Чжан Цянь

редактировать
Чжан Цянь. 張騫
ZhangQianTravels.jpg Чжан Цянь прощается с императором Хань Уди для своей экспедиции на Средняя Азия с 138 по 126 гг. До н.э., пещеры Могао фреска, 618-712...
Родился(неизвестно). Ханьчжун, Шэньси, Китай
Умерок. 114 г. до н.э.. Китай
Род занятийИсследователь
Чжан Цянь
Чжан Цянь (китайские иероглифы).svg «Чжан Цянь» в традиционном (вверху) и упрощенном (внизу) китайских иероглифах
Традиционный китайский 張騫
упрощенный Китайский 张骞

Чжан Цянь (китайский : 張 騫; умер ок. 114 г. до н.э.) был китайским чиновником и дипломатом, который служил посланником империи в мире за пределами Китая в конце 2-го в. до н.э. в период династии Хань. Он был одним из первых официальных дипломатов, вернувших ценную информацию о Средней Азии, включая греко-бактрийские останки Македонской империи, а также 96>Парфянская империя, до династии Хань императорский двор, затем правил Император Хань Ву.

Он сыграл важную новаторскую роль в будущем китайском завоевании земель к западу от Синьцзян, включая участки Средней Азии и даже земли к югу от Гиндукуша (см. Протекторат Западных регионов ).

Сегодня путешествия Чжан Цяня связаны с главным маршрутом трансконтинентальной торговли, Шелковым путем. Его миссии открывали торговые пути между Востоком и Западом и открывали друг другу различные продукты и королевства посредством торговли. Счета Чжана были составлены Сыма Цянем в I веке до нашей эры. Центральноазиатские части маршрутов Великого шелкового пути были расширены примерно в 114 г. до н.э. в основном благодаря миссиям и исследованиям Чжан Цяня. Сегодня Чжан считается национальным героем Китая и почитается за ключевую роль, которую он сыграл в открытии Китая для более широкого мира коммерческой торговли.

Содержание

  • 1 Миссии Чжан Цяня
  • 2 Отчеты Чжан Цяня
    • 2.1 Даюань (大宛, Фергана)
    • 2.2 Ружи (月氏, Юэчжи)
    • 2.3 Дасия (大 夏, Бактрия)
    • 2,4 Шенду (身 毒, Индия)
    • 2,5 Аньси (安息, Парфия)
    • 2,6 Тяочжи (条 支, Империя Селевкидов в Месопотамии)
    • 2,7 Канджу (康居) к северо-западу от Согдианы (粟特)
    • 2.8 Янцай (奄 蔡, Обширная степь)
  • 3 Развитие контактов между Востоком и Западом
  • 4 Смерть
  • 5 Другие достижения
  • 6 См. Также
  • 7 Сноски
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Миссии Чжан Цяня

Статуя Чжан Цяня в Историческом музее Шэньси, Сиань

Чжан Цянь родился в районе Чэнду к востоку от Ханьчжун в северо-центральной провинции Шэньси, Китай. Он вошел в столицу, Чанъань, сегодняшний Сиань, между 140 г. до н.э. и 134 г. до н.э. как джентльмен (郎), служа императору У из династии Хань. В то время кочевые сюнну племена контролировали то, что сейчас Внутренняя Монголия, и доминировали в Западных регионах, Сиюй (西域), областях, прилегающих к территории ханьцев. Династия. Ханьский император был заинтересован в установлении торговых связей с дальними странами, но внешние контакты были предотвращены враждебными хунну.

Суд Хань отправил Чжан Цяня, военного офицера, который был знаком с сюнну, в Западные регионы в 138 г. до н.э. с группой из девяноста девяти человек, чтобы установить контакт и построить союз с юэчжи против хунну. Его сопровождал проводник по имени Ганьфу (甘 父), сюнну, попавший в плен во время войны. Целью первой миссии Чжан Цяня было стремление к военному союзу с юэчжи в современном Таджикистане. Однако, чтобы попасть на территорию юэчжи, он был вынужден пройти через землю, контролируемую сюнну, которые захватили его (а также Ганфу) и поработили его на тринадцать лет. В это время он женился на жене сюнну, которая родила ему сына и завоевал доверие лидера сюнну.

Чжан и Ганьфу (а также жена и сын сюнну Чжана) в конце концов смогли бежать и, проезжая Лопнор и следуя по северному краю Таримской котловины, вокруг гор Куньлунь и через небольшие укрепленные районы посреди оазисов на территории нынешнего Синьцзян, пока они не добрались до Дайюань и, в конце концов, до земли Юэчжи. Юэчжи были земледельцами, производившими сильных лошадей и много неизвестных культур, в том числе люцерну для животных корм. Однако юэчжи были слишком уравновешены, чтобы желать войны против хунну. Чжан провел год в Юэчжи и на прилегающей к нему бактрийской территории, документируя их культуру, образ жизни и экономику, прежде чем отправиться в обратную поездку в Китай, на этот раз по южной окраине Таримской котловины. На обратном пути он был снова захвачен хунну, которые снова пощадили его жизнь, потому что ценили его чувство долга и хладнокровие перед лицом смерти. Два года спустя лидер сюнну умер, и посреди хаоса и борьбы Чжан Цянь сбежал. Из первоначальной миссии в чуть более сотни человек только Чжан Цянь и Ганьфу смогли вернуться в Китай.

Чжан Цянь вернулся в 125 г. до н.э. с подробными новостями для Императора, показывающими, что на Западе существовали развитые цивилизации, с которыми Китай мог бы успешно развивать отношения. Шиджи сообщает, что «Император узнал о Дайюань (大宛), Даксиа (大 夏), Анси (安息) и других, всех великих государствах, богатых необычными продуктами, люди которых возделывали землю и зарабатывали себе на жизнь во многом так же, как и китайцы. Все эти государства, как ему сказали, были слабыми в военном отношении и ценили ханьские товары и богатство ". По возвращении Чжан Цянь в Китай он был удостоен должности дворцового советника. Хотя он не смог наладить торговые связи между Китаем и этими далекими землями, его усилия в конечном итоге привели к торговой миссии к людям усуней в 119 г. до н. 329>Во время своей миссии Чжан Цянь заметил продукты из области, ныне известной как северная Индия. Однако оставалась задача найти торговый путь в Индию, который не перекрывали бы хунны. Чжан Цянь предпринял вторую миссию, чтобы проложить путь из Китая в Индию через Сычуань, но после многих попыток эта попытка оказалась безуспешной. В 119–115 гг. До н.э. Чжан Цянь был отправлен императором с третьей миссией, чтобы установить связи с людьми Усуня (烏孫).

Отчеты Чжан Цяня

Путешествия Чжан Цяня на запад

Сообщения о путешествиях Чжан Цяня широко цитируются в китайских исторических хрониках I века до н.э. «Записях великого историка» (Шицзи ) Сыма Цяня. Чжан Цянь непосредственно посетил царство Даюань (大宛) в Фергане, территории Юэчжи (月氏) в Трансоксиане, бактрийская страна Даксия (大 夏) с ее остатками греко-бактрийского правления и Канджу (康居). Он также делал отчеты о соседних странах, которые он не посещал, таких как Анси (安息) (Аршакид территории), Тяочжи (條 支 / 条 支) (Империя Селевкидов в Месопотамия ), Шенду (身 毒) (Пакистан ) и Усун (烏孫).

Даюань (大宛, Фергана)

Страны, описанные в отчете Чжан Цяня. Посещенные страны выделены синим.

После освобождения из плена сюнну, Чжан Цянь посетил Даюань, расположенный в Ферганской области к западу от Таримского бассейна.. Жители Даюань изображались как искушенные горожане, похожие на парфян и бактрийцев. Считается, что имя Дайуан является транслитерацией слова Йона, греческих потомков, населявших этот регион с 4-го по 2-й век до нашей эры. Именно во время этого пребывания Чжан сообщил о знаменитом высоком и сильном «вспотевшем» ферганском коне. Отказ Даюаня предложить этих лошадей императору Ву Хань привел к двум карательным кампаниям, начатым династией Хань, чтобы захватить этих лошадей силой.

«Даюань лежит к юго-западу от территории сюнну, примерно в 10 000 ли (5 000 километров) непосредственно к западу от Китая. Люди селились на земле, вспахивая поля и выращивая рис и пшеницу.. Они также делают вино из винограда. Люди живут в домах в укрепленных городах, причем в этом районе есть около семидесяти или более городов разного размера. Население насчитывает несколько сотен тысяч »(Шидзи, 123, Цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона).

Позже династия Хань завоевала регион в Войне Небесных Коней.

Ружи (月氏, Юэчжи)

Получив помощь от царя Дайуаня, Чжан Цянь пошел на юго-запад, на территорию Юэчжи, с которой он должен был заключить военный союз против сюнну.

«Великие юэчжи живут примерно в 2000 или 3000 ли (1000 или 1500 километров) к западу от Дайюань, к северу от реки Гуй (Oxus ). На юге они граничат с Даксией (Бактрия), на западе - Аньси, а на севере - Канджу (康居). Это нация кочевников, перемещающихся с места на место со своими стадами, и их обычаи подобны обычаям хунну. У них около 100 000 или 200 000 воинов-лучников ». (адаптировано из Шицзи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона)

Чжан Цянь также описывает происхождение Юэчжи, объясняя, что они пришли из восточной части Таримского бассейна.. Это побудило некоторых историков связать их с европеоидными мумиями Тарима. (Вопрос о связях между юэчжи и тохарцами Тарима более спорен.)

«Юэчжи изначально жили в районе между Цилианем или Небесными горами (Тянь-Шань ) и Дуньхуан, но после того, как они потерпели поражение от сюнну, они двинулись далеко на запад, за Дайюань (Фергана), где они напали на жителей Даксии (Бактрия) и установили двор своих царь на северном берегу реки Гуй (Оксус) ". (Шицзи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона)

Меньшая группа юэчжи, «Маленькие Юэчжи», не смогла последовать за исходом и, как сообщается, нашла убежище среди « Цян варвары ».

Чжан был первым китайцем, написавшим об одногорбых верблюдах-верблюдах, которых он видел в этом регионе.

Даксия (大 夏, Бактрия)

Чжан Цянь, вероятно, был свидетелем последнего период Греко-Бактрийского царства, когда оно было покорено кочевниками юэчжи. Остались только маленькие бессильные вожди, которые, по всей видимости, были вассалами орды юэчжи. Их цивилизация была городской, почти идентична цивилизациям Аньси и Дайюань, а население было многочисленным.

«Даксия расположена более чем в 2000 ли (1000 километров) к юго-западу от Даюань (Фергана), к югу от реки Гуй (Оксус). Ее жители обрабатывают землю, имеют города и дома. Их обычаи подобны обычаям Дайюаня. У него нет великого правителя, а только несколько мелких вождей, управляющих различными городами. Люди бедны в использовании оружия и боятся сражений, но они умны в торговле. После Великого Юэчжи двинулись на запад, атаковали и завоевали Даксию, вся страна попала под их власть. Население страны велико, насчитывает около 1 000 000 или более человек. Столица - Ланши (Бактра ), где хранятся всевозможные товары купил и продал ». (Шицзи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона).

Там была найдена ткань из Шу (Сычуань ).

Шенду (身 毒, Индия)

Чжан Цянь также сообщает о существовании Индии к юго-востоку от Бактрии. Название Шенду (身 毒) происходит от санскритского слова «Синдху», означающего реку Инд в Пакистане. Синд был одним из самых богатых регионов Индии в то время, которым управляли индо-греческие царства, что объясняет сообщаемое культурное сходство между Бактрией и Индией:

«К юго-востоку от Даксии находится королевство Шенду ( Синд)... Они сказали мне, что Шенду находится в нескольких тысячах ли к юго-востоку от Даксии (Бактрия). Люди возделывают землю и живут так же, как жители Даксии. Говорят, что регион жаркий и влажный. когда они идут в бой, катаются на слонах. Королевство расположено на великой реке (Инд ) »(Шиджи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона)

Аньси (安息, Парфия)

Чжан Цянь определяет «Аньси» (китайский : 安息 ) как развитую городскую цивилизацию, такую ​​как Дайуань (Фергана) и Даксия (Бактрия). Имя «Анси» является транскрипцией «Аршак » (Арсак ), имени основателя Империи Аршакидов, правившей регионами вдоль Шелкового пути. между рекой Теджен на востоке и Тигром на западе и протекает через Арию, Парфию и Носитель собственно.

«Аньси расположен в нескольких тысячах ли к западу от области Великой Юэчжи. Люди селились на земле, возделывая поля и выращивая рис и пшеницу. Они также делают вино из винограда. Они окружили города стенами, как жители Дайюана (Фергана), в регионе есть несколько сотен городов разных размеров. Монеты страны сделаны из серебра и имеют лицо короля. Когда король умирает, валюта немедленно меняется. и новые монеты, выпущенные с лицом его преемника. Люди ведут записи, делая надписи на горизонтальных полосах кожи. На западе лежит Тяочжи (Месопотамия), а на севере Яньцай и Лисюань (Гиркания ) ». (Шицзи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона).

Тяочжи (条 支, Империя Селевкидов в Месопотамии)

Отчеты Чжан Цяня о Месопотамии и Империя Селевкидов, или Тяочжи (条 支), имеют весьма незначительные термины. Сам он не посещал этот регион и мог только сообщить то, что ему говорили другие.

«Тяочжи (Месопотамия) расположена в нескольких тысячах ли к западу от Аньси (территория Аршасида ) и граничит с« Западным морем »(которое может относиться к Персидскому заливу или). Здесь жарко и сыро, и люди живут, возделывая поля и сажая рис... Народ очень многочислен и управляется множеством мелких вождей. Правитель Анси (Аршакиды) отдает приказы этим вождям и считает их вассалы ". (адаптировано из Шицзи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона)

Канджу (康居) к северо-западу от Согдианы (粟特)

Чжан Цянь также непосредственно посетил территория Согдианы (Канджу ), где проживают согдийские кочевники:

«Кангжу находится примерно в 2000 ли (1000 километров) к северо-западу от Дайюань (Бактрия). Его жители являются кочевниками и похожи на юэчжи по своим обычаям. У них есть 80 000 или 90 000 опытных бойцов-лучников. Страна небольшая и граничит с Дайюань. Она признает суверенитет юэчжи на юге и сунну на востоке ». (Шицзи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона).

Яньцай (奄 蔡, Обширная степь)

«Яньцай лежит примерно в 2000 ли (832 км) к северо-западу от Канджу (сосредоточено на Туркестане в Бейтяне). Люди - кочевники, и их обычаи в целом сходны с обычаями жителей Канджу. В стране насчитывается более 100000 лучников воинов, и граничит с большим безбрежным озером, возможно, тем, что сейчас известно как Северное море (Аральское море, расстояние от Ташкента до Аральска составляет около 866 г. км) "(Шицзи, 123, цитата Чжан Цянь, перевод Бертона Уотсона).

Развитие контактов между Востоком и Западом

После посольства Чжан Цяня и доклада, торговые отношения между Китаем и Центральная, а также Западная Азия процветали, так как многие китайские миссии были отправлены в течение конца II века до н.э. и первого века до нашей эры, положив начало развитию Шелкового пути :

«Крупнейшее из этих посольств для иностранных штатов насчитывалось несколько сотен на сыновья, в то время как даже меньшие партии включали более 100 членов... В течение года будет разослано от пяти до шести или более десяти партий ». (Шиджи, перевод Бертона Уотсона).

Многие предметы вскоре были обменены, и они путешествовали до Гуанчжоу на Востоке, о чем свидетельствует обнаружение персидской коробки и различные артефакты из Средней Азии в гробнице царя Чжао Мо из Наньюэ.

Пещеры Могао в 122 г. до н.э. фреска 8-го века, изображающая псевдоисторическую легенду Император Ву Хань поклоняется «золотому человеку» статуям Будды, захваченным в 121 г. до н.э.

Фрески в пещерах Могао в Дуньхуане описывают императора Хань Уди (156–87 гг. До н.э.) поклонение буддийским статуям, объясняя их как «золотых людей, принесенных в 120 г. до н. Э. Великим ханьским генералом в его походах против кочевников», хотя в китайской исторической литературе нет других упоминаний о поклонении Хань Уди Будде. литература.

Китай также отправил миссию в Анси, за которой последовали ответные миссии парфянских послов около 100 г. до н.э.:

«Когда ханьский посланник впервые посетил царство Анси, царь Аньси (правитель Аршакидов ) послал отряд из 20000 всадников встретить их на восточной границе королевства... Когда ханьские послы снова отправились в путь, чтобы вернуться в Китай, король Аньси отправил своих послов сопровождать их... Император был рад этому ». (адаптировано из Шиджи, 123, перевод Бертона Уотсона).

Римский историк Флорус описывает визит многочисленных послов, в том числе Сереса (китайцев или выходцев из Центральной Азии) в первый римский император Август, правивший между 27 г. до н.э. и 14:

«Даже остальные народы мира, не находившиеся под властью империи, осознавали его величие и смотрели с благоговением. к римскому народу, великому покорителю народов. Таким образом, даже скифы и сарматы отправили послов искать дружбы с Римом. Более того, Серес пришли также, и индейцы, которые жили под вертикальным солнцем, принося подарки в виде драгоценных камней, жемчуга и слонов, но думали обо всем меньшем, чем о необъятном путешествии, которое они предприняли и которое, по их словам, заняло четыре лет. По правде говоря, достаточно было взглянуть на их цвет лица, чтобы увидеть, что они люди другого мира, чем наш ». («Катай и путь туда», Генри Юл ).

В 97 г. китайский генерал Бан Чао отправил посланника в Рим в лице Гань Инь..

Несколько римских посольств в Китай следовали из 166 г. и официально зарегистрированы в китайских исторических хрониках.

Смерть

Шиджи сообщает, что Чжан Цянь вернулся из своей последней экспедиции в Усунь в 115 г. до н.э. После своего возвращения он «был удостоен должности великого посланника, что сделало его одним из девяти высших министров правительства. Примерно через год он умер».

«Указания относительно года его смерти различаются, но Ши Чжи-минь (1961), стр. 268, несомненно, показывает, что он умер в 113 г. до н.э. Его могила находится в Чанг-цзя цунь около Ченга. -ku...; во время ремонта, проведенного в 1945 году, была найдена глиняная форма с надписью 博望 家 造 [Дом Боуанга (маркиза)], как сообщает Ch'en Chih (1959), стр. 162. " Hulsewé and Loewe (1979), стр. 218, примечание 819.

Другие достижения энц

Из своих миссий он привез много важных продуктов, самыми важными из которых были семена люцерны (для выращивания лошадей корм ), сильные лошади с твердыми копытами и знания об обширном существовании новых продуктов, народов и технологий внешнего мира. Он умер c. 114 г. до н.э., проведя двадцать пять лет в этих опасных и стратегических миссиях. Хотя в свое время он считался позорным за поражение от сюнну, к моменту смерти он был удостоен больших почестей от императора.

Поездки Чжан Цяня способствовали большому разнообразию экономических и культурных обменов между династией Хань и западными регионами. Поскольку шелк стал доминирующим товаром, продаваемым из Китая, этот великий торговый путь позже стал известен как Шелковый путь.

См. Также

Сноски

Ссылки

  • Hulsewé, AFP и Loewe, MAN, (1979). Китай в Центральной Азии: ранний этап 125 г. до н.э. - 23 г. н.э.: аннотированный перевод глав 61 и 96 Истории бывшей династии Хань. Лейден: Э. Дж. Брилл.
  • Лоу, Майкл (2000). «Чжан Цянь 張 騫». Биографический словарь периодов Цинь, бывшей Хань и Синь (220 г. до н.э. - 24 г. н.э.). Лейден: Брилл. С. 687–9. ISBN 90-04-10364-3. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Юй, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». In Twitchett, Denis ; Fairbank, John K. (ред.). Кембриджская история Китая, том 1: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. - 220 г. н.э. Кембридж: Cambridge University Press, стр. 377–462. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Дополнительная литература

  • Яп, Джозеф П., (2019). Западные регионы, Сюнну и Хань, из Шидзи, Ханьшу и Хоу Ханьшу. ISBN 978-1792829154

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чжан Цянь.
Последняя правка сделана 2021-06-23 09:04:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте