культура голасеков (IX - IV века до н.э.) была культурой позднего бронзового века / раннего железного века в северной Италии, типовой памятник был раскопан в Голасекке в провинции Варезе, Ломбардия, где в районе Монсорино в начале XIX века. века аббат Джованни Баттиста Джани сделал первые находки около пятидесяти могил с керамическими и металлическими предметами.
Материальные свидетельства культуры разбросаны на обширной территории в 20 000 км² к югу от Альп, между реками Po, Серио и Сезия, и на севере граничат с Альпийские перевалы.
Название культуры Голасекка происходит от первых находок, которые были обнаружены в ходе раскопок, проведенных в 1822 году в нескольких местах в коммуне Голасекка, аббатом-антикваром отцом Джованни Баттиста Джани (1788–1857), который ошибочно идентифицировал явно не римские захоронения, являющиеся останками битвы при Тицине 218 г. до н.э. между Ганнибалом и Сципионом Африканским. Большинство инвентаризованных предметов было из разных могил, расположенных в районах Сесто Календе, Голасекка и Кастеллетто сопра Тичино. Джани опубликовал первый отчет в 1824 году, но он неверно истолковал результаты, приписав их римскому населению с 4 века до нашей эры.
В 1865 году Луи Лоран Габриэль де Мортийе, основатель Европейская археология справедливо отнесла те же гробницы к доримской культуре раннего железного века, с вероятным кельтским субстратом, учитывая сходство с Культура Гальштата. Он совершил несколько поездок туда, привезя во Францию часть коллекции аббата Джани, чтобы обогатить коллекции Musée des Antiquités Nationales, заместителем куратора которой он был.
В конце 19 века раскопки проводились в разных местах. Александр Бертран, также куратор Национального музея антиквариата, в свою очередь, посетил это место в 1873 году и провел несколько раскопок самостоятельно. Благодаря сотрудничеству французских, итальянских и немецких археологов, собравшихся на Археологическом конгрессе Стокгольма в 1874 году, время Культуры Голасекки стало более ясным, разделенное на три периода с 900 по 380 год до нашей эры. Это закончилось галльским вторжением в долину По в 388 г. до н.э.
Современная оценка культуры Голасекки основана на кампаниях 1965-69 гг. На Монсорино под руководством А. Миры Бономи. Более поздние хронологические исследования были проведены Раффаэле де Марини.
В районе Кастеллетто сопра Тичино, между 2001 и 2003 годами, раскопки, проведенные под руководством Филиппо Мария Гамбари, были обнаружены в районе Кастеллетто сопра Тичино (Via del Maneggio, Via Aronco, Via Repubblica) старейший аристократический некрополь Пьемонта, возникший между концом девятого и седьмым веками до нашей эры, превратился примерно в 670 году до нашей эры в зону династического культа первого протогородского центра Пьемонта. Из 44 могил, выявленных при раскопках, 33 остались почти целыми. После долгой работы по каталогизации и реставрации артефакты (урны и инвентарь) были выставлены в период с 2009 по 2010 год в многоцелевом зале Albino Calletti в Castelletto sopra Ticino на крупной выставке под названием L'alba della città - Le prime necropoli del centro protourbano di Castelletto Ticino.
Последующие фазы культуры Голасекки так периодизируются:
Места, характерные для культуры Голасекка были обнаружены в западной Ломбардии, восточной Пьемонте, кантоне Тичино и Валь-Месолчина, на территории, простирающейся к северу от Река По в субальпийские зоны, между течением Серио на восток и Сезией на западе. Место Голасекки, где Тичино выходит из озера Маджоре, процветало благодаря особенно благоприятным географическим обстоятельствам, так как было вполне подходящим для обмена на большие расстояния, в котором голасеканцы выступали в качестве посредников между 81>этрусков и гальштатской культуры Австрии, о чрезвычайно важной торговле солью.
. Затем коммерческое посредничество расширилось и включило греческий мир, приносят масло и вино, предметы из бронзы, аттическую керамику, ладан и кораллы, а на север - более далекий трансальпийский мир, источники олова для получения бронзы и янтаря из Балтийского моря ).
В более широком контексте субальпийская культура голасеков является самым последним выражением среднеевропейской урнфилдской культуры европейской бронзового века. Самым богатым периодом расцвета культуры была Голасекка II в первой половине VI - начале V веков до нашей эры. Она продолжалась до тех пор, пока не была захвачена галльскими кельтами в 4 веке до нашей эры и, наконец, была включена в гегемонию Римской республики.
Культура Голасеков разделена для удобства на три части: первые два охватывают период с IX по первую половину V века до нашей эры; третий, совпадающий с La Tène AB позднего железного века в этом регионе и простирающийся до конца 4 века до н.э., отмечен усилением кельтского влияния, достигшим высшей точки кельтской гегемонии. после завоеваний 388 г. до н. э. Самые ранние находки относятся к эпохе поздней бронзы (9 век до н.э.), очевидно, основанной на местной культуре.
В культуре Голасекки некоторые из первых эволюционных характеристик исторического общества можно увидеть в специализированном использовании материалов. и адаптация к местной местности. Жилые дома раннего периода представляли собой круглые деревянные постройки по краю поймы реки; каждый был построен на низком каменном основании вокруг центрального очага, а пол выложен речной галькой в глине. Керамика ручной работы, изготовленная без гончарного круга, декорировалась левкасом. Использование колеса известно из повозок в Гробнице воина на сайте Сесто Календе. Янтарные бусы из Балтийского моря, несомненно, обрушили Янтарный путь, и обсидиан открывают сети международной торговли. Начиная с VII века в некоторых гробницах есть погребальный инвентарь, привезенный из этрусских территорий и греческих объектов.
Поселения зависели от домашних животных: останки свидетельствуют о наличии коз, овцы, свиньи, крупный рогатый скот и лошади. Возделывались некоторые зернобобовые и зерновые культуры; были собраны орехи и фрукты. долбленые лодки из Кастеллетто-Тичино и Порто-Толле хранятся в музее Изола-Белла. Металл хоть и был редкостью, но все чаще использовался.
Старые городища - Голасекка, Сесто Календе, Кастеллетто Тичино - сохранили свой традиционный автохтонный характер в VI веке до нашей эры, когда посторонние влияния начинают быть обнаруживаемыми. В начале V века до нашей эры пастырские обычаи привели к появлению новых поселений на равнинах.
Расшифрованные письменные символы («Лепонтический алфавит ») обнаружены в керамике или на камне, на кельтском «лепонском языке ".
Культура Голасекка наиболее известна своими погребальными обычаями, где явный культ предков требовал уважения к некрополю, священной области, не тронутой земледелием и вырубкой лесов. место в выбранных приподнятых положениях, ориентированных по отношению к солнцу. Практика захоронения заключалась в непосредственном погребении или в закрытых цистах. Обнаружены каменные круги и выравнивания. Погребальные урны были расписаны орнаментом, с аксессуарами из керамики, такими как чашки на Высокие основания. Бронзовые предметы обычно используются в одежде: булавки и фибулы, нарукавные повязки, кольца, серьги, подвески и ожерелья. Бронзовые сосуды встречаются редко. Практика кремации сохраняется и во втором периоде (с начала шестого до середины четвертого веков).
Погребальная урнаКремация рядом с местом захоронения с последующим захоронением пепла и костей в терракотовых сосудах в раскопанных ямах, установленных на определенном расстоянии друг от друга в разбросанных некрополях, характеризуют культуру многих небольших деревенских поселений.
На месте Сесто Календе, к югу от озера Маджоре, были два захоронения колесниц, датируемые VII и VI веками до н.э. оружие, украшения и большая ситуа, в то время как в более раннем захоронении в Ка 'Морта - Комо (ок. 700 г. до н.э.) в гробнице находился четырехколесный фургон.
В гробнице культуры Голасекка в Помбии были найдены самые старые известные остатки обычного хмелевого пива в мире.
Изучение так называемых лепонтических надписей, написанных алфавитом Лугано, используемым голасеканцами 6-5 веков до н.э., возглавлял Мишель Lejeune (1971), чтобы окончательно установить принадлежность языка, переданного этим письмом, к семейству кельтских языков.
Затем доказывается существование догалльской кельтичности в Северо-Западной Италии, предшествовавшей 4 век до н.э., происхождение которого следует искать задолго до 600-х гг. До н.э., дата вторжения Bellovesus, то есть, по крайней мере, время культуры канегратов (13 век до н.э.), который представляет в керамике и бронзовых артефактах много общего с наиболее западными группами культуры Урнфилда (Рейн- Швейцария -восточная Франция, 13-е гг. 8 век до н.э.). Или, возможно, более вероятная гипотеза состоит в том, что более древнее протокельтское присутствие можно проследить до начала Среднего бронзового века (16-15 века до н.э.), когда Северо-Западная Италия кажется тесно связанной относительно производства бронзовых артефактов, включая украшения, западным группам культуры курганов.