aqāliba (арабский : صقالبة, sg. aqlabī) - термин, используемый в средневековых арабских источниках для обозначения славян и других народов Центральной и Восточной Европы или в в широком смысле к европейским рабам. Термин происходит от среднегреческого slavos / sklavenos (славянский), который в испанско-арабском стал обозначать сначала славянских рабов, а затем, аналогично семантическому развитию термина в других Западноевропейские языки, иностранные рабы в целом. Это слово часто неправильно используется для обозначения только рабов из Центральной и Восточной Европы, но оно относится ко всем европейцам и другим людям, которыми арабские торговцы торговали во время войны или мира.
Существовало несколько основных маршрутов торговли. славянских рабов в арабский мир : через Среднюю Азию (монголы, татары, хазары и др.) на Восточные славяне ; через Балканы для южных славян ; через Центральную и Западную Европу для западных славян и до аль-Андалус. Волжский торговый путь и другие европейские маршруты, согласно Ибрагиму ибн Якубу (10 век), обслуживались Раданитом Еврейские купцы. (Сравните крымско-ногайские набеги на восточнославянские земли.) Феофан упоминает, что Омейяд халиф Муавия I поселил целую армию в 5000 человек. Славянские наемники в Сирии в 660-е гг.
В арабском мире Сакалиба служил или был вынужден служить множеством способов: слуги, гарем наложницы, евнухи, ремесленники, солдаты, а также гвардейцы халифа. В Иберии, Марокко, Дамаске и Сицилии их военную роль можно сравнить с ролью мамлюков в Османская империя. В Аль-Андалусе славянские евнухи были настолько популярны и широко распространены, что стали синонимом сакалибы. Некоторые Сакалиба стали правителями таифов (княжеств) в Иберии после распада Кордовского халифата в 1031 году. Например, Муджахид аль-Амири организовал Сакалиба в Дении, чтобы восстать, захватить контроль над городом и установить Тайфу Дении (1010-1227), которая распространила свое влияние до острова. of Майорка.