Пикты

редактировать

Конфедерация древних и средневековых племен на севере Великобритания Аберлемно Змеиный камень, пиктский камень I класса с пиктскими символами, изображающий (сверху вниз) змею, двойной диск и Z-образный стержень, а также зеркало и гребень копия серебряной доски XIX века из клада Норри Ло, Файф, с двойным диском и Z-образным стержнем

пикты были группа кельтских говорящих народов, которые жили на территориях, которые сегодня являются восточной и северной Шотландией в периоды позднего британского железного века и раннего средневековья. Где они жили и какова была их культура, можно судить по раннесредневековым текстам и пиктским камням. Их латинское название Picti встречается в письменных источниках с поздней античности до 10 века. Они жили к северу от рек Форт и Клайд. Ранние средневековые источники сообщают о существовании особого пиктского языка, который сегодня считается островным кельтским языком, тесно связанным с бриттонским, на котором говорили Бритты, жившие южнее.

Предполагается, что пикты были потомками Каледоний и других племен железного века, упомянутых римскими историками или на карте мира Птолемея.. Пиктленд, также называемый некоторыми источниками Пиктавией, достиг большой степени политического единства в конце VII - начале VIII веков благодаря расширению королевства Фортриу, Вертурионов железного века. К 900 году образовавшееся пиктское королевство слилось с гэльским королевством Дал Риата, образовав Королевство Альба (Шотландия); и к 13 веку Альба расширилась, включив бывшее Бриттонское королевство Стратклайд, Нортумбрийское Лотиан, Галлоуэй и Западные острова.

Пиктовское общество было типичным для многих обществ железного века в Северной Европе, имевших «широкие связи и параллели» с соседними группами. Археология дает некоторое представление об обществе пиктов. Хотя сохранилось очень мало пиктской письменности, история пиктов с конца VI века известна из множества источников, в том числе из книги Беде Historia ecclesiasticagentis Anglorum, жизни святых, например, Колумба от Адомнана, и различные ирландские анналы.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Короля и королевства
  • 4 Общество
  • 5 Религия
  • 6 Искусство
  • 7 Язык
  • 8 Наследие
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Считается, что термин пикт возник как общий экзоним, используемый римлянами по отношению к людям, живущим к северу от форта - Клайд перешеек. Латинское слово Picti впервые встречается в панегирике, написанном Евмением в 297 году нашей эры, и означает «нарисованные или татуированные люди» (от латинского pingere «рисовать»; pictus, «рисовать», ср. греч. «πυκτίς» pyktis, «рисунок»).

Пикт - это Петр на древнеанглийском, Peohta на древнеанглийском, Pecht на шотландском и Peithwyr («пиктемены») на валлийском. Некоторые думают, что эти слова предполагают оригинальный корень пиктского, а не латинскую чеканку. В письмах из Ирландии имя Cruthin, Cruthini, Cruthni, Cruithni или Cruithini (современный ирландский : Cruithne) использовалось для обозначения как пиктов, так и другая группа людей, которые жили вместе с Улайдом в восточном Ольстере. Принято считать, что это происходит от * Qritani, что является гойдельской / Q-кельтской версией британской / P-Celtic * Pritani. Отсюда произошли Британи, римское имя тех, кого теперь называют бриттами.

. Как называли себя пикты, неизвестно. Было высказано предположение, что они назвали себя Альбидози, имя, найденное в Хрониках королей Альбы во время правления Маэля Колуима Мак Домнэля, но эта идея оспаривается. Единая «пиктская» идентичность могла объединиться с вертурианской гегемонией, установленной после битвы при Дун-Нехтайне в 685 году нашей эры.

История

Дэниел Стоун, фрагмент поперечной плиты, найденный в Роземарки, Истер Росс

Конфедерация пиктов была образована в поздней античности из ряда племен, но как и почему не известно. Некоторые ученые предполагают, что это было частично ответом на рост Римской империи. Pictish Chronicle, Anglo-Saxon Chronicle и ранние историографы, такие как Bede, Geoffrey of Monmouth, Holinshed и т. Д. Все представляют пиктов как завоевателей Альбы из Скифии. Однако сейчас этой точке зрения не доверяют.

Пиктленд ранее описывался римскими писателями и географами как дом Каледоний. Эти римляне также использовали другие имена для обозначения племен, живущих в этой области, в том числе Вертурион, Таексали и Вениконес. Но они, возможно, слышали эти другие имена только из вторых или третьих рук, от носителей бриттонского или галльского языков, которые могли использовать разные имена для одной и той же группы или групп.

Записанная история пиктов начинается в Раннее средневековье. В то время гэлы из Даля Риата контролировали то, что сейчас Аргайл, как часть королевства, расположенного между Британией и Ирландией. Углы из Бернисия, которые слились с Дейрой и образовали Нортумбрия, захватили соседние британские королевства и на протяжении большей части 7-го века Нортумбрия была самым могущественным королевством Британии. Пикты, вероятно, были данниками Нортумбрии до правления Бридей мак Бели, когда в 685 году англы потерпели поражение в битве при Дун-Нехтайне, что остановило их экспансию на север. Нортумбрийцы продолжали доминировать на юге Шотландии до конца пиктовского периода.

Цепь Белого Клыка, пиктская серебряная цепь высокого статуса, одна из десяти известных существующих, датируемая периодом между 400 и 800 годами нашей эры

Даль Риата подчинялся пиктскому королю Женгусу Мак Фергусе во время его правления (729–761), и хотя у него были свои короли, начиная с 760-х годов, похоже, что он не восстановил свою политическую независимость от пиктов. Более поздний пиктский король Каустантин мак Фергуса (793–820) поместил своего сына Домналла на трон Даля Риаты (811–835). Пиктские попытки добиться такого же господства над британцами из Альт Клут (Думбартон ) не увенчались успехом.

Эпоха викингов принесла большие изменения в Великобритании и Ирландии, не меньше в Шотландии, чем где-либо еще, с викингами, завоевавшими и заселявшими острова и различные материковые районы, включая Кейтнесс, Сазерленд и Галлоуэй. Говорят, что в середине 9 века Кетил Флэтнос основал Королевство Островов, управляя многими из этих территорий, и к концу того же века викинги разрушили Королевство Нортумбрия сильно ослабило Королевство Стратклайд и основало Королевство Йорк. В крупном сражении 839 года викинги убили короля Фортриу, Эогана мак Ченгуса, короля Даля Риаты Аэда мак Боанта и многих других. Впоследствии, в 840-х годах, Синаед мак Айлпин (Кеннет Макальпин) стал королем пиктов.

Во время правления внука Синаэда, Каустантина мак Аеда ( 900–943), посторонние стали называть этот регион Королевством Альба, а не Королевством пиктов, но неизвестно, произошло ли это потому, что было основано новое королевство, или Альба была просто более близкой к названию пиктов. для пиктов. Однако, хотя пиктский язык не исчез внезапно, процесс гелицизации (который, возможно, начался на несколько поколений раньше) явно шел во время правления Каустантина и его преемников. К определенному моменту, вероятно, в XI веке, все жители северной Альбы стали полностью гэльскими шотландцами, и пиктская идентичность была забыта. Позже идея пиктов как племени была возрождена в мифе и легенде.

Цари и королевства

Примерное местонахождение пиктовских царств, основанное на приведенной здесь информации

история Pictland неясна. В более поздние периоды существовало несколько королей, правивших отдельными королевствами, причем один король, иногда два, более или менее господствовали над своими меньшими соседями. Де Ситу Албани, поздний документ, Пиктские хроники, Дуан Альбанах, наряду с ирландскими легендами, использовались для доказательства существования семи пиктских королевств. Это следующие: те, что выделены жирным шрифтом, как известно, имели королей или иным образом засвидетельствованы в пиктский период:

, возможно, существовало больше небольших королевств. Некоторые данные свидетельствуют о том, что пиктское королевство также существовало на Оркнейских островах. Де Ситу Албани - не самый надежный источник, и количество королевств, по одному на каждого из семи сыновей Круитна, одноименного основателя пиктов, вполне может быть достаточным основанием для недоверия. Независимо от точного числа королевств и их названий, пиктская нация не была единой.

Карта, показывающая приблизительные районы королевства Фортриу и его соседей c. 800 г. и королевство Альба ок. 900

На протяжении большей части письменной истории пиктов королевство Фортриу кажется доминирующим, настолько, что король Фортриу и король пиктов могут означать одно и то же в анналах. Ранее считалось, что это место находится в районе Перта и южного Стратэрна ; однако недавняя работа убедила тех, кто работал в этой области, что Морей (название, относящееся к гораздо большей территории в средние века, чем графство Морей ) была ядром Фортриу.

Пикты, как часто говорят, практиковали матрилинейную правопреемство на основе ирландских легенд и утверждения в истории Беде. Королями пиктов, когда Беда писал, были Бридей и Нехтан, сыновья Дер Илей, которые действительно претендовали на трон через свою мать Дер Илей, дочь более раннего пиктского короля.

В Ирландии ждали королей. происходят из числа тех, у кого был прадед, который был королем. Королевские отцы не часто сменялись их сыновьями не потому, что пикты практиковали наследование по материнской линии, а потому, что за ними обычно следовали их собственные братья или двоюродные братья, более вероятно, что это были опытные люди с властью и поддержкой, необходимой для того, чтобы быть королем. Это было похоже на танистизм.

. Природа королевской власти значительно изменилась за столетия пиктской истории. В то время как ранние короли должны были быть успешными военными лидерами, чтобы поддерживать свою власть, в это время королевская власть стала менее индивидуализированной и более институционализированной. Когда Пиктленд стал Альбой, бюрократическая королевская власть была еще далека от будущего, но поддержка церкви и очевидная способность небольшого числа семей контролировать королевскую власть на протяжении большей части периода, начиная с конца VII века и далее, обеспечивали значительную степень преемственности. Примерно в тот же период соседи пиктов в Дал Риате и Нортумбрии столкнулись со значительными трудностями, поскольку стабильность преемственности и правления, которые раньше приносили им пользу, закончилась.

Более поздние мормеры, как полагают, стали возникли во времена пиктов и были скопированы с нортумбрийских обычаев или вдохновлены ими. Неясно, были ли мормэры первоначально бывшими королями, королевскими чиновниками или местными дворянами, или их комбинацией. Точно так же пиктские графства и танаги, следы которых обнаружены в более поздние времена, считаются заимствованными у их южных соседей.

Общество

Арфист на Дупплин Кросс, Шотландия, ок. 800 г. н.э.

Археологические данные свидетельствуют о материальной культуре пиктов. В нем рассказывается об обществе, которое трудно отличить от своих британских, гэльских или англосаксонских соседей. Хотя аналогия и знание других так называемых «кельтских» обществ (термин, который они никогда не использовали для себя) могут быть полезным руководством, они распространились на очень большую территорию. Использование сведений о доримской Галлии или Ирландии 13-го века в качестве руководства к пиктам 6-го века может ввести в заблуждение, если проводить аналогию слишком далеко.

Как и большинство народов севера Европы в поздней античности, пикты были фермерами, жившими небольшими общинами. Крупный рогатый скот и лошади были очевидным признаком богатства и престижа, овец и свиней держали в большом количестве, а географические названия предполагают, что отгон был обычным явлением. Животные были небольшими по более поздним стандартам, хотя лошади из Великобритании были импортированы в Ирландию в качестве племенного стада, чтобы увеличить численность местных лошадей. Из ирландских источников следует, что элита занималась конкурентоспособным разведением крупного рогатого скота, и это могло иметь место и в Пиктленде. На резьбе изображена охота с собаками, а также, в отличие от Ирландии, с соколами. Зерновые культуры включали пшеницу, ячмень, овес и рожь. Овощи включали капусту, капусту, лук и лук-порей, горох и фасоль и репа, а некоторые виды уже не распространены, например, юбка. Такие растения, как дикий чеснок, крапива и кресс-салат, возможно, были собраны в дикой природе. Пасторальное хозяйство означало, что шкуры и кожа были легко доступны. Шерсть была основным источником волокон для одежды, и лен также был обычным явлением, хотя неясно, выращивали ли его для волокон, для масла или в качестве пищевого продукта. Рыба, моллюски, тюлени и киты разводились вдоль берегов и рек. Важность домашних животных предполагает, что мясо и молочные продукты составляли основную часть рациона обычных людей, в то время как элита придерживалась диеты, богатой мясом, полученным в результате сельского хозяйства и охоты.

Нет пиктских аналогов в этих областях. о более плотных поселениях вокруг важных крепостей в Галлии и на юге Британии или любых других значительных городских поселениях. Более крупные, но не большие поселения существовали вокруг королевских фортов, например, в Форт Бургхед, или были связаны с религиозными фондами. До XII века в Шотландии не было городов.

Технологии повседневной жизни не очень хорошо описаны, но археологические данные показывают, что они были похожи на те, что были в Ирландии и англосаксонской Англии. Недавно были обнаружены свидетельства существования водяных мельниц в Пиктленде. Печи использовались для сушки зерен пшеницы или ячменя, что было нелегко в переменчивом умеренном климате.

Реконструкция Crannog на Лох-Тай

Ранние пикты ассоциируются с пиратством и набегами на побережьях Римской Британии. Даже в позднем средневековье грань между торговцами и пиратами была нечеткой, так что пиктские пираты, вероятно, были торговцами в других случаях. Принято считать, что торговля с Римской империей рухнула, но это преувеличение. Имеются лишь ограниченные свидетельства о торговле на дальние расстояния с Пиктлендом, но были найдены посуда и сосуды для хранения из Галлии, вероятно транспортированные по Ирландскому морю. Эта торговля могла контролироваться из Дунада в Даль Риата, где такие товары, по-видимому, были обычным явлением. Хотя дальние путешествия были необычными во времена пиктов, они были далеко не неизвестны, как показывают рассказы о миссионерах, странствующих священнослужителях и изгнанниках.

Брохи обычно ассоциируются с пиктами. Хотя они были построены ранее в железном веке, а строительство закончилось примерно в 100 году нашей эры, они оставались в употреблении в пиктский период и после него. Crannogs, который, возможно, возник в неолите. Шотландия, возможно, была перестроена, а некоторые еще использовались во времена пиктов. Наиболее распространенными типами зданий были круглые дома и прямоугольные бревенчатые залы. Хотя многие церкви были построены из дерева, с начала 8-го века, если не раньше, некоторые из них были построены из камня.

Пикты часто делали себе татуировки, но доказательства этого ограничены. Натуралистические изображения пиктской знати, охотников и воинов, мужчин и женщин, без явных татуировок, встречаются на монументальных камнях. Эти камни включают надписи на латыни и огамом, не все из которых расшифрованы. Хорошо известные пиктские символы, найденные на стоячих камнях и других артефактах, не поддавались попыткам перевода на протяжении веков. Пиктовское искусство можно отнести к «кельтскому », а позднее к островному. Ирландские поэты изображали своих пиктовских коллег очень похожими на них самих.

Религия

Изображение чуда святого Колумбы у ворот короля Бридеи <в начале 20 века. 313>, описанная в Адомнане в конце 7 века Vita Columbae Голова животного из Сокровища острова Святого Ниниана, найденная на Шетландских островах

Ранняя религия пиктов, как предполагается, в целом напоминала кельтский политеизм, хотя от дохристианской эпохи остались только топонимы. Когда пиктская элита обратилась в христианство, неясно, но традиции помещают Святого Палладия в пиктландию после того, как он покинул Ирландию, и связывают Абернети с Святой Бригитта Килдэр. Святой Патрик относится к «пиктам-отступникам», в то время как в стихотворении Y Гододдин пикты не упоминаются как язычники. Беда писал, что святой Ниниан (который некоторые путают со святым Финнианом из Мовилля, который умер около 589 года) обратил южных пиктов. Недавние археологические раскопки в Портмахомаке помещают фундамент монастыря именно здесь, в районе, который когда-то считался одним из последних преобразованных в конце 6 века. Это современник Бридей мак Мелчон и Колумба, но процесс установления христианства во всей Пиктландии растянется на гораздо более длительный период.

Пиктленд находился под влиянием не только Ионы и Ирландии. У него также были связи с церквями в Нортумбрии, как видно в период правления Нехтана мак-дер-Илей. Сообщаемое изгнание ионийских монахов и духовенства Нехтаном в 717 году могло быть связано со спорами по поводу датировки Пасхи и способа пострижения, когда Нехтан, по-видимому, поддерживал Римские обычаи, но в равной степени могли быть предназначены для увеличения королевской власти над церковью. Тем не менее, свидетельства географических названий предполагают широкую область влияния ионийцев в Пиктландии. Точно так же Cáin Adomnáin (Закон Adomnán, Lex Innocentium) считает брата Нехтана Бридей среди своих поручителей.

Важность монастырских центров в Пиктландии, возможно, была не такой большой, как в Ирландии. В областях, которые были изучены, таких как Стратспи и Пертшир, похоже, что местная структура высокого средневековья существовала в ранние средневековые времена. Среди основных религиозных объектов восточного Пиктленда были Портмахомак, Кеннригмонаид (позднее Сент-Эндрюс ), Данкельд, Абернети и Роземарки. Похоже, что они связаны с пиктскими королями, что свидетельствует о значительной степени королевского патронажа и контроля над церковью. Портмахомак, в частности, был предметом недавних раскопок и исследований, опубликованных Мартином Карвером.

. Культ Святых, как и во всех христианских землях, имел большое значение в более поздних Пиктлендах. Хотя короли могли покровительствовать великим Святым, таким как Святой Петр в случае Нехтана и, возможно, Святой Андрей в случае второго engus mac Fergusa, многие меньшие Святые, некоторые из которых теперь не известны, были важны. Пиктский святой Дростан, по-видимому, в более ранние времена имел множество последователей на севере, хотя к XII веку он был почти забыт. Святой Крепостной из Калросса был связан с братом Нехтана Бридэем. Оказывается, как это хорошо известно в более поздние времена, у групп благородных родов были свои собственные святые-покровители и свои церкви или аббатства.

Искусство

Брошь Рогарта, Национальные музеи Шотландии, FC2. Пиктовская брошь с перьями, 8 век, серебро с позолотой и стеклом. Классифицируется как тип Фаулера H3. Аберлемно Киркьярдский камень, класс II Пиктский камень

Пиктское искусство появляется на камнях, металлических изделиях и небольших предметах из камня и кости. Он использует отличительную форму общего кельтского раннесредневекового развития стиля Ла-Тена с возрастающим влиянием островного искусства Ирландии 7-го и 8-го веков и Нортумбрии, а затем англосаксонское и ирландское искусство в период раннего средневековья. Наиболее заметные уцелевшие - это многочисленные пиктские камни, которые расположены по всему Пиктленду, от Инвернесса до Ланаркшира. Иллюстрированный каталог этих камней подготовил Дж. Ромилли Аллен как часть Раннехристианских памятников Шотландии со списками их символов и узоров. Символы и узоры состоят из животных, включая Пиктского зверя, «прямоугольник», «зеркало и гребень», «двойной диск и Z-образный стержень» и «полумесяц и V-образный стержень», а также многие другие. Также есть бобышки и линзы с узором в виде пельты и спирали. Шаблоны криволинейные с штриховкой. На поперечных плитах вырезаны пиктские символы, островное происхождение переплетение и христианские образы, хотя интерпретация часто затруднена из-за износа и неизвестности. Некоторые христианские изображения, вырезанные на различных камнях, такие как Давид арфист, Даниил и лев, или сцены встречи святых Павла и Антония в пустыне, были созданы под влиянием островной рукописной традиции . 267>

Пиктские изделия из металла можно найти по всему Пиктленду (современная Шотландия), а также дальше на юг; У пиктов, похоже, было в наличии значительное количество серебра, вероятно, от набегов на юг или выплаты субсидий, чтобы удержать их от этого. Очень большой клад позднеримского hacksilver, найденный в Законе о ловушках, возможно, возник в любом случае. Самый большой клад ранних пиктских металлических изделий был найден в 1819 году в Закон Норри в Файфе, но, к сожалению, многое было рассеяно и переплавлено (Закон Шотландии о находках сокровищ всегда был бесполезен для сохранения). Две известные серебряные и эмалевые бляшки VII века из клада, одна из которых изображена выше, имеют "Z-образный стержень", один из пиктских символов, в особенно хорошо сохранившейся и элегантной форме; К сожалению, сохранилось мало сопоставимых произведений. С этого периода было найдено более десяти тяжелых серебряных цепей, некоторые длиной более 0,5 м; Цепочка Whitecleuch с двойными связями - одна из двух, которые имеют угловую соединительную деталь на концах, с украшением в виде символов, включая эмаль, что показывает, как они, вероятно, использовались в качестве «колье» ожерелья.

В VIII и IX веках, после христианизации, пиктская элита приняла особую форму кельтской броши из Ирландии, отдавая предпочтение истинным кольцевым броши с лопастями. Некоторые старые ирландские псевдопенаннулярные броши были адаптированы к пиктскому стилю, например, Breadalbane Brooch (Британский музей ). Сокровище острова Святого Ниниана содержит лучшую коллекцию пиктских форм. Другие характеристики пиктских металлических изделий - это точечный фон или узоры и формы животных, на которые повлияло искусство островного мира. 8 век Реликварий Монимуск имеет элементы пиктского и ирландского стиля.

Язык

пиктский язык вымер. Доказательства ограничиваются географическими названиями, именами людей, найденных на памятниках, и современными записями на других языках. Свидетельства топонимов и личных имен убедительно доказывают, что пикты говорили на островных кельтских языках, родственных более южным бриттонским языкам. Было высказано мнение, что ряд надписей на огаме нельзя идентифицировать как кельтские, и на этом основании было высказано предположение, что некельтские языки также использовались.

Отсутствие сохранившейся письменности материалы на пиктском языке - если не принимать во внимание двусмысленные «пиктские надписи» в огамском письме - не указывают на дописьменное общество. Церковь, безусловно, требовала грамотного владения латинским языком и не могла функционировать без переписчиков для изготовления литургических документов. Пиктская иконография показывает книги, которые читают и носят, а ее натуралистический стиль дает все основания предполагать, что такие изображения были реальной жизнью. Грамотность не была широко распространена, но среди высшего духовенства и в монастырях она была достаточно распространена.

Топонимические данные демонстрируют существование бриттонского языка в регионе пиктов. Эти имена содержат элементы, параллельные в валлийском, такие как pant («полый»; Panbride ), aber («устье»; Abernethy ) и maen («камень "; Метвен ), как утверждается, указывают на регионы, населенные пиктами в прошлом. Некоторые элементы наименования, такие как «яма» («часть, доля»), могли быть заимствованы в гэльском и могут относиться к предыдущим «графам» или «танагам».

Доказательство существования топонимы могут также свидетельствовать о продвижении гэльского языка в пиктландию. Как уже отмечалось, Атолл, что означает Новая Ирландия, датируется началом 8 века. Это может быть признаком развития гэльского языка. Фортриу также содержит топонимы, предполагающие гэльское поселение или гэльские влияния. Догэльская интерпретация имени как Athfocla, означающего «северный проход» или «северный путь», как в воротах в Морей, предполагает, что гэльское Athfotla может быть гэльским неверным толкованием минускулы c вместо t.

Наследие

Средневековая валлийская традиция приписывает основание Гвинеда пиктам и прослеживает их основные королевские семьи - Дома Аберффро и Динефвр - to Кунедда Вледиг, предположительно вторгшийся в северный Уэльс из Лотиана.

См. также

Ссылки

Информационные примечания

Цитаты Библиография

Дополнительная литература

  • Джеймс Э. Фрейзер, Новая Эдинбургская история Шотландии, том 1 - От Каледонии до Пиктландии, Издательство Эдинбургского университета (200 9) ISBN 978-0-7486-1232-1
  • Хендерсон, Джордж; Хендерсон, Изабель, Искусство пиктов, Темзы и Гудзона (2004) ISBN 0500238073
  • Фрейзер Хантер, За гранью империи: каледонцы, пикты и римляне, Groam House Музей, Роземарки (2007) ISBN 978-0-9540999-2-3
  • Алекс Вульф, Новая Эдинбургская история Шотландии, том 2 - От Пиктландии до Альба, Издательство Эдинбургского университета, (2007) ISBN 978-0-7486-1234-5

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Picts.
Последняя правка сделана 2021-06-02 05:07:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте