Чжан Цянь. 張騫 | |
---|---|
Чжан Цянь прощается с императором Хань Уди для своей экспедиции на Средняя Азия с 138 по 126 гг. До н.э., пещеры Могао фреска, 618-712... | |
Родился | (неизвестно). Ханьчжун, Шэньси, Китай |
Умер | ок. 114 г. до н.э.. Китай |
Род занятий | Исследователь |
Чжан Цянь | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Чжан Цянь» в традиционном (вверху) и упрощенном (внизу) китайских иероглифах | ||||||||||||||||||||||
Традиционный китайский | 張騫 | |||||||||||||||||||||
упрощенный Китайский | 张骞 | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Чжан Цянь (китайский : 張 騫; умер ок. 114 г. до н.э.) был китайским чиновником и дипломатом, который служил посланником империи в мире за пределами Китая в конце 2-го в. до н.э. в период династии Хань. Он был одним из первых официальных дипломатов, вернувших ценную информацию о Средней Азии, включая греко-бактрийские останки Македонской империи, а также 96>Парфянская империя, до династии Хань императорский двор, затем правил Император Хань Ву.
Он сыграл важную новаторскую роль в будущем китайском завоевании земель к западу от Синьцзян, включая участки Средней Азии и даже земли к югу от Гиндукуша (см. Протекторат Западных регионов ).
Сегодня путешествия Чжан Цяня связаны с главным маршрутом трансконтинентальной торговли, Шелковым путем. Его миссии открывали торговые пути между Востоком и Западом и открывали друг другу различные продукты и королевства посредством торговли. Счета Чжана были составлены Сыма Цянем в I веке до нашей эры. Центральноазиатские части маршрутов Великого шелкового пути были расширены примерно в 114 г. до н.э. в основном благодаря миссиям и исследованиям Чжан Цяня. Сегодня Чжан считается национальным героем Китая и почитается за ключевую роль, которую он сыграл в открытии Китая для более широкого мира коммерческой торговли.
Чжан Цянь родился в районе Чэнду к востоку от Ханьчжун в северо-центральной провинции Шэньси, Китай. Он вошел в столицу, Чанъань, сегодняшний Сиань, между 140 г. до н.э. и 134 г. до н.э. как джентльмен (郎), служа императору У из династии Хань. В то время кочевые сюнну племена контролировали то, что сейчас Внутренняя Монголия, и доминировали в Западных регионах, Сиюй (西域), областях, прилегающих к территории ханьцев. Династия. Ханьский император был заинтересован в установлении торговых связей с дальними странами, но внешние контакты были предотвращены враждебными хунну.
Суд Хань отправил Чжан Цяня, военного офицера, который был знаком с сюнну, в Западные регионы в 138 г. до н.э. с группой из девяноста девяти человек, чтобы установить контакт и построить союз с юэчжи против хунну. Его сопровождал проводник по имени Ганьфу (甘 父), сюнну, попавший в плен во время войны. Целью первой миссии Чжан Цяня было стремление к военному союзу с юэчжи в современном Таджикистане. Однако, чтобы попасть на территорию юэчжи, он был вынужден пройти через землю, контролируемую сюнну, которые захватили его (а также Ганфу) и поработили его на тринадцать лет. В это время он женился на жене сюнну, которая родила ему сына и завоевал доверие лидера сюнну.
Чжан и Ганьфу (а также жена и сын сюнну Чжана) в конце концов смогли бежать и, проезжая Лопнор и следуя по северному краю Таримской котловины, вокруг гор Куньлунь и через небольшие укрепленные районы посреди оазисов на территории нынешнего Синьцзян, пока они не добрались до Дайюань и, в конце концов, до земли Юэчжи. Юэчжи были земледельцами, производившими сильных лошадей и много неизвестных культур, в том числе люцерну для животных корм. Однако юэчжи были слишком уравновешены, чтобы желать войны против хунну. Чжан провел год в Юэчжи и на прилегающей к нему бактрийской территории, документируя их культуру, образ жизни и экономику, прежде чем отправиться в обратную поездку в Китай, на этот раз по южной окраине Таримской котловины. На обратном пути он был снова захвачен хунну, которые снова пощадили его жизнь, потому что ценили его чувство долга и хладнокровие перед лицом смерти. Два года спустя лидер сюнну умер, и посреди хаоса и борьбы Чжан Цянь сбежал. Из первоначальной миссии в чуть более сотни человек только Чжан Цянь и Ганьфу смогли вернуться в Китай.
Чжан Цянь вернулся в 125 г. до н.э. с подробными новостями для Императора, показывающими, что на Западе существовали развитые цивилизации, с которыми Китай мог бы успешно развивать отношения. Шиджи сообщает, что «Император узнал о Дайюань (大宛), Даксиа (大 夏), Анси (安息) и других, всех великих государствах, богатых необычными продуктами, люди которых возделывали землю и зарабатывали себе на жизнь во многом так же, как и китайцы. Все эти государства, как ему сказали, были слабыми в военном отношении и ценили ханьские товары и богатство ". По возвращении Чжан Цянь в Китай он был удостоен должности дворцового советника. Хотя он не смог наладить торговые связи между Китаем и этими далекими землями, его усилия в конечном итоге привели к торговой миссии к людям усуней в 119 г. до н. 329>Во время своей миссии Чжан Цянь заметил продукты из области, ныне известной как северная Индия. Однако оставалась задача найти торговый путь в Индию, который не перекрывали бы хунны. Чжан Цянь предпринял вторую миссию, чтобы проложить путь из Китая в Индию через Сычуань, но после многих попыток эта попытка оказалась безуспешной. В 119–115 гг. До н.э. Чжан Цянь был отправлен императором с третьей миссией, чтобы установить связи с людьми Усуня (烏孫).
Сообщения о путешествиях Чжан Цяня широко цитируются в китайских исторических хрониках I века до н.э. «Записях великого историка» (Шицзи ) Сыма Цяня. Чжан Цянь непосредственно посетил царство Даюань (大宛) в Фергане, территории Юэчжи (月氏) в Трансоксиане, бактрийская страна Даксия (大 夏) с ее остатками греко-бактрийского правления и Канджу (康居). Он также делал отчеты о соседних странах, которые он не посещал, таких как Анси (安息) (Аршакид территории), Тяочжи (條 支 / 条 支) (Империя Селевкидов в Месопотамия ), Шенду (身 毒) (Пакистан ) и Усун (烏孫).
После освобождения из плена сюнну, Чжан Цянь посетил Даюань, расположенный в Ферганской области к западу от Таримского бассейна.. Жители Даюань изображались как искушенные горожане, похожие на парфян и бактрийцев. Считается, что имя Дайуан является транслитерацией слова Йона, греческих потомков, населявших этот регион с 4-го по 2-й век до нашей эры. Именно во время этого пребывания Чжан сообщил о знаменитом высоком и сильном «вспотевшем» ферганском коне. Отказ Даюаня предложить этих лошадей императору Ву Хань привел к двум карательным кампаниям, начатым династией Хань, чтобы захватить этих лошадей силой.
Позже династия Хань завоевала регион в Войне Небесных Коней.
Получив помощь от царя Дайуаня, Чжан Цянь пошел на юго-запад, на территорию Юэчжи, с которой он должен был заключить военный союз против сюнну.
Чжан Цянь также описывает происхождение Юэчжи, объясняя, что они пришли из восточной части Таримского бассейна.. Это побудило некоторых историков связать их с европеоидными мумиями Тарима. (Вопрос о связях между юэчжи и тохарцами Тарима более спорен.)
Меньшая группа юэчжи, «Маленькие Юэчжи», не смогла последовать за исходом и, как сообщается, нашла убежище среди « Цян варвары ».
Чжан был первым китайцем, написавшим об одногорбых верблюдах-верблюдах, которых он видел в этом регионе.
Чжан Цянь, вероятно, был свидетелем последнего период Греко-Бактрийского царства, когда оно было покорено кочевниками юэчжи. Остались только маленькие бессильные вожди, которые, по всей видимости, были вассалами орды юэчжи. Их цивилизация была городской, почти идентична цивилизациям Аньси и Дайюань, а население было многочисленным.
Там была найдена ткань из Шу (Сычуань ).
Чжан Цянь также сообщает о существовании Индии к юго-востоку от Бактрии. Название Шенду (身 毒) происходит от санскритского слова «Синдху», означающего реку Инд в Пакистане. Синд был одним из самых богатых регионов Индии в то время, которым управляли индо-греческие царства, что объясняет сообщаемое культурное сходство между Бактрией и Индией:
Чжан Цянь определяет «Аньси» (китайский : 安息 ) как развитую городскую цивилизацию, такую как Дайуань (Фергана) и Даксия (Бактрия). Имя «Анси» является транскрипцией «Аршак » (Арсак ), имени основателя Империи Аршакидов, правившей регионами вдоль Шелкового пути. между рекой Теджен на востоке и Тигром на западе и протекает через Арию, Парфию и Носитель собственно.
Отчеты Чжан Цяня о Месопотамии и Империя Селевкидов, или Тяочжи (条 支), имеют весьма незначительные термины. Сам он не посещал этот регион и мог только сообщить то, что ему говорили другие.
Чжан Цянь также непосредственно посетил территория Согдианы (Канджу ), где проживают согдийские кочевники:
После посольства Чжан Цяня и доклада, торговые отношения между Китаем и Центральная, а также Западная Азия процветали, так как многие китайские миссии были отправлены в течение конца II века до н.э. и первого века до нашей эры, положив начало развитию Шелкового пути :
Многие предметы вскоре были обменены, и они путешествовали до Гуанчжоу на Востоке, о чем свидетельствует обнаружение персидской коробки и различные артефакты из Средней Азии в гробнице царя Чжао Мо из Наньюэ.
Пещеры Могао в 122 г. до н.э. фреска 8-го века, изображающая псевдоисторическую легенду Император Ву Хань поклоняется «золотому человеку» статуям Будды, захваченным в 121 г. до н.э.Фрески в пещерах Могао в Дуньхуане описывают императора Хань Уди (156–87 гг. До н.э.) поклонение буддийским статуям, объясняя их как «золотых людей, принесенных в 120 г. до н. Э. Великим ханьским генералом в его походах против кочевников», хотя в китайской исторической литературе нет других упоминаний о поклонении Хань Уди Будде. литература.
Китай также отправил миссию в Анси, за которой последовали ответные миссии парфянских послов около 100 г. до н.э.:
Римский историк Флорус описывает визит многочисленных послов, в том числе Сереса (китайцев или выходцев из Центральной Азии) в первый римский император Август, правивший между 27 г. до н.э. и 14:
В 97 г. китайский генерал Бан Чао отправил посланника в Рим в лице Гань Инь..
Несколько римских посольств в Китай следовали из 166 г. и официально зарегистрированы в китайских исторических хрониках.
Шиджи сообщает, что Чжан Цянь вернулся из своей последней экспедиции в Усунь в 115 г. до н.э. После своего возвращения он «был удостоен должности великого посланника, что сделало его одним из девяти высших министров правительства. Примерно через год он умер».
«Указания относительно года его смерти различаются, но Ши Чжи-минь (1961), стр. 268, несомненно, показывает, что он умер в 113 г. до н.э. Его могила находится в Чанг-цзя цунь около Ченга. -ku...; во время ремонта, проведенного в 1945 году, была найдена глиняная форма с надписью 博望 家 造 [Дом Боуанга (маркиза)], как сообщает Ch'en Chih (1959), стр. 162. " Hulsewé and Loewe (1979), стр. 218, примечание 819.
Из своих миссий он привез много важных продуктов, самыми важными из которых были семена люцерны (для выращивания лошадей корм ), сильные лошади с твердыми копытами и знания об обширном существовании новых продуктов, народов и технологий внешнего мира. Он умер c. 114 г. до н.э., проведя двадцать пять лет в этих опасных и стратегических миссиях. Хотя в свое время он считался позорным за поражение от сюнну, к моменту смерти он был удостоен больших почестей от императора.
Поездки Чжан Цяня способствовали большому разнообразию экономических и культурных обменов между династией Хань и западными регионами. Поскольку шелк стал доминирующим товаром, продаваемым из Китая, этот великий торговый путь позже стал известен как Шелковый путь.
Дополнительная литература
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чжан Цянь. |