Геноцид черкесов

редактировать
Геноцид черкесов
Петр Николаевич Грузинский - Альпинисты покидают аул.jpg Горцы покидают аул, автор Петр Грузинский (1872 г.)
МестоположениеЧеркесия
Дата1864–1870 гг.
Тип атакиГеноцид, этнические чистки, массовое убийство, изгнание, пытки, марш смерти
Смерти400000 (российские претензии). нейтральные источники: минимум 800000, (3/4 или 75% всего черкесского населения) - 1 500 000 убитых или изгнанных
ПреступниковРоссийская Империя
МотивИмпериализм, Русификация, Исламофобия, отказ черкесов от аннексии России, Достижение теплых морей

геноцид черкесов был систематическим Российской Империей массовые убийства, этнические чистки, принудительная миграция и изгнание 800 000–1 500 000 черкесов (не менее 75% от общей численности населения) со своей родины Черкесия, который примерно охватывал большую часть Северного Кавказа и северо-восточный берег Черного моря. Это произошло после Кавказской войны во второй половине 19 века. Перемещенные лица переселились в основном в Османскую империю. Было зафиксировано, что во время событий российские и казачьи силы использовали различные жестокие методы для развлечения, такие как разрыв живота беременным женщинам и вытаскивание ребенка внутрь, а затем скармливание малышей собакам. 128>

Черкесы, коренные народы этого региона, были этнически очищены со своей родины в конце русско-черкесской войны Россией. Изгнание было начато до окончания войны в 1864 году и в основном завершилось к 1867 году. Изгнанием подлежали в основном черкесы (или адыги ), убыхи. и абаза, но абхазы, арштины, чеченцы и осетины и также сильно пострадали. Другие народы Кавказа также пострадали в определенной степени, например, аварцы и ингуши.

. В этом изгнании участвовало неизвестное число людей, возможно, сотни тысяч. В любом случае большинство пострадавших были высланы. Императорская Российская Армия собирала людей, изгоняя их из деревень в порты на Черном море, где они ждали корабли, предоставленные соседней Османской империей. Явной русской целью было изгнать указанные группы с их земель. Лишь небольшой процент (количество неизвестно) согласился на переселение в пределах Российской Империи. Таким образом, черкесское население было рассредоточено, переселено или в некоторых случаях массово убито. Неизвестное количество депортированных умерло во время процесса. Некоторые умерли от эпидемий среди толп депортированных как в ожидании отъезда, так и томясь в своих османских портах прибытия на Черном море. Другие погибли, когда идущие корабли затонули во время шторма. Расчеты, в том числе с учетом архивных данных правительства России, оценивают потерю черкесской нации в 90%, 94% или 95–97% в процессе.

В тот же период другие мусульманские этнические группы, происходящие с Кавказа, также переместились в Османскую империю и Персию.

. С 2020 года Грузия была единственной страной, классифицировавшей события как геноцид, в то время как Россия активно отрицает геноцид черкесов и классифицирует события как простую миграцию «неразвитых варварских народов».

«В этом 1864 году Дело было совершено почти беспрецедентно в истории: ни один из горцев не остался на прежних местах проживания, и принимаются меры по очистке региона, чтобы подготовить его к новому русскому населению ».

— Главный штаб Кавказской армии, Jersild 2002: 12

Положение черкесских и абхазских масс, которые были загнаны в прибрежные ущелья перед транспортировкой, было ужасным. Русский историк того времени Адольф Петрович Берже, который был свидетелем событий, связанных с отъездом черкесов, описал следующее:

«Я никогда не забуду огромное впечатление, произведенное на меня альпинистами в Новороссийской бухте., где около семнадцати тысяч из них собрались на берегу.Позднее, ненастное и холодное время года, почти полное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшие среди них эпидемии тифа и оспы сделали их положение отчаянным., чье сердце было бы тронуто при виде, например, уже окоченевшего трупа молодой черкесской женщины, лежащей в лохмотьях на сырой земле под открытым небом с двумя младенцами, один из которых бился в агонии, а другой пытался успокоить его голод у груди его покойной матери? И я видел немало таких сцен ».

— Адольф Петрович Берже, Ахмед 2013, стр. 162–163.

, русский офицер, который был свидетелем сцены в Кбааде в мае 1864 года. другие русские ж Перед празднованием своей победы заметил:

«По дороге наш взор встретил ошеломляющий образ: трупы женщин, детей, стариков, растерзанные и наполовину съеденные собаками; депортированные, истощенные голодом и болезнями, почти неспособные пошевелить ногами, падают от истощения и становятся добычей собак при жизни ».

— Иван Дроздов, Дроздов, Иван.« Последняя Борьба с Горцами на Западном Кавказе ». Страницы 456-457.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Конфликт с Черкесией
    • 1.2 Усиление сопротивления
  • 2 Предложение
  • 3 Изгнание
    • 3.1 Демографические изменения и затронутые группы
    • 3.2 Условия во время процесса
    • 3.3 Анализ роли других великих держав
    • 3.4 Массовые убийства, совершенные российской армией
    • 3.5 Транспортные суда
    • 3.6 Лоббирование и оказание помощи
    • 3.7 Повторное заселение пострадавших земель
  • 4 Переселение
    • 4.1 Районы, заселенные черкесами
      • 4.1.1 Балканы
      • 4.1.2 Анатолия и Ирак
      • 4.1.3 Левант
  • 5 Предлагаемое возвращение
  • 6 Последствия
    • 6.1 Этническая напряженность в Османской империи
  • 7 Классификация геноцида
    • 7.1 Точки зрения ученых
  • 8 Число беженцев
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дальнейшее рассмотрение ading

Предыстория

Река в этом районе

В конце 18 - начале 19 веков, хотя попытки уже предпринимались в начале 18 века, Российская империя начала активно стремиться к расширению его территория на юге за счет соседних Османской и Каджарской империй, и таким образом он стремился включить Кавказ в свои владения. Некоторые области оказалось легче включить, чем другие, в значительной степени в зависимости от характера местных политических структур. Восточная Грузия, например, включающая в себя наиболее могущественные и доминирующие грузинские регионы Картли и Кахети, с периодического иранского сюзеренитета.>1555. Однако после смерти Надир-шаха в 1747 году оба царства отделились от иранского владычества, и они были объединены в одно царство энергичным грузинским царем Ираклием II в 1762 году. В 1783 году Ираклий и русские подписали Георгиевский мир, по которому Картли-Кахети формально и номинально отказался от зависимости от Ирана, а королевство было провозглашено протекторатом России с прерогативами в проведении грузинских иностранных дел передали россиянам. Благодаря этому, а также последствиям вторжения и повторного подчинения Грузии Ирану в 1795 году, Россия в конечном итоге оказалась способной через цепь событий легко аннексировать Восточную Грузию в начало 19 века. В конечном итоге это будет ратифицировано с Каджарским Ираном Гулистанским договором 1813 года. Некоторые территории, такие как современная Армения и Кавказский Азербайджан, а также южный Дагестан имели могущественную постоянную знать, и были непосредственно завоеваны в войнах с Каджарским Ираном, а именно в русско-персидских войнах 1804–1813 и 1826–1828. Другие, такие как Нижняя Кабарда и области Дагестана, которые также имели могущественную знать, но оставались в значительной степени независимыми от империй, были включены путем кооптации местной элиты и включения ее в состав российского дворянства. Оба этих типа областей относительно легко объединить. В Картли-Кахети, как кратко описано выше, российское правительство использовало просьбу покойного царя Георгия XII Багратиони об аналогичном автономном присоединении в качестве предлога для прямой аннексии и свержения царской семьи. Правитель Имерети оказывал военное сопротивление России, в то время как в Картли-Кахети вспыхивали восстания, часто возглавляемые членами династии, и грузинские территории в целом оставались неспокойными на протяжении большей части XIX века. Остальные районы Кавказа, которые никогда не были завоеваны внешними империями и где власть не была сильно сконцентрирована, оказались для русских труднее всего для интеграции. К этой категории принадлежала большая часть Черкесии.

Конфликт с Черкесией

Черкесский воин во время русско-черкесской войны

Черкесы, обращенные в христианство благодаря византийскому влиянию между V и VI веками, часто были в союзе с преимущественно христианской Грузией. И грузины, и черкесы считали себя христианским островом в более широком мусульманском регионе, и оба просили защиты у России. Хотя ранее в Черкесии было небольшое присутствие мусульман, значительные преобразования произошли после 1717 года, когда султан Мурад IV приказал крымским ханам распространить ислам среди черкесов, при этом османы и крымчане увидели некоторый успех в обращении представителей аристократии, которые затем в конечном итоге распространить религию среди своих иждивенцев. Однако, несмотря на усилия османов и их крымских и черкесских клиентов, массы черкесского народа оставались христианами и язычниками до тех пор, пока угроза русского завоевания не побудила большинство из них обратиться в другую веру, чтобы укрепить оборонительные союзы с Османской империей и Крымское ханство для защиты своей независимости. В конечном итоге это привело к политизации религии в целом и ислама в частности, поскольку оно создало класс черкесской знати и духовенства, которые были привержены турецким интересам, а также раскололо единство черкесов; в 1840-х годах тот факт, что многие черкесы все еще оставались христианами и язычниками, особенно среди племен натухай и шапсугов, навлек на себя гнев третьего наиба имама Шамиля, Мохаммада Амина. До сих пор черкесы разделены на мусульманское большинство, группы католиков и православных, в основном среди кабардинцев, и тех, кто возродил старую доисламскую и дохристианскую религиозную философию.

В Черкесии русские столкнулись с неорганизованное, но постоянное сопротивление. Хотя Россия считала, что обладает властью над Черкесией на основании того, что османы уступили ее по Адрианопольскому договору 1829 г. , черкесы сочли это недействительным, утверждая, что, поскольку их территория была независима от османов, Стамбул не имел права уступить это. До XIX века отношения между черкесами и казаками часто были сердечными, сопровождались обширной торговлей и взаимными набегами на турок и крымчан. Однако после большого наплыва казачьих поселенцев и строительства длинной линии пикетов в 1792 году, отрезавшей черкесов от их традиционных пастбищ вокруг реки Кубань, черкесы и другие кавказские народы начали систематические набеги на русские лагеря. а затем исчезает. В то же время, по мере того, как в регионе размещалось все больше российских войск, их собственные предполагаемые потребности (из-за трудностей с доставкой материалов из самой России) побуждали их, в свою очередь, совершать набеги на родные деревни, что еще больше разозлило туземцев и произвело циклы возмездия. Черкесы воевали с русскими дольше, чем все другие народы Кавказа, с 1763 по 1864 год.

Русский военный форпост на черкесской границе, 1845 год

Русские военные пытались установить власть, построив серию фортов, но эти форты, в свою очередь, становились новыми объектами набегов, и иногда горцы фактически захватывали и удерживали форты. К 1816 году российские столкновения с черкесами заставили военачальников, таких как генерал Алексей Ермолов, сделать вывод, что «террор» будет эффективен для защиты границ, а не для строительства крепостей, поскольку «умеренность в глазах азиатов - признак слабости. ". При Ермолове российские военные начали использовать стратегию непропорционального возмездия за набеги. С целью установления стабильности и власти на всем Кавказе российские войска в ответ разрушили деревни, где, как считалось, скрывались бойцы сопротивления, а также прибегли к убийствам, похищениям и казням целых семей. Поскольку сопротивление питалось сочувствующими деревнями, российские военные также систематически уничтожали посевы и скот и убивали черкесских мирных жителей. В ответ черкесы создали федерацию племен, в которую вошли все племена региона.

Усиление сопротивления

Эта тактика еще больше разозлила туземцев и усилила сопротивление русскому правлению. Таким образом, русская армия была разочарована сочетанием высокомобильных (часто конных) рейдеров и уклончивых партизан с превосходным знанием местности. Черкесское сопротивление продолжалось, и деревни, которые ранее приняли русское правление, часто снова оказывались сопротивляющимися. Более того, дело черкесов начало вызывать симпатии на Западе, особенно в Британии, к которой обращались за помощью в виде посредников и шпионов 1830-х годов и во время Крымской войны. Более существенная британская помощь так и не поступила, поскольку поддержка черкесского дела утихла после Крымской войны, поскольку этот регион считался далеким от британских забот. Тем временем имам Шамиль на Северо-Восточном Кавказе неоднократно пытался заручиться их поддержкой для своей собственной борьбы с Россией, но черкесы в значительной степени холодно отнеслись к его предложениям. После того, как он сдался России, их сопротивление не утихало.

Русские противостояли сильному сопротивлению черкесов, изменив местность. Они проложили сеть дорог и вычистили леса вокруг этих дорог, разрушили родные деревни и часто заселяли новые земледельческие общины русских или пророссийских кавказских народов. В этой все более кровопролитной ситуации массовое разрушение деревень стало стандартной тактикой.

Российские военные и черкесские представители встречаются для обсуждения, 1855

В 1837 году лидеры натухайцев, Абзахи и шапсуги предлагали подчинение и добровольное присоединение к Российской Империи, если русские и казачьи войска будут выведены за реку Кубань ; Однако их предложение было проигнорировано, и односторонний захват черкесских земель продолжился, и к 1840 году было создано 36 новых казачьих станиц. Генерал Ермолов заметил, что «нам нужны черкесские земли, но нам не нужны сами черкесы. ". Российские военачальники, такие как Ермолов и Булгаков, действуя в своих собственных интересах, чтобы добиться славы на поле битвы и богатства путем завоеваний, чего было бы намного труднее достичь на западном фронте, чем на Кавказе, часто обманывали центральную администрацию и скрывали попытки черкесских группировок установить мир с Россией.

В ходе переговоров по формулированию Парижского договора 1856 г. и прекращению Крымской войны британский представитель, Граф Кларендон настаивал на том, что река Кубань должна быть границей между Россией и Турцией, что выводит Черкесию за пределы российского владычества, но он был подорван французскими и турецкими представителями, которые поддерживали российское владение Черкесией. Когда Кларендон затем попытался заключить договор о том, что Россия не может строить форты в Черкесии, ему снова помешал представитель Франции. Окончательный договор также распространял амнистию на граждан, которые воевали за вражеские державы, но, поскольку Черкесия ранее никогда не находилась под контролем России, черкесы были освобождены от этого, и, таким образом, черкесы теперь де-юре перешли под суверенитет России по договору без какого-либо принуждения России. предоставить черкесам такие же права, как и гражданам России в других странах.

Предложение

Дмитрий Милютин, 1865 год

В 1857 году Дмитрий Милютин впервые опубликовал идею массового изгнания Черкесские аборигены. Милютин утверждал, что цель состояла не в том, чтобы просто переселить их так, чтобы на их земле могли заселить продуктивные фермеры, а в том, что «уничтожение черкесов должно было стать самоцелью - очистить землю от враждебных элементов». Царь Александр II одобрил эти планы, и Милютин позже станет военным министром в 1861 году, а с начала 1860-х годов стали происходить изгнания на Кавказе (сначала на северо-востоке, а затем на северо-западе). Другие представители российского военного сословия, например, выражали мнение, что черкесы не смогли стать русскими, поскольку «перевоспитание народа - это многовековой процесс» и что Россия находится на решающем этапе в своей истории по умиротворению Кавказа. Для достижения этих целей Фадеев заявил, что русские намерены «истребить половину черкесского народа, чтобы заставить другую половину сложить оружие». Настроения на высылку существовали среди видных российских политиков, таких как. Кочубей сказал американцам, посетившим регион, что «эти черкесы такие же, как и ваши американские индейцы - такие же неукротимые и нецивилизованные... и, обладая природной энергией характера, только истребление может их успокоить».

Однако еще до предложения Милютина 1857 г., в 1856 г. русские войска уже выселяли крымских татар и ногайцев, и это было связано с выселением черкесов некоторыми авторами, такими как Россер-Оуэн. По мере наступления русских войск в Черкесии в конце 1850-х - начале 1860-х годов черкесы были изгнаны со своих земель, чтобы они могли быть заселены лояльными казаками, поскольку российская военная элита стала убеждать, что черкесов придется полностью изгнать из регионов для обеспечения безопасности населения. Русское правление.

Со своей стороны, Россия стремилась избавиться от «беспокойных» народов и заселить территорию казаками и другими христианами. Генерал выступал за изгнание уроженцев Западного Кавказа в Османскую империю. Он писал, что «переселение несговорчивых горцев» в Турцию было бы самым простым способом положить конец затянувшейся Кавказской войне, дав свободу тем, кто «предпочитает смерть верности правительству России». С другой стороны, царское командование хорошо осознавало возможность использования мигрантов Турцией в качестве ударной силы против христианского населения во время надвигающейся русско-турецкой войны. План переселения черкесов был в итоге согласован на встрече русских кавказских командующих в октябре 1860 г. во Владикавказе и официально утвержден 10 мая 1862 г. царем Александром II. Османы послали эмиссаров для поощрения эмиграции. Османы надеялись увеличить долю мусульман в регионах с большим христианским населением. Горцев приглашали «отправиться в Турцию, где правительство Османской империи примет их с распростертыми объятиями и где их жизнь будет несравненно лучше».

Обязательный призыв также был одним из факторов, которые беспокоило это население, хотя на самом деле они никогда не попали бы в армию. В основном те черкесские вожди, которые выступали за переселение, происходили из племени абзахов, которые переселили свой народ на новые земли на севере, откуда они ранее жили. Именно из племени абзахов происходит большинство оставшихся черкесов, и они составляют титульную нацию современной республики Адыгея в России. Другие черкесские вожди из разных племен, также собравшиеся на встречу (1861 г.) с царем Александром II в российском городе Екатеринодаре, обещали принять власть России, если казаки и русские солдаты будут выведены из Черкесии, за реки Кубань и Лаба. Русские отвергли предложение черкесов. Эти вожди отказались от предложений русских выселить их людей с исконных земель.

В 1859 г., за три года до утверждения плана российским правительством, российские официальные лица начали переговоры с османами о переселении ограниченного количество эмигрантов, и в 1860 году обе стороны заключили договор о миграции от 40 000 до 50 000 черкесов, причем османская сторона стремилась к увеличению населения. В то время, однако, многочисленные черкесы на Кубани и даже калмыки уже были изгнаны на османские земли, поскольку русские захватили их в ходе систематической депортации ногайцев, а британские газеты сообщали, что российские войска вынуждали выбор либо Османской империи, либо Сибири на постоянном ногайском и черкесском населении, с 18 000-20 000 черкесов и ногайцев, в конечном итоге плотно сбитых вместе за пределами городов Стамбул и Ускюдар.

. В условиях чрезвычайной ситуации 25 июня 1861 г. вожди всех черкесских племен и убыхов собрались в Сочи, чтобы совместно обратиться к западным державам с просьбой о помощи. Османская и британская делегации обещали признание независимой Черкесии, а также признание со стороны Парижа, если они объединятся в единое государство, и в ответ черкесские племена сформировали национальный парламент в Сочи, но российский генерал Колёбакин быстро захватил Сочи и разрушил его.

Изгнание

«В этом 1864 году было совершено почти беспрецедентное событие в истории: ни один из горцев не остался в живых. их прежние места проживания, и принимаются меры по очистке региона, чтобы подготовить его к новому русскому населению ». - Главный штаб Кавказской армии

В 1862 году предложение о депортации черкесов было одобрено российским правительством, и по мере продвижения русских войск начался поток беженцев. Генералу Евдокимову было поручено проводить в жизнь российскую политику массовой миграции черкесов в другие части Российской или Османской империи. Вместе с казачьей конницей и мобильными частями стрелков Евдокимов вторгся в непокоренные северные районы Черкесии, и черкесы там без сопротивления покорились. Четыре тысячи семей из этих мест покинули родину в устье реки Кубань и уехали в Османскую империю. На юго-востоке черкесы приготовились противостоять наступлению русских войск и войск. После отказа сдаться черкесские племена одно за другим подвергались нападениям со стороны российских военных, тысячи были убиты, а целые деревни сровнены с землей.

Парад русских войск, символизирующий окончание Кавказской войны, в военном лагере в Кбааде. 21 мая 1864 года.

В 1864 году в долине Ходзи близ Майкопа убыхское население оказало сопротивление русским войскам. Во время битвы к мужчинам присоединились женщины, которые сбросили свои драгоценности в реку и с оружием в руках боролись до конца и умереть достойно. Русские войска с помощью тяжелой артиллерии и другого современного оружия убили всех мужчин, женщин и детей в сцене, которую черкесский летописец, который был свидетелем событий, описал как «море крови».

В каньоне недалеко от Сочи назывался Кбаада на местном уровне, черкесские войска и некоторые из их абхазских союзников сделали свой последний бой против русской армии в мае 1864 года. Это место было переименовано в Красную Поляну, что в переводе означает «красный луг» в Русские за всю кровь, которая была пролита там, когда она была позже заселена этническими русскими в 1869 году. После последней битвы в 1864 году орды черкесов были изгнаны в Сочи, где тысячи из них погибли, ожидая депортации.

Хотя некоторые черкесы попали в Османскую империю по суше, большинство пошло по морю, а те племена, которые «выбрали» депортацию, были отправлены русскими войсками в порты вдоль Черного моря. Российские командиры и губернаторы предупредили, что, если приказ об уходе не будет выполнен, будут отправлены дополнительные силы.

Демографические изменения и затронутые группы

Среди основных народов, переселившихся в Турцию, было Адыги, убыхи, мусульмане абхазы - отсюда и указание в названии на депортацию черкесов. Племя шапсугов, насчитывавшее около 300 000 человек, сократилось до 3 000 человек, из которых удалось бежать в леса и равнины. Оставшиеся 140 шапсугов были отправлены в Сибирь. В целом, расчеты, в том числе с учетом архивных данных российского правительства, а также данных Османской империи, оценили потерю черкесской нации в 90, 94% или 95–97%.

Население некоторых (но не всех) убыхов, а также различных основных подразделений черкесского (адыгейского) народа, основных целей операции, до войны и через пять лет после операции было рассчитывается следующим образом:

Переселение черкесов в Османскую империю
ПлеменаДоПослеПроцент Остающийсяпроцент умерших или депортированных
кабардинцев 500000350007.000%93.000%
шапсуги 3000001,9830.661%99,339%
Абзахов 260,00014,6605,648%94,362%
Натухайсы 240,0001750,073%99,927%
Темиргойцы 80,00031403.925%96.075%
Бжедугс 60,00015,26325.438%74,561%
Мамхегс 8,0001,20415,050%84,950%
3,0002307,667%92,333%
Убыхи 74,00000,000%100,000%
Жанейс и Хатуквайс 100,00000,000%100,000%

Однако, хотя черкесы были основными (и наиболее известными) жертвами, изгнание также серьезно затронуло другие народы в регионе. Было подсчитано, что 80% ингушей покинули Ингушетию и направились на Ближний Восток в 1865 году. Низменные чеченцы также были изгнаны в большом количестве, и, хотя многие вернулись, бывшие Чеченские низменности не имели своего исторического чеченского населения в течение длительного периода, пока чеченцы не были поселились в регионе при возвращении из депортации в 1944–1957 гг. в Сибирь. Arshtins, в то время (спорное) отдельные люди, были полностью уничтожены в качестве отдельной группы: согласно официальным документам, 1366 Arshtin семьи исчезли (т.е. либо бежали, либо были убиты), и только 75 семьи остались. Кроме того, в 1860–1861 гг. Российская армия вынудила провести серию выселений на территориях Центрального Кавказа, изгнав около 10 000 кабардинцев, 22 000 чеченцев и, кроме того, значительное число осетин-мусульман в Турцию. Два других мусульманских народа на северо-западе Кавказа, карачаевцы и балкарцы, не были депортированы в больших количествах во время этого процесса. Между тем, к концу XIX века Абхазия потеряла 60% своего населения.

По-разному относятся ли источники к выселению этих не-черкесских народов как к части одного и того же процесса; большинство источников включают в себя выселения и массовые убийства убыхов (которых многие считают частью черкесского этноса, несмотря на то, что они говорят на другом языке) и абазинского населения в рамках одной операции против соседнего этнического черкесского населения, а некоторые источники также включают абхазов при подсчете выселенных, другие группируют выселение чеченцев, ингушей, арштинов и осетин с высылками кабардинцев, а также некоторые включают более ранние и менее систематические высылки ногайцев. Распоряжение Евдокимова 1861 года о переселении черкесов (включая убыхов) на болота также включало ногайцев и абазов.

Шенфилд утверждал, что погибших в последовавшей катастрофе было, вероятно, более миллиона, вероятно, приближающихся 1,5 миллиона.

Условия во время процесса

Черкесские беженцы

Уолтер Ричмонд описывает положение черкесских беженцев как один из первых современных кризисов лиц без гражданства.

Ситуация Черкесских и абхазских масс, которые были загнаны в прибрежные ущелья перед транспортировкой, было ужасно. Русский историк того времени Адольф Петрович Берже, который был свидетелем событий, связанных с отъездом черкесов, описал следующее:

Я никогда не забуду огромное впечатление, произведенное на меня альпинистами в Новороссийской бухте, где около семнадцати тысяч из них собрались на берегу. Позднее, ненастное и холодное время года, почти полное отсутствие средств к существованию и свирепствующая среди них эпидемия тифа и оспы сделали их положение безвыходным. И действительно, чье сердце было бы тронуто, увидев, например, уже окоченевший труп молодой черкесской женщины, лежащий в лохмотьях на сырой земле под открытым небом с двумя младенцами, один из которых бился в агонии, а другой пытался утолить голод грудью мертвой матери? И я видел немало таких сцен.

, русский офицер, который был свидетелем сцены в Кбааде в мае 1864 года, когда другие русские праздновали свою победу, заметил:

По дороге наши глаза встретили ошеломляющую картину: трупы женщин, детей, стариков, растерзанные и наполовину съеденные собаками; депортированные, истощенные голодом и болезнями, почти слишком слабые, чтобы двигать ногами, падали от истощения и становились добычей собак еще при жизни. - Иван Дроздов

Во время процесса погибло неизвестное количество депортированных. Некоторые умерли от эпидемий среди толп депортированных как в ожидании отъезда, так и томясь в своих османских портах прибытия на Черном море. Другие погибли, когда идущие корабли затонули во время штормов или из-за случаев, когда ориентированные на прибыль перевозчики перегружали свои корабли, чтобы максимизировать денежную прибыль. Чтобы оплатить путешествие, черкесов иногда заставляли продавать свой скот, свое имущество или самих себя в рабство.

Операция не была проведена русскими с какой-либо степенью эффективности, вынуждая черкесов обычно уезжать на незаявленных судах, тем самым подвергаясь злоупотреблениям со стороны капитанов таких судов. В некоторых случаях до 1800 беженцев были упакованы в один корабль, который также перевозил домашний скот и домашнее имущество. Когда корабли не тонули, такая многолюдная среда оказалась подходящей для распространения болезней и обезвоживания, а когда корабли прибыли к месту назначения, они содержали только остатки своего первоначального человеческого груза. По этой причине современные наблюдатели называли их «плавучими кладбищами» с «палубами, кишащими мертвыми и умирающими». Иван Дроздов вспоминал, что:

... турецкие шкиперы... как груз выбросили за борт любого, у кого имелись малейшие признаки болезни. Волны выбросили трупы этих несчастных душ на берега Анатолии... Едва половина из тех, кто отправился в путь, достигли своей цели.

Также были отмечены злоупотребления при транспортировке беженцев между турецкими городами, с одним конкретным инцидентом, касающимся корабль, направлявшийся в Кипр, на котором были обнаружены изуродованные и обезглавленные тела, выброшенные на берег, что усугубляется сообщениями о беженцах, которые были связаны и выброшены за борт при жизни. На этом конкретном судне, направлявшемся на Кипр, выжила только треть беженцев, которые поднялись на борт. Другой российский наблюдатель, Ольшевский, также отметил злоупотребления турецких судоводителей, а также взятки, уплаченные черкесами за посадку на отходящие корабли, но больше всего он винил в сложившейся ситуации российское командование под руководством Евдокимова:

Почему так случилось... Абзахи и шапсуги, изгнанные с родины, понесли такие ужасные страдания и гибель? Это произошло исключительно из-за поспешного и преждевременного выхода наших войск к морю перед весенним равноденствием. Если бы отряд Даховского двинулся через месяц или две недели, этого бы не произошло.

Несмотря на условия, российские войска под командованием Евдокимова продолжали отгонять черкесов к побережью. В январе он уничтожил убыхские аулы, оставив убыхов без укрытия в суровую зиму, а в марте толпа беженцев в Черкесском порту Туапсе подошла к двадцати тысячам.

Из части. дойдя до берегов Османской империи, гораздо больше людей умрут там вскоре после того, как они будут помещены в карантин либо на пляжах, на судах, которые их перевозили, либо в лазаретах, и многие другие умерли во временных помещениях, и еще больше умерли в процессе вторичной транспортировки к месту назначения. Один британский очевидец вспоминал, что:

Плотные массы оборванных мужчин, женщин и детей буквально накрыли морской берег. Все выглядели бледными и голодными. Многие были почти голыми. Несколько человек умирали.

В 1864 году Османская Порта неоднократно просила российское правительство прекратить депортации по гуманитарным соображениям в свете гуманитарной катастрофы, разворачивающейся на их берегах, но османские просьбы неоднократно отклонялись, поскольку Евдокимов настойчиво утверждал, что вместо этого следует ускорить депортацию. Когда октябрь 1864 года был выбран в качестве конечной точки для отъезда, Евдокимов успешно отсрочил его на две недели, после чего он проигнорировал крайний срок и безостановочно депортировал черкесов, даже когда снова наступила зима. Позже в 1867 году великий князь Михаил Николаевич заявил, что чистку необходимо было ускорить «в свете возможной европейской коалиции».

Анализ роли других великих держав

В отношении Османская политика в целом, историк Уолтер Ричмонд обвиняет правительство Османской империи в «ведении двойной игры», «вопиющей безответственности» и в том, что оно «либо безразлично, либо не обращает внимания на последствия, которые иммиграция может иметь для беженцев, поскольку в различные моменты поощряет движение черкесского населения. "в своих предыдущих заявлениях, ранее поощрявшие иммиграцию, призывая черкесов" остаться и сражаться "в конце 1863 года и обещая прибытие сил международной коалиции, а затем поощряя новую волну иммиграции уже в июне 1864 года, когда человеческие жертвы были за пределами ясности, в то время как Шенфилд также описывает османскую реакцию на кризис как «крайне неадекватную», а Марк Пинсон обвиняет правительство Османской империи в том, что оно не пытается сформулировать последовательная политика в отношении беженцев. Ричмонд также утверждает, что британцы, несмотря на серьезное обсуждение возможности военного вмешательства для облегчения ситуации в Черкесии, в конечном итоге были озабочены только своими собственными геополитическими интересами и «бросили» Черкесию на произвол судьбы. Россер-Оуэн, тем временем, изображает и Лондон, и Стамбул скованными прагматическими соображениями, не знающими, что делать с потоком беженцев, и отмечает трудности, с которыми столкнулись сотрудники британского консульства, когда они пытались помочь черкесским беженцам, как а также совершенствование политики Османской империи по размещению беженцев с течением времени, так что к 1867 году, когда были доставлены последние абхазские беженцы, смертей в этом процессе было намного меньше. В то время как Ричмонд утверждает, что возмущение западноевропейских стран разворачивающейся ситуацией в Черкесии возникло только после того, как Россия использовала Порту, чтобы получить особые права на Дарданеллы, тем самым угрожая их торговым интересам, Россер-Оуэн подчеркивает, что благотворительные усилия британских организаций и обеспокоенность по поводу Благосостояние черкесов было наиболее высоким в Шотландии, где черкесскую борьбу сравнивали с прошлыми травмами в недавней шотландской истории.

Резня российской армии

Командующие русскими войсками на Западном Кавказе: генерал от пехоты Граф Николай Евдокимов (слева), губернатор Кавказа, великий князь Михаил Николаевич (в центре) и генерал-майор Д.И. Святополк-Мирский (справа) в Гбааде, 21 мая 1864 года.

Хотя приказ царя Александра II состоял в том, чтобы депортировать черкесов, а не уничтожать их, русские командиры были открыты для идеи истребления значительной части черкесов. населения, а генерал Фадеев писал, что российское командование решило «истребить половину черкесского народа, чтобы другая половина сложила оружие». Ричмонд отметил, что «сообщений о массовых убийствах на заключительных этапах Кавказской кампании предостаточно».

В апреле 1862 года группа русских солдат убила сотни черкесов, у которых кончились боеприпасы, оставив «гору покрытой. с трупами заколотых врагов », как сообщает Иван Дроздов.

Часто российские военные предпочитали без разбора бомбардировать районы, где проживали черкесы. В июне 1862 года, после того, как черкесские аулы на части Кубани были сожжены, а черкесы бежали в лес, люди генерала Тихоцкого начали бомбардировку леса. В сентябре 1862 года, обстреляв черкесский аул и увидев, что его жители бегут в лес, генерал Евдокимов обстреливал этот лес шесть часов подряд. Иван Дроздов утверждал, что слышал, как черкесы давали клятву принести себя в жертву артиллерийским орудиям, чтобы позволить остальным аулам спастись бегством, а позже сообщает, что это делают группы черкесов.

К осени 1863 г., утверждает Ричмонд что российские операции стали «методичными и тщательными», следуя формуле, по которой после того, как черкесы сбежали в лес, их аул, скот согнали и любую найденную пищу сожгли, а затем через неделю или две они будет искать и разрушать любые хижины, которые черкесы могли построить для укрытия, и затем этот процесс будет повторяться до тех пор, пока генерал Евдокимов не убедится, что все местные жители либо погибли, либо сбежали.

В мае 1864 г. прибрежные племена Псху, Ахципсоу, Аибго и Джигит были разбиты в битве и затем массово убиты до последнего мужчины, женщины и ребенка, после чего 21 мая князь Михаил Николаевич собрал войска в расчистка в районе за спасибо

Транспортные суда

По мере того, как депортации увеличивались, османских и русских судов не хватало для перевозки всех депортированных, даже когда османские и российские военные корабли были наняты для работы, и Ситуация начала серьезно сказываться на оттоманской казне, так как османы несли на себе основную тяжесть этой задачи.

Первоначально, 17 мая 1863 года, царь Александр II постановил, что «те, кто решил эмигрировать», должны платить по своему усмотрению.. Позже русские предложили судам финансовые льготы для перевозки черкесов в османские порты, но вынудили самих черкесов заплатить часть. В некоторых случаях черкесов заставляли продавать свой скот или свое имущество за плату, в других - каждого тридцати черкесов продавали в рабство за плату. Эти средства в конечном итоге оказались в руках перевозчиков, в том числе российских офицеров. Многие суда отказались перевозить черкесов из-за болезни, которая присутствовала среди них, так как на многих судах, на которых находились черкесы, заболели экипажи, в то время как другие которые согласились, пытались извлечь из этого как можно больше прибыли, перегружая свои суда беженцами, что в конечном итоге привело к потоплению многих транспортных судов и гибели их человеческого груза. В апреле 1864 года, после того, как одна русская команда была полностью уничтожена болезнью, русские суда перестали предлагать себя для перевозки, переложив весь процесс на бремя османов; хотя Евдокимов исследовал возможность найма дополнительных кораблей, он не предпринял никаких усилий, чтобы обеспечить продовольствие, воду или медицинскую помощь.

По крайней мере, один русский источник с 1908 года сказал, что специальные комиссии были созданы российскими имперскими властями снизить уровень смертности и «обследовать потребности мигрантов», то есть предотвратить перегрузку судов, выгодно выставить на аукцион крупногабаритное движимое имущество и подготовить одежду и продукты питания для беднейших семей, которые будут перевозиться «бесплатно или без взимания платы. любой". Российский консул, базирующийся в османском черноморском порту Трабзон, сообщил о прибытии 240 000 черкесов, 19 000 из которых умерли вскоре после этого, а уровень смертности составил около 200 человек в день.

25 мая 1864 года британец Генри Булвер посол в Стамбуле утверждал, что британское правительство зафрахтовало некоторые из своих судов для этой цели, потому что османам просто не хватало их собственных; судов не было, но британские правительственные корабли оказывали помощь в различных пунктах, и британские пароходы также помогали. 29 мая сообщалось, что восемь греческих судов помогали перевозить черкесов, а также одно молдавское, одно немецкое и одно британское судно.

Лоббирование и оказание помощи

В 1862 году черкесы отправили делегацию лидеров в крупные города Британии, которые тайно помогали черкесам в тактике и в организации сопротивления, посещая крупные города Англии и Шотландии, включая Лондон, Манчестер, Эдинбург и Данди защищать свое дело. Визиты вызвали рост общественной поддержки черкесов и возмущение в адрес России, особенно сильное сочувствие в Шотландии, возможно, из-за недавних разрешений на нагорье, и спровоцировали лоббирование вмешательства Комитета по иностранным делам Данди. на вооружение для защиты Черкесии, основание Черкесского комитета помощи в Лондоне и постоянное освещение этой проблемы в различных газетах, таких как The Scotsman. Политики и газеты начали заниматься «черкесским делом» и призывать к вмешательству, чтобы спасти Черкесию от уничтожения, и в какой-то момент парламент был близок к тому, чтобы начать войну с Россией и попытаться установить протекторат над борющейся Черкесией. Хотя такие инициативы не повлияли на политику британского правительства, Черкесский комитет помощи, организованный многими людьми, недовольными бездействием Лондона, сумел собрать 2067 фунтов стерлингов на поставку матрасов, одеял, подушек, шерстяных изделий и одежды, особенно для черкесских сирот в Стамбул, в то время как русофобские комментарии некоторых из его членов были приписаны его закрытию в марте 1865 года. Британские консулы стали участвовать в программах оказания помощи и организации переселения черкесов, при этом различные британские консулы и консульский персонал заболевали от зараженных чумой черкесских беженцев., и некоторые из них умерли от таких болезней.

На начальных этапах процесса османское население, как мусульмане, так и христиане, также прилагало усилия по оказанию помощи. В Видине, в Болгарии, мусульманские и христианские жители вызвались увеличить производство зерна и отправить его местным черкесским беженцам, а в Кипре мусульмане Население приютило черкесских сирот. Османское правительство построило для них мечети и снабдило их хокасами, в то время как султан пожертвовал 50 000 фунтов стерлингов из своего тайного кошелька, хотя в британской прессе были сообщения о том, что большая часть этих денег фактически не пошла на помощь черкесским беженцам, поскольку они были присвоены. Османскими чиновниками на разных этапах пути. Однако по мере того, как бремя беженцев увеличивалось, настроения в отношении беженцев, особенно среди болгарского и турецкого населения, росли, и между болгарскими и турецкими коренными жителями и черкесскими беженцами стала расти напряженность.

Заселение пострадавших земель

25 июня 1861 г. царь Александр II подписал императорский рескрипт под названием «Заселение Северного Кавказа» следующего содержания:

Теперь, с Божьей помощью, дело о полном завоевании Кавказ близок к завершению. Остается несколько лет упорных усилий, чтобы окончательно вытеснить враждебных горцев из оккупированных ими плодородных стран и навсегда поселить в них русское христианское население. Честь совершения этого подвига принадлежит в основном казакам Кубанских вооруженных сил.

Чтобы ускорить процесс, Александр предложил денежную компенсацию и различные льготы. С весны 1861 г. по 1862 г. было создано 35 казачьих станиц, в которых впервые заселили земли 5480 семей.

В 1864 г. в Закубанском районе было основано семнадцать новых казачьих станиц.

Переселение

.

Современная Внутренняя Анатолия

Османские власти часто не оказывали никакой поддержки вновь прибывшим. Они поселились в негостеприимных горных районах Внутренней Анатолии и были заняты на черной и изнурительной работе.

Сын Шамиля Мухамед Шафи был потрясен условиями, в которых оказались мигранты по прибытии в Анатолию, и отправился исследовать ситуацию. : «Я напишу Абдулмеджиду, чтобы он прекратил дурачить горцев... Цинизм правительства не может быть более явным. Турки спровоцировали переселение своими заявлениями, вероятно, надеясь использовать беженцев в военных целях..... но столкнувшись с лавиной беженцев, они обратились в черепаху и позорно приговорили к медленной смерти тех людей, которые были готовы умереть за славу Турции ».

Только в 1864 году в Анатолии высадилось около 220 000 человек. Между 6 марта и 21 мая 1864 года весь убыхский народ ушел с Кавказа в Турцию, где лингвистически исчез. К концу движения более 400 000 черкесов, а также 200 000 абхазов и аджаров бежали в Турцию. Термин erkes, «черкесы », стал для них общим термином в Турции, потому что большинство из них составляли адыги. Некоторые другие черкесские беженцы бежали в приграничные районы Дунайского вилайета, где османы расширили свои вооруженные силы для защиты новой провинции, и некоторые черкесы пошли на военную службу, а другие поселились в этом регионе.

Османские власти часто предпочитали поселить черкесов в регионах с христианским большинством, которые начинали требовать независимости, в качестве лояльного противовеса восставшим туземцам. Эти места совсем недавно приняли большое количество - около сотни тысяч крымскотатарских беженцев в ходе предыдущей операции по переселению, которая также вызвала обширные осложнения и проблемы. В Варне сообщалось, что ситуация была особенно плохой: 80 000 черкесов поселились на окраинах города в «лагерях смерти», где они не были защищены от непогоды или болезней и остались без еды. Когда черкесы пытались выпросить хлеба, турецкие солдаты изгоняли их, опасаясь переносимых ими болезней. Сообщалось, что турки не успевали закапывать трупы черкесов и нанимали для этой работы осужденных; один черкес написал генерал-губернатору: «Лучше поедем в Сибирь, чем будем жить в этой Сибири... на указанном месте можно умереть, но не жить».

Ареалы, заселенные черкесами

Распространение черкесов население исторической Черкесии и диаспора, 21 век

.

Балканы

Только в 1861–1862 гг. в Дунайском вилайете насчитывалось 41 000 семей черкесских беженцев. К концу процесса на Балканах проживало около 250 000 черкесов, что составляло от 5 до 7 процентов от общей численности населения Балкан, не говоря уже о прибытии 100 000 крымских татар, которых балканскому населению совсем недавно пришлось поглотить.

Кадир Нато отмечает, что «сеть черкесских поселений охватывала практически всю европейскую часть Османской империи». Очень большое количество черкесов было расселено в Болгарии. «История Bulgarii» сообщает, что «около 6000 семей были переселены через Бургас и поселились во Фракии; 13000 семей - через Варну и Шумен - в Силистру и Видин; 12000 семей - в Софию и Ниш. Остальные 10 000 семей были распределены в Свиштовске, Никипольске. Орисховск и другие окрестности ». От Добруджи до границы с Сербией простиралась цепочка черкесских поселений с дополнительным кластером из 23 поселений на Косовском поле. Черкесы также поселились в нескольких преимущественно греческих областях, особенно в южной части Эпира, Кипра и одной колонии в Пандерме в Мраморном море.

.

Анатолия и Ирак

Кадир Нато перечисляет следующие районы как имеющие заметную концентрацию поселений черкесских беженцев: «в просторной Анатолии... недалеко от Амасии, Самсуна, Киликии, Месопотамии, на полуострове Чаршамба, вдоль Эгейского моря, в турецкой Армении, Адапазар., Дузге, Эскишехир и Баликесир. Из Трапезунда горцы были отправлены прямо в Карс и Эрзинкан... многие изгнанники были распределены в... вилайете Сивас, в обширной пустыне между Токатом и Сивасом ".

.

Левант

Предлагаемое возвращение

Многие черкесские семьи подали прошение в российское посольство в Константинополе с просьбой о переселении обратно на Кавказ. К концу века российские консульства по всей Османской империи были завалены такими петициями. Позже реэмиграция была разрешена только в ограниченном масштабе, так как в основном крупные деревни (до 8 500 жителей) подавали заявки на реэмиграцию, и их переселение создавало огромные трудности для имперских властей. Возможно, что еще более важно, Александр II подозревал, что Британия и Турция приказали черкесам искать возвращения с целью разжечь новую войну против своих русских повелителей. Как следствие, он, как известно, лично отклонял такие прошения.

Последствия

Место черкесской деревни, основанной в 1860 году в Османском Леванте, вскоре заброшенное из-за малярии
См. Статьи «Черкесы », «Подробнее об адыгах »и« убыхах ».

Общее переселение сопровождалось невзгодами для простого народа. Значительное количество умерло от голода - многие турки адыгейского происхождения до сих пор не едят рыбу в память об огромном количестве своих родственников, которые они потеряли во время перехода через Черное море.

Некоторые из депортированных и их потомков преуспели, и в конечном итоге они получили высокие должности в Османской империи. Значительная часть младотурков имела кавказское происхождение.

Все граждане Турции считаются турецкими для официальных целей. Однако есть несколько сотен деревень, которые считаются чисто «черкесскими», общая численность «черкесского» населения которых оценивается в 1 000 000 человек, хотя официальных данных на этот счет нет, и оценки основаны на неофициальных опросах. Упомянутые «черкесы» не всегда могут говорить на языках своих предков, и правоцентристские партии Турции, часто с различными оттенками турецкого национализма, обычно преуспевают в местах, где они, как известно, составляют значительную часть населения (например, в Акьязы ).

Наряду с стремлением Турции присоединиться к Европейскому Союзу группам населения с особенностями стали уделять больше внимания на основе их этнической принадлежности или культуры.

В странах Ближнего Востока, которые возникли из расчлененной Османской империи (и первоначально находились под британским протекторатом) судьба этноса была лучше. Аль-Джеиш аль-Араби (Арабский легион ), созданный в Транс-Иордании под влиянием Лоуренса, в значительной степени состоял из чеченцев - возможно, потому что Бедуины не хотели служить под централизованным командованием. Кроме того, современный город Амман родился после того, как черкесы поселились здесь в 1887 году.

Помимо значительного числа кабардинских черкесов, состоящих из племен каланг, небольших общин горных черкесов (племен нангов) остались на своей исконной родине под властью России, которые были отделены друг от друга на территории, сильно заселенной русскими казаками, славянами и другими поселенцами. Например, столица племени шапсуг была переименована в честь русского генерала, который зверствовал в этом районе и установил ему памятник победы. В 1897 году на Кавказе осталось около 217000 черкесов.

Этническая напряженность в Османской империи

Черкесы поселились в доме изгнанной болгарской семьи, рисующей в 1870-х годах

Миша Гленни отмечает, что урегулирование депортированных черкесов сыграло важную роль в дестабилизации Османских Балкан, особенно Болгарии. Их прибытие способствовало распространению голода и эпидемий (включая оспу) на балканских территориях, и, что еще хуже, Порта приказала массово выселять христиан из их домов в определенных районах, чтобы удовлетворить потребность в размещении депортированных. Это, а также вспышка вооруженного конфликта между черкесами и коренными христианами и мусульманами ускорили рост националистических настроений на Балканах. Кадир Нато утверждает, что османы превратили черкесов в «полицейские силы» на Балканах, а также заселили их, чтобы увеличить местное мусульманское население, при этом черкесов заставили выступить против восстаний, даже тех черкесов, которые не поселились в пострадавших регионах.. Местные балканские народы, только что принявшие большое количество крымскотатарских беженцев - операция, которая привела к гибели тысяч беженцев и местных жителей в равной степени из-за болезней и голода, не желали принимать больше мусульманских беженцев, изгнанных русскими, и некоторые болгары, в частности, были убеждены в том, что черкесов поместили в разбросанные болгарские деревни «для того, чтобы парализовать любое освободительное и независимое славянское движение». Хотя во многих районах болгарские христиане изначально были очень гостеприимны по отношению к черкесским беженцам, в том числе путем предоставления дополнительных ресурсов для их поддержки, коллапс гуманитарной ситуации в сочетании с политической нестабильностью привел к ухудшению отношений между двумя группами.

Во многих случаях земли были переданы северокавказским беженцам правительством Османской империи, но местные жители отказывались сдавать свои дома, что вызывало вспышки конфликта между черкесами и чеченцами с одной стороны, и болгарами, сербами, Арабы, бедуины, друзы, армяне, турки и курды - с другой, что вызвало вспышку вооруженного конфликта. В Узун-Айле, между Кайсери и Сивасом, черкесы в конечном итоге вытеснили местное курдское население, и по сей день курды, корни которых находятся в этом регионе, вспоминают в народной песне, как «жестокие светловолосые и голубоглазые люди с шапки из овечьей шкуры "выгнали их из домов.

Травмированные, отчаявшиеся и прожившие много десятилетий назад в ситуации, когда черкесы и русские регулярно совершали набеги друг на друга, черкесы иногда прибегали к набегам на коренное население, что в конечном итоге привело к распространению репутации черкесов как особо варварских по всей Империи.

В конце концов, страх перед черкесами из-за болезней, которые они распространяют, и стереотипа о них как о нищих или бандитах, стало настолько велико, что христианские и мусульманские общины в равной степени выразили протест, услышав, что черкесы должны селиться рядом с ними.

Позже, в 1870-х годах, война снова разразилась на Балканах, где большинство черкесов обосновалось в своих домах. и они были депортированы российскими и союзными ей войсками во второй раз.

Классификация геноцида

Остающиеся черкесские группы населения в исторической Черкесии, 21 век

В последнее время ученые и черкесские активисты предположили, что депортации можно было рассматривать как проявление современной концепции этнической чистки, хотя этот термин не использовался в XIX веке, учитывая систематическое опустошение деревень русскими солдатами, которое сопровождалось русскими колонизация этих земель. По их оценкам, около 90 процентов черкесов (по оценкам, более трех миллионов) переселились с территорий, оккупированных Россией. Во время этих событий и предшествующей Кавказской войны не менее сотни тысяч человек были «убиты или заморожены голодом», но точное число до сих пор неизвестно.

Бывший Президент России Заявление Бориса Ельцина в мае 1994 года признало сопротивление царским силам законным, но он не признал «вины царского правительства в геноциде». " В 1997 и 1998 годах лидеры Кабардино-Балкарии и Адыгеи направили обращения в Думу с просьбой пересмотреть ситуацию и принести необходимые извинения; на сегодняшний день ответа от Москва не поступило. В октябре 2006 года адыгские общественные организации России, Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии прислали президента Европарламента письмо с просьбой признать геноцид против адыгского (черкесского) народа.

Черкесский марш с призывом к признанию геноцида черкесов, Турция

5 июля 2005 г., организация, объединяющая представителей различных черкесских народов в Российской Федерации, призвала Москву сначала признать, а затем принести извинения за политику царизма, которую черкесы считают геноцидом. В их обращении указывалось, что «согласно официальным царским документам более 400 000 черкесов были убиты, 497 000 были вынуждены бежать за границу в Турцию, и только 80 000 остались живы на родине». Российский парламент (Дума) отклонил петицию в 2006 году в заявлении, в котором признаются прошлые действия советского и предыдущих режимов, но при этом говорится о преодолении множества современных проблем и проблем на Кавказе путем сотрудничества. Российское правительство обеспокоено тем, что признание событий геноцидом повлечет за собой возможные требования финансовой компенсации в дополнение к усилиям по репатриации черкесов из диаспоры обратно в Черкесию.

Черкесский день траура. Ежегодные марши памяти черкесского геноцида, совершенные черкесской диаспорой, Турция

21 мая 2011 года Парламент Грузии принял постановление, в котором говорится, что «заранее спланированные» массовые убийства черкесов со стороны Имперской России, сопровождаемые «умышленным голодом и эпидемиями», должны быть признаны «геноцидом», а лица, депортированные во время этих событий со своей родины, должны быть признаны «беженцами». Грузия, у которой плохие отношения с Россией, прилагает усилия для охвата северокавказских этнических групп со времен русско-грузинской войны. После консультаций с учеными, правозащитниками и группами черкесской диаспоры и парламентских дискуссий в Тбилиси в 2010 и 2011 годах Грузия стала первой страной, использовавшей слово «геноцид» для обозначения событий. 20 мая 2011 года парламент Республики Грузия объявил в своем постановлении, что массовое истребление черкесов (адыгов) во время русско-кавказской войны и впоследствии является геноцидом по определению Гааги. Конвенция 1907 г. и.

В следующем году, в тот же день 21 мая, в Анаклии, Грузия был установлен памятник в память о страданиях черкесов.

Президент Российской Федерации в интервью «Коммерсанту» утверждает, что термин «геноцид» оправдан:

«Да, я считаю, что концепция геноцида против черкесов была оправданной. Чтобы понять, почему мы говорим о геноциде, Вы должны взглянуть на историю. Во время русско-кавказской войны русские генералы не только изгнали черкесов, но и уничтожили их физически. Не только убили в боях, но сожгли сотни деревень с мирным населением. Не пощадили ни детей, ни женщин, ни стариков.. Были сожжены все поля спелых культур, вырублены сады, чтобы черкесы не могли вернуться в свои жилища. Массовое уничтожение мирного населения - разве это не геноцид? »

В России создана президентская комиссия для «противодействия попыткам фальсификации истории с целью ущерб России »в связи с событиями 1860-х годов.

Памятник, посвященный геноциду черкесов, Республика Адыгея

Точки зрения в науке

Ученый Ансси Куллберг утверждает, что« подавление Россией Кавказ «направлен против крымских татар и черкесов, в результате российское государство« изобрело стратегию современной этнической чистки и геноцида ». Пол Хенце, между тем, считает, что события 1860-х годов в Черкесии вдохновили геноцид армян со стороны Османской империи, на земли которой были депортированы черкесы. Тем временем Эллман в обзоре книги Ричмондского геноцида черкесов соглашается с тем, что использование этого термина оправдано определением ООН как относящееся к действиям, направленным на уничтожение «полностью или частично этнической группы», причем часть относится к тем черкесам, которых Санкт-Петербургское мышление не могло принять его правила.

также утверждает, что термин «геноцид» уместен, учитывая, что события 1864 года были «одним из первых примеров современной социальной инженерии». Ссылаясь на международное право, которое гласит, что «намерение геноцида применяется к актам разрушения, которые не являются конкретной целью, но являются предсказуемыми результатами или побочными продуктами политики, которых можно было бы избежать, изменив эту политику», он считает, что эти события были геноцидом на том основании, что последующая демографическая трансформация Черкесии в преимущественно этнически русский регион рассматривалась российскими властями как желательная, и что российское командование полностью осознавало огромное количество смертей от голода, которые применялись их методами во время войны. и изгнание принесет, поскольку они считали их необходимыми для своей высшей цели, чтобы Черкесия прочно и навсегда стала российской территорией, при этом рассматривая коренных жителей Черкесии как «не более чем эпидемию, которую необходимо устранить».

Количество беженцев

Алан Фишер отмечает, что точное количество беженцев было трудно или невозможно получить, потому что «Большинство тех, кто покидает Кавказ. они сделали это в спешке, неорганизованно, не пересекли официальный пограничный пункт, где они могли быть учтены или официально отмечены », однако оценки были сделаны в основном на основе имеющихся документов, включая российские архивные документы, а также документы Османской империи.

  • 1852–1858 гг.: население Абхазии сократилось с 98 000 до 89 866
  • 1858–1860 гг.: Осталось более 30 000 ногайцев
  • 1860–1861 гг.: осталось 10 000 кабардинцев
  • 1861–1863 гг. : 4300 абазин, 4000 натухайцев, 2000 темиргоев, 600 бесленей и 300 семей бжедугов были изгнаны
  • к 1864 г.: 600000 черкесов уехали в Османскую империю, и еще больше уехало впоследствии
  • 1865: 5000 Чеченские семьи были отправлены в Турцию
  • 1863–1864 гг.: 470 703 человека покинули Западный Кавказ (по данным ГА. Дзидзария)
  • 1863–1864 гг.: 312 000 человек покинули Западный Кавказ (по данным Н. Г. Волковой)
  • С ноября 1863 г. по август 1864 г. более 300 000 черкесов ищут убежища в Османской империи; погибло более двух третей.
  • 1858–1864 гг.: Кубанскую область покинуло 398 000 человек (по данным Н. Г. Волковой)
  • 1858–1864 гг.: осталось 493 194 человека (по данным Адольфа Берже)
  • 1863–1864: осталось 400 000 человек (по Н. И. Воронову)
  • 1861–1864: осталось 418 000 человек (по данным Главного штаба Кавказской армии)

См. Также

Список литературы

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:20:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте