население региона в то время состояло из славянских, тюркских, балтийских, финских, венгерских и норвежских народов. Этот регион был также местом действий варягов - восточно-скандинавских авантюристов, торговцев и пиратов.

В немногочисленных современных источниках упоминается вождь или лидеры русского народа в то время, используя древнетюркский титул каган, отсюда и предполагаемое название их государства.

Этот период считается временем возникновения особого русского этноса, который дал начало Киевской Руси и более поздним государствам, из которых произошли современные Россия, Беларусь и Украина.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Документальное свидетельство
  • 2 Свидания
  • 3 Расположение
  • 4 Происхождение
  • 5 Правительство
  • 6 Упадок и наследие
  • 7 См. Также
  • 8 цитат
  • 9 Общие ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Документальные доказательства

Титул « каган » для вождя некоторых групп русского народа упоминается в нескольких исторических источниках, большинство из которых представляют собой иностранные тексты, датируемые IX веком, а три восточнославянских источника датируются XI и XII веками. Самое раннее европейское упоминание о народе русов, управляемом хаганом, происходит из Франкских летописей Св. Бертина, которые относятся к группе норвежцев, которые называли себя Rhos ( qui se, id est gentem suam, Rhos Vocari dicebant) и посещали Константинополь около 838. Боясь возвращения домой через степи, которые оставили бы их уязвимыми для атак со стороны мадьяр, эти Rhos путешествовали через Франкской империи в сопровождении греческих послов от византийского императора Феофила. Отвечая на вопрос франкского императора Людовика Благочестивого в Ингельхайме, они заявили, что их лидер был известен как чакан (предполагается, что это латинское слово, означающее «каган», либо деформация скандинавского собственного имени Хакан), что они жили далеко на севере., и что они были шведами ( comperit eosgentis esse sueonum).

Ученые пришли к единому мнению, что русские произошли на территории нынешней прибрежной восточной Швеции примерно в восьмом веке, и что их имя имеет то же происхождение, что и Рослаген в Швеции (старшее название - Роден ). Согласно распространенной теории, название Русь ", как прото-финскому название Швеции ( * руотсите), является производным от древнескандинавского термина для„людей, которые ряд“( rods-), как гребная основной метод навигации реки Восточной Европы, и что это могло быть связано со шведским побережьем Рослагена ( русское право) или Роден, как это было известно в прежние времена. Название Русь " будет тогда иметь такое же происхождение, что и финские и эстонские имена для Швеции: руотси и ROOTSI.

Тридцать лет спустя, весной 871 года, восточные и западные императоры Василий I и Людовик II поссорились из-за контроля над Бари, который был отвоеван у арабов их объединенными силами. Византийский император послал своему западному коллеге гневное письмо, в котором упрекнул его в узурпации титула императора. Он утверждал, что франкские правители являются простыми регами, в то время как императорский титул правильно применяется только к сюзерену римлян, то есть к самому Василию. Он также указал, что у каждой нации есть свой титул верховного правителя: например, титул чаганус используется повелителями авар, хазар ( Газари) и «северян» ( Нортманно). На это Людовик ответил, что он знает только об аварских каганах и никогда не слышал о каганах хазар и норманнов. Содержание письма Василия, теперь утерянного, реконструировано из ответа Людовика, полностью цитируемого в Салерно Хрониках, и указывает на то, что по крайней мере у одной группы скандинавов был правитель, называвший себя «хаганом».

Ахмад ибн Рустах, мусульманский географ X века из Персии, писал, что русский хаган («хакан рус») жил на острове в озере. Константин Цукерман комментирует, что Ибн Руста, используя текст анонимного сообщения 870-х годов, попытался точно передать титулы всех правителей, описанных его автором, что делает его свидетельства еще более бесценными. Ибн Rustah упоминает только два каганов в своем трактате - те Хазарии и Руси. Еще одно почти современное упоминание о русов исходит от аль-Якуби, который писал в 889 или 890 году, что кавказские горцы, осажденные арабами в 854 году, просили помощи у сюзеренов ( сахибов) ар-Рума (Византия).), Хазарии и ас- Сакалиба (славяне). Согласно Цукерману, Ибн Хордадбех и другие арабские авторы часто путали термины Русь и Сакалиба, описывая свои набеги на Каспийское море в IX и X веках. Но в « Книге дорог и царств» Ибн Хордадбеха не упоминается титул кагана правителя Руси.

Худуд аль-Алам, анонимныйтекст персидской географии, написанный в конце 10 века, называет русского царя «Хакан-и Русь». Поскольку неизвестный автор Худуд аль-Алам опирался на многочисленные источники 9-го века, включая Ибн Хордадбеха, вполне возможно, что его упоминание о Русском кагане было скопировано с более ранних, до-Рюриковских текстов, а не отражало современную политическую реальность.

Наконец, персидский географ XI века Абу Саид Гардизи упомянул «хакан-и рус» в своей работе « Зайн аль-Ахбар». Как и другие мусульманские географы, Гардизи опирался на традиции, восходящие к IX веку.

Знакомства

Из сохранившихся первоисточников можно предположить, что титул каган применялся к правителям Руси в течение довольно короткого периода, примерно между их посольством в Константинополе (838 г.) и письмом Василия I (871 г.). Во всех византийских источниках после Василия I правители Руси называются архонтами (по-гречески «правитель»).

Датировка существования каганата была предметом споров среди ученых и остается неясной. Пол Роберт Магочи и Омельян Прицак датируют основание каганата примерно 830 годом. По словам Магочи, «жестокая гражданская война произошла в 820-х годах... Проигравшие во внутренней политической борьбе, известные как кабары, бежали на севере к варяжской Руси в верхнем Поволжье, недалеко от Ростова, и на юг к мадьярам, которые ранее были верными вассалами хазар. присутствие Кабар политических беженцев из Хазарии среди трейдеров варягов в Ростове помогло поднять последние престиж, в результате чего к 830-м годам возник новый центр власти, известный как Русский каганат ». Какова бы ни была точность таких оценок, нет первоисточников, упоминающих Русь или ее каганы до 830-х годов. Омельжан Прицак отметил, что лидером этих кабаров был хан-тувинец.

Столь же спорной была дискуссия о дате распада каганата. Титул кагана не упоминается ни в русско-византийских договорах ( 907, 911, 944 ), ни в De Ceremoniis, записи о придворных церемониях, тщательно документирующих титулы иностранных правителей, когда речь идет о приеме Ольги в монастыре. суд Константина VII в 945 году. Более того, ибн Фадлан в своем подробном описании Руси (922 год) назвал их верховного правителя маликом («царем»). Исходя из этого факта, Питер Голден с помощью аргумента ex silntio сделал вывод, что каганат рухнул в какой-то момент между 871 и 922 годами. Цукерман тем временем утверждает, что отсутствие титула «каган» в первом русско-византийском договоре доказывает, что каганат имел исчез 911.

Место нахождения

Местонахождение каганата активно оспаривается с начала 20 века. Согласно одной из сторонних теорий, каган русов проживал где-то в Скандинавии или даже на западе, до Валхерен. Напротив, Георгий Вернадский считал, что штаб-квартира хагана находится в восточной части Крыма или на Таманском полуострове, и что остров, описанный Ибн Рустахом, скорее всего, расположен в устье реки Кубань. Ни одна из этих теорий не завоевала многих сторонников, поскольку археологи не обнаружили никаких следов славяно-норвежского поселения в Крыму в IX веке, и нет никаких норвежских источников, документирующих «каганы» в Скандинавии.

Советская историография, представленная Борисом Рыбаковым и Львом Гумилевым, выдвигала Киев как резиденцию хагана, предполагая, что Аскольд и Дир были единственными хаганами, записанными поименно. Михаил Артамонов стал приверженцем теории о том, что Киев был резиденцией Русского каганата, и продолжал придерживаться этой точки зрения до 1990-х годов. Однако западные историки в целом возражали против этой теории. Нет никаких свидетельств присутствия норвежцев в Киеве до 10 века. Вызывает беспокойство отсутствие кладов монет, которые доказывали бы, что Днепровский торговый путь - основа поздней Киевской Руси - действовал в IX веке. Основываясь на своем исследовании археологических свидетельств, Цукерман приходит к выводу, что Киев возник как крепость на хазарской границе с Леведией и что только после ухода мадьяр на запад в 889 году регион среднего Днепра начал экономически развиваться.

Ряд историков, первым из которых был Василий Бартольд, отстаивали более северную позицию каганата. Они склонны подчеркивать отчет ибн Рустаха как единственный исторический ключ к разгадке местонахождения резиденции хагана. Недавние археологические исследования, проведенные Анатолием Кирпичниковым и Дмитрием Мачинским, выявили возможность того, что это государство было основано на группе поселений вдоль реки Волхов, включая Ладогу, Любша, Дубовики, Алаборг и Холмгард. «Большинство из них изначально были небольшими площадками, вероятно, не более чем станциями для переоборудования и пополнения запасов, предоставляющих возможность обмена и перераспределения предметов, проходящих по речным и караванным путям». Если верить анонимному путешественнику, цитируемому ибн Рустахом, русы периода каганата широко использовали Волжский путь для торговли с Ближним Востоком, возможно, через булгарских и хазарских посредников. Его описание острова Русь предполагает, что их центром был Холмгард, раннесредневековый предшественник Новгорода, название которого переводится с древнескандинавского языка как «замок реки-острова». Новгородская первая летопись описывает волнения в Новгороде до того Рюрик был приглашен управлять регионом в 860 - х годах. Этот отчет побудил Иоганнеса Бронстеда утверждать, что Холмгард-Новгород был столицей каганата в течение нескольких десятилетий до появления Рюрика, включая время византийского посольства в 839 году. Мачинский принимает эту теорию, но отмечает, что до возвышения Холмгарда-Новгорода, главный политический и экономический центр области находился в Альдейгья-Ладоге.

Источник
Основные статьи: Русь и антинорманизм

Истоки Русского каганата неясны. Первые скандинавские поселенцы региона прибыли в нижний бассейн реки Волхов в середине 8 века. Страна, в которую входили нынешние Санкт-Петербургская, Новгородская, Тверская, Ярославская и Смоленская области, стала известна в древнескандинавских источниках как « Гарцарики », страна фортов. Около 860 г. русы, группа викингов, возможно, из Родена, Швеция, начали править этой территорией под руководством своего лидера Рюрика. Постепенно норвежские полевые командиры, известные среди тюркоязычных степных народов как «кёль-беки» или «озерные князья», стали доминировать над некоторыми финно-угорскими и славянскими народами региона, особенно вдоль Волжского торгового пути, соединяющего Балтийское море. с Каспийским морем и Серкландом.

Омельжан Прицак предположил, что хазарский каган по имени Хан-Тувин Дыггви, изгнанный после поражения в гражданской войне, поселился со своими последователями в норвежско-славянском поселении Ростов, женился на местной скандинавской знати и стал отцом династии русских каганов. Цукерман отвергает теорию Прицака как несостоятельную спекуляцию, и в источниках того времени не имеется никаких записей о том, чтобы какой-либо хазарский каган бежал в поисках убежища среди русов. Тем не менее, возможная связь хазар с монархами ранней Руси подтверждается использованием стилизованного трезубца тамги, или печати, более поздними правителями Руси, такими как Святослав I из Киева ; подобные тамги встречаются в развалинах, несомненно хазарского происхождения. Генеалогическая связь между каганами Руси IX века и более поздними правителями Рюриковичей, если таковые имелись, в настоящее время неизвестна.

Большинство историков сходятся во мнении, что титул «хаган» был заимствован Русью у хазар, но есть серьезные споры по поводу обстоятельств этого заимствования. Питер Бенджамин Голден предполагает, что Русский каганат был марионеточным государством, созданным хазарами в бассейне реки Оки для отражения повторяющихся атак мадьяр. Однако ни в одном источнике нет сведений о том, что русы IX века были подданными хазар. Для иностранных наблюдателей (таких как Ибн Рустах) не было существенной разницы между титулами хазарских и русских правителей. Анатолий Новосельцев предполагает, что принятие титула «хаган» было призвано рекламировать притязания Руси на равенство с хазарами. Эту теорию поддерживает Томас Нунан, который утверждает, что лидеры русов были слабо объединены под властью одного из «морских королей» в начале 9-го века, и что этот « Верховный король » принял титул «каган» для придать ему легитимность в глазах его подданных и соседних государств. Согласно этой теории, титул был знаком того, что носители правили согласно божественному поручению.

Правительство

В 922 году Ибн Фадлан описал правителя Руси как обладающего небольшой реальной властью, как хазарский каган. Вместо этого политической и военной властью обладал депутат, который «командует войсками, атакует врагов [правителя Руси] и действует как его представитель перед своими подданными». У верховного царя Руси, с другой стороны, «нет иных обязанностей, кроме как заниматься любовью со своими рабынями, пить и отдавать себя удовольствиям». Его охраняли 400 человек, «готовых умереть за него... Эти 400 сидят под королевским троном: на большой и украшенной драгоценностями платформе, на которой также находятся сорок рабынь из его гарема». Ибн Фадлан писал, что правитель русов почти никогда не покидал своего престола и даже «когда он хочет ехать верхом, его подводят к нему, а по возвращении коня подносят прямо к престолу». Ибн Руста, с другой стороны, сообщил, что хаган был высшим авторитетом в разрешении споров между своими подданными. Его решения, однако, не были обязательными, так что, если один из участников спора не соглашался с постановлением хагана, спор разрешался в битве, которая происходила «в присутствии родственников соперников, которые стояли с обнаженными мечами; и человек, который одержал верх над дуэлью, также принимает решение по спорному вопросу ".

Дихотомии между относительной беспомощностью номинального правителя и большим авторитетом своим подчиненным отражают структуру хазарского правительства, с светской властью в руках каган Бека только теоретически подчиняющейся кагана, и это согласуется с традиционной германской системой, где могло быть разделение между королем и военачальником. Более того, некоторые ученые отмечают сходство между этим двойным царством и предполагаемыми отношениями между Игорем и Олегом Киевскими в начале 10 века (сравните Аскольда и Дира в 9 веке). Институт отдельного сакрального правителя и военачальника можно наблюдать в реконструированных отношениях между Олегом и Игорем, но является ли это частью наследства Русского каганата его государству-преемнику - неизвестно. Княжества ранней Киевской Руси обладали определенными отличительными чертами в своем правительстве, военной организации и юриспруденции, которые были сопоставимы с таковыми у хазар и других степных народов; некоторые историки считают, что эти элементы пришли в Киевскую Русь от хазар через более ранние русские каганы.

Упадок и наследие

Вскоре после того, как Патриарх Фотий сообщил другим православным епископам о христианизации Руси, все крупные населенные пункты Северо-Западной Руси, которые могли быть центрами каганата, были уничтожены огнем. Археологи нашли убедительные доказательства того, что Холмгард, Альдейгья, Алаборг и Изборск были сожжены дотла в 860-870-х годах. Некоторые из этих поселений были навсегда заброшены после пожара. В « Первичной летописи» описывается восстание языческих славян и чудов (прибалтийских финнов) против варягов, вынужденных уйти за океан в 862 году. Первая новгородская летопись, в которой Шахматов считал более достоверным описание событий, не указывает на то, что было до Рюриковичей. восстание к какой-то конкретной дате. Никоновская летопись XVI века приписывает изгнание варягов из страны Вадиму Смелому. Украинский историк Михаил Брайчевский назвал восстание Вадима «языческой реакцией» против христианизации Руси. Последовал период беспорядков и анархии, датированный Цукерманом ок. 875–900. Отсутствие кладов монет с 880-х и 890-х годов свидетельствует о том, что Волжский торговый путь прекратил работу, что ускорило «первый серебряный кризис в Европе».

После этой экономической депрессии и периода политических потрясений регион пережил возрождение, начавшееся примерно в 900 году. Цукерман связывает это восстановление с прибытием Рюрика и его людей, которые по пока неясным причинам переключили свое внимание с Волги на Днепр. Скандинавские поселения в Ладоге и Новгороде возродились и стали быстро расти. В первом десятилетии X века на Днепре в Гнездово, недалеко от современного Смоленска, образовался крупный торговый форпост. Другое днепровское поселение, Киев, примерно в то же время превратилось в важный городской центр.

Судьба Русского каганата и процесс, в ходе которого он превратился или был поглощен Рюриковичами Киевской Русью, неясны. У киевлян, похоже, было очень смутное представление о существовании каганата. В славянских источниках не упоминается ни христианизация русов в 860-х годах, ни пафлагонская экспедиция 830-х годов. Отчет об экспедиции русов на Константинополь в 860-х годах был заимствован авторами «Первой хроники» из греческих источников, что свидетельствует об отсутствии народной письменной традиции.

Смотрите также
Цитаты
Общие ссылки
Основная статья: Библиография по истории ранних славян и Руси
  • Ахмед ибн Фадлан. Путешествие Ибн Фадлана в Россию: путешественник X века из Багдада до реки Волги. Фрай, Ричард Нельсон, изд. и пер. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Маркуса Винера, 2005.
  • Ахмад ибн Умар ибн Рустах. аль-Алак ан-нафисах: Маруф бих ибн Рустах. Tarjamah va taliq-i Husayn Qarah'chanlu. Тегеран, Иран: Амир Кабир, 1986.
  • Александров А.А. Остров руссов. [ Остров Русь ]. Санкт-Петербург-Кишинев, 1997.
  • Артаманов М.И. "Превые страны Русской истории ве Археологическом освещении". Советская археология. Том 3, 1990. С. 271–290.
  • Annales Bertiniani, а. 839, (Летопись Святого Бертина). Эд. Георг Вайц, Monumenta Germaniae Historica, Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. Hannoverae, 1883. С. 19–20.
  • Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси [ Установление христианства на Руси ]. Киев: Наукова думка, 1989.
  • Брондстед, Йоханнес. Викинги. (перевод Калле Скова). Книги Пингвинов, 1965 год.
  • Брук, Кевин Алан. Евреи Хазарии. 2-е изд. Роуман и Литтлфилд, 2006 г.
  • Бруцкус, Юлий. «Хазарское происхождение Древнего Киева». Славянское и восточноевропейское обозрение, 22 (1944).
  • Каллмер Дж. Археология Киева до конца ранней городской фазы. // Гарвардское украиноведение, 1987, №11.
  • Кристиан, Дэвид. История России, Монголии и Средней Азии. Блэквелл, 1999.
  • Dolger F. Regesten der Kaiserurkunden des ostromischen Reiches. Я. Берлин, 1924 год.
  • Долуханов П.М. Ранние славяне: Восточная Европа и начало заселения Киевской Руси. Лондон: Лонгман, 1996.
  • Дучко, Владислав. Викинг Русь: Исследования присутствия скандинавов в Восточной Европе. Брилл, 2004.
  • Энциклопедия "Слова о полку Игореве" в 5-ти томах. Том 3. Санкт-Петербург, 1995.
  • Франклин, Саймон и Джонатан Шепард. Возникновение Руси 750–1200 гг. Лондон: Longman, 1996. ISBN   0-582-49091-X.
  • Гарипзанов Ильдар. Летопись святого Бертина и хакана с острова Рос. Бергенский университет, 2006 г.
  • Голден, Питер Бенджамин. "Русь". Энциклопедия ислама Ред.: П. Бирман, Т. Бианкис, CE Bosworth, E. van Donzel и WP Heinrichs. Брилл. Brill Online, 2006 г.
  • Голден, Питер Бенджамин. Вопрос о Русском каганате. Archivum Eurasiae Medii Aevi, 1982.
  • Гальперин, Чарльз Дж. Россия и Золотая Орда: влияние монголов на средневековую историю России. Блумингтон: Univ. of Indiana Press, 1987. ISBN   0-253-20445-3.
  • Хансен, Могенс Герман, изд. Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств. Kgl. Danske Videnskabernes Selskab, 2000. Стр. 266.
  • Грушевский, Михайло. История Украины-Руси, пер. Марта Скорупская. Канадский институт Укр. Исследования Press, 1997.
  • Хаксли, Джордж. «Византиночазарика». Герматена 148 (1990): 79.
  • Иларион Киевский. «Проповедь о законе и благодати». Проповеди и риторика Киевской Руси. Саймон Франклин, пер. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт, 1991.
  • Джонс, Гвин. История викингов. 2-е изд. Лондон: Oxford Univ. Пресс, 1984.
  • Ковалев Роман. «Что предлагает историческая нумизматика относительно монетарной истории Хазарии в девятом веке? - Повторный вопрос». Archivum Eurasiae Medii Aevi 13 (2004): 97–129.
  • Лоран, Дж. И М. Канард. L'Armenie entre Byzance et l'Islam depuis la conquete arabe jusqu'en 886. Лиссабон, 1980 год.
  • Мачинский Д.А. "О месте Северной Руси в процессе сложения Древнерусского государства и европейской культурной общности". [ О месте Северной Руси в генезисе древнерусского государства и европейском культурном континууме ]. Археологическое исследование Новгородской земли. Ленинград, 1984.
  • Минорский, Владимир. Худуд аль-Алам (Регионы мира). Лондон: Luzac amp; Co., 1937.
  • "Monumenta Germaniae Historica, Epistolae VII". Epistolae Karolini ЭВИ V. Берлин: В. Хенце, 1928.
  • Нунан, Томас. «Хазарский каганат и его влияние на древнерусское государство: перевод с Волги на Киев». Кочевники в оседлом мире, Анатолий Михайлович Хазанов и Андре Винк, ред. п. 76–102. Ричмонд, Англия: Керзон, 2001. ISBN   0-7007-1370-0.
  • Нунан, Томас. «Когда Руси / Русские купцы впервые посетили Хазарию и Багдад?» Archivum Eurasiae Medii Aevi 7 (1987–1991): 213–219.
  • Нунан, Томас. «Первый крупный серебряный кризис в России и Балтии, ок. 875–900». Хикуин, 11 (1985): 41–50.
  • Нунан, Томас. «Колебания исламской торговли с Восточной Европой в эпоху викингов». Гарвардское украиноведение, 1992, №16.
  • Нунан, Томас. «Денежная система Киева в домонгольский период». Гарвардское украиноведение, 1987, №11. Стр.396.
  • Новосельцев А.П. и другие. Древнерусское государство и его международное значение. [ Древнерусское государство и его международные отношения ]. Москва, 1965.
  • Новосельцев А.П. «К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя». [ Об одном из древнейших титулов русских князей ]. История СССР. - 1982. - Вып. 4.
  • Прицак, Омелян. Происхождение Руси. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1991.
  • Прицак, Омелян. Истоки весов и денежных систем Древней Руси. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт, 1998.
  • Шепард, Джонатан. «Формальное принятие хазарами иудаизма и северная политика Византии». Oxford Slavonic Papers, New Series 31 (1998): 24.
  • Смирнов, Павел. Volz'kiy шлях я starodavni Rusy ( Маршрут Волги и древнерусская). Киев, 1928 год.
  • Феофан Континуат, Иоанн Каменита, Симеон Магистр, Георгий Монах. Эд. И. Беккер. Bonnae, 1838 (CSHB), стр. 342–343.
  • Васильев Александр. Нападение русских на Константинополь в 860 году. Средневековая академия Америки, 1946 год.
  • Вернадский, Г.В. История России. Vol. 1. Yale University Press, 1943 ( русская версия онлайн )
  • Вернадский, Г.В., изд. Справочник по истории России с древнейших времен до 1917 г., т. 1. Нью-Хейвен: Йельский университет. Пресс, 1972.
  • Янин, Валентин. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. [ Денежные системы русского средневековья. Домонгольский период. Москва, 1956.
  • Зенковский, Серж А., изд. Эпосы, летописи и сказки средневековой России. Нью-Йорк: Меридиан, 1974. ISBN   0-452-01086-1.
  • Цукерман, Константин. "Deux étapes de la education de l'ancien état russe", в Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient: Actes du Colloque International tenu au Collège de France en octobre 1997, éd. М. Казанский, А. Нерсесян и К. Цукерман (Réalités Byzantines 7). Париж, 2000 ( русский перевод онлайн ).
  • Цукерман, Константин. "Les Hongrois au Pays de Lebedia: une nouvelle puissance aux confins de Byzance et de la Khazarie en 836–889". Византия в войне (IX – XII вв.) Афины, 1997.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-21 09:37:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте