Шведы (германское племя)

редактировать
Швеция в 12 веке. Свеаланд желтым, Гёталанд синим и Готланд зелёным.   Шведы    Geats    Кишки

В Шведах ( шведские : svear ; древнескандинавские : svíar) (вероятно, из PIE рефлексив местоименный корня * з (ш) е « один собственных [соплеменники / сородич]»; Старый английский : Swēon) был северногерманское племенем, населявшим Свеаланд («земля шведов») в центральной Швеции и одна из групп-прародителей современных шведов, наряду с геатами и гутами. У них был свой племенной центр в Гамла-Упсале.

Первым автором, написавшим о племени, является Тацит, который в своей « Германии» с 98 г. н.э. упоминает суйонов. Возможно, они впервые упоминаются в местном масштабе Килверским камнем в 4 веке. Иордан в VI веке упоминает суэханов и суетидов. Беовульф упоминает шведов около 1000 года нашей эры. Согласно ранним источникам, таким как саги, особенно Хеймскрингла, шведы были могущественным племенем, короли которого утверждали, что произошли от бога Фрейра. В эпоху викингов они составляли основу варяжского подмножества норвежцев, которые путешествовали на восток (см. Народ русов ).

Ученые пришли к единому мнению, что русские произошли на территории нынешней прибрежной восточной Швеции примерно в восьмом веке, и что их имя имеет то же происхождение, что и Рослаген в Швеции (старшее название - Роден ). Согласно распространенной теории, название Русь ", как прото-финскому название Швеции ( * Rootsi), является производным от древнескандинавского термина для„людей, которые ряд“( rods-), как гребная основной метод навигации реки Восточной Европы, и что это могло быть связано со шведским побережьем Рослагена ( русское право) или Роден, как это было известно в прежние времена. Название Русь " будет тогда иметь такое же происхождение, что и финские и эстонские имена для Швеции: руотси и ROOTSI.

Шведы составляли основную часть варяжской гвардии, об этом можно судить по географическому положению варяжских рунических камней, почти все из которых полностью находятся на территории современной Швеции. Шведские мужчины уехали, чтобы записаться в Византийскую Варяжскую гвардию в таком количестве, что средневековый шведский закон Västgötalagen из Вестергётланда объявил, что никто не может наследовать, оставаясь в «Греции» - тогдашний скандинавский термин для Византийской империи - чтобы остановить эмиграцию, особенно поскольку два других европейских двора одновременно также вербовали скандинавов: Киевская Русь ок. 980–1060 и Лондон 1018–1066 ( тингали ).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Имя
  • 2 Этимология
  • 3 Расположение
  • 4 История
    • 4,1 римляне
    • 4.2 Иордания
    • 4.3 Англосаксонские источники
    • 4.4 Франкские источники
    • 4.5 Адам Бремена
    • 4.6 Норвежские саги
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Имя

По мере того как владения шведских королей росли, название племени могло применяться в более широком смысле в средние века, включая геатов. Позже он снова имел в виду только люди, населяющие оригинальные племенных земель в Svealand, а не Geats.

Рисунок льва Пирей изогнутого линдворя. Руны на льве рассказывают о шведских воинах, скорее всего, о варягах, наемниках на службе у византийского (восточно-римского) императора.

В современных северогерманских языках прилагательное svensk и его множественное число svenskar заменили имя svear и сегодня используется для обозначения всех граждан Швеции. Различие между племенными шведами ( svear) и современными шведами ( svenskar), по-видимому, существовало к началу 20-го века, когда Nordisk familjebok отметил, что svenskar почти заменил svear как имя шведского народа. Хотя это различие является условным в современных норвежском, датском и шведском языках, исландские и фарерские не различают svíar (исландский) или sviar (фарерский) и sænskir (исландский) или svenskarar (фарерский) как слова для современных шведов.

Этимология

Форма Suiones появляется в « Germania» римского автора Тацита. Близкий вид, Swēon, находится в старом английском и в Деяния архиепископов гамбургской церкви от Адама Бременского о архиепископов Гамбург-Бремен, которые обозначаются Sueones.

Большинство ученых согласны с тем, что Suiones и засвидетельствованные германские формы имени происходят от того же протоиндоевропейского рефлексивного местоименного корня * s (w) e, что и латинское suus. Слово должно было означать «свои (соплеменники)». В современном скандинавском языке тот же корень встречается в таких словах, как svåger (зять) и svägerska (невестка). Такой же корень и изначальное значение обнаруживается в этнониме германского племени свеби, сохранившемся до наших дней в названии Швабен ( Швабия ). Детали фонетического развития варьируются между разными предложениями.

Noréen (1920) предположил, что Suiones является латинским переводом протогерманского * Swihoniz, происходящего от корня PIE * swih - «свой собственный». Форма * Swihoniz бы в Ulfilas " Готике стала * Swaíhans, который позже будет результат в виде Suehans, что Иордан упоминается как имя шведов в Getica. Следовательно, прото-норвежская форма была бы * Swehaniz, которая после звуковых изменений в древнескандинавском языке привела к старо-западно-норвежскому Svíar и старо-восточно-норвежскому Swear. В настоящее время, однако, корень слова «свой собственный» реконструируется как * s (w) e, а не * swih, и это корень, идентифицированный для Suiones, например, в « Indogermanisches etymologisches Wörterbuch» Покорного 1959 г. и в «Скандинавских языках 2002 г.». справочник по истории северогерманских языков под редакцией Оскара Бандле. * Swe - также форма, процитированная В. Friesen (1915), который считает, что форма Sviones изначально была прилагательным, протогерманским * Sweoniz, что означает «родственный». Тогда готическая форма была бы * Swians и H в Suehans эпентеза. Прото-норвежская форма тогда также была бы * Sweoniz, что также привело бы к исторически засвидетельствованным формам.

Runestone DR 344 является одним из самых ранних сохранившихся экземпляров имени Svíþjóð, в Скандинавии (только Runestone DR 216, Беовульф и, вероятно, также Getica является ранее).

Название стало частью соединения, которое на старо-западном скандинавском было Svíþjóð («Свеарский народ», на старо-восточно-скандинавском Sweþiuð и в староанглийском Sweoeod. Это соединение появляется на рунических камнях в местных жителях i suiþiuþu ( Runestones Sö Fv1948; 289)., Aspa Лота и Šo 140 в Södermanland ), suiþiuþu ( Runestone DR 344, Simris, Scania ) и о suoþiauþu ( Runestone DR 216, Tirsted, Lolland ). Датский источник 13 - го века в Scriptores гегит danicarum упоминает место под названием litlæ swethiuthæ, который, вероятно, островок Sverige (Швеция) в Сальтшёна в восточной части Стокгольма. 500 м к западу от островка Danmark. Самый ранний случай, однако, по- видимому, Suetidi в Иордане ' Getica (6 века).

Название Swethiuth и его различные формы дали начало различным латинским названиям Швеции, Suethia, Suetia и Suecia, а также современному английскому названию страны.

Второе соединение было Svíariki, или Sweorice на древнеанглийском, что означало «царство Suiones». Это все еще официальное название Швеции на шведском языке, Svea rike, и происхождение его нынешнего названия Sverige с буквой «k» в старой форме «Sverike» заменено на «g».

Место нахождения

Гамла Уппсала была главным религиозным и политическим центром племени.

Их основные жилища находились в восточной части Свиланда. Их территории очень рано включали провинции Вестманланд, Сёдерманланд и Нярке в долине Меларен, которая представляла собой залив с множеством островов. Этот регион по-прежнему остается одним из самых плодородных и густонаселенных регионов Скандинавии.

Их территории назывались Svealand - «шведская земля» («Путешествие Охтере » в семи книгах истории против язычников: Swéoland), Suithiod - « шведы » ( Beowulf: Sweoðeod [отсюда Швеция ]), Svía veldi или Svea rike - « Шведское царство» (Беовульф: Swéorice). Политическое объединение с геатами в Гёталанде, процесс, который не был завершен до 13 века, некоторые современные историки считают рождением Шведского королевства, хотя шведское королевство названо в их честь, Sverige по- шведски, от Svea rike - то есть королевство Суионов.

В æsir центр -cult в Гамла Упсала, был религиозным центром шведами и где шведский король служил священником во время жертвоприношений ( клякс ). Упсала была также центром Уппсальского эда, сети королевских поместий, которые финансировали шведского короля и его двор до 13 века.

Некоторые спорят, действительно ли первоначальные владения Суионов находились в Уппсале, сердце Уппланда, или этот термин использовался обычно для всех племен в пределах Свеланда, точно так же, как различные провинции старой Норвегии вместе назывались Нортманни.

История

История этого племени окутана туманом времени. Помимо скандинавской мифологии и германских легенд, их описывают лишь несколько источников и очень мало информации.

Римляне

Римская империя при Адриане (правила 117-38), показывающее расположение Suiones племени германском, обитающей центральную Швецию Гай Корнелий Тацит

Есть два источника I века нашей эры, которые относятся к суйонам. Первый - Плиний Старший, который сказал, что римляне обогнули полуостров Кимбрик ( Ютландия ), где находился Коданский залив ( Каттегат ?). В этом заливе находилось несколько крупных островов, среди которых самым известным была Скатинавия ( Скандинавия ). Он сказал, что размер острова неизвестен, но в части его обитает племя под названием Hillevionum gente ( именительный падеж: Hillevionum gens) в 500 деревнях, и они считают свою страну отдельным миром.

Комментаторов этого текста поражает то, что это большое племя неизвестно потомкам, если только это не было простой ошибкой или неправильным толкованием Illa S vionum gente. Это имело смысл, поскольку римлянам было известно большое скандинавское племя суйонов.

Suiones не видели причины для людей носить оружие, поскольку это легко могло привести к кровной мести. В случае войны или разграбления врага Суионы могли легко обнаружить врага с воды и вооружить население охраняющими рабами, доставляющими оружие со склада. Во время войны и грабежей врага это был единственный раз, когда суионы нашли свое оружие полезным. В противном случае они ввели строгий контроль над вооружениями.

Отнятие оружия у простолюдинов также было для короля способом сохранить абсолютную власть. Предоставление оружия простолюдинам могло привести к мятежу и предательству короля. Король, в отличие от всех других соседних германских племен, отменил королевские клятвы, поэтому только один человек может править безраздельно. Шведы, в отличие от своих соседей, одержимы честью и властью. Их армия сильна и велика, и у них есть современное вооружение. Они также, в отличие от других германских племен, обладают сильным флотом.

Их корабли, согласно Тациту, похожи на речные лодки. В отличие от других германских народов и римлян они не используют паруса. Шведы только гребут и не плавают согласно Тациту. Тацит категорически не одобряет соседа шведов Ситонеса за то, что у него есть женщина-лидер.

После упоминания Тацитом о Суйонах источники умалчивают о них до VI века, поскольку Скандинавия все еще была в доисторические времена. Некоторые историки утверждают, что невозможно утверждать, что шведская этническая принадлежность восходит к суйонам Тацита. Согласно этой точке зрения, референт этнонима и этнический дискурс значительно различались на разных этапах истории.

Jordanes

Шлем эпохи Венделя в Шведском историческом музее.

В VI веке Иордан назвал два племени, которых он называет Suehans и Suetidi, которые жили в Скандзе. Они славились своими прекрасными лошадьми. Суэханцы были поставщиками шкур черных лисиц на римский рынок. Затем Иордан называет племя суетиди, имя, которое, как считается, также относится к суионам и является латинской формой шведского слова. Говорят, что суетиды были самыми высокими из мужчин вместе с дани, принадлежавшими к одному роду.

Англосаксонские источники

Есть три англосаксонских источника, которые относятся к шведам. Самый ранний из них, вероятно, наименее известен, поскольку он встречается в длинном списке названий племен и кланов. Это стихотворение Видсит VI или VII века:

Уолд Войнгам, Вуд-Сирингум,
Сеферэ Сикгум, Свиом Онгендзёу,
Sceafthere Ymbrum, Sceafa Longbeardum,
Вальд [правил] Woings, Wod Тюрингии,
Saeferth Sycgs, Ongendtheow шведы,
Sceafthere в Umbers, Sceafa на лангобардов,
Шлем эпохи Венделя в Шведском историческом музее.

В строке 32 упоминается Онгентеу, и он снова появляется в более поздней эпической поэме « Беовульф», которая была написана где-то в VIII-XI веках. Стихотворение описывает Шведскую-Geatish войны, с участием шведских королей Онгенте, Ohthere, Onela и Адильс, которые принадлежали к королевской династии, названных Scylfings. Эти короли могли быть историческими, поскольку короли с похожими именами также встречаются в скандинавских источниках (см. Список легендарных королей Швеции ). Похоже, что в конце эпопеи о новых войнах со шведами есть пророчество Виглафа :

Þæt ys sio fæhðo и se feond-scipe,
wæl-nið wera, þæsþe ic wen hafo,
e us seceað к Sweona leode,
syððan hie gefricgeað frean userne
элдор-лизн, one þe r geheold
с хеттендум-хордом и рисом,
æfter hæleða hryre hwate Scylfingas,
Folcred Fremede Oe Furur Gen
eorl-scipe efnde.
Такова вражда, ярость врага,
Смертельная ненависть к мужчинам: так что я уверен
что шведский народ будет искать нас домой
за это падение их друзей, боевых скилфингов,
когда однажды они узнают, что наш воин-лидер
безжизненная ложь, которая приземляется и копит
когда-либо защищался от всех своих врагов,
способствовал благополучию своего народа, закончил свой курс
выносливый герой.

Когда появляются более надежные исторические источники, геаты - это подгруппа шведов.

Третий англосаксонский источник - это перевод « Историй Орозия » Альфредом Великим с добавленными рассказами о путешествиях Охтере из Халогаленда и Вульфстана из Хедебю, которые в IX веке описали Свион и Свеоланд.

Учетная запись Ohthere ограничена следующим утверждением о Swēoland:

Ðonne is toēmnes ðǣm lande sūðeweardum, на re healfe ðæs mōres, Swēoland, без земли и одежды; и toēmnes ðǣm lande norðeweardum, земля Цвена.
Затем Швеция проходит вдоль суши к югу, по другую сторону болот, до земли к северу; и (затем) Финляндия (находится) вдоль земли к северу.

Вульфстан упоминает лишь несколько регионов как подчиненных Sweons (в переводе):

Затем, после земли бургундцев, слева от нас были земли, которые с древнейших времен назывались Блекингей, Меоре, Эоуленд и Готланд, все эти территории подчинялись свеонам; и Веонодланд был справа от нас, до устья Вайсселя.

Франкские источники

В Анналах Бертиниани рассказывается, что группа норвежцев, называвших себя Росом, посетила Константинополь около 838 года. Боясь вернуться домой через степи, что сделало бы их уязвимыми для нападений венгров, Роси путешествовали по Германии. Их допросил Людовик Благочестивый, император Франции, где-то недалеко от Майнца. Они сообщили императору, что их вождь известен как чакан ( латинское слово « каган ») и что они живут на севере России, но являются свеонами.

Адам Бременский

Занимаясь скандинавскими делами, Адам Бременский в Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum 11-го века рассказывает, что у Sueones было много жен и они были суровы в преступлениях. Гостеприимство было важной добродетелью, и отказ скитальцу остаться на ночь считался постыдным. Посетителя даже водили к друзьям хозяев.

Их королевская семья принадлежит к старой династии (см. Дом Мунсо ), но короли зависят от воли народа ( Вещь ). Решение народа более важно, чем воля короля, если только мнение короля не кажется наиболее разумным, которому они обычно подчиняются. В мирное время они чувствуют себя равными королю, но во время войн слепо подчиняются ему или кому-либо из них, кого он считает наиболее искусным. Если судьба войны против них, они молятся одному из своих многочисленных богов ( Асиру ), и если они побеждают, они благодарны ему.

Скандинавские саги

В сагах являются нашим главным источником знаний, и особенно Снорри Стурлусон, который, вероятно, тот, кто внес свой вклад наиболее (смотри, например, в Heimskringla ). Его описания иногда совпадают, иногда противоречат предыдущим источникам.

Для продолжения см. Историю Швеции (800–1521).

Смотрите также

Примечания и ссылки

Источники

  • Тацит, Германия, XLIV, XLV
  • Ларссон, Матс Г. (2002). Götarnas Riken: Upptäcktsfärder Till Sveriges Enande. Bokförlaget Atlantis AB ISBN   978-91-7486-641-4
  • Тунберг, Карл Л. (2012). Att tolka Svitjod. En kritisk och problematiserande utredning i syfte att fastställa greppets äldre källstatus med analys av vad dessa källor innebär för greppet och för varandra. Гетеборгский университет.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-05 05:54:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте