Хмельницкое восстание

редактировать
Казацкое восстание в Речи Посполитой в 1648–1657 годах
Хмельницкое восстание
Часть Всемирного потопа
Івасюк.jpg. Въезд Богдана Хмельницкого в Киев, Николай Ивасюк
Дата1648–1657
Место нахожденияРечи Посполитой
Результат

Появление Казацкое Гетманство под Русской протекцией

Территориальные. измененияКазацкие земли на Украине подпадают под гегемонию России
Воюющие
Запорожское войско. Крымское ханство (1649–1654, 1656–1657)Речь Посполитая. Крымское ханство (1654–1656)
Командиры и вожди
Богдан Хмельницкий. Иван Богун. Максим Кривонис. Ислам Гирей. Тугай Бей Иоанн II Казимир. Миколай Потоцкий. Ереми Вишневецкий. Стефан Чарнецкий. Марцин Калиновский

Хмельницкое восстание (польский : Powstaniego Chimi ; в Украине известна как Хмельниччина или украинский : повстання Богдана Хмельницького; литовский : Хмельницкий сукилимас; Русское : восстание Богдана Хмельницкого), также известное как казацко-польская война, Хмельницкое восстание, Хмельницкая резня или Хмельницкое восстание было казачьим восстанием, которое произошло между 1648 и 1657 годами на восточных территориях Речи Посполитой, что привело к создание казачьей Гетманщины на Украине. Под командованием гетмана Богдана Хмельницкого запорожские казаки в союзе с крымскими татарами и местным украинским крестьянством боролись против польского господства и против сил Речи Посполитой. Мятеж сопровождался массовыми зверствами казаков против гражданского населения, особенно против римско-католического духовенства и евреев.

Восстание имеет символическое значение в истории Отношения Украины с Польшей и Россией. Это положило конец господству польских католиков шляхты над православным населением; в то же время это привело к окончательному присоединению восточной Украины к царству России, инициированному Переяславским соглашением 1654 года, по которому казаки присягали на верность царь при сохранении широкой автономии. Это событие вызвало период политической нестабильности и борьбы в Гетманщине, известный как Руины. Успех антипольского восстания, а также внутренние конфликты в Польше, а также параллельные войны, которые вели Польша с Россией и Швецией (Русско-польская война (1654–1667) и Вторая Северная война (1655–1660) соответственно) положила конец Золотому веку Польши и вызвала светский упадок польского могущества в период, известный в истории Польши как период Всемирный потоп.

В еврейской истории Восстание известно сопутствующим насилием против евреев, которые в качестве арендаторов (арендаторов ) были замечены крестьянами. как их непосредственные угнетатели. Однако Шмуэль Эттингер утверждает, что и в украинских, и в польских отчетах о массовых убийствах чрезмерно подчеркивается важность роли евреев как помещиков, при этом преуменьшая значение религиозной мотивации казачьего насилия.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Роль Хмельницкого
  • 3 Начало
  • 4 Роль татар
  • 5 Последствия
  • 6 Жертвы
    • 6.1 Резня
    • 6.2 Евреи
    • 6.3 Украинское население
  • 7 В массовой культуре
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
История вопроса
Речь Посполитая в 1648 году

В 1569 году Люблинская уния предоставил южным подконтрольным Литве Русским воеводствам Волыни, Подолья, Брацлава и Киева - Короны Польши по соглашению о создании нового Речи Посполитой. Польское королевство уже контролировало несколько русинских земель, которые образовали Львовское и Белзское воеводства. Хотя местная знать получила полные права в пределах Речи Посполитой, их ассимиляция польской культуры отдалила их от низших классов. Это было особенно важно в отношении могущественных и традиционно влиятельных великих княжеских родов русинского происхождения, среди которых были Вишневецки, Чарторышцы, Остроги, Сангушкове, Збараски, Корецы и Заславцы, которые приобрели еще большую власть и смогли собрать больше земель, создав огромные латифундии. Эта шляхта, наряду с действиями польских высших слоев магнатов, угнетала низшие русины с введением контрреформации миссионерские практики и использование евреев арендаторов для управления своими поместьями.

Местные православные традиции также подверглись осаде из-за принятия церковной власти со стороны Великого княжества Московского в 1448 году. Рост Русское государство на севере стремилось овладеть южными землями Киевской Руси, и с падением Константинополя оно начало этот процесс, настаивая на том, чтобы митрополит Москвы и всея Руси был теперь предстоятелем Русской Церкви.

Давление католического экспансионизма достигло пика Брестской унии в 1596 году, в которой была предпринята попытка сохранить автономию восточные православные церкви на территории современной Украины, Польши и Беларуси, присоединившись к епископу Рима. Хотя весь народ не объединился под одной церковью, концепции автономии были внедрены в сознание местности и проявились во время военной кампании Богдана Хмельницкого..

Роль Хмельницкого
Богдан Хмельницкий с Тухай-беем во Львове, холст, масло Ян Матейко, 1885, Национальный музей в Варшаве

Родился в дворянская семья, Богдан Хмельницкий учился в иезуитской школе, вероятно, во Львове. В возрасте 22 лет он присоединился к своему отцу на службе Содружества, сражаясь против Османской империи в Войнах молдавских магнатов. Пребывая в плену в Константинополе, он вернулся к жизни реестровым казаком, поселившись в своем хуторе Суботове с женой и несколькими дети. Он участвовал в походах за Великую Корону Гетман Станислав Конецпольский, возглавлял делегации к королю Владиславу IV Вазе в Варшаве и в целом пользовался большим уважением внутри казачьи чины. Однако его жизнь изменилась, когда Александр Конецпольский, наследник гетмана имения магната Конецпольского, попытался захватить землю Хмельницкого. В 1647 году Чигирин депутат старосты (глава местной королевской администрации) Даниил Чаплинский открыто начал преследовать Хмельницкого от имени младшего Конецпольского, пытаясь заставить его с земли. Дважды совершались рейды в Суботов, в ходе которых был нанесен значительный материальный ущерб, а его сын Юрий был жестоко избит, пока Хмельницкий не перевез свою семью в дом родственника в Чигирин. Он дважды обращался за помощью к королю, поехав в Варшаву, но обнаружив, что тот либо не желает, либо бессилен противостоять воле магната.

. Не получив поддержки со стороны польских властей, Хмельницкий обратился к его казачьи друзья и подчиненные. Дело о несправедливом обращении с казаком поляков нашло широкую поддержку не только в его полку, но и на всей Сечи. Всю осень 1647 года Хмельницкий переходил из одного полка в другой и имел многочисленные консультации с разными казачьими руководителями по всей Украине. Его деятельность вызвала подозрения у польских властей, уже привыкших к казачьим восстаниям, и он был немедленно арестован. Полковник (полковник ) Михаил Кричевский помог Хмельницкому в его побеге и с группой сторонников направился в Запорожскую Сечь.

Казаки уже были на грани нового восстания, так как планы новой войны с Османской империей, выдвинутые польским королем Владиславом IV Вазой, были отменены Сеймом. Казаки готовились к возобновлению своих традиционных и прибыльных нападений на Османскую империю (в первой четверти 17 века они совершали набеги на берега Черного моря почти ежегодно), так как они очень возмущались, что мирные договоры между странами препятствовали пиратской деятельности. Речи Посполитой и Османская империя. Слухи о назревающей вражде с «неверными» были встречены с радостью, а известие о том, что рейдов все-таки не должно быть, было взрывоопасным само по себе.

Однако казацкое восстание могло бы угаснуть таким же образом. как великие восстания 1637–1638 гг., но для стратегии Хмельницкого. Приняв участие в восстании 1637 года, он понял, что казаки, обладая отличной пехотой, не могут рассчитывать против польской кавалерии, которая, возможно, была лучшей в Европе в то время. Однако объединение казачьей пехоты с крымскотатарской конницей могло обеспечить сбалансированную военную силу и дать казакам шанс победить польскую армию.

Хмельницкому удалось преодолеть более чем вековую вражду между казаками и татарами. Он также перевернул представление о казаке как «защитнике христианского народа», согласившись заплатить хану Крыма ясыром или христианскими пленниками. Первоначально это были польские военнопленные, но позже целые участки земли на Украине были выделены татарам, чтобы захватить кого угодно (включая евреев, которые массово переселились в пфальцские острова Украины после 1569 года) и продать их на невольничьих рынках Каффа.

Начало

25 января 1648 года Хмельницкий привел отряд из 400–500 казаков на Запорожскую Сечь и быстро убил охрану, назначенную Речью Посполитой для охраны входа. Оказавшись на Сечи, его ораторское искусство и дипломатические способности заделали нервы угнетенных русинов. Когда его люди отразили попытку сил Содружества вернуть Сечь, к его делу присоединились новые рекруты. Казацкая Рада избрала его гетманом до конца месяца. Хмельницкий вложил большую часть своих ресурсов в набор боевиков. Он послал эмиссаров в Крым, приказав татарам присоединиться к нему в потенциальном нападении на их общего врага, Содружество.

К апрелю 1648 года весть о восстании распространилась по всему Содружеству. Либо потому, что они недооценили масштабы восстания, либо потому, что они хотели действовать быстро, чтобы предотвратить его распространение, Великая Корона Содружества Гетман Миколай Потоцкий и Полевой коронный гетман Марцин Калиновский послал 3000 солдат под командованием сына Потоцкого, Стефана, на Хмельницкий, не дожидаясь сбора дополнительных сил от князя Иереми Вишневецкого. Хмельницкий собрал свои силы и встретил своего врага в битве при Желтых водах, в ходе которой на поле боя было много дезертиров реестровых казаков, которые изменили свою лояльность с Речи Посполитой на Хмельницкого. За победой вскоре последовал разгром армий Речи Посполитой в битве при Корсуне, в которой и старший Потоцкий, и Калиновский были захвачены и заключены в тюрьму татарами.

Помимо потери значительных сил и военного руководства, польское государство также потеряло короля Владислава IV Ваза, который умер в 1648 году, оставив Корону Польши без лидера и в беспорядке во время восстания. Шлахта была в бегах от крестьян, их дворцы и поместья пылали. Все это время армия Хмельницкого шла на запад.

Хмельницкий остановил свои войска в Белой Церкви и предъявил польской короне список требований, в том числе увеличить количество реестрового казачества, вернуть церкви, отнятые у православных верующих, и заплатить казакам за зарплата, которая удерживалась пять лет.

Новости о крестьянских восстаниях беспокоили теперь такого дворянина, как Хмельницкий; однако после обсуждения информации, собранной по всей стране, с его советниками, казачье руководство вскоре осознало, что потенциал автономии есть для захвата. Хотя личное недовольство Хмельницкого шляхтой и магнатами повлияло на его превращение в революционера, его стремление стать правителем русинской нации превратило восстание из простого восстания в национальное движение. Войска Хмельницкого присоединились к крестьянскому восстанию в Пилявцкой битве, нанеся еще один ужасный удар по ослабленным и истощенным польским силам.

Khmelnytsky Uprising is located in Ukraine ChyhyrynЧигирин SichСич PerekopПерекоп BakhchisaraiБахчисарай Korsun.8Корсунь.8 CherkasyЧеркассы ZhovtiVody.8ЖовтиВоды.8 BilaTs.1БелаяЦ.1 Pylavtsi.8Пылавцы.8 Lviv. 5Львов.5 ZamoscЗамость Zbarazh.9Збараж.9 Loyew. 9Лоев.9 Zboriv.9Зборів.9 BarБар Berestechko.1Берестечко.1 Batih.2Батих.2 Zhvanets.3Жванец.3 Okhmativ.5Охматив.5 Места во время Хмельницкого восстания: Число = последняя цифра года; Синий треугольник = казацкая победа; Желтая точка = поражение казаков; Круг = осада

Хмельницкого уговорили не осаждать Львов в обмен на 200 000 красных гульденов, согласно некоторым источникам, но Грушевский заявил, что Хмельницкий действительно осадил город около двух недель. Получив выкуп, он двинулся на осаду Замостья, когда, наконец, услышал об избрании нового польского короля, Иоанна Казимира II, которого одобрял Хмельницкий. По словам Грушевского , Иоанн Казимир II прислал ему письмо, в котором он сообщил вождю казаков о своем избрании и заверил его, что он предоставит казакам и всему православному вероисповеданию различные привилегии. Он просил Хмельницкого прекратить поход и дождаться царской делегации. Хмельницкий ответил, что выполнит просьбу своего монарха, и повернул назад. Он триумфально въехал в Киев в Рождество в 1648 году и был провозглашен «Моисеем, спасителем, искупителем и освободителем народа из польского плена... прославленный правитель Руси ».

В феврале 1649 г. во время переговоров с польской делегацией во главе с сенатором Адамом Кисилем в Переяславе Хмельницкий заявил, что он «единственный самодержец Руси» и что он имел «достаточно власти на Украине, Подолье и Волыни... в своей земле и княжестве, простираясь до Львова, Хелма и Галича ». Польским посланникам стало ясно, что Хмельницкий позиционирует себя уже не просто как вождь запорожского казачества, а как лидер независимого государства и заявляет о своих претензиях на наследие Руси.

Встреча Хмельницкого с Тухаем Беем Юлиуша Коссака

A Вильнюс панегирик в честь Хмельницкого (1650–1651) объясняет это: «В Польше это король Ян II Казимир Васа, на Руси это гетман Богдан Хмельницкий ».

После Збаражских и Зборов Хмельницкий получил для казаков многочисленные привилегии по Договору о Зборов. Однако, когда военные действия возобновились, его войска потерпели крупное поражение в 1651 году в битве при Берестечке, крупнейшем сухопутном сражении 17 века, и они были оставлены их бывшими союзниками, крымскими татарами.. Они были вынуждены в Белой Церкви (Biała Cerkiew) принять Белоцерковский мир. Год спустя казаки отомстили в битве при Батихе, где в 1652 году Хмельницкий приказал казакам убить всех польских пленных и заплатил татарам за владение пленными, событие, известное как Батихская резня.

Огромные потери, понесенные казаками при Берестечке, сделали невозможной реализацию идеи создания независимого государства. Хмельницкому предстояло решить, оставаться ли под польско-литовским влиянием или стать союзником москвичей.

Роль татар

Татары Крымского ханства, затем вассального государства Османской империи, участвовали в восстании, рассматривая его как источник пленных на продажу. Набег рабов направил большой поток пленников на невольничьи рынки Крыма во время Восстания. Османские евреи собрали средства, чтобы предпринять согласованные усилия по выкупу, чтобы получить свободу своего народа.

Последствия
Русско-польские и Вторые северные войны уменьшили масштабы польско-литовского контроля

В течение нескольких месяцев почти все польские дворяне, чиновники и священники были уничтожены или изгнаны с земель современной Украины. Потери населения Содружества в восстании превысили один миллион человек. Кроме того, евреи понесли существенные потери, так как были самыми многочисленными и доступными представителями шляхетского режима.

Восстание началось в период польской истории, известный как Всемирный потоп (который включал шведское вторжение в Содружество во время Второй Северной войны 1655-1660 гг.), это временно освободило украинцев от польского господства, но за короткое время подчинило их господству России. Ослабленный войнами, в 1654 году Хмельницкий убедил казаков вступить в союз с русским царем в Переяславском мире, что привело к русско-польской войне (1654–1667). Когда Польша-Литва и Россия подписали Виленское перемирие и договорились об антишведском союзе в 1657 году, казаки Хмельницкого вместо этого поддержали вторжение в Содружество трансильванских союзников Швеции. Хотя Речь Посполитая пыталась восстановить свое влияние на казачество (обратите внимание на Гадячский мир 1658 г.), новые казачьи подданные стали еще более подчиненными России. По мере ослабления Речи Посполитой казачество все больше и больше интегрировалось в Российскую Империю, а их автономия и привилегии ослаблялись. Остатки этих привилегий были постепенно упразднены после Северной войны (1700-1721), в которой гетман Иван Мазепа встал на сторону Швеции. К тому времени, когда последний из разделов Польши положил конец существованию Речи Посполитой в 1795 году, многие казаки уже покинули Украину, чтобы колонизировать Кубань и, в процессе, Русифицированы сами.

Источники разнятся относительно того, когда закончилось восстание. В русских и некоторых польских источниках датой окончания восстания является 1654 год, указывая на Переяславский мир как окончание войны; В украинских источниках дата смерти Хмельницкого - 1657 год; и немногие польские источники указывают дату как 1655 год и битву при Езерне или Езёрне (ноябрь 1655 года). Есть некоторое совпадение между последней фазой восстания и началом русско-польской войны (1654–1667), когда казачьи и русские войска стали союзниками.

Жертвы

Оценки числа погибших в результате восстания Хмельницкого различаются, как и многие другие эпохи, проанализированные исторической демографией. По мере того, как становятся доступными более качественные источники и методология, такие оценки будут постоянно пересматриваться. Потери всего населения Содружества в 1648–1667 годах (период, который включает восстание, но также польско-русскую войну и шведское вторжение ) оцениваются в 4 миллиона человек. (примерно с 11–12 миллионов до 7–8 миллионов).

Резня

Резня 3000–5000 польских пленников после битвы при Батихе в 1652 году

Перед восстанием Хмельницкого магнаты продавали и сдавали в аренду определенные привилегии арендаторам, многие из которых были евреями, которые зарабатывали деньги на сборах, которые они делали для магнатов, получая процент от дохода имения. Не контролируя свои владения напрямую, магнаты предоставили арендаторам и коллекционерам стать объектами ненависти угнетенных и многострадальных крестьян. Хмельницкий сказал народу, что поляки продали их в рабство «в руки проклятых евреев». Под этим своим боевым кличем казаки и крестьянство вырезали многочисленных еврейских и польско-литовских горожан, а также шляхту в течение 1648–1649 годов. В современной хронике очевидцев 17-го века (Йевен Мезула) Натана бен Моисея Ганновера говорится:

Где бы они ни находили шляхту, королевских чиновников или евреев, они [казаки] убивали их всех, не щадя ни женщин, ни дети. Они грабили поместья евреев и знати, сжигали церкви и убивали своих священников, ничего не оставляя целым. В те дни это был редкий человек, который не пропитал свои руки кровью...

Евреи

Первое издание Евена Мезула (1653 г.): «Я пишу о Злых Указах Хмиэля, пусть его имя будет стерто... в (5) '408 -' 411 Anno Mundi "

Большинство еврейских общин в мятежном Гетманщине были опустошены восстанием и последовавшими за ним массовыми убийствами, хотя иногда и еврейское население было спасено, особенно после захвата города Броды (население которого составляло 70% евреев). Согласно книге История Руси, Хмельницкий Обоснование было в значительной степени меркантильным, и евреи Бродов, который был крупным торговым центром, были сочтены полезными «для товарооборота и получения прибыли», и поэтому от них требовалось платить только «умеренные компенсации» натурой.

В связи с массовыми убийствами, еврейские старейшины на Виленском совете своим указом от 3 июля 1661 г. запретили гулянья: они установили ограничения на свадебные торжества, пьянство и т. Д. повторные танцы, маскарады и еврейские комические артисты. Истории о жертвах массовых убийств, которые были заживо похоронены, разрезаны на части или вынуждены убивать друг друга, распространились по Европе и за ее пределами. Эти истории наполнили многих отчаянием. Произошло возрождение хасидизма и идей Исаака Лурии, а также отождествление Саббатая Цви с Мессией.

Рассказы современных еврейских хронистов событий имели тенденцию подчеркивать большие цифры потерь, но с конца 20 века они были пересмотрены в сторону уменьшения. Оценки еврейских смертей в начале 20-го века основывались на записях еврейских летописцев того времени и, как правило, были высокими, от 100 000 до 500 000 или более; в 1916 г. Симон Дубнов заявил:

Потери, нанесенные евреям Польши в роковое десятилетие 1648–1658 гг., были ужасающими. В отчетах летописцев число еврейских жертв колеблется от ста тысяч до пятисот тысяч. Но даже если принять более низкую цифру, число жертв все равно остается колоссальным, даже превышающим катастрофы Крестовых походов и Черной смерти в Западной Европе. Около семисот еврейских общин в Польше подверглись резне и грабежу. В украинских городах, расположенных на левом берегу Днепра, в районе, населенном казаками... еврейские общины почти полностью исчезли. В населенных пунктах на правом берегу Днепра или в польской части Украины, а также на Волыни и Подолии, где бы ни появлялись казаки, выжила только десятая часть еврейского населения.

С 1960-х по историки 80-х годов все еще считали 100 000 убитых евреев разумной оценкой, и, согласно Эдварду Флэннери, многие считали это «минимумом». Макс Димонт в «Евреи, Бог и история», впервые опубликованный в 1962 году, он пишет: «За десятилетие этой революции погибло около 100 000 евреев». Эдвард Флэннери, в своей книге «Страдания евреев: двадцать три века антисемитизма», впервые опубликованной в 1965 году, также приводит цифры от 100 000 до 500 000, заявляя: «Многие историки считают вторую цифру преувеличенной, а первую - неточной. минимум ». Мартин Гилберт в своем Атласе еврейской истории, опубликованном в 1976 году, заявляет:« Более 100 000 евреев были убиты; многие другие подверглись пыткам или жестокому обращению, другие бежали... »Многие другие источники того времени сообщают аналогичные цифры.

Хотя многие современные источники по-прежнему дают оценку евреев, убитых во время восстания, в 100 000 и более, другие оценивают число убитых в пределах от 40 000 до 100 000, а недавние академические исследования утверждали, что число погибших было еще меньше. Современные историографические методы, особенно из области исторической демографии, получили более широкое распространение и, как правило, приводили к снижению показателей смертности. Согласно последним исследованиям, еврейское население того периода в пострадавших районах Украины оценивается примерно в 50 000 человек. Согласно Оресту Субтельному :

Вайнриб цитирует расчеты [он ], указывающие на то, что около 50 000 евреев проживали в районе, где произошло восстание. См. Б. Вайнриб, «Еврейские хроники о Богдане Хмельницком и казацко-польской войне», Гарвардское украиноведение 1 (1977): 153–77. Хотя многие из них были убиты, потери евреев не достигли тех головокружительных цифр, которые часто ассоциируются с восстанием. По словам Вайнриба (Евреи Польши, 193–194), «фрагментарная информация того периода - и в значительной степени информация из последующих лет, включая отчеты о выздоровлении - ясно указывает на то, что катастрофа могла быть не такой большой. как и предполагалось ».

Исследование, проведенное в 2003 г. израильским демографом Шаулем Штампфером из Еврейского университета, посвященное исключительно проблеме еврейских жертв во время восстания, показывает, что 18 000–20 000 евреев были убито при общей численности населения в 40 000 человек. Поль Роберт Магочи утверждает, что еврейские летописцы 17 века «приводят неизменно завышенные цифры о потерях среди еврейского населения Украины. Цифры варьируются от 60 000 до От 80 000 (Натан Ганновер) до 100 000 (Саббатай Коэн), но что «израильские ученые Шмуэль Эттингер и Бернард Д. Вайнриб говорят вместо« уничтожения десятков тысяч еврейских жизней », а украинско-американский историк Яровлав Пеленский сужает число еврейских смертей от 6000 до 14000 ». Орест Субтельный заключает:

Между 1648 и 1656 годами десятки тысяч евреев - из-за отсутствия достоверных данных невозможно установить более точные цифры - были убиты повстанцами, и по сей день восстание в Хмельницком рассматривается евреями как одно из самых травмирующих событий в своей истории.

За два десятилетия после восстания Речь Посполитая пережила еще две крупные войны (Всемирный потоп и русско-польская война (1654–67) ; за этот период общие потери евреев оцениваются как минимум в 100000.

украинское население

казачье войско в 1648 году.

в то время как казаки и крестьяне (известные как посполития) во многих случаях были виновниками массовых убийств из польских членов шляхты и их сотрудников, они также понесли ужасающие человеческие жертвы в результате репрессий со стороны поляков, набегов татар, голода, чумы и всеобщих разрушений в результате войны.

На начальных этапах восстания армии магната Яремы Вишневецкого, отступая на запад, нанесли страшное возмездие гражданскому населению, оставив после себя след из сожженных городов и деревень.. Кроме того, татарские союзники Хмельницкого часто продолжали набеги на мирное население, несмотря на протесты казаков. После заключения союза казаков с Русским царством набеги татар стали безудержными; в сочетании с наступлением голода они привели к фактическому обезлюдению целых районов страны. Масштабы трагедии можно проиллюстрировать отчетом польского офицера того времени, описывающим разрушения:

По моим оценкам, число только младенцев, найденных мертвыми на дорогах и в замках, достигло 10 000. Я приказал похоронить их в поле, и только в одной могиле было более 270 тел... Всем младенцам было меньше года, так как старших загнали в плен. Выжившие крестьяне бродят группами, оплакивая свое несчастье.

В массовой культуре

Восстание сильно повлияло на Польшу и Украину. Огнем и мечом - исторический художественный роман, действие которого происходит в 17 веке в Речи Посполитой во время Хмельницкого восстания.

Огнем и мечом - это также польский исторический драматический фильм режиссера Ежи Гофмана. Фильм основан на романе «Огнем и мечом», первой части из Трилогии из Генрика Сенкевича.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Сысин, Франк Э. (1987), «Проклятие на их дома: католическое отношение к евреям и восточное Православные во время Хмельницкого восстания в отце Павле Рушеле "Fawor niebieski" ", Израиль и народы, стр. Xi – xxiv
  • Росман, Моше (Мюррей) Дж. (2003)," Дубно вслед за Хмельницкий ", Еврейская история, 17 (2): 239–255, doi : 10.1023 / a: 1022352222729
  • Яковенко, Наталья (2003), «События 1648–1649 годов: современные сообщения и проблема проверки», Jewish History, 17 (2): 165–178
  • Кохут, Зенон Э. (2003), «Хмельницкий Восстание, образ евреев и формирование исторической памяти Украины », Jewish History, 17 (2): 141–163
  • Sys. ин, Франк Э. (2003), «Хмельницкое восстание: характеристика украинского восстания», Jewish History, 17 (2): 115–139
  • Плохи, Сергей ( 2001), Казаки и религия в ранней современной Украине, Оксфорд: Oxford University Press
  • Magocsi, Paul Robert (1996), A History of Ukraine, University of Washington Press, ISBN 0-295-97580-6
  • Asch, Sholem (1919), Kiddush HaShem: An Epic of 1648, Jewish Publication Society of America
External links
Последняя правка сделана 2021-05-25 07:40:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте