Альберт фон Ле Кок (Немецкое произношение: ; 8 сентября 1860 г. Берлин, Пруссия - 21 апреля 1930 г. Берлин, Германия ) был прусско-немецким владелец пивоварни и виноторговец, который в возрасте 40 лет начал изучать археологию.
Он родился в Берлине в семье французского гугенотского происхождения, о чем свидетельствует его фамилия.. Фон Ле Кок был наследником значительного состояния, полученного от пивоварен и виноделен, разбросанных по всей Центральной и Восточной Европе, что позволяло ему путешествовать и учиться на досуге. Бизнес, которым он владел, сохранился и сегодня под названием A. Le Coq пивоварня в Тарту, Эстония.
Благодаря своему богатству фон Ле Кок стал известным археологом и исследователь из Средней Азии.
Изображение слева: Два буддийских монаха на фреске Пещеры Тысячи Будд Безеклик рядом с Турфан, Синьцзян, Китай, 9 век нашей эры; хотя Альберт фон Ле Кок (1913) предположил, что голубоглазый, рыжеволосый монах был тохарцем, современные исследования выявили похожие кавказские фигуры. из того же пещерного храма (№ 9), что и этнические согдийцы, населявшие Турфан как этническое меньшинство в периоды танских китайцев (7-8 века) и Правление уйгуров (IX – XIII века).. Изображение справа: Сцена пранидхи, храм 9 (пещера 20), с преклоненными фигурами, молящимися перед Буддой, который Альберт фон Ле Coq предположил, что это персидский народ (нем. «Perser»), учитывая их кавказские черты лица и зеленые глаза, а также осла и среднеазиатский двугорбый верблюд, нагруженный данным товаром. Однако современная наука определила сцены пранидхи того же храма (№ 9) как изображающие этнических согдийцев, восточноиранского народа, населявшего Турфан. как сообщество этнического меньшинства в периоды танского китайского (VII-VIII века) и уйгурского правления (IX-XIII века). Альберт фон Ле Кок однажды жил в этом доме, когда был в Турфане.Фон Ле Кок был убежден, что влияние Древней Греции может быть найдено даже на востоке, как Китай. Однако организация экспедиций в Среднюю Азию и Китай была ему не по средствам. Немецкий археолог Герман Парцингер обнаружил в Прусском государственном архиве письмо, в котором говорится, что финансовая поддержка экспедиции фон Ле Кока исходила только от последнего немецкого императора Вильгельм II. Вильгельм был одержим греческой культурой и поддержал одну из экспедиций с 32000 немецкими золотыми марками.
Фон Ле Кок был связан с Museum für Völkerkunde (ныне этнологическим музеем Берлина ) в Берлине.. Выступая в качестве помощника руководителя музея профессора Альберта Грюнведеля, Ле Кок помогал планировать и организовывать экспедиции в регионы Западной Азии, особенно в районы, расположенные вблизи Шелкового пути, такие как Гаочан. Когда Грюнведель заболел перед отъездом второй экспедиции, Ле Коку было поручено возглавить ее. Его отчет о второй и третьей немецких турфанских экспедициях был опубликован на английском языке в 1928 году как Buried Treasures of Chinese Turkestan.
Экспедиции обнаружили обширные сети буддийских и манихейских пещерных храмов в Синьцзян регионе Северо-Западного Китая. Хотя многие из рукописей, найденных в пещере, были уничтожены во время раскопок, фон Ле Кок предположил, что он обнаружил крупную манихейскую библиотеку. Некоторые из картин также заставили его поверить, что он нашел доказательства арийской культуры, связанной с франками. С помощью своих помощников Теодор Бартус Ле Кок вырезал и распилил более 360 килограммов (или 305 ящиков) артефактов, резьбы по стенам и драгоценных икон, которые впоследствии были отправлены в музей. В «Похороненных сокровищах...» Ле Кок отстаивает эти «заимствования» как необходимость, ссылаясь на бурную природу Китайского Туркестана во время экспедиций. Китайцы считают этот захват «колониальной алчностью», сравнимой с захватом Elgin Marbles или Koh-i-Noor. Артефакты были выставлены в музее и были открыты для публики до 1944 года, когда реликвии были уничтожены во время британской бомбардировки во время Второй мировой войны.
Ле Кок сказал, что изображения фигур с явно голубыми глазами, рыжие волосы и крестообразные мечи напоминали искусство франков: «Более поразительны изображения рыжеволосых, голубоглазых мужчин с лицами ярко выраженного европейского типа. Мы связываем этих людей с арийским языком, который встречается в этих местах во многих рукописях... Эти рыжеволосые люди носят подтяжки на поясах… замечательная этнологическая особенность! »