Анахарсис (; Древнегреческий : Ἀνάχαρσις) был скифским философом; он путешествовал со своей родины на северных берегах древнего Ирана, в Афины, в начале VI века до н.э., и произвел большое впечатление как откровенный и откровенный варвар, то есть не говорящий по-гречески. Он вполне мог быть предшественником циников, отчасти из-за его сильной, но игривой парресии. Ни одна из его работ не сохранилась.
Анахарсис, сын Гнура, вождя скифов, был наполовину греком и принадлежал к смешанной эллинской культуре, по-видимому, в районе Киммерийского Босфора. Он покинул свою родную страну, чтобы путешествовать в поисках знаний, и прибыл в Афины около 589 г. до н.э., в то время, когда Солон был занят своими законодательными мерами.
Согласно истории, рассказанной Гермипп, Анахарсис прибыл в дом Солона и сказал: «Я приехал сюда издалека, чтобы сделать тебя своим другом». Солон ответил: «Лучше заводить друзей дома». На что скиф ответил: «Тогда тебе надо, находясь дома, со мной подружиться». Солон засмеялся и принял его как своего друга.
Анахарсис развивал у посторонних умение видеть нелогичность в знакомых вещах. Например, Плутарх отмечает, что он «выразил свое удивление по поводу того, что в Греции мудрецы говорили, а глупцы решали». Его разговор был забавным и откровенным, и Солон и афиняне приняли его как мудреца и философа. Его грубая и свободная речь стала пословицей афинян как «скифская беседа».
Анахарсис был первым иностранцем (метик ), получившим привилегии афинского гражданства. Некоторые древние авторы считали его одним из семи мудрецов Греции, и говорят, что он был посвящен в элевсинские мистерии Великой Богини, в привилегии которой отказано тем который не говорил бегло по-гречески.
Согласно Геродоту, когда Анахарсис вернулся к скифам, он был убит своим собственным братом за свои греческие обычаи и особенно за нечестивую попытку принести жертву Матери Богиня Кибела, культ которой не приветствовался скифами.
Ни в одном из произведений, приписываемых ему в древние времена, если они действительно были написаны его, выжили. Говорят, что он написал книгу, в которой сравнивал законы скифов с законами греков, а также работал над военным искусством. Все, что осталось от его мысли, - это то, что ему приписывают более поздние традиции. Он прославился простотой своего образа жизни и острым наблюдением за общественными институтами и обычаями греков. Он призывал к умеренности во всем, говоря, что виноградная лоза приносит три грозди винограда: первая - удовольствие; второй - пьянство; третий - отвращение. Так он стал своего рода эмблемой для афинян, которые писали на его статуях: «Сдерживайте свои языки, свои аппетиты, свои страсти».
Ему приписывают десять сохранившихся писем, одно из которых также цитируется Цицероном :
Приветствие Анахарсиса Ганнону: Моя одежда - скифский плащ, мои туфли - твердые подошвы моих ноги, моя постель - земля, моя пища только приправлена голодом - и я не ем ничего, кроме молока, сыра и мяса. Приходите ко мне в гости, и вы найдете меня в покое. Вы хотите мне что-то дать. Но отдай это своим согражданам, или пусть бессмертные боги заберут его.
Все буквы фальшивые. Первые девять, вероятно, датируются III веком до н. Э., Они обычно включаются в кинические послания и отражают то, как философы-киники рассматривали его как прообраз многих своих идей; десятое письмо цитирует Диоген Лаэртий, оно адресовано Крезу, богатому царю Лидии. Это тоже вымысел:
Анахарсис Крезу: О царь лидийцев, я прибыл в страну греков, чтобы познакомиться с их обычаями и учреждениями; но мне не нужно золото, и я буду очень доволен, если я вернусь в Скифию человеком лучше, чем я оставил ее. Однако я приеду в Сардис, так как считаю очень желательным стать вашим другом.
Страбон делает его (вероятно, легендарным) изобретателем якоря с двумя ударами и другими сделал его изобретателем гончарного круга.
Узнав, что Солон был нанят для составления свода законов для афинян, Анахарсис описал свое занятие, сказав :
«Солон показал Анахарсису некоторые законы, которые он составлял для афинян. Анахарсис смеялся над Солоном за то, что он вообразил нечестность и жадность афинян можно было ограничить писаными законами. Такие законы, по словам Анахарсиса, подобны паутине: они ловят слабых и бедных, но богатые могут разорвать их насквозь ».
В 1788 Жан Жак Бартелеми (1716–95), уважаемый классик и иезуит, опубликовано Путешествие Анахарсиса Младшего по Греции о юном скифе, происходящем от Анахарсиса. Четырехтомник представлял собой воображаемый путевой дневник, один из первых исторических романов, который Клемперер в конце 18 века назвал «энциклопедией нового культа античности». Это повлияло на рост филелленизма во Франции в то время. Книга выдержала много изданий, была переиздана в США и переведена на немецкий и другие языки. Позже он вызвал симпатии европейцев к борьбе Греции за независимость и породил сиквелы и имитации на протяжении всего XIX века.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Анахарсис |
| 1 =
()