Запорожские казаки

редактировать

Запорожские казаки, Запорожское казачье войско, Запорожское войско (Украинский : Військо Запорозьке, романизированный : Війско Запорозское, или Військо Запорозьке, Вийско Запорожское, Русский : Войско Запорожское, романизированный : Войско Запорожское) или просто запорожцы (украинский : Запорожці, романизированный : Запорожцы, Русский : Запорожцы, романизированный : Запорожцы, Польский : Kozacy zaporoscy, Чешский : Záporožští kozáci) были Казаки, которые жили за Днепровскими порогами, земли, также известные под историческим названием Дикие поля в сегодняшней Центральной Украине. Сегодня большая часть ее территории затоплена водами Каховского водохранилища.

Запорожская Сечь быстро росла в 15 веке от крепостных, бежавших из более контролируемых частей Речь Посполитая. Он стал авторитетным политическим образованием с помощью системы правления. В течение XVI, XVII и вплоть до XVIII веков запорожские казаки были сильной политической и военной силой, которая бросила вызов авторитету Речи Посполитой, Русского царства и Крымское ханство.

Войско прошло через серию конфликтов и союзов с участием трех держав, включая поддержку восстания в 18 веке. Их лидер подписал договор с русскими. Эта группа была насильственно распущена в конце 18 века Российской империей, при этой большой части населения была переселена в Кубань на южной окраине Российской империи. Казаки сыграли роль в завоевании кавказских племен и взамен пользовались свободой, предоставленной царей.

. Название Запорожцы происходит от места расположения их крепости, Сечи, в Запорожье «земля за порогом», от украинского за «за» и порохи «пороги ».

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 В пределах Речи Посполитой
  • 3 Организация
    • 3.1 Курины Запорожского войска
    • 3.2 Казачьи регалии (Клейноды)
  • 4 Союз с Россией
  • 5 В составе Российской Империи
  • 6 Конец Запорожского войск (1775)
  • 7 Последствия
  • 8 Наследие
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Происхождение

Запорожский казак. Автор Константин Маковский, 1884

Неизвестно, когда начали формироваться первые казачьи общины на Нижнем Днепре. Есть приметы и предания о подобных людях, живших в евразийской степи еще в XII веке., так как казак - это тюркское слово, означающее «свободный человек», этимологию которого и этническое название «казах ».. ») Степи к северу от Черного моря были населены кочевыми племенами, такими как половцы, печенеги и хазары. Роль этих племен в этногенезе казачества оспаривается, хотя более поздние казачьи источники утверждали хазарское происхождение.

Были также группы людей, которые бежали в эти дикие степи с возделываемых земель. Киевской Руси во избежание притеснения или уголовного преследования. Их образ жизни во многом напоминал образ жизни людей, которых теперь называют казаками. Они выжили в основном благодаря охоте и рыбной ловле, а также набегам на азиатские племена за лошадьми и едой. В XVI веке великий организатор Дмитрий Вишневецкий, украинский дворянин, объединил эти разные группы в сильную военную организацию.

Запорожские казаки имели различное социальное и этническое происхождение, но преимущественно состояли из беглых крепостных, которые предпочли опасную свободу диких степей жизни под властью польских аристократов. Однако горожане, дворяне и даже крымские татары тоже вошли в состав казачьего войск. Им пришлось принять восточное православие как свою религию и принять его ритуалы и молитвы.

Кочевая гипотеза заключалась в том, что казаки происходили из одного или нескольких кочевых народов, которые в разное время жили на территории Северного Причерноморья. Согласно этой гипотезе предками казаков были скифы, сарматы, хазары, половцы (половцы), черкесы (адыги ), татары и др. Кочевая гипотеза происхождения казачества сформировалась под польской исторической школой XVI-XVII веков и была связана с теорией сарматского происхождения шляхты. По традиции выводить происхождение государства или народа от определенного народа древности, казацкие летописцы XVIII в. Отстаивали хазарское происхождение казачества. С расширением источников базы и формированием исторической науки кочевые гипотезы были отвергнуты официальной историографией. Александр Ригельман указал на указание гипотезы. В 20 веке русский ученый Гумилев был апологетом половецкого казачества. В XXI веке эта гипотеза - о казаках, донцах и кубанцах - была опровергнута рядом генетических исследований.

В пределах Речи Посполитой

В 16 веке, с господством Речи Посполитой, простирающейся на юг, запорожское казачество в основном, если условно, считалось Речью Посполитой своими подданными. Реестровое казачество входило в состав Речи Посполитой. 121>Войско Речи Посполитой до 1699 года.

Тысячи рабов были освобождены в 1616 году, когда казаки под предводителем Петра Конашевича-Сагайдачного захватили город Каффа в Крыму

Примерно в конце XVI века отношения между Речью Посполитой и Османской империей, которые изначально не были сердечными, еще больше обострились из-за усиления агрессии казаков.. Со второй половины 16 века казаки начали набеги на османские территории. Польское правительство не могло контролировать отчаянно независимых казаков, но поскольку они были номинально подданными Речи Посполитой, оно несло ответственность за набеги их жертв. В свою очередь, татары, жившие под властью Османской империи, совершали набеги на Речи Посполитой, в основном на малонаселенные юго-восточные территории Украины. Казаки, однако, совершали набеги на богатые торговые портовые города в Османской империи, которые были всего в два днях пути на лодке от устья реки Днепр.

К 1615 и 1625 гг. Казакам удалось снести поселения. на окраине Константинополя, вынудив османского султана Мурада IV бежать из своего дворца. Его племянник, султан Мехмед IV, не смог получить легендарного Ответа запорожских казаков, грубого ответа на настойчивые требования Мехмеда к казакам. его авторитету. Последовательные договоры между Османской империей и Речью Посполитые договоры между обеими сторонами держать казаков и татар под контролем, но обе стороны практически не соблюдают правила. Во внутренних соглашениях, навязанных поляками, казакиились сжечь свои лодки и прекратить набеги. Однако лодки можно было быстро перестроить, а казацкий образ жизни прославлял набеги и грабежи.

В это время Габсбургская Монархия иногда тайно использовалась казачьих налетчиков, чтобы ослабить давление Османской империи на их собственные границы. Многие казаки и татары враждовали друг с другом из-за ущерба, нанесенного набегами с обеих сторон. Казачьи набеги, были почти регулярным явлением, были почти регулярным явлением. Последовавший за этим хаосом и чередой преобразований всей юго-восточной границу Речи Посполитой в зоне военных действий низкой интенсивности и приводили к эскалации между войнами Содружеством и Османской империей, от войн с молдавскими магнатами до Битва при Чекоре (1620 г.) и войны 1633–1634 гг.

казаки Азова, вступившие на борт турок корсаров

, увеличилась численность казаков: украинские крестьяне бежали от крепостного права в Речи Посполитой. Попытки шляхты обратить запорожских казаков в крепостных подорвали некогда довольно сильную лояльность казаков к Речи Посполитой. Казачьи амбиции признанными приравненными к шляхте постоянно отвергались, планы преобразования Речи Посполитой двух народов в Польско-Литовско-Украинском Содружестве (с украинским казацким народом) мало продвигались из-за казачества. непопулярность. Сильная историческая преданность казаков Восточной православной церкви поставила их вчие с католической Содружеством. Напряжение усилилась, когда политика Содружества перешла от относительной терпимости к подавлению православной церкви, в результате чего казаки стали сильно антикатоличными, что в то время было синонимом антипольского.

Снижение лояльности казаков и Высокомерие шляхты по отношению к ним к нескольким казачьим восстаниям против Речи Посполитой в начале 17 века. Наконец, категорический отказ короля подчиниться требованиям казаков о расширении казачьего реестра стал последней каплей, которая спровоцировала наиболее и наиболее успешное из них: Хмельницкое восстание, которое началось. в 1648 году. Восстание стало одним из катастрофических событий, известных как Всемирный потоп, которые значительно ослабили Речь Посполитую и подготовили почву для ее распада через сто лет. Хотя у Польши, вероятно, была лучшая кавалерия в Европе, их пехота уступала. Однако в середине 17 века украинские казаки владели лучшей пехотой. Польша Польша набирала большую часть своей пехоты из Украины, после того, как она стала свободной от польского владычества, армия Речи Посполитой сильно пострадала.

Организация

Историческая карта Украинского казачества Гетманщины и территории Запорожского казачества под властью Российской империи (1751 г.).

Запорожское войско как военно-политическое образование на основе уникальных традиций и обычаи, называемые казачьим кодексом, который сформировался в основном среди казаков Запорожского войска на протяжении десятилетий. Хозяин имел собственное военное и территориально-административное деление: 38 курин (сотня ) и пять-восемь паланок (территориальных округов), а также оригинальную систему управления с трех уровней: военный, военные, военные, авторы марша и паланки. Все офицеры (военная старшина) избирались Генеральным военным советом на год 1 января. На основе тех же обычаев и традиций права и обязанности офицеров были четко кодифицированы. Запорожское войско разработало оригинальную судебную систему, в основе которой лежит общепринятый казачий кодекс. Нормы кодекса утверждались теми общественными отношениями, которые сложились среди казаков. В некоторых источниках Запорожская Сечь называется «казацкой республикой», поскольку высшая власть в ней собрала всех своих членов, а ее руководитель (старшина ) были избраны.

Официально вождь Запорожского войска никогда не носил титула гетман, все руководители казачьих формирований неофициально именовались единым целым. Высшим органом управления Запорожского войска была Сечь Рада. Совет был высшим законодательным, административным и судебным органом Запорожского. Решения совета учитывались мнением всего войска и обязывали его исполнению каждого члена казачьего товарищества. В Сечи рассматривались вопросы внутренней и внешней политики, проводились выборы военной старшины, раздела земель, наказание преступников, совершивших самые тяжкие преступления и т. Д.

Запорожское войско, имеющееся с Казацкая Гетманщина, свое управление и приказы. Для боевых действий казаки войска организовались в Киш. Киш - старинный термин для обозначения укрепленного лагеря, использовавшийся в XI-XVI веках, а затем был принятый казаками. Киш был центральным органом власти Сечи, в ведении которого находились административные военные, финансовые, юридические и другие дела. Киш избирался ежегодно Сечевой Радой (Черной Радой). Черная Рада была советом всех казаков. Выборы Киша проводились либо 1 января, либо 1 октября (праздник Покрова Пресвятой Богородицы - Покрова), либо в 2-3-й день Пасхи.

Состоялся казачий военный суд., которая строго наказывала насилие и воровство соотечественников, привоз женщин в Сечь, употребление алкоголя в периоды конфликтов и т. д. Существовали также церкви и школы, предоставляющие религиозные услуги и основные образование. В основном Восточная Православная Церковь была предпочтительнее и являлась частью национальной идентичности.

В мирное время казаки занимались своими делами, жили со своей семьей, изучали стратегию, языки и обучали новобранцев. В отличие от других армий, казаки свободно выбирать себе оружие. Состоятельные казаки предпочитали носить тяжелые доспехи, а пехотинцы предпочитали простую одежду, хотя иногда они носили кольчугу.

. В то время казаки были одной из лучших военных организаций в Европе, и использовались Российской, Польской и Французской империями.

Курины Запорожского войска

  • Левушковский
  • Пластуновский
  • Дядковский
  • Брюховецкий
  • Ведмедовский
  • Платмировский
  • Пашковский
  • Кущевский
  • Кисляковский
  • Ивановский
  • Щербиновский
  • Титаровский
  • Шкуринский>Куреневский
  • Роховский
  • Корсунский
  • Калныболоцкий
  • Хуманский
  • Деревянцовский
  • Стеблиевский-Вышестоящий
  • Стеблиевский-Нижний
  • Жереловский
  • 363Переяславский
  • Полтавышастский
  • Минский
  • Тимошевский
  • Величковский

Помимо вышеупомянутых куринов, было еще множество других куринов вне Войска.

Казачьи регалии (Клейноды)

Запорожский казак с бандурой

Самыми главными предметами воинства были казачьи Клейноды (всегда во множественном числе; относящиеся к Императорским регалиям ), которые состояли из ценных воинских знаков отличия, регалий и атрибутов украинского казачества и использовались до XIX века. Клейноды были вручены запорожским казакам польским королем Стефаном Батори 20 августа 1576 г. Богдану Ружинскому, среди которых были хорухва, бунчук, булава «булава» и печать с гербом, на которой изображен казак с самопальской «винтовкой». Клейноды были закреплены за помощниками гетмана на хранении, в результате чего появились такие звания как чорй («знаменосец»), бунчужный («хранитель посоха») и др. Позднее часть казачьих клейнодов стала 177>пернач, литавры (литавры), куринские знамена (значки), дубинки и др.

Высшим символом власти была булава или булава, которую носили гетманы и киш -отаманы. Например, Богдан Хмельницкий уже с 1648 года носил серебряную, покрытую золотом булаву, украшенную жемчугом и другими драгоценными камнями. У казачьих полковников были пернахи (шестоперы) - ребристые булавы меньшего размера, которые носили за поясом.

Казачье войско в 1648 году

Печать Запорожского войска изготавливалась круглой формы из серебра с изображением казака на голове остроконечная фуражка, в кафтане с пуговицами на груди, с саблей ( шабля), порохом на боку и самоблоком. сделана винтовка (самопал) на левом плече. Вокруг печати была надпись «Печать славного Війська Запорізького Низового». Печати Паланки и Курина были круглыми или прямоугольными изображениями львов, оленей, лошадей, луны, звезд, корон, копий, сабель и луков.

Хорухва была большей частью малинового цвета с вышитыми гербами, святые, кресты и др. Его всегда несли перед армией рядом с гетманом или атаманом. Значок (значек) был назван курина или ротного (сотня ) знамен. Была традиция, когда новоизбранный полковник требовал за свой счет подготовить знамя паланки. Одно из знамен хранилось до 1845 г. в Кубани и было тканевое двух цветов: желтого и синего. Котелки (литавры) - большие медные котлы, обтянутые кожей, служившей для передачи сигналов (казаков на совет, поднятие тревоги и т. Д.).

Запорожские казаки сражаются с татарами из Крымского ханства, Юзеф Брандт.

Каждый элемент клейноды был пожалован четко назначенным членом казачьей старшины (офицерства). Например, в Запорожском войске булаву отдавали атаману; хорухва - всему воинству, хотя хорунжы несет; бунчук тоже отдавали атаману, но нес бунчужный или бунчук товарищ; печать хранила военный судья, печати курина - курин-атаману, а печати паланки - полковнику некой паланки; у литавр был довбыш (барабанщик); штабы - военному осавулу ; нагрудные знаки были вручены всем 38 куриным, имеющимся у присвоенных нагрудных товарищей. Все предметы клейноды (кроме литавр) хранились в Покровской церковной сокровищнице Сечи и вывозились только по особому распоряжению киш отамана. Палки литавры хранились в курине с назначенным довбышем. Иногда частью клейдона считалась большая серебряная чернильница (каламар), атрибут военного писца (писара) Запорожского войска. Подобные клееноды имели офицерство казачьей Гетманщины, казачество Кубани, Дуная и других казачьих обществ.

При разрушении Сечи и ликвидации украинского казачества клейноды были собраны и переданы сданы на хранение в Эрмитаж и Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербург, Оружейная палата Кремля в Москве и др. места хранения. К концу XIX века в Эрмитаже хранилось 17 куриных знамен и одна хорухва, в Преображенском соборе было 20 куриных знамен, три бунчука, одна серебряная булава и одна серебряная позолоченная дубинка. Сегодня судьба этих национальных сокровищ украинского народа неизвестна. После Февральской революции в 1917 г. Временное правительство России приняло решение о возвращении их в Украину, однако в связи с событиями Октябрьской революции того же год решение не исполнялось. С провозглашением независимости украинское правительство поставило вопрос о возвращении национальных культурных ценностей перед руководством России ; однако никаких конкретных соглашений достигнуто не было.

Союз с Россией

Избиение польских пленных казаками после битвы при Бато 1652 г.

После Переяславского мира в 1654 году Украина стала сюзеренитетом под защитой царя России, хотя в течение значительного периода времени она пользовалась почти полной автономией. После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 году его преемник Иван Выговский начал поворот в сторону Польши, встревоженный растущим вмешательством России в дела Гетманщины. Была предпринята попытка вернуться в трехэлементную Содружество народов с присоединением запорожских казаков к Речи Посполитой путем подписания Гадячского мира (1658 г.). Договор был ратифицирован Сеймом, но был отклонен Германовской Радой рядовыми казаками, которые не соглашались на унию с католической Польшей, которую они воспринимали как угнетателя православия. Разгневанные казаки казнили полковников соратников Выговского по Сейму Прокипа Верещака и Степана Сулиму, а также сам Выговский чудом избежали смерти.

Арьергард запорожцев, картина Юзефа Брандта

Запорожцы поддерживали в значительной степени отдельное правительство от Гетманщины. Запорожцы избирали своих лидеров, известных как Кош отаман, сроком на один год. В этот период обострились трения между казаками Гетманщины и запорожцами.

Казаки в прошлом боролись за независимость от Речи Посполитой, а позже участвовали в нескольких восстаниях против царя, опасаясь потерять свои привилегии и автономию. В 1709 году, например, Запорожское войско во главе с Костом Хордиенко присоединилось к гетману Ивану Мазепе против России. Мазепа ранее был доверенным советником и близким другом царя Петра Великого, но стал союзником Карла XII Швеции против Петра I. После поражения в Полтавской битве Петр приказал ответное уничтожение Сечи.

Нападение Запорожца в степи, Франц Рубо

После смерти Мазепы в Бессарабии в 1709 году его совет избрал своего бывшего генерального канцлера Пилипа Орлика, как его преемник. Орлик издал проект Конституции, в котором обещано ограничить власть гетмана, сохранить условия по достижению социального равенства между ними и шаги по отделению Украины от Российского государства - если ему удастся получить власть в Украине. При поддержке Карла XII Орлик заключил союз с крымскими татарами и османами против России, но после первых успехов их нападения на Россию 1711 года их кампания потерпела поражение, и Орлик вернулся в изгнание. Запорожцы построили под защитой Османской империи новую Сечь - Олешковую Сечь на нижнем Днепре.

Хотя некоторые из запорожских казаков вернулись под защиту Москвы, их популярный лидер Гордиенко был решительным в своей антироссийской позиции, и никакое сближение не было возможным до его смерти в 1733 году.

Внутри Российской Империи

«Казак с головой татарина».

С годами трения между казаками и российским царским правительством утихли, и льготы были обменены на сокращениеачьей автономии. Украинские казаки, не стоявшие на стороне Мазепы, избрали гетманом Ивана Скоропадского, одного из «антимазепистских» полковников. Выступая за сохранение автономии Гетманщины и привилегий старшины, Скоропадский старался исключить открытые конфронтации и оставался верным союзу с Россией. Для обеспечения нужд русских войск Скоропадский разрешил link на территории Гетманщины десять русских полков. В то же время казаки принимали участие в строительстве, укреплении и развитии каналов в Санкт-Петербурге в рамках усилий Петра Великого по основанию новой российской столицы. Многие не вернулись, и часто говорят, что Санкт-Петербург «построен на костях».

В 1734 году, когда Россия готовилась к новой войне против Османской империи, был заключен договор между Россией и запорожскими казаками, Лубенский мирный договор. Запорожские казаки вернули себе все свои прежние земли, услуги, законы и обычаи в службе под командованием русской армии, расквартированной в Киеве. На смену разрушенной Петром Великим была построена новая Сечь (Новая Сечь). Обеспокоенные вмешательства России во внутренние дела Запорожья, казаки начали заселять свои земли украинскими крестьянами, бежавшими из крепостного права в Польше и в самой России. К 1762 году в Запорожье было 33 700 казаков и более 150 000 крестьян.

К концу 18 века большая часть казачьего офицерского сословия на Украине включена в состав российской знати, но многие из рядовых казаков, в том числе значительная часть старых запорожцев была понижена до крестьянского статуса. Они смогли сохранить свою свободу и продолжали бежавшим от крепостничества в России и Польше, в том числе последователям русского казака Емельяна Пугачева, что вызвало гнев российской императрицы Екатерины II. В результате к 1775 году количество беглых крепостных из Гетманщины и управляемой поляками Украины до Запорожья выросло до 100000.

Кючук-Кайнарджинский мир (1774 г. г.) ​​аннексировал Крымское ханство в составе России, поэтому необходимость в дальнейшей обороне южной границы (выполняли запорожцы) отпала. существовал. Началась колонизация Новороссии ; одной из колоний, непосредственной близости от земель Запорожской Сечи, была Новая Сербия. Это обострило конфликты с казаками из-за собственности на землю, которые часто перерастали в насилие.

Конец Запорожского войска (1775)

Решение о расформировании Сечи было принято на придворном совете Екатерины Великой 7 мая 1775 года. Генерал Петр Текели получил приказ занять и ликвидировать главную запорожскую крепость - Сечь. План держался в секрете, и для операций были мобилизованы полки, вернувшиеся с русско-турецкой войны, в которой также участвовали казаки. В их состав 31 полк (всего 65 тысяч человек). Нападение произошло 15 мая и продолжалось до 8 июня. Приказ отдал Григорий Потемкин, формально ставший за несколько лет до этого почетным запорожским казаком под именем Грицко Нечеса. Потемкину было дано прямое указание императрицы Екатерины II, которое она объяснила в своем Указе от 8 августа 1775 г.:

Это мы хотели сообщить нашей Империи и нашим верным подданным, что Запорожская Сечь теперь разрушена и имя Запорожских казаков, сообщение которого будет рассматривает как оскорбление нашего Императорского Величества за их поступки и наглость за непослушание воле нашего Императорского Величества.

5 июня 1775 г. генерал Войска Текели разделились на пять отрядов и окружили Сечь артиллерией и пехотой. Отсутствие южных границ и средств в последние годы оказало сильное влияние на боеспособность казаков, которые понимают, что русская пехота уничтожит их после того, как они будут окружены. Чтобы обмануть казаков, распространился слух, что армия переходила казачьи земли по пути для охраны границ. Внезапное окружение нанесло сокрушительный удар по моральному духу казаков.

Петру Калнышевскому было дано два часа на принятие решения по ультиматуму императрицы. Под руководством старшина Ляха за спиной Калнышевского был сформирован заговор с группой из 50 казаков на рыбалку на реке Ингул рядом с Южным Бугом в Османской провинции. Повода хватило, чтобы вызвать русским вывести казаков из осады, к которым присоединились еще пять тысяч человек. Бегущие казаки направились в дельту Дуная, где они образовали новую Дунайскую Сечь под протекторатом Османской империи.

. Когда Текели узнал о побеге, Оставшимся 12000 казаков было мало дел. Сечь была стёрта с лица земли. Казаки были разоружены в ходе почти бескровной операции, а их казна и архивы были конфискованы. Калнышевский был арестован и сослан на Соловки, где прожил в заточении до 112 лет. Большинство членов казачьего совета высшего звена, такие как Павел Головатый и Иван Глоба, также были репрессированы и сосланы, хотя командирам нижнего звена и рядовым казакам было разрешено присоединиться к русским гусарам и драгунские полки.

Последствия

Запорожский казак из Крыма

Разрушение создало трудности для Российской Империи. Поддержка увеличения улучший, полученных высшим руководством, увеличила нагрузку на бюджет, в то время как более строгие правила регулярной российской армии не позволили многим другим казакам интегрироваться. Существование Дунайской Сечи, которая поддержала Османскую империю в следующей войне, также была проблема для русских. В 1784 году Потемкин сформировал Войско верных запорожцев и поселил их между реками Южный Буг и Днестр. За бесценную службу во время русско-турецкой войны (1787–92) они были награждены Кубанской землей иелились туда в 1792 году.

В 1828 г. Дунайская Сечь прекратила свое существование после того, как ее помиловал император Николай I, его члены по амнистии поселились на берегах Северного Азова между Бердянским и Мариуполем, составляя Азовское казачье войско. Наконец, в 1862 году они тоже переселились на Кубань и слились с кубанскими казаками. Кубанские казаки служили интересам России до Октябрьской революции, а их потомки сейчас проходят активное возрождение как в культурном, так и в военном отношении. 30 000 потомков тех казаков, которые отказались вернуться в Россию в 1828 году, по-прежнему живут в районе Дуная на Украине и Румынии, где они ведут свой казачий образ жизни - охоту и рыболовство. известны как руснаки.

Наследие

Хотя в 1775 году Запорожское войско официально прекратило свое существование, оно оставило глубокое культурное, политическое и военное наследие Украине, Россия, Польша, Турция и другие государства, которые контактировали с ней. Изменчивые союзы казаков вызвали споры, особенно в 20 веке. Для русских Переяславский мир дал Русскому царству, а позже Российской Империи импульс к захвату русинских земель, утверждают права единоличного правопреемника Киевской Руси и провозглашения русского царя защитником всей Руси, кульминацией которого стало движение панславизм 19 века.

Черноморские казаки, ок. 1807

Сегодня большинство кубанских казаков, современных потомков запорожцев, остаются верными России. Многие воевали в локальных конфликтах после распада Советского Союза, и сегодня, как и до революции, когда они составляли частную гвардию Императора, большинство Президентского Кремлевского полка составляют кубанские Казаки.

Для Речи Посполитой Хмельницкое восстание и падение запорожского казачества фактически ознаменовали начало его конца с Потопом, который привел к к постепенному упадку Речи Посполитой, закончившейся разделом Польши в конце 18 века. Подобная судьба ждала и Крымское ханство, и Османскую империю; претерпев многочисленные набеги и нападения с их стороны, запорожские казаки помогли русской армии положить конец амбициям Турции по расширению в северную и Центральную Европу, и, как и Польша, после потери Крыма Османская империя начала упадок.

Наплечный знак Украинской Армии 55-й артиллерийской бригады «Запорожская Сечь»

Историческое наследие запорожского казачества сформировало и повлияло на представление украинского национализма во второй половине XIX века. Украинские историки, такие как Адриан Кащенко (1858–1921), Елена Апанович и другие, предполагают, что окончательное упразднение Запорожской Сечи в 1775 году явилось упадком исторический украинский оплот. Это движение претендовало на особую украинскую национальность и пыталось претендовать на запорожских казаков как на прародителей. В советскую эпоху националистический аспект был (официально) деактивирован, чтобы подавить рост националистических настроений; было подчеркнуто празднование исторической роли запорожского казака в защите Московии от турок. украинофилы иногда описывают это как русофильство.

Запорожская одежда, песни и музыка вошли в официальные государственные танцевальные и музыкальные ансамбли и повлияли на имидж Украины в последующие годы. После независимости Украины в 1991 попытки восстановления казачьего образа жизни были сосредоточены на политике, верховой езде и культуре. В ноябре 2016 года казачьи песни Днепропетровской области были внесены в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, ЮНЕСКО.

В настоящее время оплот запорожских казаков Хортица воспринимается как символ украинской государственности.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с запорожскими казаками.
Последняя правка сделана 2021-06-23 06:53:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте